Лиманкин Олег Васильевич. Заглавие. Петр Петрович Кащенко. Жизнь и судьба. Место издания.
Кащенко Всеволод Петрович. Биография (1870 - 1943)
Кащенко в определенной степени типичен для многих представителей демократически настроенной интеллигенции России. Кащенко родился в г. Ейске на Кубани в семье военного врача. После окончания Ставропольской гимназии В. Кащенко поступил на медицинский факультет Московского университета.
На формирование мировоззрения В. Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко 1858—1920 — известный деятель отечественной психиатрии.
Кащенко на Старо-Петергофском шоссе, 50. В нем обслуживаются жители Кировского и Красносельского районов. На фото — ремонт системы водоснабжения с чудовищным местоположением проложенных труб: посреди входной двери, мимо раковин — от пола до потолка.
Он объяснил, что медицинское учреждение, не видевшее ремонта 45 лет, получило от города деньги и сейчас в диспансере работают технические службы. При этом прием пациентов не закрыт.
С мая 1917 руководил нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918—1920 заведовал подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Заведовал московской и СПб психиатрическими больницами, превратил их в образцовые медицинские учреждения. Создал Центральное Статистическое бюро для учёта психических больных, разработал основы организации и лечения их и выдвинул на этот счёт ряд прогрессивных идей. Психиатр-революционер Петр Петрович Кащенко - изобретатель трудовой терапии душевнобольных - в 1881 году был исключен из Московского университета и выслан из Москвы, однако революционной деятельности не прекратил даже после окончания медицинского факультета Казанского Университета.
Идеалом психиатрического учреждения П. Ка-щенко видел систему посемейного патронажа, при которой больной находится в естественных условиях, учитываются индивидуальные особенности пациента и происходит социализация и инклюзия, которые и являются признаками здорового общества, заботящегося о каждом своем члене.
27-летняя туристка угрожала пистолетом посетителям музея-заповедника в Петергофе
В 1905 году Кащенко оказывал медицинскую помощь раненным на Пресне дружинникам, а после революции начальствовал в Наркомздраве. Именно из-за его общественной деятельности началась ерундовина, растянувшаяся на 70 лет. В 1922 году московской больнице имени Н. Алексеева присвоили имя Кащенко. С точки зрения победившего пролетариата всё было правильно.
Педагогический персонал должен своевременно выяснять, что в детях нормально, а что уклонилось от нормы или недоразвито, на что нужно обратить внимание в первую очередь, с чем бороться безотлагательно, а с чем позднее, каковы должны быть мероприятия медико-педагогической коррекции ребенка. В свете сказанного Кащенко ставил вопрос и о психосоциальной гигиене детского возраста. Между прочим, наблюдение за дефективными детьми способствует более глубокому уяснению нормы физически и психически здорового ребенка.
Не потому ли многие психологи, изучавшие только нормальных детей, бывали вынуждены перейти к изучению дефективных? Напротив, занимавшиеся дефективностью не раз обращались затем к исследованию нормального ребенка. В детской исключительности Кащенко не столько винил биологическое, сколько видел дефективную социальность, борьбу с которой можно и должно вести на базе широких социальных мероприятий. Дорогу им открывали социальные преобразования в стране. И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи. Уместно, кроме того, заметить, что на переломных этапах истории всегда возникали модные течения и умозрительные спекуляции с конъюнктурной терминологической игрой, не обогащающей сознание и не приближающей его к истине, но зато плодящей теоретических нуворишей, чья профессиональная глубина обратно пропорциональна их предприимчивости. На это тактично указывал и Всеволод Петрович: «В вопросах изучения ребенка и его воспитания-образования выдвигаются проблемы, разрешение которых потребует огромного напряжения сил многих исследователей.
В таких условиях самым опасным является излишне скороспелое перекраивание старого по новой мерке, когда в новую терминологию особенно в области психологии вкладываются без достаточно критического подхода самые старые понятия, когда уверенность, основывающаяся на словесной принадлежности к самым новым «ортодоксальным» направлениям, прикрывает грубое невежество». Нетрудно догадаться, что такая принципиальная позиция вызвала скрытую неприязнь среди представителей ведомственных органов и некоторых ученых. В том же году Дом изучения ребенка, точнее, теперь уже комплекс, выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительского заведения, был преобразован в соответствии с рекомендациями I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создателем. Можно было бы назвать ее головным учреждением, если бы оно не было единственным центральным и опытно-показательным в системе Главсоцвоса. Сюда потянулись со всех концов страны и из-за рубежа специалисты разного уровня, озабоченные исследованием и устранением причин детской дефективности. Здесь, можно сказать, был и практический полигон высшего дефектологического образования, предоставленный в распоряжение будущих специалистов. Популярность Медико-педагогической станции росла.
Этому способствовало и личное обаяние Всеволода Петровича. В письме Анне Всеволодовне, дочери ученого-педагога, его бывшая сотрудница писала: «Все в нем было гармонично: и прекрасная внешность, и поступки, достойные истинного интеллектуала. Был он очень собранный человек, его рабочий день был всегда точно регламентирован... Вокруг Всеволода Петровича всегда царило какое-то необыкновенно чистое, детское настроение». В конце 1923 года Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал Кащенко за границу для ознакомления там с практическими и теоретическими достижениями в деле борьбы с детской дефективностью, безнадзорностью и правонарушениями. Мировой и гражданской войнами были нарушены научные связи нашей страны с заграницей. Поездка Кащенко в Германию способствовала восстановлению такого рода сношений.
Помимо ознакомления в течение пяти месяцев с деятельностью дефектологических, психоневрологических и лечебно-педагогических учреждений он изучал и достижения логотерапии у детей и взрослых. Личные контакты с видными специалистами способствовали в дальнейшем систематическому обмену опытом. Его избрали почетным членом Немецкого дефектологического общества. Затем последовали избрания в члены научных обществ Франции, Бельгии. А весной 1924 года состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов Педагогического института детской дефективности. Напутствуя своих питомцев, Всеволод Петрович подчеркивал их особое призвание — сочетать в себе педагогов и врачей. И дальнейшая перспектива развития основанного им дела в масштабах страны требовала сочетания, координации усилий общеобразовательной школы и медицины.
Главная роль здесь принадлежит не врачу, а педагогу, получившему солидную дефектологическую подготовку». Педагогический институт детской дефективности был как раз таким высшим учебным заведением, в котором стали готовить педагогов-практиков с достаточной теоретической подготовкой для того, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеющих навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства. То, что было робко заявлено в первоначальном опыте санатория-школы, здесь зазвучало в полный голос. Этому способствовал интеллектуальный подъем в обществе, несмотря на усиливающуюся в нем внутриполитическую борьбу. Так принцип коллективизма, повсеместно культивировавшийся в стране, решительно вторгся и в педагогическую среду. Но для Кащенко это не было чем-то новым, идущим вразрез с его методологическими посылками. Еще в 1914 году он вместе со своим сотрудником С.
Крюковым писал: «Товарищеские чувства, взаимопомощь мы развиваем различными мелочами повседневной жизни. Мы стараемся, по возможности, сузить круг личной собственности в стенах санатория-школы, чтобы там легче было бороться с эгоистическими чувствами». На учебных занятиях, в играх и повседневном быту все было построено так, чтобы индивидуум воспитывался социально однородной средой товарищей дети понятия не имели об имущественном положении родителей членов их коллектива , а такое воспитание, считал Всеволод Петрович, прочнее и успешнее, чем многочисленные ухищрения педагогов. Разумеется, не следует абсолютизировать этот опыт — на него нужно смотреть в контексте тогдашних исторических условий, всей идеологической атмосферы и политических отношений. Текущая жизнь накладывает свою печать на повседневные действия, а главное —на мышление. Мы живем мыслями эпохи. Она, образно говоря, навязывает нам себя.
Меняется жизнь, наполняясь новым, более глубоким и разносторонним содержанием, — богаче становится и содержание человеческих суждений, представлений, понятий. И о возможностях воспитания молодого поколения в труде и коллективе мы судим сегодня иначе, нежели много десятилетий назад, будучи обогащенными накопленным за это время практическим педагогическим опытом, теоретическими достижениями наук о ребенке. Но было бы в высшей степени вульгарно с высоты сегодняшнего уровня теории и практики высокомерно отзываться об успехах первопроходцев науки о детской исключительности, во главе которой в 10-20-х годах стоял Всеволод Петрович, преодолевая не только сложности необычного предмета своей деятельности, но и разного рода противоречивые обстоятельства, материально-бытовые трудности. О том, что в его школе одной из ведущих заповедей было и есть воспитание и развитие в детях коллективизма, В. Кащенко напоминает и в предисловии к сборнику статей в 1922 году. А спустя четыре года вновь подчеркивает, что вопрос развития и изучения коллективизма среди дефективных детей «всегда представлял чрезвычайный интерес». Сотрудник Всеволода Петровича Георгий Васильевич Мурашев выступает в редактируемом Кащенко сборнике «Проблемы изучения и воспитания ребенка», где рассказывает о программном методе изучения жизни детского коллектива, о специальной карте учета поведения детского коллектива.
Едва ли, — писал он, — можно говорить о воспитании ребенка, не имея в виду воспитания детского коллектива, один из путей воспитания индивидуума есть воспитание коллектива, к которому индивидуум принадлежит». Влияние среды на формирование развивающейся личности громадно — таков принципиальный тезис Кащенко, в соответствии с которым он строит систему педагогического влияния на ребенка. Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа. Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников —они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции. Было начало осени 1926 года.
Начинался новый учебный семестр. И вдруг как снег на голову свалилось ошеломляющее известие: Кащенко освобождается от занимаемой должности ведомственным решением и назначается новый директор Медико-педагогической станции. В тогдашних условиях мотивировок в подобных случах подчас и не требовалось. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было. Поползли слухи, разного рода домыслы, намеки... Пришел новый руководитель Медико-педагогической станции — довольно молодой человек, достаточно самоуверенный и высокомерный. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства—все экспонаты, стенды, макеты, фотографии, документы «удивительное музейное собрание, интереснейшие экспонаты», как отзывался обо всем профессор А.
Грибоедов были грубо выброшены на мусорную свалку. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира — прошлого и современности. Восстановить ее уже никогда не удастся. Всеволод Петрович сдержанно реагировал на происшедшее. Даже в кругу близких скрывал глубоко в себе боль и горечь. Он продолжал участвовать в разного рода комиссиях, читать лекции, консультировать; с 1926 по 1932 год вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей; руководил разработкой педагогами Москвы и Московской области научно-методических вопросов лечебной педагогики; принимал участие в массовых мероприятиях Московского областного Дома работников просвещения. В период с 1928 по 1932 год совместно с Н.
Семашко и профессором Каннабихом Кащенко провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах, по радио. В 1928 году начал издаваться журнал «Вопросы дефектологии», и В. Кащенко был включен в состав редколлегии. В свет вышло всего 18 номеров в 1931 году журнал прекратил свое существование , но издание сыграло большую роль в подготовке всеобщего обязательного обучения аномальных детей, а также в разработке системы воспитания и обучения детей с недостатками слуха, зрения, речи и интеллекта в нашей стране; на страницах журнала публиковались многие учителя-практики. Большинство из тех статей сохраняет научную ценность и актуальность поныне. Одновременно состоял профессором-консультантом поликлиники 2-го Государственного медицинского института по тем же специальностям дважды — в 1933 и 1936 годах — был здесь премирован как ударник.
Сохранилась справка за подписью Марии Федоровны Андреевой о том, что с 1933 года В. Кащенко вел при Московском Доме ученых активную общественную работу, участвуя в кружке по работе с детьми, а также в Консультации по психоневротическому, трудному и умственно-дефективному детству. В этот период Всеволод Петрович и пишет свою последнюю книгу об исправлении недостатков характера детей и подростков, которая, к счастью, доходит до нас как завещание выдающегося врача и педагога, просветителя-гуманиста, замечательного гражданина, человека нового времени, воплотившего в себе лучшие его черты. Кащенко в ученой степени кандидата педагогических наук без защиты диссертации.
Когда был снят запрет на образование, Кащенко поступил в Казанский университет. А тут, как мы знаем, вообще был целый улей из «неблагонадёжных элементов». Окончив университет, Кащенко был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать местную психиатрическую больницу. С задачей он не только справился с присущим ему профессионализмом, но даже запустил ряд программ по социализации невиданное дело!!!
В 1904 году он был переведён главврачом в Московскую психиатрическую больницу на Канатчиковй даче, а через год грянула революция. Не изменявший своим принципам Кащенко финасировал революционеров, вместе с братом Всеволодом создал оперативные медицинские бригады для помощи раненным и пострадавшим, укрывал у себя дома товарищей и никакие власти ничего не могли сделать с авторитетным врачом. После революции 1917 года Кащенко занял пост главы Центральной нервнопсихиатрической комиссии при Наркомздраве РСФСР, став фактически главным психиатром республики.
Но документы собрала и фамилию вернула…». Секрет её долголетия Каждое утро Анна Всеволодовна делает гимнастику и обтирается холодной водой.
Объясняет она это со своей всегдашней скромностью. В этой квартире я живу лет тридцать, но привычка обтираться холодной водой уже появилась… И потом я всегда занималась спортом. Но не таким, чтобы соревноваться, зарабатывать призы — это я терпеть не могла. А для своего удовольствия. В санатории-школе была площадка перед домом, на которой заливали каток.
И отец нас с одной моей приятельницей вывел на лёд. Нам было по пять лет. Вывел и оставил: как хотите — так и разбирайтесь. И мы, как щенки, ползали там, вставали, падали, но в конце концов научились кататься! Во взрослом уже возрасте ходила в походы.
Была на Алтае и Байкале. Походы эти организовывали через Дом учёных… А в долголетии моём, я думаю, секрета нет. Наверное, относительно благополучная жизнь. И гены, должно быть… Это вообще фокус. Почему я столько живу, я не знаю!
Пошёл уже ведь второй виток! Но всё-таки это очень страшно. Помирать-то не хочется!.. Умерли у меня все. Осталась я одна.
Последний близкий человек — это муж, который умер в 1966 г. Меня спасала работа. Для него это было ударом, потому что это книга была итогом его работы. Дайте её мне! Это сразу придало мне жизненные силы.
Кащенко у себя дома под портретом отца. Современное фото В этот же год в моей жизни произошло второе чудо. Кащенко, который проживал до 1941 г. Я сразу же написала по указанному адресу. Это оказался мой двоюродный племянник, внук папиной сестры Александры.
Завязалась переписка. Я рассказала ему о его родственниках, ведь он уехал из Советского Союза в 1945 г. Когда наши войска освободили Харьков от фашистов, они свирепствовали не хуже немцев, всех подозревали в связях с гитлеровцами. В общем, ему удалось уехать на Запад с родителями и молодой женой. В Австрии в их эшелон попал снаряд, и осколком была убита его мать… Племянник мой прожил очень тяжёлую жизнь, но добился многого и в конце концов попал в Америку.
Он приехал сюда с женой и дочерью вторая жена у него японка , они почти ничего по-русски не знают. А через какое-то время он пригласил меня в Америку на Рождество. Я не стала спрашивать своего врача, можно ли мне лететь, и просто отправилась в Америку. Мне было тогда 85 лет. В сочельник я была в Сан-Франциско.
Вся дорога была иллюминирована, там целые картины: Санта-Клаус, олени в упряжке — можно было сойти с ума! Потом будет Иерусалим, Австрия и чарующая Италия! Вот тогда я поверила, что в жизни действительно бывают чудеса! Два чуда в один год. Трудно представить, что всё это произошло со мной на склоне лет».
За окнами лил холодный октябрьский дождь, а мы с Анной Всеволодовной пили чаёк в уютной светлой кухне и говорили, говорили… Она рассказывала мне, как познакомилась с мужем на катке на Девичке там, возле белой церкви во имя Архангела Михаила, сейчас стадион Первого медицинского. А я поделилась с ней, как утром на занятии мои двадцатилетние студентки грустно признались, что не верят в любовь и что настоящие мужчины были раньше, а вот сейчас… «Не верят в любовь? Но это ведь ужасно! А ещё мы говорили о том, какая это горькая вещь — одиночество. И о том, что кто-то и в сто лет может быть окружён любящими, пусть и не родными по крови и не всегда абсолютно близкими по духу людьми, а кто-то в тридцать чувствует себя одиноким и заброшенным.
И мне смешной и нелепой казалась мысль о возрасте этой удивительной женщины. Я совершенно забыла об этом. Но когда Анна Всеволодовна задумчиво заметила: «Чего во мне совершенно нет, так это тщеславия, — и кокетливо добавила, лукаво взглянув на меня: — Может быть, с возрастом и появится», — я, кажется, поняла, в чём разгадка её долгой и достойной жизни. Она никогда никому не завидовала и жила по совести. Вот и весь секрет.
Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко
Алексеева присвоили имя Кащенко. С точки зрения победившего пролетариата всё было правильно. Алексеев — из купцов, значит, эксплуататор. Правда, именно в его бытность городским головой Москвы эта первая в городе психиатрическая больница и была построена. Кащенко же — свой брат, трудящийся врач.
Но несмотря на успешную студенческую жизнь попал под наказания, и за несколько месяцев до выпуска был отправлен в ставропольскую ссылку, где провел 4 года. После возвращения ему разрешили продолжить обучение в Казанском университете. Здесь Петр Кащенко начал увлекаться психиатрией под руководством В. Бехтерева и Л. И уже в 1889 году Петр Кащенко отправился в Нижний Новгород с целью реформировать психиатрическую больницу на новых для психиатрии принципах гуманизма. Там перспективный врач-психиатр, а затем и главврач, стал активно внедрять метод трудотерапии.
Лояльные режиму студенты организовали сбор средств на венок царю и намеревались выбрать депутатов, которые отвезут его в Петербург. Однако на этих выборах появился студент Кащенко, который выступил с речью, осуждающей подобную инициативу. Как раз в этот момент в Москве жандармы проводили "чистку" неблагонадежных элементов, и не в меру говорливого отличника исключили из университета. Петра Кащенко, который к тому времени уже успел жениться и которому до диплома оставалось два месяца, отправили в ссылку в Ставрополь.
За его деятельностью следили и там. Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии. Но Кащенко оказался талантлив во всем — учитель музыки скоро прославился на весь город. Нижегородский реформатор Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящим центром неблагонадежных студентов. В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы. Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах.
Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею. Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом.
Public Domain Возможно, высшая форма признания заслуг человека — это когда само его имя становится частью фольклора. Однако в случае с Петром Петровичем Кащенко все не так однозначно. Его фамилия прочно ассоциируется с психиатрической помощью и фактически стало синонимом термина "психбольница". Доктор с Кубани За этой живописной картиной в тени остается сам доктор Кащенко, в высшей степени интересный человек, имеющий мало общего со смирительными рубашками и лошадиными дозами транквилизаторов.
Родился Петр Петрович 28 декабря 1858 9 января 1859 года на Кубани, в городе Ейске. Основателем врачебной династии, продолжателями которой стали Петр и его младший брат Всеволод один из создателей отечественной дефектологии , был Петр Федорович Кащенко, потомственный казак, окончивший Санкт- Петербургскую медико-хирургическую академию и ставший военным лекарем. В семье Петра Федоровича и его жены, дочери коллежского асессора Александры Павловны Черниковой, было семеро детей. Петр был самым старшим, и с ранних лет решил, по примеру отца, заняться медициной. Ему было шестнадцать, когда тот умер. Однако Петр Федорович успел серьезно повлиять на старшего сына, привив ему не только тягу к медицине, но и демократические взгляды.
Все дети в семье Кащенко получили хорошее образование. Александра Павловна, после того как дети выросли, посвятила себя Богу, уйдя в монастырь. Средств на учебу не хватало, но матери удалось выхлопотать для сына специальную стипендию Московского университета. Ссылка за отсутствие скорби Профессура сразу выделила студента Кащенко среди прочих. Учился он блестяще, и вскоре был переведен в Московский университет. Реформы императора Александра II превратили российские университеты в центры вольнодумства.
Секрет её жизни
Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 года (по новому стилю – 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Петр Кащенко родился 9 января 1859 года в Тамбове в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко. Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но вырос на Кубани в Ейске.
Кащенко Всеволод Петрович. Биография (1870 - 1943)
В 1885 году сдал экзамены в Казанском университете и стал врачом-психиатром в Казанской окружной психиатрической больнице. Уже через несколько лет после начала работы он стал основателем и директором больницы-колонии для психических больных в селе Ляхово близ Нижнего Новгорода, где проявился его талант не только как врача, но и как грамотного администратора. Кащенко начала свое существование и превратилась в своеобразный научный центр. Впервые в России Кащенко создал так называемую «поэтапную систему психиатрической помощи» и систему психиатрического патронажа в Балахнинском районе Нижегородской области. Многое из его теоретических и практических разработок применяется при оказании психиатрической помощи и в настоящее время, в частности, - это децентрализация и оказание многообразных форм психиатрической помощи, развитие психосоциальной реабилитации, повышение качества жизни психически больных.
После ранения молодого красноармейца направили в артиллеристы. В составе действующей армии Петр Иванович находился вплоть до 1950 года, когда в звании сержанта был уволен в запас. Здесь он проводил огромную воспитательную и патриотическую работу. В начале двухтысячных учащиеся старших классов предложили построить в городе Липецк Памятник Победы.
Рагозина и В. В 1889 году Кащенко направили в Нижний Новгород, где он должен был реформировать психиатрическую больницу в соответствии с новыми для психиатрии методами гуманизма. Перспективный врач стал внедрять метод трудотерапии, устраивать театральные постановки, общие чаепития и книжные чтения для пациентов, даже сумел привлечь спонсоров для больницы. Постепенно среди населения отношение к психически больным как к животным вытеснялось состраданием и желанием помочь. В итоге за 15 лет на посту главврача Кащенко создал из Нижегородской психиатрической больницы лучшее в своей области медицинское учреждение страны. Бехтерев Революционер В 1904 году Кащенко возглавил Московскую психиатрическую больницу на Канатчиковой даче, куда перенес свой опыт и взгляды. Когда разразилась революция 1905—1907 годов, врач-демократ принял в ней самое деятельное участие.
Биография[ править править код ] Могила Кащенко на Новодевичьем кладбище Москвы. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко? Мать — Александра Павловна Черникова, дочь коллежского асессора. В семье было семеро детей. Младший брат — Всеволод , врач- дефектолог [2]. В 1876 году окончил Ейскую кубанскую войсковую гимназию. В 1876—1881 годах учился в Киевском , затем — в Московском университете [2] , откуда был исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь.
Вы точно человек?
Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 (по старому стилю) 9 января 1859 (по новому стилю), в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко – потомственного казака, выпускника Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 (28 декабря 1858). ПЁТР ПЕТРОВИЧ КАЩЕНКО (28 декабря 1858 (9 января 1859) — 19 февраля 1920) — выдающийся российский врач-психиатр, революционер, общественный и земский деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Благодаря Петру Кащенко появились новые методы лечения в психиатрии. 19.2.1920. Пётр Петрович Кащенко. Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной.
Доктор Кащенко стал народной легендой.
В лечебнице, которой руководил «необычный» доктор, часто бывали писатели Короленко и Горький — деятельные участники общества по борьбе с холерой и безграмотностью, организованного Кащенко. В 1904 году, будучи уже известным врачом, становится главным врачом больницы имени Алексеева в Москве позже это учреждение переименуют, и долгие годы оно будет носить имя Петра Кащенко. В Москве Кащенко продолжил применять новые методы лечения, которые уже использовал для своих пациентов в Нижнем Новгороде. Первым делом решено было снять решетки с окон больницы. Персоналу клиники было вдвое увеличено жалование, появились и новые должности — так называемые «няньки» и «дядьки». Для пациентов была организована мастерская, желающие имели возможность играть в струнно-духовом оркестре и участвовать в любительских спектаклях. Знаменитый врач часто говорил, что грань между гениальностью и безумием, между бредом и одаренностью очень тонкая. Революция Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские. Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года.
Бои на Пресне в 1905 году. Источник: radikal. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Кащенко принимал активное участие в революции 1905 года Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть. Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе. Революцию 1917 года доктор Кащенко встретил с радостью. Пока другие медики бежали от ужасов большевизма, Петр Петрович, несмотря на трудности периода Гражданской войны, разрабатывал масштабный план организации психиатрической помощи в РСФСР.
В 1889-1904 директор психиатрической больницы Нижегородского земства. Заведовал Московской и Петербургской психиатрическими больницами. В 1904-1906 годах главный врач психиатрической больницы им. Алексеева в Москве. Автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи.
Пётр Петрович Кащенко разработал основы организации лечения психических больных в России и выдвинул ряд прогрессивных для своего времени идей: необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. Смирительную рубашку — вон!
Кащенко не уставал повторять: «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет ее, как на палача». Связывать больных — ни в коем случае. Доктор называл все это «принципом нестеснения». Уважительное и внимательное отношение, хорошее питание и минимум медикаментов. Совместное чтение книг, любительские спектакли, чаепитие с самоваром и бубликами за круглым столом. Кащенко лично руководил больничным ансамблем и хором.
Отец Петра Кащенко был военным врачом. После окончания Ейской Кубанской войсковой гимназии Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, вскоре перевелся в Московский университет. После убийства Александра II Петр Кащенко на студенческом собрании произнес речь, осуждавшую царя, за что был арестован, исключен из университета за два месяца до окончания и отправлен в ссылку в Ставрополь. В 1884 году Петр Кащенко был освобожден из-под гласного надзора полиции и завершил образование в Казанском университете.
Он специализировался по психиатрии у директора Казанской психиатрической больницы Льва Рагозина. В 1885 году Петр Кащенко получил степень лекаря и звание уездного врача, стал работать врачом Ставропольского епархиального женского училища. В 1886 году он переезжает в Тверскую губернию и устраивается на работу врачом-психиатром в первую в России психиатрическую больницу-колонию в селе Бурашево, основанную М. Это была больница с самыми передовыми для России того времени методами лечения, где сочетались медикаментозная и трудовая терапия. В 1889 году Петр Кащенко стал заведующим психиатрическим отделением Нижегородской земской больницы. Он полностью перестроил ее работу, развивая свой опыт, полученный в Бурнашево. В 1891 году Петр Кащенко стал членом-корреспондентом Московского общества невропатологов и психиатров.
5 фактов о Кащенко Петре Петровиче
Встреча психиатров четырех стран прошла в больнице им. П.П. Кащенко. VIII Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии» собрала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко около 300. Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, ежели применяет ее, как на палача», — это слова Петра Петровича Кащенко, 159 лет со дня рождения которого исполняется 9 января. В воскресенье, 9 июня, в 11:00 в Евдокиевском храме на площади Героев начнётся отпевание и церемония прощания с Почётным гражданином Липецка Петром Кащенко. Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 (28 декабря 1858).
Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр
Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. Петр Петрович Кащенко (1858–1920) родился в Тамбове. Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 (по старому стилю) 9 января 1859 (по новому стилю), в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко – потомственного казака, выпускника Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи.