советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». В студию к Мейерхольду будущая актриса пришла молодой и амбициозной — Зинаиде на тот момент только исполнилось 25 лет. Мейерхольд Всеволод Эмильевич - театральный режиссёр, актёр и педагог д.р. 9.2.1874 г.,10.01.2014.
После Февраля
- Всеволод Мейерхольд: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
- Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ
- Мейерхольд, Всеволод
- Любовное помешательство Мейерхольда - Совсем Другой Город
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Всеволод Мейерхольд поставил модернистский спектакль — «переплетение форм марионеточного театра с театром живых актеров». Суфлер по задумке влезал в свою будку уже во время действия, актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены за веревку. Декорации были предельно лаконичными, а в конце постановки они взвивались под потолок: на их место спускался традиционный колонный зал. По воспоминаниям современников, после премьеры в зале бушевали настоящие страсти. Одни зрители бешено аплодировали режиссеру, другие — освистывали его. О спектакле вышло множество критических статей, а в залах театра Комиссаржевской был постоянный аншлаг. В Александринском он работал до самой революции.
В эти годы Мейерхольд увлекался традициями старинных театров — экспериментировал с различными приемами, декорациями и техниками. С 1918 года Мейерхольд заведовал Курсами мастерства сценических постановок — он преподавал режиссуру и сценоведение. Режиссер создал систему упражнений под названием «биомеханика». Они должны были развивать актеров физически и готовить их к быстрому выполнению заданий на сценической площадке. К годовщине революции Мейерхольд поставил первую советскую комедию «Мистерия-буфф» по Маяковскому — «героическое, эпическое и сатирическое изображение» той эпохи. Ревели вокруг страшно.
Надо и все! Когда еще было такое, чтобы режиссер посвящал постановку актрисе? Не просто актрисе, а любимой женщине… Бабанова тоже любила его как женщина, Мейерхольд не мог этого не видеть, но ее соседство с Райх оказалось нежелательным. Что же делать? У театра свои, часто жестокие, законы… И Бабанова ушла, но Мейрхольд навсегда остался ее единственной любовью, единственным режиссером на всю жизнь. Трагическая судьба, роковая любовь… А Мастер влюбился как мальчишка, как первый раз в жизни. К этому времени он расстался со своей первой женой Оленькой Мунт, дочерью пензенского юриста. У Мейерхольда было три дочери.
Одна прожила недолго, другая была репрессирована вместе с отцом, а третью, младшую дочь спасло только то, что в годы зверских сталинских расправ она была замужем за артистом Василием Меркурьевым, любимым артистом Сталина. Ко времени знакомства с Мейерхольдом Зинаида Райх тоже рассталась со своим первым мужем — поэтом Сергеем Есениным. Волею судеб она стала студенткой Высших режиссерских мастерских Мейерхольда, и ответила на любовь Мастера… Как странно и необыкновенно порой складываются человеческие жизни. А, может быть, ничего странного то и нет. Просто так было предназначено свыше — быть Зинаиде Райх сначала женой великого поэта, а потом стать путеводной звездой великого режиссера. Позже Мейерхольд поставит изысканную «Даму с камелиями», на которую будет ходить вся Москва, и где будет блистать дивная, шикарная, обворожительная Зинаида Райх — Маргарита Готье! Примадонна, звезда, жена, любимая женщина…единственная на всем белом свете — ОНА! Отец ее был железнодорожником, появлялся дома чумазый, весь в машинном масле, а ее мама, которая была из «обедневших дворян» постоянно этим возмущалась.
Отец вышел из обрусевших немцев, и считал себя рабочим интеллигентом. Страсть к книгам девочка унаследовала от него. Потом начались и юношеские искания смысла жизни, чтение революционной литературы, кружки и все, что за этим кроется. В начале века многие интеллигенты бредили революцией, и Райх была за свои свободолюбивые выходки исключена из гимназии в Бендерах, куда к тому времени переехала семья. В качестве курсистки и эсерки, сочетание в те годы довольно распространенное и понятное, Зинаида уехал в Петроград, где работала в «Обществе распространения эсеровской литературы и газет» и одновременно техническим секретарем эсеровской газеты «Дело народа». Там она и познакомилась с Есениным, который в ту пору ходил в лакированных сапогах и красной шелковой рубахе и очень аккуратно помадивший свои кудрявые волосы маслом. Этаким руским щеголем появился он перед темпераментной девушкой и, наверное, не оставил ее сердце равнодушным. Помните «Конармию» Бабеля и красные штаны главного героя… Но это шутка к слову… Кстати, этому щеголю - Есенину негде было жить, и Зинаиду попросили устроить ему ночлег в редакции; это стало повторяться довольно часто и Райх со смехом говорила своей подруге Мине Свирской, что не знает, куда этого воображалу положить- великокняжеские стулья, из которых составлялась кровать под ним разъезжались.
Воображала, как вы понимаете, это был Есенин в восприятии Райх. Есенин всегда приходил в редакцию со своим другом, Алексеем Ганиным, судя по всему, тоже поэтом, потому, что он, ухаживая за Райх, посвящал ей стихи и называл «русалкой» за ее длинные, «русалочьи» косы. Они часто и подолгу гуляли по городу, заходили в чайную, чтобы согреться, потом шли гулять опять. Считалось, что роман с Есениным у Мины Свирской, а Райх- муза Ганина… Но, вышло как раз наоборот, и это случается довольно часто. Есенин женился на подруге Мины- Зинаиде. Вот так!
Свою систему он назвал биомеханикой. Конструктивизм в театре Мейерхольд В 1919—1920 годах, гастролируя по Крыму и Кавказу, Всеволод Мейерхольд угодил под арест белогвардейцев, провёл несколько месяцев в новороссийской тюрьме и чуть не был расстрелян, но смог избежать злой участи, благодаря очередной смене власти. Театр им. Мейерхольда 1930 год Осенью 1920 года по приглашению наркома просвещения А. Луначарского режиссёр возглавил театральный отдел Наркомпросса. На этом посту он стал вести борьбу с академическими театрами больше всех досталось его бывшим учителям и официально объявил новый курс искусства — «Театральный Октябрь». Смысл курса состоял в том, что в связи с переменой государственного строя всем художникам необходимо выпускать только политизированные спектакли. После реорганизации театрального отдела, Мейерхольда освободили от должности, но зато ему дали возможность организовать собственный театр в Москве. На его сцене режиссёр поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», следуя своей программе «Театрального Октября». Сцена из спектакля «Зори» Всеволода Мейерхольда С 1921 года Мейерхольд стал преподавать в экспериментальной мастерской государственных театральных курсов, формируя новый тип актёров по собственной системе. Его имя не сходило с афиш, со страниц театрального журнала, «Крокодила» и «Смехача», газетных столбцов. Он был героем комических куплетов, театральных пародий и миниатюр. Неудивительно, что каждое его выступление на какой-нибудь конференции или в диспуте, долго разбиралось, его речи воспринимали как творческий постулат. Наряду с Владимиром Маяковским он был лидером нового революционного искусства. В Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно проходили его публичные ожесточенные споры с другим гигантом театра —Александром Таировым. Личная жизнь В личной жизни режиссёра на пике его славы тоже происходили изменения. В 1924 году он, оставив троих дочерей, развёлся с тихой безропотной Ольгой Мунт и женился на пришедшей в его театр роковой красавице Зинаиде Райх , которая прежде работала секретаршей в Наркомпроссе. Этот брак мгновенно стал объектом злословия со стороны газетных циников и досужих сплетников. Историю их любви превратили в банальную мелодраму. Писали, что престарелый известный режиссёр ушёл из семьи к молоденькой статистке. Однако всё обстояло не так. Райх после брака с взбалмошным неспокойным Сергеем Есениным смогла, наконец, осуществить свою мечту о семейном очаге. Она стала не только первой актрисой театра Мейерхольда и его единомышленницей, но и заботливой женой, мягким другом. Всеволод Мейерхольд с Зинаидой Райх Жизнь эффектной творческой пары со временем стало омрачать то обстоятельство, что у Зинаиды Райх была психическая болезнь, которая прогрессировала в моменты сильного эмоционального напряжения. Актриса могла впадать в апатию или, наоборот, проявлять агрессию. Она всегда была желанной гостьей на правительственных приёмах. Однажды на большом мероприятии в Кремле она закатила публичную сцену не больше не меньше как М. Калинину, известному своим пристрастием к молоденьким балеринам, выкрикнув: «Все знают, что ты бабник!
У Мейерхольда было три дочери. Одна прожила недолго, другая была репрессирована вместе с отцом, а третью, младшую дочь спасло только то, что в годы зверских сталинских расправ она была замужем за артистом Василием Меркурьевым, любимым артистом Сталина. Ко времени знакомства с Мейерхольдом Зинаида Райх тоже рассталась со своим первым мужем — поэтом Сергеем Есениным. Волею судеб она стала студенткой Высших режиссерских мастерских Мейерхольда, и ответила на любовь Мастера… Как странно и необыкновенно порой складываются человеческие жизни. А, может быть, ничего странного то и нет. Просто так было предназначено свыше — быть Зинаиде Райх сначала женой великого поэта, а потом стать путеводной звездой великого режиссера. Позже Мейерхольд поставит изысканную «Даму с камелиями», на которую будет ходить вся Москва, и где будет блистать дивная, шикарная, обворожительная Зинаида Райх — Маргарита Готье! Примадонна, звезда, жена, любимая женщина…единственная на всем белом свете — ОНА! Отец ее был железнодорожником, появлялся дома чумазый, весь в машинном масле, а ее мама, которая была из «обедневших дворян» постоянно этим возмущалась. Отец вышел из обрусевших немцев, и считал себя рабочим интеллигентом. Страсть к книгам девочка унаследовала от него. Потом начались и юношеские искания смысла жизни, чтение революционной литературы, кружки и все, что за этим кроется. В начале века многие интеллигенты бредили революцией, и Райх была за свои свободолюбивые выходки исключена из гимназии в Бендерах, куда к тому времени переехала семья. В качестве курсистки и эсерки, сочетание в те годы довольно распространенное и понятное, Зинаида уехал в Петроград, где работала в «Обществе распространения эсеровской литературы и газет» и одновременно техническим секретарем эсеровской газеты «Дело народа». Там она и познакомилась с Есениным, который в ту пору ходил в лакированных сапогах и красной шелковой рубахе и очень аккуратно помадивший свои кудрявые волосы маслом. Этаким руским щеголем появился он перед темпераментной девушкой и, наверное, не оставил ее сердце равнодушным. Помните «Конармию» Бабеля и красные штаны главного героя… Но это шутка к слову… Кстати, этому щеголю - Есенину негде было жить, и Зинаиду попросили устроить ему ночлег в редакции; это стало повторяться довольно часто и Райх со смехом говорила своей подруге Мине Свирской, что не знает, куда этого воображалу положить- великокняжеские стулья, из которых составлялась кровать под ним разъезжались. Воображала, как вы понимаете, это был Есенин в восприятии Райх. Есенин всегда приходил в редакцию со своим другом, Алексеем Ганиным, судя по всему, тоже поэтом, потому, что он, ухаживая за Райх, посвящал ей стихи и называл «русалкой» за ее длинные, «русалочьи» косы. Они часто и подолгу гуляли по городу, заходили в чайную, чтобы согреться, потом шли гулять опять. Считалось, что роман с Есениным у Мины Свирской, а Райх- муза Ганина… Но, вышло как раз наоборот, и это случается довольно часто. Есенин женился на подруге Мины- Зинаиде. Вот так! Вспоминает Свирская: « Подхожу я к Зинаиде, а она показывает мне какую-то бумагу, где написано Райх-Есенина… «Знаешь,- сказала она, -нас с Сергеем на Соловках попик обвенчал». Потом Свирская вспоминала, что сама Зинаида не поняла даже, как это произошло. Она считала, что Сергей любит Мину, а он ей сказал, что не может жить без нее и что они должны обвенчаться…Спустя некоторое время Райх ушла из редакции и стала истово вить свое гнездо с Есениным. Она была счастлива, что у нее был дом, что она может готовить, несмотря на голод, одесские борщи с «синенькими», то есть с баклажанами, стирать его рубашки…А Есенин все никак не мог к этому привыкнуть и с удивлением говорил : «У меня есть жена…» А потом он скажет: «У меня была семья, и был самовар… потом жена ушла…» Почему же ушла жена? Да потому, что тихая семейная гавань поэтам противопоказана, да еще таким мятущимся как Есенин. Он входил в моду, постоянно был окружен друзьями, женщинами, потом начались пьяные загулы… У пьяного Есенина часто «развязывались руки»: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить…Я двух женщин бил, Зинаиду и Изадору Айседору Дункан , и не мог иначе. Для меня любовь- это страшное мучение, это так мучительно…»,- рассказывал он позже Галине Бениславской, любившей его беззаветно и страстно… И обещал, что и ей быть битой… Судьба распорядилась иначе с Галиной Бениславской, страшнее.
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Я-то эти фамилии узнал только из материалов дела, в нем Пастернак и Олеша проходили как завербованные Мейерхольдом члены "вредительской" организации, и я был уверен, что они погибли с ним вместе. Отметила Татьяна Сергеевна в тот день в моем списке крестиками, кто жив, кто в Москве, кто умер, кто сидит…" Свои опросы по списку Борис Ряжский начал с актеров, игравших у Мейерхольда, с его учеников. Он только что возвратился из поездки в Англию, был очень насторожен, официален, разговор никак не получался. Мы решили, что лучше приехать мне к нему в театр. Он и там сначала страховался, но в театре-то я его прижал, он стал откровеннее.
Там же, в театре, он познакомил меня с М. Бабановой, с нею у нас был важный подробный разговор. Познакомил меня Охлопков и еще с кем-то из актеров. После этих встреч я понял, что нечего вызывать таких людей в прокуратуру и допрашивать, нужно разговаривать с ними по-людски, иначе окажусь в глупом положении.
И пошел калейдоскоп. Всех, кого мог, я опросил, человек сто. Быстро сработал по Москве беспроволочный телеграф, начались телефонные звонки, чаще анонимные, подсказывали, какие из статей нужно разыскивать, с кем связаться и тому подобное. Сам я физически не мог все это собрать, помощников не полагалось, искать статьи и добывать отзывы деятелей культуры о Мейерхольде бегала Маша, а Ярослав Михайлович, тесть мой, сидел в Театральной библиотеке в закрытом фонде я ему специальный мандат выдал и делал на машинке выписки и аннотации.
Эренбургу я позвонил домой, приехал, привез дело, сказал, что обвинения в шпионаже отпадают. О том, что якобы это он, Эренбург, завербовал Всеволода Эмильевича во французскую разведку, говорить не стал, но Эренбург спросил: "Наверное, и я там где-нибудь прохожу? А у меня тогда кроме "Моей жизни в искусстве" был уже полученный от Э. Ромму я приехал на студию во время съемок; когда он узнал, о чем пойдет речь, с ним плохо сделалось, он не смог сразу говорить.
Там же, на студии, я виделся и с И. Долго не мог я поймать Д. Шостаковича и условиться о встрече с ним. Он собирался в Ленинград, и я попросил его перед отъездом повидаться со мною, заехать в прокуратуру, но, когда он приехал, я увидел, что сделал огромную ошибку.
У нас в прокуратуре на Кировской, 41 обычно кругом было полно народа, места не найдешь спокойно поговорить, а Шостаковичу, когда он узнал от меня правду о гибели Всеволода Эмильевича, стало дурно, совсем плохо, еле вынесли его от меня. После этого я уже никого не вызывал, ездил к людям сам. Однажды, помню, являются ко мне в прокуратуру Кукрыниксы. Мы тоже работали со Всеволодом Эмильевичем, хотим написать вам о нем!
Для хода реабилитации эти отзывы были очень важны. Становилось очевидным, что не стали бы такие заметные люди рисковать именем, званиями, если бы Мейерхольд того не заслуживал. Выглядели письма очень веско, никто не ограничивался простым "Я знал Мейерхольда", писали о чем-то конкретном, о каком-то спектакле и т. Я понимал, что в 1955 году с А.
Яблочкиной спорить никто не станет, она любого переспорит и свои слова отстоит. Я к ней ездил домой, она меня чаем-вареньем угощала и написала о Мейерхольде прямо мне от руки. Я попросил разрешения снять копию с ее письма, вложил машинопись в дело, а автограф на память себе оставил. Выходило, что вся художественная интеллигенция отозвалась на реабилитацию Мейерхольда, встала на защиту памяти гениального человека.
Я находился под очень сильным впечатлением этого. Меня это окрыляло, я был уверен, что иду по верному пути". Никак нельзя сбросить со счетов, что тогда нужна была смелость, и немалая, требовалось мужество, чтобы в ответ на запрос Военной прокуратуры написать положительный отзыв о Мейерхольде.
Он родился в Пензе 28 января 1874 года. Глава семейства владел винно-водочным производством, был с детьми строг и придирчив. Мать увлекалась, театром, музыкой, искусством. У Карла Майергольда было две сестры и пять братьев.
Учеба во второй мужской гимназии в Пензе давалась ему нелегко, юноша трижды оставался на второй год. Поэтому окончил это учебное заведение лишь в 1895. Тогда же Карл получил русский паспорт, сменив имя на Всеволода и немного изменив фамилию. От лютеранской веры, в которой его вырастили, он отказался в пользу православия. Свое новое имя Мейерхольд выбрал неслучайно, а в честь любимого писателя и поэта Всеволода Гаршина. Продолжить образование он решил на юридическом факультете Императорского Московского университета. Однако интерес к театру вскоре пересилил, и в 1896 Мейерхольд переходит на второй курс музыкально-театрального училища при Московском филармоническом обществе.
Он попадает в класс, которым руководил великий педагог и режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко. В годы учебы Всеволод Эмильевич впервые задумывается о режиссерской профессии. Творческая деятельность Став выпускником театрального училища, в 1898 Мейерхольд получил работу в Московском Художественном театре. Одним из его основателей был Немирович-Данченко, который хотел продолжить сотрудничество со своими талантливыми учениками на большой сцене. Вместе с Мейерхольдом в новый театр пришли его сокурсники — будущие звезды Ольга Книппер и Иван Москвин. Под руководством гениального режиссерского дуэта Станиславский-Немирович-Данченко молодой актер играл интересные, разноплановые роли: Василий Шуйский «Царь Федор Иоаннович» А.
Режиссеру в очередной раз указали на дверь. В газете напечатали карикатуру: нищий Мейерхольд уныло стоит с шарманкой и мартышкой и просит подаяние. Им уже нечем было платить за квартиру, а Ольга Михайловна, усевшись с мужем на их излюбленное место — перед камином, прямо на ковер — гладила его по бедовой голове и все твердила: «Только не соглашайся на компромиссы! Нельзя в поисках благополучия изменять себе самому! Впрочем, предложение поработать на императорских сценах, в Александринке и Мариинке, Мейерхольдами решено было принять. Но тут уж актеры стали грудью против «Калифа на час». Его режиссуры боялись. Про его актерские способности и слышать не хотели: «Настоящее чучело ходит по сцене и портит пьесу», — шипели недоброжелатели. И все же Мейерхольд прослужил там до самого октября 1917 года, хоть и жаловался: «Ни разу за годы службы в имперских театрах я не входил в двери без опасений, что могу получить в спину удар ножом». Его называли «красный режиссер» — Мейерхольд одним из первых среди театральных деятелей вступил в коммунистическую партию Увлекательная игра «революция» 1917 год. В Михайловском театре — собрание городской интеллигенции. Председательствует Горький. Слово берет и Мейерхольд. Но вместо того, чтобы говорить о революции, он вдруг принимается ругать своих врагов, оспаривать несправедливую критику… Из зала крикнули: «Перестаньте перемывать грязное белье! Определите, наконец, свою политическую позицию! А для этого теперь нужно было непременно быть большевиком. Вот Мейерхольд — чуть не первый из всех деятелей театра — и вступил в коммунистическую партию. Актеры вздумали саботировать репетиции и спектакля «красного режиссера» — он отыскал на улице первого попавшегося красноармейца и потребовал арестовать «врагов революции» — пареньку-красноармейцу с трудом удалось объяснить Мейерхольду, что с этой целью нужно звонить в ЧК. Впрочем, Мейерхольд скоро совсем порвал с опостылевшими труппами — на премьере неслыханной «Мистерии-буфф» исполнители, которых он наспех набрал по объявлению в газете, по ходу действия рвали в клочки афиши старых императорских театров. Весной 1918 года в Питере стало голодно. Из темной муки пеклись пироги с начинкой из конины. Распаривалась старая, каменная вобла. Варились картофельные очистки. Мороженная капуста почиталась за счастье! Старшая дочь, Мария, еще в 1914 году перебравшаяся в Новороссийск, звала родителей и сестер к себе, откормиться сметаной, творогом и медом. Мейерхольд не поехал — некогда! А Ольгу Михайловну и двух младших дочерей отправил. Вскоре в Новороссийск вошли деникинцы, отрезав семью от Всеволода Эмильевича линией фронта. Впрочем, сам Мейерхольд тоже вскоре оказался по ту сторону этой линии. В театральных баталиях он подорвал здоровье, и врачи отправили его немного подлечиться в Ялту — как раз накануне того, как белые заняли Крым. Так большевик Мейерхольд оказался «под белыми». Там его, действительно, арестовали, но обошлись мягко: давали читать книги из библиотеки и позволили поставить прямо в тюрьме спектакль. Чтобы задействовать всех арестантов — а их в камере набралось пятьдесят, Мейерхольд избрал многолюдного «Бориса Годунова». Раздевал ли он бояр донага, как предположил Булгаков в «Роковых яйцах» — осталось неизвестным. В конце концов, благодаря униженным просьбам и неустанных хлопотам жены, Мейерхольда выпустили на поруки. В марте 1920 года в Новороссийск вошли войска Красной Армии, и семья получила возможность уехать. Предполагалось, что скоро они воссоединятся. Кто же мог предположить, что через несколько месяцев Мейерхольд встретит Райх? Кстати, после развода с Ольгой он почти прекратил отношения и с дочерьми. Говорил: «Не хочу, чтобы мне рожали внуков — еще не хватало мне старости! Горе тому, кто зависел от него, как от человека». И в Москве очень скоро в полной мере оценили эти «горе» и «счастье». Началось с того, что Луначарский назначил Всеволода Эмильевича заведующим Театральным отделом Наркомпроса — что-то вроде комиссара советских театров. Мейерхольд стал носить шинель, гимнастерку, брюки-галифе, военную фуражку с приколотой фотографией Ленина. Пристрастился к фразе: «Я говорю вам от имени революции! И перенял хамоватый, бесцеремонный пролетарский стиль. Друзья качали головами: «Только прирожденный актер может так вжиться в образ! Администратором Мейерхольд оказался смелым, но очень плохим. Его идеи были одна завиральнее другой. К примеру, упразднить профессиональных актеров и предоставить возможность рабочим и крестьянам самим играть на сцене — в свободное от основной работы время мол, что будет хорошего, если артист будет целый день болтаться в театре? Ну а для быстрого обучения пролетариев актерскому ремеслу Мейерхольд планировал применять биомеханику — им же самим разработанную систему гимнастических упражнений, которая позволит исполнителю роли механически выполнить поставленную режиссером задачу. Заменить театральные билеты жетонами и раздавать их трудящимся и красноармейцам бесплатно по какой-то невероятно сложной и запутанной системе. Луначарский только и успевал отменять все это! Упражнение по биомеханике: Стрельба из лука. Там ударялись в отчаянную «левизну»: с лож содрали перила, с потолка — лепнину, оголили стены до кирпичной кладки, повсюду развесили плакаты и лозунги. Актеры все-таки профессиональные — Мейерхольд быстро убедился, что с одними рабочими и крестьянами театральной каши не заваришь! Зрителям разрешилось лузгать семечки и курить махорку, но вменялось в обязанность заполнять длиннющие опросные листы — так Мейерхольд «нащупывал» интересы новой, пролетарской аудитории. При этом Мейерхольд был одержим настоящей шпиономанией. Во время каждой репетиции несколько раз прерывался, чтобы осмотреть зал — нет ли здесь каких-либо недругов? Во время спектаклей стоял за кулисами и, прищурившись, напряженно следил за игрой актеров: нет ли какого саботажа? Спиной чувствуя его неподвижный, полубезумный взгляд, бедняги нервничали и играли значительно хуже, чем на репетициях — что, кстати, и считалось саботажем. Мейерхольда многие всерьез боялись. На всех заседаниях, собраниях и съездах он неизменно устраивал сумбур и скандал с истерическими криками, проклятьями, обвинениями вроде: «Вы — охвостье Чайковского! Гнездо реакции! Враги революции! Наконец, в феврале 1921 года Всеволода Эмильевича сместили с комиссарского поста — ко всеобщему облегчению, не исключая и Луначарского.
Драматургией символизма его всерьёз заинтересовал писатель А. Ремизов, тогда — литературный консультант труппы. И всё же решающее влияние на формирование режиссёра оказали художники. Спектакли Мейерхольда оформляли Н. Сапунов, С. Судейкин, А. Головин, Л. Бакст, В. Денисов, Б. Анисфельд, К. Коровин, М. Добужинский, В. Дмитриев, Н. Ульянов, К. Малевич, Л. Попова, В. Степанова, А. Родченко, Л. Лисицкий, А. Дейнека, В. Шестаков, А. Тышлер, Кукрыниксы, В. Из всей суммы влияний необходимо выделить одну: в мае 1905, в новом Театре-студии на Поварской, куда Станиславский пригласил работать Мейерхольда, он встретил Сапунова, Судейкина, Ульянова и Денисова. Мейерхольд понял тогда, насколько велики выразительные возможности внешнего облика спектакля. За год работы 1906—1907 в Театре В. Комиссаржевской он поставил пятнадцать спектаклей вместе с Сапуновым, Судейкиным, Денисовым , став создателем символистского направления и особого, нового языка. Неглубокая сцена.
Представление
- Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Википедия с видео // WIKI 2
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память -
- Любовное помешательство Мейерхольда - Совсем Другой Город
- Из Википедии — свободной энциклопедии
2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда
В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Рюриком Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности. биография, дата рождения. А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы. А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы. Всеволод Мейерхольд — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Рюриком Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940) – российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923), один из реформаторов театра ХХ века. В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию. Мейерхольд Всеволод Эмильевич - театральный режиссёр, актёр и педагог д.р. 9.2.1874 г.,10.01.2014.
Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда
Не допускайте разгрома театра и уничтожения меня как художника». В результате правительственная комиссия выделила «на поддержание» ГосТИМа 30 тысяч рублей, указав при этом, что вопрос о будущей судьбе театра останется открытым до приезда В. Мейерхольд был глубоко оскорблен поднятой газетами шумихой вокруг его «бегства». Как вспоминал М. Чехов, летом 1930 г. Чехов писал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз.
Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? Как вспоминал А.
Гладков, о И. Сталине Мейерхольд всегда говорил сдержанно: не было ни хулы, ни обычной в то время лести. Только однажды, когда в разговоре зашла речь о процессах 1936—1938 гг. Мейерхольд был дружен со многими людьми, пострадавшими в годы репрессий. Так, близким другом семьи Мейерхольда был герой Гражданской войны, командующий войсками Ленинградского, затем Московского, а с июня 1937 г.
Белов, арестованный в январе 1938 г. В дружеских отношениях был Мейерхольд и с маршалом М. Тухачевским, репрессированным в 1937 г. Когда Мейерхольд узнал о смерти Серго Орджоникидзе, с кем его также связывали добрые отношения, он был растерян и подавлен. Постепенно сгущались тучи и над самим В.
В статье говорилось о том, что эта постановка есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины». В декабре 1937 г. Керженцев опубликовал в «Правде» статью «Чужой театр», которая с маху перечеркивала весь творческий путь Театра Мейерхольда. Разумеется, он не преминул напомнить о посвящении спектакля «Земля дыбом» Л. Керженцев в своей статье писал о том, что Мейерхольд «ушел от советских тем и советской действительности, он изолировал себя от советской драматургии и советской общественности, он создал у себя антиобщественную атмосферу, подхалимство, зажим самокритики, самовлюбленность».
И далее: «В. Мейерхольд и его театр изолировали себя от общей работы по отражению советской действительности в художественных образах. В результате он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства, он стал чужым театром». Статья заканчивалась риторическим вопросом: «Разве нужен такой театр советскому искусству и советским зрителям? В театре Мейерхольда шли бурные собрания: актеры отмежевывались от своего опального руководителя.
А 7 января 1938 г. Последний спектакль в театре был сыгран 8 января 1938 г. В день закрытия театра А. Гладков спросил у Мейерхольда, где бы он теперь предпочел работать — в драме или в опере. На что Мейерхольд ответил: «Я, как Хлестаков, согласен в любое богоугодное заведение, кроме тюрьмы…» На ситуацию с театром Мейерхольда оперативно среагировало военное ведомство.
В связи с постановлением Правительства о ликвидации театра имени Мейерхольда, как чуждого советскому искусству, по приказанию Комвойск округа, прошу об исключении народного артиста Мейерхольда В. В этот тяжелый момент на помощь Мейерхольду пришел его учитель К. В январе 1938 г. В мае 1938 г. Мейерхольд был назначен режиссером оперного театра Станиславского, а 7 августа 1938 г.
Станиславский умер. Но не только Станиславский тревожился о Мейерхольде. Его позвал в Ленинград Л. Вивьен, художественный руководитель Академического театра драмы имени А. И в декабре 1938 г.
Мейерхольд показал там свою третью постановочную редакцию лермонтовского «Маскарада». Он мечтал о многих постановках на ленинградской сцене: «Гроза» А.
Его родители, Эмиль Федорович и Альвина Даниловна, были немецкими лютеранами. Дома было принято устраивать музыкальные вечера и любительские спектакли, на которых Карл играл со своими братьями и сестрами. С уютных вечеров и началась любовь к театру.
В тот же период, будучи уже 21-летним юношей, Всеволод получил российский паспорт и обвенчался со своей возлюбленной Ольгой Мунт. В юности Доучившись первый курс, Всеволод Мейерхольд решил окончательно прекратить заниматься юриспруденцией. Он перевелся в Театрально-музыкальное училище в класс Немировича-Данченко. Ему нравилось все: заниматься литературой, музыкой, актерским мастерством, в душе он мечтал стать режиссером и поставить спектакль. В 1898 году Всеволод успешно закончил училище и уже точно знал, что вся его последующая жизнь будет связана с театром.
В молодости Вся жизнь — театр 1898 год. Со своими однокурсниками, среди которых были Ольга Книппер и Иван Москвин, Мейерхольд оказался в труппе будущего Московского Художественного театра. Всего за несколько лет он сыграл почти несколько десятков ролей. В 1902 году в возрасте 28 лет Мейерхольд покидает труппу МХТ и официально сообщает о причине своего ухода: желание создать собственную режиссерскую программу. Его цели разделял близкий друг — актер Александр Кошеваров, с которым Мейерхольд вскоре возглавил собственную труппу в Херсоне.
За 3 года было отыграно больше двух сотен спектаклей в Тбилиси, Севастополе и Николаеве. В середине 1905 года с Мейерхольдом связался Константин Станиславский, который предложил ему поставить несколько спектаклей в только открывшейся студии.
Интересные факты из жизни писателей и артистов. Биографии сопровождаются фотографиями.
Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту.
Его цели разделял близкий друг — актер Александр Кошеваров, с которым Мейерхольд вскоре возглавил собственную труппу в Херсоне. За 3 года было отыграно больше двух сотен спектаклей в Тбилиси, Севастополе и Николаеве.
В середине 1905 года с Мейерхольдом связался Константин Станиславский, который предложил ему поставить несколько спектаклей в только открывшейся студии. Мейрехольд согласился, но миру не было суждено увидеть эти постановки, поскольку Станиславский посчитал, что это нельзя показывать публике. Всеволод уехал из Москвы, но буквально спустя полгода ему снова приходится вернуться в центр культурной жизни. На этот раз его пригласила Вера Комиссаржевская, которая сразу же назначила его главным режиссером театра. Вместе они реализовали 13 спектаклей на сцене Драматического театра, но после спектакля «Балаганчик» между Мейерхольдом и Комиссаржевской вспыхнул конфликт.
Его основой было увольнение Всеволода, которое он считал необоснованным и даже обращался два раза с этим вопросом в суд. Его требования не были удовлетворены. Комиссаржевская осталась при своем мнении, так как видела, что залы были практически пустыми, когда показывались постановки Мейерхольда. Театр находился на грани разорения. Несмотря на бесконечные взлеты и падения, имя Мейерхольда было на слуху, поэтому его карьера режиссера шла в году.
Он уже был не просто режиссером, а режиссером Александрийского и Мариинского театров, которые считали Императорскими. Для Всеволода это было поле бесконечного творчества, он чередовал и сочетал различные приемы, техники и «играл» с декорациями. Его постановки было легко узнать, потому что они не были похожи на другие, «классические».
Самое интересное в виде мозаики
- История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
- Представление
- Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
- 149 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда — Дом Мейерхольда
Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Биография
Карл и его брат играли в любительских спектаклях. Известно, что 14 февраля 1892 года «любители драматического искусства» давали комедию «Горе от ума». Уже тогда Карл, игравший Репетилова, выделял свою сверстницу красавицу Олю Мунт, исполнявшую роль Софьи. Но наукам в доме Мейергольдов уделялось не слишком большое внимание, поэтому в Пензенской гимназии Карла трижды оставляли на второй год. Поэтому вместо 8 лет он проучился 11 и получил аттестат зрелости 8 июня 1895 года.
Тем же летом 1895 года Карл поступил на юридический факультет Московского университета, после чего совершил ряд поступков, поразивших его родственников. Здание 2-й мужской гимназии в г. Пензе, которую окончил Мейерхольд. В этой гимназии позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин здание гимназии по ул.
Володарского, 5 сохранилось 13 июня Карл Мейергольд по достижении совершеннолетия 21 год принимает православие и берет себе новое имя Всеволод в честь Всеволода Гаршина, своего любимого писателя. Он также решил изменить немецкую фамилию «Мейергольд» на более звучную и по-русски грамматически правильную «Мейерхольд», как рекомендовала русская грамматика Грота. В те же дни он объявляет близким о своей помолвке с Ольгой Мунт, но семья относится к этому отрицательно. Доводы вроде бы убедительны: следует подождать до окончания университета, ведь студенческие браки так недолговечны.
Но Мейерхольд ничего не хочет слушать. Упрямство и взрывной темперамент достались ему в наследство от отца. Всеволод Мейерхольд с первой женой Ольгой Мунт В следующем году в его жизни происходят еще два важных события. А 29 января 1896 года он побывал на спектакле «Отелло» Общества искусства и литературы.
Постановка Константина Станиславского была воспринята Мейерхольдом как озарение. Он настолько проникся талантом режиссера, что бросил юридический факультет и в сентябре того же года поступил в Театрально—музыкальное училище Московского филармонического общества ныне — ГИТИС в класс В. На экзаменах он читал монологи с таким темпераментом, что экзаменаторы были приятно поражены и зачислили его сразу на второй курс. В этом заведении, в отличие от пензенской гимназии, Мейерхольд вскоре станет лучшим учеником.
Мейерхольд в молодости. Первые шаги навстречу театру Наставником Мейерхольда во время учёбы стал В. Несмотря на то, что внешне Всеволод не сильно подходил для сцены, Немирович-Данченко не мог не принять во внимание его настойчивость и прекрасное образование. Поэтому Мейерхольд был одним из первых, кому мастер рассказал о создании нового театра — Московского художественного театра — на сцене которого планировал видеть своих учеников.
После окончания учёбы в 1889 году Всеволод Мейерхольд вместе с некоторыми другими сокурсниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, был принят в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра с 1902 г. Он сходится с революционером А. Ремизовым, который приобщает его к идеям К. Пензенская жандармерия вносит Мейерхольда в список «неблагонадежных особ».
В первых спектаклях великого новаторского театра он играл значительные роли: в спектакле «Царь Федор Иоаннович», которым 14 26 октября 1898 года открылся театр, он играл Василий Шуйского, в постановке трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» он сыграл самого царя Иоанна. Мейерхольд в роли царя Иоанна в спектакле по трагедии А. Толстого "Смерть Иоанна Грозного".
В Художественном театре Мейерхольд изо всех сил стремился выбиться в ведущие актеры, однако это его желание не всегда находило понимание со стороны других участников коллектива. Например, в постановке «Царь Федор Иоаннович» ему сперва отводилась главная роль, он к ней готовился, но затем роль была отдана И. Зато вскоре в легендарной постановке чеховской «Чайки» ему достается роль Треплева сам Мейерхольд считал ее своей лучшей ролью , В. Мейерхольд в роли Треплева, К.
Станиславский в роли Дорна. Спектакль "Чайка". Всеволод Мейерхольд в роли Тузенбаха. Шекспира 1898 г.
Характеры Мейерхольда на сцене разнились от буффонадных до глубоко драматических. Всеволода Эмильевича можно назвать универсальным актером. Он не считал оскорблением после Гамлета играть второстепенную роль в водевиле. К нему приходит настоящая слава, фотокарточки с его изображением продаются во всех писчебумажных магазинах города.
С ним сближается А. Чехов с артистами Художественного театра. Справа сидит с газетой В. Мейерхольд И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает.
Там он прошел школу психологического театра, но не принял ее. Его ждала другая дорога. У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и, хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову.
Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Всеволод Эмильевич, чуть не единственный из труппы, стоявшей у истоков театра, не получил ссуды от Саввы Морозова, не попал в число пайщиков строящегося здания Художественного театра в Камергерском переулке. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе.
Зал Московского художественного театра после перестройки 1900-1903 гг. В 1902 году, проработав в труппе МХТ четыре сезона, Всеволод Мейерхольд покидает театр, исчерпав в нем все вдохновение для себя. Уже тогда многие почувствовали его резкий, неуживчивый нрав. Хотя сам он публично отрицал, что причина ухода в материальных проблемах.
Дальше соперничество учителя и ученика будет постоянным, хотя, возможно, не всегда очевидным. Яичница с луком С этого времени началась его самостоятельная режиссерская работа. Мейерхольд собрал труппу из актеров-единомышленников большей частью — бывших студийцев МХТ и уехал с ними в Херсон. С Александром Кошеверовым, который вместе с Мейерхольдом покинул МХТ, они решили создать собственный театр в провинции.
Сезон театра «Труппа русских драматических артистов под управлением А. Кошеверова и Вс. Мейерхольда» открылся в Херсоне 22 сентября 1902 года спектаклем «Три сестры» по пьесе Чехова. В труппу вошли И.
Певцов, А. Канин, Н. Костромской, Е. Мунт сестра его жены Ольги , А.
Загаров, А. Нелидов, Н.
Его стремление к экспериментам и поиску новаторских способов постановки пьес привело к появлению «Биомеханики». Как новатор он понимал, что культура и театр должны активно развиваться и открывать новые горизонты, чтобы сохранить свою актуальность и привлекательность для зрителя.
Полет его режиссерской мысли выходил за рамки обыденного театрального, расширяя границы и переосмысливая традиционные подходы к сценическому искусству. Его режиссерская концепция находилась на стыке искусств — он включал в свои постановки музыкальные номера, танцы и акробатику, которые вместе со смелым визуальным оформлением, создавали оригинальные комбинированные жанры, отличавшиеся от традиционных постановок. Режиссер Мейерхольд подчеркивал важность развития физических и пластических способностей актера, чтобы он мог совершенно осязательно воплотиться в роли. Сам Мейерхольд работал с актерами, помогая им достичь максимального выражения эмоций, физической гибкости и пластической красоты.
Такой подход к актерскому искусству в значительной степени повлиял на технику актеров в последующие годы. Карл Теодор Казимир Мейергольд родился 10 февраля 1874 года в Пензе в лютеранской немецкой семье. Приняв в 90-е годы православие, сменил имя на Всеволода, которое выбрал, как дань уважения любимому писателю Всеволоду Гаршину. После окончания Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, Мейерхольд присоединился к труппе Московского художественного театра, основанного Владимиром Немировичем-Данченко и Константином Станиславским.
Проявив себя как блестящий актер, Мейерхольд, однако, видит свое призвание в режиссуре.
Дальше это соперничество учителя и ученика будет постоянным, хотя, возможно, не всегда очевидным. Но не сказать об истоках мейерхольдовских работ, об их пружине, было нельзя. Так, Мейерхольд отправился в провинцию и затеял спектакль на свежем воздухе, у Финского залива.
Технически идея провалилась, спектакль сыграли в помещении при свете факелов. Но суть в том, что Мейерхольд всегда хотел экспериментировать в творчестве и список его попыток можно продолжать и продолжать. На календаре был 1917 год. В страну нагрянула революция, а на улицах царила нищета, неразбериха, и Мейерхольд это видел.
Он первым заговорил о том, что спектакль не может существовать отдельно от времени и пространства, в котором он играется, отдельно от зрителей, которые этот спектакль смотрят. Тогда в Александринском театре Мейерхольд поставил «Маскарад» Лермонтова. Лучший художник его времени, Александр Головин , нарисовал невероятной яркости костюмы, броские, пестрые, помпезные. И, выходя из зала, зритель с бала Энгельгардтов попадал на бал смерти.
Сцена из спектакля «Маскарад» Фото: журнал «Культурная столица» Революцию Мейерхольд встретил и принял. В разговоре с эмигрировавшим уже Михаилом Чеховым много позже он признавался, что всегда носил революцию в самом широком смысле этого слова в своем сердце и что он понимал, насколько сильно государство извратило красивую идею революции. Но он никогда не бросал своей родины. И своих идей.
Каждый спектакль он ставил по-новому. Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени.
В день юбилея режиссера, 10 февраля, во дворе Новой сцены состоится церемония возложения цветов к памятнику Всеволода Эмильевича Мейерхольда 14:00. Вечером на Новой сцене Александринского театра зрители увидят премьерную постановку Валерия Фокина «Мейерхольд. Показы спектакля пройдут также 9 и 11 февраля начало в 19:00. В числе других событий февральской афиши: 3 февраля 16:00, 19:00 : медиации на Новой сцене им. Мейерхольда — проект Александринского театра, рассказывающий о возможностях пространства, о его прошлом и о том, какие идеи Мейерхольда определяют сегодняшние направления сценической площадки.
Петербургский дом Мейерхольда» Основная сцена Александринского театра. Царское фойе ; 8 и 9 февраля: лекции театроведа и историка театра Вадима Щербакова в Медицентре Новой сцены им. Мейерхольда — «Vivat Academia! Мейерхольд и МХТ» 8 февраля, 19:00 , «Чужой театр.
Всеволод Мейерхольд: творческая биография знаменитого режиссера
Если хочется сравнить, можно сравнить с вечным учителем и конкурентом Станиславским, которого, к примеру, Булгаков в «Театральном романе» портретирует в неразрывной связи человеческого и художественного — во всей нелепости и во всем величии этой неразрывности. Театровед Борис Алперс о театре Мейерхольда в свое время писал как о «театре маски» — но и сам создатель этого театра выглядит как человек-маска, человек-символ. В самом начале, еще не режиссер, еще актер первых сезонов МХТ, с роли Треплева в «Чайке» — «новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно». Это все подходит 24-летнему Мейерхольду как вторая кожа.
И, можно сказать, Треплевым он отправляется в первую часть своей самостоятельной театральной жизни — со всей неудовлетворенностью, со всей нервной энергией чеховского персонажа. Сколько он пробудет Треплевым? Он точно еще им будет, когда уволится из МХТ, соберет вокруг себя товарищество актеров-единомышленников, отправится в провинцию — чтобы потом вернуться к Станиславскому, возглавить студию МХТ на Поварской — и снова порвать и с Художественным театром, и с его основателями.
Только одного, кажется, Мейерхольд не хочет знать, не хочет слышать: то, что у Чехова этот нервный молодой человек, этот вечный революционер, обречен на поражение. Мейерхольд — это мечта о Треплеве-победителе, Треплев, у которого получилось. Формальные «искания», поиск собственного языка, собственного сценического ритма, собственного звука и темы — во всем этом на рубеже веков не было ничего удивительного.
Студии, антрепризы, товарищества рождались и иногда почти сразу умирали, а иногда доживали до солидного возраста. Собственно, именно из этой среды и из этих времен родом те театры, которые, как и Мейерхольд, будут позже уничтожены за «формализм». Разница в том, что все они искали что-то «свое», лица необщее выраженье, уникальность.
Мейерхольд искал не уникальный, а универсальный театр. Театр, в котором музыка, изображение, ритм, движение соединяются в свою особую, самостоятельную жизнь, в котором ничто не «похоже» на жизнь. Театр, который умнее, красивее, выразительнее, чем жизнь.
Этот доктор, формально привязывающий Мейерхольда к итальянской комедии дель арте, на самом деле был маской универсального и вездесущего театра. Вернувшись из провинции, Мейерхольд поставит в Москве и Петербурге Метерлинка, Вагнера, Мольера, Гиппиус, Кальдерона, Лермонтова, Гамсуна, Островского и Блока, будет работать с Комиссаржевской, с императорскими театрами, со студентами-филологами, в опере, в драме, в любительских студиях. Доктор Везде.
У него будут провалы и успехи — почти без перерыва и иногда почти без логики. Часть артистов будет писать на него доносы, уже тогда. Другая часть будет считать за счастье работать с Мейерхольдом.
Его будут боготворить художники и композиторы — потому что их работа в театре для Мейерхольда никогда не была служебной, второстепенной. Последняя маска, которую Мейерхольд наденет,— это маска комиссара. Многие до сих пор считают, что она его и погубила.
На самом деле, конечно, погубила его не маска — а представление о том, что маска в принципе может загородить, уберечь, сделать невидимым. Возвышение Владимир Маяковский, Александр Родченко, Дмитрий Шостакович и Всеволод Мейерхольд во время работы над спектаклем «Клоп», 1929 Быть главным театральным комиссаром новой страны, формулировать программу, собирать вокруг себя молодежь, определять политику… Это все шло ему, как и кожаная куртка. И это было как будто именно ему и предназначено, как будто история давала ответ на его многолетнее требование.
Треплевское «новые формы нужны» из декадентского стона на глазах превращалось в лозунг власти и в обещание этой самой власти.
Карьера - В 1898 году вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. В МХТ за четыре сезона он сыграл 18 ролей. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра.
За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей - В 1908 году директор императорских театров В.
Мейерхольд полностью реабилитирован. Министерство восприняло это известие как взрыв атомной бомбы. От министра тут же был звонок моему начальнику. Тот вызвал меня: "В чем дело? Ты в ЦК сообщил? Очень большую справку я составил. Те мужики, прокуроры-полковники, которые меня тогда подняли, они очень хорошо ко мне относились, научили, как эту справку строить.
Приложил я к ней все имевшиеся материалы. Принес ее и все свои талмуды в ЦК, кладу на стол. Велели мне объяснить, на каких основаниях я провел реабилитацию. В ответ было сказано: "Так-то оно так, но вы делаете глупость". И еще было сказано, что я превысил свои права и полномочия. Пожурили меня строго, сделали выговор, сказали, что не дорос до Центрального аппарата. Но Верховный Суд — высшая инстанция, отменять его решение было бы нехорошо, посмотрели, посмотрели и сочли это нецелесообразным. После реабилитации Мейерхольда Эренбург на свой риск и страх собрал кого-то, кажется, в МГУ, и объявил о ней, но в печати впрямую ничего сообщено не было, над всем какое-то время довлело мнение Министерства культуры и соответствующего отдела ЦК".
Понятно, что, если бы Ряжский, как ему рекомендовал начальник, обратился в ЦК КПСС до решения Верховного суда, с предложением отменить постановление о ликвидации театра, то на этом реабилитация была бы остановлена и отложена надолго. Ряжский, как видно из его воспоминаний, об этом догадывался, а скорее всего, был в этом уверен. И нарушил предписание. Поэтому его поступок, да и всю его работу по реабилитации Мейерхольда можно назвать "подвигом честного человека" такую характеристику дал Пушкин карамзинской "Истории государства Российского". Бывают времена и ситуации, когда быть просто честным человеком на своем месте — подвиг. Об одном из скромности умалчивает Борис Ряжский в своих воспоминаниях. Но об этом написала Мария Валентей: "Борис Всеволодович Ряжский был понижен в должности, и ему пришлось даже уехать из Москвы из-за того, что он посмел на свой страх и риск передать дело прямо в Верховный суд и не испросил предварительно одобрения в соответствующих кабинетах ЦК партии. Вернуться в Москву и найти работу ему было совсем не просто".
Ряжский был наказан. Уточню: он был уволен из прокуратуры и направлен на работу на Север. Патриса Лумумбы. Проведя реабилитацию Мейерхольда, Борис Ряжский придал мужества многим людям искусства, и реабилитация вдохновила их позднее выступить за отмену того самого постановления Политбюро ЦК ВКП б "О ликвидации театра им. Мейерхольда" "ликвидировать театр Мейерхольда, как чуждый советскому искусству" от 7 января 1938 г. Но это произошло уже после ХХ съезда, в 1961 году. Со стороны же инстанций попытки считать даже воскрешенного и, можно сказать, дважды реабилитированного Мейерхольда "мертвым и хулимым" продолжались еще долго. В 1964 году от Юрия Любимова требовали снять портрет Мейерхольда в фойе театра на Таганке, а еще спустя 10 лет ему запретили делать спектакль к 100-летию Всеволода Эмильевича.
И все же "умертвить" Мейерхольда второй раз его врагам не удалось, и в том немалая заслуга Бориса Ряжского. Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил невероятной силы документ — письмо к Молотову: "…меня здесь били — больного 65-летнего старика: клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой… В следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на больные, чувствительные места ног лили крутой кипяток, я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, руками меня били по лицу размахами с высоты…... И я все подписывал до 16 ноября 1939 г. Я отказываюсь от своих показаний, как выбитых из меня, и умоляю Вас, главу Правительства, спасите меня, верните мне свободу.
Одним из них был «Балаганчик» по произведению Алекс а ндра Блока.
Это был первый спектакль российского «театра условностей», который стал настоящей сенсацией: суфлер по задумке режиссера влезал в свою будку уже во время действия; актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены на веревке; декорации были предельно простыми, в конце постановки они взмывали под потолок, а их место занимал традиционный колонный зал. После премьеры в зале бушевали настоящие страсти: и свист, и овации одновременно. Несмотря на критические статьи в прессе, в театре был постоянный аншлаг. Затем Всеволод Мейерхольд стал главным режиссером Императорских Александринского и Мариинского театров. В этот раз работа над спектаклем Александринского театра «Маскарад» по Лермонтову заняла у Мейерхольда целых шесть лет: «Я объездил все музеи, библиотеки и частные хранилища. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы».
Постановка обошлась в 300 тысяч золотом. В спектакле соединились драма, опера и танец. Была разработана специальная система занавесов, с помощью которых Мейерхольд монтировал сцены. Одна массовка насчитывала 250 человек.
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества — в класс Владимира Немировича-Данченко. Александринский театр отметит 150-летие Всеволода Мейерхольда серией событий на Основной и Новой сценах. Всеволод Эмильевич Мейерхольд нам известен как театральный режиссёр-новатор и создатель биомеханики.