Формулировки закона позволяют применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами — признавать «иноагентами» можно практически кого угодно. Как работает закон об иноагентах и как нужно маркировать произведения, созданные иноагентами? читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: В Грузии пояснили слова Гарибашвили об отказе от закона об иноагентах Битва за гранты: почему законопроект об иноагентах взволновал Грузию. Новый, обобщающий закон об иноагентах позволяет признавать иностранным агентом без зарубежного финансирования. Совет Федерации 30 ноября одобрил закон об изменениях в соответствующие законы, который предусматривает, что иноагенты не смогут поступать на госслужбу, быть организаторами публичных мероприятий, членами избирательных комиссий с правом решающего голоса.
НПО отказались от сотрудничества с властями Грузии из-за закона об "иноагентах"
Так обеспечивается прозрачность их действий в политике и экономике США. FARA не распространяется на организации, связанные с наукой или религией, если они "служат не иностранным интересам". Что касается СМИ, то под действие закона попадают СМИ только те, которые "контролируются, субсидируются и финансируются" извне. Кроме того, закон регламентирует деятельность лишь тех организаций, которые зарегистрированы и действуют на территории США. Россия и иноагенты В отечественное законодательство понятие "иноагент" было введено в 2012 году. Оно касалось некоммерческих организаций, занимающихся политической деятельностью в РФ и получающих финансирование из зарубежных источников. Законопроект под названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" разработала группа депутатов во главе с Ириной Яровой. Однако они должны регистрироваться в специальном реестре Минюста РФ. Позже ведомство получило право самостоятельно включать НКО в реестр "иностранных агентов", а также проводить проверки организаций со статусом иноагента.
Вашингтонский корреспондент Сенаторы США грозят санкциями в случае принятия в Грузии закона «об иноагентах» Группа американских сенаторов во главе с Жанной Шахин и Джимом Ришем вместе с 12 своими коллегами направили в пятницу премьер-министру Грузии письмо. В случае утверждения такого законпроекта, он "серьезно ограничит свободу слова и подорвет давние отношения Соединенных Штатов с Грузией», - отметили сенаторы. Такой закон "может послать мощный сигнал грузинскому народу о том, что его правительство больше не отражает его желания и , подрывает стремления к членству в ЕС и не поддерживает свою Конституцию".
По словам замглавы Минюста РФ Олега Свириденко , иноагентом россиянина могут признать только на основании юридически подтвержденных фактов. Иноагенты не могут получать помощь от государства, в том числе для творчества. При этом вести деятельность в России иностранным агентам не запрещено. Они просто обязаны маркировать свои материалы, отчитываться об иностранном финансировании и своей деятельности, учредить российское юрлицо. Кроме иноагентов есть еще организации, деятельность которых признана нежелательной на территории России. Для них есть отдельный реестр Минюста. При этом в отличие от иностранных агентов такие организации не имеют права работать в России, отделения их должны быть закрыты, счета заморожены, а сотрудников можно привлечь к ответственности. Он был принят в ответ на пропаганду, которую вела Германия в преддверии Второй мировой войны.
Решение по этому вопросу ведомство должно будет вынести в течение 30 дней. Порядок принятия такого решения утвердит Минюст. Пометки По новому закону иностранные агенты обязаны: Сообщать о своем статусе при осуществлении «иноагентской» деятельности , в том числе и при направлении обращений в органы публичной власти, образовательные организации, другие органы и организации. Сообщать о своем статусе своим учредителям участникам , бенефициарам, работникам сотрудникам. Кроме того, иностранные агенты обязаны сопровождать все материалы, которые производят или распространяют в рамках « «иноагентской» деятельности , специальной пометкой. Такое же правило действует и для учредителей, членов, участников, руководителей общественных объединений — иностранных агентов, а также для руководителей юрлица-иноагента и лиц, которые входят в состав органа юридического лица — иностранного агента. Пометку необходимо ставить: на производимых или распространяемых в связи с осуществлением «иноагентской» деятельности материалах, в том числе при распространении этих материалов в СМИ или в интернете, на материалах, которые направляются в органы публичной власти, образовательные организации, другие органы и организации в связи с осуществлением «иноагентской» деятельности. Как должна выглядеть пометка? Согласно Постановлению Правительства указание должно быть размещено на русском языке в следующих формах. Для материалов, производимых и распространяемых иностранными агентами: Настоящий материал информация произведен, распространен и или направлен иностранным агентом наименование, фамилия, имя отчество при наличии , содержащаяся в реестр иностранных агентов либо касается деятельности иностранного агента наименование, фамилия, имя, отчество при наличии , содержащаяся в реестр иностранных агентов. Для материалов, производимых и распространяемых членами, учредителями, руководителями и т. Как оформлять пометку? Если пометка размещается в текстовом материале в том числе в посте в социальной сети или в новости на сайте : Пометку нужно ставить либо после заголовка, либо в самом начале материала, если заголовка нет. Размер шрифта пометки, должен быть вдвое больше размера шрифта текста. Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону. Пометку нельзя накладывать на какие-то элементы, например, на картинки, текст и т. Если пометка размещается в видео: Пометка должна быть в виде текста озвучивать пометку — не обязательно. Указание должно появляться в начале видео, а также после каждого прерывания например, на рекламу. Длительность показа пометки — не менее 15 секунд. Если пометка размещается в аудиоматериале: Пометка должна быть в звуковой форме. Указание должно быть в начале и после каждого прерывания аудиоматериала. Звуковое указание нельзя накладывать на другие звуки, а его громкость не должна быть ниже основной громкости записи. Нельзя увеличивать скорость звукового указания. Указанием на статус нужно сопровождать материалы, которые созданы в текстовом или аудиовизуальном формате. То есть все тексты, в видео- и аудиоролики например, песни, подкасты, видеоинтервью и т. Обратите внимание, что маркировать необходимо только материалы, которые распространяются в связи с осуществлением «иноагентской деятельности». То есть де-юре пометку можно не ставить на «бытовом контенте», например, на сообщениях личного характера в соцсетях. При этом утверждать, что фотографию домашнего питомца или ребенка, опубликованную в соцсети, не посчитают «материалом, распространяемым в связи с иноагентской деятельностью», нельзя. Вполне возможно, что в логике правоприменителей, и такой контент нужно будет маркировать. Сказать точнее можно будет только по мере появления правоприменительной практики. Кроме того, вероятно, что лицам, которые признанны иноагентами за распространение материалов и сообщений или участие в их создании, в любом случае придется маркировать весь контент, распространяемый ими так как в их случае распространение информации и есть «иноагентская» деятельность. Ответы на частые вопросы, которые касаются того, как иноагенты должны маркировать свои материалы, читайте в публикации «Пометка для иноагента: новые правила». Эти правила относятся только к людям, организациям и общественным объединениям, которые признаны иноагентами. Во всех остальных случаях ставить пометку о наличии статуса иностранного агента при цитировании или публикации материалов иностранного агента должны только зарегистрированные СМИ в том числе в своих сообщениях и материалах в интернете, например, в соцсетях. Это указание может быть в свободной форме.
«Практически любого по своему усмотрению»: кого теперь будут признавать иноагентом?
Правовое положение физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Уполномоченный орган ведет единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами далее - единый реестр , и определяет порядок его ведения. В целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности , федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ.
Физическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи , может быть исключено из единого реестра по решению уполномоченного органа в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в единый реестр признаков, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи. Порядок принятия решения об исключении физического лица из единого реестра устанавливается уполномоченным органом. Решение уполномоченного органа о включении физического лица, указанного в части 1 настоящей статьи , в единый реестр может быть обжаловано в суд. Статья 7.
Порядок включения в реестр 1. Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр.
Как часто они пытаются обойти закон и сколько времени уходит у службы на закрытие доступа к таким ресурсам Члены Совета Федерации одобрили закон 19 июля.
Также Совет Федерации одобрил закон о полномочиях Минюста проводить внеплановые проверки для иноагентов и лиц, взаимодействующих с ними и нарушающих при этом законодательство РФ. Соответствующий реестр стал единым.
Но, как ни странно, все-таки еще один реестр будет - для тех, кто аффилирован с иностранными агентами.
То есть когда-то работал в компании, которая стала иноагентом, или от него деньги, имущество. Иноагент не сможет стать ни учителем, ни преподавателем, ни даже воспитателем в детском саду. Такой вид деятельности им запрещается, но только в отношении если учить собрались несовершеннолетних.
Тех, кто старше - пожалуйста. С инвестициями тоже будут трудности, но не во все. Иноагентам нельзя будет вкладываться в те компании, которые стратегически важны для обороны и безопасности страны.
Можно использовать такую формулировку: «Сетевое издание «Ромашка». СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации…. Отчетность и другие обязанности иностранных агентов 1. Российские юридические лица, включенные в реестр, должны вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, который установлен законами РФ. Годовая бухгалтерская отчетность должна проходить обязательный аудит, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
Российские юридические лица, включенные в реестр и получившие денежные средства или другое имущество от иностранных источников, должны вести раздельный учет доходов и расходов: один — учет иностранных поступление, другой — всех остальных. Иностранные агенты обязаны предоставлять в Минюст: отчет о деятельности раз в полгода ; сведения об учредителях, персональном составе руководящих органов и работников раз в полгода ; сведения об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученного от этих источников, в том числе о банковских счетах, которые используются для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их использования, о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников раз в квартал ; информацию о представлении аудиторского заключения раз в год ; заявленные для осуществления и осуществляемые программы, другие документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий раз в год, но до начала реализации программы или проведения мероприятия ; информацию об изменениях в вышеуказанных сведениях раз в квартал. Иностранные агенты обязаны раз в полгода публиковать в интернете отчет о своей деятельности. Лица, которые признаны иноагентами за распространение сообщений и материалов, должны создать российское юридическое лицо в течение месяца со дня приобретения статуса и уведомить об этом Минюст. Также уведомить надо и обо всех учрежденных ими юрлицах, в том числе и тех, которые созданы до внесения в реестр иностранных агентов. Это правило не касается только российских юрлиц, признанных иноагентами.
Некоторые из них действовали и ранее, некоторые — нововведения. Например, с момента вступления закона в силу иноагентам будет запрещено осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних, а также педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Полный список запретов: Физическое лицо, включенное в реестр, не сможет быть назначенным на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума. Включение должностного лица или гражданина в реестр сможет являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне. Иностранный агент не сможет принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и других органов, которые существуют при органах власти. Общественные объединения, включенные в реестр, не смогут выдвигать кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии.
Иностранные агенты на смогут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов их проектов. Иностранный агент будет не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам будет запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума. Иностранные агенты не смогут быть организаторами публичных мероприятий, а также передавать деньги или имущество на их организацию или проведение. Политические партии и их региональные отделения не смогут принять пожертвования от иностранных агентов и заключить с ними сделки. Иностранный агент будет не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних или педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Организации, признанные иностранными агентами, также не смогут осуществлять образовательную деятельность в отношении несовершеннолетних. Иностранным агентам будет запрещено производить информационную продукцию для несовершеннолетних. Иностранные агенты не смогут принять участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и принимать участие в отборе исполнителей услуг Иностранный агент не будет вправе получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности. Денежные средства, размещенные организациями — иностранными агентами или в их пользу, не будут подлежать страхованию. На иностранных агентов будут также распространяться ограничения и запреты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе в части, касающейся применения упрощенной системы налогообложения. Иностранный агент не сможет применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность.
Иностранный агент будет не вправе осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению их безопасности. Иностранный агент не сможет участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы. На иностранных агентов будут также распространяться ограничения и запреты, предусмотренные Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Информация иноагентов запрещена для детей: что это значит? Согласно поправкам в Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная продукция иностранных агентов запрещена к распространению среди детей например, как информация порнографического характера или нецензурная брань.
Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах
Законы об иноагентах в Грузии, которые вызвали протесты в 2023 году: о чем грузинские законы об иностранных агентах, схожесть с российским и американским законами об иноагентах, кто такие иноагенты и как их ограничивают. Максиму Галкину, находившемуся за пределами РФ с начала СВО, звание иноагента было дано в 2022 году (16 сентября). Они выразили сильную озабоченность законопроектом, который заставит НПО и независимые СМИ зарегистрироваться в качестве «иноагента» если они получают более 20 % своего финансирования от иностранных доноров, сообщает вашингтонский корреспондент TURAN.
Список запрещенных артистов 2023: кому закрыт въезд, кто стал иноагентом
В списке будет подробная информация о каждом, а также будет указана информация об основаниях приобретения такого статуса. Также будет создан реестр физических лиц, аффилированных с иноагентами физлица входящие в состав органов юридического лица или общественного объединения, признанных иноагентами, а также являющееся их учредителем, членом, участником, руководителем. Кроме этого, аффилированным с иноагентом может быть признан человек, ведущий политическую деятельность и получающий за нее деньги и или иное имущество от иноагентов, в том числе через посредников. На аффилированных с иностранными агентами лиц не будут распространяться требования и ограничения, установленные для иноагентов. Читайте также.
Законопроект вызвал резонанс в грузинском обществе. На протяжении нескольких дней в Тбилиси проходили массовые демонстрации против его принятия. Ранее сообщалось, что парламент Грузии продолжит рассмотрение закона об иноагентах до 5 мая.
Подробнее Помимо этого, в данный реестр будут входить люди, которые вели или ведут в настоящий момент политическую деятельность и получают деньги или другую имущественную помощь от иностранных агентов, в том числе через посредников. И этого уже достаточно.
Правда, в таком случае Минюст должен проверить, занимается ли при этом этот подопечный НКО-иноагента политической деятельностью, но в этом поле вообще широчайший простор для толкования». К политической деятельности новый закон относит даже публичные обращения к органам власти и участие в организации и проведении публичных мероприятий, публичных дебатов, дискуссий или выступлений. Благотворительная деятельность, социальная поддержка людей с инвалидностью, работа в сфере защиты животных и природы и некоторые другие виды деятельности не относятся к политической, но только в том случае, если они не противоречат «национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией РФ». Таким образом, политической деятельностью может считаться и подписание руководителем НКО открытого письма по какому-либо вопросу. Например, в случае с Комитетом против пыток внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента , политической была признана деятельность этой организации, связанная с публичным обсуждением недопустимости пыток и лоббирование закона об уголовной ответственности за пытки. Если в других странах это нормальная форма общественного контроля и взаимодействия гражданского общества и государства, то у нас это рассматривается как попытка оказания вредного влияния с политической стороны». Этот фонд не занимается ничем, кроме помощи детям, а его руководители и сотрудники не являются членами общественных палат или каких-либо общественных советов, — говорит Милославская. При этом не исключено, что на практике срок, в который эта политическая деятельность могла быть осуществлена, будет трактоваться довольно широко, несмотря на то, что в законе указано «лицо осуществляющее», то есть подразумевается время на момент признания. Новые обязанности и ограничения С 1 декабря иностранные агенты не смогут получать финансовую, организационную, методическую и информационную поддержку со стороны государства и участвовать в качестве экспертов в проведении государственной и общественной экологической экспертизы, а также независимой антикоррупционной экспертизы. Выходит, что если человека признают иностранным агентом, то под вопросом получение госпособий — подчеркивает Арапова.
Минюст новым законом фактически запретил это делать. Понятно, что скорее всего такой запрет не имелся в виду, но формулировка есть формулировка. Если мы смотрим, что такое государственная финансовая поддержка, то под нее подпадают многие выплаты из государственного бюджета людям и организациям в любой форме». Другое нововведение в первую очередь ударит по НКО — это запрет иностранным агентам использовать упрощенную систему налогообложения.
Как НКО не нарушить закон и продолжить работу в новых условиях: советы юриста Что значит иностранное влияние Раньше это означало, что НКО получает иностранное финансирование. Теперь определение дополнили еще несколькими видами, поэтому к нему будут относиться: предоставление денежных средств и или иного имущества; оказание организационно-методической, научно-технической и иной помощи; оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами. Так, любая помощь и воздействие иностранных источников будут считаться одним из условий для признания НКО иноагентом. При этом мы не знаем, как именно Министерство юстиции будет применять эти нормы на практике. Например, будут ли считаться встреча руководителя НКО с иностранным коллегой, показ кинофильма иностранного производства, организованный организацией для работников, либо участие сотрудников в конференции с иностранными спикерами воздействием на некоммерческую организацию? А бесплатный доступ в корпоративные аккаунты иностранных приложений Microsoft, Canva, Notion — помощью от иностранных источников?
Формально на каждый из вопросов можно ответить утвердительно, но будет ли так на практике — прогнозировать сложно. Число иностранных источников тоже существенно увеличилось. Всё также это иностранные государства и их органы власти, международные, иностранные организации, иностранные структуры без образования юридического лица, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом к ним еще относятся любые лица, уполномоченные перечисленными источниками. Российские граждане и юридические лица по-прежнему могут быть иностранными источниками, если они получали имущество от приведенных выше источников или были посредником при его получении, а также в случае, если их бенефициарными владельцами являются иностранные граждане и лица без гражданства. Исключение — публичные акционерные общества с государственным участием и их дочерние общества. Нововведение закона — отнесение к иностранным источникам лиц, находящихся под влиянием указанных выше источников. Тем самым, чтобы исключить потенциальное взаимодействие с российскими организациями — иностранными источниками, недостаточно будет убедиться в том, что они не получают иностранного финансирования, и их бенефициарами не были иностранные граждане. Нужно будет также подтвердить, что они не сотрудничают с такими организациями, в том числе российскими, — не получают от них никакой поддержки в любой форме, и на них не было оказано воздействие. Представим, вы решили организовать совместное мероприятие с российским университетом.
При этом вуз проводит исследования — получает помощь в сборе данных — с отечественными научными организациями, получающими иностранное финансирование. Можно ли в таком случае утверждать, что он находится под иностранным влиянием, а значит, также относится к иностранным источникам? Пока совершенно не известно, как эти положения закона будут применяться на практике. Таким образом, если раньше лишь понятие политической деятельности считалось размытым и довольно широким применительно к иностранным агентам, то теперь также необходимы официальные разъяснения, что считать «влиянием», «воздействием», «помощью». Время собираться: афиша важных событий для НКО в октябре Что относится к видам деятельности Мы уже привыкли, что для признания НКО иноагентом нужно установить факт политической деятельности, а для иностранных компаний — распространения сообщений для неопределенного круга лиц.
Защита документов
В законопроекте № 113045-8 расписано, кого будут, а кого не будут относить к иноагентам, какие виды деятельности, осуществляемые ими, приведут к включению в реестр иноагентов, о видах и формах зарубежного влияния. Новости. Деятельность. 29 июня Госдума приняла закон (законопроект № 113045-8), закрепляющий понятие «иностранного агента» и предусматривающий контроль его деятельности. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о штрафах до 300 тыс. рублей за невыполнение предписаний или предупреждений законов об иноагентах. Государственная дума в первом чтении приняла поправки к закону об иноагентах, которые закрепляют ответственность третьих лиц, способствовавших нарушению законодательства признанными иноагентами, следует из карточки инициативы на сайте нижней палаты. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: В Грузии пояснили слова Гарибашвили об отказе от закона об иноагентах Битва за гранты: почему законопроект об иноагентах взволновал Грузию.
Главные новости
- Закон об иноагентах в США
- Регистрация
- Новые запреты и реестры. Что изменится в законе об иноагентах?
- Кого будут наказывать за взаимодействие с иноагентами в России - 17 мая 2023 - Е1.ру
Иноагентов становится меньше: почему Минюст начал сокращать список
Новости. Деятельность. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 1. Под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации. Теперь закон об иноагентах касается абсолютно всех, он повлияет не только на НКО, но и на доноров благотворительных организаций. Государственная дума приняла в третьем чтении закон, обобщающий нормы законодательства об иноагентах, передает РИА "Новости". Законопроект вносит изменения в ст.11 закона об иноагентах, ст.5 и ст.7 закона о рекламе и ст.4 закона о СМИ.
Иностранные агенты в российском законодательстве. История статуса и его применение
Иноагенты по действующему законодательству не могут выступать в роли экспертов в проведении государственной экологической экспертизы. В Госдуму внесли законопроект, который усилит контроль за исполнением закона об иноагентах. Введение закона об иноагентах в России объяснялось существованием американского аналога, который по словам Путина гораздо строже российского. Иноагенты по действующему законодательству не могут выступать в роли экспертов в проведении государственной экологической экспертизы. Законы об иноагентах в Грузии, которые вызвали протесты в 2023 году: о чем грузинские законы об иностранных агентах, схожесть с российским и американским законами об иноагентах, кто такие иноагенты и как их ограничивают. Формулировки закона позволяют применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами — признавать «иноагентами» можно практически кого угодно.