Новости дата основания снг

Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР (но не всеми.

История и деятельность Содружества Независимых Государств

Образование СНГ 8 декабря 1991 года лидеры России, Белоруссии и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
СНГ — последний выдох СССР Статья рассматривает создание, структуру, цели и задачи Содружества Независимых Государств (СНГ), а также его важные достижения, проблемы и перспективы.

История и деятельность Содружества Независимых Государств

Принятие Устава Содружества Независимых государств 22 января 1993 года окончательно завершило процесс формирования СНГ. Протокол к нему от 21 декабря 1991 года до момента принятия Устава. Государства-члены СНГ — страны-учредители, взявшие на себя обязательства, следующие из Устава, в течение года с момента его принятия.

Сегодня — это одна из крупных региональных организаций в мире. За 32 года Содружество независимых государств проделало огромную работу по укреплению взаимодействия между государствами-членами и культивированию глубоких связей. В основе объединения стран СНГ не только общая географическая близость, но и общая история и культура. Кроме того, СНГ выражает общие ценности и принципы, которые становятся основой для сотрудничества и развития всех государств-участников: стремление к обеспечению благополучия и процветания своих граждан, поддержка экономического сотрудничества, укрепление безопасности и стабильности в регионе. Содружество Независимых Государств показывает активное участие и значимость на международной арене. Система взаимодействия между государствами регулярно обновляется и совершенствуется с целью укрепления роли СНГ в решении современных вызовов и проблем.

В своих отношениях с партнерами по СНГ Россия не стала применять крайние меры относительно насильственных попыток восстановить союзные страны и самоустранения от проблем бывшего Союза. В результате удалось избежать серьезных конфликтов среди стран СНГ. Однако это продолжалось недолго, и у каждой страны было много проблем, которые они не были в состоянии решить. В этом случае не было иного выбора, кроме как укрепления СНГ. В 1992 году принимаются более 250 документов регулирующих отношения в рамках Содружества. В то же время шесть из 11 стран Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан подписали Договор о коллективной безопасности.

Но с началом экономических реформ в России особенно с освобождением цен на энергоносители и изменением структуры экспорта содружество пережило свой первый серьезный кризис в 1992 году. Экспорт российской нефти сократился вдвое в то время как в других странах увеличился на треть. Страны СНГ начали выход из рублевой зоны. Провал ГКЧП и крах перестройки означали не только конец социалистической экономической реформы, но и победу сторонников либеральной реформы. Российское руководство выбрало либеральный путь, а в октябре 1991 года объявило о переходе к рыночным отношениям, а значит, и к либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 способа перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенный и "шоковая терапия".

Главными архитекторами "шоковой терапии" были вице-премьер правительства Гайдар со своими сотрудниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов хозяйствования Чубайс, Шохин и другие. Их программа экономических реформ состояла из трех основных направлений: либерализация цен, либерализация торговли и приватизация это противоречит 500-дневной программе, в рамках которой приватизация должна осуществляться поэтапно. В результате освобождения стоимости 01. Новые предприниматели и банкиры стали бесконтрольно скупать ваучеры населения. С помощью ваучеров колотился первоначальный капитал в ходе приватизации у многих возникли огромные состояния. В то же время, когда цена была свободной, централизованная система распределения ресурсов претерпела упразднение.

Правительство пытается добиться стабильности, в первую очередь на макроэкономическом уровне т. Микроэкономические показатели на уровне предприятия выпадали из поля зрения государства, в условиях свободных цен, они увеличиваются в сотни раз, и предприятия испытывали большие трудности - они не могли купить сырье и комплектующие, а также сбыть товар. Российская экономика претерпела большие перекосы: сырьевая промышленность доминирует, военно-промышленный комплекс ВПК процветает, многие устаревшие отрасли производят ненужную продукцию, а потребительский рынок пуст. Ситуация усугубилась с распадом СССР: у него был огромный внешний и внутренний долг, а многие товарные рынки его предприятий связанных производственным циклом в разными государствами исчезли. В результате, экономика ухудшилась. Эта тенденция продолжалась до 1996 года.

В связи с высокой степенью монополизации производства, производитель самостоятельно определяет цену, что приводит к ее увеличению от 100 до 150 раз при этом средняя зарплата увеличивается только в 10-15 раз. Больше всего пострадали "бюджетники", начался отток научных кадров и специалистов военно-промышленных комплексов в коммерческие структуры и за границу. Приватизация и децентрализация государственной собственности развивались медленно, а приватизация в сфере торговли, наоборот усиливалась. Создалось условие, что значительный процент государственного имущества на предприятии переходит к управленческому аппарату, рабочему коллективу, который должен был получить преимущества, не смогли ими воспользоваться. Многие акции перспективных компаний были приобретены новыми предпринимателями и банкирами. Снижение уровня жизни низкое потребление, плохое питание, отсутствие качественной медицинской помощи и лекарств приводит к снижению продолжительности жизни.

Безработица растет. Второй этап-с 1994 по конец 1996 года-завершение юридического оформления, определение основных направлений развития межпарламентского сотрудничества и установление внешних связей. Конвенция Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств была принята в Минске 26 мая 1995 года. Настало время поиска достойного места в ряду подобных организаций мира. Следует отметить, что на данном этапе последствия разрыва прежних экономических отношений, ставшие основной причиной резкого снижения производственной и инвестиционной активности, снижения уровня жизни населения, проявились особо остро. На втором этапе некоторые суверенные государства пытались облегчить экономическую ситуацию и расширить роль России как поставщика дешевой энергии и сырья, как источника субсидий и кредитов.

В ответ Россия усилила политику защиты своих экономических ресурсов, разделив безналичные и наличные денежные потоки,, усилила контроль за выдачей кредитов, доведя цены на экспортируемые товары до мировых стандартов. Обозначился переход от вялой к позитивной дезинтеграции, чреватый серьезными геополитическими последствиями. В этом случае пришло понимание экономических отношений в СНГ на основе рынка, на основе соблюдения баланса интересов, в соответствии с принципом построения экономической целесообразности, с учетом того, что политические разногласия не должны препятствовать реинтеграции. В резолюции были одобрены основные положения программы модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств. Важно что национальным парламентам было рекомендовано создать механизм реализации типовых законодательных актов и своевременно информировать СНГ о практическом применении этих законов. Можно сказать, что третий этап является наиболее эффективным в развитии и модернизации политического интеграционного процесса в государствах-членах СНГ.

Законодательный процесс был четко очерчен, и пересмотр законодательных приоритетов изменил отношение членов СНГ к своей деятельности. Новая интеграционная инициатива, которая была выдвинута в марте-апреле 1996 года в 1996-1997 годах, дает четкое представление о многогранной структуре взаимодействия суверенных государств, которая варьируется от одного уровня к другому в плане экономических и социальных реформ. Эта многоуровневая структура включает в себя: Российско-белорусские структуры как глубочайшая форма общности, с общими наднациональными, в том числе политическими институтами; Российско-белорусско-казахстанско-кыргызские структуры призваны обеспечить глубокую, особую экономическую форму интеграции, на основе Таможенного и Платежного союзов; структура стран СНГ после распада СССР была сформирована как межгосударственное объединение 12 бывших советских республик. В целом, в зависимости от того, как страны бывшего Советского Союза установили отношения с Россией, можно выделить несколько групп стран СНГ. Армения, Беларусь и Таджикистан входят в число стран, которые зависят от иностранной помощи, в основном от России, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Вторую группу составляют Казахстан, Кыргызстан, Молдова и Украина, которые также во многом зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большим размахом внешнеэкономических связей.

Третья группа стран, чья экономическая зависимость от отношений с Россией значительно слабее, состояла из Азербайджана, Узбекистана и Туркменистана, последний не является исключением, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по территории России. Из приведенного видно, что СНГ превратилось в ряд субрегиональных политических союзов и экономических блоков. Формирование данных групп, характеризующихся отношениями и зависимостью от России по большому счету можно считать вынужденным, чем естественным следствием сознательной политики новых государств. Перспективы развития СНГ Перспективы любого государственного союза невозможно определить без учета исторических событий, которые так или иначе касаются объединения государств. На мой взгляд при определении направлений развития необходимо учесть следующие четыре основных урока Великой отечественной войны. Прежде всего, это безграничная вера руководителей страны в свой народ, в свою Родину, это уверенность в собственных силах, умело использующих собственные возможности.

Во-вторых, благодаря социальной сплоченности, единству народа и армии становится возможным успех как до, так и после. Эта война-настоящая отечественная, патриотическая. Достаточно сказать, что за время войны через вооруженные силы прошли более 34 тысяч человек. В-третьих, вопрос укрепления национальной обороны должен стать для повышения боеготовности Вооруженных сил в центре забот народа и национального руководства. В-четвертых, важнейший урок Второй мировой войны - необходимость высокого уровня политической бдительности в отношении фашизма и его разновидностей переводя на современный лад экстремизма и терроризма. В гитлеровской Германии он действовал под видом национал-социализма и преследовал цель установления мирового господства в форме открытой и кровавой диктатуры террора.

Связь этого урока неоспорима. Несмотря на поражение фашистов во Второй мировой войне, спустя полвека в некоторых странах возрождаются неофашистские и экстремистские организации. Их рассмотрение и использование в практической деятельности способствуют снижению политической напряженности в странах Содружества, выводу общества из глобального кризиса, укреплению экономических и национальных Сил обороны объединения государства.

Его целью провозглашалось создание странами-союзницами единого экономического, социального, политического, экологического и гуманитарного пространства. Между государствами , входящими в СНГ, должны были действовать льготные условия пересечения границ, устанавливалась свободная торговая зона. Важным моментом стало взаимодействие СНГ с другими международными организациями. Еще в 1992 года страны- участницы СНГ заявили о проведении миротворческой политики в отношении друг друга. Таким образом руководители пытались избежать насилия и угрозы насилия в отношении друг друга.

История и деятельность Содружества Независимых Государств

На втором этапе некоторые суверенные государства пытались облегчить экономическую ситуацию и расширить роль России как поставщика дешевой энергии и сырья, как источника субсидий и кредитов. В ответ Россия усилила политику защиты своих экономических ресурсов, разделив безналичные и наличные денежные потоки,, усилила контроль за выдачей кредитов, доведя цены на экспортируемые товары до мировых стандартов. Обозначился переход от вялой к позитивной дезинтеграции, чреватый серьезными геополитическими последствиями. В этом случае пришло понимание экономических отношений в СНГ на основе рынка, на основе соблюдения баланса интересов, в соответствии с принципом построения экономической целесообразности, с учетом того, что политические разногласия не должны препятствовать реинтеграции. В резолюции были одобрены основные положения программы модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств. Важно что национальным парламентам было рекомендовано создать механизм реализации типовых законодательных актов и своевременно информировать СНГ о практическом применении этих законов. Можно сказать, что третий этап является наиболее эффективным в развитии и модернизации политического интеграционного процесса в государствах-членах СНГ. Законодательный процесс был четко очерчен, и пересмотр законодательных приоритетов изменил отношение членов СНГ к своей деятельности.

Новая интеграционная инициатива, которая была выдвинута в марте-апреле 1996 года в 1996-1997 годах, дает четкое представление о многогранной структуре взаимодействия суверенных государств, которая варьируется от одного уровня к другому в плане экономических и социальных реформ. Эта многоуровневая структура включает в себя: Российско-белорусские структуры как глубочайшая форма общности, с общими наднациональными, в том числе политическими институтами; Российско-белорусско-казахстанско-кыргызские структуры призваны обеспечить глубокую, особую экономическую форму интеграции, на основе Таможенного и Платежного союзов; структура стран СНГ после распада СССР была сформирована как межгосударственное объединение 12 бывших советских республик. В целом, в зависимости от того, как страны бывшего Советского Союза установили отношения с Россией, можно выделить несколько групп стран СНГ. Армения, Беларусь и Таджикистан входят в число стран, которые зависят от иностранной помощи, в основном от России, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Вторую группу составляют Казахстан, Кыргызстан, Молдова и Украина, которые также во многом зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большим размахом внешнеэкономических связей. Третья группа стран, чья экономическая зависимость от отношений с Россией значительно слабее, состояла из Азербайджана, Узбекистана и Туркменистана, последний не является исключением, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по территории России. Из приведенного видно, что СНГ превратилось в ряд субрегиональных политических союзов и экономических блоков.

Формирование данных групп, характеризующихся отношениями и зависимостью от России по большому счету можно считать вынужденным, чем естественным следствием сознательной политики новых государств. Перспективы развития СНГ Перспективы любого государственного союза невозможно определить без учета исторических событий, которые так или иначе касаются объединения государств. На мой взгляд при определении направлений развития необходимо учесть следующие четыре основных урока Великой отечественной войны. Прежде всего, это безграничная вера руководителей страны в свой народ, в свою Родину, это уверенность в собственных силах, умело использующих собственные возможности. Во-вторых, благодаря социальной сплоченности, единству народа и армии становится возможным успех как до, так и после. Эта война-настоящая отечественная, патриотическая. Достаточно сказать, что за время войны через вооруженные силы прошли более 34 тысяч человек.

В-третьих, вопрос укрепления национальной обороны должен стать для повышения боеготовности Вооруженных сил в центре забот народа и национального руководства. В-четвертых, важнейший урок Второй мировой войны - необходимость высокого уровня политической бдительности в отношении фашизма и его разновидностей переводя на современный лад экстремизма и терроризма. В гитлеровской Германии он действовал под видом национал-социализма и преследовал цель установления мирового господства в форме открытой и кровавой диктатуры террора. Связь этого урока неоспорима. Несмотря на поражение фашистов во Второй мировой войне, спустя полвека в некоторых странах возрождаются неофашистские и экстремистские организации. Их рассмотрение и использование в практической деятельности способствуют снижению политической напряженности в странах Содружества, выводу общества из глобального кризиса, укреплению экономических и национальных Сил обороны объединения государства. Известно, что солдаты армии и флота ценят и чтят традиции героев Великой Отечественной войны, выполняя свои патриотические, конституционные обязательства и надежно защищая безопасность Содружества.

Поскольку развитие СНГ не должно противоречит суверенным интересам отдельных стран, это важно. Одним из приоритетов СНГ является создание эффективной правовой базы для экономического взаимодействия всех составляющих СНГ. В то же время главное условие возможности межгосударственного сотрудничества - это наличие некой общей основы в политико-правовой системе законодательная, политическая система, политическая культура. Есть несколько направлений деятельности СНГ. Наибольшая доля проблем, связанных с формированием законодательства стран СНГ, приходится на подготовку и урегулирование. Эти меры включают разработку законодательных документов, выработку парламентариями скоординированного подхода к экономической и социальной политике, гуманитарное сотрудничество и сотрудничество в ряде других областей, представляющих взаимный интерес. При укреплении рыночных принципов и выравнивании экономической ситуации в странах СНГ эффективная интеграция стран СНГ может и должна осуществляться постепенно, поэтапно.

Реальная реинтеграция может быть достигнута на добровольной основе только при наличии объективных условий. Сегодня экономические, социальные и политические цели, преследуемые странами СНГ, зачастую различны,а порой и противоречивы, вытекая из существующего понимания национальных интересов и интересов отдельных элитных групп. Основой международной экономической интеграции является, прежде всего, соответствующий уровень экономического развития. В результате экономическая интеграция смогла достичь наивысшего уровня зрелости в промышленно развитых странах, особенно в Западной Европе. ЕС успешно функционирует и является единственным союзом стран, развитие интеграционного процесса, которых прошло четыре последовательных этапа зона свободной торговли, Таможенный союз, общий рынок, экономический союз пройдены, и мы можем сегодня сказать о прохождении Валютного союза - наивысшей ступени международной экономической интеграции. Его этапы становления, развития, организационно-правовая структура, сфера деятельности, механизмы принятия и реализации решений - это уникальный опыт для многих существующих и будущих союз государств. Политические реалии постсоветской эпохи настолько разнообразны, разнородны и контрастны, что трудно и невозможно придумать какую-либо подходящую всем концепцию, модель или план реинтеграции.

Внешняя политика России за рубежом должна корректироваться путем усиления зависимости всех республик, принятых в СНГ из бывшего Советского Союза, с реалистичной и прагматичной политикой сотрудничества и стремлением укрепить суверенитет созданного Содружества. Каждое новое независимое государство имеет свою собственную политическую систему и модель интеграции, свое собственное понимание демократии и экономической свободы, свой собственный путь к доступу на рынки и к международному сообществу. Необходимо найти механизмы межгосударственного сотрудничества, особенно в сфере экономической политики. В противном случае разрыв между суверенными государствами будет расширяться, что приведет к непредсказуемым геополитическим последствиям. Очевидно, что ближайшей задачей является восстановление межгосударственных связей, жизненно важных в экономике для преодоления кризиса и обеспечения экономической стабильности, поскольку привязки являются одним из важнейших факторов эффективности и роста благосостояния людей. Возможны сценарии и варианты экономической и политической интеграции. Готовых рецептов на этот счет нет.

Но сегодня видны некоторые пути будущего устройства Содружества: сотрудничество с другими странами СНГ, прежде всего на двусторонней основе в целях экономического развития; создание региональных интеграционных блоков и в рамках СНГ. Это вызывает особую озабоченность у трех государственных центральноазиатских государств - Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана, которые приняли и реализовали ряд важных соглашений о частичной интеграции; новый тип глубокой интеграции базируется на рынке, учитывающем баланс интересов больших и малых стран. Какой из вариантов более осуществим, зависит от преобладания экономической целесообразности. Наилучшее сочетание направлений в различных конфигурациях экономической интеграции при одновременном усилении сохранения политической независимости и этической уникальности нового суверенного государства является единственной разумной и цивилизованной формулой постсоветского пространства. Несмотря на различия в национальных законодательных системах и различные уровни национальных экономических и политических направлений, методы интеграции и возможность решения и углубления этого ресурса по-прежнему существуют Разноскоростное развитие стран не является непреодолимым препятствием для их тесного сотрудничества, поскольку основная масса интеграционных процессов и выбор инструментов очень широки. Жизнь показывает, что объединение бессмыслено, без учета региональных, национальных, экономических и социальных особенностей каждого члена Содружества. Поэтому все чаще обсуждается предложение о реорганизации Исполнительного секретариата СНГ в качестве органа Совета глав государств и правительств, что подразумевает, что оно в первую очередь направлено на развитие политических вопросов Содружества.

Экономические вопросы должны быть возложены на МЭК Межгосударственный экономический совет , что делает его одним из инструментов Совета глав правительств и более властным, чем в настоящее время. Социально-экономическая ситуация во всех странах Содружества ухудшается, и как это ни парадоксально, риск дальнейшего спада имеет свою положительную сторону. Это заставило нас задуматься об отказе от политизированных приоритетов и настоятельно призвать предпринять шаги по поиску более эффективных форм сотрудничества. В последнее время некоторые государства-члены СНГ и Европейского Союза расширили сотрудничество путем укрепления и совершенствования политического диалога, экономических, культурных и других связей. Важную роль сыграли двусторонние соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией, Украиной, другими странами Содружества и Европейским Союзом, а также деятельность межправительственных и межпарламентских органов. В апреле 1998 года в знак признания рыночной позиции российских компаний, экспортирующих товары в ЕС, исключение России из списка стран, с так называемой государственной торговлей с внесением соответствующих изменений в антидемпинговый регламент ЕС.

Государствами-членами Содружества являются государства-учредители, возложившие на себя обязательства, значащиеся в Уставе, на протяжении одного года после его утверждения соответствующим органом. Стоит отметить, что согласно Уставу предусмотрены две категории: ассоциированные члены, которые могут принимать участие в обозначенных направлениях деятельности, и наблюдатели, имеющие возможность посещать заседания органов Содружества. Перечень государств-участников 2009 год ознаменовался выходом Грузии из Содружества из-за вооружённого столкновения в Южной Осетии, а в 2014 год и Украина заявила о намерении выйти. Однако есть государства, выразившие желание присоединиться к Содружеству, при этом не являясь республиками бывшего СССР: Монголия и Афганистан.

Итак, учитывая назревающий вопрос о том, какие страны входят в СНГ в 2017 году, констатируется, что юридически в состав СНГ включены 9 государств.

Акаев, За Республику Молдова М. Ельцин, За Республику Таджикистан Р. Набиев, За Туркменистан С. Ниязов, За Республику Узбекистан И. Каримов, За Украину Л.

Свернуть Из протокола совещания глав СНГ 21 декабря о поручении Шапошникову командовать Вооруженными Силами "Исходя из закрепленного в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств и в Алма-Атинской Декларации положения о сохранении под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства и единого контроля над ядерным оружием, Высокие Договаривающиеся Стороны согласились о нижеследующем: До решения вопроса о реформировании Вооруженных Сил поручить командование Вооруженными Силами маршалу Шапошникову Е. Ядерные вооружения, входящие в состав Объединенных стратегических вооруженных сил, обеспечивают коллективную безопасность всех участников Содружества Независимых Государств. Статья 2. Государства-участники настоящего Соглашения подтверждают обязательство о неприменении ядерного оружия первым. Статья 3. Государства-участники настоящего Соглашения совместно вырабатывают политику по ядерным вопросам.

Статья 4. До полной ликвидации ядерного оружия на территориях Республики Беларусь и Украины решение о необходимости его применения принимается по согласованию с главами государств-участников Соглашения Президентом РСФСР на основе процедур, разработанных совместно государствами-участниками. Республика Беларусь, Украина обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях. Государства-участники настоящего Соглашения обязуются не передавать кому бы то ни было ядерного оружия или другие ядерные взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно; равно как никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами. Положения пункта 2 настоящей статьи не препятствуют перемещению ядерного оружия с территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР с целью его уничтожения. Статья 6.

Государства-участники настоящего Соглашения в соответствии с международным Договором будут содействовать ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектирования под совместным контролем. Свернуть Мирча Снегур о неизбежности конца СССР и ликвидации союзного центра "Мы до этого еще участвовали в саммите в Алма-Ате, тогда предполагалось создать расширенный экономический союз. Но уже, помнится, настроение у всех было отдаляться, во всяком случае выйти на уровень двусторонних отношений без каких-либо указок из центра. Самое главное, что с самого начала там было лояльное отношение к принципу, согласно которому каждая страна участвует в тех структурах, в которых желает, никто никого не заставляет.

Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера». В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика; взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах; сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными. Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ и вообще постсоветских государств стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». В 2005 году цена 1 тыс. Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ.

История и деятельность Содружества Независимых Государств

Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, основано на началах суверенного равенства всех его членов и действует на основании Устава от 22 января 1993 г. Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на английский эта аббревиатура переводится как CIS Countries, а не SNG, как думают некоторые). Официальное начало истории СНГ положило подписание 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, ныне известного как «Беловежские соглашения» или «Беловежские договоренности». Государства-члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Объединились в Содружество Независимых Государств. Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 года Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании.

Базовые документы Содружества независимых государств

СНГ (Содружество независимых государств) Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.).
"Беловежское соглашение": как и почему 8 декабря 1991 прекратил существование СССР и появился СНГ В этот день, 32 года назад, главными сепаратистами СССР была подписана Алма-атинская декларация, на основании которой было создано Содружество Независимых Государств (СНГ).
СНГ — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу.
Образовалось Содружество Независимых Государств Содружество Независимых Государств, СНГ является международной организацией, призванной регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР, но не все.

"Беловежское соглашение": как и почему 8 декабря 1991 прекратил существование СССР и появился СНГ

СНГ – сокращенно «Содружество Независимых Государств», возникшее в результате ряда соглашений в 1991 году на территории распавшегося Советского Союза. Содружество независимых государств (СНГ) — международная организация, включающая в себе отдельные республики бывшего СССР, целью которой является установление сотрудничества между государствами на постсоветском пространстве. образование снг кратко СНГ—это объединение независимых государств—бывших республик Советского Союза — для сохранения существующих экономических, социальных, политических и прочих связей и для поддержки друг друга во всех сферах. 8 декабря после четырехчасового обсуждения они подписали Беловежское соглашение — документ о кончине СССР и о создании Союза Независимых государств — СНГ.

Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года

С ним связан огромный пласт общей культуры, истории, традиций на пространстве Содружества. К сожалению, и здесь приходится преодолевать ряд серьезных и застарелых проблем. В Белоруси это второй государственный язык, в Киргизии и Казахстане - официальный, в Таджикистане - язык межнационального общения. Шире всего в быту и культуре он используется в Белоруси, Казахстане, Киргизии и Молдавии. И, конечно, на Украине - хотя нынешним киевским властям это очень не нравится.

Существенным интеграционным фактором является язык общения народов СНГ - русский Тридцать лет назад в любой республике бывшего СССР для приезжего не составляло проблемы объясниться с местными жителями на русском. Сейчас он распространен меньше. Но и сегодня в СНГ, по оценкам экспертов, живут около 155 миллионов носителей русского языка и еще 100 миллионов тех, для кого он второй. Эти люди тесно связаны с нашей страной родственными, культурными, научными, рабочими контактами.

Однако успело вырасти и целое поколение, которое языком Пушкина и Толстого не владеет, а таковых насчитывается не менее 38 миллионов человек. Некоторым он просто не нужен ни в быту, ни на работе, а кто-то, наоборот, даже при желании не имеет возможности его выучить. Сокращение числа русскоговорящих в странах СНГ - тенденция, которой не один десяток лет. Началось все еще в 90-е годы, когда многие русскоязычные граждане были вынуждены уехать из бывших республик СССР.

Но нельзя списывать все на демографические и миграционные процессы, во многих случаях дело именно в государственной политике по отношению к "великому и могучему". Более того, формируемую в этом весьма чувствительном вопросе точку зрения можно считать своего рода маркером готовности того или иного государства СНГ двигаться в направлении дальнейшего сопряжения усилий в решении актуальных проблем развития. Культурная платформа СНГ предполагает разнообразие и взаимообогащение гуманитарных связей народов, которые входят в Содружество. Между тем мы видим порой совсем другие вещи, например, в Киргизии, где идет общественное обсуждение поправок к закону о государственном языке.

Новые нормы, которые предлагается в него внести, могут существенно ограничить права русскоязычных граждан. В данном контексте нельзя не отметить, что в ряде государств СНГ историю нашего совместного прошлого сейчас активно пытаются переписать. Любовь к своей Родине - прекрасное и естественное чувство, которое присуще любому народу. Однако одно дело - патриотизм, и совсем другое - радикальный национализм и ксенофобия, насаждение ненависти к другим народам, крайней формой проявления которых становятся оправдание преступлений фашизма, массовых убийств и этнических чисток.

Мы нередко сталкиваемся с возвеличиванием тех или иных исторических персоналий в республиках СНГ только за то, что они "боролись за свободу своих стран против России" в разные периоды ее истории. Так, "национальными героями" в ряде стран пытаются представить того же Гарегина Нжде, который во время Второй мировой сотрудничал с нацистами, идеологов Туркестанского легиона вермахта или басмачества в Средней Азии первой половины ХХ века, не говоря уже об украинских боевиках из ОУН-УПА и других подобных деятелях. И мы хорошо понимаем, ради чего и какими силами подогреваются подобные "ремейки истории", какое воздействие это может оказать на массовую аудиторию. При этом совершенно не важно, являются ли эпизоды глорификации псевдогероев, в той или иной степени действовавших по наущению враждебных России внешних сил, единичными или массовыми, - мириться с такими фальсификациями ни в коем случае нельзя.

Что этому можно противопоставить? Конечно, прежде всего - силу убеждения и просвещения, обеспечение прав людей на свободное и мультикультурное развитие и историческую правду. Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить и укрепить общее гуманитарное пространство, существовавшее у наших народов в течение многих веков. Для этого делается очень многое.

При содействии России в СНГ реализуется целый ряд проектов, направленных на поддержку русского языка и культуры в независимых республиках. В эти страны едут преподавать лучшие школьные учителя и профессора ведущих вузов. Издаются книги, успешно работают более 80 языковых центров в рамках программы "Послы русского языка", которую ведет Государственный институт русского языка им. Определенные итоги эффективности подобных действий можно будет подвести в 2023 году, объявленном в СНГ Годом русского языка как языка межнационального общения.

Действуют и экономические факторы, которые в данном случае могут сыграть значимую роль. Знание русского языка - это важное конкурентное преимущество для всех, кто устраивается на работу в других государствах СНГ, переезжает на новое, более комфортное место жительства. Русский быстро "вспомнили" даже в Прибалтике, как только в местной сфере услуг возник значительный спрос на специалистов по работе с туристами из России и СНГ. Его не забывают и в вышедшей из Содружества Грузии, где позиция граждан зачастую резко отличается от официальных русофобских заявлений властей.

Не стоит забывать и об односторонних ограничительных шагах, которые Запад применяет вопреки нормам международного права, его вмешательстве во внутренние дела суверенных государств. В мире существует несколько "центров силы", которым сейчас очень важно закрепиться на евразийском пространстве и любой ценой вытеснить оттуда главного конкурента - Россию.

На правительственной, но всё же охотничьей даче не было компьютеров. Договор был напечатан на 5 листах на обычной пишущей машинке.

Копии для президентов множили на рулонной бумаге на факсе. Содержание договора Во вступлении три президента подтвердили, что как субъект международного права Союз ССР перестаёт существовать. И далее, опираясь на исторические общие связи между народами, с уважением суверенности друг друга, обещанием решать споры переговорами, отказом от давления и вмешательства во внутренние дела, в 14 статьях достигли согласия в следующем. Объединились в Содружество Независимых Государств.

Гражданам, а также лицам без гражданства на территории трёх стран давали гарантию равных прав и свобод. Начинали всестороннее сотрудничество между народами. Открыли границы с разрешением свободного передвижения в рамках Содружества. Обязались уменьшать вооружение, в том числе ядерное.

Объединяли общее военное командование. Закрепили право приостановить договор или часть его статей с предупреждением остальных участников за год. Обязались исполнять международные обязательства по прошлым договорам. Оставили Соглашение открытым для подписания всем разделяющим изложенные принципы государствам.

Договорились, что с момента подписания в странах-членах Содружества органы бывшего Союза больше не действуют. Составили три экземпляра документа на трёх языках, которые имели равную силу. Суть его была в том, что каждая республика как союзная единица вольна сама выбирать, находиться в составе СССР или нет. Письменное утверждение об уходе Союза в небытие, написанное в Вискулях, назвали незаконным.

Ответ Горбачёва был схож и содержал следующее: у СССР есть Конституция, и будущность страны должна решаться с её соблюдением. Только три человека не могут принимать такое решение, даже если они главы государств. Это касается всех союзных республик. Заметим, что о произошедшем событии ему сразу же сообщили сотрудники комитета безопасности Белоруссии, но он не стал применять силу.

Одно из предположений: военные отказали ему в силовой поддержке. Спустя два десятка лет Горбачёв объяснит, почему бездействовал в отношении «участников ликвидации СССР»: считал, что может вспыхнуть гражданская война, а он этого не хотел.

Таблица стран-членов СНГ 21946 Содружество независимых государств или СНГ — это созданная в декабре 1991 года международная организация, которая состоит из государств, ранее входивших в состав СССР не всех. Принятие Устава Содружества Независимых государств 22 января 1993 года окончательно завершило процесс формирования СНГ. Протокол к нему от 21 декабря 1991 года до момента принятия Устава.

В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 долл. В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины.

Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. Соглашение о поставках газа в 2006 году по цене 95 долл. Внешнеэкономическая политика Украины. Верховная Рада , однако, использовала факт его подписания для обострения отношений с президентом Виктором Ющенко , отправив правительство Юрия Еханурова в отставку — см. Политический кризис на Украине 2006. Новому премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической победой. Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение.

В марте 2005 было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии , однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд. США за 1 тыс. Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После длительного выяснения отношений цена на 2007—2011 годы была установлена на уровне 100 долл. После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось главного объединяющего фактора — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы Туркмения, Казахстан, Узбекистан , либо транзитных стран Украина, Белоруссия.

Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими.

30 лет со дня основания Содружества Независимых Государств

Содружество Независимых Государств было основано главами России, Беларуси и Украины путём подписания 7−8 декабря 1991 года в резиденции Вискули (в Беловежской пуще) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств». СНГ существовало на основании Устава, утвержденного 22 декабря того же года. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств готовилось в ночь на 8 декабря, подписано было в 10 часов утра. Содружество Независимых Государств или СНГ межгосударственное объединение стран бывшего Советского Союза. 8 декабря после четырехчасового обсуждения они подписали Беловежское соглашение — документ о кончине СССР и о создании Союза Независимых государств — СНГ.

История создания Содружества Независимых Государств (СНГ)

Таблица стран-членов СНГ 21946 Содружество независимых государств или СНГ — это созданная в декабре 1991 года международная организация, которая состоит из государств, ранее входивших в состав СССР не всех. Принятие Устава Содружества Независимых государств 22 января 1993 года окончательно завершило процесс формирования СНГ. Протокол к нему от 21 декабря 1991 года до момента принятия Устава.

Год 1991 8 декабря 1991 года. В Соглашении отмечалось, что Беларусь, Россия и Украина как государства — учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Соглашение подписали: от Белоруссии — председатель Верховного Совета С. Шушкевич, председатель Совета Министров В. Ельцин, Государственный секретарь Г.

Членство в составе СНГ добровольное. Документом было признано прекращение деятельности СССР и утверждено согласие сторон в продолжении дипломатического, политического, культурного, социального, экономического сотрудничества между странами-участницами договора.

Страна несет тяжелое материальное бремя и людские потери, защищая стабильность политических режимов, даже не скрывающих своей неприязни к России. В этих условиях заслуживает рассмотрения такой острый, но возможный в самом крайнем случае шаг, как выход или угроза выхода России из КМС в Таджикистане. Внутри региона, в случае вывода российских войск, ситуация резко обострится. Распад Таджикистана станет свершившимся фактом. Такое развитие событий не устраивает ни одно государство Средней Азии, поскольку грозит им крахом. Менее всего в этом окажутся заинтересованы Казахстан, Киргизия и, особенно, Узбекистан взрывоопасная, фундаменталистски ориентированная и демографически перенапряженная Ферганская долина становится линией границы, зоной нестабильности с уже сформировавшейся инфраструктурой партизанской войны. Режимы Каримова, Назарбаева и Акаева окажутся на грани политической смерти. Пожалуй, наиболее жестким шагом России, вслед за выводом наших войск из Таджикистана, может стать выдвижение нами собственных и поощрение чужих или взаимных территориальных претензий Среднеазиатских республик общеизвестно, что существующие сегодня границы проведены произвольно и ни в коей мере не отвечают историческим ареалам расселения «коренных» народов, подавляющее большинство которых к тому же не имеет опыта государственности. Используя угрозу вывода войск и территориальных претензий, Россия может добиться от стран Средней Азии больших уступок, а возможно и полного изменения «политического лица» региона на более отвечающее нашим национальным интересам. Но не следует забывать о том, что мы можем столкнуться и с рядом совершенно неуправляемых процессов — громадным и неконтролируемым миграционным выбросом опыт таджикского исхода, только в еще больших масштабах , а также простым исчезновением тех, с кем можно будет договариваться о смене вех в Среднеазиатских республиках. В целом, стратегия России, при которой Назарбаев, Каримов и Акаев были бы заинтересованы в российском присутствии в Среднеазиатских республиках, может базироваться на действиях: 1. Экономическая составляющая воздействий России на новообразованные страны Азии должна сочетать в себе элементы политики «кнута» регулирование или угроза регулирования сырьевого экспорта этих государств, а также жесткие условия реструктуризации их внешних долгов России и «пряника» военная, экономическая и финансовая помощь в виде кредитов, поставок, заказов, льготы, пр. В качестве наиболее действенных, крайних мер можно рассматривать выход или угрозу выхода России из Таможенного Союза, пересмотр некоторых ранее достигнутых договоренностей в экономической сфере. Зависимость Средней Азии от российской транспортной инфраструктуры делает новые государства региона весьма уязвимыми для призрака экономической блокады — в первую очередь продовольственной и энергетической. Вполне приемлемым для игры на противоречиях Среднеазиатских элит явилась бы активизация информационного воздействия на страны региона увеличение вещания, выпуска литературы, расширение культурного обмена и др. Объяснение этой необходимости — в сегодняшних условиях существования в Средней Азии русской нации и русской культуры, которые стремятся к преодолению своей разделенности и изоляции от России. Мы обязаны поддержать не только наших соотечественников, не по своей воле оказавшихся за пределами России, но и — шире — весь феномен русскоязычного мира Средней Азии. Для помощи русским и русскоязычным движениям особенно казачеству, как наиболее радикальной и отмобилизованной части русских за рубежом , а также ориентированным на Россию оппозиционным силам в Средней Азии нужно задействовать лоббистский потенциал государственных и частных структур РФ. В кампании по соблюдению основных свобод и прав человека в новых государствах необходимо участие официальных лиц России на максимально высоком уровне. Учитывая то, что система новообразованных стран Азии настолько неустойчива и взаимозависима, что, например, распад Казахстана или Таджикистана развалит и Узбекистан, необходимо постоянное давление в целях постепенной переориентации политических режимов Средней Азии на Россию как главный и единственный центр силы постсоветского пространства. Не подлежит сомнению, что в настоящее время наиболее влиятельны в регионе Узбекистан и Казахстан. Именно Ташкент проводит наиболее антироссийскую политику, солидаризируясь с Азербайджаном, Украиной и Грузией в создании альтернативных российскому транспортных коридоров на Запад ТРАСЕКА, трубопроводы , активизируя двух- и многостороннее военно-политическое сотрудничество со странами НАТО. Но наиболее уязвим для российского влияния Казахстан. Россия должна внимательно отслеживать любые тенденции политической, социальной и экономической сферах Узбекистана и Казахстана. Недопустимо, обладая потенциалом большого внутриполитического влияния на эти республики, не использовать поводы для укрепления в этих странах позиций России, собственного русского и русскоязычного населения наиболее ярким примером неправительного поведения российских властей в недалеком прошлом является подчеркнутое невмешательство в несколько подряд проведенных конституционных переворотов в Узбекистане и Казахстане. Российское руководство могло бы настоять, по крайней мере, на вынесение вопроса о статусе русского языка в ходе недавних конституционных референдумов в Казахстане. Тем самым русские и русскоязычные общественно-политические организации Казахстана получили бы сигнал из Москвы о внимании к их требованиям. Однако Правительство РФ прошло мимо этой возможности. Разумно используя еще имеющийся у РФ большой арсенал рычагов давления на независимые государства Средней Азии, можно и нужно переломить складывающуюся сейчас ситуацию, при которой влияние России на этом пространстве уменьшается год от года. Пора дать понять Среднеазиатским элитам, что мы не дадим им укреплять независимость своих государств, ничего не отдавая взамен используемых российских средств, ресурсов и войск. Решение в Закавказье: антироссийская ось или подконтрольная дуга нестабильности С конца 1994 года для российской дипломатии появилась новая головная боль, так как ситуация в регионе радикально изменилась. Главным координатором проекта выступил контролируемый американо-английским капиталом Азербайджанский международный операционный консорциум АМОК. За первым контрактом века последовали другие, также с преимущественным участием западных нефтяных компаний. Таким образом, к этому времени российская дипломатия потерпела тройное поражение. Во-первых, не удалось добиться укрепления ориентированных на Россию политических сил в Азербайджане. Ставка на Алиева оказалась ошибочной вообще ставка на бывших членов Политбюро пока что приносит российскому МИДу одни огорчения. Хоть и не самые способные люди занимали в советские годы высшие ступени партийно-государственной власти, однако они реально оказались более искушенными в премудростях захвата и удержания власти. Именно в Закавказье, в двух ключевых республиках — в Азербайджане и Грузии — высшие чиновники бывшей советской партийной иерархии легко переигрывают в отношениях с Россией политических игроков из второго и третьего эшелона советской номенклатуры, прорвавшихся сегодня в первые ряды российской политики. Во-вторых, несмотря на все еще продолжающиеся усилия МИД России поставить под сомнение юридическую значимость заключенных контрактов, ссылаясь на неясность правового режима Каспийского моря, участие российской нефтяной компании «Лукойл» в этих суперпроектах фактически дезавуирует официальную позицию России по вопросу о статусе Каспийского моря. В-третьих, не удалось предотвратить реальный приход мощнейших западных компаний в Азербайджан с большими деньгами, что естественно будет способствовать ослаблению роли и влияния России в регионе. Затем последовали и другие столь же драматические поражения России в регионе. Россия в долгосрочном плане проиграла борьбу за трубопроводы. Хотя она все еще располагает контрольным пакетом акций в Каспийском трубопроводном консорциуме КТК , однако усилиями западных компаний и при активном участии Азербайджана, Грузии и Турции было принято решение о прокладке южной ветки трубопровода в обход России: то ли Баку-Поти, то ли Баку-Джейхан. АМОК с конца 1995 г. Таким образом, сложилась совершенно иная ситуация для России в контексте реализации каспийских нефтяных «суперпроектов» и не только в Закавказье. Нефтяной контракт добыча и транспортировка в состоянии на деньги иностранных инвесторов объединить большинство стран Средней Азии и Закавказья на антироссийской основе. Для западных геостратегов сложившаяся ситуация выходит далеко за пределы чисто нефтяной сделки. Впервые создается реальная возможность воспользоваться слабостью России, чтобы: а экономически укрепиться в этих геополитически очень чувствительных для России зонах, б способствовать горизонтальной консолидации государств Центральной Азии и Закавказья вокруг новых коммуникационных артерий ориентированных друг на друга, лишив Россию контроля над товаропотоками, в через инвестиции способствовать укреплению хрупкой государственности бывших советских республик, г создать мощный экономический и военно-политический союз в качестве противовеса России и, в результате всего этого, на многие десятилетия, а возможно, и столетия, вытеснить Россию из Закавказья и Центральной Азии. Поражение в Чеченской войне, прямое и активное вовлечение Азербайджана и Турции на стороне Чечни и массированная поддержка западными странами чеченских сепаратистов стали звеньями в реализации данной стратегии. Созданная в результате этого поражения психологическая атмосфера, наложенная на безрадостное состояние экономики и развал армии дают определенный временной простор для реализации данной стратегии странами Запада и некоторыми бывшими республиками Союза. Чтобы препятствовать подобному развитию событий следует рассмотреть имеющиеся у России возможности, ресурсы для противодействия. Как уже отмечалось выше, бывшие республики Средней Азии и Закавказья находятся в стадии государствостроения. Многие имеют серьезные межэтнические, межклановые и межрегиональные противоречия. Степень уязвимости Средней Азии и Казахстана и факторы дисциплинирующего воздействия на них со стороны России уже изложены. Остановимся здесь лишь на слабостях Грузии и Азербайджана, как ключевых звеньев антироссийской оси Ташкент-Баку-Тбилиси-Киев. Специалисты помнят, что Азербайджан и Грузия вошли в СНГ после серьезных неудач в своем становлении, тяжелых военных поражений и территориальных потерь. С тех пор они старались использовать связи в СНГ, и в первую очередь Россию, для решения своих проблем по восстановлению территориальной целостности. Грузия и Азербайджан попытались выработать по отношению к России такую внешнеполитическую стратегию, согласно которой с одной стороны вынудить Россию помочь им с восстановлением территориальной целостности, а с другой, использовать международные политические институты и общественность, чтобы компенсировать влияние России и гарантировать свою независимость от нее. Одновременно эти страны использовали свое вхождение в СНГ, чтобы не дать России повода для более активных действий по недопущению консолидации этих государств на антироссийской основе. Нейтрализуя активность России в регионе, они всячески поощряли процесс интернационализации межэтнических конфликтов, что вело к уменьшению посреднической роли России политика Азербайджана в минской группе по Карабахскому урегулированию, попытки Грузии привлечь ООН и НАТО к абхазскому урегулированию. Реализация каспийских суперпроектов с привлечением иностранных капиталов, помогла этим странам обеспечить более активную поддержку со стороны Запада в решении своих проблем в военно-политической сфере. Алиев и Шеварднадзе пока что успешно проводят свою линию, умело переигрывая российскую дипломатию, которая на закавказском направлении в течении последних лет, и особенно после начала чеченской войны, полностью потеряла как инициативу, так и ориентиры. На многих направлениях, координируя свои усилия с Турцией и ведущими западными странами Грузия и Азербайджан, добились ощутимых результатов консолидация режимов, нефтяные суперпроекты, решение о транспортировке нефти через Грузию, использование российской дипломатии для давления на Армению, Карабах, Абхазию, Южную Осетию. С недавних пор заинтересованные круги из этих стран пытаются создать в Москве совершенно ложные представления об интересах России в регионе. В многочисленных публикациях ставится вопрос об окончательном уходе России из Закавказья с эвакуацией российских военных баз с территории Армении. При этом отмечается, что хорошие отношения с Грузией и Азербайджаном на долгосрочной основе Россия может установить, только лишь идя на усиление своего давления на Карабах и Армению, на Абхазию, способствуя Азербайджану и Грузии в восстановлении своей территориальной целостности. Таким образом, нынешняя российская политика в Закавказье подошла к критической черте. Перед Россией стоит дилемма: либо принять логику Шеварднадзе, Алиева, Турции и Запада, озвученную за последние годы российскими масс-медиа, поверхностными политиками вроде Тулеева и Рохлина и уйти безвозвратно из Закавказья, а в дальнейшем и из Северного Кавказа вслед за Чечней Москва в самое ближайшее время рискует потерять Ингушетию и Дагестан. При выборе второго варианта России придется активно способствовать ослаблению позиции антироссийски настроенных сил в Азербайджане и Грузии и одновременно демонстративно усилить свое экономическое и военно-политическое присутствие в Армении, пока Запад и соседние с Арменией страны не нашли средств для переориентации Армении на страны Запада спекуляции вокруг послевыборных внутриполитических проблем в Армении показывают, что такой поиск начался. Следует незамедлительно снять блокаду с Абхазии это важно еще и во внутриполитических целях: нужно найти стимулы к недопущению объединения российского Северного Кавказа на прочеченских основаниях. Учитывая, что чеченское руководство уже пришло к необходимости особых отношений с Грузией — единственным внешним пограничьем Чечни — снятие блокады с Абхазии, а затем меры по ее экономическому возрождению позволят объединить весь невайнахский Северный Кавказ вокруг целей российской политики, за счет Грузии , содействовать укреплению связей между Северной и Южной Осетией, стимулировать сепаратистские тенденции в Аджарии. Помимо этого возможно дать понять Армении, что в случае продолжения Грузией антироссийской линии, Армения сможет де факто присоединить Ахалкалакский и Ахалцихинский районы к Армении, пробить в дальнейшем коридор, обеспечивающий прямые комуникации Армении с Россией. Угроза столь серьезной дестабилизации Грузии, подкрепленная демонстрацией решимости России идти до конца по этому пути, стала бы серьезным отрезвляющим фактором для нынешнего грузинского руководства. Что касается противодействия усилиям Азербайджана вытеснить Россию из региона, то следует и здесь более эффективно использовать имеющиеся у Москвы ресурсы. Во-первых, нужно поддерживать военное превосходство армянской армии над азербайджанской. Во-вторых, стимулировать процесс объединения разделенного лезгинского народа, что сразу же создаст новую ситуацию на севере Азербайджана и в Дагестане, переживающем после выборов в Чечне сложные времена. Подтолкнуть федерализацию Азербайджана. И, наконец, актуализировать проблему Талышской автономии. Все эти факторы в совокупности должны быть направлены на создание такой ситуации, при которой риск капиталовложений в добычу и транспортировку нефти был бы нестерпимо высоким. Кроме Армении в качестве союзника России в регионе мог бы выступить и Иран, который хотя и имеет свои собственные интересы, но в силу внутренних, межэтнических проблем и международной изоляции может ограничить себя ролью стратегического партнера России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий