В начале оперы боярин доносит Петру о случае, недавно произошедшем в городе: начальник стрельцов Иван Хованский метит на престол Петра, причем на престол он хочет посадить своего сына.
Мусоргский: Хованщина
Генеральный директор Большого театра России, художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев по случаю 185-летия со дня рождения композитора привез в Москву легендарный спектакль Мариинки 1952 года режиссера Леонида Баратова и также художника Федора Федоровского. Новая постановка потрясла не только масштабом, но и невероятной энергетикой, и актуальностью. Тема вечного народного раскола и бунта - бессмысленного и беспощадного, как неиссякаемого источника терзаний, крови и попытки подняться с колен, заставляет содрогнуться от многих фраз и задуматься об уроках истории. Эпическая драма начинается с медитативного "Рассвета на Москве-реке", который не только живописует прекрасную картинку природы, но и все же растворяет в ней надежду. И пять с половиной минут музыки становятся камертоном всего, почти пятичасового спектакля в пяти действиях и шести картинах и презентацией совершенно нового, высококлассного звучания оркестра Большого театра, за дирижерский пульт которого впервые в новом статусе встал Валерий Гергиев.
Вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь... Кто же теперь тебя, родимую, утешит, успокоит?..
Стрельцы надеются, что Подъячий все набрехал со страху слегка сгустил краски и вызывают начальника для прояснения обстановки. Действительно, к 26 годам Петр дозрел до понимания политической важности момента, немедленно прервал загранкомандировку, вернулся в Москву и произвел доследование, вскрывшее некоторые интересные факты. К этому мы еще вернемся. Переносимся в имение князя Хованского, где старый хрен маститый старец развлекается с персидками, распивает спиртные напитки, слушает непотребные песни и вообще всячески прожигает жизнь, не веря, что не только дни его, но и часы сочтены.
Посланнику Голицына, предупредившему об опасности, в качестве благодарности приказывает всыпать по заднице. Вот забавно, вот-то смешно! Пугать изволят князя!.. Литва проснулась! Вставай, Хованский! Князь вспоминает единственное достойное дело в своей никчемной жизни — победу под Мяделем в войне с Речью Посполитой.
В феврале 1659 Хованский одержал блестящую победу над частью литовской армии под Мяделем. За эту победу 27 марта 1659 года на Вербное воскресенье князь Иван Андреевич был пожалован в бояре с почетным титулом «наместника Вятского». Входит Шакловитый — как всегда, с сюрпризом за пазухой. Но Мусоргскому смерть на плахе, видимо, показалась недостаточно сценически эффектной, и Хованского убивает подосланный киллер. Поэтическая вольность, что поделаешь! Опять Красная Площадь.
Голицына везут в ссылку. Помоги тебе господь в твоей неволе! Голицын пал вместе с Софьей в 1689 году и только благодаря заступничеству двоюродного брата, Бориса Алексеевича, близкого сподвижника Петра, отделался очень дешево — пожизненной ссылкой в Архангельскую губернию. Велено рейтарам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаленья губить нас. Видимо, отсылка к «12 статьям» царевны Софьи от 7 апреля 1685 года, первая из которых гласила: "Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять". Неудивительно, что многие такой радости не дожидались и сжигали себя сами.
Появляется Андрей Хованский, которому вообще-то семь лет назад отрубили голову. Но голова, похоже, приросла обратно — князь здоров, полон сил и готовится умереть вторично. Продолжение любовной линии, не представляющей для нас интереса. Выходят мятежные стрельцы с плахами, секирами и женами. Неожиданно следует хэппи-энд. Deus ex machina, принявший на сей раз облик боярина Стрешнева, появляется как раз вовремя.
Стрешнев Тихон Никитич 1644 — 1719 — окольничий, «дядька» Петра. В бояре будет пожалован только в 1698 sic! Впоследствии — видный деятель петровского времени. Цари и государи Иван и Пётр вам милость шлют: идите в домы ваши и господа молите за их государское здоровье. Тогда все действительно обошлось малой кровью: «11 сентября, в 10 часов вечера, против Лавры, у большой дороги, вывели преступников на смертную казнь при большом стечении народа. Шакловитому отрубили голову топором.
То же сделали стрельцам Обросиму Петрову и Кузьме Чермному. Полковнику Семену Рязанцеву велели положить голову на плаху, потом велели ему встать, дали несколько ударов кнутом и отрезали кусок языка. Такому же наказанию подвергли еще двоих — пятидесятника Муромцева и стрельца Лаврентьева; наказанных сослали в Сибирь». Видимо, весь этот балаган должен символизировать человеколюбие Петра с одной стороны и надежды на светлое будущее — с другой. В жизни, как обычно, все оказалось немного иначе. Вернемся к мятежу 1698 года.
Петр, прибыв из-за границы, энергично взялся за дело: "С половины сентября начался новый розыск. Из разных монастырей велено было свезти стрельцов; затем иных разместили по московским монастырям, а других содержали в подмосковных селах под крепким караулом. Число всех содержавшихся стрельцов было 1714 человек. Допрос происходил в Преображенском селе под руководством князя Федора Юрьевича Ромодановского, заведывавшего Преображенским приказом. Устроено было четырнадцать застенков, и каждым застенком заведывал один из думных людей и ближних бояр Петра. Признания добывались пытками.
Подсудимых сначала пороли кнутом до крови на виске то есть его привязывали к перекладине за связанные назад руки ; если стрелец не давал желаемого ответа, его клали на раскаленные угли. По свидетельству современников, в Преображенском селе ежедневно курилось до тридцати костров с угольями для поджаривания стрельцов. Сам царь с видимым удовольствием присутствовал при этих варварских истязаниях. Если пытаемый ослабевал, а между тем нужен был для дальнейших показаний, то призывали медика и лечили несчастного, чтобы подвергнуть новым мучениям. Несметная толпа народа собралась смотреть, как повезут преступников. В это время патриарх Адриан, исполняя предковский обычай, наблюдаемый архипастырями, просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы.
Но Петр был еще до этого нерасположен к патриарху за то, что последний повторял старое нравоучение против брадобрития; Петр принял его гневно. Я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Богородицу. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев, которые посягают на его благосостояние». Патриарх удалился. Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в селе Преображенском. Затем длинный ряд телег потянулся из Преображенского села в Москву; на каждой телеге сидело по два стрельца; у каждого из них было в руке по зажженной восковой свече.
За ними бежали их жены и дети с раздирающими криками и воплями. В этот день перевешано было у разных московских ворот 201 человек. Снова потом происходили пытки, мучили, между прочим, разных стрелецких жен, а с 11 октября до 21 в Москве ежедневно были казни; четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109-ти человекам отрубили головы в Преображенском селе. Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных.
Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года. Тогда в Москве казнено было разными казнями 177 человек. Тела казненных лежали неприбранные до весны, и только тогда велено было зарыть их в ямы близ разных дорог в окрестностях столицы, а над их могилами велено было поставить каменные столпы с чугунными досками, на которых были написаны их вины; на столпах были спицы с воткнутыми головами". Скит в сосновом бору. Раскольники готовятся к самосожжению. Мы выданы, нас окружили...
Негде укрыться, нет нам спасенья! Сама судьба сковала крепко нас с тобою и прорекла конец нам смертный; ни слёзы, ни мольбы, ни укоры, ни стенанья - ничто не спасёт: судьба так велела. Надо отдать должное и Петру. После долгой борьбы скупость в нем одержала верх над кровожадностью, и в 1716 году он отменил «Двенадцать статей», введя вместо них двойной налог на раскольников. Что происходило в те восемнадцать лет, когда Петр уже встал у руля, но еще не отменил сестринского закона — сказать затруднительно. В 80-е же годы раскольники горели как дрова.
Крупнейшие эпизоды самосожжений прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более 4 тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687 году в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи человек с неким Пименом во главе.
Также в рамках визита петербургской труппы в театре драмы прозвучит симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк». Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Получить код для блога.
Вернемся к мятежу 1698 года. Петр, прибыв из-за границы, энергично взялся за дело: "С половины сентября начался новый розыск. Из разных монастырей велено было свезти стрельцов; затем иных разместили по московским монастырям, а других содержали в подмосковных селах под крепким караулом. Число всех содержавшихся стрельцов было 1714 человек. Допрос происходил в Преображенском селе под руководством князя Федора Юрьевича Ромодановского, заведывавшего Преображенским приказом. Устроено было четырнадцать застенков, и каждым застенком заведывал один из думных людей и ближних бояр Петра. Признания добывались пытками. Подсудимых сначала пороли кнутом до крови на виске то есть его привязывали к перекладине за связанные назад руки ; если стрелец не давал желаемого ответа, его клали на раскаленные угли. По свидетельству современников, в Преображенском селе ежедневно курилось до тридцати костров с угольями для поджаривания стрельцов. Сам царь с видимым удовольствием присутствовал при этих варварских истязаниях. Если пытаемый ослабевал, а между тем нужен был для дальнейших показаний, то призывали медика и лечили несчастного, чтобы подвергнуть новым мучениям. Несметная толпа народа собралась смотреть, как повезут преступников. В это время патриарх Адриан, исполняя предковский обычай, наблюдаемый архипастырями, просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы. Но Петр был еще до этого нерасположен к патриарху за то, что последний повторял старое нравоучение против брадобрития; Петр принял его гневно. Я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Богородицу. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев, которые посягают на его благосостояние». Патриарх удалился. Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в селе Преображенском. Затем длинный ряд телег потянулся из Преображенского села в Москву; на каждой телеге сидело по два стрельца; у каждого из них было в руке по зажженной восковой свече. За ними бежали их жены и дети с раздирающими криками и воплями. В этот день перевешано было у разных московских ворот 201 человек. Снова потом происходили пытки, мучили, между прочим, разных стрелецких жен, а с 11 октября до 21 в Москве ежедневно были казни; четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109-ти человекам отрубили головы в Преображенском селе. Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года. Тогда в Москве казнено было разными казнями 177 человек. Тела казненных лежали неприбранные до весны, и только тогда велено было зарыть их в ямы близ разных дорог в окрестностях столицы, а над их могилами велено было поставить каменные столпы с чугунными досками, на которых были написаны их вины; на столпах были спицы с воткнутыми головами". Скит в сосновом бору. Раскольники готовятся к самосожжению. Мы выданы, нас окружили... Негде укрыться, нет нам спасенья! Сама судьба сковала крепко нас с тобою и прорекла конец нам смертный; ни слёзы, ни мольбы, ни укоры, ни стенанья - ничто не спасёт: судьба так велела. Надо отдать должное и Петру. После долгой борьбы скупость в нем одержала верх над кровожадностью, и в 1716 году он отменил «Двенадцать статей», введя вместо них двойной налог на раскольников. Что происходило в те восемнадцать лет, когда Петр уже встал у руля, но еще не отменил сестринского закона — сказать затруднительно. В 80-е же годы раскольники горели как дрова. Крупнейшие эпизоды самосожжений прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более 4 тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687 году в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи человек с неким Пименом во главе. В том же году в Палеостровском монастыре, в северной части Онежского озера, инок Игнатий Соловецкий и 2700 раскольников сожгли себя на глазах явившихся за ними властей. Возможно, последний эпизод Мусоргский и имел в виду. В заключение — о дальнейших судьбах прототипов. Иван Хованский с сыном Андреем были казнены 18 сентября 1682 года: "Думные люди, уже озлобленные против Хованского, приговорили его казнить смертью. Софья отправила боярина князя Лыкова с отрядом схватить Хованских на дороге и привести в Воздвиженское. Взяли Хованского отца, связали и повезли, а за ним вслед отправили и Хованского сына. Когда Лыков подвез Хованских к царскому двору, вышли посланные и сказали, чтобы он не въезжал с ними во двор, а остановился у ворот. Из двора вышли все думные люди и сели на скамьях перед воротами. Думный дьяк Шакловитый читал приговор: Хованских обвиняли в неправильном распоряжении денежною казною в пользу стрельцов, в потачке наглому невежеству стрельцов, в неправом суде, в дерзких речах, в подущении раскольников, в неповиновении царским указам и прочее. Затем прочитано было подметное письмо; дьяк произнес: «Воровские дела ваши с этим письмом сходны. Злохитрый замысел ваш обличился. Государи приказали вас казнить смертью». От кого он умышлен и учинен. Донесите их царским величествам, чтобы нам с ними дали очные ставки, а так скоро и безвинно нас бы не казнили. Если же мой сын так делал, как написано в сказке приговоре , то я предаю его проклятию». Допустить Хованского до такого рода оправдания — значило раскрывать много такого, что хотели утаить. Боярин Милославский более всех этого боялся и дал знать царевне Софье о словах Хованского. Софья выслала приказание немедленно исполнить приговор. Стрелец Стремянного полка отрубил головы — сначала отцу, потом сыну. Казнь исполнялась перед дворцовыми воротами у московской большой дороги". Шакловитый, как уже говорилось, был казнен 11 сентября 1689 года. Князь Петр Иванович Мышецкий самосожжегся в 1690 году. Досифей ушел от преследования властей к Каспийскому морю, где и скончался около 1691 года. Иван V, соправитель Петра, умрет 29 января 1696 года, не дожив до тридцати, в Москве. Уникальный случай — просидеть почти 14 лет на престоле и абсолютно ничем не отметиться. Отметится его дочь, Анна Иоанновна, императрица Всероссийская 1730-1740. Царевна Софья после мятежа 1698 года будет пострижена в монахини и заключена под стражу; умрет 7 июля 1704 года в Новодевичьем монастыре. Голицын умрет в ссылке, в поселке Пинега Архангельской области 21 апреля 1714 года. Тихон Стрешнев сделает карьеру в правление своего воспитанника. В 1697-98 годах — и. Умрет 15 января 1719 года в Санкт-Петербурге. В общем, все умерли. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. История — не статистика, где можно тасовать факты и жонглировать цифрами, а точная наука. Если события 1682 и 89 годов еще можно с большой натяжкой контаминировать, то добавление к ним мятежа 1698 года превращает действие в фарс, цирк с конями и профанацию истории хотя бы потому, что к этому времени большинства действующих лиц уже не было в живых. Если это мог упустить из виду измученный нарзаном Мусоргский, то куда смотрели многознающие господа критики, музыковеды, искусствоведы и прочие паразиты от искусства? Как и предполагалось, Г. Хубов в своей монографии ровно ничего из этого не заметил. Вообще товарищ местами такую пургу гонит, что хоть топор вешай.
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
последняя, недописанная опера Мусоргского. При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами. «Под управлением маэстро Гергиева в субботу в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прозвучит последняя опера Мусоргского – «Хованщина». Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. Путь «Хованщины» был еще более трудным, чем путь «Бориса»: нелегко было воплотить столь внушительный замысел, хорошо известны также методические просчеты Мусоргского в процессе поисков драматической и музыкальной новизны. Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Путь «Хованщины» был еще более трудным, чем путь «Бориса»: нелегко было воплотить столь внушительный замысел, хорошо известны также методические просчеты Мусоргского в процессе поисков драматической и музыкальной новизны.
Опера «Хованщина» в Театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Черноряжцы погибают в пламени. К скиту подходят трубачи, а за ними "потешная" рота: они отступают в ужасе при виде костра. Эмма Согласно либретто к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» у двух главных героинь-соперниц князя Андрея Хованского: Марфы-раскольницы и девушки из немецкой слободки Эммы характеристики характеров, выраженные голосом, соответственно представлены меццо-сопрано и сопрано. И если в европейской традиции такая разница заложена только диапазоном, то в русской — меццо-сопрано имеет более глубокий звук, очень насыщенный по окраске и несколько тяжеловесный по сравнению с центральным и высоким сопрано. Меццо-сопрано — это Марина Мнишек опера М. Мусоргского «Борис Годунов» , Любаша опера Н. Девушки согласно действу оперы становятся невольными конкурентками за сердце молодого Хованского. Причем любовный треугольник создает своим поведением именно княжич Андрей, бросив горячо любившую его русскую раскольницу ради немецкой девушки.
Национальность героинь, думается, имеет неслучайный характер. Эмма, как видно из повествования, скромная, не умеющая за себя постоять под натиском грубости и варварства русского барчука, пугающаяся действительности в чужой стране, с непонятными и угрожающими жизни порядками, где человек, убивший её отца, издевавшийся над матерью, изгнавший жениха, способен лаской и угрозами добиваться расположения и близости. Марфа, как пламень и лед, не похожа на вожделенный Андреем образ избранницы сердца. Выросшая среди русского народа девушка , не смотря на религиозность и безропотное подчинении обстоятельствам и старшим, способна дать отпор взбешённому мужчине, который не понимает и не принимает слов: нет и нельзя. Марфа не только имеет при себе такой же подходящий для обороны нож, как и у барского сынка, но и способна его применить, отражая угрозу жизни, что своей, что незнакомой ей немецкой девушки. Заметим, что привычка брать понравившееся силой заложена в обоих Хованских: и в отце, и в сыне. Причем, в своих амбициях и притязаниях ни один не готов уступить не только кому бы то ни было, но и друг другу.
Большого труда стоит Игумену Досифею вразумить князей на противостояние не друг другу, а разрушителям исконной русской христианской веры. И с той же запальчивостью, которая только что была явлена в противоборстве за тело Эммы, больший Хованский готов расправиться с врагами православия. О сыне же его можно сказать только одно в создавшемся историческом конфликте: молодому человеку ни до чего нет дела, кроме собственных желаний и прихотей. Ни отец «батька» московских стрельцов, ни его сынок симпатий у Эммы вызвать не могут. Тогда в чем причина её общения с такими ужасными людьми? Лютеранский пастор. Как за Марфой стоит Досифей, указующим персом и защитой от коварства мира, так за Эммой — её духовник.
Жалуясь Василию Глицину на недостойное поведение князей Хованских по отношению к его прихожанке лютеранский священник использует это как повод для выказывания совершенно недвусмысленного прошения, смогущего загладить в глазах немецкой паствы такое оскорбление: - Для соблюденья в сердцах любимой паствы моей основы веры живой я умолял бы, князь: дозвольте церковь возвести у нас, в немецкой слободе, еще одну, только одну, ведь к нам вы так расположены. Девушка из немецкой слободки , чудом избежавшая смерти от рук вожделевших её негодяев - становится в глазах духовника разменной монетой для интриги, в качестве откупного — разрешение на возведение лютеранской церкви. Да, кстати: сегодня я жду к себе на совещанье Хованского, senior, и, что важно, Досифея; встреча с ними удобна ли вам будет, скажите? Разумеется, не удобна. Но настанет время — немецкая слободка вспомнит этот ответ.
Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина. Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену. Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием. Обе музыкальных работы, напомним, отражают переломные моменты в истории России и были представлены в этом году казанской публике в хронологической последовательности. Особенно впечатляющи в «Хованщине» массовые сцены: когда хор Мариинского театра исполнял партии народа, стрельцов или тех и других вместе, в зрительном зале повисала абсолютная тишина, окутывая в то же время силой распеваемого звука каждого зрителя и вызывая у него мурашки.
Отсюда композитор ведет к развязке трагедии — гибели самого князя Хованского и концу его буйного войска: стрельцы идут по Красной площади к месту казни. В этой сцене, так же как и в финале оперы самосожжение раскольников , Мусоргский достигает вершин своего трагического искусства, оживляющего страницы далекого прошлого во всей их жизненной реальности и в верности передачи каждой черты характера, каждого переживания. Мусоргский ввел в партитуру оперы несколько подлинных народных песен — «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки, соответствующий сюжету и образам оперы. В ней много речитативно-декламационных эпизодов, но они неизменно мелодически насыщены. Напевность была осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Действительно, свободно льющийся напев становится в «Хованщине» основным средством драматургической характеристики. Это относится и к инструментальным эпизодам, среди которых замечательны «Рассвет на Москве-реке», с его почти зримой образностью, и «Пляска персидок», с ее истомно-знойной медленной темой, сменяющейся затем вихревым танцем. Как и «Борис Годунов», «Хованщина» произведение глубоко трагическое, повествующее о трудных временах, принесших народу неисчислимые страдания. В обеих операх на первый план выступает протест против сил социального угнетения. Никто из композиторов не создавал до Мусоргского опер, с такой могучей силой раскрывавших эту тему. Он задумывал возвратиться к ней еще раз — в третьей опере, посвященной пугачевскому восстанию. Таким образом, его замысел охватывал более чем полуторавековой период русской истории: смутные годы царствования Бориса Годунова, борьбу старого и нового в петровскую эпоху и стихийное крестьянское движение, покачнувшее устои дворянской монархии. Такой замысел сам по сее свидетельствует о необыкновенной широте творческого кругозора композитора. В одном из своих писем Мусоргский писал о том, что им владеет одна дума: «сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства».
Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении в отдельных случаях - реконструкции и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Первые постановки При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки: в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. Кононова [2] , 9 февраля 1886 года , дирижировал Э. Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года. Мамонтова , в помещении театра Г. Солодовникова , 12 ноября 1897 года. Дирижёр Е. Эспозито, Досифей — Ф. Шаляпин , художники А. Васнецов, К. Коровин и С.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский
2 (добавить в избранное) скачать Архиповой - 85. Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. М. Мусоргский - Полонез из оперы 'Борис Годунов'. Мусоргский: Хованщина. сборник. 2011 мировая классика. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих.
Мусоргский: Хованщина
Доносятся звуки войсковых труб. Андрею страшно, Марфа напоминает ему о его любовных клятвах, она хочет соединиться с ним в смерти. Раскольники складывают костер, Марфа поджигает его. Войдя на поляну, царские солдаты в ужасе отступают при виде пламени.
Маркези в переводе Е. Мусоргского в 5 д. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г.
Сетова, 26 октября 1892 г. Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г. Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене.
События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи. Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла.
Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой. Как и в «Борисе Годунове», народу в «Хованщине» принадлежит огромная роль в развитии действия. Его драма находит выражение в хоровых сценах.
То буйно-удалые, то полные неизбывной скорби хоры стрельцов и пришлых людей передают богатство народной духовной жизни. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного, самовластного Хованского; величественного, мудрого Досифея; порывистой, страстной, готовой на подвиг раскольницы Марфы; лукавого «европейца» Голицына; трусливого подьячего и др. По рельефности характеристик и силе воздействия создание Мусоргского стоит вровень с «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Сурикова, с романами Толстого и Достоевского.
С большим трудом опера попала в театр: к цензурным трудностям, связанным с изображением реальных политических конфликтов, массовых движений, присоединилась дополнительная — невозможность изображения на сцене религиозных распрей. Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться включения «Хованщины» в репертуар Мариинского театра, она была отвергнута, а поставленная любителями, подверглась по требованию цензуры урезкам и переделкам, которые призваны были смягчить основной конфликт. Досифей, бывший князь Мышецкий, превратился в старца Василия Кореня, который выступает как враг всяких реформ и новшеств.
Были устранены наиболее взрывчатые эпизоды. Но и в таком виде «Хованщина» долго не могла попасть на профессиональную сцену. Отдельные постановки в частных антрепризах Киев, 1892; Петербург, 1893 не изменили положения.
На нее продолжали смотреть подозрительно, а театры опасались ее несценичности. Спектаклем, доказавшим гениальность оперы, была постановка 1897 г. И только благодаря ему в 1911 г.
Коутса Шаляпин — Досифей, И. Ершов — Голицын, П. Андреев — Шакловитый, В.
Шаронов — Хованский, Е. Збруева — Марфа.
По его приказу князя Ивана Хованского хватают и убивают. Всё вышло так, как он планировал, можно праздновать победу. Картина 2 На площади Кремля стражники увозят Голицина в ссылку. Досифей, Марфа и Андрей понимают, что происходит что-то страшное, ведь к Кремлю уже приближается Преображенский полк Петра. Он понимает, что раскольники обречены. Старообрядцы шествуют со своим гимном. Марфа, поддерживая своего наставника, от своей свечи на поляне разжигает костёр, которому суждено стать погребальным.
Они не боятся умирать за свою веру. Когда появляются войны Петра, Досифей с раскольниками, Марфа и Андрей ступают в костёр. Огонь охватывает их. Скит раскольников тоже объят огнём. Народ с ужасом смотрит на пламя, поглащающее человеческие жизни, полные веры и страданий. События, описанные в опере, основаны на реальных событиях второй половины 17 века.
Ее знание "сил потайных" дает еще большую многогранность ее характеру, она ясно видит, что будет дальше, и это ее нисколько не страшит. Образ Марфы невероятно многогранен и многие великие певицы прошлого годами выкристаллизовывали его, с каждым разом внося в него что-то новое, обогащая его различными оттенками эмоций. Для своего дебюта я постаралась вникнуть в характер и побуждения моей героини, но в то же время понимаю, что это только начало моей работы над этим образом". Зинаида Царенко достигла в этой партии искреннего уровня понимания внутреннего мира своей героини, способностью проникнуть в глубины любящей женской души. Царенко действительно удалось выразить состояние нежной и трепетной души раскольницы, бесконечно искренней в своей любви и страданиях. Страсть, испуг и мольба - все переплелось в образе героини. Будь то встреча с Андреем на Красной площади, или сцена гадания в кабинете князя Василия Гол ицына. Чистота д уши Марфы, цельность ее натуры, чувства и эмоции отражают естество ее личности. А в финале оперы Марфа пускается в костер вместе со своим возлюбленным князем Андреем во имя его очищения и спасения.
Князь Андрей Хованский грозится сжечь ее как ведьму и рогом зовет стрельцов, но вместо этого раздается грозный звук. Марфа предлагает приют князю Андрею Хованскому со старообрядцами после того, как она сообщает ему об убийстве его отца. Стрельцов ведут на казнь. Царь Петр через своего агента вмешивается, чтобы помиловать их. Акт 5 Оформление сцены Аполлинарий Васнецов. Русская частная опера , Москва, 1897 Сосновый лес, уединенный монастырь, лунная ночь Досифей и его последователи укрылись в уединении в лесу. Хотя его отягощают печали и страдания братьев, он остается непокорным и полон решимости завоевать «венец славы» в огне и пламени «Здесь, в этом святом месте». Он увещевает братьев надеть белые одежды и зажечь свечи, готовясь к жертвоприношению. Они входят в скит. Входит князь Андрей Хованский, воспевая свою потерянную любовь, все еще ища Эмму. Марфа поет ему, напоминая о собственной любви и уверяя, что не бросит его. Досифей и братья возвращаются, одетые в белое, со свечами в руках. Они строят погребальный костер. Закулисные звуки трубы возвещают о приближении воинов царя Петра. Марфа поет Андрею о безвыходности своего положения. Труба снова зовет звук. Досифей в последний раз увещевает братьев оставаться сильными. Марфа зажигает костер. Раскольники поют заключительный гимн «Бог меня спасет». Пока Досифей, Марфа, князь Андрей Хованский и старообрядцы гибнут в огне, [Преображенские солдаты царя Петра прибывают в тщетной попытке схватить их. Финальная часть либретто должна быть реконструирована по мотивам Мусоргского. Издание Римского-Корсакова 1883 г.
ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина
Модест Мусоргский - слушать все песни альбома полностью в высоком качестве без регистрации. «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
По сюжету носитель идеи религиозности — Досифей — кончает жизнь самосожжением, вожак стрельцов — Хованский — заколот наемным убийцей, сторонник компромиссов Голицын сослан в заточенье; и даже любовная линия оканчивается своеобразной «торжествующей» гибелью Марфы вместе с возлюбленным. В конечном счете конфликт уходящего «старого» и наступающего «нового» разрешен Мусоргским соответственно исторической правде. Старый уклад гибнет перед новым. Но одновременно гибнут и все главные герои оперы! Носитель же исторически-позитивного начала, Петр I, не выведен на сцену, и не случайно: симпатии автора на стороне его противников. Недостаточно развит и образ боярина Шакловитого, хотя его проникновенное ариозо в третьем действии «Спит стрелецкое гнездо» содержит настроения, близкие авторской точке зрения «Ах ты, в судьбине злосчастная, родная Русь, кто же, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет?
По опустелой улице проходит погруженный в скорбную думу о судьбе родины Шакловитый. Появляются подвыпившие стрельцы. Лукавый подьячий тщетно пробует разжечь в них вражду к петровцам, рассказывая, будто петровцы обижают стрельцов, не щадят ни их жен, ни детей. Упавшие духом стрельцы просят Ивана Хованского выйти к ним.
Но и старый Хованский растерялся. Надо терпеть и ждать, ибо и ему страшен царь Петр. Четвертое действие. Первая картина. Палата в подмосковной вотчине Хованских. Сенные девушки песнями развлекают хмурого, терзаемого тревогой князя Ивана. Персидские рабыни пляшут перед ним. С недоброй вестью приходит слуга Голицына: грозные настали времена, князь советует вести себя осторожней. Но предостережение вызывает только дикую вспышку гнева Хованского.
Внезапно появляется Шакловитый — царевна Софья просит князя на совет. Обрадованный и польщенный, Хованский наряжается в пышное платье, девушки запевают ему славу, но у самого выхода из палаты убийца ударом кинжала поражает Хованского насмерть.
Но на этой царевне такая традиция закончилась. Больше никогда не упоминалось при крещении имя София, среди потомства Петра Первого. Да еще Грибоедов дал своей героине имя Софья в комедии "Горе от ума". СУСАННА Три девушки, составляющие ядро оперы Модеста Мусоргского "Хованщина", возможно, в силу неопытности либо неподготовленности к реалиям беспощадности и бессердечности мира, в котором они живут, или допустим, напротив, ведомые невидимой рукой предназначения, мало сообразующегося с их настоящими личными желаниями, оказываются в конце действа не добрыми женами и матерями своим суженным, ряженым избранникам - становятся, каждая на свой лад, жертвами обстоятельств и материалом истории. Есть ещё одна женская партия в этом произведении. Действо третье. Картина первая.
Одинокая мучающаяся от неразделенной любви Марфа доверяет свои мысли небесам, пытаясь найти ответ: как поступать ей дальше со своей любовной историей, которая видится девушке в греховном свете пред богом. Однако речи Марфы слышит другая раскольница - мати Сусанна. Речи девушки приводят старую женщину в неописуемый гнев, рассвиропевшая староверка обещает бесовке не только кары небесные за речи её срамные, но и собственную месть прямо здесь на месте искусительном: - Боже, боже мой! Беса отжени от меня яростного. Сковала сердце мне жажда мести неугомонная... Марфе Ты, ты искусила меня, ты обольстила меня, ты вселила в меня адской злобы дух. На суд, на братнин суд, на грозный церкви суд! Про чары злые твои я на суде повем, я там воздвигну тебе костер пылающий! Но гневу на сестру во Христе не суждено опалить неожиданно обнажившуюся перед другими душу Марфы.
Духовник Досифей ступает в перепалку с мати Сусанной: - Ты?.. Ты, Сусанна?.. Белиала и бесов угодница, яростью твоею ад создался! А за тобою бесов легионы мчатся, несутся, скачут и пляшут! Дщерь Белиала, изыди! Исчадье адово, изыди! Сусанна поспешно уходит. Ну ее! Утекла, кажись.
Ах ты, моя касатка, потерпи маленько и послужишь крепко веси древлей и святой Руси, ее же ищем. Сама сцена брани Сусанны и Досифея построена на противоборстве двух черных фигур, облаченных в скрывающие очертания тел рясы, в негодовании поднимающих друг на друга зажатые в руках посохи.
В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни.
Образы оперы Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой — народ: стрельцы, раскольники. На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей. Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа.
Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому. Хованский и Досифей — разные люди. Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы.
Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» так назван в опере стрелецкий мятеж находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке». Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения.
В ней рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого.
Хованщина Народная музыкальная драма в пяти действиях 6 картинах Либретто м.Мусоргского
По общему тону «Хованщина» получилась гораздо мрачнее и безысходнее «Бориса Годунова». Мусоргский назвал оперу «народной музыкальной драмой»; но драматизм достигает здесь уже поистине трагедийной силы. В опере «Хованщина» Мусоргского зрители попадают в Москву 1682 года. 2 (добавить в избранное) скачать Архиповой - 85. Сюжет «Хованщины» был предложен Мусоргскому его близким другом – знаменитым критиком Стасовым, которому автор и посвятил свое сочинение. Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. 2 (добавить в избранное) скачать Архиповой - 85.
Хованщина Народная музыкальная драма в пяти действиях 6 картинах Либретто м.Мусоргского
Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях.