Главное сегодня. Верховная рада Украины отменила президентские выборы в 2024 году, чтобы избежать появления конкурентов у главы киевского режима Владимира Зеленского.
Выборы на Украине — 2024: состоятся ли они и что будет с Зеленским
Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий Президента Украины. Он был избран президентом в 2019 году на пять лет — предполагалось, что лидер «Слуги народа» будет занимать пост до 20 мая 2024-го. Помимо этого, как считает специалист, отмена выборов на Украине позволяет России не воспринимать Зеленского как президента. заявлял в прошлом году заместитель председателя ЦИК Украины Сергей Дубовик.
«Это называется узурпацией»: почему на Украине требуют отставки Зеленского
Кстати, этот закон гласит, что условиях военного положения запрещаются в частности: изменение Конституции Украины и проведение выборов Президента Украины. А раз так, то внести изменение в закон и разрешить выборы президента реально. Просто нет политической воли для такого решения. Но возвращаюсь к тому с чего начал. Не важно, что записано в законах.
Тем временем Зеленский продолжал настаивать на скорейшем проведении саммита « нормандской четвёрки » [176] [177] [178] [179] [180]. Российская сторона, однако, в качестве предварительного условия потребовала выполнения договорённостей предыдущего саммита 2016 года имелось в виду разведение сил ещё на двух участках линии соприкосновения сторон — в Петровском и Золотом , а также согласования « формулы Штайнмайера », касающейся вступления в силу закона об особом статусе Донбасса [181]. Согласование «формулы Штайнмайера», однако, вновь дало украинской оппозиции повод обвинить власти в предательстве национальных интересов и организовать массовые протесты [193]. Разведению войск в районе населённых пунктов Петровское и Золотое пытались помешать «ветераны-добровольцы» из батальона «Азов» члены « Национального корпуса » под командованием Андрея Билецкого [195] [196] [197] [198]. В этот период Владимир Зеленский заявил, что для него «нормандский формат» — «это ещё и возможность возвращения вопроса Крыма».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Москве «внимательно ознакомились с основными высказываниями президента Зеленского, особенно теми, которые касаются процесса урегулирования на юго-востоке Украины, Минских договорённостей и так далее… Что касается вынесения вопроса о Крыме на любой формат, будь то нормандский или ещё какой-то, то об этом не может быть и речи» [199]. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил по этому поводу, что Россия не допустит пересмотра договорённостей, достигнутых лидерами «нормандской четвёрки» на предыдущих встречах [200]. Что касается Зеленского, то он неоднократно давал понять, что не удовлетворён минскими соглашениями , подписанными при его предшественнике , и установленной в них последовательностью шагов по урегулированию конфликта в Донбассе [201] [202]. Глава МИД Украины Вадим Пристайко также неоднократно заявлял о готовности властей Украины признать несостоятельность минских соглашений и попытаться при помощи западных партнёров найти другие пути решения конфликта [203] [204] [205]. Тем временем в Киеве заявляли, что основной задачей Зеленского в ходе планируемой встречи должен стать пересмотр минских соглашений с учётом точки зрения украинской «патриотической общественности» [207]. Париж , 9 декабря 2019 года Саммит, прошедший в Париже 9 декабря, стал первой встречей лидеров в «нормандском формате» с 2016 года. В ходе саммита также состоялась первая двусторонняя встреча президентов Путина и Зеленского [208] [209]. Как было заявлено в итоговом коммюнике, участники встречи: договорились поддержать Контактную группу в обеспечении полного прекращения огня до конца 2019 года и разведения сил в трёх новых пунктах к концу марта 2020 года; договорились провести обмен пленными по формуле «всех на всех» до конца 2019 года; выступили за внесение «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство, в соответствии с версией, согласованной в «Нормандском формате» и Трёхсторонней контактной группе; выразили заинтересованность в согласовании всех правовых аспектов особого статуса Донбасса с целью обеспечения его функционирования на постоянной основе; поддержали расширение миссии ОБСЕ с тем, чтобы она могла следить за режимом прекращения огня круглосуточно и без выходных; поддержали предоставление Красному Кресту и другим международным организациям полного доступа ко всем задержанным лицам в Донбассе. Украина отказалась вносить в итоговое коммюнике упоминание о разведении сил и средств противостоящих друг другу сторон по всей линии их соприкосновения, хотя в тексте, согласованном помощниками лидеров государств «нормандской четвёрки», это было предусмотрено.
Нерешённым остаётся и ключевой политический вопрос, касающийся закрепления в украинской конституции особого статуса для ОРДЛО. На состоявшейся после переговоров совместной пресс-конференции Владимир Зеленский заявил, что Украина никогда не пойдёт на изменение конституции Украины с целью её федерализации: «Мы не допустим какого бы то ни было влияния на политическое управление Украиной. Украина — независимая страна, которая сама определяет свой политический путь» [212]. Прежде всего Украину не устраивает положение о том, что передача ей контроля над неподконтрольным сегментом границы с РФ может начаться только после проведения на территории непризнанных ДНР и ЛНР местных выборов. Украинская сторона настаивает на том, чтобы вернуть контроль над границей и только после этого проводить выборы [213] [214] [215]. В своём дебютном выступлении на 56-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности февраль 2020 года Владимир Зеленский, в частности, предложил по-новому разводить силы на линии противостояния в Донбассе — по секторальному принципу, при котором «переход от одного сектора к следующему возможен только после того, как специальная мониторинговая миссия ОБСЕ верифицирует, что в секторе отсутствуют какие-либо незаконные вооружённые формирования, войска и военная техника». Заявления Зеленского продемонстрировали, что украинское руководство продолжит добиваться изменения последовательности выполнения пунктов Минских соглашений, а в идеале и самих договорённостей [216]. В марте на переговорах Трёхсторонней контактной группы была достигнута договорённость о создании Консультативного совета по урегулированию в Донбассе, который должен был бы вырабатывать рекомендации по политическим вопросам и способствовать прямому диалогу между непризнанными республиками Донбасса и Киевом [217] [218]. Эта договорённость привела к очередным обвинениям команды президента Зеленского в «госизмене», капитуляции и предательстве интересов страны.
На этот раз к оппозиции присоединились многие депутаты фракции «Слуга народа», которые призвали президента не допустить реализации этого решения. От президента также потребовали отправить в отставку советника секретаря СНБО Украины по вопросам реинтеграции и восстановления Донбасса Сергея Сивохо , отвечавшего за подготовку «Национальной платформы примирения и единства» — инициативы мирного урегулирования конфликта в Донбассе. На самого Сивохо во время презентации этого проекта напали представители «Национального корпуса». Зеленский уступил требованиям радикалов: проект «Национальная платформа примирения и единства» был закрыт [219] , от создания Консультативного совета в Киеве также отказались. По мнению экспертов, причина такой непоследовательности заключается в отсутствии у Зеленского силового ресурса для «продавливания» принимаемых решений, а также в отсутствии в украинском обществе единства по вопросам войны и мира [220]. В начале июня представительная украинская делегация во главе с вице-премьером Алексеем Резниковым посетила с рабочим визитом Берлин. Главными вопросами переговоров стали отношения с Россией и урегулирование в Донбассе. Украинская сторона заняла даже более жёсткую позицию, чем при президенте Петре Порошенко, призвав Евросоюз усилить санкции против России и ввести эмбарго на поставки российских энергоносителей. Алексей Резников предложил заменить «нормандский формат» переговоров на « будапештский », при этом «на первых порах» даже без участия России США, Великобритания, Украина.
Украинская сторона также вновь заявила о категорическом нежелании вести прямой диалог с представителями ДНР и ЛНР [221]. С июня 2020 года Офис президента Украины заявил о включении в украинскую делегацию в рамках ТКГ представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей проживающих на территории, подконтрольной Украине. Луганскую область представляют юрист и общественник Вадим Горан, а также известный врач Константин Либстер [222] [223]. В начале июля в Берлине после долгого перерыва в переговорном процессе состоялись переговоры политических советников лидеров «нормандской четвёрки», темой которых стало выполнение договорённостей, достигнутых в Париже в декабре 2019 года. Незадолго до берлинской встречи заместитель главы украинской делегации в ТКГ Александр Мережко заявил, что Минские соглашения якобы не накладывают никаких обязательств на Украину и рассматриваются ею лишь как «документ рекомендательного характера» [224]. Позитивным итогом берлинской встречи стали договорённости о разработке дополнительных мер по обеспечению перемирия в Донбассе. Эти меры вступили в силу 27 июля. Они предполагают полный запрет ведения огня, размещения вооружения в населённых пунктах и вблизи них, наступательных и разведывательно-диверсионных действий. Кроме того, они предусматривают дисциплинарную ответственность за нарушение режима прекращения огня.
Точку в дискуссиях о легитимности Зеленского может поставить конституционный суд Украины, который имеет право толковать положение основного закона страны. Близкий к Порошенко политолог Карл Волох сообщил , что оппозиционные партии в раде готовят представление в суд о нелегитимности президента Украины. Издание «Зеркало недели» сообщало , что обращение в конституционный суд подготовили и в офисе Зеленского. Однако неясно, дойдет ли оно до адресатов.
По данным издания, в команде президента Украины опасаются, что суд может встать не на их сторону. Проблема в том, что сейчас большинство членов конституционного суда Украины 13 заседающих из 18 положенных по конституции — это назначенцы Порошенко. Вдобавок незадолго до начала СВО Зеленский вступил в жесткое противостояние с судом, которое едва не обернулось для Украина политическим кризисом. Поэтому есть вероятность, что решение судей будет политически мотивированным.
Да и сам факт подобного обращения со стороны команды Зеленского подстегнет разговоры о его легитимности. Возможно, офис президента Украины обратится туда позже — когда новых членов приведут к присяге и баланс сил сместится в пользу исполнительной власти. Почему вопрос о легитимности Зеленского вообще возник? Дискуссии о легитимности выглядят как еще один признак ухудшения внутриполитической ситуации на Украине.
С осени оппозиция стала заметнее давить на Зеленского, и с каждым месяцем список претензий становится все шире. Это видно по реакции украинского политикума на отмену выборов. Зеленский официально отложил голосование в ноябре, и тогда это не вызвало большого возмущения.
Им, кстати, стоит задуматься о своем будущем. И Кличко, у которого непростые отношения с главой государства, это уже понимает. Недавно он заявил испанской газете El Mundo, что Зеленский отслеживает всех, кто может стать его политическим противником. Тем не менее, если будут выборы, то Зеленский скорее всего опять победит. С парламентской кампанией сложнее.
Большинство «слуг народа» лишится мандата».
Просроченный президент: почему на Украине вспыхнул кризис легитимности Зеленского
ВЗГЛЯД / Зеленский становится просроченным президентом Украины :: В мире | По Конституции Украины главой украинского государства является Президент Украины, избираемый прямым голосованием на пять лет. |
Зеленский утвердил дату президентских выборов в Украине - депутат | Выборы президента Украины могут пройти в 2024 году, чтобы остановить падение рейтинга Владимира Зеленского, пишет издание El Pais со ссылкой на источники. |
Москва готова к переговорам, но вариации «формулы Зеленского» ее не устраивают
- Рейтинг кандидатов, набравших наибольшее число голосов на выборах президента Украины с 1991 года
- Президент Украины будет избираться на 5 лет
- Зеленский утвердил дату президентских выборов в Украине, заявил депутат
- РБК объяснил, к чему приведет отмена выборов президента Украины
- Зеленский: Парламентские выборы на Украине могут не состояться в срок - Российская газета
- Медведев объяснил, почему на Украине перенесли выборы президента
Содержание
- Уже в понедельник Украина будет без президента
- Что станет с Украиной после окончания президентского срока Владимира Зеленского?
- В Верховной раде игнорируют отсрочку собственных выборов
- Когда пройдут следующие выборы президента на Украине | 360°
Рада назвала время, когда примут решение по выборам президента Украины
заявлял в прошлом году заместитель председателя ЦИК Украины Сергей Дубовик. Очередные выборы президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий президента Украины. В мае заканчивается срок полномочий президента Украины Владимира Зеленского, что с точки зрения конституции страны делает его нелегитимным. Соответственно, выборы президента Украины в период военного положения прямо запрещены статьей 19 закона Украины «Про правовой режим военного положения». «Полномочия президента Украины истекают в ночь с 20 на 21 мая 2024 года и не могут быть продлены, как в случае с Верховной радой. Президент Украины Зеленский намерен в 2024 году баллотироваться на второй срок, если президентские выборы состоятся.
Быть или не быть: Что известно о выборах президента на Украине в 2024 году
Говоря о возможности проведения выборов в следующем году, он указал на то, что по законодательству Украины они «должны проходить в мирное время, когда нет боевых действий». Ранее спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук заявлял, что выборы во время действия военного положения на Украине могут привести к разрыву страны. По его словам, власти не имеют представления о том, как можно обеспечить явку населения на избирательные участки в соответствующий период и как организовать голосование для почти семи миллионов граждан, пребывающих за пределами республики.
Но в действительности отказ Украины от проведения голосования критиковали и в США, и в Европейском союзе. Член Республиканской партии США Вивек Рамасвами в ходе теледебатов назвал Владимира Зеленского «клоуном в карго-штанах», который шантажирует западные страны отменой выборов. Схожие мысли озвучивал сенатор Линдси Грэм внесен Росфинмониторингом в перечень экстремистов и террористов , известный своими критическими заявлениями в отношении России: если Украина хочет называться демократией — там должны проводиться электоральные процедуры. Призывы к проведению выборов звучали и от европейских политиков.
Министр иностранных дел Австрии Александер Шалленберг , к примеру, в ноябре прошлого года высказался однозначно — Украина не может вечно переносить голосование. Эксперт в сфере сравнительного конституционного права Иван Брикульский считает, что конституционные нормы в этом отношении нельзя трактовать однозначно, речь идет о «конституционном клинче», отметил он в разговоре с «Лентой. Законодательство запрещает проведение каких-либо выборов во время военного положения. В отношении парламента подобную ситуацию Конституция Украины регулирует. Согласно статье 83, если парламентская каденция заканчивается во время действия военного положения, то парламентские полномочия продолжаются вплоть до нового созыва... Но в отношении президента такой оговорки нет Иван Брикульскийэксперт в сфере сравнительного конституционного права Определение правомерности отмены выборов становится вопросом трактовки конституционных норм.
Спор идет о толковании статей 83, 103 и 108 Конституции Украины. Позицию соратников действующего президента озвучивал бывший судья Конституционного суда Украины Николай Мельник. По его мнению, хотя статья 103 устанавливает пятилетний срок пребывания в должности президента, она также предусматривает выполнение им своих полномочий и за пределами указанного периода. Николай Мельник ссылается на статью 108 о непрерывности исполнения государственных обязанностей, согласно которой президент Украины выполняет полномочия до вступления в должность следующего президента. По его мнению, норма касается ситуации, когда выборы состоялись и определен следующий президент. Действия Владимира Зеленского в этом смысле необходимо трактовать как узурпацию власти и квалифицировать в соответствии с Уголовным кодексом.
Проблема в том, что механизма лишения власти «засидевшегося» президента в Конституции Украины нет. Как отмечает Иван Брикульский, выборы могут быть назначены только Верховной Радой, но ответственности за непроведение голосования парламент не несет. Никаких механизмов для того, чтобы лишить власти президента, который задержался дольше своего срока, в конституционных нормах не содержится. К такой ситуации Конституция Украины была не готова Иван Брикульскийэксперт в сфере сравнительного конституционного права В легитимности Владимира Зеленского после окончания каденции сомневаются и в его собственной команде. По информации издания «Зеркало недели», юристы офиса президента Украины в конце февраля подготовили обращение к Конституционному суду Украины с просьбой разъяснить правовой статус действующего президента после 20 мая, но до сих пор не отправили документ. Журналисты связывают это с опасениями Банковой не получить нужного решения.
Однако чтобы обосновать продление полномочий президента, от судей потребуется особое толкование норм, на которое они могут не решиться пойти Согласно статье 106, круг президентских полномочий определяет исключительно Конституция Украины. Попытки судей обосновать неограниченный срок правления президента, то есть расширить его власть с помощью судебного решения, будут противоречить Основному закону, считает Иван Брикульский.
Зеленский просто испугался Залужного и «расчистил поляну». Понятно, что симпатизирующие Залужному украинцы восприняли такую явную зачистку Зеленским конкурентного поля крайне негативно. Это уже сказывается даже на публичном обсуждении легитимности пребывания Зеленского после 31 марта 2024 года. Страсти кипят — большое количество украинских политиков, в том числе и в Верховной раде, обвиняют Зеленского в узурпации власти и нелегитимности. По мнению бывшего депутата и генерального прокурора Украины Юрия Луценко, для президента боевые действия всего лишь предлог, чтобы сохранить власть: «Этот человек настроен быть президентом долго и вообще решил не заморачиваться какими-либо юридическо-правовыми или политико-правовыми шагами ни в парламенте, ни в Конституционном суде Украины». С легитимностью Рады все тоже неоднозначно.
Выборы в законодательный орган должны были состояться в октябре прошлого года, но также были отменены Фото: ru. Противники Зеленского настаивают, что в Конституции ничего не сказано о том, что полномочия президента в отличие от Рады могут продлеваться во время военного положения. Так что он уже потерял легитимность. Зеленскому следовало бы передать руководство страной спикеру парламента, которого 112-я статья Основного закона страны наделяет правом исполнять обязанности главы государства. Однако с легитимностью Рады все тоже неоднозначно. Выборы в законодательный орган должны были состояться в октябре прошлого года, но также были отменены. В силу того же военного положения. Так что Порошенко не так безумен в своих притязаниях.
А солдаты, служащие в рядах вооруженных сил, не смогут баллотироваться на выборные должности. Сейчас нет средств для того, чтобы проголосовали беженцы, солдаты на передовой и жители занятых Россией территорий, отмечает она. По ее мнению, выборы, проведенные в "горячей фазе конфликта", не усилят, а наверняка подорвут легитимность Зеленского.
Даже сторонники выборов озабочены возможной консолидацией власти. Экономист и советник бывшего украинского президента Олег Соскин призывает провести выборы, несмотря на военные действия. Он предупреждает, что в противном случае Зеленский может узурпировать власть, воспользовавшись военным положением.
Но в Киеве такая точка зрения непопулярна. Многие политические противники Зеленского воздерживаются от острой критики в его адрес в условиях военного времени, однако говорят, что выборы сейчас не могут быть честными. По его словам, после окончания военных действий шансов на победу у Зеленского "будет определенно меньше".
Если выборы состоятся сейчас, это только ослабит Украину, так как политики будут проводить избирательную кампанию, соперничать и критиковать друг друга, сказал депутат парламента от оппозиционной партии "Европейская солидарность" Владимир Арьев. Он выступает за то, чтобы Зеленский сформировал правительство национального единства, включив в него членов оппозиции. Опросы общественного мнения неизменно указывают на то, что соперником Зеленского на будущих выборах может стать командующий ВСУ генерал Залужный.
Как действующий военнослужащий он не может участвовать в выборах во время боевых действий. Зеленский постоянно лидирует в опросах общественного мнения, когда украинцам задают вопрос о том, кому они могут доверять. Недавно внепартийная исследовательская организация United Ukraine провела социологический опрос, который показал, что 91 процент украинцев доверяет Зеленскому, 87 процентов — Залужному, и 81 процент — Притуле.
Опросы также показали высокий уровень поддержки мэра Киева Кличко, главы военно-гражданской администрации южной Николаевской области Виталия Кима и секретаря совета национальной безопасности Украины Алексея Данилова. Благотворительная организация Притулы во время вооруженного конфликта укрепила свой авторитет и упрочила позиции по всей стране. На пожертвования миллионов украинцев она покупает дроны, бронежилеты, прицелы и прочее имущество для армии.
В настоящее время любая деятельность в поддержку вооруженных сил пользуется колоссальной популярностью на Украине.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- На Украине официально объявили о втором туре президентских выборов
- Просроченный президент: почему на Украине вспыхнул кризис легитимности Зеленского
- "Не время для выборов"
- Популярное
- На Украине официально объявили о втором туре президентских выборов
Выборы на Украине в военное время? Это деликатный политический вопрос
Правители независимой Украины — Русский эксперт | Срок полномочий президента Украины, который будет избран на внеочередных выборах 25 мая, составит 5 лет. |
Выборы на Украине — 2024: состоятся ли они и что будет с Зеленским | Выборы президента Украины в 2024 году будут проходить в условиях ряда рисков и вызовов, которые могут повлиять на их исход и последствия. |
Зеленский будет не нужен: к чему приведет отмена президентских выборов на Украине | По Конституции Украины главой украинского государства является Президент Украины, избираемый прямым голосованием на пять лет. |
Выборы президента Украины 2022 – кандидаты, рейтинг на сегодня и дата проведения | Депутат Верховной Рады Украины и бывший министр культуры Алексей Гончаренко заявил, что решение о том, будут ли на Украине проходить президентские выборы в 2024 году, будет принято в ходе поездки президента Украины Владимира Зеленского в США. |
История выборов президента Украины. Досье - ТАСС | Отказываясь от проведения президентских выборов на Украине, глава киевского режима Владимир Зеленский создает крайне рискованную политическую ситуацию, которая может спровоцировать кризис в украинской власти. |
РБК объяснил, к чему приведет отмена выборов президента Украины
Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший 35 лет, имеющий право голоса, проживающий на Украине в течение 10 последних перед днем выборов лет и владеющий государственным языком. В начале марта этого года украинская социологическая компания SOCIS опубликовала опрос, кого бы украинцы выбрали президентом. Выборы президента Украины состоятся 31 марта 2019 г. ЦИК завершила прием заявок на снятие кандидатуры с выборов Президента Украины-2019 и утвердила окончательный список кандидатов. В начале марта этого года украинская социологическая компания SOCIS опубликовала опрос, кого бы украинцы выбрали президентом.
Выборы президента Украины 2022 – кандидаты, рейтинг на сегодня и дата проведения
Новости о президентских выборах на Украине - РТ на русском | В Украине 31 марта 2024 года должны были состояться президентские выборы, которые Зеленский благополучно отменил. |
История выборов президента Украины. Досье - ТАСС | Главное сегодня. |
Что будет с полномочиями Зеленского после 20 мая | В Офисе президента Украины хотят объявить досрочные выборы президента осенью. |
Что будет с полномочиями Зеленского после 20 мая | Очередные выборы президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий президента Украины. |
Бомба для Зеленского: у президента Украины осталось 50 дней
По Конституции Украины главой украинского государства является Президент Украины, избираемый прямым голосованием на пять лет. ЦИК Украины подтвердила легитимность Владимира Зеленского по окончании его полномочий 20 мая 2024 года. Статья 103: «Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. Президент Украины Владимир Зеленский объяснил, почему в стране отменили выборы главы государства, передает 1 декабря The Associated Press.