Новости что такое святки

Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды». Славянский народно-христианский праздник Святки начинает отмечаться 7 января, торжества продолжаются на протяжении двенадцати дней. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте Святки в 2024 году — когда отмечают, история, традиции.

Святки 2024

Добролюбов, Делец. Дело было на святках, в праздник. Короленко, Мултанское жертвоприношение. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 20 января Зимний свадебник и половину дня 8 21 января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество. В христианской традиции — время с Рождества до Крещения Господня.

Пришедши под окны дома, сперва поют они тропарь и кондак празднику, а затем виноградье; между тем звезда беспрестанно круговращается. Пропев виноградье, поздравляют хозяина и хозяйку с праздником, наконец восклицают: на славу Божию; этим они просят себе подачи. Тогда хозяин приказывает одному из славильщиков войти к себе и дает ему денег». Колядовщиков нередко сопровождала толпа любопытствующих. Остроты, пение, сценки исполнителей, как и реакция хозяев, их угощение — все подлежало оценке зрителей, а значит, и общественного мнения селения. Оценивалось мастерство исполнителей, их юмор, щедрость или скупость хозяев, разъяснялись намеки или прямые выпады, прозвучавшие в импровизациях. В обстановке колядования раздвигались границы допустимого в поведении: нельзя было обижаться на упреки, насмешки или озорство колядовщиков. Дополнительное оживление в обходы вносили встречи разных групп участников. Традиция вводила в определенные художественные формы и эту ситуацию. Встретившиеся партии останавливались; начинались взаимные загадки, исполнявшиеся в виде коротких песен. Ряженые появлялись на молодежных посиделках или обходили дома. Готовили костюмы и маски заранее. Вот, например, описание Святок в селе Шельбове Юрьевского у. Владимирской губ. В течение первых трех дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодежь здесь «рядилась». Парни — солдатами, офицерами, цыганами, стариком, бабой, а «натуральные бабы и девицы» — птицами журавлем, курицей. Популярны были также костюмы животных — медведя, волка. Ряженые «слонялись по всему селу». Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице. При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку. На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у. Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой. Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам».

Однако гадание было делом непростым и опасным, поскольку предстояло связываться с нечистой силой. Поэтому людям больным и склонным к панике, мнительным не рекомендовалось этим заниматься, иначе последствия могли быть печальными. Гадание на суженого Различных вариантов гаданий на суженого известно больше всего. Самый известный из них — с помощью зеркал: нужно в пустой комнате или в бане установить два зеркала друг напротив друга, осветив их с двух сторон свечами, сесть посередине и смотреть в конец зеркального коридора. Там должен появиться будущий жених. Однако в его виде предстаёт нечистый, поэтому нужно вовремя крикнуть «Чур меня! Есть также ритуал «приглашения на ужин», известный по «Евгению Онегину»: для этого в запертой комнате накрывали стол на двоих без вилок и ножей и, не двигаясь, ждали появления суженого. Признаком его приближения считался вой ветра. Были и более простые и менее страшные способы узнать суженого. Например, гадание по валенку: бросали его через спину на дорогу, и в какую сторону он лёг носком, с той стороны и придёт жених. Также спрашивали имена прохожих — если сделать это в полночь у первого встречного мужчины, имя совпадёт с именем будущего мужа. Суженого можно также увидеть в святочные дни во сне — считается, что сны в это время вещие. Чтобы точно привлечь нужный образ, следует сложить из спичек «колодец», рядом поставить напёрсток с водой, а затем «запереть» обряд — держа на весу над всей композицией, закрыть навесной замок. Затем нужно сказать: «Суженый мой, ряженый, приходи ко мне к колодцу воды испить, у меня ключа просить» и ложиться спать — суженый явится во сне. Чтобы узнать, предстоит ли в грядущем году свадьба, использовали кур: брали зёрна по счёту, давали их поклевать курице, а затем снова пересчитывали — если число парное, в этом году девушка выйдет замуж. Фото: wikipedia. Если по итогу число кусочков чётное — в этом году девушку ждёт свадьба. Гадание на будущее Одним из вариантов гадания на будущее является гадание на кофе: для этого нужно сварить кофе, выпить его, а чашку перевернуть на блюдце, предварительно мысленно задав интересующий вопрос. В получившейся массе нужно рассмотреть знаки и фигуры — именно они говорят о будущем. Ещё одно известное гадание — с кольцом и стаканом воды: для этого наливают в прозрачный стакан воду, в кольцо пропускают нитку, задают вопрос и опускают кольцо в стакан. Если кольцо стукнулось о стенку один раз — ответ на вопрос положительный, если дважды — то отрицательный. Чтобы узнать будущее, можно использовать также гадание со свечой и тазом воды.

В православном христианстве на время святок выпадает три важных праздника: Рождество, Обрезание Господне и Крещение. Каждый из них предписывает соблюдение определенных правил, в том числе посещение церкви и вознесение молитв за родных и близких. Традиция колядовать и щедровать на Святки тоже сохранилась. Колядуют обычно на Рождество, славя младенца Иисуса, а щедруют на Старый Новый год, то есть 13 января, с пожеланиями благополучия и радости. Если к вам пришли колядовать или щедровать, обязательно пустите ряженых на порог, угостите чем-то вкусным можно конфетами и мандаринами и если есть возможность, дайте немного денег. Гадания на святки Еще один сохранившийся со времен дохристианской Руси обычай - это гадать на святки. Святочные дни считались наиболее благоприятным для гадания временем, поскольку стиралась граница между миром реальным и потусторонним, то есть можно было просить помощь у духов, чтобы узнать свою судьбу.

Что такое Святки? Традиции празднования

Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 17 января 2025 года включительно). Давайте выясним, что это такое – Святки, как и когда их нужно отмечать. Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник.

Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования

Хорошим тоном считалось подарить им презент, так как этот ритуал представлял собой своего рода память о подношениях волхвам. В целом праздник можно охарактеризовать так: массовые народные гуляния, проведение обрядов. Бедных, больных и убогих вспоминали в Святки. Все неравнодушные посещали тюрьмы и больницы.

Верующие во время Святок отправлялись на богослужения. Важно знать, что до наших дней сохранился обычай, связанный со Святками. Речь идёт о Святочных Колядованиях их цель — пожелание всем хорошего урожая, максимального достатка и благосостояния.

Колядующие небольшими группами приходили в дома, перед этим переодевшись в различных животных, бесов или кикимор.

Все неравнодушные посещали тюрьмы и больницы. Верующие во время Святок отправлялись на богослужения. Важно знать, что до наших дней сохранился обычай, связанный со Святками. Речь идёт о Святочных Колядованиях их цель — пожелание всем хорошего урожая, максимального достатка и благосостояния. Колядующие небольшими группами приходили в дома, перед этим переодевшись в различных животных, бесов или кикимор. Детвора пела поздравительные колядки и просила за это угощения.

Святочные гадания продолжались на протяжении двух недель. Православные в Святки по вечерам собирались за праздничным столом.

В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.

В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками».

Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено.

В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг. Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа.

Колядки, 1880-е гг. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит. Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача. Славление наших царей Хотя в России не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника следующим образом: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр.

Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож.

Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер Как украшают дома В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи — их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.

В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.

Константин Маковский. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой В пору Святок было принято гадать о будущем. То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре.

Девушки уединялись в каком-нибудь помещении — приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего — в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье. Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду — для этого во льду проделывали крестообразную прорубь.

Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках — как вольных, так и невольных. В ожидании Крестного хода на Богоявление. Автор неизвестен Как отмечают праздник католики Католической церковью этот период именуется Рождественским временем.

Он длится от сочельника Рождества вечер 24 декабря до дня Крещения Господня первое воскресенье после торжества Богоявления.

У православных начались Святки

Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления. Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления. Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака). СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества.

Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника

Какие запреты на Святки нельзя нарушать Славянские праздничные дни были временем для отдыха и развлечений. Всю работу откладывали. Конечно, кроме приготовления пищи. В январе славянские хозяйки чаще выпекали блины и лепешки. Световой день увеличивался, и таким образом задабривали Солнышко. А вот уборкой, шитьем и вязанием не занимались. Запрещено было также ссориться с родными, выяснять отношения. Нельзя намеренно грешить.

Другие запреты на рождественские Святки: грустить, предаваться печальным мыслям; избегать встречи с друзьями и родственниками; отправляться на рыбалку или охоту; играть в азартные игры; отказывать кому-то в помощи или подаянии. Особо опасными азартные игры считались для молодых женщин. Суеверия гласили, что это может негативно сказаться на замужестве. Как правильно гадать и загадывать желания на Святки У славян был особый ритуал, который проводили в начале праздничного периода.

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам, исполняя церковные песнопения —тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Колядующие получали от хозяев обрядовую пищу и высказывали им добрые пожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от угощения и подарков колядующих. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год.

Зеленые святки и в 2024 году могут широко отмечать, например, в сельских районах Новосибирской области. Даже если название праздника Семик уже и не упоминается, некоторые основные традиции его в народе продолжают жить. Традиции праздника Семик На картинах, изображающих проводы весны и Зеленые святки, чаще всего присутствуют молодые девушки. На Семик среди подросших девочек проводили обряд кумления. Юные барышни выбирали себе задушевных подруг, учились гадать на суженого. Символ Семика — береза как олицетворение жизненной энергии. Вокруг нее водили хороводы во имя предстоящего хорошего урожая. На дерево повязывали ленты, платки, бусы. Больше праздников Троица: что мы отмечаем на 50-й день после Пасхи Березовыми ветками украшали на кладбище могилы умерших родственников. В некоторых областях в этот день приоритет отдавали поминовению «заложенных» покойников. Сначала поминали их души, а только после этого души своих родственников. Семик — единственный день в году, когда можно заказывать панихиду по покойнику, которого церковь отказалась отпевать при погребении.

Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным. Что делать на Святки Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения — ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам. К Святкам, 6 января, заканчивается Рождественский пост. В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику Рождества Христова , который отмечают 7 января. В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте здесь. Как отмечают Святки православные Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество , а также в канун и первый день старого Нового года ночь с 13 на 14 января ; канун Крещения. Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок, славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив — требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями. Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое». Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление.

Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать

Традиции и обычаи святок с 6 по 18 января Славяне еще до крещения Руси отмечали свои языческие праздники. Давайте выясним, что это такое – Святки, как и когда их нужно отмечать. Запрещалось на святки что-либо скручивать и связывать, так можно притянуть беды.

Значение слова «святки»

В дни Святок люди обычно колядуют, украшают дом свечками, гадают, заходят в гости, а в школах проводятся воскресные мероприятия. С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Подробнее о истории и значении Святок, традиции и обычаях в эти дни, а также интересных фактах в нашем материале. С 7 по 17 января проходит празднование зимних Святок.

У православных христиан есть традиция, проводить рождественские Святки с 7 по 17 января. Эти дни ознаменованы от Сочельника с момента появления первой звезды до начала Крещения. Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, которые сочетают в себе как православные, так и языческие традиции. В дни Святок люди обычно колядуют, украшают дом свечками, гадают, заходят в гости, а в школах проводятся воскресные мероприятия.

Но в представлении древних славян данный период очень опасен, потому что души умерших предков, а также нечистая сила спускаются на землю, гуляют по всему свету и активно вторгаются в мир людей. В некоторых селениях святочные дни называли «погаными», «некрещеными», «бесовскими», «злыми» и «страшными». Поэтому неслучайно любой гость, который появлялся в это время в доме, воспринимался как особый. Люди верили, что от него может зависеть благополучие семьи на весь год, а потому каждого посетителя было принято угощать и одаривать. С особым почтением относились к колядующим.

Читайте также: Гадание на воске: как узнать будущее, значение символов и фигур По традиции в праздничные дни было принято вносить в дом святочные символы, среди которых были рождественский сноп, сено, хвойное деревце. Центральным моментом святочных праздников был семейный ужин. Хозяйки готовили на стол поминальные блюда: кутью, блины, кисель. Обязательно ставили лишний прибор для «души» или «ангела». Во время зимних святок выполнялись различные магические ритуалы. Они были призваны обеспечить благополучие семьи на целый год. Люди верили, как проведешь начало года, такими будут и все двенадцать месяцев. У восточных славян считалось, что первый день святок следует провести дома или у родных.

Обязательным блюдом, вкушаемым первым, была кутья сочиво — пшеничная, рисовая или ячменная каша, приправленная сухофруктами или медом. На столе также были овсяные печенья в форме людей и домашних животных. В воспоминание о пастухах и волхвах, пришедших поклониться Младенцу, родившемуся в яслях для скота. В святочные дни праздничный стол был гораздо богаче. На нём были блины, пироги, пряники, печения из пресного теста — колядки. Подавался жареный поросенок, гусятина, курятина, баранина и дичь. Народные традиции и обычаи В святочные дни молодые в деревнях катались на санках и играли в снежки. В первую ночь на Святки разжигали костры, горевшие все 12 дней. С высокой горы спускали горящее колесо, уносящее все невзгоды уходящего года. Посиделки, игры, песни, гадания одновременно были и смотринами. Колядки Несмотря на языческие корни, колядки молодежи, переодетой в сказочных персонажей и зверей, — главное развлечение на Святки. Ряженые посещали избы деревни, в окнах которых горела свеча — знак готовности хозяев принять колядующих. Традиционные кричалки прославляли действительные и мнимые достоинства хозяина и членов его семьи. Подростки и дети также пели духовные песни и рождественский тропарь. Хозяева были обязаны отблагодарить колядующих угощением и подарками. Тем более что те даже шутливо угрожали скупым всяческими бедствиями. Иногда хулиганистые подростки реализовывали свои угрозы, например, заколотив ворота их дома снаружи.

Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать

Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы». Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа. Действительно, Святки существовали ещё задолго до пришествия христианства на Русь. СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. В России начались Святки, время особой духовной радости, когда православные верующие отмечают рождение Иисуса Христа.

Святки (Святочная неделя)

Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. В дни между Рождеством и Крещением православные верующие отмечают Рождественские святки. Статья Святки, Связь праздника с зимним солнцестоянием, Церковные правила, Святочные гуляния, Святки в русской культура. Не напрасно, наши благочестивые предки дали такое название этим дням — Святки; это действительно дни святые, дни святых воспоминаний двух важнейших радостных событий из земной жизни нашего Спасителя — Его Рождества и Крещения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий