Исторические области Чечни. Здесь родился легендарный герой Чечни – Турпал Нахчо. Отсюда вышли все коренные чеченские тейпы, и расселились на восток и север, от Ичкерии до берегов Сунжи и Терека.
Что такое Ичкерия и как она была образована?
Этот перечень побуждает автора «искать здесь каких-либо остатков некогда страшных гуннов» [20, с. Как известно, восточная граница ареала расселения нахчийских обществ доходила до берегов Каспийского моря. Опираясь на сведения из ряда древних рукописных текстов, абхазский исследователь Г. Гумба пришел к выводу, что в первых веках нашей эры масохо-хоны занимали пространство от «ворот Аланских» Дарьяльское ущелье до «ворот Каспийских» Дербент [21, с. Нахчийский в частности, аккинский «след» обнаруживается и в Хазарии, представлявшей собой не строго централизованное государство, а федерацию племен, пользовавшихся автономией как во внутренней жизни, так и во внешних делах [22, с. Ее население, по свидетельствам современников, различалось не только в этническом, но и расовом отношении: «Хазар разделяют на два рода: Хазар белых и Хазар черных; они были различны даже поколением: одни, смуглые, должны были быть племени Монгольского; другие, описываемые красавцами, народ племени Кавказского, прежние Акациры. Как те, так и другие, были отличны от Турок как по языку, так и по происхождению» [23, с. В советских изданиях указывается, что Иордан называет акацирами народ, «который мы теперь называем Хазарами» [24, с. Гумилев также называет их акацир-хазар «акказирами» [25, с. Артамонов локализовал акациров вблизи Кавказских гор «с их проходами, через которые они вторгались в Закавказье, может быть там, где ранее всего становятся известны Хазары, то есть в юго-восточном углу Прикавказья». Относительная древность этнических образований Кавказа автору представлялась в следующем виде: каспы — «племя Чеченское», массагеты, мосохи.
Вслед за Н. И далее: «Хазары, как новое переоформление каспов, с этой точки зрения, могут считаться древнейшим населением Кавказа, не только Северного, но и Южного, из чего, конечно, не следует, что хазары действительно тождественны с каспами и их реликтовым вариантом кистами — чеченцами. Еще в начале прошлого века Н. Марр считал алан и алван от названия которых происходит название Кавказская Албания. Те же данные о родстве указанных этносов обнаруживаем у Геродота, согласно которому от трех братьев — Липоксая, Арпоксая и Колоксая — произошли аухеты, траспы и каспиоры, паралаты скифы , соответственно [79, с. Возможно, с предками аккинцев связана область Ухус-р, упомянутая в списке областей, подвластных хазарским каганам. По наблюдению Н. Иваненкова в коренном типе чеченцев «наблюдается какое-то племя, быть может, одно из тех, которые входили в состав Хазарского царства». Исследователь, отмечая, что основная часть этого царства была вытеснена на запад и неприступные ущелья соседних гор, обратил внимание на примечательную деталь: «В разговоре с чеченцами часто приходилось слышать от них выражение: это было во время большого передвижения народов» [29, с. Имеются косвенные свидетельства того, что в хазарский период чеченцы присутствовали в Терско-Сулакском междуречье.
Так, еще в 70-е гг. Новокули, чеченское же название которого — ГIазар-ГIала — соответствует тюркскому Къазар-къала, то есть Казар-, или Хазар-кала, — «хазарская крепость, город». Хронология третьего периода, определяющаяся близостью керамического комплекса керамике памятников салтово-маяцкого круга с учетом локальных особенностей , «укладывается в рамки VIII—IX веков и совпадает со временем максимальной хазарской экспансии». Тогда же, по мнению исследователей, у чеченцев верховья р. Ярыксу могло возникнуть название урочища ГIазар-ГIала, которое повторяется в Аргунском ущелье, а также в ущелье Баксана [30, с. Таким образом, имеющихся данных достаточно, чтобы признать возможным присутствие предков аккинцев, мичихцев и других нахчийских племен на территории Терско-Сулакского междуречья на рубеже эр — в I тысячелетии н. В пользу этой версии говорят также отдельные сообщения из записок европейских путешественников. Так, в 1253 г. Исходя из расчетов В. Кузнецова, два перехода — это 100—120 км северо-западнее Дербента, то есть район начала узкой береговой полосы между горами и морем, от Махачкалы до Дербента.
Аьккхи, Аьккха. Название упомянутой равнины «Аркакка», расположение которой соответствует Терско-Сулакскому междуречью и небольшой плоскостной линии между Сулаком и Махачкалой 30—40 км , тождественно одному из чеченских названий той же равнины — чеч. Это название связано с ауховским обществом чеченцев [33, с. И действительно, Аьккха упоминается в одном из актов константинопольского патриарха за 1364 г. Хотя в этом документе не содержится никаких сведений, касающихся местоположения указанных регионов [34, с. Этой точки зрения придерживался известный краевед Г. Именно то указание Константинопольского документа о территории древней Ахохии, которого не понял профессор Кулаковский и которое неверно, по-моему, объяснил г. Кодзаев от горы «хох», можно принять за указание древней страны Ауха, что вполне согласуется географически» [36, с. Известно, что в 1395 г. Среди прочих разорению подверглась и территория Чечни.
Здесь, по описанию летописцев, завоеватели, ведомые самим Тимуром, поднялись в горы, где уничтожению подверглись «все церкви и капища их». Затем последовал «набег на подножие горы Аухар» [37, с. Предпринимавшиеся в прошлом попытки соотнести Аухар с Аварией были убедительно отвергнуты еще в советское время Х. Хизриевым: «…высокогорная Авария никогда не считалась и не может считаться предгорьем. Так что, надо полагать, в данном случае речь идет о предгорной области ауховцев аккинцев. Для отождествления «Аухар» с Аварией нет никаких данных, кроме отдаленного созвучия. Так, одно из преданий свидетельствует, что аккинцы находились в Аухе во время нашествия Тамерлана Хромого, которого они называют «Астах-Темар» Хромой Тамерлан. Как пишет И. Как полагает исследователь, ядро первых переселенцев составили выходцы из аккинского общества чеченцев, вследствие чего их связь с горными соплеменниками была оборвана. Тот же А.
Генко считал, что аккинцы ауховцы , «занимающие крайний восток чеченской территории Хасав-Юртовский район », были известны в русских источниках с XVI в. Нет сомнения и в том, что древние ококи-окочане — это современные чеченцы Ауха [39, с. Дагестанский исследователь Г. Ичалов под «Аухаром» видел Салатавию — историческую область, смежную с Аухом [40, с. Первое же упоминание в письменных документах топонима Сала в виде Салаюрт относится лишь к 1614 г. И только после разгрома, учиненного армией Тимура, начинается активное заселение горцами верховьев Андийского, Аварского и Кара-Койсу земель, лежащих севернее Хунзахского плато, территории андийцев, а также Гунбета и Салатавии. Заселение этих областей переселенцами из Хунзахского ханства началось не ранее XVI в. Гутнов отмечал, что одним из важных условий, способствовавших расселению выходцев из Хунзахского владения, стало монгольское завоевание, которое упрочило «положение аварских феодалов, а Тимур во время своего похода не только не разорил Хунзах, но утвердил статус его владельцев, выдав им ярлык» [41, с. Этнотерритория аварцев, как пишет Д. Кидирниязов, в XV в.
Как было отмечено, в XVI в. При этом основной поток аварцев направляется на север [42, с. Известный аварский этнограф Айдемир Чиркеевский писал, что аварский «сделался языком, посредствующим для междуплеменных сношений во всем Дагестане». И далее: «Вследствие этого некоторые из дагестанских племен, так сказать, обаварились, а потому-то — при отсутствии исторических сведений и при недостатке этнографических изысканий об особенностях многоразличных дагестанских обществ — необходимо быть осторожным и не называть аварцами всех дагестанцев, говорящих по-аварски» [43, с. Советская историография отмечала, что под аварцами самоназвание маарулал еще во второй половине XIX в. Сами же аварцы именовали себя названиями племен либо территориальными терминами. Однако консолидация аварской народности завершилась лишь после Октябрьской революции [44, с. Ко времени выхода России на Терек, согласно документальным данным и исследованиям специалистов, окоцкое ауховское общество представляло собой сильное политическое образование, с которым вынуждены были считаться феодальные правители и вольные общества Кавказа, а также крупные державы, устремившие свои взоры на Кавказ — Иран, Турция, Крымское ханство и Россия. Наибольшую активность в русско-чеченских отношениях того периода проявили, как известно, аккинцы Ауха, называемые в русских источниках «ококами», «окухами», «окочанами» и т. Известный кавказовед Е.
Кушева отмечает: «Ококи, Окохи, Окуки, Окоцкая земля или землица, Окоченя, Окочаны, Окучане; или другая группа вариантов — Акозы, Ахоцкая земля, Акочане; встречается и термин Старые Окохи, известны Окоцкая слобода и служилые окочане в Терском городе… Среди названий чеченских родоплеменных образований, или, по терминологии русских описаний XIX в. Ряд топографических указаний убеждает в том, что здесь имеются в виду именно ближние, а не горные аккинцы» [45, с. Уместно отметить слова Н. Игнациуса, который указывает на 1559 г. Ткачев, описывая Терский город смутного времени, в числе половины его населения называл и окухов «из нынешнего Ауха». При этом отряд окуцкого князя Шиха Ишеримова составлял численно столько же — 500 человек, — сколько и казачья дружина, с которой они совместно устроили «Дербентский поход» [47, с. Они же показывают ведущую роль последних в Терско-Сулакском междуречье и отмечают их центр — «Старый Окох» Ширча-Акка. Как было отмечено, с появлением русских на Тереке, усмотрев в них союзников в борьбе с тюркской экспансией в регионе, чеченцы Ауха немедля установили с Московским царством тесные политические связи. Вследствие этих контактов Ушаром и Ших Окоцкие выступили главными проводниками и агентами русского влияния в крае, контролируя стратегические пути из Азии Дербент в Европу Азов. В документе 1586 г.
В 1587 г. Среди феодалов в 1589 г. Сообщается о походе в 1602 г. В 1614 г. Салтан-Магмут-мурза именуется «безюртным человеком». В том же году упоминается кабак Салаюрт, в 1618 — остров Чене остров Чечен. Далее — в 1645 г. В комментариях Е. Переселившись в Терки после убийства Ших-мурзы Окоцкого кумыкским феодалом, эта группа ококов образовала Окоцкую слободу… Окотцкая, Окоцкая, Ахоцкая землица — территория расселения аккинцев-ауховцев, одной из локальных групп чеченцев. Лингвисты считают аккинский язык одним из диалектов чеченского языка… Поселения Ших-мурзы Окоцкого находились вблизи селений шамхала Сурхая Суркая на Кумыкской равнине».
Сообщается о чеченских обществах Акоз то есть Акка и Мичкиз. Далее автор пишет: «Объединившись с людьми окоцких и мичкизских кабаков, Салтан-Магмут нападал на селения. В связи с такой ситуацией большая часть кумыкских владельцев обратилась за военной помощью в Терский город». Все это — территория, «населенная акинцами ококами », то есть чеченцами Ауха, включая поселения по рекам Аксай, Ямансу и Ярыксу [48, с. Как известно, к владениям шамхалов относилось правобережье Сулака. При этом исследования однозначно указывают на то, что в отмеченный период чеченцы были расселены вплоть до Сулака, включая и его правое прибрежье [127, с. Следовательно, подвластные Ших-мурзе Окоцкому селения, соседствующие с шамхальскими владениями, включали прибрежную полосу Сулака. Добавим к сказанному, что Ших-мурза встречал и сопровождал русские посольства в Закавказье, посредничал в приведении к русской присяге феодалов Дагестана и Кабарды, выполнял ответственные поручения русского правительства. О значении, которое придавали в Москве предводителю чеченцев Ауха, говорит тот факт, что в русских документах конца XVI в. Так, в грамоте царя Федора Ивановича, датируемой апрелем 1587 г.
В том же году Ших-мурзе Окоцкому и шамхалу Тарковскому были жалованы царские грамоты, а послу, передававшему их, предписывалось с Ших-мурзой «говорити по тому же как и с шевкалу князю и шубу подать» [49, с. В своем предисловии к сборнику документов, приводя традиционную, книжную, версию о происхождении шамхала от арабского ставленника, — Шахбала — автор называет Кумух его первоначальной и единственной резиденцией вплоть до конца XVI в. Лишь позднее феодал начинает зимовать в Буйнаке и Тарках, где «застает их водворение русского владычества в Дагестане». При этом «в дружественных отношениях к Московскому государству» находились «мурзы Окуцкие Ушар и Ших». Из документа 1588 г. Более того, в годы временного отсутствия русских в регионе вследствие давления турков Ших продолжал союзничать с Москвой, фактически являясь ее агентом и командуя оставленными здесь пятью сотнями казаков, которые вместе с ним «завоевали даже несколько 8 городов». Ших имел влияние на хунзахского и гумбетовского князей, а также контактировал с грузинскими царями и кабардинскими мурзами, выступая в роли безусловного политического тяжеловеса, что и отражено в документах при именовании его «Окутцким Шихом князем». Отметим, что Ших имел только своих воинов — 500 человек; Султан-Мут — 200, князь Тюменский — 100, гуэнский князь — 70 [49, с. Роль Шиха отмечал и В. Потто, согласно которому Ших-мурза первым явился в Терскую крепость, устроив здесь Окоцкую слободу.
Одновременно с посольством Шиха в Москву 1588 была прислана «челобитная от Терских вольных атаманов и казаков судя по месту жительства Шиха, это были не Терские, а Гребенские казаки , в которой они заявляли, что преж сего служили государю на Тереке и промышляли всяким государственным делом за одно с Ших-Мурзою Окуцким, что сему Ших-Мурзе от шавкальских и горских людей теснота великая, что они переседают его по всем дорогам и хотят убить». Вслед за ауховцами в Терки переселились и чеченцы Мичкиза и Шибута. Причем само нерусское население городка делилось на новокрещенов и мусульман [50, с. Пророссийская ориентация Шиха привела к неизбежному конфликту с шамхалами, попеременно занимавшими протурецкую и проиранскую позицию. В 1595 г. Ших, согласно документам, пал от рук брата Султан-Мута — Ахматхана, которые незамедлительно приступили к распространению своего влияния на область. Вследствие этого 160 семей ауховцев под руководством Батая Окоцкого племянника Шиха переселились в Окоцкую слободу Терков [48, с. Многочисленные источники указывают на равное положение окоцких князей и шамхалов в глазах русской администрации, которая туземные термины мурза и шамхал зачастую заменяла на «князь». Окоцкий владетель располагал тем же количеством войска, каким владел шамхал, а также руководил походами на Дербент и Дарьял. При этом если кумыкские шамхалы вышли на плоскость лишь к концу XVI в.
Таким образом, можно заключить, что шамхалы не были владетелями Терско-Сулакского междуречья, и только через 200—250 лет их потомки станут компилировать предания о владении землями вплоть до Кабарды. Изменение российской политики в отношении чеченского Ауха и его владетелей происходит после указанного убийства Шиха, приведшего к переделу и кабардинскому первенству в отношениях с Терской администрацией. Вследствие этого состоялся вынужденный исход Батая Окоцкого из Терского города. Возникший разрыв провоцирует несколько русских походов в Аух; ряд чеченских поселений и хуторов междуречья Сулака и Акташа были сожжены. С другой стороны, внутренняя борьба в окоцкой среде приводит к переселению части жителей Ауха и значительному населению ими крепости Терки к середине XVII в. Уже во второй половине того же столетия Аух управляется избранными старшинами; начинается активное заселение левобережья Сулака кумыками из Шамхальских владений. Широкое распространение получает практика совместного проживания аккинцев и переселившихся из-за Сулака кумыков в селах — Эндирей, Аксай, Костек и др. Критически следует относиться к утверждениям дагестанских авторов о том, что чеченцы Ауха изначально находились в подчинении кумыкским князьям, в частности, основателю Эндирейского владения Султан-Муту: документы свидетельствуют об обратном. Так, в 1614 г. Относительно же личности Султан-Мута читаем следующее: «Султан-Мут если и получил от отца во владение земли, народные предания говорят, что Султан-Мут был незаконный сын одного из Шамхалов, бежал от отца и поселился в Чир-Юрте, а потом перешел на Чумлу и основал там деревню, которая потом перешла на место ныне занимаемой Андреевской деревней, то в состав владений его, как объясняет выше сказанные границы, не входила Салатавия и Аух, и даже Качалык… Потомки Султан-Мута… разделили между собою ныне Кумыкские земли… вскоре после прибытия Императора Петра Великого на Кумыкскую плоскость… Генерал Ермолов, занимая Кумыкскую плоскость Русскими войсками, называет их Князьями, поручает им управлять народом» [51, л.
Каким образом безюртный Султан-Мут был представлен его потомками-компиляторами в качестве крупного феодала еще предстоит исследовать. Ясно одно: впервые кумыкские владельцы усилились лишь при поддержке Петра I и вследствие русских походов 1718, 1722, 1723 гг. Согласно архивным материалам 1860—1861 , на момент переселения кельбахцев Султан-Мута и его сподвижников в урочище Чумлу приселок Эндирея «в ущельях Акташа жили Ауховцы в ауле Юрт-Аух, где было 3363 двора, откуда Ауховцы впоследствии расселились в Кишень-аух, Ярыксу-аух, и Акташ-аух». При этом «во владение землями Ауховцы имеют от Русского начальства две древние бумаги, одна в настоящее время хранится у Наджая Пукеева, а другая после смерти Дукай-Кади хранится у одного Ауховца, живущего в г. Читаем также: «Князья не имели никакого влияния, и народ был сильнее князей, впоследствии князья разными подарками склонили на свою сторону Узденей и Кадиев, имевших влияние в народе, и с помощью их стали самопроизвольно действовать в делах общественных и шариатных и притеснять народ, а тех, которые отстаивали права свои, оговаривали пред Русским начальством, выставляя неблагонадежными и изменниками, чем устрашали народ и заставляли повиноваться себе. Все дела общественные решались народом, в чем князья не имели никакого особого права» [52, л. Лишь на следующий год, в 1615 г. Из вышеприведенных документов становится ясно, что в 1614 г. Султан-Мут действует вместе с окоцкими мурзами, то есть с ауховскими феодалами и находится в Сала-юрте, основанном чеченским обществом Салой; также указывается на проживание Султан-Мута с братьями в Окоцких кабаках, то есть в селах чеченцев Ауха. Более чем через сто лет после указанных событий, кумыкские владетели по-прежнему не имели власти над чеченцами, что очевидно из переписки Петра I с шамхалом, где указывается на управление акочанами ауховцами астраханским губернатором.
Из документов известно также, что гарнизон крепости Святого Креста чеч. Салкхне , возведенной Петром I и действовавшей с 1722 по 1735 г. В архивном деле находится письмо, датированное 16 августа 1738 г. Еще в одном архивном деле имеется письмо от 9 февраля 1744 г. В письме от 5 октября 1748 г. Имеется письмо от сентября 1751 г. В другом архивном деле имеется письмо 1753 г. В данной переписке упоминается Аух [59, л. В письме от 1 мая 1756 г. Наконец, в архивной переписке от 7 июня 1782 г.
В письме сообщается, что ауховцами убит сын владельца Андреевского Аджимуртазалиева [61, л. При наличии в архивах вышеприведенных документов выглядят абсурдно утверждения некоторых дагестанских историков будто бы чеченцы Ауха аккинцы в 1763 г. В связи с этим тенденциозные труды этих авторов последнего десятилетия , основанные в большинстве своем на преданиях XIX в. Некоторые современные дагестанские авторы, пишущие на исторические темы, пытаются поставить под сомнение факт исконного проживания чеченцев на территории Терско-Сулакского междуречья. Между тем, имеется множество документальных свидетельств, показывающих, что в прошлом ареал проживания чеченцев в Терско-Сулакском междуречье доходил до побережья Каспийского моря. В путешествии Федота Котова 1623 г. Также сообщается, что «против Терка остров Чечень стоит в море, и тот остров велик и рыб много» [62, с. В другом издании о путешествии Ф. Котова читаем: «От города Астрахани плавают на русских бусах и больших стругах мимо Чечни, только этим путем идти далеко. За рекою, напротив крепости, раскинулись большие слободы — Черкасская слобода, Окоцкая… В море напротив устья Терека находится остров Чечень, — идти до него под парусом полдня, этот остров большой.
В примечании отмечено, что «Дженцени, Джецени, на карте Олеария Tzeseni — о.
С ХVI в. Приблизительно с этого же времени на Тереке и Сунже появляются русские переселенцы-казаки, которые вскоре станут составной частью северокавказского сообщества. Терско-гребенское казачество, ставшее важным фактором экономической и политической истории края, складывалось не только из беглых русских, но и из представителей самих горских народов, прежде всего, чеченцев. В исторической литературе сложилось единое мнение о том, что в первоначальный период складывания терско-гребенского казачества в ХVI-ХVII вв.
Многовековые мирные отношения казаков и горцев способствовали взаимовлиянию горской и русской культуры. С конца ХVI в. В его создании были заинтересованы обе стороны. Россия нуждалась в помощи северокавказских горцев для успешной борьбы с Турцией и Ираном, которые давно пытались завладеть Северным Кавказом. Через Чечню шли удобные пути сообщения с Закавказьем.
По политическим и экономическим мотивам в союзе с Россией кровно были заинтересованы и чеченцы. В 1588 г. Московский царь издал соответствующую грамоту. Взаимная заинтересованность чеченских владельцев и царских властей в мирных политических и экономических отношениях привела к установлению между ними военно-политического союза. По указам из Москвы чеченцы постоянно выходили в походы вместе с кабардинцами и терскими казаками, в том числе против Крыма и ирано-турецких войск.
Все вышесказанное подтверждается большим количеством архивных документов. Наибольшее количество присяг о подданстве приходится на 1781 год, что дало некоторым историкам основание писать, что это означало присоединение Чеченской Республики к России. По мере усиления России на Северном Кавказе и ослабления ее соперников Турции и Ирана в борьбе за регион царизм все более активно начинает переходить от союзнических отношений с горцами в том числе и с чеченцами к их прямому подчинению. При этом захватываются горские земли, на которых строятся военные укрепления и казачьи станицы. Все это встречает вооруженное сопротивление со стороны горцев.
С начала ХIX в. В 1818 г. Наместник Кавказа А. Ермолов 1816-1827 гг. В ответ поднимается освободительная борьба горцев.
Начинается трагическая Кавказская война. В 1840 г. Имамом Чеченской Республики провозглашается Шамиль. Чеченская Республика становится составной частью теократического государства Шамиля — имамата. Процесс присоединения Чеченской Республики к России завершается в 1859 г.
Чеченцы сильно пострадали в ходе Кавказской войны. Были полностью уничтожены десятки аулов.
Неудивительно, что Федеральное правительство причислило органы власти ЧРИ к списку террористических организаций и ввело уголовную ответственность за участие в их деятельности. Между тем находившийся в то время за рубежом Ахмед Закаев провозгласил себя премьер-министром республики, якобы избранным телефонным голосованием.
Появилось несколько «параллельных» правительств Ичкерии, что привело к расколу между сепаратистами. Стало ясно, что Ичкерия как независимое государство так и не состоялась.
Стоит напомнить, что де-факто Ичкерия перестала существовать во время второй чеченской войны в 2000 году. Как, кстати сказать, а в самой Запорожской Сечи до этого не было никакого дела», — резюмирует Игорь Шишкин. Новости Украины.
Кадыров напомнил депутатам Рады, что Ичкерии давно не существует
Завгаевым от общественности документом. По этой причине мы не можем привести его в этом сборнике документов. Только что завершил работу в Грозном общенациональный съезд чеченского народа. Его делегаты, избранные по квоте — один человек от каждой тысячи чеченцев, единогласно приняли декларацию о государственном суверенитете Чеченской республики Нохчичоь. В этом документе говорится, что чеченский народ высоко ценит союз национальных республик и готов быть суверенным и равноправным субъектом союзного договора и союза суверенных республик.
Съезд чеченцев принял ряд обращений к народам Северного Кавказа. Его делегаты постановили просить Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики, который собирается завтра, 26 ноября, утвердить на сессии решения общенационального съезда, выразившего волю почти миллионного чеченского народа. Как раз делегаты съезда и обладали легитимностью принимать подобное решение, уполномоченные высшим форумом народного представительства. Для дополнения картины, надо сказать несколько слов о политической атмосфере тех лет в республике, о самом Завгаеве и о Декларации Верховного Совета ЧИАССР, принятой под его руководством.
Исключается то, что она не была принята без руководящего одобрения самого Горбачева. Осторожному Завгаеву нужна была гарантия, что он усидит на своем месте, а ее мог дать только Горбачев. Правда, там работало несколько камер зарубежных гостей. Если что и узнаем о подлинном тексте провозглашенной на съезде декларации, то лишь от хозяев этих камер.
Его делегаты постановили просить Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики 26 ноября, на сессии, утвердить решения общенационального съезда. Доку Завгаев был заложником Центра — ряд депутатов, ориентированных на него и имевших большинство в Верховном Совете, могли сместить его с поста: благодаря их голосам он стал первым лицом — нашлись и такие «чеченцы», которые голосовали за альтернативную русскую кандидатуру. Видимо, поэтому Джохар так настойчиво добивался от Верховного Совета учреждения поста президента ЧРИ что было одним из решений съезда и выдвижения Завгаевым кандидатом в президенты народным голосованием, что развязало бы ему руки для выполнения решения съезда и Верховного Совета, в чем его должен был поддержать Исполком. В самом Исполкоме Джохар этой поддержки к тому времени уже добился, так как убедил большинство его членов, что добиться независимости во главе с Завгаевым будет легче, чем с ним, хотя многие были категорически настроены против Завгаева.
Эта местность — колыбель чеченцев. Четырнадцать поколений назад часть лам-керисти вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух.
Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой и ЦIечой. Когда они прибыли сюда, в этих местах стоял только один хутор Анди. Других поселений не было».
Затем, согласно историческим и фольклорным источникам, из Нашха выселились другие ичкерийские тейпы. Выходцами из Нашха считают себя и многие чеберлоевские тейпы, а также общества Аргунского ущелья. По одной из генеалогических легенд, основателем Ичкерии был Молкх, переселившийся сначала из МIайста в Нашха, а оттуда вместе со своим сыном Тинин Вуьсу в Ичкерию.
Люди добрые, донесите до этих чудаков важное сообщение: пока они блуждают во временном пространстве, потеряв связь с действительностью, Ичкерии даже на бумаге не существует», — сыронизировал Кадыров. Глава Чечни напомнил украинским нардепам, что Ичкерию ликвидировали сами же бывшие ичкерийцы, объявившие в 2007 году об ее упразднении. В продолжении фантазий депутатов Рады, Кадыров в шутку предложил им провести дебаты о признании Плутона планетой или «поднять очень важный вопрос о том, не проголодались ли три слона и черепаха, на которых стоит земля».
Съездом предусмотрено онлайн-подключение чеченских диаспор разных стран мира — Турция, Грузия, Азербайджан, Казахстан и др. Одна из ключевых задач съезда — закрепление общего видения будущего Ичкерии и старт работы по созданию стратегии развития ЧРИ после ее деоккупации. Объединение чеченской диаспоры в «Единую Силу», солидарную в своей борьбе за независимость Ичкерии и против Кадырова — необходимая мера в борьбе за независимость Ичкерии. Члены чеченской диаспоры анонсировали создание нового представительного временного органа ЧРИ на период, предшествующий деоккупации.
Исторические области Чечни
Ичкерия (историческая область) — статья из свободной большой энциклопедии. Верховная Рада одобрила законопроект о признании независимости Чеченской Республики Ичкерии, сообщает агентство УНИАН. Новости с тегом: ичкерия. Как стать "героем Ичкерии". Акка — историческая область Чечни. Граничила на севере с исторической областью Арстах, на северо-востоке — с област. РИА Новости. Он отметил, что это является юридической безграмотностью украинской стороны, поскольку такого субъекта не существует. Украинские законодатели озаботились судьбой Чечни. Причём настолько, что в Раду внесён законопроект о признании суверенитета чеченской республики Ичкерия*.
Ичкерия и её обитатели
Шестого сентября 1991 года Джохар Дудаев с группой вооружённых сторонников захватил Верховный совет Чечни. Территорию объявили независимой и назвали Ичкерией. В составе ВСУ, которые пытаются атаковать Белгородчину и Курскую область России, нелюди, для которых захвативший школу с детьми головорез является героем, заявил военный корреспондент Александр Коц в своем телеграм-канале. Чеченская республика Ичкерия (Nóxçiyn Respúblik Içkéri, Нохчийн Республик Ичкери) (до 1993 года — Чеченская Республика Нохчичо или Чеченская Республика) — непризнанное государство, существовавшее после распада СССР на части территории бывшей Чечено-Ингушской АССР. Верховная Рада одобрила законопроект о признании независимости Чеченской Республики Ичкерии, сообщает агентство УНИАН. Верховная рада Украины в ходе голосования признала суверенитет Чеченской Республики Ичкерия.
Госдума РФ отреагировала на возрождение Украиной Ичкерии на месте Чечни
Реакция в Грозном последовала незамедлительно. Как сообщил 23 сентября глава парламента Чечни Магомед Даудов, новый учебник «вызвал волну возмущения среди представителей репрессированных в СССР народов». Он также заявил, что «разобраться в столь важном вопросе» ему поручил Рамзан Кадыров. В спорном фрагменте упоминаются «факты сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей». Рассказывается о государственном решении о «коллективном наказании» народов.
Правление Масхадова Как отмечал чеченский историк Джабраил Гакаев , Масхадов оказался не в состоянии консолидировать чеченское общество, поддержав вооружённое меньшинство и отвергнув сотрудничество с центристскими политическими силами и лояльной к России модернизированной частью населения [15]. В сентябре 1998 года Радуев, Басаев и Исрапилов обвинили Масхадова в сговоре с Москвой, потребовав его отставки. В ответ Масхадов отправил в отставку правительство террориста Басаева. В результате конфликта с полевыми командирами Масхадов потерял контроль над большей частью территории за пределами Грозного.
За время правления Масхадова в Чечне быстро деградировали экономика и социальная сфера [15] : Над Чечней реально нависла экологическая и эпидемиологическая катастрофа. Города и разрушенные села практически не восстанавливались, люди жили в разбитых кварталах, где уже давно нет ни канализации, ни воды, а часто — и электричества. Медицинское обслуживание, по существу, отсутствовало. Люди умирали от массовых болезней и голода, особенно высока смертность среди детей, практически все население нуждается в психотерапии. Школы, вузы практически не работали, кроме нескольких частных колледжей. Усилился процесс арабизации образования. В Чечне явно обозначились признаки распада хозяйственных, культурных связей внутри социума. Из Чечни продолжался исход населения.
По данным последней переписи 1989 , здесь проживало 1270 тыс. Перед началом второй чеченской кампании население Ичкерии не превышало 400 тыс. На территории, находящейся под контролем сепаратистов, происходили массовые нарушения прав человека.
При этом преступления также совершали представители масхадовской власти. Так, 4 сентября 1997 года в Грозном состоялся публичный расстрел женщины и мужчины, обвиненных шариатским судом. Однако по Конституции Российской Федерации на территории России действует мораторий на смертную казнь.
Антисемитизм и антиизраильские высказывания в информационной политике сепаратистов Правящая группировка сепаратистов в своей информационной политике пропагандировала антисемитизм [23]. Другим примером является выступление Аслана Масхадова «Сегодня я вынужден признать, что у нас есть ваххабитская идеология, которая делает из нашей молодежи роботов, отравляет ее сознание. Эта идеология привносится искусственно. Ее внедряют и распространяют наши враги и евреи…». По мнению Вахаева, данное высказывание отражало мышление сепаратистов, находящихся у власти: «Антисемитизм сегодня привносится в чеченское общество правящей элитой, значительная часть которой находится под влиянием исламских радикалов-фундаменталистов. Мы все сметем.
Держись, Россия — мы идем! В официальной сепаратистской газете по поводу убийства сепаратистами заложников-англичан говорилось: «Перед цивилизованным миром мы в очередной раз предстали в образе средневековых дикарей… Спецслужбы России и Израиля сегодня ликуют. Как и все явные и тайные враги ЧРИ» [23]. Как писал в своей книге представитель российского отделения Антидиффационной лиги Василий Лихачёв: Информационное обеспечение чеченским сепаратистам осуществлял Мовлади Удугов , известный своими антисемитскими взглядами. В результате после временной победы сепаратистов в 1996—1999 годах Чечня стала регионом победившего антисемитизма что прекрасно иллюстрирует тезис о возможности антисемитизма без евреев — ведь речь идет о мифологии, а не о реальном противостоянии с реальным врагом. Журналисты с удивлением констатировали, что «до войны чеченцы относились к этому народу достаточно доброжелательно, сегодня же ситуация резко изменилась».
По преданию ичкеринцев, выходцы из общества Нашха современного Галанчожского района Чечни в более или менее разное время основали современные села в Ичкерии Нохч-Мохк. Многие из этих сел были названы именами первых поселенцев [1]. Чеченский тайп род в период его разложения.
Какие страны признали самопровозглашенную Ичкерию Дудаева?
Общество - 23 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Чеченская Республика Ичкерия (ЧРИ), провозглашённая бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым и его сторонниками в результате регионального государственного переворота в октябре 1991 года, не была официально признана ни одним государством. Верховная рада признала независимость «Чеченской Республики Ичкерия». Депутаты назвали ее территорией, «временно оккупированной Россией в результате вооруженной агрессии». Верховная рада признала "суверенитет Ичкерии" (запрещенная в России террористическая организация); В политическом постановлении говорится, что Россия якобы "оккупировала" Чеченскую Республику.
Что такое Ичкерия, где она находится и как связана с Чечней
Но откуда взялось такое название? Первоначально название Ичкерия носила историческая область на юго-востоке нынешней Чеченской республики. Согласно одной из версий, «Ичкерия» «Ickeri» — это сочетание чеченских слов «ис» и «кери». По другой версии, название было позаимствовано из кумыкского. Область получила такое наименование, так как в ней жили девять тукхумов обществ или племен.
Вопрос об определении границ в декабре 2005 года поднял нынешний глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, занимавший тогда должность и. По его словам, "как в соседних регионах, так и в самой Чечне хорошо известно, где проходила граница до объединения субъектов и где она должна проходить после размежевания".
В 2008 году в РФ был принят закон "О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике", который предписывал органам госвласти двух республик определить территории и установить границы муниципальных образований. Границы были установлены, и местные выборы стали проходить в Сунженском районе Ингушетии с административным центром в станице Орджоникидзевская, ныне - город Сунжа и одноименном районе Чечни с центром в селе Серноводском. В 2012 году между Чечней и Ингушетией вновь возникли разногласия по поводу административной границы. Кадыров заявил о необходимости пересмотра границ Сунженского района республики. Оба субъекта РФ создали свои комиссии по определению территориально-административной границы. В 2013 году в Чеченской Республике вступил в силу закон, согласно которому в Сунженский район Чечни был включен ряд населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями Ингушетии.
Это вызвало негативную реакцию со стороны ингушских властей и населения республики.
Ичкерия историческая область Ичкерия чечен. Нохч-мохк, Нахче-Мохк — название исторической области на юго-востоке нынешней Чеченской Республики.
Зачастую Ичкерией ошибочно называется вся территория Чечни. Этимология Карта Восточного Кавказа 1841 год Нохчмахкой - в переводе означает "жители чеченской земли". Историческая область "Ичкерия" - единственный регион в Чечне, имеющий общенациональное название на чеченском языке, связано это с тем, что при заселении Нохчмахка земля делилась между представителями всех чеченских родов, между чеченцами со всех горных обществ, в то время, как в горах у каждого рода была своя земля.
Он считает, что таким образом украинская сторона всего лишь доказывает свою слабость и неспособность больше сопротивляться, пишет ИА «Ридус». Юридической силы решение Украины не имеет, так как Ичкерия давно не существует. Вместо нее выросла гордая и независимая Чечня, которая отлично помнит историю и воспитывает детей настоящими патриотами России. С 1994 по 1996, а также с 1999 по 2009 годы на территории современной Чеченской Республики проходила кровопролитная война. После распада Советского Союза мир буквально захлестнули националистические волны, которые хотели выстроить собственные правила жизни без России.