В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». 16 января года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe. Лента новостей. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г.
2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного
Так, Николай Костомаров видит истинную подоплёку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады», напротив, оценивает весьма высоко [28]. Кобрин также полагал, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады» [117]. Историки считают, что выбор первого пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 года Иван встал на путь ужесточения власти, который привёл его к репрессивным мерам [118]. По мнению Р.
Скрынникова, знать легко бы простила Грозному отставку его советников Адашева и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы [119]. Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал против ущемления привилегий знати и передачи функций управления в руки приказных дьяков : «писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих» [120]. Новые недовольства князей, считает Скрынников, вызвал царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, ещё больше, чем прежде, уравнивавший их с поместным дворянством [121]. В начале декабря 1564 года, согласно исследованиям Шокарева [122] , была предпринята попытка вооружённого мятежа против царя, в которой принимали участие западные силы: «Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием идти против царя своего» [123].
Учреждение опричнины Григорий Седов. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола [124].
Хотя Веселовский считает, что Грозный не заявлял о своём отказе от власти [125] , но перспектива ухода государя и наступления «безгосударного времени», когда вельможи могут снова заставить городских торговцев и ремесленников всё делать для них даром, не могла не взволновать московских горожан [126]. Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Головин чей род традиционно занимал должности московских казначеев , П. Лобан-Ростовский и др.
Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье [124]. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освящённым собором и Боярской Думой [127]. Также есть мнение, что этот указ подтвердил своим решением Земский собор [128] [129] [130] [131] [132]. Но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1566 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни , нескольким урезали языки, трёх обезглавили [133].
Аполлинарий Васнецов. Конец XVI века Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков », 1912 год К посвящению в сан митрополита Филиппа , произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять» [134]. По версии Р. Скрынникова, благодаря вмешательству Филиппа были выпущены из тюрьмы многие челобитники Собора 1566 года.
В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь. Будучи опричным « игуменом », царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене , в восемь начиналась обедня.
Царь показывал пример благочестия : сам звонил к заутрене, пел на клиросе , усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день [135]. При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г.
Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства» [136]. В 1569 году умер двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий предположительно, по слухам, по приказу царя ему принесли чашу с отравленным вином и приказанием, чтобы вино выпили сам Владимир Андреевич, его жена и их старшая дочь. Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая , неоднократно встававшая во главе боярских заговоров против Иоанна IV и неоднократно помилованная им же. В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода.
Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери , Клину , Торжке и других встречных городах. Александр Новоскольцев. Род Колычёвых , к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Ивана. Через четыре дня сюда приехал уже сам царь.
Он отстоял службу в Софийском соборе и потом приказал начать репрессии. Опричники стали мародёрствовать во всем городе и его окрестностях. Согласно летописи, каратели никого не жалели, взрослых и детей пытали, избивали, а потом сбрасывали прямо в реку Волхов. Если кто выживал, то того заталкивали под лёд палками.
По разным данным, погибло от 2 до 10 тысяч человек [139] [ неавторитетный источник ]. Расправившись с Новгородом, царь выступил на Псков. Царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит предание, Грозный гостил у одного псковского юродивого некоего Николы Салоса.
Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей [ источник не указан 1796 дней ]. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где начался «розыск» о новгородской измене, проводившийся на протяжении 1570 года, причём к делу были привлечены и многие видные опричники.
Русско-крымская война 1571—1572 Основная статья: Русско-крымские войны В 1563 и 1569 годах вместе с турецкими войсками Девлет I Гирей совершил два безуспешных похода на Астрахань [140]. Во втором походе участвовал и турецкий флот, также турки планировали построить канал между Волгой и Доном для усиления своего влияния на Каспии , но поход закончился безрезультатной 10-дневной осадой Астрахани. Девлет I Гирей , недовольный усилением Турции в этом регионе, также скрытно мешал походу [141]. Начиная с 1567 года активность Крымского ханства стала нарастать, походы совершались каждый год [142].
В 1570 году крымцы, почти не получив отпора, подвергли страшному опустошению район Рязани. В 1571 году Девлет Гирей предпринял поход на Москву. Обманув русскую разведку, хан перешёл Оку под Кромами, а не у Серпухова, где его ожидало царское войско, и устремился к Москве.
Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия Иван IV заявляет о своем желании жениться, но сначала — исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Таким образом он собирался упрочить свое положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский титул, в свою очередь, поставил бы русского правителя в один ряд с королями. К тому же быть «первым среди равных» Иван Васильевич не хотел.
За годы боярского правления, последовавшие после кончины Елены Глинской, он решил, что не потерпит ни малейшего намека на конкуренцию. Венчание Ивана IV на царство Источник: ross-bel. Дело в том, что на Руси царями уже именовали некоторых правителей. Впервые этот термин встречается в XI веке. В записи о смерти Киевского князя Ярослава Мудрого на стене Софийского собора его именуют царем в знак уважения и признания достижений. В годы княжения Ярослава Древняя Русь достигла вершины могущества, которое в дальнейшем будет подорвано усобицами. Титул царя был данью византийской традиции.
Помазание царей святым миром священным благовонным маслом особого состава берет начало в Священном Писании, где говорится о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом. Иоанн IV Васильевич стал первым русским Государем, над которым при венчании на царство было совершено церковное Таинство Миропомазания.
С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал с полным правом именоваться Царем. В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иосаф соборной грамотой 1561 г. Тем самым Московское Царство официально утвердило свою преемственность от Царей прекратившего существование Второго Рима Византии.
Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность.
Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы.
16/29 января 1547 года. Венчание на Царство Иоанна Грозного
Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения. В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня. Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике. Внешняя политика В результате укрепления военизированных сил расширены границы русского государства. В 1556 году была окончательно покорена и присоединена к Московскому государству Казань. В том же году покорено и Астраханское ханство.
С татарским игом было покончено навсегда. Венчание Ивана Грозного на царство, век его правления определены как время значительных перемен. В истории Православной Руси переломным моментом последних лет царствования Ивана Грозного явилась смерть его сына. Историки отмечают, что царь убил сына в порыве гнева, нанеся ему посохом рану в висок. Придя в себя от случившегося, Грозный понял, что уничтожил будущее своей династии.
Младший сын Федор был слаб здоровьем: он не мог возглавить страну. Потеря наследника по причине собственной жестокости окончательно подорвала здоровье царя. Изношенный организм не выдержал нервного потрясения, через три года после смерти сына, 18 марта 1584 года, Иван Грозный скончался. Яркая личность на Руси После смерти царя над ним был совершен монашеский обряд пострижения с приданием ему имени Иона. Венчание Ивана Грозного на царство кратко можно охарактеризовать как яркое, но вместе с тем и темное пятно в истории Великой Православной Руси.
Полученное в самом юном возрасте психологическое потрясение и навалившийся на него груз славы, власти, ответственности определили его личные поступки и государственные решения. Для истории венчание Ивана Грозного на царство год 1547 стало началом знаменательной эпохи становления Российского государства.
Летом 1560 года царица тяжело заболела и умерла, предположительно — была отравлена. Тридцатилетний Иван Васильевич тяжело переживал утрату, его нрав сильно ухудшился, а методы управления государством стали заметно жестче.
Единственный сын, рожденный в этом браке, умер в младенчестве. После трагедии напряженные отношения между супругами лишь ухудшились, царь охладел к княжне Черкесской. Она умерла в 1569 г. Следующей избранницей Ивана Грозного стала Марфа Собакина из семьи коломенских дворян.
После свадьбы девушка прожила всего две недели. Считается, что была отравлена. По религиозным канонам церковь не могла одобрить четвертое венчание, и тогда Иван Грозный заявил, что предыдущий брак не был консумирован из-за нездоровья новобрачной, а потому не считается действительным. Через месяц состоялась очередная церемония: супругой царя стала Анна Котловская.
Брак продлился полгода, после чего царицу постригли в монахини и сослали в Тихвинский Введенский монастырь. Неизвестно, существовала ли в действительности пятая невеста царя Мария Долгорукая. Есть мнение, что это вымышленный персонаж, сведения о котором появились лишь в XIX в. Однако слава Синей Бороды прочно закрепилась за Иваном Грозным.
По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить. История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале.
Позднее погибла при невыясненных обстоятельствах. Существование следующей не признанной церковью супруги Ивана Грозного находится под вопросом. Личность Василисы Мелентьевой окутана тайной, о ее судьбе мало что известно. Предполагается, что она разделила участь двух предшественниц и была насильно пострижена в монахини.
В 1580 г.
И она тоже связана с венчанием на царство. Наперстными крестами были награждены императором Николаем II все русские православные священники по случаю его коронации 14 мая 1896 года. Скромный характер церемонии венчания на царство Ивана IV объяснялся отсутствием устойчивой традиции, которая только зарождалась, и, в частности, банальным отсутствием каких бы то ни было письменных документов, регулирующих процедуру. Венчание же сына Ивана IV царя Федора совершалось по книге, присланной константинопольским патриархом, вместе с грамотой о признании восточными патриархами царского титула Ивана IV. В отличие от церемонии венчания предшественника, где присутствовали только вельможи и высшее духовенство венчание на царство Федора Ивановича проходило при большом скоплении народа. Основным местом также был Успенский собор. Но в этот раз храм был специально богато украшен. Надевание барм, креста и шапки Мономаха предварял обмен речами между царем и митрополитом. Царь объявлял о воле венчаться, а митрополит открыто выражал согласие с этим намерением.
Ещё одним новшеством было возложение на государя цепи из «аравийского золота» после пения Херувимской песни. Но самые значительные священнодействия впервые в рамках церемонии венчания на царство совершались после причащения духовенства. Царя приглашали к Царским вратам для миропомазания и причастия. По окончании литургии царь посещал Архангельский собор кремля, где молился и поклонялся праху предков. Коронация Федора Ивановича отличалась чрезвычайной пышностью.
Новшества появились для следующего царя, Бориса Годунова — уже не Рюриковича, лишь одного из бояр, брата царской жены, волею судеб оказавшегося правителем страны. Вероятно, желая утвердить свою власть, новый царь ввел в число ее символов круглый шар, увенчанный крестом — «державу». Увы — удержаться у власти это ему совсем не помогло. Падения царя Бориса открыло эпоху, именуемую Смутой. А на престоле богоданных государей стали оказываться случайные люди.
Лжедмитрий Его венчание на царство можно признать самым скандальным — так, что историки XIX в. Ведь после того, как был соблюден восходящий к Ивану IV чин и состоялся пир, новый царь был… в ту же ночь убит заговорщиками, недовольными его связями с Польшей, женитьбой на католичке Марине Мнишек. Венчание на царство первого из династии Романовых — Михаила Первый правитель из династии Романовых, он был венчан в 1613 г. Михаил Феодорович. К этому времени чин царского венчания усложняется, а государи начинают причащаться в алтаре, вместе со священнослужителями. А сын Михаила, царь Алексий, получит Святые Тайны после Патриарха — и раньше других священнослужителей. Это станет первым знаком усиления царской власти, которая постепенно будет «подминать» под себя церковную. Детали: Феодоровская — икона Божией Матери, пред которой первый из династии Романовых, Михаил согласился стать царем Императоры Младший сын Алексея Михайловича, Петр I, сам венчанный по древнему чину, отменит Патриаршество. И все его преемники будут сами, лично, возлагать на себя царский венец, подобно… да, языческим императорам, «избранным» войсками! И христианским — византийским, первых веков, когда духовная значимость царской власти еще не была вполне осознана.
Стоит ли удивляться, что через время история падения великой империи повторится в России? Последний царь Венчание Николая II — все там же, в Успенском соборе — отличалось особой торжественностью, стечением народа.
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)
Этот кризис не был преодолён и после венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного (16.1.1547). Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.). Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Венчание на царство российских правителей (с начала XVIII века — коронация) темой отдельной выставки стало в первый раз. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы.
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ
16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного). 16 января исполнилось 477 лет от венчания на царство первого русского царя – Ивана Грозного (1530-1584 гг.). В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного.
2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного
При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой. Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. 6. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.