Такой вид диалога всегда имеет конечную , умеющие вести конструктивный диалог, в профессиональной среде добиваются намного большего, чем те, кто любит вступать в перепалки или предпочитает несколько правил ведения конструктивного.
Конструктивный диалог что это значит
С одной стороны, человек хочет придать вес своему мнению, но на деле же такие фразы абсолютно беспочвенны и не имеют под собой никакой аргументации. Так уже получилось, что люди не всегда умеет грамотно использовать имеющиеся факты. Например, на вопрос: «Почему нам стоит полететь отдыхать в страну «А», а не в страну «Б»? Эта фраза знакома многим семейным парам. Отдых в стране «А» более дешевый? Или же там лучше природа и условия? Никогда не забывайте о конкретике и аргументах! Психологические нормы общения Психологические нормы общения включают следующие принципы: принцип равной безопасности; принцип нецентрической направленности; принцип адекватности. Принцип равной безопасности заключается во взаимном уважительном отношении собеседников друг к другу. Запрещается использовать оскорбления, ярлыки, грубые выражения, обидные слова, презрение и насмешки.
Принцип нецентрической направленности означает направление всех сил участников на решение проблем. Вместо защиты амбиций и эгоистических интересов. Принцип адекватности основывается на правильном восприятии того, что сказано, а также на правильном озвучивании мысли. При ведении конструктивного диалога главное, чтобы партнер по диалогу понимал то, что вы говорите. Потому что за понимание смысла ответственен отправитель сообщения. Условия Эффективный диалог возможен только при определенных условиях, без которых реагировать на речь собеседника конструктивно — не получится. Относится к человеку как к равному. Его социальный статус, положение в обществе, популярность и другие внешние атрибуты не должны влиять на диалог. Это условие работает в обе стороны — не стоит подстраиваться под вышестоящего по должности просто потому, что он богаче или наделен большей властью.
Также не нужно показывать превосходства или снисходительного отношения к человеку, который по достатку или положению ниже вас. Внимательно слушать собеседника. Не просто слышать, а слушать. Сосредоточить внимание на его словах, подключить образное мышление, запоминать детали. Необходимо удалиться от внешних раздражителей и полностью погрузиться в диалог. Быть непредвзятым. Нужно быть готовым понять человека, поскольку то, что он говорит — результат его умственной и практической деятельности, прошлого опыта. Он пришел к своей точке зрения не в один день, а потому имеет смысл понять его позицию. Конечно, не стоит и сразу менять свою точку зрения на то, что преподносит собеседник.
Здесь важен баланс — выслушать и проанализировать информацию, не принимая и не отвергая ее источник. Выбор правильного собеседника. Не каждый вопрос можно обсудить с каждым человеком. Если вы хотите решить проблему — лучше обратиться к компетентному человеку, который либо сталкивался с такой же проблемой, либо имеет большой опыт в ее решении, является профессионалом. Существуют люди, с которым вообще невозможно построить грамотный конструктивный диалог. Вариантов масса: человек эмоционален сам по себе, а потому реагирует на информацию неадекватно; личная неприязнь к вам настолько велика, что человек не в какую не желает идти на диалог; человек — эгоист и его ваша проблема не волнует; человек считает вашу проблему простой, легко решаемой, а потому считает, что вы «зря беспокоитесь». Возможные препятствия Главным фактором, мешающим конструктивной беседе, является оценочное суждение. Очень трудно быть всегда уверенным в единых взглядах с собеседником, поэтому говорить необходимо фактами, без аргументов за или против. Старайтесь вести беседу так, чтобы человек пожелал сам реализовать ваше желание.
При отсутствии у партнера по диалогу желания делиться информацией, не устраивайте допрос, это может привести к возникновению спора. Не убеждайте человека в том, что его поступки объясняются страхом, ревностью или другими эмоциями, это может вызвать обиду на вас и спровоцировать приступ агрессии. Если собеседник видит проблемы в разрешении ситуации, то проявите уважение к его чувствам и переживаниям. Даже при отсутствии у вас интереса к теме собеседника, проявите такт и постарайтесь не перебивать его. Не демонстрируйте свое превосходство над собеседником, даже если на то имеете основание. Формулируйте предложения в виде просьбы, а не приказа. Это стимулирует у собеседника появление желания помочь. Что еще может препятствовать конструктивному диалогу: обсуждение событий, которые уже произошли; выбор неправильного собеседника; желание изменить не ситуацию, а окружающих; препятствие в общении, основанное как на личной неприязни, так и на других причинах; избегание собеседника, из-за его возможного негативного влияния на ситуацию; невозможность воспринимать речь собеседника; семантический фактор: использование жаргона или сленга может отвернуть; неуверенность в себе. Правильный выбор собеседника Подчиненные обговаривают между собой решения своего руководства: одних не устраивает уменьшение времени, отведенного на обеденный перерыв, других — кондиционер, который не работает в жару, третьих — отсутствие мусорного ведра в офисе, и т.
Если они будут просто обсуждать это между собой, то так в итоге ничего и не добьются. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться напрямую к своему начальству если есть конкретное предложение. Эмоциональное напряжение при общении Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. Излишние эмоции могут привести к потере контроля над ситуацией. Для снятия эмоционального напряжения существуют следующие приемы: не используйте защиту и тактику нападения; формулируйте свою мысль так, чтобы не вызвать желание защититься; не оправдывайтесь, этим вы проявляйте слабость; поясняйте совою точку зрения спокойно и обстоятельно; устраняйте источник негатива; покажите готовность к пониманию своего оппонента; не заостряйте внимание на своих потребностях. Прием 1. Эмоционально-информационное управление ситуацией Пользуясь технологией управления и фильтрации информации, получаемой от других людей, вы можете не раскручивать эмоции, а переводить их на рациональный уровень. Чаще всего потенциальная конфликтность нарастает там, где искажение информации происходит при передаче по «цепочке». Необходимо сразу же отсечь барьеры вероятного искажения или определить, где возможна предвзятость, необъективность в оценке ситуации.
Если пренебрегать нормой управления информацией, можно столкнуться и с эффектом «самонакручивания». В таком состоянии человек самостоятельно делает выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Поэтому следует держать в своем сознании необходимость получения ответов на вопросы и в ситуации предконфликтного или конфликтного общения действовать по следующему алгоритму. Необходимо справиться с эмоциональным фоном ситуации. Можно попробовать управлять поведением собеседника посредством предложений: «давайте присядем и поговорим», «выпейте воды и успокойтесь», «сначала успокойтесь, потом поговорим». В этой ситуации эффективным может быть отвлечение от ситуации: «подождите, мне надо сделать один звонок», «сколько вам необходимо времени на изложение проблемы? Получите ответы на вопросы! Необходимо выяснить, что произошло важны только факты без эмоций и кто свидетели событий. Важно разговаривать с «первым информационным лицом», а не посредниками, которые могут искажать информацию.
На основании полученной информации определить, каковы последствия развития ситуации и есть ли смысл в нее включаться. Разобраться в мотивации действий сторон и составить предварительный прогноз последствий. Дать выход негативной энергии, которой «заряжена» ситуация, из собственного сознания. По словам известного психиатра К. Быкова: «Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Здесь оправданны любые приемы защиты, особенно если не вы виновник ситуации. Техника общения Чтобы быть правильно понятым и полезным для собеседника, пользуйтесь правилами конструктивного общения: Ведите разговор на языке собеседника, не используйте в общении сложные термины и выражения. Подчеркивайте свое уважительное отношение к оппоненту. Старайтесь найти что-то общее, благодаря этому проще строить беседу.
Проявите интерес к проблемам оппонента. Внимательно выслушайте его и дайте высказаться. Говорите о том, что вы чувствуете. Это поможет вызвать доверие к вам. Не говорите лишних слов, если не знаете способа решения проблемы. Не воспринимайте негативно действия партнера. Конструктивная критика Конструктивный разговор — что это? Думаем, с этим вопросом мы уже разобрались. Теперь пришло время рассмотреть понятие «конструктивная критика», поскольку она неразрывно связана с конструктивным разговором.
Он позволяет сторонам найти баланс и найти наилучшие решения, которые будут основаны на глубоком анализе и коллективной мудрости. Разрешение конфликтов Конструктивный диалог играет важную роль в разрешении конфликтов. Он позволяет снизить напряжение и найти общее решение, которое удовлетворяет все стороны. Важно понять, что разрешение конфликтов не означает, что каждая сторона должна соглашаться с точкой зрения другой стороны. В конструктивном диалоге каждая сторона высказывает свои аргументы и точку зрения, при этом уважая мнение других. Важно научиться слушать друг друга активно, не перебивая и не прерывая собеседника.
Часто конфликты возникают из-за непонимания или неправильного толкования слов или действий, поэтому важно выяснить все детали и уточнить смысл изначально произнесенного. Однако разрешение конфликтов не всегда происходит мгновенно. Иногда требуется время на осмысление собственных эмоций и аргументов, а также на поиск компромиссного решения. Важно не уходить от проблемы и продолжать диалог, даже если это кажется сложным или неприятным. Часто конфликты могут быть решены путем обсуждения и поиска взаимоприемлемого решения для всех сторон. В процессе разрешения конфликтов важно быть готовым уступить и сделать компромиссные шаги.
Это поможет создать атмосферу доверия и взаимопонимания, что в свою очередь способствует созданию конструктивного диалога.
Возможные препятствия Главным фактором, мешающим конструктивной беседе, является оценочное суждение. Очень трудно быть всегда уверенным в единых взглядах с собеседником, поэтому говорить необходимо фактами, без аргументов за или против. Старайтесь вести беседу так, чтобы человек пожелал сам реализовать ваше желание.
При отсутствии у партнера по диалогу желания делиться информацией, не устраивайте допрос, это может привести к возникновению спора. Не убеждайте человека в том, что его поступки объясняются страхом, ревностью или другими эмоциями, это может вызвать обиду на вас и спровоцировать приступ агрессии. Если собеседник видит проблемы в разрешении ситуации, то проявите уважение к его чувствам и переживаниям. Даже при отсутствии у вас интереса к теме собеседника, проявите такт и постарайтесь не перебивать его.
Не демонстрируйте свое превосходство над собеседником, даже если на то имеете основание. Формулируйте предложения в виде просьбы, а не приказа. Это стимулирует у собеседника появление желания помочь. Что еще может препятствовать конструктивному диалогу: обсуждение событий, которые уже произошли; выбор неправильного собеседника; желание изменить не ситуацию, а окружающих; препятствие в общении, основанное как на личной неприязни, так и на других причинах; избегание собеседника, из-за его возможного негативного влияния на ситуацию; невозможность воспринимать речь собеседника; семантический фактор: использование жаргона или сленга может отвернуть; неуверенность в себе.
Эмоциональное напряжение при общении Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. Излишние эмоции могут привести к потере контроля над ситуацией. Для снятия эмоционального напряжения существуют следующие приемы: не используйте защиту и тактику нападения; формулируйте свою мысль так, чтобы не вызвать желание защититься; не оправдывайтесь, этим вы проявляйте слабость; поясняйте совою точку зрения спокойно и обстоятельно; устраняйте источник негатива; покажите готовность к пониманию своего оппонента; не заостряйте внимание на своих потребностях. Культура общения Для того чтобы взаимоотношения с людьми приносили положительные последствия, используйте культуру общения и контролируйте свое поведение.
Для этого необходимо: воспринимайте собеседника на равных; цените важность личности и действий человека, с которым ведете беседу; продемонстрируйте свою заинтересованность; создайте видимое и осознанное внимание. Техника общения Чтобы быть правильно понятым и полезным для собеседника, пользуйтесь правилами конструктивного общения: Ведите разговор на языке собеседника, не используйте в общении сложные термины и выражения. Подчеркивайте свое уважительное отношение к оппоненту. Старайтесь найти что-то общее, благодаря этому проще строить беседу.
Проявите интерес к проблемам оппонента. Внимательно выслушайте его и дайте высказаться. Говорите о том, что вы чувствуете. Это поможет вызвать доверие к вам.
Не говорите лишних слов, если не знаете способа решения проблемы. Не воспринимайте негативно действия партнера. Техника слушания Для ведения диалога необходимо освоить техники слушания собеседника. К ним относятся: активная рефлексивная , пассивная нерефлексивная и эмпатическая.
Активная Активная техника заключается в отражении полученной информации. Это показывает собеседнику ваше внимание, заинтересованность и уважение, а также удерживает внимание, без потери нити разговора. Пассивная Пассивная техника отражает полную сосредоточенность внимания на полученной информации и поведении партнера. Для демонстрации того, что вам интересна тема, иногда делайте кивок головой, тем самым подтверждая, — вы внемлите собеседнику.
Читайте также: Принцип действия гипносуггестивной психотерапии Эмпатическая Эмпатическая техника основывается на сопереживании оппоненту. Необходимо не только понимать, но и разделять эмоции собеседника. Для ведения положительного конструктивного диалога советуют овладеть этой техникой. Необходимо настроиться на слушание оппонента, абстрагироваться от своих проблем, окружающих событий.
Старайтесь уловить чувства партнера и передать их словами. Выдерживайте паузу после своих слов для обдумывания их собеседником.
Когда люди не могут договорится, не могут выстроить конструктивный диалог - их отношения начинают рушится. Важно понимать, что то, что мы слышим, может не совпадать с тем, что пытался донести другой человек. Подумайте: как чаще всего вы реагируете на фразы обращенные к вам? Например, вы склонны слышать возражение в каждом предложении? Или вы часто чувствуете, что вас игнорируют? Для того, чтобы начать здоровое общение, нам нужно помнить о четырех составляющих сообщения: Факт Отношения Обращение Поэтому в следующий раз, когда вы почувствуете, что диалог заходит в тупик или вызывает слишком яркие эмоции, вернитесь к исходному утверждению и подумайте о четырех составляющих аспектах сообщения. Как еще вы могли бы интерпретировать сообщение?
Сосредоточьтесь на фактических фактах сообщения и используйте вопросы, чтобы уточнить, поняли ли вы, что другой человек пытался вам сказать. Пример констуктивного диалога Для примера еще один диалог: Ваш партнер опаздывает и Вы начинаете раздражаться. Для получения положительного результата беседы выполните следующие четыре шага: 1. Наблюдение Во-первых, постарайтесь передать свои наблюдения, не навешивая ярлыков и не интерпретируя их. В том случае, если ваш партнер опаздывает, это именно так: он опаздывает.
Конструктивный разговор что это. Конструктивный диалог в паре
Высказывание должно быть правдивым, с достаточным количеством обоснований. Не отклоняйтесь на другие темы. Выражайте свои мысли ясно, избегайте неоднозначности, будьте краткими и организованными. К правилам речевого оборота можно отнести также принцип коммуникации. К этому принципу относятся: такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие и симпатия.
Такт Такт относится к границам личных сфер. Необходимо соблюдать дистанцию между собеседниками. Не стоит говорить о цели разговора, если оппонент ее не озвучил, а также избегайте тем о личной жизни и вкусах. Великодушие Старайтесь формулировать свои предложения, избегая вынужденного принуждения.
Оппонент должен иметь возможность отказаться от него. Одобрение Взгляды людей, ведущих диалог, должны совпадать, быть позитивными в отношении. Различное видение значительно затрудняет достижение собственных целей. Скромность Необходимо пресекать излишнюю похвалу в свой адрес и обладать реалистичной, объективной самооценкой.
Завышенная самооценка может негативно повлиять на достижение результата. Согласие Собеседники должны отказаться от конфликта для решения поставленной цели. Симпатия Обращение к оппоненту должно быть благожелательным. Отсутствие благожелательности делает конструктивный диалог невозможным.
Соблюдение правил и принципов не является абсолютным. Но они позволяют достичь позитивного коммуникативного климата, потому что эффективность передачи информации увеличивается в атмосфере доверия и благожелательности. Психологические нормы общения Психологические нормы общения включают следующие принципы: принцип равной безопасности; принцип нецентрической направленности; принцип адекватности. Принцип равной безопасности заключается во взаимном уважительном отношении собеседников друг к другу.
Запрещается использовать оскорбления, ярлыки, грубые выражения, обидные слова, презрение и насмешки. Принцип нецентрической направленности означает направление всех сил участников на решение проблем. Вместо защиты амбиций и эгоистических интересов. Принцип адекватности основывается на правильном восприятии того, что сказано, а также на правильном озвучивании мысли.
При ведении конструктивного диалога главное, чтобы партнер по диалогу понимал то, что вы говорите. Потому что за понимание смысла ответственен отправитель сообщения. Что такое конструктив? Дабы понять, что значит конструктивный разговор, необходимо для начала узнать значение слова «конструктив».
Конструктив — это действия или реакции, которые направлены на решение проблемных задач, нормализацию отношений и улучшение затруднительной ситуации. Противоположностью конструктива является деструктив. Если человек использует ненормативную лексику, оскорбляет, беспочвенно обвиняет других людей то есть занимается деятельностью, которая забирает время и ни к чему не приводит — это и есть деструктив. Возможные препятствия Главным фактором, мешающим конструктивной беседе, является оценочное суждение.
Очень трудно быть всегда уверенным в единых взглядах с собеседником, поэтому говорить необходимо фактами, без аргументов за или против. Старайтесь вести беседу так, чтобы человек пожелал сам реализовать ваше желание. При отсутствии у партнера по диалогу желания делиться информацией, не устраивайте допрос, это может привести к возникновению спора. Не убеждайте человека в том, что его поступки объясняются страхом, ревностью или другими эмоциями, это может вызвать обиду на вас и спровоцировать приступ агрессии.
Если собеседник видит проблемы в разрешении ситуации, то проявите уважение к его чувствам и переживаниям. Даже при отсутствии у вас интереса к теме собеседника, проявите такт и постарайтесь не перебивать его. Не демонстрируйте свое превосходство над собеседником, даже если на то имеете основание. Формулируйте предложения в виде просьбы, а не приказа.
Это стимулирует у собеседника появление желания помочь. Что еще может препятствовать конструктивному диалогу: обсуждение событий, которые уже произошли; выбор неправильного собеседника; желание изменить не ситуацию, а окружающих; препятствие в общении, основанное как на личной неприязни, так и на других причинах; избегание собеседника, из-за его возможного негативного влияния на ситуацию; невозможность воспринимать речь собеседника; семантический фактор: использование жаргона или сленга может отвернуть; неуверенность в себе. Решайте проблему, а не меняйте собеседника В жизни многие люди очень часто пытаются изменить окружающих под себя. От такой черты нужно попытаться избавиться как можно быстрее.
Осознание того факта, что у вас вряд ли получится изменить другого человека, может предотвратить огромное количество проблем, которые могут появиться в обозримом будущем. Перед вами стоит конкретная задача. Рассмотрим проблему, которую мы упоминали ранее, — ребенок не успевает выполнять домашнее задание. В такой ситуации не нужно ломать свое чадо и в достаточно грубой форме пытаться его перевоспитывать.
Ребенок может не делать домашнее задание не только из-за того, что он хулиган и бездельник. Возможно, он слишком занят на тренировках. Или же у него много времени занимают репетиторы, и он из-за этого просто-напросто не успевает поработать над другими предметами. Есть вероятность, что он просто не понимает ту или иную тему.
Как видите, причин может быть много. Главное — это выявить проблему и попытаться ее решить. Эмоциональное напряжение при общении Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. Излишние эмоции могут привести к потере контроля над ситуацией.
Стройте свой диалог на подтвержденных фактах, чтобы собеседник больше проникся к вам доверием. Не забывайте про конструктивную критику. Особенно если вы начальник. На ошибки подчиненных нужно указывать так, чтобы они это поняли и исправили, а не чтобы обиделись и уволились.
Правильное общение — это умение говорить нужные слова в нужное время. И чем выше занимаемая должность человека в бизнесе, тем дороже его время, потраченное на каждое конкретное слово. Руководитель должен: направлять действия подчиненных для достижения намеченных целей; правильно выражать свои мысли и идеи; обосновывать свое видение в различных обстоятельствах. Для достижения своих целей необходимо выражать мысли конструктивно. Они должны вызывать необходимые вам эмоции и убеждения.
Человек, занимающий руководящую должность, должен уметь воздействовать словами на подчиненных. Это необходимо для успешного бизнеса. Упражнение «Видеофильм». Инструкция психолога У вас недавно произошел конфликт с коллегой. В своем внутреннем монологе вы произносите обвинительные речи по отношению к нему и никак не можете избавиться от чувства неприязни к этому человеку. Через определенное время вам кажется, что участник конфликта имеет все человеческие недостатки и пороки, какие вы знаете. Этот человек ужасен, просто монстр! Остановите свое воображение! Человек-монстр встречается в реальной жизни чрезвычайно редко, а ваша работа не похожа на фильм ужасов. В реальной жизни люди, как правило, обладают и недостатками, и достоинствами.
Вы и сами не свободны от определенных отрицательных черт характера. Постарайтесь избавиться от негативных эмоций. Представьте ситуацию вашего конфликта, как фрагмент видеофильма. Вы оператор, «отснявший» сцену конфликта, и режиссер в одном лице. Кадр за кадром вы просматриваете снятый сюжет. С чего все началось? Остановите запись в начале фрагмента. Вот человек, с которым вы конфликтовали. Как он вошел? Какое у него было лицо?
Какие движения? Возобновите просмотр. Что он говорит? С какой интонацией? Почувствуйте его настроение. Почему он так себя ведет? А вот в кадре показались вы. Как вы вошли? Какое лицо было у вас? Какие движения и поза?
Что вы сказали? С какими интонациями вы проговорили эти слова? Что вы чувствовали в этот момент? Что в ваших словах вызвало бурную реакцию у вашего партнера? Кадр за кадром вы внимательно просматриваете сцену от начала до конца. Это всего лишь эпизод из фильма. Нравится ли вам ваше поведение, которое вы наблюдаете на видеопленке? Спокойно и бесстрастно проанализируйте свою роль. Выделите те слова и действия, которые не следовало бы говорить и делать. Почему вы все же это сделали?
Не смогли сдержать себя и вовремя остановиться? Преувеличили причину конфликта? Вы перенесли на партнера свое раздраженное состояние? После «просмотра» сцены конфликта подумайте, какие техники общения надо было выбрать при диалоге? Что следует изменить в себе и своем взаимодействии с окружающими для того, чтобы меньше конфликтовать в дальнейшем с людьми и стать более гибким, терпеливым и доброжелательным в общении. Убеждать Конструктивное общение помогает развитию осознанного понимания необходимости действий для достижения результата. Для этого нужно сформировать у него ваше видение ситуации. Человек должен прийти к выводу, что сделать нужно так, как вы от него хотите. Первый этап убеждения — вытеснение. Оно заключается в опровержении аргументов вашего оппонента, доказательстве несостоятельности его убеждений.
После опровержения необходимо внести в его сознание свои аргументы. Это называется замещение.
Правила спора Древние греки — известные мастера полемики — называли искусство спора эристикой. И они совершенно не зря именовали спор искусством. Конструктивное общение — это процесс, который должен принести моральное удовлетворение обеим сторонам, служащий для достижения основной цели беседы — познания истины и корректировки картины мира. Важно соблюдать несколько простых правил. Первое, на что стоит обратить внимание еще перед началом беседы, — это настроение и самочувствие оппонента. Насколько бы ни была интересна тема, которую необходимо обсудить, нормального общения не получится, если одна из сторон разговора: раздражена; куда-то спешит или очень занята; плохо себя чувствует и т.
Психологи не рекомендуют злоупотреблять в разговоре резким отрицанием. Вместо простого, но категоричного «нет» лучше сказать «Согласен, но…» или «Отлично, однако…». Употребление таких форм сглаживает общую напряженность и помогает беседе стать более продуктивной. Этот прием идет на пользу обоим участникам разговора. Тот, кто употребляет вышеназванные формы, как бы говорит другому, что принимает его мнение, но желает высказать свою, несколько отличную точку зрения. Еще одно важное правило конструктивного общения: никакой сухости! Диалог — это беседа двух и более лиц, а не монолог одного из участников беседы, изредка прерываемый односложными фразами другого или других. Читайте также: Как называется болезнь когда человек забывает название предметов Озабоченные поисками истины, исправлением и дополнением картины мира оппоненты должны принимать в равной степени живое участие в разговоре.
Это правило работает даже в отношении людей молчаливых, которых природа обделила ораторским талантом. Дискуссия, направленная на познание истины, не может проводиться в официальном тоне. Это неприятно. Сухой официоз не позволяет собеседникам чувствовать себя свободно, без стеснения выражать свое мнение. Каждому участнику беседы нужно всем своим видом выказать расположение к собеседнику и уважение к его ценностям, чтобы установить доверительную атмосферу равенства и творчества. Правила конструктивного общения с детьми По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах: Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать.
Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки. Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему. Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой. Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи.
Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям. Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним. Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям. Неконструктивный разговор. Завершение неконструктивного разговора Поскольку общение подразумевается живое, а не чисто информационное, то вступают в силу «побочные» эффекты, как отрицательные, так и положительные.
Положительные: ресурс группы, дополнительная мотивация, эмоционально-чувственный аспект. Отрицательные: отвлечение от цели по разным причинам. Конструктивное общение Конструктивное общение-это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное. Конструктивное общение состоит из: — умения слушать — способности понять смысл услышанного — способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения — желания получать новую информацию, знания — доброжелательности, приветливости — способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения — умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека Конструктивное общение необходимо для того, чтобы: — решить возникшую проблему — обсудить совместные действия — для развития личности — как средство поддержки — для получения новой информации, опыта — для приятного общения Основные коммуникативные барьеры в общении Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо, или суггестии. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, то есть человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека. Механизм противовнушения воздвигает потоку речи, информации многочисленные коммуникативные барьеры. Таким образом, коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать?
В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций: «авторитет»; «непонимание». Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения. Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых. Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов: социального положения статуса , от принадлежности к реальной «авторитетной» группе. Психолог П.
Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся. Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого до последнего класса составлял 14—15 см; привлекательного внешнего вида аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений. Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником.
Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора. Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов. Как же преодолевать этот барьер? Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы: привлечь внимание; удержать внимание. На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция. Привлечь внимание можно при использовании трех основных приемов.
К ним относятся: прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих откуда родом, последний просмотренный фильм, телевизионная передача, прочитанная книга, увлечения и др. Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует; прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т. Не менее важна и проблема поддержания внимания Она решается рядом приемов.
Наиболее важные из них следующие. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий ; прием «навязывания ритма» постоянное изменение характеристик голоса и речи, то есть говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания; прием «акцентировки» употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание», «Важно о и др. Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» не слышим, не видим, не понимаем. Почему это происходит и как можно эти проблемы решить? Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический фонема — звук , семантический семантика — смысловое значение слов , стилистический стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания , логический. Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях: когда говорят на иностранном языке; используют большое число иностранных слов или специальную терминологию; когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны: внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки; учет аудитории и индивидуальных особенностей людей чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе — медленнее, на юге — быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др. Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам: любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений; «смысловые» поля у разных людей разные; зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры например, смысл слов «перо», «капуста» и др.
Конструктивный диалог в паре. Конструктивный разговор: значение, понятие, правила и особенности
Возможно, это действительно так. Но «слушать собеседника» и «слышать собеседника» — это совершенно разные вещи. Чуть ниже мы поделимся с вами другими важными правилами, которые нужно знать каждому человеку, желающему научиться конструктивно разговаривать. Почему конфликты иногда полезны Возникновение спорных ситуаций в любом коллективе, в семье или на работе вскрывает противоречия и несовпадения между внешними, проговариваемыми факторами, и невербальной, скрытой информацией. Вот несколько случаев, когда это может произойти: образование или жизненный опыт руководителя коллектива ниже показателей работников; интеллектуальный уровень группы существенно различается; незнание методов делового общения; стремление к силовым методам общения; несовпадение целей. Деструктивные процессы не приносят радости, но иногда бывают полезными: в конфликтной ситуации на поверхность выплывают внутренние противоречия в коллективе, скрываемые раздоры и недовольства. Если применять методы любую разрушающую отношения конфликтную ситуацию можно перевести в конструктивный разговор. Спор деструктивный — это борьба за злоба, потеря лица, напряжение, отсутствие решений проблемы.
Временные рамки Самое важное в решении той или иной проблемы — это ее своевременность. Очень часто люди начинают говорить о том, что уже произошло: «Вчера ты не вынес мусор»; «Ты должна была рассказать мне об этом сразу же после того, как это случилось»; «Тебе нужно было принести это еще неделю назад». Такие фразы не приведут к решению проблемы. Они приведут к тому, что человек начнет выкручиваться и искать оправдания. Помните о том, что прошлое нельзя изменить. Вы можете повлиять на настоящее и будущее. Разговор о прошлом будет уместен только тогда, когда вы разбираете ошибки, которые стоит избегать в будущем.
Например, если ваш ребенок не делает вовремя уроки, необходимо для начала разобраться в корне проблемы: он не понял задание, не успел из-за загруженности другими предметами или же просто не захотел их делать? Выяснив изначальную причину проблемы, вы сможете предотвратить ее в дальнейшем. Пирамида Грэма Для наглядности покажите и прокомментируйте с учениками классификацию опровержений американского предпринимателя и программиста, автора многочисленных эссе Пола Грэма Paul Graham. Впервые эта пирамида была описана в 2008 году в эссе «Как правильно возражать». Грэм показал иерархию аргументаций от оскорбительных и неконструктивных до тех, которые содействуют продуктивности дискуссии. Если движение вверх по иерархии снизит напряжённость дискуссии, то это пойдет большинству ее участников на пользу. Пол Грэм.
Использована русскоязычная версия пирамиды из Википедии. Предложите ученикам привести примеры по каждому из семи уровней. Правильный выбор собеседника Подчиненные обговаривают между собой решения своего руководства: одних не устраивает уменьшение времени, отведенного на обеденный перерыв, других — кондиционер, который не работает в жару, третьих — отсутствие мусорного ведра в офисе, и т. Если они будут просто обсуждать это между собой, то так в итоге ничего и не добьются. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться напрямую к своему начальству если есть конкретное предложение. Типы и отличия конфликтов Психологи различают два типа споров: конструктивный; деструктивный конфликт. При конструктивном подходе обязательно найдется выход из ситуации, который удовлетворит обе стороны.
Благодаря творческому подходу к решению задачи улучшаются взаимопонимание и личностные отношения между людьми. Деструктивный — это конфликт, который не приводит к решению изначальной проблемы. Неумение и нежелание выслушивать оппонента, анализировать его доводы, установка на конфронтацию — все это приводит к разрушению отношений. Характерной особенностью постсоветской культуры является привычка «сбрасывать» свою неудовлетворенность на ближайшее окружение. Возникновение «конфликтной цепочки» может начаться утром в транспорте или на улице, продолжиться на работе и закончиться дома в семье. Мелкие придирки, крики и обвинения приводят к соответствующей реакции: близкие люди чувствуют себя несчастными, нервными. Одна болезненная ситуация перетекает в другую, эмоции «взрываются» подобно вулкану, разрыв отношений неминуем… А всего лишь нужно было отстраниться от негатива и не тащить «мусор» с собой.
Использование фактов Довольно часто нам приходится слышать следующие фразы: «Ты ничего в этом не понимаешь»; «Я уверена, что так будет правильнее»; «Я лучше знаю». С одной стороны, человек хочет придать вес своему мнению, но на деле же такие фразы абсолютно беспочвенны и не имеют под собой никакой аргументации. Так уже получилось, что люди не всегда умеет грамотно использовать имеющиеся факты. Например, на вопрос: «Почему нам стоит полететь отдыхать в страну «А», а не в страну «Б»? Эта фраза знакома многим семейным парам. Отдых в стране «А» более дешевый? Или же там лучше природа и условия?
Никогда не забывайте о конкретике и аргументах! Возможные препятствия Главным фактором, мешающим конструктивной беседе, является оценочное суждение. Очень трудно быть всегда уверенным в единых взглядах с собеседником, поэтому говорить необходимо фактами, без аргументов за или против. Старайтесь вести беседу так, чтобы человек пожелал сам реализовать ваше желание.
То, что вы подразумеваете под словами «я знаю наперёд, что ты скажешь», означает, что в вашей памяти уже зафиксирован ход похожей беседы из прошлого. И вы буквально по той же самой тропинке пытаетесь идти уже с новым собеседником, не погружаясь вниманием в суть его речей. В таком случае вы не учитываете тот факт, что его идеи могут значительно отличаться от мыслей вашего прошлого собеседника. Таким образом, люди приходят к столкновению, в котором один из участников беседы закрывается от постоянного перебивания его мыслей вторым собеседником, а тот второй очень доволен, что смог заранее ответить на ещё не заданные ему вопросы.
Даже если вы действительно убедились в том, что все мысли и идеи собеседника вам знакомы, не спешите отвечать ему готовыми ответами. Его мысли и идеи основаны на его картине мира, которая может быть неполной или, наоборот, завалена ложными фактами. А это значит, что пока вы не обсудите его картину мира и не сможете совместно откорректировать её до единого видения, ваши готовые ответы будут расцениваться как нечто «замудрённое, чужеродное». Научитесь внимательно слышать собеседника - только так вы сможете увидеть его картину мира! Это первый шаг на пути к пониманию друг друга. Только так вы сможете действительно распознать мысли и идеи собеседника. И если они вам уже знакомы, но вы с ними не согласны, то только через внимательное слушание вы получите возможность узреть картину мира человека, и найти в ней ключики к единому взгляду на мир. Задача специалиста корректно завершить разговор.
Наша цель: защита интересов сотрудников и экономия времени, затрачиваемого на неконструктивные разговоры. Всего доброго" Завершить разговор, нажав на клавишу сброса звонка. Если клиент начинает задавать вопросы личного характера. Скажите, пожалуйста, у Вас есть вопросы, касающиеся работы компании МТС? Всего доброго. До свидания. Как и в первом случае мы вежливо предупреждаем абонента, что разговор может быть прекращен, и затем прекращаем разговор, вежливо попрощавшись. Уважение к своей компании — это уважение к себе, и, как следствие, уважение к Клиенту!
Если клиент вежлив, корректен, получил исчерпывающую консультацию по интересующему его вопросу, но не хочет завершать разговор. Случай, когда клиент некорректен, рассмотрен выше. Данная ситуация часто возникает, если Вы отказываете позвонившему в предоставлении какого-либо сервиса например, изменении тарифного плана, добавления услуги и т. Вас интересует информация по другим вопросам? Всего доброго". Для решения вопроса воспользуйтесь, пожалуйста, способами, которые мы с Вами обсудили. Начнем со случая, когда партнер ведет себя деструктивно, объявляет о своей твердой позиции, критикует ваше предложение и вообще стремиться делать только то, что обеспечивает максимум собственной выгоды. Естественно, что в такой ситуации вы можете испытать соблазн встать на свою защиту и склониться к тому, чтобы контратаковать.
Однако если вы так поступите, дело кончится тем, что вы примите правила позиционного торга. Упорная защита своего предложения свяжет вас и неизбежно приведет к столкновению. Скоро вы обнаружите, что находитесь в порочном кругу атаки и обороны. Чтобы разорвать этот круг, следует постараться придать переговорам конструктивный характер, то есть отойти от их ведения методом позиционного торга и начать диалог с партнером на основе принципиальных переговоров. Для этого важно самому настроиться на конструктивный характер ведения переговоров. Здесь есть несколько моментов, которые следует иметь в виду. Прежде всего, нужно установить взаимоотношения с партнером, для этого не следует стремиться его «обыгрывать» и применять первым различного рода приемы, направленные на конфронтацию. Начинайте переговоры с рассмотрения тех моментов, которые у вас и у вашего партнера не вызывают возражений.
Во время обсуждений и аргументации своей позиции не надо пытаться убедить партнера в ошибочности его точки зрения. Такое поведение может вызвать у него только раздражение. Таковы основные моменты, которые следует иметь в виду, когда вы настраиваетесь на конструктивный характер ведения переговоров. Ведя с партнером диалог,целесообразно соблюдать несколько простых правил. Правило первое. Прежде всего,надо постараться отвлечь вашего партнера от занимаемых им деструктивных позиций, давая понять, что конструктивность на переговорах выгодна прежде всего ему самому. Правило второе. Если оппонент по-прежнему заявляет о своей твердой позиции, не отвергайте, но и не принимайте ее.
Когда оппонент атакует ваши идеи, не «защищайте их, а переждите и дайте ему возможность выговориться. Короче говоря, откажите себе в удовольствии ответить оппоненту ударом на удар. Вместо того, чтобы отражать его натиск, внимательно выслушайте все возражения и покажите, что понимаете, о чем идет речь , а затем направьте свои усилия на изучение интересов, которые стоят за такими возражениями. Правило третье. Предложите партнеру несколько вариантов решения проблемы. Попросите его дать свои варианты. Затем обратите внимание на совершенствование этих вариантов. Попробуйте обсудить гипотетически, что произойдет, если одна из его позиций будет принята.
Правило четвертое. Поощряйте критику вместо того, чтобы отбиваться от нее. Не просите принять или отвергнуть идею, спросите, что вашему оппоненту кажется неправильным например, «Какие обстоятельства мешают вам принять во внимание мое предложение? Поощряя критику, старайтесь направить ее в конструктивное русло так, чтобы изменить ситуацию и обратиться за советом к своему оппоненту. Спросите, что он сделал бы на вашем месте. Правило пятое. Используйте в диалоге с вашим партнером вопросы, а не утверждения. Утверждения вызывают сопротивление, в то время как вопросы вызывают ответы.
Правило шестое. Чаще делайте паузы, особенно после вопросов, которые вы задали. Если вам сделали неразумное предложение или предприняли необоснованную атаку, самое лучшее - сидеть и не говорить ни слова. Если вы задали вопрос, на который получили неудовлетворительный ответ, просто ждите. Люди обычно чувствуют себя неловко в молчании, особенно если они не совсем уверены в справедливости своих высказываний. Молчание создает впечатление безвыходного положения, и другая сторона будет чувствовать себя обязанной выйти из него, ответив на ваш вопрос или выдвинув новое предложение. Итак, уяснив тактику ведения переговоров в случае, когда ваш партнер не настроен на конструктивный диалог, рассмотрим теперь тактику ведения переговоров, когда ваш партнер занимает более выгодную позицию. Переговоры с партнером, позиция которого сильнее, чаще всего вызывают тревогу и чувство неуверенности.
Однако говорить о вашей более слабой позиции можно лишь условно. Партнеры всегда взаимосвязаны иначе они не сели бы за стол переговоров! Тактика ведения переговоров с более сильной стороной хорошо описана американскими психологами Роджером Фишером и Уильямом Юри. Приведем их отдельные рассуждения применительно к данному случаю переговорной практики. Имея дело с более сильным партнером, у вас может возникнуть соблазн приспособиться к его взглядам. Чтобы защитить себя от такого соблазна, следует заранее придумать самый плохой вариант, на который можно пойти, то есть установить свой «предел». Например, когда вы покупаете, пределом является наивысшая цена, которую вы можете уплатить. Если же вы что-то продаете, пределом является самая низкая приемлемая для вас цена.
Предел - это позиция, которую вы не можете изменить. Когда предел установлен, легче сопротивляться нажиму и соблазнам момента. Однако установление предела снижает стимул к изобретению решений, которые моглибы согласовать различные интересы таким образом, чтобы это было выгодно обоим партнерам. Короче говоря, возникает вопрос: можно ли защитить себя от принятия нежелательной договоренности и одновременно предотвратить отказ от договоренности, на которую можно пойти? Оказывается можно, если у вас появится мера, которая даст возможность измерить любое предложенное соглашение. Эта мера - наилучшая из ряда имеющихся у вас альтернатива. Не подготовив никакой альтернативы возможному решению, вы необоснованно пессимистически оцениваете ситуацию, которая может возникнуть в случае провала переговоров. Если вы тщательно не продумали, что будете делать в этом случае, значит,вы ведете такие переговоры с закрытыми глазами.
Однако нужна не всякая, а наилучшая из всех имеющихся у вас альтернатив возможному и невозможному для вас решению. Чем современнее ваша наилучшая альтернатива, тем больше у вас возможности улучшить условия любого переговорного соглашения. Знание того, что вы собираетесь делать, если переговоры не приведут к соглашению, придаст вам дополнительную уверенность в процессе переговоров. Прервать переговоры легче, если вы знаете, куда направляетесь. Чем сильнее ваше желание прервать переговоры, тем больше вероятность добиться желаемого результата. Тактика ведения переговоров непосредственно реализуется с помощью тактических приемов, позволяющих добиваться поставленной цели. До последнего времени на самых различных переговорах господствовал конфронтационный подход, реализуемый через позиционный торг. Поэтому при переговорах используются главным образом те тактические приемы, которые соответствуют ведению переговоров, либо основаны на конфронтационном подходе, либо вообще направлены не на решение проблемы, а на реализацию других задач переговоров, пропаганду, отвлечение внимания партнера и т.
К числу тактических приемов, широко распространенных на всех этапах переговорного процесса, относится прием «уход, или уклонение от борьбы». Этот прием применяется, когда затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения, или когда нежелательно давать партнеру точную информацию или однозначный ответ. Прием заключается в том, что партнера просят отложить рассмотрение того или иного вопроса, перенести его на другое заседание и т. При этом свою просьбу надо сопроводить убедительными аргументами. Прием «уход» может сыграть положительную роль, когда, например, необходимо согласовать вопрос с другими организациями или тщательно продумать, хорошо взвесить положительные и отрицательные моменты, связанные с принятием предложения партнера. Близки по смыслу к приему «уход» другие тактические приемы - «затягивание», «выжидание», «салями» по принципу нарезания колбасы тонкими кусочками. Эти приемы используются, когда хотят затянуть переговоры, чтобы прояснить ситуацию, получить больше информации от партнера и т. Более сложным тактическим приемом является прием «пакетирование».
Он заключается в том, что к обсуждению предлагается не один вопрос или предложение, а несколько. При этом решаются две задачи. В первом случае в один «пакет» увязываются привлекательные и малоприемлемые для партнера предложения. Предполагается, что партнер, будучи заинтересованным, в одном или нескольких предложениях, примет и остальные. В другом случае добиваются принятия основных предложений путем уступок в малозначащих предложениях. Близким по смыслу к этому приему является прием «завышение требований». Он состоит в том, чтобы включить в состав обсуждаемых проблем пункты, которые потом можно безболезненно снять, сделав вид, что это является уступкой, и потребовать аналогичных шагов со стороны партнера.
Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?
Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами: Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение - спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения. Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями.
Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента. Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах. Основные условия конструктивного общения Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее: Своего собеседника нужно воспринимать как равного.
Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно. Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону. Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, - это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения. Техника конструктивного общения: 8 правил Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь.
Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами: Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне. Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица. Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее жизненные обстоятельства, черты характера и прочее , вам будет намного легче выстраивать диалог.
Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте. Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы. Используйте правило "вербализации эмоций". Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
Join OK to find groups matching your interests. Такой вид диалога всегда имеет конечную цель. Люди, умеющие вести конструктивный диалог, в профессиональной среде добиваются намного большего, чем те, кто любит вступать в перепалки или предпочитает молчать.
Вот несколько правил ведения конструктивного диалога:Научитесь не просто слушать, но и слышать собеседника, понимать его переживания. Относитесь уважительно к любой точке зрения и рассматривайте ее, даже если считаете неправильной.
Зачем нужен продуктивный диалог и как его правильно провести?
Для счастья в любовном союзе надо учиться выражать свои потребности, не выдвигая претензий и не вставая в оборонительную позицию. вести диалог что значит Подходим друг другу. Конструктивный диалог — это разговор людей о серьезных делах, проблемах, построенный на трезвом взгляде на реальность, цель которого — упорядоченное нахождение истины. Лекция "4 принципа конструктивного диалога". Поиск. Смотреть позже.
Форма поиска
- Вести конструктивный
- Конструктивный диалог
- Будьте спокойны
- значение, понятие, правила и особенности
- В чем польза конструктивного общения?
- Смотрите также
Не обвинять и быть конкретнее: 5 правил конструктивного общения в отношениях
Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. Научиться вести конструктивную беседу нетрудно. Поэтому не ждите конструктивного диалога после негативных упреков. Дабы понять, что значит конструктивный разговор, необходимо для начала узнать значение слова «конструктив». Теперь вы знаете, что означает конструктивный разговор, и как его стоит вести личной жизни и на работе.
Зачем стремиться к конструктивному диалогу
Знание того, что вы собираетесь делать, если переговоры не приведут к соглашению, придаст вам дополнительную уверенность в процессе переговоров. Прервать переговоры легче, если вы знаете, куда направляетесь. Чем сильнее ваше желание прервать переговоры, тем больше вероятность добиться желаемого результата. Тактика ведения переговоров непосредственно реализуется с помощью тактических приемов, позволяющих добиваться поставленной цели. До последнего времени на самых различных переговорах господствовал конфронтационный подход, реализуемый через позиционный торг.
Поэтому при переговорах используются главным образом те тактические приемы, которые соответствуют ведению переговоров, либо основаны на конфронтационном подходе, либо вообще направлены не на решение проблемы, а на реализацию других задач переговоров, пропаганду, отвлечение внимания партнера и т. К числу тактических приемов, широко распространенных на всех этапах переговорного процесса, относится прием «уход, или уклонение от борьбы». Этот прием применяется, когда затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения, или когда нежелательно давать партнеру точную информацию или однозначный ответ. Прием заключается в том, что партнера просят отложить рассмотрение того или иного вопроса, перенести его на другое заседание и т.
При этом свою просьбу надо сопроводить убедительными аргументами. Прием «уход» может сыграть положительную роль, когда, например, необходимо согласовать вопрос с другими организациями или тщательно продумать, хорошо взвесить положительные и отрицательные моменты, связанные с принятием предложения партнера. Близки по смыслу к приему «уход» другие тактические приемы - «затягивание», «выжидание», «салями» по принципу нарезания колбасы тонкими кусочками. Эти приемы используются, когда хотят затянуть переговоры, чтобы прояснить ситуацию, получить больше информации от партнера и т.
Более сложным тактическим приемом является прием «пакетирование». Он заключается в том, что к обсуждению предлагается не один вопрос или предложение, а несколько. При этом решаются две задачи. В первом случае в один «пакет» увязываются привлекательные и малоприемлемые для партнера предложения.
Предполагается, что партнер, будучи заинтересованным, в одном или нескольких предложениях, примет и остальные. В другом случае добиваются принятия основных предложений путем уступок в малозначащих предложениях. Близким по смыслу к этому приему является прием «завышение требований». Он состоит в том, чтобы включить в состав обсуждаемых проблем пункты, которые потом можно безболезненно снять, сделав вид, что это является уступкой, и потребовать аналогичных шагов со стороны партнера.
Причем эти пункты должны содержать предложения, заведомо неприемлемые для партнера. К ним же примыкает тактический прием «расстановка ложных акцентов в собственной позиции». Он заключается в том, чтобы продемонстрировать партнеру крайнюю заинтересованность в решении какого-то вопроса, который в действительности является второстепенным. Иногда это делается для того, чтобы, сняв этот вопрос с повестки дня, получить необходимые решения по другому более важному вопросу.
Еще один тактический прием - «выдвижение требований в последнюю минуту». Если другая сторона очень заинтересована в контракте, она примет эти требования. Но иногда бывает так, что подписание контракта по этой причине откладывается или вообще срывается. Пытаясь изменить в свою пользу ход переговоров, никогда не следует прибегать к уловке, которую иногда позволяют себе наши представители на переговорах: они говорят, что кто-то предлагает им более выгодные условия сделки.
В солидных деловых кругах это считается шантажом и бестактностью. Там принято считать, что каждый волен, выбирать себе самого выгодного компаньона, но должен делать это достойно, не оскорбляя других. Нередко бывает, что в процессе ведения коммерческих переговоров партнер оказывается манипулятором, то есть человеком, который пытается использовать оппонента и его личные особенности и «слабости» для достижения своих корыстных целей. Для этого он использует следующие приемы.
Намеренный обман. Партнер утверждает нечто заведомо ложное.
Мне нужно верить, что ты уважаешь мое мнение»; — «Я хочу знать, что могу доверять тебе. Когда ты ходишь по барам с друзьями, я боюсь, что ты там познакомишься с кем-нибудь». Будьте конкретнее Из обобщений трудно понять, что именно вам хотелось бы. Четко сформулируйте суть: — «Если ты не остаешься у меня ночевать…»; — «Сначала говоришь, что любишь, а потом отказываешься от своих слов…» Не обвиняйте Не заставляйте любимого человека чувствовать себя эгоистичным, бестолковым и неполноценным. Начинайте разговор спокойно. Бессмысленно вступать в переговоры на грани истерики — собеседник услышит только гнев и осуждение. Будьте непреклонны и не оправдывайтесь Это особенно касается тревожных людей, потому что большинство их потребностей обесценены современной культурой. Так или иначе, обоснованность не обсуждается.
Вы имеете право на удовлетворение потребностей, и точка. Что поможет общаться конструктивно? Только не пугайтесь: в первое время вам поможет… сценарий. Да-да, так просто проще говорить. Пишите его в приятном расположении духа, но главное — не пытайтесь манипулировать партнером. Готовый сценарий повторяйте про себя, пока он не зазвучит естественно. Несколько раз попробуйте конструктивно выражаться, потом будете делать это, не задумываясь.
Как научиться вести конструктивный диалог Старайтесь услышать, а не выслушать Довольно часто мы не слышим того, что говорит собеседник.
Ушами слышим, конечно, но в мозг эта информация или не поступает совсем, теряясь где-то среди наших собственных мыслей, или отправляется сразу в какие-то «закрома» черепной коробки, где не нужные нам данные постепенно стираются из памяти. Наш визави фонит, как радио в машине, но до нашего сознания его слова не доходят. Не притворяйтесь, что слушаете! Большинство людей на уровне подсознания точно чувствуют, слышат их или слушают только ушами. Явный признак того, что вас не слышат — короткие отговорки типа «Да, конечно», «Я понял а », «Хорошо» и так далее. Если в момент разговора «включены» не только уши, но и сознание, собеседник дает развернутые ответы, например «Хорошо, я постараюсь убирать посуду со стола сразу после еды» или «Я не хочу идти в кино на выходных, сходи с подругой или давай съездим на природу». Во втором случае собеседник демонстрирует свое несогласие и теперь уже вторая сторона должна услышать его мнение и продолжить диалог, а не упереться «рогами», иначе конфликт желаний рискует закончиться ссорой. Пытайтесь понять собеседника Вовсе не обязательно разделять мнение собеседника, но обязательно надо постараться понять, как в сложившейся ситуации чувствует себя вторая сторона конфликта.
Допустим, жена жалуется на недостаток внимания: муж все время на работе, а когда находится дома, хочет не общения и развлечений, а просто лежать и смотреть телевизор. Что она чувствует? Наверное, обиду, злость, сомнения в том, что она интересна и нужна мужу, и так далее.
Важно В отличие от конфликтов, ссоры губительны для отношений: партнеры замыкаются в себе, зацикливаются на негативных переживаниях, закрепляют в своем подсознании, что партнер «не такой» и «не понимает». Конфликты часто перерастают в ссоры по одной простой причине — участники не умеют вести конструктивный диалог.
Как научиться вести конструктивный диалог Старайтесь услышать, а не выслушать Довольно часто мы не слышим того, что говорит собеседник. Ушами слышим, конечно, но в мозг эта информация или не поступает совсем, теряясь где-то среди наших собственных мыслей, или отправляется сразу в какие-то «закрома» черепной коробки, где не нужные нам данные постепенно стираются из памяти. Наш визави фонит, как радио в машине, но до нашего сознания его слова не доходят. Не притворяйтесь, что слушаете! Большинство людей на уровне подсознания точно чувствуют, слышат их или слушают только ушами.
Явный признак того, что вас не слышат — короткие отговорки типа «Да, конечно», «Я понял а », «Хорошо» и так далее. Если в момент разговора «включены» не только уши, но и сознание, собеседник дает развернутые ответы, например «Хорошо, я постараюсь убирать посуду со стола сразу после еды» или «Я не хочу идти в кино на выходных, сходи с подругой или давай съездим на природу». Во втором случае собеседник демонстрирует свое несогласие и теперь уже вторая сторона должна услышать его мнение и продолжить диалог, а не упереться «рогами», иначе конфликт желаний рискует закончиться ссорой. Пытайтесь понять собеседника Вовсе не обязательно разделять мнение собеседника, но обязательно надо постараться понять, как в сложившейся ситуации чувствует себя вторая сторона конфликта. Допустим, жена жалуется на недостаток внимания: муж все время на работе, а когда находится дома, хочет не общения и развлечений, а просто лежать и смотреть телевизор.
Конструктивный разговор: значение, понятие, правила и особенности
Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. Научиться вести конструктивную беседу нетрудно. Что вообще означает понятие «конструктивный разговор»? Конструктивный диалог возможен только между двумя взрослыми людьми, любящими и уважающими как самих себя, так и друг друга. Кроме того, конструктивный диалог подразумевает умение контролировать эмоции и быть готовым к компромиссу. С дейтвительностью, как и с человеком, можно сотрудничать, "вести конструктивный диалог", а можно бороться, стремясь победить, то есть конкурировать.
Предложения со словосочетанием «конструктивный диалог»
Конструктивный диалог делает человека менее агрессивным и более дипломатичным, помогает научиться вести переговоры и обучает деловым качествам. это диалог, нацеленный на достижение определенного результата. Здравствуйте, уважаемые читатели блога Неумение и нежелание вести конструктивный диалог приводят к тому, что энергия.