2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. это право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Авторизация
Согласно закону, эти регионы получают право при проведении первых выборов устанавливать своими законами особенности реализации отдельных положений закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Москвичи и граждане Российской Федерации смогут проголосовать на любом избирательном участке Москвы с использованием терминала электронного голосования (ТЭГ). Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Полная карта органов власти Свердловской области
- ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
- Необходима авторизация
- Комментарий к Ст. 32 КРФ
- Ст. 32 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2024 год
- Какие категории граждан не могут голосовать
Избирательные права граждан
Памятка для граждан по вопросам реализации избирательных прав | Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (долее – ЦИК России) уделяет особое внимание обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами. |
Защита документов | Сенаторы и депутаты внесли поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». |
Глава 2. Статья 44. Право на избрание | 5. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста восемнадцати лет, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. |
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА | Избирательное право Российской Федерации базируется на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. |
Защита документов | Право избирать главу государства, то есть реализовать свое активное избирательное право, может любой дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. |
Глава 2. Статья 44. Право на избрание
При этом, Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 08. В силу ст. Право избирать главу государства, то есть реализовать свое активное избирательное право, может любой дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации обладает гражданин, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации.
Избиратель, подавший такое заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства и включается в список избирателей по месту своего нахождения. Избирательный участок по месту своего нахождения избиратель выбирает сам при оформлении заявления. Заявление может быть подано избирателем только один раз и может быть аннулировано избирателем. Старший помощник прокурора района.
Кроме того, согласно статье 66 Закона каждому избирателю, который не может самостоятельно по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности прибыть на свой избирательный участок обеспечивается возможность участия в голосовании, которое проводится только в день голосования и только на основании его письменного заявления или устного обращения о своем желании проголосовать вне помещения для голосования. Таким образом, каждому гражданину Российской Федерации гарантировано конституционное право на участие в выборах.
Избирателям, которые планируют принять участие в онлайн-голосовании, необходимо заранее повысить уровень учетной записи до полной. Полная инструкция по голосованию онлайн в Москве, а также ссылка на сервис по проверке, полный ли у вас аккаунт, доступны здесь. Голосование на дому не является ДЭГ. При голосовании на дому члены участковой избирательной комиссии в согласованное время придут к вам домой с бюллетенем и переносным ящиком для голосования. Стоит отметить, что данный способ участия в выборах доступен только для тех избирателей, которые не могут посетить избирательный участок по уважительным причинам. К уважительным причинам относятся: инвалидность; необходимость ухаживать за близким родственником. Кстати, в январе "Интерфакс" со ссылкой на зампреда МГИК Дмитрия Реута передавал, что в столице в ходе выборов будут использовать и переносные терминалы электронного голосования для надомного голосования. Это дополнительные возможности для избирателя проголосовать", — заявил Реут. Как принять участие в голосовании на дому Отметим, что решение о возможности проголосовать на дому принимает участковая избирательная комиссия. Для того, чтобы принять участие в голосовании на дому, можно подать заявление на участие в период времени с 5 по 11 марта 2024 года 23:59 по Москве на сайте "Госуслуг". Также можно обратиться лично в участковую избирательную комиссию С 7 по 17 марта 2024 года не позднее 14:00 по местному времени. Голосование по месту нахождения Голосование по месту нахождения доступно в рамках сервиса "Мобильный избиратель". Если в дни голосования, с 15 по 17 марта 2024 года, вы будете находиться не по месту регистрации, можно выбрать удобный избирательный участок. Подать заявление для голосования по месту нахождения можно на портале "Госуслуг" до 23:59 по московскому времени 11 марта 2024 года. При этом, если ваши планы изменятся, заявление можно отозвать до 11 марта 2024 года включительно. Как проголосовать без постоянной регистрации на территории России Если у вас нет постоянной регистрации на территории РФ, проголосовать можно на удобном избирательном участке или на спецучастке, выделенном избирательной комиссией. На портале "Госуслуг" приводят следующие варианты голосования для таких граждан: Проголосовать на участке для избирателей, у которых нет регистрации по месту жительства на территории России. Уточнить информацию о таком участке можно в избирательной комиссии региона, где проживаете. Чтобы узнать контакты комиссии, укажите свой регион в блоке "Выберите территорию" на сайте ЦИК России Подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения. Выберите удобный участок и проголосуйте там. При этом вторая является дополнительной, она не отменяет первую и может понадобиться при прикреплении к поликлинике по месту фактического проживания, зачислении детей в школу и в других целях.
Основные гарантии избирательных прав и способы их защиты
Путин подписал закон о об особенностях проведения выборов в новых регионах России | Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (долее – ЦИК России) уделяет особое внимание обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами. |
Основные избирательные права российских граждан | Законопроектом предусматривается возможность установления на территории новых регионов Российской Федерации особенностей реализации положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. |
Прокуратура Североуральска информирует - кто имеет право выбирать, и чего на выборах делать нельзя
Обязанность участия в выборах | активное избирательное право – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. |
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА | 1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме. |
Защита документов | 4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в. |
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА | 1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
Законодательство Российской Федерации о выборах / Справочник :: Бингоскул | 4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в. |
Можно ли проголосовать без паспорта на выборах президента в 2024 году?
избирательной комиссии Российской Федерации, о чем она незамедлительно информирует Президента Российской Федерации.". не могут пользоваться избирательными правами лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда (гражданин вновь сможет осуществлять избирательны права после отбытия наказания). Так, согласно ч. 1 ст. 3, ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ гражданин Российской Федерации по достижении им 18-летнего возраста участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом других избирательных действиях – привлекаться к работе в избирательных комиссиях. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Путин подписал закон о об особенностях проведения выборов в новых регионах России
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Принципы участия гражданина Российской Федерации в выборах. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.
В случае отсутствия правомочных органов местного самоуправления указанные действия осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов.
Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии муниципального образования избираются членами комиссии тайным голосованием на первом заседании комиссии. Избирательная комиссия муниципального образования является юридическим лицом. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования, образованной в соответствии с настоящим Положением, заканчивается по завершении полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Положением. Решения избирательной комиссии муниципального образования в пределах ее полномочий являются обязательными для исполнения окружными, территориальными и участковыми избирательными комиссиями.
Статья 14. Окружные избирательные комиссии Окружная избирательная комиссия образуется в каждом одномандатном округе по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления, если число избирателей в округе превышает 10 тысяч человек. При проведении выборов должностного лица местного самоуправления, а также при образовании одного многомандатного округа для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в соответствии со статьей 4 настоящего Положения окружные избирательные комиссии не создаются. Если окружные избирательные комиссии не образованы, их полномочия осуществляет избирательная комиссия муниципального образования.
Окружные избирательные комиссии формируются избирательной комиссией муниципального образования из числа лиц, предложенных органами местного самоуправления, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства, не позднее чем за 50 дней до дня выборов в составе не менее семи членов комиссии и утверждаются представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии главой муниципального образования или органом должностным лицом местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования либо решением суда. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются членами комиссии тайным голосованием на первом заседании комиссии. Окружные избирательные комиссии организуют печатание и рассылку всем избирателям брошюры, содержащей сведения о всех зарегистрированных по данному округу кандидатах. Информация о каждом кандидате размещается на площади не менее одного листа формата А4.
Соответствующие сведения предоставляются окружным избирательным комиссиям самими кандидатами. Оплата изготовления и рассылки брошюры производится за счет средств, выделяемых на организацию выборов. Окружные избирательные комиссии осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования.
Решения окружной избирательной комиссии в пределах ее полномочий являются обязательными для исполнения участковыми избирательными комиссиями. Статья 15. Территориальные избирательные комиссии Территориальные избирательные комиссии могут образовываться при выборах должностных лиц местного самоуправления по одному одномандатному округу, а также при образовании многомандатных округов для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в соответствии со статьей 4 настоящего Положения, если количество избирателей в округе превышает 100 тысяч человек. Если одновременно проводятся выборы должностного лица местного самоуправления и депутатов представительного органа местного самоуправления по одномандатным округам, территориальные избирательные комиссии не образуются, а их полномочия выполняют окружные избирательные комиссии.
Территориальные избирательные комиссии формируются избирательной комиссией муниципального образования из числа лиц, предложенных органами местного самоуправления, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства, не позднее чем за 50 дней до дня выборов в составе не менее семи членов комиссии и утверждаются представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии главой муниципального образования или органом должностным лицом местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования либо решением суда. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает через 30 дней после официального опубликования общих итогов выборов. Решения территориальной избирательной комиссии в пределах ее полномочий являются обязательными для исполнения участковыми избирательными комиссиями.
Статья 16. Участковые избирательные комиссии Участковые избирательные комиссии создаются на каждом избирательном участке, образуемом в соответствии с настоящим Положением. Участковые избирательные комиссии формируются окружной или территориальной избирательной комиссией из числа лиц, предложенных органами местного самоуправления муниципального образования, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства, не позднее чем за 45 дней до дня выборов в составе не менее семи членов. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии.
Полномочия участковой избирательной комиссии заканчиваются через 30 дней после официального опубликования общих итогов выборов. Статья 17. Обжалование решений и действий бездействия избирательных комиссий Решения и действия бездействие избирательной комиссии муниципального образования в ходе выборов могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Решения и действия бездействие окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального образования или в суд.
Избирательные комиссии в пределах своих полномочий рассматривают жалобы заявления на решения и действия бездействие нижестоящих избирательных комиссий и принимают по ним решения не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня и менее до дня выборов и в день выборов - немедленно. Суды рассматривают жалобы заявления на решения и действия бездействие избирательных комиссий в ходе выборов и принимают по ним решения не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня и менее до дня выборов и в день выборов - немедленно. Глава IV. Общественный контроль за подготовкой и проведением выборов Статья 18.
Право на общественный контроль Кандидаты, доверенные лица кандидатов, избиратели, избирательные объединения и общественные объединения имеют право на осуществление общественного контроля за подготовкой и проведением выборов. Статья 19. Общественные наблюдатели При проведении голосования и установлении итогов голосования на заседаниях избирательных комиссий всех уровней вправе присутствовать общественные наблюдатели, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями, общественными объединениями, а также иностранные международные наблюдатели. Общественные наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Общественные наблюдатели, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями и общественными объединениями, представляют соответствующей избирательной комиссии уведомление произвольной формы за подписью уполномоченного представителя общественного или избирательного объединения либо кандидата, подтверждающее направление общественного наблюдателя для наблюдения за работой избирательной комиссии, и документ, удостоверяющий личность общественного наблюдателя. Уведомление о направлении наблюдателя избирателями подписывается не менее чем пятью избирателями соответствующего муниципального образования. Предварительное уведомление избирательных комиссий о предполагаемом присутствии общественных наблюдателей не требуется. Общественные наблюдатели имеют право: находиться в день голосования на избирательных участках в том числе на избирательных участках, находящихся в воинских частях, больницах, санаториях, домах отдыха и закрытых административно-территориальных образованиях , в помещении участковой избирательной комиссии с начала ее работы до подписания ее членами протокола об итогах голосования; присутствовать при проведении голосования в тех случаях, когда оно проводится вне помещения для голосования; знакомиться с итогами голосования и получать в избирательных комиссиях всех уровней заверенную копию протокола об итогах голосования.
Общественные наблюдатели, присутствующие на заседаниях избирательных комиссий и на участках для голосования, не имеют права вмешиваться в работу избирательных комиссий. Глава V. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов Статья 20. Сроки выдвижения кандидатов Выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.
Статья 21. Сбор подписей в поддержку кандидатов Для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей округа. Для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по многомандатному избирательному округу необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей округа, поделенного на число мандатов. Для регистрации кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления, избирающегося по единому одномандатному избирательному округу, необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей муниципального образования.
Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в Приложениях 1 и 2 к настоящему Положению. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество кандидата, год рождения, род занятий, кем выдвинут избирателями либо избирательным объединением. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, год рождения в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц , адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату внесения подписи. Дата внесения подписи и сама подпись должны быть выполнены избирателем собственноручно.
Статья 22. Регистрация кандидатов Для регистрации кандидата не позднее 30 дней до дня выборов в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы в поддержку кандидата, заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность род занятий , место жительства, а для кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, также решение уполномоченного органа избирательного объединения об их выдвижении, включая список выдвинутых кандидатов. Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и в течение трех дней регистрирует кандидата, публикует данные о нем, перечисленные в подписном листе, в средствах массовой информации и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации.
Данные о зарегистрированных кандидатах после регистрации сообщаются всем заинтересованным средствам массовой информации. Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления. Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в одномандатном избирательном округе останется менее двух кандидатов, а в многомандатном избирательном округе останется кандидатов меньше установленного числа мандатов либо равное этому числу, день выборов переносится по решению избирательной комиссии муниципального образования на срок от четырех до восьми недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Положении. Статья 23.
Проверка подлинности подписей Подлинность подписей в поддержку кандидатов по избирательным округам проверяется соответствующими окружными избирательными комиссиями или избирательной комиссией муниципального образования. По решению избирательной комиссии муниципального образования к проверке подлинности подписей могут привлекаться члены территориальных избирательных комиссий. Проверке подлежат подписи, собранные в поддержку всех кандидатов по избирательному округу. Проверке подлежит не менее 2 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата.
Подписи отбираются произвольным образом на заседании соответствующей избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. О времени проведения проверки подлинности собранных подписей избирательная комиссия обязана сообщить кандидатам, в отношении которых эта проверка проводится, а также выдвинувшим их избирательным объединениям. Комиссия не вправе отказать кандидатам, избирательным объединениям, изъявившим желание направить своих доверенных уполномоченных лиц для участия в проводимой проверке.
Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем тремя членами комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется. Недействительными считаются: недостоверные подписи, а именно подписи избирателей, не являющихся избирателями данного округа, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел; подписи избирателей без указания всех требующихся сведений; фальсифицированные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе.
Подпись признается фальсифицированной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол удостоверяется не менее чем тремя членами избирательной комиссии. Фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии отсутствия доказательств фальсифицированности подписи или принадлежности ее гражданину, не являющемуся избирателем данного округа. В случае обнаружения недействительных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка еще 2 процентов подписей в указанном выше порядке.
В случае обнаружения при дополнительной проверке более 10 процентов недействительных подписей от числа проверенных регистрация кандидата не производится. Регистрация кандидата не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными, недостаточно для регистрации. Статья 24. Статус кандидатов Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей. Продолжение исполнения служебных обязанностей кандидатом, находящимся на государственной или муниципальной службе, а также работающим в средствах массовой информации во время участия в выборах, влечет за собой отмену решения о его регистрации избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, по инициативе избирательной комиссии, по протесту прокурора, по решению суда или по заявлению граждан, избирательных объединений. По заявлению кандидата администрация работодатель обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.
Кандидаты со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов включительно имеют право на территории муниципального образования бесплатно пользоваться общественным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов. Соответствующие расходы подлежат возмещению за счет средств муниципального бюджета. Зарегистрированный кандидат не может быть членом ни одной избирательной комиссии.
Указанные цензы могут применяться как порознь, так и в различных сочетаниях. Ценз оседлости означает требование закона проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. В отношении ценза оседлости законодательством установлены определенные ограничения. В частности, согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления лицам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта или муниципального образования.
Однако, согласно Закону, ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут быть установлены исключительно Конституцией РФ п. Возрастной ценз означает возможность участвовать в выборах или избираться на определенные государственные должности по достижении определенного возраста 18 лет.
Учитывая федеративное устройство Российской Федерации, вопросы реализации избирательных прав гражданами могут быть разграничены по соответствующим уровням: федеральный; уровень субъекта Российской Федерации; муниципальный уровень. Избирательные права граждан составляют ядро публично-политических прав граждан в том числе как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Основные характеристики избирательных прав граждан и их реализации закреплены в Конституции Российской Федерации статьях 3, 10, 11, 12, 32 ч. Общие характеристики активного избирательного права граждан: 1.
Аналогичные нормы закреплены в ч.
Основные гарантии избирательных прав и способы их защиты
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов. не могут пользоваться избирательными правами лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда (гражданин вновь сможет осуществлять избирательны права после отбытия наказания). конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Прокуратура г. Междуреченска
- Администрация Междуреченского городского округа
- Прокуратура Североуральска информирует - кто имеет право выбирать, и чего на выборах делать нельзя
- Голосование предложили разрешить с 16 лет - новости Право.ру
- ФЗ 67 об основных гарантиях избирательных прав российских граждан в 2024 году
Голосование предложили разрешить с 16 лет
Важным условием реализации избирательных прав является наличие так называемого «чистого» гражданства Российской Федерации - то есть должно отсутствовать гражданство иностранного государства или иной документ, подтверждающий право постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства ч. При этом, указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа ч. Под местом жительства следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией по месту жительства или по месту пребывания ст. Также важно то, что пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство подданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Для включения в список избирателей по месту нахождения необходимо подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения, используя механизм «Мобильный избиратель».
Заявление можно подать с 29 января по 11 марта 2024 года в любой пункт приема заявлений: — территориальную избирательную комиссию — многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг МФЦ — через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг функций » ЕПГУ ; с 6 по 11 марта 2024 года: — участковую избирательную комиссию. Избиратель, подавший такое заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства и включается в список избирателей по месту своего нахождения. Избирательный участок по месту своего нахождения избиратель выбирает сам при оформлении заявления.
Сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации, не имеющие возможности принять участие в голосовании по месту жительства и подать заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения в любые ТИК или УИК, через МФЦ и ЕПГУ в указанные выше сроки, могут не ранее 13 марта и не позднее 14 часов по местному времени 17 марта оформить в УИК избирательного участка, где они включены или имеют право быть включённым в список избирателей, специальное заявление, при предъявлении которого в день голосования они включаются в список избирателей на указанном в специальном этом заявлении избирательном участке. Военнослужащие войск национальной гвардии, находящиеся вне места расположения воинской части, которые не имели возможности подать заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения любым из перечисленных способов в указанные выше сроки, решением УИК могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в УИК не позднее 14 часов по местному времени 17 марта. Заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения подаётся избирателем в ТИК, УИК или через МФЦ лично на бумажном носителе при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации в период замены паспорта — временного удостоверения личности. Подать такое заявление можно только один раз. Если же один и тот же человек подал более одного заявления, то действительным считается первое согласно дате и времени его подачи. Остальные заявления не учитываются и не являются основанием для включения его в список избирателей по месту нахождения. Дата и время подачи заявления через ЕПГУ определяются по московскому времени как дата и время отправки его в электронном виде.
Командирам воинских частей, в состав которых входят подразделения по сопровождению грузов, необходимо согласовать с администрациями предприятий-грузоотправителей грузополучателей вопрос о корректировке графика перевозок специальных грузов караулами войск национальной гвардии с таким расчётом, чтобы военнослужащие в день проведения выборов находились в пунктах постоянной дислокации воинских частей и подразделений, за исключением выполнения задач, обеспечивающих обороноспособность государства. Командирам иных воинских частей нужно исключить выделение накануне и в день проведения выборов караулов по охране воинских грузов, команд сопровождения специальной аппаратуры связи, секретной документации и команд, следующих с оружием, а также передвижение войск в составе воинских эшелонов команд , за исключением выполнения внезапно возникающих задач при осложнении обстановки. При организации службы караулов по охране ВГО, нарядов по охране особо важных и режимных объектов, суточных нарядов, внутренних караулов, расчётов дежурных смен на 18 марта целесообразно предусмотреть включение в их состав военнослужащих и сотрудников, проживающих на незначительном удалении от места службы. Для этой категории лиц потребуется изменить время смены так, чтобы заступающий сменяющийся с учётом времени, необходимого для прибытия убытия на службу и проведения смены, получения сдачи вооружения и специальных средств, имел возможность с 8 до 20 часов по местному времени принять участие в процедуре голосования. Для сил, привлекаемых в этот день для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, нужно предусмотреть возможность участия их в голосовании на ближайшем к месту несения службы избирательном участке. Военнослужащие, сотрудники имеют право заранее оформить заявление о включении в списки избирателей по месту нахождения. Посещение избирательных участков личным составом, выполняющим задачи по усилению мер безопасности 18 марта, производится: - в групповом одиночном порядке без снижения боевой готовности подразделения, наряда, качества несения службы резервы, подразделения ОМОН, СОБР ; - путём временной смены силами резервов наряды вневедомственной охраны. Целесообразно предусмотреть возможность участия в голосовании сотрудников войск, обеспечивающих безопасность избирательных участков и охрану общественного порядка на них и на прилегающей к ним территории, на этих же избирательных участках. Если личный состав подразделения по причине служебной необходимости или по мерам безопасности не имеет возможности посетить ближайший избирательный участок, то требуется заблаговременно подать заявление в УИК об организации голосования вне помещений, предусмотренных для этих целей. При участии в мероприятиях по обеспечению усиленных мер безопасности в период проведения выборов Президента Российской Федерации личный состав войск национальной гвардии обязан соблюдать ограничения и запреты в ходе избирательной кампании, связанные с прохождением службы.
Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ
- Глава 2. Статья 44. Право на избрание
- Другими словами, могу ли я отказаться от участия в выборах -
- Путин подписал закон о об особенностях проведения выборов в новых регионах России
- Защита документов
- Кто не имеет права голосовать на выборах-2024
- Коротко о выборах
2. Избирательные права граждан
Закон устанавливает недопустимость воздействия на свободное волеизъявление избирателей. В соответствии с законом граждане голосуют независимо от чьего-либо влияния тайно. Голосование по общему правилу проходит в специально оборудованных закрытых кабинах для голосования либо иных местах в случае голосования вне помещений для голосования. Какое-либо воздействие на граждан не допускается.
Содержащиеся в период предварительного следствия под стражей не лишаются избирательного права. Все избиратели подлежат учету и включаются в избирательные списки, как правило, по месту своего жительства. На выборах в органы государственной власти субъекта РФ граждане, не имеющие регистрации по месту жительства и зарегистрированные по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа не менее чем за 3 месяца до дня голосования, имеют право подать заявление о включении их в список избирателей.
Военнослужащие проходят учет в своих воинских частях.
В настоящих Методических рекомендациях с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» под военнослужащими понимаются лица, проходящие воинскую службу по контракту или по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы. Права и свободы военнослужащих определяются также федеральными законами «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О пожарной безопасности», Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и иными нормативными актами. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, командованием соединений, воинских частей и иных воинских формирований федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, органов военного управления, командование воинских частей, иных воинских формирований оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий. Образование избирательных участков В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона, избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.
Перечень избирательных участков и их границы могут уточняться в порядке, предусмотренном для их образования, в случае если по данным регистрации учета избирателей число избирателей на участке превысит три тысячи сто, а также если границы избирательных участков пересекают границы избирательных округов. Перечень избирательных участков и их границы могут быть уточнены в указанном порядке в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований, уменьшением до пятидесяти и менее числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. Избирательные участки на территории воинских частей могут образовываться командирами воинских частей по согласованию с соответствующей избирательной комиссией в случаях, а также в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации. Командир воинской части или лицо, его замещающее, может выступить с инициативой по образованию таких участков.
Так, согласно п. Аналогичный режим установлен и для выборов депутатов Государственной Думы п. Утрата депутатом законодательного представительного органа власти гражданства РФ, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий п. Вместе с тем, как установлено в абз. Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства логически дополняет субъективно-личностными началами принцип и нормативную конструкцию народного суверенитета ч. Как подчеркнул Конституционный Суд, осуществление депутатских полномочий как и другие формы реализации данного права необходимо воспринимать в контексте принципа народовластия см. Постановления от 10. Соответственно, даже качественная модернизация системы и практики государственного управления местного самоуправления и связанные с этим временные переходные правовые режимы не могут препятствовать реализации гражданами комментируемого права см. При этом конституционное политико-правовое представительство нельзя трактовать по аналогии с представительством в частно-правовых отношениях. Воля народа, как сказано в ч. С учетом этих ограничений управление через представителей может заключаться только в косвенном влиянии граждан населения на государственное управление законно уполномоченными к тому лицами, посредством доведения до них мнения граждан населения об актуальных задачах и качестве осуществляемого управления. Важное значение имеет и конституционная формулировка свои представители, принципиально уточняющая адресатов допустимого гражданского воздействия. Формы же такого воздействия определяются законодателем в зависимости от уровня публичного властвования. Например, Закон о местном самоуправлении закрепил такие формы коллективного и индивидуального участия населения в осуществлении местного самоуправления, как: правотворческая инициатива граждан; публичные слушания обсуждения проектов муниципальных правовых актов; собрания граждан для обсуждения вопросов местного значения или информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; опросы граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления ст. Кроме того, в соответствии с ч. Допустимое информирующее, побуждающее воздействие граждан населения на властных представителей, как правило, сочетается с пользованием иными конституционными правами, в том числе закрепленными в ч. Гарантиями политического участия выступают свобода массовой информации и запрет цензуры часть 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации , институты выборности и политической ответственности власти, а также специальные нормативные установления. В то же время пользование комментируемым правом статьи 32 Конституции России может быть соразмерно ограничено и сопряжено с конституционными регулирующими требованиями ч. При этом законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных принципов и норм, в том числе относящихся к условиям и пределам допустимых ограничений прав и свобод граждан см. Постановление КС РФ от 25. Это относится, в частности, к устанавливаемым федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ особым требованиям, связанным с комментируемым правом и проявляющимся в конкретизациях статусов депутатов Государственной Думы, законодательного представительного органа субъекта РФ, представительного органа муниципального образования см. Определение КС РФ от 20. В отмеченном выше Определении от 20. Конституционно обоснованными были признаны также статусные ограничения, не позволяющие депутатам, деятельность которых осуществляется на профессиональной основе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Конституционное право на участие в управлении делами государства получает свое дополнительное обоснование и конкретизацию не только в федеральном законодательстве, но и в законодательстве субъектов РФ, в котором в соответствии с п. Принципиальная особенность и многоплановость содержания комментируемого положения заключена, во-первых, в признании за гражданами права непосредственно формировать выборные органы публичной власти посредством реализации двух основных правомочий избирать и быть избранными в соответствующие органы , которые традиционно характеризуются как активное и пассивное избирательные права; во-вторых, в утверждении принципиального единства избирательных и референдарных прав, связанных с участием граждан как в выборах, так и в референдумах; наконец, в-третьих, соответствующие институты непосредственной демократии - выборы, референдумы и участие в них граждан - характеризуются принципиальным единством с точки зрения сфер реализации, имея в виду как государственную, так и муниципальную власть. Определение КС РФ от 11. Одновременно из анализируемого положения вытекает принципиально важный вывод, имеющий методологическое значение для поиска конституционно обоснованного баланса публичных и частных начал в избирательной системе РФ; он заключается в том, что Конституция включает избирательную систему в сферу своего регулирования прежде всего через избирательные права граждан, отдавая, таким образом, последним приоритет в соотношении, например, с ролью политических партий, избирательных комиссий или выборных органов власти и т. В то же время, отмечая принципиальное единство электорально-правового статуса граждан РФ, есть достаточные основания говорить, в том числе из правовой позиции Конституционного Суда, о самостоятельном значении, например, избирательных прав, определяющих выборность органов местного самоуправления см. Этому соответствует и наличие специального профильного Федерального закона от 26. Однако вряд ли в данном случае есть основание говорить о сущностных особенностях, речь идет лишь об особенностях "содержательного" наполнения "разноуровневых" избирательных прав, поскольку свобода выбора избирателя лишь отчасти соотнесена с природой той власти, в выборах которой он участвует. Именно из специфики природы публичного властвования на уровне местного самоуправления защита прав и интересов жителей конкретной территории исходил Конституционный Суд, признавая возможность статусного ограничения соответствующих избирательных прав для военнослужащих, проходящих службу не по контракту на территории муниципального образования, но членами муниципального сообщества не являющихся см. Определения от 22. В ряде случаев в определенном контексте КС РФ говорит о закреплении в ст. Активное избирательное право может быть охарактеризовано - с точки зрения конституционного содержания - прежде всего как всеобщее равное и прямое при тайной форме его реализации. Это вытекает из нормативного единства комментируемого положения с получающими закрепление в Конституции принципами избирательного права, в частности, применительно к выборам Президента РФ ч. Так, равенство определяет тождество, одинаковость меры возможного влияния каждого гражданина на формирование властных органов: один равноценный голос либо равное с другими избирателями число голосов. Обеспечивая действительное и справедливое в конституционном смысле народное представительство, такое равенство в свою очередь должно быть гарантированным, и любые отступления от этого принципа неконституционны. На это, в частности, указал Конституционный Суд при рассмотрении избирательного закона одного из субъектов Федерации, который допускал наделение избирателей неравным числом голосов в различных - одно- и многомандатных - округах, возможность необоснованного и произвольного решения соответствующих вопросов, а также не обеспечивал надлежащих условий реализации конституционного требования судебной защиты избирательных прав граждан см. Постановление КС РФ от 23. Конституционный Суд РФ конкретизировал некоторые из соответствующих правовых, организационных, информационных средств и способов гарантирования избирательного равенства: включение избирателя не более чем в один список избирателей, образование равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдение установленных норм представительства, предоставление равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов. В то же время нарушениями принципа конституционного равенства избирателей были признаны усложнение процедуры выдвижения кандидатов в депутаты в республике по сравнению с федеральными требованиями см. Постановление от 21. Постановление от 10. Прямой характер активного избирательного права означает принципиальное условие непосредственного и личного голосования каждого гражданина без каких-либо институциональных или договорных изъятий. Особые условия - с точки зрения реализации активного избирательные права - возникают у избирателей, когда в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, проводится голосование по почте, электронное голосование, досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования. Важной конституционной гарантией недопустимости какого-либо контроля за актом волеизъявления гражданина или принуждения его к разглашению выраженного мнения в процессе выборов является в этом плане принцип тайного голосования, который одновременно как бы обеспечивает также "приращение" нормативного содержания активного избирательного права. Сущностная характеристика активного избирательного права заключена в свободе лица гражданина назвать того, кому из круга баллотирующихся лиц он доверяет представлять его в определенном публично-властном органе. Государством, как сказано в преамбуле Закона об основных гарантиях, гарантируется обеспечивается и защищается такое волеизъявление на демократических, свободных и периодических выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать их волеизъявлению. Вместе с тем принцип свободного волеизъявления предполагает предоставление надлежащих гарантий правопользования на основе баланса публичных и частных интересов в соответствии с предписаниями Конституции ст. Активным избирательным правом, согласно положению п. Закона об основных гарантиях, можно пользоваться с достижением возраста 18 лет. Основные гарантии такого права установлены данным Законом, дополнительные - могут устанавливаться федеральными законами, законами субъектов Федерации. К числу основных гарантий относится, в частности, то, что выборы организуют и проводят специальные избирательные комиссии, вмешательство в деятельность которых со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается п.
Избирательные права военнослужащих.
Поправки в законодательство по вопросам активного избирательного права для граждан, достигших 16 лет, необходимы для «вовлечения в избирательный процесс молодежи, а также повышения явки на выборах», отмечается в пояснительной записке. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (долее – ЦИК России) уделяет особое внимание обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами. Согласно закону, эти регионы получают право при проведении первых выборов устанавливать своими законами особенности реализации отдельных положений закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".