Социальная среда – это социальный мир, который окружает конкретного индивида. это комплекс факторов, как материальных, так и духовных, которые окружают человека и оказывают влияние на его поведение, мышление. В понятие социальная среда включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро и микро) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность.
Социальная среда и ее роль в развитии человека: от позитивного влияния к социальной опасности
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. Москва Социальная среда окружающий человека социальный мир, включающий в себя условия становления, существования, развития и деятельности людей, неразрывно связанные с субъект-субъектными и с объект-субъектными отношениями, в которые эти люди вовлечены. Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся» Социальная среда социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека.
Это в свою очередь вызывает необходимость принимать срочные меры для решения возникающих проблем и изменения социальной среды в целом. Изменения социальной среды оказывают влияние на формирование ценностей и образа жизни людей Так, сегодня можно наблюдать рост интереса к здоровому образу жизни, экологически чистым продуктам, устойчивому развитию и технологиям, способным улучшить качество жизни нашей планеты. Одновременно возрастает количество людей, страдающих психологическими и социальными проблемами, связанными с изменением социальной среды Как изменение социальной среды влияет на экономику, экологию и политику страны? Социальная среда — это сложное понятие, которое включает в себя множество факторов, таких как культура, традиции, образ жизни, уровень развития общества и другие. Изменение любого из этих факторов может оказать значительное влияние на экономику, экологию и политику страны. Экономика Изменение социальной среды может привести к изменению потребительского спроса. Например, с увеличением образования и развития культуры люди могут стать более ответственными и продуктивными, а следовательно — более востребованными на рынке труда.
Это в свою очередь может привести к увеличению уровня дохода и лучшей экономической ситуации. Экология Социальная среда также может существенно влиять на экологию. Например, изменения в образе жизни, направленные на более экологически чистые виды транспорта и производства, могут привести к уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу. Кроме того, массовые движения в направлении раздельного сбора мусора и переработки могут значительно сократить количество отходов и загрязнений в природе. Политика Наконец, социальная среда может оказать влияние и на политику. Например, изменения в общественном сознании в отношении равенства и справедливости могут привести к изменению законодательства и политических позиций, в том числе в сфере налогообложения и социального обеспечения. Это может привести к сдерживанию неравенства и созданию более справедливого общества. Таким образом, социальная среда является неотъемлемой частью нашей жизни, и изменение любого ее элемента оказывает многогранный эффект на общество в целом. Вопрос-ответ Как социальная среда влияет на наш характер?
Социальная среда, в которой мы живем, может оказывать огромное влияние на наш характер. Например, если мы выросли в семье, где очень сильно ценятся моральные ценности и традиции, то скорее всего, нам будет важно следовать этим принципам в будущем. Если среда многогранна и меняется, то мы скорее всего воспримем эти плюсы и изменения и наладим постороение своего характера, происходить это будет непроизвольно, будто цветы воспринимают ароматы среды. Влияет ли социальная среда на судьбу человека?
Социальная среда Материал из свободной энциклопедии Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы. Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного подсознания в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой.
Таким образом происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в паттерны поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание.
Их схожая деятельность производственная, умственная, политическая протекает по-разному. Это составляет определенные характеристики личности людей, принадлежащих к тому или иному классу. Примечательно, что по общему поведению отдельно взятого человека можно выявить его корни. Что понимается под микросредой и макросредой Социология подразумевает совокупность разных условий существования, среди которых выделяют экономические, социальные, духовные, политические и др. Существует деление на социальные микро,- и макросреды: Микросреда — все то, что окружает индивида, то есть его семья, рабочие отношения, учебная группа и т.
Микросреда — семья и друзья индивида Человек социализируется с самых малых лет. Довольно часто можно услышать, что посещение ребенком детского сада важно не столько для развития первых дошкольных навыков, сколько для налаживания связей, контактов с окружающими детьми. Человеку свойственно быть частью коллектива, как одного целого. Собираясь в группы, можно достичь больших результатов за короткое время, с учетом слаженности работы и взаимопонимания. Поэтому общество, социализация начинаются в столь раннем возрасте. В чем различия Сначала индивид воспитывается в микросреде, окруженный родителями, воспитателями и сверстниками.
Многое поначалу делается именно для него, учитываются пристрастия, интересы, желания. Глядя на поведение окружающих, маленький ребенок проходит первые шаги к социализации, копируя то, что видит. С возрастом ребенок вливается в другие группы, будь то спортивный кружок или летний лагерь.
Социальная среда — что это в психологии
Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни. Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии - алгоритмов и процедур осуществления действий социальной практики. Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения. Элементы социальной сферы Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов. К элементам социальной сферы относятся: Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ; Территория.
Каждая общность людей проживает на определённой территории страна, город, посёлок ; Классовая составляющая.
К элементам экономической обеспеченности следует отнести жилье, пищу, одежду и иные потребительские товары; Гражданские свободы — это совокупность таких свобод, как совесть, беспрепятственное волеизъявление, передвижение по территориям, место проживания, равенство перед законом; Степень уверенности в будущем, и непосредственно в завтрашнем дне. Этот элемент выражается в отсутствии или наличии страха перед такими разрушительными явлениями, как война, сложное социальное положение, экономический кризис и безработица, голод, лишение свободы и бандитизм, воровство, эпидемии, распад семьи; Моральные нормы общения и поведения индивида — о них мы чаще всего упоминаем тогда, когда определяем процессы социализации. Безусловно, основная цель социализации — это привитие человеку тех общепринятых норм и ценностей, которые будут регулировать его поведение и складывать из него личность. Сюда также следует отнести свободу самовыражения, в том числе если речь идет о трудовой и профессиональной деятельности. Замечание 2 Таким образом, среда социализации включает в себя большое количество необходимых элементов, которые должны соответствовать интересам личности, но при этом демонстрировать ей необходимость соблюдать нормы во благо всего общества. Среда обеспечена социальным и психологическим пространственным минимумом. Это позволяет ей помогать человеку избегать негативных воздействий извне, а также избегать нервных и психических отклонений, которые в дальнейшем ведут к проявлению агрессивного и асоциального поведения. Социальная среда всегда действует в совокупности с природной средой, чтобы поддерживать оба начала человека: и биологическое, и социальное. Именно это и образует общую совокупность человеческой среды.
Каждая из названных сред тесно взаимосвязана со всеми остальными, причем они не могут быть взаимозаменены, поскольку исключение одной из сред может очень негативно сказаться на общем состоянии общества. Поэтому необходимо контролировать функциональность и жизнедеятельность каждого элемента, чтобы не допустить разрушения в целом, которое ведет к асоциализации индивида и его гибели. Также необходимо помнить об этапах социализации, которые играют важную роль в жизни человека. Социализация происходит на протяжении всего существования индивида, она непрерывна, но обладает своими особенностями и действующими акторами. Если в процессе первичной социализации среда человека состоит в основном из его семьи, то на этапе вторичной социализации он начинает взаимодействовать с другими средами и группами — это может быть трудовой коллектив, образовательная группа, профессиональные коллективы, клубы по интересам, созданная собственная семья. Бедные и богатые семьи Чем взрослее становится ребенок, тем больше он осознает, что его сверстники и их родители отличаются друг от друга материальным положением и социальным статусом. Тогда приходит понимание того, что есть бедные и богатые семьи. Бедные семьи — это те семьи, которые неспособны поддерживать приемлемый уровень жизни и доходы которой небольшие. Члены такой семьи вынуждены постоянно экономить, ограничивать свои потребности. Порой такие семьи экономят даже на жизненно важных расходах — на питании и проживании, на одежде и расходах на лечение.
Бедным семьям приходится отказываться от некоторых услуг, предметов и видов деятельности. Очевидно, что богатые семьи могут позволить себе множество материальных благ и не экономят на многих услугах и предметах. Такие семьи могут обеспечить и родителей, и детей всеми необходимыми жизненными благами. Если члены такой семьи добрые и духовно развитие люди, зачастую они помогают тем, кто вынужден постоянно экономить и от чего-то отказываться.
Schulze, Gerhard.
Soziale Welt, Sonderband 7 1990 : 409-432. Bremer, Helmut, and Andrea Lange-Vester. Soziale Milieus und Wandel der Sozialstruktur. Springer Fachmedien, 2007.
Их поддержанию и развитию способствуют и специальные средства, с помощью которых традиции оживляются и приобретают эмоциональную окраску. Организация праздников, походов, военно-спортивных игр дает молодежи возможность ощутить дух революционной героики, прочувствовать все величие подвига, совершенного во время революции и в Великую Отечественную войну. Это тем более необходимо, что многие исследователи отмечают нередко отставание социального опыта современной молодежи от уровня ее знаний. Слайд 9 Описание слайда: Соц. Это прежде всего семья, в которой начинается вхождение человека в общественный мир, школа и другие воспитательные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы и разнообразные группы общения на работе, в быту и т.
Все эти коллективы разнообразны по своему содержанию, по значению, по уровню социальной зрелости если иметь в виду развитие в них социалистических принципов и отношений. Личность в своем формировании осознает и соотносит общественные, коллективные интересы и требования с личными, может переживать и конфликтные ситуации, когда эти нормы, интересы и требования по тем или иным причинам расходятся. Слайд 10 Описание слайда: Индивидуальный облик личности Индивидуальный облик личности создается тем, что человек в процессе своего формирования и развития последовательно и одновременно живет и действует в разнообразных связях и отношениях: их «пересечение» не только обогащает личность, но и при определенных условиях может иметь отрицательные последствия -- «раздвоение личности», разрыв между знаниями, убеждением и поведением и т. Человек является той точкой, где скрещиваются и отбираются различные социальные влияния. Это разнообразие ставит его перед ситуацией выбора решения, требующего активной позиции. Воздействие среды, поскольку оно разнообразно, не предполагает однозначного решения; выбор линии поведения осуществляется самим человеком. Слайд 11 Описание слайда: Процесс взаимодействия между человеком и его окружением называется социализацией. Данный термин появился в американской психологии и изначально подразумевал взаимоотношения, с помощью которых индивидуум адаптировался, к окружающей его среде. Исходя из этого, адаптация является начальной составляющей социализации.
Слайд 14 Слайд 15 Описание слайда: Заключение Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или адаптацией.
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
Социальная среда – это взаимодействие людей в рамках общества и их окружение, которое формируется на основе социальных отношений. это все то, что окружает нас и влияет на нашу жизнь и взаимодействие с другими людьми. Социальная среда характеризуется совокупностью материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Глава1.Социальная среда
В этой связи можно предположить, что малые города, органично встроенные в систему крупных агломераций, могут стать полноценной альтернативой жизни в мегаполисе. Явно выражен запрос на места рекреации, экологической разгрузки, спортивной активности. В ряде случаев негативные оценки состояния тех или иных инфраструктурных объектов сдерживаются их отсутствием в населенном пункте — респонденту просто нечего оценивать. При этом все обозначенные проблемы не распределены равномерно, они скапливаются в населенных пунктах определенных типов. Критичность по отношению к состоянию различных объектов инфраструктуры нарастает с возрастом респондентов, что, вероятно, связано с накоплением социальных и личных проблем, снижением мобильности. На разных жизненных этапах респонденты начинают чаще обращаться в медицинские учреждения, решают проблемы образования для своих детей, в меньшей степени рассматривают переезд как стратегию повышения качества собственной жизни. Старшая группа населения становится более чувствительной к инфраструктурным дефицитам, особенного с учетом того, что после отъезда детей пожилым людям приходится нередко самим решать широкий спектр проблем. А что с безопасностью? В значительной степени отношение к месту своего проживания проявляется через ощущение личной безопасности. Сегодня каждый десятый из числа опрошенных не чувствует себя защищенным даже в собственной квартире — существенный показатель, учитывая, что это пространство является наиболее контролируемым для человека. Осознание риска возрастает по мере расширения границ до масштабов своего района или всего населенного пункта исключением является центр города, который воспринимается как более защищенный рис.
Наиболее сложна в этом отношении обстановка в городах-миллионниках: именно их население чаще, чем средний респондент, не ощущает себя в безопасности. Структура городских районов носит в них более сложный характер, среда менее гомогенна, возможны районы повышенного риска. Согласно проведенному исследованию, значительная часть жителей страны в последние 2-3 года принимала какое-либо участие в подобной деятельности. Вопрос развития рынка труда за счет поддержки малого и среднего бизнеса, формирования возможностей для самореализации, создание качественных рабочих мест является первоочередной задачей городского развития. Основной характеристикой конкурентоспособности города становится то, насколько он способен обеспечить капитализацию человеческого ресурса траектории профессиональной деятельности, уровень оплаты труда, возможности для смены деятельности и реализации своего проекта и т.
Например, если окружающие нас люди уважают правила совместного проживания, мы скорее всего тоже будем придерживаться этой линии поведения. Если в нашей среде принято заниматься физическими упражнениями, то мы также возьмем себе это правило за основу своей жизни. Социальная среда также определяет наше мировоззрение, которое формируется на основе ценностей общества, мнения ближайших к нам людей, истории и культуры. Например, если мы выросли в лаборатории наук, получив образование в области математики, то, скорее всего, мы будем иметь иное мировоззрение, нежели те, кто вырос в семье художников или медиков. Поэтому, чтобы иметь свою собственную точку зрения, необходимо понимать, как сильно нас влияет окружающая среда, и более взвешенно подходить к формированию своего мировоззрения и поведения. Как социальная среда определяет нашу личность и коммуникационные навыки? Социальная среда общества является одним из основных факторов, которые влияют на формирование нашей личности и коммуникационных навыков. С самого детства мы находимся в окружении различных людей и групп, которые непосредственно влияют на наш мироощущение и поведение. Кроме того, социальная среда формирует наши убеждения, взгляды и ценности. В зависимости от среды, в которой мы росли и живем, наши ценности могут отличаться от ценностей людей, которые находятся в другой социальной среде. Коммуникационные навыки также формируются под влиянием социальной среды. Каждая группа людей имеет свой уникальный язык и культуру общения. Например, в некоторых культурах считается невежливым обращаться к кому-то по имени, и вместо этого используются обращения типа «мистер» или «миссис». Кроме того, социальная среда влияет на нашу способность к адаптации и принятию изменений. Люди, проживающие в высокотехнологичных городах, вероятнее будут более толерантны к новым технологиям и быстрым изменениям в социальном окружении, в то время как люди, живущие в более традиционных средах, могут испытывать трудности с адаптацией к новым условиям. Таким образом, социальная среда играет важную роль в формировании нашей личности и коммуникационных навыков. Понимание этого факта поможет нам лучше понимать и взаимодействовать с людьми, которые различаются по своим культурным и социальным характеристикам. Изменения социальной среды в современном мире и их влияние на общество Сегодня социальная среда общества находится в постоянном изменении. Одним из основных факторов, влияющих на это, является развитие технологий. Оно привело к глобализации мирового рынка и повышению мобильности людей.
Мида, напротив, волнует именно механизм освоения роли. Особый интерес вызывает макросоциологическая интерпретация Э. Дюркгеймом ранее не проявленных сторон взаимосвязи личности и социума. Еще в 1911 году на Международном философском конгрессе в Болонье в своем докладе "Ценностные и реальные суждения", исследователь высказал, по-крайней мере, два крайне перспективных предположения. Во-первых, общество толкает или обязывает индивида, возвысится над самим собой; оно же обеспечивает ему средства для этого. Это силы коллективные, естественные и хотя и являются целиком нравственными, близки тем, которые действуют в остальной части вселенной. Элементы, из которых они созданы, заимствованы у реальности, но скомбинированы по-новому. Будучи предоставлен самому себе, индивид никогда не мог бы извлечь из себя материалы, необходимые для подобной конструкции. Во-вторых, идеал воспринимается как безличный, парящий над отдельными волями, которые он приводит в движение. Если бы он был продуктом индивидуального разума, то откуда бы могла у него появиться эта безличность? Может быть, из безличного характера человеческого разума? Не потому ли разумы сливаются до такой степени, что они происходят из одного и того же источника, из общего разума? Определение предметно-проблемного поля такого рода принципиальных вопросов должно проводиться, с нашей точки зрения, в контексте современного состояния знания не только большинства гуманитарных, но и естественных наук. Историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми. В современной литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Моральные представления менялись на протяжении развития человечества, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. В решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно оно осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида "исторической тенденции". Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления. Моральное сознание включает в себя познание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность, и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность. Нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно. Все процессы, происходящие в окружающем мире, откладывали свой отпечаток на понимание морали, вносили что-то новое или меняли уже существующее. Одним из сильнейших катализаторов данного процесса было христианство. В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Учение о нравственности находится в центре всей системе И. В своих работах ему удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Мораль не сводится к "внутренней механике" душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер. В этом, прежде всего и состоит объективно - долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию. Одним из важнейших вопросов, является вопрос о социальной природе нравственности. Нередко в истории развития человеческой мысли, нравственные представления из следствия становились причиной, из предиката - субъектом. Нам представляется более близким к истине понимание нравственности Э. Дюркгеймом как сугубо коллективного социального феномена, когда из синтеза индивидуальных сознаний рождается психическая жизнь нового рода. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель. На основе сочетания ряда признаков есть смысл различать общественное и индивидуальное поведение, с одной стороны, общественное и антиобщественное - с другой. В первом случае внешним признаком общественного поведения становится его массовидность, своего рода многосубъективность. Но это только внешний признак. Главным же является то, что термин "общественное" указывает на отношение к социальным нормам, обычаям, традициям, системе ценностей. Во втором случае термин "общественное", как и "антиобщественное", указывает на соответствие или несоответствие поведения объективно существующим системам норм, ценностям, то есть берется в положительном или отрицательном смысле слова. Таким образом, под общественным поведением понимаются такие типичные массовидные человеческие действия, которые характеризуются социальной значимостью, их отношением к социальным институтам, нормам, нравственным ценностям и в то же время обусловлены определенными экономическими, политическими и другими социальными мотивами. Если сосредоточить внимание на зависимости общего от единичного, то здесь, прежде всего, бросается в глаза непременная зависимость между практическими действиями индивидов и их сознанием или его подструктурами: знаниями, убеждениями, чувствами, привычками. Что касается массовидного поведения, то оно может рассматриваться как одна из существенных черт конкретно-исторического образа жизни. Довольно часто разделяют и противопоставляют средства социального контроля и механизмы внутреннего самосознания индивидов на том основании, что первые оказываются внешними по отношению к самоопределению человека, сковывают его свободу и обеспечивают только адаптивно-приспособительное поведение. Такое положение имеет место, но оно не является всеобщим. Что касается социальной активности личности, то она является специфическим свойством формы движения материи; с одной стороны, она есть родовое понятие по отношению к деятельности, с другой - означает меру интенсивности социальной деятельности, меру ее реального осуществления.
Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения. Но, когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Личность в макросоциологии - это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Так же как и ролей, человек может иметь и несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе, являющегося основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое, другое главенствующее нормативное положение личности в обществе. Люди, обладающими близкими или одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими структурами мышления. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации люди отнюдь не ведут себя унифицировано, хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими. Нормативная личность - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры. Модальная личность - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество например, в переходные транзитивные периоды системных преобразований , тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше отрывается от навязанного "идеального" стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых социальная среда обычно поощряет: они - основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за "примерное поведение". В противоположность макросоциологическому взгляду "сверху вниз" микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс социализации, и процедура "встраивания" личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматривается преимущественно через призму ролевых концепций. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии. Линтон рассматривает ролевой конфликт, связанный с маргинальным статусом личности. Линтона не интересует, как человек осваивает роль и как к ней относится. Мида, напротив, волнует именно механизм освоения роли. Особый интерес вызывает макросоциологическая интерпретация Э. Дюркгеймом ранее не проявленных сторон взаимосвязи личности и социума. Еще в 1911 году на Международном философском конгрессе в Болонье в своем докладе "Ценностные и реальные суждения", исследователь высказал, по-крайней мере, два крайне перспективных предположения. Во-первых, общество толкает или обязывает индивида, возвысится над самим собой; оно же обеспечивает ему средства для этого. Это силы коллективные, естественные и хотя и являются целиком нравственными, близки тем, которые действуют в остальной части вселенной. Элементы, из которых они созданы, заимствованы у реальности, но скомбинированы по-новому. Будучи предоставлен самому себе, индивид никогда не мог бы извлечь из себя материалы, необходимые для подобной конструкции. Во-вторых, идеал воспринимается как безличный, парящий над отдельными волями, которые он приводит в движение. Если бы он был продуктом индивидуального разума, то откуда бы могла у него появиться эта безличность? Может быть, из безличного характера человеческого разума? Не потому ли разумы сливаются до такой степени, что они происходят из одного и того же источника, из общего разума? Определение предметно-проблемного поля такого рода принципиальных вопросов должно проводиться, с нашей точки зрения, в контексте современного состояния знания не только большинства гуманитарных, но и естественных наук. Историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми. В современной литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Моральные представления менялись на протяжении развития человечества, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. В решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно оно осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида "исторической тенденции". Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления. Моральное сознание включает в себя познание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность, и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность. Нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно. Все процессы, происходящие в окружающем мире, откладывали свой отпечаток на понимание морали, вносили что-то новое или меняли уже существующее. Одним из сильнейших катализаторов данного процесса было христианство. В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом.
Что хотите найти?
это круг людей, которая предоставляет условия для развития личности, удовлетворения её культурных потребностей. Социальная драма "Родительские подснежники" в Буряад театре. В этой лекции (в этом тексте и следующих) мы рассмотрим, что такое цифровая и социальная среда. Социальная среда – это совокупность всех социальных условий, в которых функционирует индивид или группа людей. СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Если рассматривать социальную среду как среду, свойства и характеристики которой постоянно изменяются, то используется понятие социальный континуум.
Что такое Социальная среда простыми словами
Что такое социальная среда? | На этой странице вы могли узнать, что такое «социальная среда», его лексическое значение. |
Социум — что это такое | Социальная среда – очень важный фактор, влияющий на наше развитие, образ жизни и достижения. |
Презентация на тему Социальная среда подростка | Макроуровень социальной среды – это система социальных отношений в обществе. |
Социальная среда и личность | В понятие социальная среда включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро и микро) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность. |
Что такое социальная работа?
Степень развитости социальных навыков влияет на легкость прохождения процесса адаптации личности к социальной среде, в соответствии с этим успешность можно разделить на следующие уровни. Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Социальная среда общества – это совокупность различных социальных, экономических, культурных и политических факторов, которые окружают нас каждый день. На форуме «Сильные идеи для нового времени» директор дивизиона «Качество жизни» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Пироженко презентовал программу по созданию дружелюбной среды в образовательных и медицинских учреждениях.
Новости. Социальная сфера
Степень развитости социальных навыков влияет на легкость прохождения процесса адаптации личности к социальной среде, в соответствии с этим успешность можно разделить на следующие уровни. Что такое социальное окружение? Если систематизировать изменения социальной среды и способов взаимодействия с ней, которые отличают урбанизированную, внеприродную среду от природной среды небольшого поселения, мы получим следующие особенности. Его индивидуальный социальный опыт не соотносится с законами, чаще –беззаконием, и опытом социальной среды, которая диктует своим гражданам динамику преступного сознания и поведения. это то окружение, в котором мы живем, работаем и общаемся с другими людьми.