Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Чучело детской игрушки Хагги Вагги сожгли в качестве символа Масленицы в селе Аргамач-Пальна Липецкой области. Каждый день Масленичной недели имеет свое название и связанные с ним обряды: В наши дни Масленица сохранила свои традиционные черты, но также обогатилась новыми элементами. Россияне с размахом отметили Масленицу традиционным сжиганием чучела — в его качестве выступили масштабные объекты, древние идолы и даже западные куклы.
Как делают и зачем сжигают чучело на Масленицу
Обряд сжигания чучела на Масленицу, по поверьям язычников, нужен для того, чтобы уходило все своеобразные «похороны» Мораны-Зимы и переход к новой. На Масленицу в Никола-Ленивце сожгли огромный деревянный вулкан. В воскресенье масленичной недели чучело торжественно проносили через всю деревню, а затем сжига. This media is not supported in your browser. View in telegram. В музее-заповеднике «Горки Ленинские» в Подмосковье сожгли самое большое в России чучело Масленицы.
Что еще почитать
- Традиции, которые соблюдали наши предки
- В России готовятся к кулачным боям, блинам и другим событиям Масленицы
- Масленичная неделя завершилась традиционным сжиганием чучел - МК
- Магическая сила Масленицы: зачем сжигают чучела / Новости города / Сайт Москвы
- История праздника Масленица
Самое высокое чучело в стране сожгут на Масленицу в музее-заповеднике «Горки Ленинские»
Самое высокое чучело в стране сожгут на Масленицу в Подмосковье | На Масленицу в арт-парке рядом с Москвой сожгут «Вавилонскую башню». |
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста | На этой неделе в России отмечают Масленицу. В конце масленичной седмицы, на выходные, ожидаются традиционные гуляния с большими кострами. |
Масленица в Москве: где сжигают чучело и угощают блинами
В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Ритуальное сожжение «похороны» чучела Масленицы также должны были обеспечить хороший урожай. Поэтому куклы часто делали из злаков. В старину божество, которое изображало чучело, называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю.
Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими. Христианский взгляд на обычаи С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом, поэтому дата празднества перестала быть фиксированной, и у него появилось новое значение: повеселиться и вдоволь наесться перед семинедельным постом, прогнать зиму и ускорить наступление весны. Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком. Блины, раньше предназначавшиеся в жертву усопшим, также обрели после принятия христианства менее мрачное назначение: круглые и золотые, они стали символизировать весеннее солнце.
Этот день назывался «закатыльное воскресенье», потому что катание с гор было неотъемлемой частью праздника и дети начинали накатывать снежные горы. А в некоторых районах современной России отмечать начинали позже — со среды или четверга. Вы представьте, даже в одном селе могли одну и ту же песню петь по-разному, откуда взяться одинаковым названиям дней недели повсеместно? Гипотетически они могли иметь разные названия, а не одинаковые.
Но у нас в Татарстане некоторые дни масленичной недели назывались одинаково. Для тех, кто недавно поженился, это был первый совместный выход в свет. Их по традиции обязательно валяли в снегу. Зять должен был обязательно идти к теще — это было важно для его жены.
Даже в свадебных песнях с ней прощаются, как будто навсегда. Возможно, потому, что она своих родственников могла уже никогда не увидеть. Почему именно тещины блины, а не свекровины? Чтобы девушка со своей родней повидалась», — поделилась Василиса.
Но вот блин не всегда был главным символом языческого праздника весны. Первое упоминание о нем, связанное с Масленицей, встречается у Пушкина. В романе «Евгений Онегин» он писал: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины: У них на масленице жирной Водились русские блины. Дело в том, что на Масленицу мы привыкли есть немецкие блины — тонкие.
А русский блин выглядел совсем по-другому. Он пекся в печи, его не переворачивали, и он был не такого большого размера. Пекли его из гречневой муки, поэтому он был темного цвета. Получался высокий, маленький и пористый, как губка, блин», — отметила руководитель центра.
Чучело и костры на льду Жгли изначально не чучело, а солому, рассказывает руководитель Центра русского фольклора. Даже место, где разводили костер, в разных районах определяли по-разному. Где-то это был именно лед. По некоторой информации, сжигали еще и старые вещи — просили, чтобы их освободили от грехов и чтобы все старое сгорело», — рассказала Василиса Филатова.
Некоторые народы, живущие за границей, Масленицу отмечают больше недели. В наши дни сохранились некоторые традиции.
Там произошло самое сильное извержение с момента его пробуждения. Все-таки все на земле связано и переплетено незримыми связями… Это было в субботу, а в воскресенье уже в Москве масленичным акционизмом отличился музей-заповедник «Царицыно». Там, перед Большим дворцом, один из лидеров паблик-арта в России, художница Марина Звягинцева, построила «лес» из «огненных деревьев».
Дело в том, что на территории «Царицыно» ничего жечь нельзя, у заповедника есть природно-охранный статус. Поэтому инсталляция под названием «Солнечный ветер» стала многослойным символом. С одной стороны, конструкции деревьев, а всего их четыре, как времен года, напоминают огонь. То есть это Масленица во плоти. С другой стороны — это растения, символы весны, с «пылающими» лепестками-вертушками, покрашенными в авторской технике «биотипия» живопись на воде.
От ветра они оживают, вертушки крутятся, создавая эффект «мерцающего пламени». Арт-объект стал частью проекта, расположившегося в Большом дворце, под названием «В поисках народного искусства», где художники переосмысляют традиции, давая им второе дыхание. Говорят, «Солнечный ветер» уже исполнил несколько весенних желаний тех, кто оказался на открытии инсталляции 17 марта. На следующий день она исчезла, чтобы появиться из небытия летом и снова творить маленькие солнечные чудеса.
На этой неделе возможно употребление молочных продуктов, и блины относятся именно к таковым, поэтому тут всё соответствует церковной традиции, нет никаких вопросов, если только люди сами не вкладывают в потребление блинов какой-то сакральный смысл, которого там, конечно же, нет. Что касается сжигания чучела, то такой обычай существовал и в дореволюционной России, и сейчас в какой-то мере сохранился. Если это просто перформанс, не имеющий никакого религиозного значения, то большой проблемы я в этом не вижу. Конечно, если какие-то группы лиц относятся к Масленице как к какому-то языческому ритуалу, то им только можно посочувствовать — это, наверное, их духовная проблема.
Поговорим о масленице
Масленица в 2024 году: когда начинается, история и традиции праздника | Каждый день Масленичной недели имеет свое название и связанные с ним обряды: В наши дни Масленица сохранила свои традиционные черты, но также обогатилась новыми элементами. |
Когда жгут чучело на Масленицу в 2024 году. Сжигание чучела на Масленицу 2024 года | Как прощаются с зимой и что сжигают на Масленицу в других странах. |
ВЗГЛЯД / Куклу Хагги Вагги сожгли на Масленицу в Липецкой области :: Новости дня | Многие не задумываются над тем, что за чучело сжигается на Масленицу, и что оно символизирует. |
Масленица: как ее провести правильно, что можно делать, что нельзя - Российская газета | «Что касается Масленицы, поскольку эта неделя предшествует Великому посту, то употребление блинов стало частью нашей традиции, оно потеряло, на мой взгляд, языческое измерение, если оно даже когда-то было. |
Как делают и зачем сжигают чучело на Масленицу | Обряд сжигания чучела на Масленицу, по поверьям язычников, нужен для того, чтобы уходило все своеобразные «похороны» Мораны-Зимы и переход к новой. |
Масленица в 2024 году: 11 — 17 марта
Масленица. Сжигание чучела Масленицы в деревне | В России Масленицу нередко называют православной Масленицей и почитают не меньше, чем другие исконно церковные праздники. |
Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных | В Подмосковье прошла Арт-Масленица с сожжением самого высокого в России чучела: фоторепортаж. |
Посмотрите, что в России сжигают на Масленицу: от идолов до западных игрушек
В конце масленичной недели его сжигали, тем самым оповещая о победе над зимой и наступлении новой жизни. Для чего сжигают чучело на Масленицу – что это значит? В арт-парке «Никола-Ленивец» 25 февраля отметили Масленицу сожжением гигантского арт-объекта, в который замуровали жалобы и мольбы людей.
Зачем на Масленицу сжигают чучело?
Пока куб строился, любой желающий мог оставить на сайте проекта анонимное послание с описанием того, что его тревожит. Но если в недрах фольклорного ларца спрятана смерть Кощея, то здесь — накопившиеся в особенности за последний год тяжелые переживания, от которых так хочется поскорее избавиться. Перед началом обряда сундук поместили в нишу внутри конструкции, чтобы его тоже поглотил огонь. Авторы проекта Игорь Апарин и Серафима Тельканова так прокомментировали концепцию: «В отличие от объектов прошлых лет, которые сами по себе были архитектурно красивы, мы решили сделать то, что не жалко сжечь. Это тупик, свалка наших страхов; то, от чего хочется избавиться немедленно». Можно сказать, что в этот масленичный вечер от искры Прометея загорелся кубический ящик Пандоры со всеми горестями и несчастьями. Ассоциация из античных преданий могла бы показаться чужеродной по отношению к славянскому празднику, если бы не постмодернистский характер никола-ленивецкого действа.
В нем смешалось все: и традиции русского скоморошества, и советская мифология, и заморские ритуалы, и даже образы поп-культуры.
На этой неделе возможно употребление молочных продуктов, и блины относятся именно к таковым, поэтому тут всё соответствует церковной традиции, нет никаких вопросов, если только люди сами не вкладывают в потребление блинов какой-то сакральный смысл, которого там, конечно же, нет. Что касается сжигания чучела, то такой обычай существовал и в дореволюционной России, и сейчас в какой-то мере сохранился. Если это просто перформанс, не имеющий никакого религиозного значения, то большой проблемы я в этом не вижу. Конечно, если какие-то группы лиц относятся к Масленице как к какому-то языческому ритуалу, то им только можно посочувствовать — это, наверное, их духовная проблема.
Чучело, которое жгут во время праздника Масленицы, — символ сил древней богини смерти и холода Мораны. Ее еще называют Мореной или Марой. По легенде, Морана каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Масленица в Барнауле. Евгения Родочинская Зачем сжигают чучело В селе чучело традиционно сжигали за околицей, а в городах — на главной площади.
В процессию собиралось все население. Обряд сжигания чучела на Масленицу, по поверьям язычников, нужен для того, чтобы уходило все плохое.
Масленицу отмечали и в пермском Парке Горького. Там были фаер-шоу, состязания силачей и блинопеков. Вы можете посмотреть в нашем фоторепортаже , как в парке встречали весну. Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
Что на Масленицу сжигать будем?
История Масленицы в России и у славянского народа в целом кульминацией праздника называет сжигание чучела. На этой неделе в России отмечают Масленицу. В конце масленичной седмицы, на выходные, ожидаются традиционные гуляния с большими кострами. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. 26 февраля в России традиционно праздновалась Масленица. На Масленицу в арт-парке рядом с Москвой сожгут «Вавилонскую башню».
Правила сжигания Масленицы
- Гигантский «замок корона-людоеда» сожгли на Масленицу в России. Смотрите, как впечатляюще это было
- Масленица: Что можно и чего нельзя делать с 11 по 17 марта
- Масленица в Москве: где сжигают чучело и угощают блинами
- Посмотрите, что в России сжигают на Масленицу: от идолов до западных игрушек
Откуда пошла традиция сжигания чучела Зимы на Масленицу?
Таких кукол звали «дочкой Масленицы» и считали сильным оберегом. Кульминация праздника Самое главное действо Масленицы — сожжение чучела в Прощёное воскресенье. Куклу относили на окраину или главную деревенскую площадь. Путь сопровождался народными гуляниями.
В конце на площади разжигали костёр и под песни и пляски чучело сжигали. Зачем же бабу-Масленицу нужно обязательно сжигать? Дело в том, что она, как птица Феникс: возрождение после смерти.
Иными словами, считалось, что новое появляется лишь на обломках старого. В костёр было принято кидать мусор, ненужные вещи, старую одежду.
Как сообщало ИА Регнум, с понедельника, 11 марта, по церковной традиции началась Сырная седмица. Это последняя неделя перед Великим постом, которая также известна как Масленица. Обычай праздновать Масленицу берёт начало с древних времён. Славяне-язычники тоже отмечали в этот период весенний праздник — встречали весну и провожали зиму.
В народе Масленицу полагается праздновать весело. Считалось, что тот, кто откажется её отмечать, будет жить «в горькой беде и худо кончит».
Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни впрочем, отнюдь не только нынешней! Свойства очень скверные.
Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются. Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться.
Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе.
Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица».
Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения.
Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится.
Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют.
Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели.
Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту — все больше и больше.
На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе : Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное в том числе, в среду и пятницу. Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем.
Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии.
Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным!
Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви?
Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их.
Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются.
Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». В храмах начинают совершать великопостные службы.
В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков.
Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов , или Прощеным воскресеньем.
Что можно делать
- Как называется чучело, которое сжигают на Масленицу? | Аргументы и Факты
- Курсы валюты:
- Праздник плодородия и поминовения усопших
- Пожарная безопасность на масленицу: правила и ответственность
- Основные правила пожарной безопасности на масленицу
Масленица 2024: чучела, блины, отношение церкви
Другими словами, участвовать во всём добром и хорошем, что связано с этим периодом. Вместе с тем отец Макарий предостерёг верующих от духовной разобщённости в это время, которая может проявляться двумя крайностями. Важно, чтобы люди ощущали внутри себя единство», — подвёл итог иеромонах Макарий. Как сообщало ИА Регнум, с понедельника, 11 марта, по церковной традиции началась Сырная седмица. Это последняя неделя перед Великим постом, которая также известна как Масленица.
Обычай праздновать Масленицу берёт начало с древних времён.
Вы хотите узнать, что за праздник представляет собой Масленица, в какой день сжигают чучело на Масленицу в 2024 году? Об этом мы сегодня и поговорим. Этот праздник отмечают на Руси и во многих других странах еще с языческих времен. В масленичную неделю разводят костры, устраивают кулачные бои, катания на санях, гулянья и шумные пирушки.
Ряженые в костюмах животных, с бубнами, балалайками и другими народными инструментами обходят своих соседей и друзей, поздравляют их с праздником и исполняют колядки, за что получают угощение. Когда жгут чучело на Масленицу в 2024 году? Дата начала Масленицы меняется год от года в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
Контент недоступен В арт-парке «Никола-Ленивец» традиционно сожгли гигантскую инсталляцию. В 2021 году это 24-метровый замок из лозы, который художники строили несколько месяцев. Контент недоступен.
В этом году на никола-ленивецкой Масленице дресс-код — креативный фолк. Фото: Мария Москвичева Самое странное, что в то же самое время в Исландии на полуострове Рейкьянес началось извержение настоящего и довольно крупного вулкана, который спал 800 лет, а в 2021 году проснулся и теперь каждый год дышит огнем. Там произошло самое сильное извержение с момента его пробуждения.
Все-таки все на земле связано и переплетено незримыми связями… Это было в субботу, а в воскресенье уже в Москве масленичным акционизмом отличился музей-заповедник «Царицыно». Там, перед Большим дворцом, один из лидеров паблик-арта в России, художница Марина Звягинцева, построила «лес» из «огненных деревьев». Дело в том, что на территории «Царицыно» ничего жечь нельзя, у заповедника есть природно-охранный статус. Поэтому инсталляция под названием «Солнечный ветер» стала многослойным символом. С одной стороны, конструкции деревьев, а всего их четыре, как времен года, напоминают огонь. То есть это Масленица во плоти. С другой стороны — это растения, символы весны, с «пылающими» лепестками-вертушками, покрашенными в авторской технике «биотипия» живопись на воде. От ветра они оживают, вертушки крутятся, создавая эффект «мерцающего пламени». Арт-объект стал частью проекта, расположившегося в Большом дворце, под названием «В поисках народного искусства», где художники переосмысляют традиции, давая им второе дыхание.
Говорят, «Солнечный ветер» уже исполнил несколько весенних желаний тех, кто оказался на открытии инсталляции 17 марта.
Масленица. Сжигание чучела Масленицы в деревне
Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года.
К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил».
Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни.
А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной.
Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца».
В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего.
Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам.
Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций».
Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло.
Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов. Так что над масленицей умничать нечего. Это недельный период времени, когда мясо уже не естся, а на молочную пищу отменяется пост в среду и пятницу.
Это время, когда в среду и пятницу службы в храме совершаются по постовому чину, а литургия не служится. Может в прежние времена для тяжко трудящегося крестьянина это и было время редкого веселья, смешанного с буйством, еды и питья от пуза и кулачного мордобоя. Может в этом и заключалась некая народная терапия для полутемной души уставшего человека.
Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти.
Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей.
Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески.
Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил».
Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной.
Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин.
Обряд сжигания чучела на Масленицу, по поверьям язычников, нужен для того, чтобы уходило все плохое. Это своеобразные «похороны» Мораны-Зимы и переход к новой жизни. Пепел от костра обычно развеивали по полям. Считалось, что так они будут более плодородными. Обряд сопровождался хороводами, песнями и плясками, специальными напевами-«закличками», в которых люди зазывали Весну. Чем больше будет костер, тем быстрее придет весна, тем урожайнее будет год. Помимо самого чучела Масленицы в костре сжигали и старые сломанные вещи, изношенную одежду, всяческий мусор, чтобы весной, с наступлением «новой жизни» все это вернулось в обновленном виде и принесло в дом достаток.
Определены и основные параметры арт-объекта: длина и ширина - от 3 до 7 метров, высота - от 10 до 15 метров. Работы на творческий конкурс принимаются до 14 октября, победитель будет выбран путем народного голосования. Следующим этапом станет проектирование и строительство арт-объекта, которое продлится до весны 2024 года. Положение, а также пакет документов для участия в конкурсе можно найти на краевом туристическом портале.