Россия через два года выйдет на соблюдение нового бюджетного правила и будет уверенно сокращать дефицит бюджета, заявил президент Владимир Путин. Бюджетное правило в 2024 году: что нужно знать? «Новые правила ощутимо упростят и вузам, и будущим студентам весь процесс такого тревожного периода, как вступительная кампания. «В переходный период 2023-2024 годов предлагается увеличение общего объема расходов федерального бюджета на 2,9 трлн рублей и 1,3 трлн рублей соответственно, что означает контролируемый общий размер дефицита», — сказал замминистра. Простыми словами, бюджетное правило можно охарактеризовать как механизм, ограничивающий доходы бюджета от сырьевых ресурсов ценой отсечения.
Новости по теме
- Начать дискуссию
- Бюджетное правило: что это такое, как оно изменится в 2024 году? Как дела у рубля и нефтяной иглы?
- Госдума смягчила бюджетное правило на 2023-2024 годы
- Последние новости
- Бюджетное правило в РФ: что это, как изменилось и к чему приводит | РБК Инвестиции
Михаил Делягин: Бюджет-2024 — стагнация и спекуляции
Базовые доходы — это прогнозные доходы, как раз их рассчитывают, исходя из цены нефти или, как в этом году, устанавливая уровень дохода напрямую. В 2023 году из-за европейского эмбарго на нефть РФ Минфин не может точно определять цену российской нефти, так что просто установил фиксированный доход от ее продажи в 8 трлн руб. Оба показателя, конечно, будут учитывать и фактический объем экспорта нефти.
Поделиться: Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
В 2024 году министерству изначально планировали дать 11,17 триллиона рублей такая сумма была указана в проекте бюджета , когда его вносили на рассмотрение Госдумы , но к моменту окончательного принятия закона в документ внесли поправки. В итоге Минфин получит 10,86 триллиона рублей. В задачи Министерства финансов входит развитие экономики и управление финансами страны.
Например, в бюджет Минфина заложены деньги на финансирование резервных фондов или обеспечение участия России в ОДКБ Организация Договора коллективной безопасности , но не только. В том же минфиновском куске бюджета можно найти деньги на выплату маткапитала — в ближайшие три года на это планируют потратить около 1,6 триллиона рублей. Причем, если у Минфина в процессе принятия бюджета часть денег забрали, то Минобороны, наоборот, добавили — хотели дать 2,6 триллиона, а в итоге остановились на сумме 3,53 триллиона рублей. Для сравнения: в бюджете 2021 года на нужды оборонного министерства было заложено 1,87 триллиона рублей — почти в два раза меньше. В документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» приведена таблица, согласно которой в 2024 году на национальную оборону планируют потратить в общей сложности более 10 триллионов рублей.
Главная цель — стабилизация курса национальной валюты и плавный экономический рост. Многие страны используют бюджетное правило, чтобы сдерживать государственный долг и бюджетные расходы.
Но чаще всего оно применяется в странах, которые сильно зависят от экспорта сырья. Как например Россия. Показательный пример — «Голландская болезнь». Именно тогда фактически впервые было введено бюджетное правило. В 1959 году на севере Нидерландов было найдено крупное месторождение природного газа. Естественно, это привело к бешеному скачку доходов в добывающей отрасли, люди ринулись в эту отрасль. Но чтобы сдержать утечку кадров, работодателям пришлось аналогично увеличивать зарплаты до уровня газовиков.
В итоги разогналась инфляция. Произведенные в стране товары стали очень дорогими и сильно проигрывали импортным, так как инвестиции в несырьевые отрасли экономики сократились. Наступил валютный кризис, обрушился курс национальной валюты. Нидерланды выбрались из этого состояния, введя бюджетное правило, согласно которому излишки доходов от экспорта наиболее развитой отрасли чаще всего сырьевой направляются в бюджетный резерв. А пользоваться ими начинают в кризисные времена.
Об использовании средств ФНБ
Принцип такой: куда поступающий прошёл по конкурсу на бюджет, туда он и попадёт, если официально не откажется до «часа икс» от этого места, увидев себя в списке рекомендованных к зачислению. С одной стороны, это правило защищает абитуриентов от риска остаться вообще без места, если они вовремя не сориентируются в своих шансах и не подадут оригиналы документов туда, где у них получается пройти по конкурсу а такие ситуации при действующем сейчас порядке случались, потому что процедура очень сложная и не все могли в ней хорошо и своевременно разобраться. С другой стороны, возникает вопрос: что будет, если абитуриент попадёт в рекомендованные списки сразу в нескольких вузах? И может ли такое вообще случиться при новом порядке? Положения проекта не дают внятного ответа на эти вопросы. Абитуриентам по-прежнему разрешается поступать одновременно в пять вузов, выбирая в каждом по пять направлений подготовки кстати, согласно проекту, университеты не смогут в своих внутренних правилах уменьшить этот лимит, хотя в действующем сейчас порядке у них такое право есть. Окончательный выбор между разными направлениями подготовки и разными основаниями приёма в одном вузе решается через расставление приоритетов в заявлении, которое абитуриент подаёт в этот вуз.
А вот насчёт решающего выбора между разными вузами в проекте сказано лишь, что одновременно с подачей заявления абитуриенты должны будут сформировать ещё и так называемые сквозные приоритеты. Это единая последовательность приоритетов зачисления на бюджетные места во все вузы. Приоритеты можно менять раз в сутки. Но каким образом технически должны формироваться эти сквозные приоритеты и должна ли информация о них попадать в некую единую для всех вузов систему, чтобы можно было автоматически учитывать и соотносить их между собой, если абитуриент поступает сразу в несколько университетов, — не совсем ясно. В общих чертах новый порядок приёма в проекте чем-то похож на тот, что представили год назад на круглом столе в СПбГУ. Но он всё же не совсем такой — предложенная тогда система была более чёткой и понятной.
Про способы подачи заявлений Согласно проекту, заявления о приёме, как и раньше, можно подавать разными способами, хотя ранее были объявлены планы сделать портал «Госуслуги» единственной платформой для подачи заявления в электронном виде. Абитуриентам оставлены возможности: подать заявления и документы в вуз лично; направить их почтой; подать в электронной форме через сайт вуза либо через портал «Госуслуги» — причём в последнем случае это можно будет сделать и через МФЦ но через портал «Госуслуги» и через МФЦ документы можно подавать только при наличии у вуза возможности приёма таким способом. Помимо этого, согласно проекту, абитуриентам не обязательно подавать оригиналы документов — можно обойтись копиями. Однако копии принимаются, если информация о документах подтверждена сведениями на портале «Госуслуги» или в иных государственных информационных системах. Про целевой приём В проекте сказано, что абитуриент, поступающий на целевое обучение, подаёт в вуз заявление о приёме одновременно с подачей заказчику целевого обучения заявки на заключение договора о целевом обучении. Напомним, что, согласно новой редакции закона «Об образовании в РФ», все предложения заказчиков о заключении договора о целевом обучении размещаются на платформе « Работа в России ».
Каждый абитуриент может выбрать на ней подходящее ему предложение и подать заказчику этого предложения заявку в бумажном или в электронном виде через портал «Госуслуги». Вуз включает абитуриента в конкурсные списки на места целевой квоты, если между абитуриентом и заказчиком целевого обучения уже есть согласие на заключение договора, которое подтверждается информацией, содержащейся на платформе «Работа в России». Сам договор о целевом обучении заключается уже после издания приказа вуза о приёме поступающего то есть если он прошёл по конкурсу , но не позднее начала учебного года.
Начальник отдела анализа банков и денежного рынка инвестиционной компании «Велес Капитал» Юрий Кравченко связывает апрельское ослабление рубля с локальным дефицитом валютной ликвидности, который к настоящему времени преодолен. По мнению эксперта, новости о возможности продления действия указа президента об обязательной продаже валюты экспортерами добавили привлекательности рублю. Именно этот фактор, как отмечали ранее опрошенные «РБК Инвестициями» аналитики, будет определяющим для курса рубля в апреле. После серии публикаций в СМИ о том, что указ будет продлен, в субботу, 27 апреля, в телеграм-канале правительства появился пост о том, что требование об обязательной продаже валютной выручки для экспортеров увеличено до 30 апреля 2025 года. Требование как и раньше будет распространяться на экспортеров 43 групп компаний, работающих в отраслях топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности и зернового хозяйства.
Конкретный список компаний власти не раскрывают. Однако был изменен срок, в который экспортеры могут зачислить валютную выручку на свои счета со дня передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ и оказания услуг в соответствии с внешнеторговыми контрактами. Власти увеличили его с 90 до 120 дней.
И это несмотря на санкции. Александр Жуков: «Бюджет непростой, серьезные средства выделяются на обеспечение обороноспособности страны. Естественно, это связано с СВО.
Серьезные средства выделяются на поддержку новых регионов российских». В приоритетах трехлетнего бюджета, помимо обороноспособности страны, поддержка граждан и экономики. На отдельном контроле помощь нашим военнослужащим и участникам спецоперации: на фонд поддержки участников СВО заложено 30 млрд рублей. Алексей Нечаев: «Расходы выросли на четверть федерального бюджета. Это тоже большая нагрузка на экономику. И то, что удалось найти баланс — большая заслуга Госдумы и правительства.
Важно было, чтобы мы не зарезали расходы на здоровье людей, на наших детей. Это удалось достигнуть». Средний их размер составит больше 23 тысяч рублей.
Прежний механизм бюджетного правила, которое действовало до января 2022 г. В новом бюджетном правиле планируется таргетировать сразу базовый уровень нефтегазовых доходов — 8 трлн руб. Бюджет на 2023 г. Если 8 трлн руб. Этот прогноз выглядит оптимистично, поскольку прогнозные оценки не учитывали введение ценового потолка на российскую нефть, который действует с начала декабря 2022 г. По итогам декабря 2022 г. В среду, 11 января, в качестве реакции на новости о бюджетном правиле, курс падал до 10,018 руб.
В 2021 г. При этом средний объём покупок валюты в период с ноября 2021 г. Таким образом, мы не считаем, что в январе покупки валюты со стороны ЦБ сами по себе с учётом объёмов операций приведут к существенному укреплению рубля. Так, на январь 2023 г.
Новый бюджет сверстан с необычным оптимизмом: впереди развилка
Центральный банк Российской Федерации с января 2024 года возобновит проведение операций на внутреннем валютном рынке, связанных с пополнением и использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В 2025 году в полном объеме заработает новое бюджетное правило, с ценой отсечения около $60 за баррель, а не $42,4 как прежде. Ежедневный объем операций в 2024 году будет определяться исходя из анонсируемых Минфином России на третий рабочий день каждого месяца объемов покупки или продажи иностранной валюты в рамках регулярных операций по бюджетному правилу.
Читайте также:
- Минфин сообщил, что не планирует в ближайшее время менять бюджетное правило
- Путин подписал закон о смягчении бюджетного правила на 2023–2024 годы – Москва 24, 21.11.2022
- Бюджет эпохи СВО: какие расходы урежет правительство - МК
- Подбор параметров
- Правительство сверстало проект бюджета на 2024 год с дефицитом в 1,6 трлн рублей - Ведомости
- Заработало новое бюджетное правило: как это повлияет на рубль
Госдума смягчила бюджетное правило на 2023-2024 годы
Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон о новом бюджетном правиле, который предполагает его смягчение на 2023-2024 годы для более высоких расходов бюджета. Об этом сообщает РИА Новости. Нефть и капитал. Центральный банк Российской Федерации с января 2024 года возобновит проведение операций на внутреннем валютном рынке, связанных с пополнением и использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Минфин сообщил, что не планирует в ближайшее время менять бюджетное правило
Возврат бюджетного правила ради искусственного ослабления рубля не поддерживают многие в правительстве и в администрации Кремля. С нашей точки мы пока не видим в этом предложении решения текущей ситуации, потому что избыток валюты, к сожалению, на рынке такой, что мы не сможем настолько сократить бюджетные расходы в условиях, когда у нас повышенная потребность в деньгах, с тем чтобы стабилизировать этим дополнительным спросом курс», — говорил глава Минэкономразвития Максим Решетников см. Бюджетное правило стало экономическим оружием против России, оно сдерживало развитие нашей страны и было каналом инвестирования денег российского госбюджета в экономики недружественных стран, утверждает депутат Оксана Дмитриева. Переводить резервы в валюты дружественных стран также рискованно, поскольку эти страны могут вдруг оказаться недружественными», — полагает депутат. Наилучшим способом применения резервов Дмитриева считает инвестиции в развитие и в производство реальных ценностей см.
Предлагаемое Минфином использование дружественных валют в операциях бюджетного правила несет в себе большие риски вторичных санкций и угрозу повторного изъятия аккумулированных средств, считает глава думского комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев. По его словам, властям сегодня необходимо «пересмотреть объемы госрезервов по масштабу и номенклатуре». А также «перенаправить собираемые в рамках бюджетного правила ресурсы на формирование резервов в виде реальных активов, строительство инфраструктуры, развитие промышленности, в том числе и оборонно-промышленного комплекса» см. Сохранение макроэкономической стабильности и реализация нацпроектов являются приоритетами при подготовке проекта федерального бюджета на 2023—2025 годы, заявил в понедельник президент РФ Владимир Путин.
Правда, сохранять макроэкономическую стабильность можно не только путем удушения экономической активности.
Отдельные уточнения касаются казначейского сопровождения операций с бюджетными средствами. Обзор подготовлен специалистами компании « Консультант Плюс » и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г.
Екатеринбурге и Свердловской области.
Учредитель: Автономная некоммерческая организация содействия информированию и просвещению населения "Медиахолдинг "Общественная служба новостей" ОГРН 1187700006328. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Распределение финансов кардинально изменится. Кому достанутся деньги? Потом, кстати, щедрость поубавится. На 2025 и 2026 годы предусмотрен секвестр расходов до 34,38 трлн рублей и 35,59 трлн рублей соответственно. Расходы федерального бюджета в 2023-2026 гг Фото: newizv. А вот в 2024 году с такими-то расходами заживём!
Повысят пенсии, зарплаты учителям и врачам, построят множество современных школ и больниц, во дворах старые трубы с горячей водой заменят на новые, построят дороги, окажут поддержку бизнесу! Или нет? Разберёмся по порядку. Какие статьи бюджета сократят в 2024—2026 годах Мечты о светлом будущем и социальной справедливости пока можно оставить в стороне. Несмотря на колоссальный рост расходов, в бюджете нашлось немало статей, финансирование по которым будет сокращено.
Отменить бюджетное правило и закончить с этим абсурдом!
Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Минфин в рамках бюджетного правила начнет продавать иностранную валюту и золото в ежедневном объеме 4,1 млрд руб. Денежные новости. Финансирование расходов из государственного бюджета в 2023 и 2024 году пройдет по смягченному бюджетному правилу, которое предусматривает выделение не более восьми триллионов рублей из нефтегазовых доходов. Бюджетное правило является механизмом снижения зависимости государственного бюджета и внутренних экономических условий от цен на энергоносители для стран с сырьевой экономикой путём стерилизации нефтегазовых доходов бюджета и накопления суверенных фондов[1]. Простыми словами, бюджетное правило можно охарактеризовать как механизм, ограничивающий доходы бюджета от сырьевых ресурсов ценой отсечения.
Госдума приняла обновленное бюджетное правило
Кроме того, фиксация доходов минимизирует влияние волатильности нефтегазовых рентных доходов на экономику, отмечается в документе. До этого Владимир Путин подписал закон , согласно которому с 1 января 2023 года вводится акциз на сахаросодержащие напитки в размере семи рублей за литр. Так, подакцизными станут сироп с сахаром, мед и другие продукты, чье содержание сахара превышает пять граммов на 100 миллилитров.
Бюджетное правило, формирование ФНБ Фонда национального благосостояния в течении 20 лет выступало искусственном тормозом экономического роста, сформировало залоговую массу для помощи нашим врагам, привело к избыточным заимствованиям. Накопленный дефицит за 24 года составил 8 трлн, а прирост государственного долга - около 21 трлн рублей, то есть в 2,5 раза больше. Деньги занимали под высокие проценты для того, чтобы вложить в ФНБ под низкие.
Больше всего денег выделят на гражданскую промышленность, в том числе авиастроение и автопром.
В приоритете также создание собственной отрасли микроэлектроники, развитие беспилотных технологий и искусственного интеллекта. Обслуживание госдолга будет обходиться России все дороже. Через три года эти затраты превысят расходы на здравоохранение и образование. В 2024 году на обслуживание госдолга из федерального бюджета выделят 2,3 трлн рублей — после 1,5 трлн в 2023. И дело не только в том, что правительству придется много занимать для покрытия растущих расходов. Затраты растут на фоне роста ключевой ставки.
Выплаты по ним привязаны к ставке ЦБ, и теперь на них будет уходить гораздо больше денег, чем раньше. Вырастут и другие расходы государства, которые зависят от уровня кредитных ставок, например отчисления банкам по льготным ипотечным программам: чем выше разница между льготной и рыночной ставкой, тем больше субсидии из бюджета.
Статья по теме: Кудрин выделил основные особенности бюджета на ближайшую трехлетку В целом, по данным разработчиков, обновленная конструкция бюджетного правила сохранит базовые принципы сбалансированности расходов и использования рентных сверхдоходов в неблагоприятные периоды, позволит обеспечить поддержку экономики в период адаптации при сохранении доверия к проводимой макроэкономической политике.
Предельный объем расходов бюджета РФ в рамках этого правила определяется как сумма ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов, расходов на обслуживание госдолга, а также квази-фискальных операций. Поэтому закон временно ограничивает использование средств ФНБ на финансирование дефицита бюджета в 2023 и 2024 годах на уровне 2,9 трлн и 1,6 трлн рублей соответственно.