Бизнес-план – это документ, который содержит информацию о будущем бизнесе, включая цели, стратегию, источники финансирования и план действий.
Особенности бизнес-планирования на предприятии
Для инвестора этого типа содержание бизнес-плана должно содержать подробную информацию о маркетинговой политике (принципы ценообразования, пути распространения продукции, план рекламной кампании, организация постпродажного обслуживания). Что такое бизнес-план Зачем нужен бизнес-план Виды бизнес-планов Структура бизнес-плана Как составить бизнес-план самостоятельно Коротко о главном. Принципы, при которых планирование будет плодотворным. Узнайте, какие важные аспекты нужно учесть при составлении бизнес-плана и как сделать его привлекательным для инвесторов. Бизнес-планирование можно характеризовать как рабочий инструмент для только создаваемых и уже существующих организаций. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (см. табл.1). Принципы планирования бизнеса. Виды бизнес-планов. Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата[5][6]. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для эффективной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Глубокое погружение в мир бизнес-планирования: узнайте основные принципы создания бизнес-плана, избегайте типичных ошибок и овладейте эффективными инструментами для составления вашего плана. Получите комплексный гид по превращению бизнес-плана из. Бизнес-план не принимается законодательством в отличие от политики, постоянно адаптируется к рыночным условиям и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям.
Разработка стратегического плана развития предприятия
Что такое бизнес-план Бизнес-план — это документ в электронном или бумажном виде, описывающий цели предприятия, причины, по которым цели считаются достижимыми, а также план действий по достижению этих целей. В бизнес-плане содержится: описание производимой продукции, реализуемых товаров, оказываемых услуг; анализ основных рынков сбыта; экономические расчеты ведения деятельности. Также такой документ может включать в себя приложения, которые детализируют расчеты и подтверждают данные. Например, в него могут включены графики, детализация отчета о доходах и расходах, фотографии объектов, результаты маркетинговых исследований. Комьюнити теперь в Телеграм Подписаться Кому и зачем нужен бизнес-план Как я уже говорил ранее, бизнес-план — это отличный способ минимизировать вероятность прогорания на начальных этапах построения своего дела. Помимо этого, он также может быть полезен: для инвесторов — предприниматель должен предоставить инвесторам бизнес-план своего будущего или уже существующего проекта, чтобы они определили его рентабельность; для получения государственного финансирования — если вы рассчитываете на получение государственных льгот и субсидий, необходимо обосновать причины в бизнес-плане; для банка — при получении кредита на открытие или развитие своего дела в большинстве случаев потребуется предоставить банку бизнес-план. Отсюда вытекают такие задачи, как: определение направления бизнеса; оценка рынка сбыта и его особенностей; разработка стратегии продвижения; определение качества продукта и оценка масштаба производства; оценка рисков и издержек; анализ вариантов маркетинговых мероприятий; анализ экономических показателей и параметров, по которым будет оцениваться каждый этап реализации плана. Подытожив, можно сказать, что бизнес-план — это отличный инструмент, с помощью которого можно реализовать, систематизировать, а также проанализировать новый проект. Принципы бизнес-планирования Удачный бизнес-план — это всегда соблюдение принципов: Единства. Заключается в том, что организация является целостной системой, а ее составные элементы должны развиваться в одном направлении. Все планы каждого из подразделений должны согласовываться с планами всего предприятия.
Каждый сотрудник компании при бизнес-планировании участвует в плановой деятельности, что не зависит от занимаемой должности. Другими словами, процесс планирования привлекает всех, кого затрагивает. Процесс планирования в организации должен характеризоваться постоянством. Это необходимо из-за того, что условия внешней среды отличаются неопределенностью и изменчивостью, поэтому компания должна вносить коррективы и уточнять планы, учитывая все изменения. Принцип гибкости — наличие возможности изменения направленности планов из-за появления непредвиденных обстоятельств. Принцип точности — каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. Обязательности выполнения.
Вопрос особенности составления бизнес-плана. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов: по форме, содержанию, структуре и т. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям продукция, работы, услуги, технические решения , по предприятию в целом новому или действующему. Инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. Подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон: 1 заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого — реализация проекта и получение дохода; 2 инвестора, интерес которого — возврат вложенных средств и получение дивидендов; 3 потребителей, использующих продукцию, интерес которых — удовлетворение потребностей в товарах; 4 органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых — удовлетворение общественных потребностей. В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом. Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях — филиалах бизнес-единицах. В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно. Отличие бизнес-плана от других плановых документов. Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.
Как правило, к ним относят затраты, входящие в себестоимость реализованных товаров, коммерческие издержки, оба вида задолженности. Эти статьи отражаются в форме прогнозного баланса с учетом скачка объема продаж, то есть умножают на коэффициент роста продаж. Определенные балансовые статьи, которые спонтанно не меняются при увеличении масштаба реализации, а могут регулироваться, например, с помощью финансовых приемов, вносят в форму прогноза в неизменном виде. Это векселя к оплате и дивиденды. Далее рассчитывают нераспределенную прибыль прогнозируемого периода. Нераспределенную прибыль в отчетном году суммируют с прогнозной прибылью, после чего вычитают выплаты дивидендов, сумму дивидендов на этой ступени расчетов устанавливают по уровню отчетного года. Определяют потребность в добавочном финансировании, устанавливают его источники, учитывая вероятные ограничения по составу капитала и стоимости различных источников. Далее составляют образец второго приближения, учитывающий эффект обратной финансовой связи — вовлечение займов и кредитов не просто увеличивает количество источников финансирования, но и повышает расходы на выплату процентов. Если из-за второй операции свести сальдо невозможно, то выполняют еще ряд циклов расчета и в каждом из них учитывают те или иные финансовые решения. Как скорректировать план продаж, чтобы выиграли и менеджеры, и компания Узнайте из статьи Системы Продажи, как понять, какие проблемы в работе мешают сотрудникам расти, и убедить продавцов самим поднять себе план продаж. Этапы бизнес-планирования Этап 1. Определение источников получения информации. При бизнес-планировании ценны любые сведения, как отраженные в профессиональных литературных источниках, так и те, которыми располагают консалтинговые компании или госучреждения, курирующие малый бизнес и специализирующиеся на изучении его проблем. Вы можете изучить спецлитературу, курсы или даже попробовать собрать необходимые данные у знакомых. Этап 2. Формулировка целей создания бизнес-плана. Проведите анализ всего спектра проблем и задач, которые вы решите благодаря своему проекту. Основываясь на этом списке, вы сможете наметить четкие цели. А вот чтобы их достичь, вам потребуется качественно составленный и детально проработанный бизнес-план. Этап 3. Определение цели адресатов плана. Чтобы бизнес-планирование принесло максимально полезные результаты, важно понимать, кто будет изучать документ, внутренний это проект или внешний, предназначен он для сотрудников предприятия , банковских учреждений или для потенциальных инвесторов. Этап 4. Проработка структуры бизнес-планирования. Этап 5. Подготовка информации по каждой главе бизнес-плана. На данном этапе важно получить поддержку от опытных специалистов, которые знают, как проводить бизнес-планирование. Обратитесь к работникам, у которых четкое представление обо всем, что происходит в компании, а также к сторонним консультантам, способным проанализировать рынок и спрогнозировать финансирование проекта. Полезными также окажутся знания экономистов более широкого профиля и специалистов в области управления предприятием. Благодаря им оценка бизнес-планирования будет объективной. Этап 6. Составление самого бизнес-плана. Основное правило на этом этапе следующее: бизнесмен должен разработать план своими силами, даже если не обладает должным опытом. Ряд консультантов и экспертов уже оказали ему помощь и поддержку, озвучив тонкости бизнес-планирования, собрав и подготовив сведения о рынке. Однако есть причины, по которым разработка бизнес-планирования может быть поручена иным исполнителям: Предпринимателям не хватает системных полноценных представлений обо всех слабых и сильных сторонах предприятия, а также о перспективных направлениях в его работе и потенциальных планах. Квалификация в сфере продаж, презентации бизнес-плана и его конкурентных преимуществ недостаточна. Отсутствуют знания в области современного бизнес-планирования. Если дела обстоят именно так, то составленный документ будет бесполезным и, более того, вызовет негативные последствия для компании. В подобных ситуациях лучше поручить бизнес-планирование профессионалам, поскольку из-за некачественно подготовленного проекта фирма может потерять доверие партнеров , инвесторов, акционеров.
Процесс бизнес-планирования, результатом которого является бизнес-план, можно понимать в широком и узком смысле. В узком понимании бизнес-планирование — это разработка некоторого итогового документа по обоснованию бизнес-идеи с целью привлечения инвестиций. Указанная процедура носит разовый характер. В данном случае бизнес-план выступает как вторичный документ, представляющий планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта. В широком понимании бизнес-планирование — это непрерывный процесс планирования хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможности получения необходимых ресурсов. В данном случае бизнес-план выступает инструментом управления организацией посредством его реализации и внесении в коллектив на основе анализа внутреннего состояния объекта и его положения во внешней среде. Результатом такого планирования является система планов предприятия, которая включает в себя стратегический и текущий бизнес-план предприятия. Здесь инвестиционный проект может быть включен в стратегический и текущий бизнес-план предприятия, который отражает планируемые результаты проекта. Близким родственником бизнес-плана можно считать технико-экономическое обоснование. Это еще один из вариантов плана развития предприятия, поэтому функции бизнес-плана близки к функциям технико-экономического обоснования. Главное отличие технико-экономического обоснования от бизнес-плана заключается в том, что это специфический документ для создания и развития промышленных объектов, то есть особый акцент в структуре технико-экономического обоснования сделан на производственно-технический аспект проекта, в то время как коммерческие рыночные проблемы будущего бизнеса остаются нераскрытыми. С этих позиций можно говорить о гораздо узком специфическом характере технико-экономического обоснования, чем бизнес-плана. В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и формах предпринимательства и помогает очертить тот круг проблем, с которым сталкивается предприятие или предприниматель в условиях изменчивости, нестабильности рыночной ситуации. Бизнес-план — это краткое, точное, допустимое, понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план — это необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношение с банками, с инвестиционными и сбытовыми организациями, посредниками, потребителями. Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих предприятий. Он описывает процесс функционирования предприятия и показывает, каким образом руководители стараются достичь свои цели и задачи.
Принципы и функции бизнес-планирования
Однозначно стоит создавать свой бизнес-план, если: проект уникальный; предполагаются нестандартные бизнес-процессы или этапы реализации; возможны нетипичные риски для производства; есть специфические требования к формату бизнес-плана. Преимущества: в ходе создания бизнес-плана вы сможете выявить слабые места проекта; самостоятельно разработанный бизнес-план гораздо легче презентовать инвестору, показать его сильные стороны; инвесторы всегда стремятся работать с людьми, которые глубоко погружены в проект. Недостаток здесь один — сложность. Если вы никогда не создавали бизнес-план, разработать его с нуля, учесть все детали и правильно выполнить все расчеты будет достаточно трудно.
Отчасти упростить задачу можно, используя готовые шаблоны бизнес-плана. Это не сократит работу по сбору информации, расчетам и аналитике, но позволит наметить направления и сориентироваться в структуре документа. Бизнес-план на заказ Многие консалтинговые агентства и отдельные специалисты предлагают услугу разработки бизнес-плана для производства и продаж.
Это идеальный вариант, когда документ нужен для получения грантов, субсидий или кредитов в банках. В этих случаях есть конкретные требования к составлению и оформлению бизнес-плана, которые важно соблюдать. Иначе заявка может быть отклонена без рассмотрения.
Поэтому такую работу стоит доверять профессионалам. Заказ Преимущества: специалист хорошо знает требования банков и государственных программ к бизнес-планам и гарантирует, что документ будет допущен к рассмотрению; сотрудники агентства имеют опыт составления бизнес-планов для разных ниш, что позволяет грамотно и качественно создать документ для любого бизнеса; предприниматель вместе с бизнес-планом получает рекомендации по разработке финансовой модели. Недостаток в том, что агент по бизнес-планированию не знает всех тех деталей проекта и производства, о которых известно бизнесмену, и может что-то упустить при подготовке плана.
Чтобы этого избежать, многие профессионалы стремятся к тесному взаимодействию с заказчиком на всех этапах разработки бизнес-плана. Скачать примеры и образцы готовых бизнес-планов В предыдущем разделе статьи мы писали о том, что готовые бизнес-планы других компаний могут существенно облегчить задачу по созданию собственного документа.
Принципы бизнес- планирования Таблица 1. ПРинципы бизнес-планирования продолжение Таблица 1. ПРинципы бизнес-планирования продолжение 38 Внутренние функции бизнес-планирования При планировании бизнеса имеет такие внутренние функции: 1. Помогает определить минусы, не дающие предприятию правильно развиваться, которые в перспективе могут стать серьезными проблемами и в значительной мере оказывать сложности в работе компании. Дает правильную целенаправленность конкретному виду бизнеса 3. Руководитель получает действенный инструмент для надлежащего контроля и управления, обеспечивающий достижение предприятием поставленных целей. Является мощным инструментом самообучения во время его составления, а после того, как его будет реализовано, становится основой для сравнения фактических показателей с планируемыми.
На разработку по-настоящему полезного бизнес-плана, учитывающего все реальные условия деятельности компании, требуются значительные затраты — как материальные, так и в виде рабочего времени сотрудников предприятия. Это является одной из причин, по которой многие российские предприниматели предпочитают обходиться без стратегического планирования, в большей степени полагаясь на собственную интуицию и умение принимать оперативные решения исходя из текущей ситуации. Многие топ-менеджеры убеждены, что никакой необходимости в бизнес-планировании нет, поскольку постоянно меняющиеся внешние обстоятельства нивелируют усилия по созданию долгосрочных стратегий. Согласиться с этой точкой зрения нельзя хотя бы потому, что компании, вооруженные планом, чувствуют себя гораздо увереннее в критических ситуациях, ведь соответствующие действия предусмотрены в ходе работы над документом. На помощь руководству предприятий, действующих по плану, приходит мировой опыт менеджмента и выработанные за многие годы его существования приемы и методы реагирования на внезапные изменения рыночной среды. Это позволяет сохранять стабильность и минимизировать потери в самых сложных ситуациях. Другими словами, суть бизнес-планирования деятельности состоит в том числе в предварительной подготовке компании к таким положениям, в которых руководству придется принимать оперативные нестандартные решения, позволяющие удержаться на плаву и даже преодолеть кризис без негативных последствий. Безусловно, предприятия, уделившие достаточное внимание работе над планом и предусмотревшие в нем проблемные ситуации, а также пути выхода из них, находятся в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами, проигнорировавшими этот этап своей деятельности.
Для начала в компании должна быть собственная методологическая и методическая база разработки, контроля и мониторинга выполнения бизнес-плана. Она подразумевает наличие квалифицированных сотрудников финансово-экономической службы, способных внедрять эти методы в практическую деятельность организации. Методологическая и методическая база создания плана и проверки результатов его исполнения составляет аналитический блок процесса разработки финансовой и коммерческой стратегии. Вторым обязательным условием успешной деятельности по стратегическому бизнес-планированию считается отлаженный сбор информации о положении дел внутри компании и о ситуации на рынке. Информационный блок составляют следующие компоненты: экономические данные прогноз изменения процентных ставок, динамики инфляционных процессов и т. Безусловно, процесс бизнес-планирования полностью протекает в правом поле Российской Федерации, а значит, при составлении коммерческой стратегии необходимо опираться на действующие нормативно-правовые акты — законы РФ, указы Президента и постановления Правительства, документы отраслевых министерств и ведомств, различные инструкции, ГОСТы и т. Третий блок, входящий в инфраструктуру процесса бизнес-планирования, — организационный.
Инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
Подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон: 1 заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого — реализация проекта и получение дохода; 2 инвестора, интерес которого — возврат вложенных средств и получение дивидендов; 3 потребителей, использующих продукцию, интерес которых — удовлетворение потребностей в товарах; 4 органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых — удовлетворение общественных потребностей. В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом. Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности.
Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях — филиалах бизнес-единицах. В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно. Отличие бизнес-плана от других плановых документов. Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально. Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 — 5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий: 1 в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них — ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса.
Бизнес-планирование: почему это важно для любой компании
Чтобы выполнить все эти требования, процесс бизнес-планирования должен осуществляться, базируясь на следующих принципах. 3.2. Бизнес-план: процесс планирования и типовое содержание бизнес-плана. Предметом бизнес-планирования является деятельность компании, заключающаяся в реализации стратегических планов и стремлении к достижению стратегических целей, соответствующих миссии компании. Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. Персональное планирование — важный инструмент для роста производительности, однако этого мало, чтобы бизнес выполнял свои цели.
Особенности бизнес-планирования на предприятии
Бизнес-план должен завоевать умы, поэтому приведите цифры в порядок или план будет дискредитирован. Принципы планирования: принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное разработке бизнес-планов? Бизнес-планирование — инструмент первостепенной значимости в управлении компанией, от эффективности процесса бизнес-планирования зависит будущее предприятия.