(40)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. Видеоуроки ЕГЭ по русскому языку. 1) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 9) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя ь Правильно дам 10 балов.
Тест Задание 7 ЕГЭ 2016
главное, двусост, полное, распр, осложнено однородными сказуемыми; Мгновения- подлеж(сущ), редки и счастливы- сказуемые(краткие прилагат), посещающие нас- необособленное определение. 20. Редки и счастливы посещающие нас мгновенья когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 21. Бывают такие минуты когда жизнь вдруг переходит на другую скорость. (35)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. (36)В дальних скитаниях при встрече с любезными сердцу людьми переживаю я прежнее счастье, по-прежнему крепко и радостно бьется мое сердце. (По ву-Микитову). Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. Зной, по-прежнему невыносимый, неподвижно висит над морем, в котором на недосягаемой глубине, недоступное самому лучшему пловцу и ныряльщику, синеет. (35)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. (36)В дальних скитаниях при встрече с любезными сердцу людьми переживаю я прежнее счастье, по-прежнему крепко и радостно бьется мое сердце. Получите ответы от экспертов на свой вопрос, Ответил 1 человек на вопрос: Помогите с егэ задание 7 4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую.
Пишем вместе сочинение по тексту с ЕГЭ 2022
Шаляпине В. Рождественский говорит о том, что «я гораздо чаще привык видеть его в домашней обстановке, чем на сцене». Салтыкова-Щедрина приёмам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в сказке «Истории одного города». Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Левитан стремился показать на своих картинах не только красивый вид, но и передать всю трогательность природы.
Редкие и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми Трудно представить теперь чудесную игру воображения, которая владела нами в детстве Двадцатый век был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества 16. Укажите предложение БЕЗ грамматической ошибки без нарушения синтаксической нормы. Размышляя о роли личности в истории, Л. Толстой пришел к интересным выводам Все, кто пришли на матч, остались довольны игрой нашей футбольной команды Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства, называются панты Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова 17.
Почувствовав счастье быть милосердным, человеку вновь и вновь хочется его пережить заново Наша высокая культура, терпимость, стремление к добрососедству, забота о семье вызывают уважение В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния Всем понравилась книга, напечатанная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны 18.
В Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3 Участковый указал на то, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трех часов. Г Неправильное построение предложения с косвенной речью 4 Все, кто пришел на матч, остались довольны игрой нашей футбольной команды. Д Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5 Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Грамматические ошибки А Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1 Эти факты говорят за то, что молодежь совершенно перестала читать классику.
Б Неправильное построение предложения с косвенной речью 2 Те, кто любят поэзию Есенина, безусловно, хорошо помнят цикл стихотворений «Персидские напевы». В Нарушение норм управления 3 Музей-квартира Высоцкого приобрел некоторые его личные вещи. Г Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4 В «Науке и жизни» печатают много полезной информации Д Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 5 Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. Грамматические ошибки А Ошибка в построении сложного предложения 1 Преподаватели выслушали и порадовались академическим знаниям студента. Б Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2 Я не заметил, что находится ли он в комнате. В Нарушение норм управления 3 Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы.
По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами. Мудрого отношения к прошлому часто нам не хватает. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей следует помнить: дети наши должны вырастать патриотами, знающими цену трудам отцов и пращуров. Пескову Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. В тексте представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует тропы, например, метафоры дерево Родины , и стилистические фигуры, такие как инверсия Мудрого отношения к прошлому часто нам не хватает. Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора? Экспрессивность текста усиливает воздействие на читателя, слушателя и достигается за счет использования привлекающих внимание заголовков и иных выносных элементов текста. Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников. Запишите этот союз. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте.
Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2022. И.С. Соколов-Микитов о детстве, воображении
Статья автора «ЕГЭ Русский вместе» в Дзене: #задание_8 #вариант_26 Синтаксические нормы. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Редкие и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми Трудно представить теперь чудесную игру. 1)Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства называются панты 2)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми 3)Во сне я побеждал как рыцарей, так и чудовищ 4)Помню, я прятался от людей. 1) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 2) В натюрморте И. И. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся караваи на столе. Тренировочные тесты ЕГЭ-2020 по всем предметам для 11 класса от авторов «СтатГрада» и других экспертов. Формат реальных заданий ЕГЭ.
Тест Задание 7 ЕГЭ 2016
В это мгновение не следует роптать и сокрушаться, а надо сказать погасшему мигу ласковое и благодарное «прости», и все начать сначала. Выпустили 323 стоб. Выпустили 323 стоб. 9) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять. Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 9) Осуждая своих современников, тов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 2) В натюрморте И.И. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся караваи на столе.
Читая книгу возникает вопрос какая ошибка
Мост через речку в этом году не построен. Тайна не раскрыта. Мы проезжали мимо не широкой горной речки. Давно не стриженные волосы мешали, лезли в глаза. Никогда не умолкавшая совесть была верным его спутником. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. Улыбаясь, он шел по улице. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
Задание 6 Найдите и исправьте грамматическую -ие ошибку -и в предложении -ях. Вариант 2. Вариант 3. Вариант 4. Вариант 5. Вариант 6. Вариант 7. Вариант 8. Вариант 9. Вариант 10.
Вариант 11. Вариант 12. Вариант 13. Вариант 14. Вариант 15. Вариант 16. Вариант 17. Вариант 18. Вариант 19. Вариант 20.
Источник Найдите и исправьте грамматическую ошибку в предложениях вспоминая счастливые моменты своей жизни Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся караваи на столе. Булгакова, понимаешь, что в какой степени он являлся учеником его любимых писателей: М. Салтыкова-Щедрина, Н. Гоголя и А. Толстой стремился глубоко раскрыть внутренний мир своих героев и потому подвергает их суровым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью. Чехова «Попрыгунье» был снят художественный фильм. Я помню запах страниц, старинный шрифт со старинными буквами, на первых порах мешавший мне бегло читать. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Пояснение см. А нарушение в построении предложения с причастным оборотом в предложении 2 вызвана тем, что главное слово «караваи» вклинилось в причастный оборот.
А его место—до или после оборота. Приведём верное написание: В натюрморте И.
Еще в годы раннего детства хранил я тайну уверенность обойти и увидеть мир, увлечено читал книги 1, в которых описывались похождения следопытов. Воображение переносило меня в далекие страны 2, и 3, закрыв глаза 4, я представлял себя путешественником 5, искателем приключений.
Раздаточный материал для 11 классов при подготовке к ЕГЭ
Из его рассказов он выносил впечатление что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции. Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг. Пыль на улицах такая едкая что глазам больно. Я попросил книгу что стояла высоко на полке. Метели, что ломятся в дверцы с дороги меня не собьют. Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать и там проститься с нею в последний раз. Бывали моменты когда она талантливо вскрикивала талантливо умирала но это были только моменты.
В Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3 Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
Г Нарушение норм управления 4 Образ Петра появляется во многих произведениях Пушкина, восхищая и оценивая его Д Ошибка в построении предложения с однородными членами 5 Почувствовав счастье быть милосердным, человек вновь и вновь стремится его пережить заново. Грамматические ошибки А Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1 П. Багратион о себе говорил, что последнюю каплю крови пожертвую я России. Б Ошибка в построении предложения с однородными членами 2 Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее. В Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3 Нужно проявлять большую заботу к детям. Г Нарушение норм управления 4 Трест организовал и руководил предприятиями. Д Неправильное построение предложения с косвенной речью 5 Окончив с отличием политехнический институт, выпускник с дипломом инженера пришел на известный завод. Грамматические ошибки А Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Б Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 2 В пьесе А. Островского «Грозе» разоблачается тёмное царство, где правят кабанихи и дикие. В Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3 В «Руслане и Людмиле» Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.
Сочинение неплохое получилось, пишете вы относительно грамотно здорово страдает пунктуация, в меньшей степени - грамматика , но есть замечания по содержанию и смыслу - я их рапишу подробно. Здесь вы допустили логическую ошибку. Не благодаря книгам автор переносился в другие страны, а благодаря именно воображению. Не вписывается логически сюда и упоминание о «страсти к наживе и богатству». Эти логические нарушения повлияют на К5 Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь между примерами проанализирована неправильно: о том, что в счастливое детство мы возвращаемся благодаря воображению, в иллюстрациях, приведенных из текста, у вас ничего не сказано — откуда вдруг сваливается тема детства? В первой части анализа вы просто продублировали пояснение ко второму примеру. Сама связь названа неверно — это не дополнение, а следствие: воображение возбуждало в ребенке желание путешествовать, поэтому так влекли его книги об охотниках-следопытах, благодаря которым он попадал в другой мир, в неведомые, еще никем не открытые, фантастические земли,. Шолохова: не воображение, не мечты, а любовь к родным, надежда, что они живы, помогли главному герою выжить в плену, не сдаться внутренне. Человек обретает силу внутреннюю благодаря своей вере, благодаря надежде. Это все же другой нравственный план, более возвышенный. Балл теряете из-за логического противоречия: воображение благодаря книгам помогает путешествовать. Именно благодаря развитому воображению, человек способен представить себя героем книги — храбрым рыцарем, искателем сокровищ, исследователем.
В пояснении ко второму примеру упоминание о снах ребенка никак не связано с выводом о том, что благодаря воображению развивалась страсть к чтению.
Я согласен с мнением автора и считаю, что воображение очень нужная способность каждого человека. Так, например, в рассказе М. Шолохова ,,Судьба человека" главный герой Андрей Соколов смог пережить заточение в плену. Он мечтал о том, как выберется на свободу и встретиться с семьёй, когда закончится война. Так воображение помогает людям на войне.
Проанализировав текст И. Соколова-Микитова, хочу сделать вывод, что воображение действительно помогает людям. Сочинение неплохое получилось, пишете вы относительно грамотно здорово страдает пунктуация, в меньшей степени - грамматика , но есть замечания по содержанию и смыслу - я их рапишу подробно. Здесь вы допустили логическую ошибку. Не благодаря книгам автор переносился в другие страны, а благодаря именно воображению. Не вписывается логически сюда и упоминание о «страсти к наживе и богатству».
Эти логические нарушения повлияют на К5 Пример 2 в сочинении указан, пояснен. Связь между примерами проанализирована неправильно: о том, что в счастливое детство мы возвращаемся благодаря воображению, в иллюстрациях, приведенных из текста, у вас ничего не сказано — откуда вдруг сваливается тема детства? В первой части анализа вы просто продублировали пояснение ко второму примеру.
Информация
Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. Твардовский показал яркий характер 5 Сосед пожаловался, что будто я гулял с собакой без намордника. Пушкина гордились его творениями и любят их. Упражнение 2.
Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном». Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Пример A-2, Б-5 и тд.. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
Лермонтовпишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Д Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: 6 Первое время по приездУ вНовгород молодой врач чувствовал себя неуверенно. Соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическимиошибками: А Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: 5 Через несколько дней после ссорыДубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. Б Неправильное построение предложения с косвенной речью: 8 Дима признался, что я сегодня не готовк уроку. В Нарушение норм управления 1 Эти факты говорят за то, что молодежьсовершенно перестала читать классику.
Д Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением: 6 Проблемы экономики и бизнеса былив центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». Не нашел нужный ответ? Если ответ по предмету Русский язык отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.
Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги. Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент. Найдите в тексте причастия, выделите их суффиксы.
Задание 8 егэ 2019 практикум грамматические ошибки ответы
7) те, кто приближается в своей жизни к идеалу, счастлив. Помогите с егэ задание 7 4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них. (40)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. (35)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.
Раздаточный материал для 11 классов при подготовке к ЕГЭ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 2) В натюрморте И.?И. Машкова "Снедь московская" изображены возвышающиеся караваи на столе. 1) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 2) В натюрморте И. И. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся караваи на столе. Видеоуроки ЕГЭ по русскому языку. Выпустили 323 стоб. Получите ответы от экспертов на свой вопрос, Ответил 1 человек на вопрос: Помогите с егэ задание 7 4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую.
Подготовка к ЕГЭ. Синтаксические нормы.
В Ошибка в построении сложного предложения 3 По истории нам задано пересказ параграфа. Г Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4 Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современник». Д Ошибочное образование форм слова 5 Своим спасением я обязан случаю. Грамматические ошибки А Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1 Никто, даже отличники, не смогли решить олимпиадные задания.
Б Ошибка в построении сложного предложения 2 Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей. В Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3 Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки. Г Нарушение норм управления 4 Образ Петра появляется во многих произведениях Пушкина, восхищая и оценивая его Д Ошибка в построении предложения с однородными членами 5 Почувствовав счастье быть милосердным, человек вновь и вновь стремится его пережить заново.
Грамматические ошибки А Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1 П. Багратион о себе говорил, что последнюю каплю крови пожертвую я России. Б Ошибка в построении предложения с однородными членами 2 Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.
В Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3 Нужно проявлять большую заботу к детям. Г Нарушение норм управления 4 Трест организовал и руководил предприятиями.
Укажите предложение с грамматической ошибкой с нарушением синтаксической нормы. Мы прилетели в Москву согласно расписанию На фабрике «Большевичке» устроили праздник для работников-ветеранов В комнате стояли столы, стулья, диван Отрывая глаза от книги, я как бы сам видел сверкающие шлемы и мечи 12. Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки Одним из писателей, рассказавшим о «маленьком» человеке, был Н. Гоголь Современники А. Пушкина гордились его творениями и любили их Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количество топлива на зиму 13.
В Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4 По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе. Г Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм: 1 Он вынул книгу и начинает читать. Д Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом: 2 Читая книгу, возникает вопрос о будущем страны. Соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: А Нарушение норм управления: 2 Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка. Б Ошибка в построении сложного предложения: 5 Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. В Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: 1 В комнату вошли Вера с сыном на руках.
Из леса с того берега выходит к воде лосиха. Я замираю от счастья. Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш беpeг, оглядывается. И к ней выбегает лосёнок. Я перестаю дышать. Лосёнок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. Лосёнок забегает с другого бока. Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде. Она после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. Всё-таки он немного пьёт и замечает корову. А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосёнок пугается. А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты. Начинается закат. Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок. Ну и где же такая река Лобань? А вот возьму и не скажу. Она не выдумана, она есть. Я в ней купался. Я жил на её берегах. Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. Только путь к Лобани очень длинный, и надо много сапогов сносить, пока дойдёшь. Хотя можно и босиком. Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут её дочки: сильная суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь — Лобань. Вы поднимаетесь по ней, идёте по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берёз и осин и вот выходите к тому брёвнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. Вот и всё. Идти больше никуда не надо и незачем. Надо сидеть и ждать. И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее. И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в её зеркало. Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только Родина во все стороны света, только счастье, что она такая красивая, спокойная, добрая. И вот такая течёт по ней река Лобань. Владимир Крупин. Текст 7 Сочинение 1 Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. Текст 8 Одно мгновение живет этот блаженный шарик… Всего один краткий миг — и конец… Радостный миг! Светлое мгновение! Но его надо создать и уловить, чтобы насладиться как следует; иначе все исчезнет безвозвратно… О легкий символ земной жизни и человеческого счастья!.. Легкими стопами, тихими движениями, сдерживая дыхание надо приступать к этому делу: заботливо выбрать соломинку, непомятую, девственную, без внутренней трещины; осторожно, чтобы не раздавить ее, надо надрезать один конец и отвернуть ее стенки… И потом бережно окунуть ее в мыльную муть, чтобы она вволю напилась и насытилась… Лучше не торопиться. Главное — не волноваться и не раздражаться. Все забыть, погасить все мысли и заботы. Отпустить все напряженные мускулы. И предаться легкому, душевному равновесию; ведь это игра… И захотеть играющей красоты, заранее примирившись с тем, что она будет мгновенная и быстро исчезнет… Теперь можно бережно извлечь соломинку, отнюдь не стряхивая ее и доверяя ей, как верному помощнику, затем набрать побольше воздуха, полную грудь… и тихо-тихо, чуть заметным скупым дуновением дать легчайший толчок рождению красоты… Вот он появился, желанный шарик, стал наполняться и расти… Не прерывать дыхания! Бережно длить игру. Ласково беречь рожденное создание. Чутким выдохом растить его объем. Пусть покачивается чуть заметным ритмом на конце соломинки, пусть наполняется и растет… Вот так! Разве не красиво? Законченная форма. Веселые цвета. Все богаче и разнообразнее оттенки красок. И внутри играющее круговое движение. Шар все растет, все быстрее внутреннее кружение, все сильнее размах качания. Целый мир красоты, законченный и прозрачный… А теперь создание завершилось. Оно желает отделиться, стать самостоятельным и начать радостный и дерзновенный полет через пространства… Надо остановить дыхание и отвести соломинку от губ. Окрестный воздух должен замереть! Ни резких жестов, ни вздоха, ни слова! Бережным движением надо скользнуть соломинкой в сторону и отпустить воздушный шар на волю… О дерзновенно-легкий полет навстречу судьбе… О миг беззаботного веселья… И вдруг — все погибло! И веселое создание разлетелось брызгами во все стороны… Ничего! Мы начнем сначала… «Что за ребячество?.. Какой смысл в этой детской забаве?.. Признаюсь: я с удовольствием предаюсь этой игре и многому научился при этом… «Помилуйте, да чему же можно научиться у мыльного пузыря? Они смывают душевные огорчения, они несут нам легкое дыхание жизни даже и тогда, когда учат нас бережно выпускать воздух и дают нам немножко счастья… И мы можем быть уверены: ни один легкий, счастливый миг не пропал даром в человеческой жизни, а следовательно, и в мировой истории… Совсем не надо ждать, чтобы легкая красота или этот счастливый миг сами явились и доложили нам о себе… Надо звать их, создавать, спешить им навстречу… И для этого годится всякая невинно-наивная игра, состоящая хотя бы из соломинки и мыла… Так много легкого и красивого таится в игре и родится из игры. И недаром дыхание игры живет в искусстве, во всяком искусстве, даже в самом серьезном и трудном…Не отнимайте у взрослого человека игру: пусть играет и наслаждается. В игре он отдыхает, делается радостнее, ласковее, добрее, становится как дитя. А свободная, невинная целесообразность — бескорыстная и самозабвенная — может исцелить его душу. Но мгновение красоты посещает нас редко и гостит коротко. Оно исчезает так же легко, как мыльный шарик. Надо ловить его и предаваться ему, чтобы насладиться. Обычно оно не повинуется человеческому произволению, и насильственно вызвать его нельзя. Легкой поступью приходит к нам красота, часто неожиданно, ненароком, по собственному почину. Придет, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим таинственным законам. И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения… Вот почему нам надо научиться внимать: с затаенным дыханием внимать природе вещей, чтобы вступить в ее жизненный поток и приобщиться к счастью природы и красоте мира. И потому всякий, кто хочет живой природы, легкого искусства, радостной игры, должен освободить себя внутренне, погасить в себе всякое напряжение, отдаться им с детской непосредственностью и блюсти легкое душевное равновесие, наслаждаясь красотой и радостью живого предмета. Наши преднамеренные, произвольные хотения имеют строгий предел. Они должны смолкнуть и отступить. И творческая воля человека должна научиться повиновению: послушание природеесть путь к радости и красоте. Мы не выше ее; она мудрее нас. Она сильнее нас, ибо мы сами — природа, и она владеет нами. Ее нельзя предписывать; ее живой поток не следует прерывать; и тот, кто дует против ветра или вперебой его полету, не будет иметь успеха. Порыв не терпит перерыва; а прерванный порыв — уже не порыв, а бессилие. Но прежде, чем предаться этому играющему порыву и приступить к созданию новой красоты, надо возыметь довериек себе самому; надо погасить всякие отговорки и побочные соображения, надо отдаться непосредственно, не наблюдать за собой, не прерывать себя, не умничать, не обессиливать себя разными «намерениями» и «претензиями»… Надо забыть свои личные цели и свои субъективные задания, ибо всякая игра имеет свою предметную цель и свое собственное задание. Этой цели мы и должны отдаться, чем наивнее, чем непосредственнее, чем цельнее, тем лучше. А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить — все забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем… Тогда нам остается только благодарно наслаждаться и в наслаждении красотой находить исцеление. А если однажды настанет нежеланный миг и наша радость разлетится «легкими брызгами», тогда не надо роптать, сокрушаться или, Боже избави, отчаиваться. Тогда скажем угасшему мигу ласковое и благодарное «прости» и весело и спокойно начнем сначала… Вот чему я научился у мыльного пузыря. И если кто-нибудь подумает, что самый мой рассказ не больше, чем мыльный пузырь, то пусть он попробует научиться у моего рассказа той мудрости, которую мне принесло это легкое, краткожизненное, но прелестное создание… Может быть, ему это удастся… Иван Александрович Ильин. Мыльный пузырь. Текст 9 1 Что такое творчество? Евгений Михайлович Богат. Текст 10 Я хочу рассказать о бестужевках. Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками. Лучшие люди России — талантливые ученые, писатели, артисты — старались помочь женскому университету при его рождении и в последующие десятилетия деньгами или непосредственным участием в его деятельности. В пользу курсов устраивались книжные базары, лотереи, концерты. Выступали на концертах Стрепетова, Савина, Комиссаржевская, Шаляпин, Собинов, Варламов… Семьдесят тысяч томов библиотеки Бестужевского университета составили книги по истории, философии, естественным наукам, подаренные учеными и общественными деятелями. Передовая, мыслящая Россия второй половины XIX — начала XX столетия вкладывала в женский университет лучшее, что у нее было. Менделеев, Бекетов, Сеченов читали, часто бесплатно, лекции; вдовы ученых — химиков и физиков — отдавали бестужевкам не только библиотеки мужей, но и ценнейшее оборудование их лабораторий… Чем объясняется эта беспримерная забота? В мире ни один университет не рождался при столь многообразном и самоотверженном участии общественности и при полном безразличии, более того, неприязненном отношении государства. В сущности, на этот вопрос я ответил, не успев его поставить. Рождение Бестужевских курсов было весьма нежелательно для самодержавия: во-первых, потому, что учились на них женщины, в которых царизм не хотел и боялся видеть мыслящую силу; во-вторых, потому, что поступали туда юные женщины из весьма непривилегированных — купеческих, мещанских и даже рабочих — семей. И выходили они оттуда людьми, жаждавшими разумной, красивой жизни. Про ЕГЭ: Егэ тест по теме молодежь как социальная группа и люди, представляющие разные территориальные образования Бестужевки участвовали в народовольческих организациях и первых марксистских кружках, в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», в студенческих волнениях, в революции 1905 года; бестужевками были Надежда Константиновна Крупская и Анна Ильинична Ульянова; бестужевок кидали в тюрьмы, ссылали в Сибирь, казнили, но ничто не могло устрашить первый русский женский университет. В бестужевках раскрывалось лучшее, что жило веками, не находя достойного выхода в душе русской женщины: постоянство чувства, самоотверженность, сила духа и, конечно, сострадание, бесконечная нежность к тому, кто испытывает боль, — к ребенку, к родине. Бестужевские курсы существовали до 1918 года, когда женщины получили возможность учиться в обычных университетах наравне с мужчинами. Облик бестужевки известен был всей России: скромно, даже аскетически одетая девушка с открытым, смелым лицом — такой изобразил ее художник Н. Ярошенко на известном портрете «Курсистка». Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные почему темные, не понимаю сам волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. И с баррикадами. Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала: — Добрый день. Я — бестужевка. То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени Амалия! Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще. Я и жен декабристов, ушедших за ними в Сибирь, в каторгу, не мог никогда вообразить старыми хотя известно, что некоторые из них дожили до старости , наивно объясняя себе это тем, что на известных мне портретах они изображены молодыми. Я и юных героинь Тургенева при всем старании фантазии не мог увидеть старухами, объясняя это силой таланта писателя, очарованного их женственностью. Но нет, дело не в собирательном образе, не в мощи писательского мастерства Тургенева. Это я понял потом, тогда, когда назвавшая себя бестужевкой старая-старая женщина, которая передо мной сидела в тот яркий летний день, уже умерла. Она умерла, разговаривая по телефону с подругой — тоже бестужевкой, тоже восьмидесятилетней; они обсуждали, как лучше, разумнее сократить том воспоминаний бестужевок. Издательство потребовало уменьшить объем с двадцати до пятнадцати листов, и надо было чем-то пожертвовать, а жертвовать не хотелось ничем. Когда Амалия думала, она посреди разговора умолкала, уходила в себя. Амалия молчала, потому что умерла с телефонной трубкой в руке, с полураскрытым в разговоре ртом — остановилось сердце. Я поблагодарил, обещал быть. Меня это, положа руку на сердце, тревожило. Что испытаю в обществе этих старух? Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?! Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело. Конечно, на вечере бестужевок не будет больничного духа, больничного страха перед небытием, успокаивал я себя, но три тысячи лет! За три тысячи лет менялись очертания океанов, рождались и умирали пустыни, вымирали целые виды животных. Это возраст европейской цивилизации. Если соединить, составить жизни сегодняшних бестужевок, устремится сквозь столетия дорога, у начала которой вырисовывается в утреннем тумане лицо Нефертити. Мысль о том, что лишь тридцать или сорок человеческих жизней, умещающихся — подумать! Современный человек ощущает с особой остротой бег минут, часов, дней, быстролетность человеческой жизни, изменчивость мира. Даже начало нашего века с его синематографом, аэропланом, «незнакомками» кажется сквозь водопад лет размытым, странным, неправдоподобным. А это их, последних бестужевок, молодость. Мне нелегко вообразить, что это было в нашем веке. А это было в их жизни. Что это — человеческая жизнь? Сегодняшний человек никогда не сопоставил бы — даже в песне — ритм жизни с волнами, ибо волны совсем не быстры: их бег замедленно величав. И мы сегодня с особым наслаждением отдыхаем у моря именно потому, что «дни нашей жизни» быстрее волн. Не потому ли море, которое некогда волновало, сейчас успокаивает? Мы возвращаемся к ритму космоса. Но дни и нашей жизни можно сопоставить с волнами, потому что на детский вопрос: «Куда уходят дни? Никогда еще чувство общности волны с морем — человеческой жизни с человеческой историей — не было полнее, чем сейчас. Несмотря на быстролетность минут и дней и ошеломляющую изменчивость мира. А может быть, именно из-за изменчивости и быстролетности. Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым. В России траур. Студенты и курсистки отменили лекции…» Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге. Я быстро и неловко занял место рядом с ней. Завтра на курсах сходка в десять часов утра…» Она опустила листки, посмотрела на собравшихся. Никто не ел, и никто не пил. Женщины сидели не шелохнувшись, с выражением величайшей серьезности, Особенно серьезна, даже торжественна была сама читавшая. Сегодня в шесть утра умер Л. Все влюблялись. Но, собственно, о любви я не услышал. Женщина, сообщившая о кончине Толстого как о самом последнем, величайшей важности событии — теперь уже не торжественно и строго, а с какой-то веселой искрой в голосе, — читала о посещениях Мариинского театра, операх с участием Шаляпина, литературных вечерах, загородных экскурсиях и пикниках. Она называла имена Юрия, Аркадия, Петра рядом с женскими именами, и по какой-то еле уловимой печали, темнившей лица бестужевок, я догадывался, что и Юрий, и Аркадий, и Петр давно умерли. Они остались в той жизни, где пели Собинов и Шаляпин. А женщины, чьи имена назывались рядом с их именами, сейчас, через бездну лет, сидят за этим столом — это тоже было ясно по взглядам, которые устремлялись то туда, то сюда. И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире. Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. Играли в шарады, — расхохоталась Амалия. И та вдруг, застеснявшись, — не меня ли? Та посерьезнела, видимо забыв ключ в шараде — забавный ответ. И Амалия думала, сощурившись лукаво, думала, молчала. Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело. Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен. О чем я думал, возвращаясь с традиционного вечера бестужевок? Нет, нет, о чем я думаю сейчас, через десять лет, при воспоминании об этом вечере? Потому что тогда я, в сущности, не думал ни о чем и думал обо всем в мире: о мимолетности и фантастической емкости человеческой жизни, о том, что и человеку, и человечеству часто кажется: что-то кончилось, ушел первоначальный восторг перед жизнью, или умерли великие страсти, или померкла духовность, а на самом деле это не кончается никогда, это уходит и возвращается, как уходит и возвращается солнце. Я уходил с вечера бестужевок с переполненным сердцем: мои чувства можно было бы назвать мыслями, мои мысли можно было бы назвать чувствами. Я и не хотел разбираться в них тщательно, я радовался им. А сегодня думаю об историческом времени. Историческое время? Останавливаясь на минуту перед особняком, где жил некогда Пушкин, или идя мимо дома, в котором умер Гоголь, мы переносимся в эпоху, когда они писали, любили, шутили, путешествовали, и старые стены вызывают в нашем сердце чувство не менее сложное и волнующее, чем в детстве, — занавес в театре при медленно потухающей люстре… Мы, сами не осознавая того, переживаем большие, важные минуты, наша душа наслаждается особым богатством; она живет одновременно в двух веках — сегодняшнем и минувшем. Она вошла в историческое время — совершенно особое, потому что в нем мы становимся вездесущими и бессмертными, как античные боги. Мы можем услышать живой голос Пушкина и увидеть живую улыбку Гоголя и можем пережить ни с чем не сравнимое чувство освобождения от остросегодняшнего, сиюминутного, чтобы потом, вернувшись к нему, по-новому его увидеть, понять и новым смыслом наполнить. Историческое время — это сегодня плюс века, плюс тысячелетия; это я плюс миллионы людей, которые до меня жили. Было бы наивно утверждать, что этих чувств люди не испытывали раньше, что историческое время стало доступным лишь человеку второй половины XX столетия. Конечно, во все века сердце человека хотело вобрать в себя больше, чем отпущено на одну человеческую жизнь. Но, кажется мне, именно сегодня, когда рождается переживание истории человечества как чего-то личного и сама история делается живой человеческой общностью, развивается в человеке совершенно новое чувство, которое можно назвать историческим, — именно сегодня мы входим в историческое время, как входят в море… Я пишу эти строки на берегу Балтийского моря, недавно было оно покрыто льдом, и не верилось, что это море, думалось: белое холмистое поле. Но вот утром к вышел на балкон, и меня ослепило резко-синее, живое. За одну ночь южный ветер съел лед — море раскрылось. А через несколько дней в старых соснах, на берегу, пели соловьи. На вечере бестужевок, когда уже все собрались расходиться и говорили стоя самое последнее, кто-то из женщин рассказал, что ее родственница училась в гимназии с дочерью Анны Керн и она видела ее — дочь возлюбленной Пушкина — летом на даче сидели за одним столом на веранде, пили из самовара чай… Это мимолетное и, в сущности, малозначительное воспоминание поразило меня не меньше, чем если бы я увидел человека, стоящего рядом с Лаурой, воспетой Петраркой, в Авиньонской церкви. Меня оно поразило потому, что я подумал, ощутил: если дотронусь сейчас до руки старой бестужевки, то почувствую тепло руки Пушкина. Я с каким-то суеверным чувством дотронулся, коснулся. И почувствовал в самом деле тепло пушкинской ладони. Мне хотелось бы рассказать в этом эссе о стихах Баратынского и Третьяковской галерее, о переулках старого Арбата и о том, как шумит дождь летом в яснополянском лесу, потому что все это имеет, по-моему, самое непосредственное отношение к историческому времени. С особой силой наслаждаешься им на родной, национальной почве. Тот, кто не испытал особого чувства при виде старинной тургеневской усадьбы на Орловщине, ничего особенного не ощутит и в готическом соборе. Когда я ощутил нежное, сухое тепло руки Пушкина, коснувшись старой-старой руки руки у них, у бестужевок, одряхлели больше лиц , я подумал, что бессмертие не выдумано философами и поэтами. Иногда достаточно легко, почти неслышно дотронуться до чьей-то ладони, чтобы утвердиться в его реальности. Текст 11 Сочинение 1 Как и когда родилась моя страсть к путешествиям, любовь к природе, к своей земле? Описанные в книге, волновали меня необычайно. Через поле битвы я гордо возвращался в заветный свой уголок. Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Текст 12 В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал. Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. И я достигал этого: меня хвалили. Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошелся с писателями. Меня приняли как своего, льстили мне. И не успел я оглянуться, как сословные писательские взгляды на жизнь тех людей, с которыми я сошелся, усвоились мною и уже совершенно изгладили во мне все мои прежние попытки сделаться лучше. Взгляды эти под распущенность моей жизни подставили теорию, которая ее оправдывала. Взгляд на жизнь этих людей, моих сотоварищей по писанию, состоял в том, что жизнь вообще идет развиваясь и что в этом развитии главное участие принимаем мы, люди мысли, а из людей мысли главное влияние имеем мы — художники, поэты. Наше призвание — учить людей. Для того же, чтобы не представился тот естественный вопрос самому себе: что я знаю и чему мне учить, — в теории этой было выяснено, что этого и не нужно знать, а что художник и поэт бессознательно учит. Я считался чудесным художником и поэтом, и потому мне очень естественно было усвоить эту теорию. Я — художник, поэт — писал, учил, сам не зная чему. Мне за это платили деньги, у меня было прекрасное кушанье, помещение, женщины, общество, у меня была слава. Стало быть, то, чему я учил, было очень хорошо. Быть жрецом ее было очень выгодно и приятно. И я довольно долго жил в этой вере, не сомневаясь в ее истинности. Но на второй и в особенности на третий год такой жизни я стал сомневаться в непогрешимости этой веры и стал ее исследовать. Первым поводом к сомнению было то, что я стал замечать, что жрецы этой веры не все были согласны между собою. Одни говорили: мы — самые хорошие и полезные учители, мы учим тому, что нужно, а другие учат неправильно. А другие говорили: нет, мы — настоящие, а вы учите неправильно. И они спорили, ссорились, бранились, обманывали, плутовали друг против друга. Кроме того, было много между нами людей и не заботящихся о том, кто прав, кто не прав, а просто достигающих своих корыстных целей с помощью этой нашей деятельности. Всё это заставило меня усомниться в истинности нашей веры. Кроме того, усомнившись в истинности самой веры писательской, я стал внимательнее наблюдать жрецов ее и убедился, что почти все жрецы этой веры, писатели, были люди безнравственные и, в большинстве, люди плохие, ничтожные по характерам — много ниже тех людей, которых я встречал в моей прежней разгульной и военной жизни — но самоуверенные и довольные собой, как только могут быть довольны люди совсем святые или такие, которые и не знают, что такое святость. Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта — обман. Но странно то, что хотя всю эту ложь веры я понял скоро и отрекся от нее, но от чина, данного мне этими людьми, — от чина художника, поэта, учителя, — я не отрекся. Я наивно воображал, что я — поэт, художник, и могу учить всех, сам не зная, чему я учу. Из сближения с этими людьми я вынес новый порок — до болезненности развившуюся гордость и сумасшедшую уверенность в том, что я призван учить людей, сам не зная чему. Теперь, вспоминая об этом времени, о своем настроении тогда и настроении тех людей таких, впрочем, и теперь тысячи , мне и жалко, и страшно, и смешно, — возникает именно то самое чувство, которое испытываешь в доме сумасшедших. И тысячи нас, отрицая, ругая один другого, все печатали, писали, поучая других. И, не замечая того, что мы ничего не знаем, что на самый простой вопрос жизни: что хорошо, что дурно, — мы не знаем, что ответить, мы все, не слушая друг друга, все враз говорили, иногда потакая друг другу и восхваляя друг друга с тем, чтоб и мне потакали и меня похвалили, иногда же раздражаясь и перекрикивая друг друга, точно так, как в сумасшедшем доме. Тысячи работников дни и ночи из последних сил работали, набирали, печатали миллионы слов, и почта развозила их по всей России, а мы всё еще больше и больше учили, учили и учили и никак не успевали всему научить, и всё сердились, что нас мало слушают. Ужасно странно, но теперь мне понятно. Настоящим, задушевным рассуждением нашим было то, что мы хотим как можно больше получать денег и похвал. Для достижения этой цели мы ничего другого не умели делать, как только писать книжки и газеты. Мы это и делали. Но для того, чтобы нам делать столь бесполезное дело и иметь уверенность, что мы — очень важные люди, нам надо было еще рассуждение, которое бы оправдывало нашу деятельность. И вот у нас было придумано следующее: всё, что существует, то разумно. Всё же, что существует, всё развивается. Развивается же всё посредством просвещения. Просвещение же измеряется распространением книг, газет. А нам платят деньги и нас уважают за то, что мы пишем книги и газеты, и потому мы — самые полезные и хорошие люди. Рассуждение это было бы очень хорошо, если бы мы все были согласны; но так как на каждую мысль, высказываемую одним, являлась всегда мысль, диаметрально противоположная, высказываемая другим, то это должно бы было заставить нас одуматься. Но мы этого не замечали.