Новости криминальная россия казанский феномен

Закат «казанского феномена» Во времена перестройки о «казанском феномене» наконец начали писать в центральной прессе. Бандиты 90 х ОПГ Хади Такташ Казань Криминальная Россия Криминал, БандитыСкачать. Главная» Новости» Новости казани и татарстана на сегодня криминал разбой происшествие. В начале 1980-х годов в средствах массовой информации и юридической литературе СССР появилось понятие «казанский феномен». Криминальный Татарстан 1970-2010-х" и позволяет пересмотреть и оценить "Казанский феномен" с новой точки зрения.

Криминальная Казань: Казанский феномен. Слово пацана.

Сериал про казанские криминальные группировки конца 80-х смотрят в России и вна Украине (русский язык знаете, что ли?). Раскол в ОПГ «Хади Такташ». полная история группировки "Жилплощадка - Казань". ОПГ Хади Такташ. ОПГ «Кинопленка» Кино не для всех. ОПГ Перваки Первые Горки. Казанский феномен (гопники). Сериал про казанские криминальные группировки конца 80-х смотрят в России и вна Украине (русский язык знаете, что ли?).

Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»

Он отметил три составляющих: возросшую активность «севших на дно» воров в законе, выход из тюрем ранее осужденных членов ОПГ и популярность у молодежи, которая никогда не видела «святых годов», субкультуры АУЕ «арестантский уклад един». К этому надо добавить еще один фактор — очевидный провал властей Татарстана в плане культурной и просветительской работы среди молодого поколения. В Татарстане за производство духовных скреп отвечает агентство «Татмедиа», которое управляет практически всей районной прессой, радио- и телекомпаниями, интернет-ресурсами. Все контролируемые структуры щедро финансируются из бюджета республики или госкомпаний.

Но как духовно оздоровится социум республики, если краеугольный камень ее «государственности» — «национальная исключительность татарского народа»? В переводе на русский последнее означает пожизненную неприкосновенность правящих татарских кланов. Своей безграничной властью и сказочными богатствами эти кланы обязаны в том числе как раз 1990-м годам, когда разгул криминала стал визитной карточкой республики.

Подвигами татарстанских «братков» того периода восхищаются в соцсетях адепты АУЕ, которые никогда в Татарстане не были. Пропаганда АУЕ в России запрещена, ауешники «тусуются» в близких по содержанию группах — вроде того же «Казанского феномена». Восхвалению блатной романтики там посвящены целые дискуссии… Конечно, стоит попенять администраторам пабликов, что те не ловят мышей.

Но админ из «Контакта» — обычный обыватель — бессилен, когда спрос на криминальную романтику рождает соответствующее предложение. Желание в данном случае — мать мотивации, а мотивация — мать соответствующего действия. Что и подтверждает недавний случай, когда в 23 км от Казани произошла криминальная разборка, в которой чудом не пострадали мирные граждане.

Причем оружие они «тащили» с фронта. Знаменитая банда Петелина или Кормакова чего только стоила: за ними лет пять гонялись, кое-как поймали, — рассказывает Александр Коган. Профессор кафедры общей и этнической социологии, заместитель директора по научной деятельности Института социально-философских наук КФУ Мария Ефлова рассказала нашему изданию, что уровень преступности напрямую зависит от политической, экономической и социальной нестабильности. Чем она выше — тем выраженнее и преступность. В 90-е был экономический спад, был период застоя, нестабильность политической ситуации. А в 80-х был переход к рыночной экономике, происходила реструктуризация нормы права, социальных норм. Это все причины для появления массовых беспорядков и массовой преступности, — рассказала Ефлова.

Общий рост преступности никто из собеседников не отрицает. Все равно, как бы кому-то не хотелось, «казанский феномен» не вернется ни в какой форме — это абсолютно точно. Во-первых, уже нет такого массового переселения молодежи из деревень — и с тех пор прошло несколько поколений. А во-вторых, самый главный фактор появления бандитизма и преступности — это ослабление государственных институтов: сейчас этим даже близко не пахнет, —рассказал «Вечерней Казани» Роберт Гараев. Он также подчеркнул, что сегодня скорее возможен рост этнической преступности — современные группировки являются социальным лифтом для приезжих из средней Азии.

Да, я вижу, как возвращается этот дискурс и страна скатывается в то, что было тогда.

А мир-то стал намного прозрачней, есть альтернативные источники информации, в которых говорится совершенно другое, и это очень похоже на лицемерие. Но кто-то считает, что блатная романтика — это рефлексия по 1990-м, хотя это не так. Ведь надо понимать: 1990-е были бандитскими, а не блатными. Блатное и бандитское — это две вещи, противопоставляющие себя друг другу. Для блатных бандиты — это беспредельщики, не соблюдающие систему понятий, которая зародилась в лагерях ГУЛАГа. А бандиты расцвели в конце 1980-х — начале 1990-х и говорили, что за ними правда, потому что они сильные.

Понятно, что девиантное поведение будет всегда, но что тогда может стать панацеей от вступления молодых людей в группировки — всем нам не быть лицемерами, не замалчивать проблемы, которые, например, ведут за собой невозможность честно зарабатывать достойные деньги или ограничивают в правах? Получается так. Хотя у меня нет рецепта, как сделать так, чтобы было по-другому, я считаю, что надо начать говорить. Должен быть открытый общественный диалог. Я, как ведущий паблика «Казанский феномен», часто сталкиваюсь с такой проблемой: выкладываешь фотографию, где ребята из какой-нибудь группировки стоят рядком, и пишут их родственники или знакомые с просьбой убрать эту фотографию: этот человек стал чиновником, этот депутатом, тот работает в силовых структурах, и им не хочется огласки... Это все такие глубинные родственно-социальные связи — Казань этим просто пронизана.

Смотришь на Казань — она здоровая, красивая, классная, но если копнуть поглубже, то в каждой семье есть какая-то травма: родственник, знакомый, одноклассник или ты сам [были связаны с группировкой]. Об этом надо говорить, это надо обсуждать. Как думаете, все ли подписчики паблика «Казанский феномен» понимают, что ваш проект носит исследовательский характер, и воспринимают героев ваших исследований только как исторических персонажей? Подписчиков 26 тысяч, и я не могу говорить за каждого. Кто-то воспринимает это как романтизацию подвигов былых лет. Я время от времени напоминаю, чтобы они читали шапку группы: я занимаюсь исследованием.

Да, я выкладываю фото пацанов, а другие пацаны видят своих знакомых, и у них происходит ностальгический всплеск. Это немножко такая торговля ностальгией: а как было тогда? Мне, как исследователю, выгодно, когда это вспоминают, — я это не пресекаю. Чтобы люди могли спокойно и открыто со мной говорить, я не должен осуждать, стараюсь быть как можно нейтральнее. У меня главное требование — чтобы общались друг с другом уважительно и никого не оскорбляли. Иногда [в комментариях] начинаются срачи, хотя срачи тоже вещь полезная — по ним можно кое-что сказать о тех людях.

Ну то есть все понимают, что криминал — это не романтика, а боль, смерть и разрушенные жизни, и не находят для себя в паблике кумиров? Конечно, в основном понимают. Иногда в комментариях под фото с участниками группировки появляется человек, который пишет: «Что эти люди сделали хорошего, почему вы их прославляете? Это бандиты! Они убивали, насиловали и грабили людей! Я отвечать за то, кто как воспримет, не могу, но и романтизацией заниматься не хочу.

В книге упоминается история с брендом «Сухая река» бывшего арт-директора «Инде» Анастасии Ярушкиной. Вы все произошедшее как восприняли?

Вмешательство милиции и использование силовых методов помогло ненадолго стабилизировать ситуацию, после амнистии город захлестнула очередная волна насилия. Вернувшиеся из мест лишения свободы в одном только Ленинском районе из мест заключения вернулись 33 человека авторитеты узнали, что их места заняты другими людьми, и многие из авторитетов решились снова пойти на преступление, чтобы доказать своё право на пребывание в банде [119]. В дальнейшем члены уличных банд совершали свои рейды на близлежащие города Набережные Челны , Чистополь , Нижнекамск , появлялись в Москве и Ленинграде [47] [143].

По словам Маликова, в его родном Альметьевске враждовали банды из разных кварталов, домов, дворов и подъездов, а многие побоища происходили на пустыре, разделявшем части города. Преимущественно костяк банд Альметьевска составляли самбисты , а членство в дворовом сообществе давало человеку защиту в лице авторитетов [13]. В Москве процент иногородних преступников из числа казанских подростков был небольшой, однако казанских «мотальщиков» выделяли из общей массы. Для своевременного предотвращения преступлений казанская милиция начала особенно тесно сотрудничать с московскими коллегами [144]. Казанские «мотальщики» в Москве обычно появлялись с целью просто подраться и прогуляться по площадям, чтобы внушить страх всем встречным: их внешний вид и поступки привлекали внимание журналистов [18].

Они также занимались воровством и квартирными кражами, чтобы пополнить общак банды: некоторые считали, что ради обладания модной одежды и денег способны пойти на такое и что на их малой родине подобное поведение было нормой. По данным МВД, половина преступлений, совершавшихся приезжими в московском регионе, приходилась на группировки из Поволжья в том числе казанские [72]. Анвар Маликов писал, что в боевой комсомольской дружине БКД при КГУ , участвовавшей в патрулировании улиц, было 50 активных бойцов; помощь дружине КГУ оказывали отряды имени Дзержинского из подшефных школ Вахитовского района 18-я «английская», 131-я физико-математическая и 116-я в обмен на соответствующую защиту школ от банд гопников. Иными известными отрядами были дружина КАИ, отряды КХТИ , медицинского института и КИСИ, а элитным считался отряд при горкоме комсомола, который выезжал в рейды на дискотеки в заводских клубах и отдалённые районы города. В 1982 году в Кировском районе в течение полугода появились отряды на вертолётном , пороховом и кожевенном заводах, а также при райкоме комсомола; попытка создать отряд в Казанском институте физкультуры и спорта потерпела неудачу [13].

Авдеева , несмотря на разработку планов по борьбе с групповыми нарушениями и изменение принципа работы добровольных народных дружин, бездействие со стороны общества во многом способствовало усугублению проблем в городе, а сами дружинники боялись в одиночку патрулировать улицы [145]. По словам Маликова, всю серьёзность ситуации первый секретарь казанского горкома партии Михаил Сухов понял после того, как встретился с двумя информированными осведомителями из молодёжных банд и выслушал от них сведения о действующих молодёжных бандах и их силе. В последующих встречах с городским прокурором и представителями правоохранительных органов информация подтвердилась, и Сухов принял решение бросить основные силы на борьбу против подростковой преступности в Казани [15]. Пытаясь предпринять хоть какие-то меры и заставляя подростков регулярно отчитываться перед милицией, органы допустили ошибку, настроив детей против горожан. Попадавший в милицию подросток подвергался жесточайшей обструкции в группировке и ещё больше психологически «накачивался», и все специальные планы по борьбе с групповыми нарушениями оборачивались неудачей [146].

Криминальные сводки В 1984 году милиция зафиксировала 161 групповое преступление, совершённое несовершеннолетними в Казани, в 1989 году эта цифра возросла до 454 [143]. Согласно сводкам милиции, в 1986—1987 годах в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка с участием 900 человек. Жертвами стали 6 подростков, 73 госпитализированы с серьёзными травмами, 193 получили телесные повреждения. Осенью 1987 года обстановка ухудшилась: помимо ножей, металлических шаров и арматуры, в драках стали замечать кастеты, а на разборки кто-то приносил и самодельные взрывные устройства [18]. По словам Анвара Маликова, когда московская милиция начала массовые обыски в казанских поездах, задерживая и обыскивая туристические группы школьников, то у многих из них в результате обыска были изъяты кастеты и ножи.

Когда правоохранительные органы Казани начали собирать материалы на банды и принимать жёсткие меры в их отношении, «авторитеты» стали постепенно перебираться в Крым, Москву и Ленинград [15]. По данным на 1 января 1990 года, на учёте в казанской милиции состояли 1218 человек в возрасте от 14 до 17 лет при том, что в Казани проживало 57 тысяч человек этого возраста; по мнению социологов, эти данные были занижены и в «конторах» состояла четверть казанской молодёжи. Гатцук отмечал, что многие из молодёжи не осуждали деяния банд, затрудняя ведение воспитательной работы [148]. Сами же группировки были всегда мобильнее официальных структур: в случае введения запрета на выход на улицу несовершеннолетним после 21 часа они старались вернуться домой как можно скорее, проводя все драки утром; при ужесточении контроля за дворами и улицами банды выезжали за город выяснять отношения; при запрете массовых драк нормой стали групповые избиения пять или шесть человек били одного [149]. С 1980 по 1989 годы ежегодно в колонию судом отправлялись не менее 500 несовершеннолетних преступников.

Количество лиц со сроком лишения свободы менее года снижалось, а количество осуждённых на срок до 5 лет возрастала [150]. Настоящая предметная работа началась после составления списка группировок и их активных участников около 3 тысяч человек : планировалось закрепить за каждой группой «шефов-комсомольцев». В районах города появились неофициальные сводные формирования правоохранительных органов под названием «Лидер». В ходе оперативно-розыскных мероприятий с привлечением агентурной сети выявили около 300 главарей, которых и отправили за решётку [15]. Реакция казанской прессы В газете « Вечерняя Казань » нередко обсуждались вопросы трудового воспитания и профессиональной ориентации молодёжи.

В статьях «Вечерней Казани», выходивших в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы, приводились примеры историй трудных детей и подростков, у которых не было доступных развлечений. Многие дети были из неблагополучных семей, где родители не заботились об их воспитании и не обращали на них внимания: у одних родители злоупотребляли алкоголем [151] , у других родители были в разводе, из-за чего детей отправляли в интернат [152]. В 1979—1981 годах в газете выходила рубрика «Дай руку, подросток», посвящённая проблемам воспитания [7]. В редакцию газеты и в дальнейшем приходили множество писем, посвящённых советам по обучению молодых людей, но жалоб о драках не было. Первое сообщение о драках датировалось 4 сентября 1980 года, когда вышла статья о суде над подростком Леонидом С.

Несмотря на в целом спокойную обстановку в городе, у журналистов возникало беспокойство [153]. Писатель Наби Даули ещё в апреле 1986 года заявил, что если горожане не задумаются о том, откуда берётся такая агрессия у подростков, последствия для города и общества могут стать катастрофическими [154]. Горисполком Казани, по свидетельствам журналистов, сначала не придавал значения дракам, но после обострения ситуации решил справляться собственными силами, не привлекая журналистов. Когда ситуация вышла из-под контроля и из Москвы стали приезжать комиссии, в горкоме решили запретить любые публикации. В июне 1986 года должны были выйти четыре статьи Любови Агеевой в одном из номеров газеты «Вечерняя Казань», написанные по просьбе секретаря горкома КПСС по идеологии Ф.

Зиятдиновой , которая позже порекомендовала не публиковать их: не помогала и положительная рецензия доцента Казанского филиала Высшей юридической заочной школы Н. Спустя несколько месяцев первый секретарь казанского горкома М. Сухов всё же добился публикации этой статьи [155]. Агеева попыталась отправить ещё одну статью о казанской молодёжи в «Литературную газету», однако, по её словам, высокое должностное лицо из ЦК КПСС запретило публиковать материал, опасаясь, что на фоне недавнего съезда ВКЛСМ это ударит по репутации самого комсомола. Статья должна была выйти под названием «Показуха» [156] в номере от 28 августа 1984 года [157].

В тексте этой статьи Агеева критически отзывалась о « показушных » мероприятиях в городах по случаю приезда разных комиссий, отмечая, что эти дурные привычки свойственны также разным показательным школам и пионерским лагерям и подчёркивая, что в таких школах и лагерях действительно работают честные люди, создающие идеальные условия для детей [158]. Публикация «На развилке трёх дорог» от 10 апреля 1985 года вызвала резонанс в обществе, поскольку вскрылась проблема: учителя и родители не находили взаимопонимания по поводу того, где будет учиться ребёнок после 8-го класса. Выяснилось, что некоторым детям учителя отказывали в предоставлении права поступить в конкретные учебные заведения и насильно отправляли в ПТУ: вернуть право на поступление удавалось после вмешательства родителей [159]. После публикации редактору «Вечерней Казани» А. Гаврилову сделали серьёзное внушение, а Зиятдинова и вовсе намекнула, что «наверху» лучше знают, где должны учиться восьмиклассники [160].

По мнению Л. Агеевой, это был один из факторов развития «казанского феномена», поскольку у подростков вырабатывалось неприязненное отношение к ПТУ и к системе образования: в школах оставались либо тихие и послушные дети, либо чьи-то «любимчики». Поскольку в ПТУ отправлялись «трудные подростки», молодёжные банды пользовались этим и сами диктовали школьникам, какое училище им придётся выбирать [161] : все училища в Казани находились под влиянием той или иной «конторы», и в некоторые училища путь представителям некоторых «контор» был закрыт как «врагам» соответствующей банды [15]. В 1980-е годы в газету «Вечерняя Казань» поступало всё больше писем от подростков, которые объясняли возможные причины вступления в банды и выражали желание быть услышанными и добиться прекращения насилия в городе. Взрослые писали намного чаще и больше, активно критикуя подростков и осуждая их компании, поскольку давали оценки событиям с высоты своего житейского опыта [163].

Имели место призывы к ужесточению наказания в отношении хулиганов вплоть до введения военного положения и публичной казни на площади Свободы [164]. Позднее в письмах взрослых, по словам Агеевой, увеличилось количество конструктивных размышлений. Редакция всерьёз рассматривала поданную в одном из писем идею телефонного разговора: автор письма как представитель казанских уличных банд желал поговорить о проблеме трудных подростков с представителем прессы, депутатом горсовета, психологом, прокурором или комсомольским работником. Среди некоторых писем, отправленных от имени подростков, часто встречались откровенные мистификации, авторы которых «прокалывались» на малейших деталях [165]. В других письмах авторы отождествляли подростков с бунтарями против тоталитарной системы, которые считали, что все окружающие их люди неправы, а после бесплодных попыток убедить в этом начали мстить людям, сведя смысл своей жизни к совершению преступлений и мести обществу [166].

Реакция СМИ вне Казани Во время Перестройки о «казанском феномене» начали писать московские газеты и журналы, позже присоединились и иностранные издания. По словам Анвара Маликова, большинство журналистов не стремились передать подлинную картину событий, а желали отыскать как можно более шокирующих фактов: некоторые требовали показать места, где подростки совершали убийства [15]. В связи с этим при подготовке репортажей о «казанском феномене» в статьях появлялись как грубые фактические ошибки, так и ложные факты и события. В частности, имели место многочисленные противоречия в разных статьях изданий «Наука и религия», «Огонёк», «Собеседник», «Комсомольская правда», «Советский спорт» и так далее [167]. Дожившие до тех дней члены группировки «Тяп-ляп» возмущались перевиранием фактов о своей банде, болезненно воспринимая некоторые неточности, а за статью «Моталки» в «Комсомольской правде» авторов чуть не обвинили в попытке разжигания межнациональной розни из-за нескольких неуместных цитат [22].

Имел место скандал в московских редакциях по поводу слухов о том, что «банды» якобы собирались совершить рейд по Поволжью с целью изнасилования девственниц: из-за взаимного непонимания на вокзале Соликамска собралась толпа подростков с палками для защиты девушек от казанских банд [15]. Ближе всего к реальному положению дел оказались авторы «Литературной газеты», журнала «Новое время» статьи Ксении Мяло и книги «Отрицательный угол» очерк Ольги Чайки о бандах [168]. Все эти публикации заставили казанские власти признать всю сложность и серьёзность возникшей проблемы [169]. Научный взгляд По заявлению Н. Фатхуллина, опубликованного в выпуске газеты «Вечерняя Казань» за 4 декабря 1986 года в заметке «Сиюминутный успех — не главное», анализ обстановки в Казани за несколько лет лишь показал, что КПД социального контроля за воспитанием очень и очень низок.

Механизмов, воздействующих на социализацию подрастающего поколения, к тому моменту в обществе не было. Фатхуллин упоминал проведённое в Казани социологическое исследование: в справке с его итогами содержались рекомендации о ведении работы по профилактике нарушений на научной основе, а не стихийно. Сам он утверждал о недопустимости «диффузии ответственности» за положение дел с подрастающим поколением [171]. В 1989 году в одном из опубликованных социологических исследований было констатировано, что внимание учёных в предыдущие два десятилетия было сконцентрировано на совершенствовании деятельности организаций по работе с молодёжью, однако ситуации, когда определённые группы молодых людей оказывались в сфере влияния субкультур, не изучались [154]. Тесис : по его мнению, наука не могла дать конкретных рекомендаций, однако силовым органам несколько помогли исследования судебных процессов в частности, над бандой «Тяп-ляп» , выполненные социологической лабораторией Казанского университета во главе с А.

По мнению Тесиса, использовать исключительно милицейские методы для решения молодёжных проблем было ошибкой, поскольку авторитет милиции у населения падал, а сами сотрудники хотели сменить работу из-за перегрузок [172]. К 1991 году, согласно Агеевой, начали выпускаться научные работы, посвящённые проблемам молодёжи. В этих работах проблема «казанского феномена» рассматривалась с разных точек зрения, но однозначный ответ на вопрос о его причинах и способов борьбы с ним не давали [173]. По словам Н. Фатхуллина и кандидата юридических наук Р.

Валеева, в 1985 году не наблюдалось надёжного контроля за социализацией подрастающего поколения [174]. Исследованием вопроса занималась социолог С. Стивенсон , которая в 2006 году в одной из своих статей отметила сходство казанских организованных преступных группировок, выросших из детских и подростковых компаний, с малолетними шайками, описанными в книге американского социолога Фредерика Трэшера [en] «Шайка: изучение 1313 шаек Чикаго» англ. Согласно Стивенсон, казанские группировки «эволюционировали в полном соответствии с идеями Гоббса », сводившимися к тому, что люди не способны в естественном состоянии развивать позитивную производительную деятельность, а после заключения социального договора и делегирования власти главарям группировок в данном случае общество пожинает плоды такого мира [39]. Согласно результатам опубликованного в 2009 году исследования Д.

Громова, для молодёжных уличных группировок из республик бывшего СССР были характерны кодекс чести с рядом пунктов агрессивное поведение на улице, преданность группе, ограничение на применение насилия по отношению к детям, женщинам и старикам и ритуализация насилия. В 2017 году Стивенсон подтвердила, что эти характеристики присущи и казанским молодёжным уличным группам [175]. Административные меры В ходе борьбы с «казанским феноменом» больше всего средств выделялось на обеспечение милиции, а не на нужды школ или объектов соцкультбыта, поскольку явление рассматривали через призму уголовного кодекса. В то же время предпринимались шаги, связанные с системой образования. Так, в начальных классах школ ввели пятидневку, в старших классах ввели зачётную систему знаний, были учреждены классы с углублённым изучением предметов в том числе татарского языка и культуры , а в профтехучилищах были изменены учебные планы [176].

В 1987 году учащийся Московского станкостроительного техникума Владимир Барц предложил создать специальную организацию, которая занималась бы подростками и могла бы решить те проблемы, которые были не по плечу комсомолу [177]. Так появился Московский союз подростков, в шутку названный «Союзом непричёсанных», а в Казани заработало объединение «Подросток» [178]. По оценке Агеевой, руководство Казани чаще вело борьбу с последствиями феномена, а не с его причинами: эффективность работы с подростками оценивалась руководством в виде «количества проведённых мероприятий и исписанной бумаги» [179]. Школы Формированию склонностей школьников к хулиганским поступкам и преступной деятельности отчасти способствовало закрытие многочисленных школьных мастерских и эстетических факультативов, открыть которые учителям было достаточно сложно, а закрытие осуществлялось по указанию «сверху» [180]. Созданный в 1979 году в Казани центр профориентации школьников должен был помогать им с решением вопроса о дальнейшем образовании и трудоустройстве, но его эффективность оказалась низкой: некоторые учителя давили на учеников, пытаясь не пустить их в 9-й класс и насильно отправить в ПТУ, поскольку им нужно было выполнять поступивший из Москвы план комплектования училищ [181].

Восьмиклассникам не выдавали документы на руки: эту практику отменили в 1988 году [182]. Кадырова возмутилась тому, что в ПТУ хотят направить слишком много восьмиклассников [181]. Бригады 1-го и 2-го курсов училища, добровольно согласившиеся участвовать в эксперименте, получали доплату и стипендию от предприятий в случае высокой успеваемости и посещаемости, а также выполнения финансового плана. По итогам эксперимента в 1986 году за девять месяцев милиция задержала всего 11 человек из училища при том, что в 1984 году были задержаны 36 человек. Учащиеся заняли выжидательную позицию в дворовых бандах, не уходя окончательно оттуда.

В 1987 году во время весенней профсоюзной конференции один из бригадиров 2-го курса заявил, что благодаря эксперименту влияние группировок упало, однако спустя некоторое время члены нескольких «контор» избили бригадира в знак мести, а потом состоялись ещё две драки с участием первокурсников. Ещё одной ошибкой, по мнению Агеевой, стало введение трёхлетнего обучения в ПТУ, которое стало катализатором возникновения новых банд [184]. Трудоустройство В 1985 году, по словам Корнишина, «сверху» было дано указание вовлечь подростков в кружки и секции, а также заставить их принудительно посещать культурно-массовые мероприятия; с родителями необходимо было проводить постоянные разъяснительные беседы. В 1987 году идея организации досуга для учащихся была отвергнута окончательно в пользу идеи трудоустройства на работу [185]. Школьников приглашали на работу на заводы ЭВМ, «Татхимфармпрепараты», «Аромат», обувное объединение «Спартак» и так далее.

Некоторые предприятия взяли школьников после настойчивых требований от партийного руководства. На некоторых крупных предприятиях были созданы лагеря труда и отдыха по аналогии с теми, которые действовали при некоторых совхозах [186]. Попытки объединить молодых людей в подростковые стройотряды потерпели неудачу, в то же время результаты производительного труда подростков, которым они занимались в свободное от учёбы время, были продемонстрированы на выставке в январе 1989 года. Экспонаты этой выставки, по словам авторов, могли использоваться для оборудования столярных и слесарных мастерских, классов радиоэлектроники, квартиры или деревенского дома. По мнению Агеевой, идеи трудоустройства, которые продвигались исключительно «энтузиастами», были погублены из-за изменения условий существования предприятий, которым катастрофически не хватало средств [187].

Имела место попытка создать городской авиационно-лётный технический центр на месте старого казанского аэропорта , которую поддерживали в комсомоле и ДОСААФ: в центре планировалось организовать возможность для творческой деятельности подростков, интересовавшихся техникой. Идея не увенчалась успехом, поскольку горисполком намеревался разместить новый жилой район на месте аэропорта: аргументы за строительство творческого центра остались без ответа [188]. Общественные действия В 1986 году группа родителей численностью 300 человек обратилась в ЦК КПСС с просьбой навести в городе порядок, поскольку масштаб бедствия стал угрожающим [189]. По инициативе горкома партии в том же году состоялась публичная встреча казанцев, в ходе которой люди впервые высказались о проблеме, также состоялась дискуссия в Доме политического просвещения.

Конец бригады | Криминальная Россия | ОПГ «Хади Такташ»

ОПС для таких - единственное место, где они могут себя проявить и заработать. Другие - кто честно жить не умеет и не хочет. Третьих заманили обманом, предложением решить какие-то проблемы. Насильственным путем туда попадали только на заре возникновения группировок. Значит, вербовка продолжается?

Когда подростка избивают на территории, подконтрольной группировке, она таким образом демонстрирует ему свою силу. И тогда юноша думает, что в данном районе может быть комфортно только членам этого сообщества. Это один из способов привлечения в группировку несовершеннолетних. Другой - дать денег, а потом сказать: мы долг закрываем, если ты пойдешь и нападешь на такого-то.

Сейчас преступность молодеет. Криминальные лидеры силовых преступлений уже не совершают. Для этого им и нужна молодежь. Но некоторые родственники лукавят: если их близкий не работал, но приносил в семью немалые деньги - неужели это не наводило на определенные мысли?

Закончено рассмотрение уголовного дела по «56-му кварталу». Участникам «48-го комплекса» и «Кварталам» суд огласил приговор. Начался судебный процесс по ОПС «Татары».

Сейчас пересмотрел и понимаю, что он какую то чепуху следователю рассказывает Если раньше мне казалось, что только умный человек, в силу обстоятельств оказавшийся по ту сторону закона, может так общаться, то сейчас я в глазах, речи и мимике большого ума там не вижу. Вижу только честолюбие, цинизм, хитрость и готовность идти по головам сподвижников. Такие люди окружают себя верными людьми, но легко предадут своих друзей если у них в голове, вообще, есть такое понятие.

Inkazan подготовил спецпроект, посвященный «Казанскому феномену». Главные фигуры, конфликты и деятельность банд, которые на протяжении многих лет держали город в страхе, — в материале. Узнать подробнее Читайте также:.

Надо сказать, что после дела «Тяп-ляпа» группировщики тоже усвоили определённый урок: есть предел, переступать который нельзя. Разборки при дележе территории теперь устраивали так, чтобы мирные граждане не страдали. Грабежи, разбойные нападения и изнасилования совершались с таким запугиванием потерпевших, что в милицию обращалась едва ли десятая часть. Поэтому наиболее заметными и резонансными оставались молодёжные драки, часто — со смертельным исходом. Именно в это время, в самый пик массовых молодёжных драк, я пришёл на работу в следственное отделение Советского РУВД, где прослужил с 1984 по 1987 год. Расследовал преступления, совершённые в микрорайоне «Танкодром», в основном как раз подростковые. Через кабинет, который мы делили с коллегами, прошли многие будущие лидеры ОПГ Советского района Казани. В обиход вошли слова «мотаться» и «мотальщики» — именно так называлось членство в группировках. Вычислить «мотальщика» в толпе было проще простого: все они носили спортивные костюмы или олимпийки летом и телогрейки зимой. Обязательный атрибут холодного времени года — спортивные трикотажные шапочки. Каждая группировка носила шапочки с определённым рисунком и расцветкой — чтобы узнавать своих и чужих издалека. С точки зрения группировщиков, молодёжь делилась на «пацанов» — тех, кто «мотается», и «чушпанов» — тех, кто не живёт по принципам группировок. Большей частью подростки, состоящие в группировках, не понимали настоящих целей своих лидеров, им просто нравилось быть сильными и внушать страх другим. Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. Понятно, что группы хмурых парней, одетых в телогрейки и войлочную обувь типа «прощай, молодость», не могли не привлекать к себе внимание, в том числе и журналистов. Казанские «понятия» «Литературная газета», самый популярный печатный орган страны, в 1988 году опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности. Именно в ней впервые прозвучал термин «казанский феномен». Вообще, молодёжные группировки в то время зрели по всей стране, но Казань даже на общем фоне оказалась уникальной. Во-первых, к середине 80-х годов здесь практически не осталось двора или улицы, которые не причисляли бы себя к какой-нибудь «конторе». Во-вторых, иерархия ценностей казанского криминалитета отличалась от «общепринятых». Несмотря на господство блатной романтики и зоновских «понятий», здесь, например, не пользовались таким авторитетом, как в других регионах, «воры в законе».

Криминальная россия казанский феномен

КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН. БАНДЫ 70 -х / 2007 Криминальные новости Казани. В Казани открылся Седьмой экономический саммит России и стран Организации. В 1980-е «Кинопленка» была одной из многих молодежных банд, которые устраивали жестокие схватки за территорию в Казани — они вошли в историю как «казанский.
АУЕ без купюр. Куда свернул «казанский феномен»? – Главная» Новости» Казань опг последние новости.

Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов

«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ Главная» Новости» Новости казани криминальные.
АУЕ без купюр. Куда свернул «казанский феномен»? – Главная» Новости» Казань опг последние новости.
Анвар Маликов: «Бандитскую страницу истории Казани надо знать» Главная» Новости» Новости казани и татарстана на сегодня криминал разбой происшествие.

АУЕ без купюр. Куда свернул «казанский феномен»?

Закат «казанского феномена» Во времена перестройки о «казанском феномене» наконец начали писать в центральной прессе. «Снег» продолжает публиковать отрывки из книги экс-главы татарстанского МВД, а ныне руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова «Закат казанского феномена». Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан. В 1980-е «Кинопленка» была одной из многих молодежных банд, которые устраивали жестокие схватки за территорию в Казани — они вошли в историю как «казанский феномен». Казанский феномен. Криминальная Казань Тукаевские. Казанская группировка жилка. Казанский феномен жилка.

Криминальная Казань: Казанский феномен. Слово пацана.

Интересовались многие, а успели продюсеры во главе с Фёдором Бондарчуком и режиссёром Жорой Крыжовниковым. И не прогадали. Продюсеры знают цену своему детищу, уже прозвучало «это будет поколенческое кино» и «это лучший сериал десятилетия, как минимум». Такими заявлениями не бросаются. Создатели сериала рассчитывали на аудиторию за сорок, но и с ней обошлись деликатно. В кадре нет свойственных времени и месту наркотиков, а упоминаются они мега-мягкими словами с резко негативным отношением: «…черняшкой гасишься через день, на нас пацаны с других районов смотрят, думают, что это наша улица такая угашенная». Отдельное спасибо от увлекшейся сериалом школоты.

Сериал полон символов чуть меньше, чем «Груз 200» Балабанова. Ничто не случайно, как Вова-Адидас. Советские власти в 1978 году приобрели лицензию на производство кроссовок компании Adidas из капиталистической ФРГ. Затем фирма Adidas получила право именоваться официальным поставщиком Олимпиады-80 в обмен на поставку униформы для персонала на сумму 2,5 миллиона долларов. Это было первое масштабное спортивное состязание в Красной империи за железным занавесом. Adidas — не просто обувь, это статус, погоны.

В 80-х моду на Adidas подхватили рэкетиры из спортсменов и люди, имеющие выход на дефицит. До сих пор «Адик» в России — культовая марка. Или имя Вова популярно для тех лет, но главное, что сегодня это имя во всех мировых СМИ стало символом власти и противостояния. Конечно, погонялово 14-летнего Миши-Ералаш по названию детского юмористического тележурнала. Поздний «Ералаш» обвиняли в сатире на детские пороки. Время действия подсказано конкретно, но не появлением огнестрела на улице.

Песня «Седая ночь» впервые прозвучала в 1988 году. Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988. Фильм «Асса» появился в прокате 16 сентября 1988. Либералам не нравится в сериале всё: тема и влияние на умы. Вы хотите свободу и демократию — смотрите коммерческое «Слово пацана», а не снятые по заказу Гостелерадио СССР фильмы «Тимур и его команда», «Кортик» и «Неуловимые мстители». Пионеры 80-х и сейчас живут по-тимуровски, и помогают фронту с песнями, выученными в детстве.

На ладонь ладонь положи и скажи: «Дружба, нам свети, словно компас в пути. Если рядом друг — и беда не беда. В самый трудный час дружба выручит нас». Мы растеряли структурные вещи за тридцать лет, но не себя. Разрушилась система советского спорта, когда все школьники бесплатно занимались спортом. В этом и была проблема Казани 80-х, город стремительно прирос рабочими районами, а инфраструктуру создать не успели.

Новый поворот: в Иркутске 3 декабря подростки убили 15-летнего школьника, есть версия, что по сериалу «Слово пацана». Пресса и соцсети пестрят заголовками-обвинениями. Но в полиции сообщают, что парни сериал не смотрели. По сети гуляют и другие фейки, что сериал стал причиной серьёзных драк в Казани и Дагестане. Тема стала хайповой до неприличия. Хочется сказать: коллеги, остановитесь.

Уличная жизнь кипит по всей стране и без сериала. Россию заполонили «иностранные специалисты с детьми». В Петербурге постоянные инциденты: молодые азербайджанцы держат в страхе русских. В спальниках школы выбирают по этническому принципу, первоклашки не говорят на русском языке.

У пришедших проверяли паспорта и сумки. На скамье подсудимых -- 13 человек, чертова дюжина. У клетки с подсудимыми неотступно дежурил автоматчик.

Был подобран соответствующий состав суда -- даже адвокаты осужденных говорят, что это доки в своем деле. В клетке народ держался довольно свободно. И лишь только когда судья зачитал приговор, лица группировщиков стали серьезными. Ни один из них не признал себя виновным ни по одному пункту обвинения. Радика Галиакберова приговорили по статьям УК РФ о бандитизме, убийствах, мошенничестве и организации преступного сообщества к пожизненному заключению. Такой же срок получил и ближайший его подручный Ринат Фархутдинов. Активным членам группировки Сергею Гребенникову и Александру Сычеву дали по 24 года в колонии строгого режима.

Валерий Широков получил 15 лет, Денис Лонщаков - 12 лет. Самые молодые члены банды Павел Комлев и Айрат Хакимов осуждены на 8 и 7 лет соответственно. Минимальный срок -- 6 лет -- получил Асхат Валиуллин, страдающий серьезными увечьями. Все -- с конфискацией имущества. Кстати, почти у всех у них малолетние дети. А у Сергея Гребенникова сын родился уже в ходе следствия. И суд посчитал эти обстоятельства смягчающими.

Послесловие Адвокаты осужденных готовят кассационную жалобу в Верховный суд России. Собственно, им есть за что уцепиться. В делах об убийствах есть только косвенные доказательства виновности осужденных. Некоторые тела не найдены до сих пор. Особый разговор -- о свидетелях. То, что они давали показания не в зале суда, уже только за это, по мнению защиты, их можно оспорить. Между тем для оставшихся на свободе членов группировки "Хади Такташ" Раджа по-прежнему бог и царь.

А свидетелей не могут охранять круглосуточно... Когда я спросила Равиля Вахитова, как он оценивает предстоящее разбирательство в столице, он с грустной улыбкой ответил: "Возможности преступного мира таковы, что они могут сломать любой приговор. Как это будет в Верховном суде России -- неизвестно, но мы все же надеемся на принципиальность судей в Москве". Но были и более мощные -- "Жилка", "Тукайка". И борьба за власть, за сферы влияния там проходила с такой же жестокостью и кровопролитием... Правоохранительные органы республики заявили, что борьба с оргпреступностью продолжается. От автора сайта, 2003 год.

Верховный суд России оставил приговор членам группировки "Хади Такташ" без изменений. Расстреляли на глазах толпы Татарстан. Один из лидеров организованной преступной группировки "Перваки", 30-летний Роберт Аюпов был расстрелян в Казани на глазах у десятков людей. Об этом сообщили во вторник в пресс-службе МВД Татарстана. Двое неизвестных в масках подошли к Аюпову, который в это время находился внутри собственного автомобиля и прогревал двигатель машины, и начали стрельбу. По оценкам экспертов, в Аюпова было произведено восемь выстрелов: четыре из пистолета Макарова и четыре из пистолета ТТ. От полученных ран Аюпов скончался на месте.

По данному факту возбуждено уголовное дело. Сотрудники милиции склоняются к версии о заказном убийстве. По версии следствия, его застрелили в Казани в 1999 году за то, что он отказался платить дань ОПГ «Перваки». В следственном комитете считают, что организатором убийства является предполагаемый лидер ОПГ, «авторитетный» предприниматель Фирдинант Юсупов. Он арестован, вину не признает. Главным подозреваемым является заключенный под стражу житель Казани Фирдинант Юсупов — предполагаемый руководитель бригады по прозвищу Федя. В отношении него, а также еще четырех человек двое арестованы, другие находятся в международном розыске возбуждено уголовное дело по частям 1 и 2 ст.

Помимо убийства господина Атнагулова на счету «бригады Феди», как считает следствие, убийства пятерых членов противоборствующих группировок, а также похищение человека, причинение тяжкого вреда здоровью, приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов. Как сказал Вадим Максимов, на момент ареста господин Юсупов работал заместителем директора казанского спортивного клуба «Тимер», а также занимался бизнесом. Но в прошлом, как считает следствие, он был активным участником и лидером ОПГ «Перваки». Группировка, по оперативным данным, образовалась в 1980-х годах в Приволжском районе Казани, а название получила от места своего возникновения — микрорайона Первые Горки. Это одна из крупных ОПГ города, насчитывавшая, согласно оперативным данным, более трехсот человек. В основном она контролировала коммерческие структуры в своем районе. По версии следствия, в сентябре 1997 года внутри «Перваков» произошел раскол — одна часть сформировалась в «бригаду Феди», Фирдинанта Юсупова, а другая — в «бригаду Бибика», названную по прозвищу лидера Альберта Батрова его местонахождение неизвестно, но органы к нему претензий пока не имеют.

По версии следствия, в свое время «бригада Феди» помогала Тимуру Атнагулову в реализации его коммерческих проектов. Господин Атнагулов, сын кадрового офицера КГБ, после окончания юрфака Казанского госуниверситета занялся не юриспруденцией, а предпринимательством — в середине 90-х годов основал ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» крупнейший в то время в Татарстане оператор пейджинговой связи , а также обеспечил ретрансляцию «Русского радио» в Казани. Кроме этого, он добился заметных успехов в автобизнесе, став крупнейшим казанским дилером АвтоВАЗа и владельцем целого ряда автостоянок в центре города. Как считает следствие, господин Атнагулов был убит за то, что отказался впоследствии платить «бригаде Феди» дань за криминальное прикрытие. Его расстреляли из пистолета в Казани в его доме на улице Вишневского в августе 1999 года. Господин Атнагулов приехал домой после ночного клуба около 23 часов. Оставив на автостоянке свой «Мерседес», он поднялся на лифте на седьмой этаж, где его уже поджидал киллер.

Задержания Фирдинанта Юсупова и остальных прошли с июля по октябрь этого года. Как сказал Вадим Максимов, господин Юсупов свою вину не признает.

Многие не выдерживали, публика покидала зал целыми группами. Приговор обжаловали в Верховном суде России все осужденные. Одни просили прекратить дело в связи с недоказанностью, другие — отменить решение суда и провести процесс заново, а самой скромной была просьба одного из участников банды сократить ему срок хотя бы на год-два. Из жалоб бандитов следовало, что прокуратура не нашла ни оружия, которым, по данным следствия, пользовались обвиняемые, ни трупов якобы убитых ими лиц, а одного из них недавно даже видели живым. Лишь 7 из 13 бандитов захотели лично участвовать в рассмотрении их кассационных жалоб и в конце 2002 года были этапированы в Москву. Остальные, представляющие главным образом верхушку группировки, предпочли ждать решения суда в казанском изоляторе. Накануне рассмотрения кассационных жалоб казанские оперативники распространили информацию о том, что члены «Хади Такташа» собрали на подкуп Верховного суда страны 1 млн. Кроме того, по меньшей мере два свидетеля должны были поехать на процесс, дабы дать необходимые для оправдания подсудимых показания и выступить с обвинениями в адрес татарстанской прокуратуры. Передача папок уголовного дела в Верховный Суд России должна была состояться еще в мае 2002 года, однако осужденные всячески затягивали знакомство с материалами судебного следствия, дожидаясь вступления в силу нового уголовно-процессуального кодекса. За это время к прежним 13 адвокатам прибавились два новых [4]. Раджа прямо заявлял, что его освободят в зале суда. Но кассационная коллегия под председательством судьи Зямиля Галиуллина оказалась неподкупной и 4 февраля 2003 года отклонила все до единой жалобы осужденных и их адвокатов. Примечательно, что бандиты участвовали в этом процессе, находясь в СИЗО, с помощью телемонитора, на который транслировалось происходящее в зале суда. Определение Верховного суда повергло их в шок, но высказать свое возмущение преступники не смогли: телемониторы тут же отключили, а их самих спешно вернули в камеры [5]. Радик Галиакберов в настоящее время находится в колонии « Черный дельфин » Оренбургской области [6]. Девизом «хадишевских» было: «Хади Такташ — весь город наш! Сложилась поговорка: «Хади Такташ — страна чудес, зашел в подъезд и там исчез! Раджа был ярым поклонником фильма Фрэнсиса Копполы «Крестный отец». Знал его наизусть и очень любил цитировать нравоучения дона Корлеоне подчиненным. Выглядеть лидер «хадишевских» старался как денди — носил солидный костюм с дорогим галстуком и бронежилет, с которым практически не расставался [8]. За помощью к Радже, уже отбывающему пожизненный срок, обращались в 2003 году сотрудники правоохранительных органов, занимавшиеся расследованием убийства директора казанского пивзавода « Красный Восток » Айбата Айбатова, совершенного 20 февраля 1996 года. Раджа заявил, что некто Борис Булатов обращался к нему с просьбой ликвидировать Айбатова, но его не устроила сумма гонорара [9]. Заказ принял другой бывший член его группировки — Сергей Павлов по кличке Матрос. Павлов и Булатов были арестованы и в 2006 году были приговорены к 9 и 11 годам лишения свободы соответственно. А Радже сделали некоторые послабления по режиму содержания. Галиакберов не оставлял попыток убедить окружающих в своей невиновности. Жаловался уполномоченному по правам человека в Оренбургской области. Затем в 2008 году подал жалобу в порядке надзора Генеральному прокурору России Юрию Чайке. В ней он указывал на нарушения, допущенные, по его мнению, в ходе следствия, а также несправедливость приговора [10].

Inkazan подготовил спецпроект, посвященный «Казанскому феномену». Главные фигуры, конфликты и деятельность банд, которые на протяжении многих лет держали город в страхе, — в материале. Узнать подробнее Читайте также:.

Банда «Хади Такташ»

  • КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН
  • «Казанский феномен»
  • 1. Причина появления группировок — амнистия 1953 года
  • Криминальная Россия Казань Тяп Ляп - Смотреть видео на
  • Криминальная Россия Казань Тяп Ляп

Жив ли казанский феномен?

Документальные фильмы о казанских группировках Кстати, о «казанском феномене» немало писали, снимали документальные фильмы, однако со временем о бандах Татарстана забыли.
Казанский феномен. | Пикабу В период 70–80-х годов в Казани и других городах Татарской АССР получил распространение так называемый «казанский феномен», связанный с незаконной деятельностью уличных банд.
Анвар Маликов: «Бандитскую страницу истории Казани надо знать» Сериал про казанские криминальные группировки конца 80-х смотрят в России и вна Украине (русский язык знаете, что ли?).

Казанские авторитеты 90-х выходят на свободу, ждать ли новой битвы за асфальт?

«Казанский феномен» начал формироваться в Татарской АССР в 1970-е годы. Один из главных исследователей «казанского феномена», автор книги «Слово пацана: криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев рассказал нашему изданию. Криминальные новости Казани. В Казани открылся Седьмой экономический саммит России и стран Организации. Закат «казанского феномена» Во времена перестройки о «казанском феномене» наконец начали писать в центральной прессе.

Почему в советской Казани было больше всего уличных банд

Шептицкий и Беляев в своей книге пишут: «Даже те преступления, которые попадали в поле зрения органов МВД и прокуратуры, сходили бандитам с рук. Но в 1978 году не выдержала даже совершенно «вегетарианская» на тот момент казанская милиция. Самым громким преступлением «тяп-ляповцев» было нападение на улицу Меховщиков, во время которого один человек был убит, а десять в том числе и двое милиционеров получили ранения. Работали два десятка следователей, а обвинительное заключение состояло из трех сотен страниц. Всего обвинение в бандитизме, убийствах, грабежах было предъявлено 28 членам группировки.

Антипов и его товарищи получили тюремные сроки от 10 до 15 лет. В начале 1990-х Антип освободился, но к тому моменту в Казани его уже не особенно ждали: криминальная арена была полна другими персонажами. Банды формировались почти в каждом районе города. В них входили и школьники, и студенты, и праздношатающаяся молодежь, но во главе всегда стояли серьезные взрослые люди.

Банды дрались между собой стенка на стенку, и слово «арматура» до сих пор по старой памяти звучит в Казани не как термин из строительной отрасли, а как зловещий привет из восьмидесятых. Банды делили территорию «асфальт» и бесконечно вели «асфальтные войны», не говоря уже о том, что они контролировали начинавший крепнуть малый бизнес в республике, занимались рэкетом на рынках, не брезговали ни грабежами, ни кражами — в общем, чувствовали себя в городе полными хозяевами. Данные о численности банд варьируются. В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тысячи членов уличных преступных группировок.

А вот Роберт Гараев, который написал книгу «Слово пацана», считает, что крупных уличных банд было не менее 150. Но особо опасными и влиятельными были примерно полтора десятка: «Теплоконтроль», «Грязь» в Кировском районе , «Сквер», «Калуга», «Перваки» Первые Горки , «кварталовские» Квартал , «Жилка», «борисковские» и многие другие. Война или мир между группировками зависели от того, есть ли у них спорные интересы. Поэтому между соседними группировками, как правило, были лютые войны, а союзы заключались с теми, кто живет далеко.

Проблем было множество, в том числе и бытового плана. Например, если парень «мотался» входил в состав группировки в «Калуге», то навещать бабушку в Борисково ему было максимально проблематично — в чужом враждебном районе ему напрямую и буквально грозила смертельная опасность. Большим вопросом была учеба — ПТУ или техникумы выбирались в границах своей территории. А вот те, кто собирался в вузы, редко «мотались» — парней, не входивших в группировки, называли чушпанами или ботаниками.

С одной стороны, им было все равно, где ходить и ездить, потому что формально они не нарушали законов улицы. С другой — за них не вступился бы никто, вздумай их кто ограбить или избить. По знаменитым широким штанам казанских группировщиков узнавали даже в Москве. Большинство группировок было устроено по принципу железной иерархии и дисциплины.

Был и так называемый кодекс чести, который, впрочем, никаким краем к общественной морали и нравственности не относился — убить, изнасиловать, ограбить, обокрасть, унизить было вполне дозволено. Просто круг разрешенных жертв четко регламентировался. А еще члены банды должны были поддерживать себя в отличной спортивной форме, еще желательно было не пить и не курить. Это в девяностых, когда подростковые банды сменились ОПГ, переключившимися уже на крупных коммерсантов, на низших уровнях иерархии банд процветала наркомания, да и пьянство не возбранялось.

Закат «казанского феномена» Во времена перестройки о «казанском феномене» наконец начали писать в центральной прессе. До тех пор комсомольская организация и городской исполком критически относились к статьям о нравах казанской молодежи и просили не подливать масла в огонь. Были и противоречивые публикации, и не совсем точные.

По его данным, в рамках расследования уголовных дел раскрыто более 250 убийств, из которых более 200 - это убийства, совершенные в 90-х годах прошлого столетия.

Отвечая на вопрос о жалобах ряда членов ОПГ и их адвокатов на то, что в ходе следствия на них оказывается давление и требуют, иногда за деньги, дать признательные показания за якобы несовершенные преступления или оговорить подельников, представитель МВД пояснил, что жалуются те, кто хочет избежать наказания. Даже недавно вышли на митинг и обратились напрямую к главе СКР Александру Бастрыкину, который накануне проводил в Казани личный прием граждан", - сказал С. Он выразил надежду, что к этим жалобам "отнесутся адекватно и объективно рассмотрят".

Период возвышения пришёлся на начало 1990-х годов — распад СССР и становление рыночной экономики.

Последние записи:.

Кроме того, огнём из обреза убили 74-летнего пенсионера. На такой беспредел в центре Казани правоохранительные органы уже не могли закрыть глаза. Вскоре после пробега 30 членов группировки задержали. В дальнейшем Каюмову и Масленцеву смягчили приговор, но двоих других преступников всё же казнили в 1982 году. После разгрома «Тяп-Ляп» могло показаться, что милиция всерьёз возьмётся за уличную преступность в Казани. Однако этого так и не произошло — в основном потому, что у правоохранительных органов не было инструментов для борьбы с бандами.

До 1996 года в стране даже не существовало статьи, предусматривающей ответственность за создание и участие в организованных преступных сообществах ОПС : считалось, что в советском государстве не может быть никаких крупных банд. Кроме того, существовал и психологический фактор, из-за которого к малолетним преступникам не относились всерьёз. По его словам, существовала и круговая порука: даже своих врагов «сдавать» было не принято. Между тем уже в 80-е тяп-ляповцы превратились в живых легенд и открыли дорогу новым группировкам. Город фактически превратился в зону боевых действий. По примерной оценке Гараева, в то время в группировках состояло около четверти мужского населения Казани. Особенно высокой была концентрация юных бандитов в городских ПТУ. Порядки Чаще всего молодежь попадала в группировки по двум причинам.

Первой было «призвание» — в таких случаях юноша следовал примеру старших товарищей, которые уже состояли в банде, и искренне разделял пацанские ценности. Часть подростков искала в уличных кланах защиты. Жизнь молодых людей в Казани была непростой: прямо на улице или заднем дворе школы подростка могли как просто избить, так и снять новую модную куртку или джинсы, а вдобавок ещё и отобрать деньги. Вступление в группировку снимало эти проблемы, давая новому участнику крышу в лице соратников. Чтобы стать частью банды «пришиться» , в некоторых случаях нужно было пройти ритуальную проверку — выстоять в спарринге с другим группировщиком или не испугаться драки с подосланными провокаторами. В среднем в ряды сообщества принимали в возрасте 13—14 лет. Тех же, кто не был в банде «с улицей» , называли «чушпанами» и чаще всего расценивали как лёгкую добычу. Почти все группировки делились на возрасты.

Младшие были обязаны подчиняться старшим. Самый младший возраст назывался «первым», «скорлупой» или «шелухой». Важных заданий малолетним участникам не поручали, максимум, что они могли, — постоять «на шухере». Спустя год-два «скорлупа» поднималась на ступень выше и становилась «суперами». За ними следовали «молодые», «средние» и «старшие». На вершине цепочки находились «старики» — так называли группировщиков, которые уже успели отслужить в армии. Бывали и исключения. В книге «Слово пацана» приводятся воспоминания бывшего участника одной из группировок — он рассказал, как однажды в их «первый возраст» определили 30-летнего экс-спецназовца, которому пришлось ждать шанса проявить себя и получить повышение.

Основной повинностью всех пацанов было участие в сборах, которые в 90-х стали называть «сходняками». Такие мероприятия проводились несколько раз в неделю. А иногда каждый день. Пропускать их было крайне нежелательно. Обычно у разных возрастов были отдельные сборы. На них участники банды обсуждали насущные дела, организовывали спарринги, играли в футбол и просто общались. Главной опасностью были милицейские облавы — парней часто ловили во время сборов, отвозили в отделы и переписывали личные данные, после чего отпускали иногда предварительно избив. Помимо сборов, группировщики должны были платить в общак установленную сумму.

Собранные деньги в основном шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, находящихся в заключении, или на другие нужды банды. Кроме того, все должны были соблюдать определённый свод правил и ограничений. Почти во всех командах действовал уже упомянутый запрет на алкоголь и курение, который был особенно жёстким для «шелухи». Тем, кого ловили за распитием или с сигаретой, грозило избиение.

«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?

К примеру, зимой все члены ОПГ носили шапки одинакового цвета. Если на молодом человеке была «не та шапка», он рисковал быть жестоко избитым. Как вспоминают бывшие участники казанских ОПГ, нередко они совершали вылазки в соседние районы, где избивали представителей враждебной банды. Нанести черепно-мозговую травму неприятелю арматурой называлось «разбить копилку». Нередко после таких побоищ подростки не выживали. Ответ не впопад также грозил тяжёлыми телесными повреждениями. Но били не всех. Только тех, кто был в «теме». Для участника казанской ОПГ, кроме своих и чужих мир также делился на «чушпанов» тот, который не состоит ни в одной ОПГ , «чуханов» «ботаников» и «марёх» забитый, запуганный. Этих не били, а отпускали с миром после того, как слышали ответ «Не при делах».

Члены ОПГ регулярно платили взносы. На что они шли, им оставалось неизвестным.

Бизнесменов нередко избивали. Особенно популярным спецсредством братков была «Оса» — резиновые пули часто служили аргументом для непокорных коммерсантов. Далеко не все жертвы рэкета обратились за помощью в полицию. Начался судебный процесс над бандой вора в законе Юрия Пичугина Привлечь семерых членов группировки удалось по двум эпизодам вымогательства. Кроме того, во время активной фазы антимафиозного расследования в 2017 году у одного из предполагаемых членов изъяли кокаин. Членам группировки вменялись и другие преступления — умышленная порча имущества из хулиганских побуждений, мошенничество, разбой. Этот подсудимый ранее привлекался к уголовной ответственности — его брали со спецназом, предварительно спилив дверь квартиры.

Якобы ему пророчили воровские звезды на плечи. Его правой рукой следствие считает Константина Куртымова. Источник в силовых структурах считает, что при Горбачеве и его команде бригада снова обрела вес в криминальном мире, установила связи с уголовниками из других регионов. Даже найденный кокаин силовики считают не случайностью, якобы группировка имела отношение к наркотрафику элитного наркотика из Санкт-Петербурга в регион и сбыту в Лаишевском и Зеленодольском районах Казани. Деньги, найденные в квартирах предполагаемых сообщников, полицейские считают общаковскими — 450 тыс. В деле курской ОПГ до сих пор неясно, кто был главнее и страшнее — бандиты или местные продажные полицейские «Здесь нет никакой банды, здесь есть конкурентная борьба на площади перед речным портом, которая является сейчас привлекательным местом для работы.

Ему нестерпимо хотелось жить. Весь в крови, он ползал на коленях и целовал Радже руки. Позже Вадим Зайнутдинов Бульба зашел в ванную и двумя ударами топора добил Аксанова. Труп его тоже был расчленен.

Следователям удалось восстановить происшедшее, хотя прошло 7 лет. И даже нашли улики! Есть метод профессора Дворкина, когда с помощью раствора люминола можно обнаружить следы крови. Раствором покрыли пол в ванной "нехорошей квартиры", и все щели вдруг засветились! Ванная утопала в крови. Великий и ужасный В Казани Радик Галиакберов сотоварищи появились только в 1994 году. Никто не стоял больше на пути "великого и ужасного" Раджи. Это был "золотой век" "Хади Такташ". Авторитет Раджи -- непререкаем. Он единоличный владелец и распорядитель "общака".

Испуганные бизнесмены, среди которых были и довольно известные в городе люди, исправно платили дань. Группировка контролировала рынок наркотиков, проституции, собирала мзду с полусотни фирм, магазинов, ресторанов, банков и даже двух кладбищ. Лакомые куски, контроль над которыми осуществляли раньше другие, постепенно переходили в руки "хадитакташевских". Одним из таких "клондайков" был комбинат "Здоровье" -- крупный оздоровительный комплекс с бассейном, банями, номерами и прочей "обслугой". Здесь организовали настоящий притон. Набрали легко одетых девиц, которые, трудясь по-стахановски, зарабатывали деньги для группировки. Смотрящим над ними поставили Асхата Валиуллина по кличке Пенек. Тех, кто "сачковал" или хотел покончить с сексуальным рабством, Пенек заводил в подвал, ставил к стенке и начинал психологическую атаку - разбивал бутылки в нескольких сантиметрах от жертвы. Двум самым непонятливым сломал нос. Потом некоторые из девушек помогли следствию, дав показания в суде.

Сами между тем их не употребляли. И тогда на наркопочве случился у них конфликт с группировкой "Первые Горки", в просторечии "Перваки". Один из ее членов Александр Гриньков взял партию кокаина и не расплатился. Раджа был краток -- или Гриня вернет кокаин, или Грини не будет. В ночь с 24 на 25 августа 1997 года он ждал "хадитакташевских" дома -- для разговора. Но встретил их не один, а с приятелем Тативосом Кирокосяном. Распили коньяк. Но разговора не получилось -- по Гринькову открыли огонь. Заодно убрали и свидетеля -- ни в чем не повинного Кирокосяна. В ту же ночь неосторожно нагрянули еще двое -- Акакий Аршба и Равиль Мубараков.

Их тоже "положили". Но раненному в щеку Мубаракову чудом удалось убежать. Гриня был не последним человеком в группировке "Перваки". На сходе мнения разделились -- одна бригада во главе с другом Грини Бибиком требовала отмщения, другая во главе с Федей боялась связываться с "Хади Такташ". Группировка раскололась, Федя поддержал "чужих". А тут, как назло, "бибиковские" избили одного из "хадитакташевских". Это был сильный удар по реноме Раджи. И он объявил войну "Первакам". На "стрелке" было объявлено о повышении тарифа на сбор в "общак". Раджа заявил, что за голову "первака" он платит 5 тысяч долларов.

Снова запахло кровью. Профессиональные головорезы Объявив войну "Первым Горкам", Раджа понял, что ему нужна специальная команда киллеров. В декабре 1997 года из мест лишения свободы вышел Ринат Фархутдинов Ринтик , отсидевший за хранение оружия, законченный циник. Раджа это знал. Он предложил Ринату набрать и возглавить группу, которая будет исполнять его заказы. Ринтик пригласил друга детства Анатолия Новицкого, своего юного племянника Дениса Чернеева, старого друга Валеру Широкова. Так образовалась "банда в банде". О том, что эти люди беспрекословно повиновались любым распоряжениям лидера, говорит такой факт. Фархутдинов тесно общался с Ильнуром Исмагиловым, некоторое время жил в его семье. Но когда Ринтик получил задание убрать Исмагилова, ничто не дрогнуло в его душе.

Он скинул на пейджер "друга", что надо бы пообщаться. Однако эта встреча нужна была лишь для того, чтобы показать спрятавшемуся за углом Денису Чернееву, в кого надо стрелять. Как только Ринтик отъехал, киллер нажал на курок. Мимо в этот момент проходил Юрий Пушкарев. Видя, как падает на асфальт его знакомый, Пушкарев заметался. И тут же получил порцию свинца. Ни за что. Потом пришел черед расправы над своими товарищами, перешедшими на сторону "Перваков", -- Никитой Воздвиженским жившим, кстати, с бывшей женой Ринтика и его другом Александром Сакмаровым.

Свидетели вспоминали: когда Джавда понял, что помилования не будет, с ним случилась истерика — безжалостному садисту было страшно умирать. Антипов и Скрябин получили всего по 15 лет лишения свободы: у следствия не было железных доказательств, что они тоже руководили ОПГ, а арестованные бандиты отказались их выдавать. Впоследствии, в 1994 году, Скрябу убили, а непотопляемый Антип жив и охотно дает интервью. Правда, лицо предпочитает скрывать. ОПГ зародилась в конце 80-х годов прошлого века, и поначалу подростки ограничивались нападениями на прохожих и драками с конкурентами. Начало 1990-х принесло распад СССР, рыночную экономику и расцвет рэкета. Молодое крыло банды стало активно «курировать» бизнес и взяло под контроль казанский комбинат «Оргсинтез», выгодно сбывая его продукцию. Старшие товарищи бандитов, хоть и предпочитали грабить по старинке, тоже захотели свою долю. Однако получили жесткий отпор. Чуть позднее лидера молодежи «Хади Такташ» Анвара Халиуллина застрелили из ружья через дыру в заборе. Затем глава «стариков» Рауф Шарафутдинов, а вслед за ним еще шестеро товарищей были убиты в Москве. Разумеется, убийц не нашли. Он замкнул все основные финансовые потоки на себя, доверяя лишь правой руке Радику Галиакберову по кличке Раджа. Именно он возглавил «Хади Такташ» после отъезда лидера на постоянное место жительства в Испанию. Раджа планомерно добил оставшихся «стариков», взял под контроль своей банды всю проституцию Казани и сбыт наркотиков, прибрал к рукам сферу ритуальных услуг. В «подопечные» входили более 40 фирм, заводы, рестораны, банки и два кладбища. Любых конкурентов, рискнувших поднять голову, безжалостно убивали. Однако страна уже оправилась от потрясений, и правоохранительная система стала работать лучше. Бандитов принялись арестовывать. Раджа, даром что был объявлен в федеральный розыск, долго уходил от закона, но в 1999 году его удалось поймать и вместе с соратниками-головорезами отправить под суд. Большинство арестованных членов группировки «Хади Такташ» отказались давать показания. По подсчетам следствия, на счету ОПГ было не менее 60 убийств, правда, удалось доказать лишь 13 из них. Оставшиеся на свободе бандиты давили на следователей, угрожали свидетелям и даже убили одну из них, однако это не помогло.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий