Приступая к описанию восстания Черниговского полка для сведения потомства, я буду точно и старательно передавать то, чего частично был непосредственным очевидцем и свидетелем. Восстание Черниговского полка было вторым и последним крупным вооруженным конфликтом декабристского восстания в бывшей Российской империи. Восстание возглавил подполковник Черниговского полка декабрист Муравьев-Апостол. Уже после разгрома Черниговского полка члены Общества соединенных славян пытались поднять на восстание свои части.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
Восстание Черниговского полка, пишет О И Киянская, явилось попыткой членов Южного общества воплотить в жизнь собственную тактику "военной революции" Однако, анализируя ситуацию в Южном обществе накануне мятежа, автор показывает. Восстание Черниговского полка было вторым и последним крупным вооруженным конфликтом декабристского восстания в бывшей Российской империи. Восстание Черниговского полка было вторым и последний крупный вооруженный конфликт восстания декабристов в бывшей Российской Империи. Во время восстания Черниговского полка были допущены те же тактические ошибки, что и на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.
Подавление восстания черниговского полка. Никита муравьев. Что предопределило восстание
Солдаты Юрий Ян, Исай Жилкин и Михаил Степанов обвинялись в том, что «в селе Мотовиловке отбили у крестьянина камору и забрали вещей на 21 рубль». Некоторые из этих вещей потом были найдены у них после усмирения восстания, а некоторые оказались «на дворе под артельными повозками спрятанные». В списках «заграбленных» вещей — бесконечные сапоги, шапки, платки, холст, скатерти, юбки, рубахи, наволочки, чулки, иконы. Иосиф Руликовский утверждает, что грабежом мелких хозяйственных вещей черниговские солдаты не ограничивались. Он приводит в своих «Записках» факты разбоя, избиений, изнасилований. Так, например, некий местный житель, «ехавший верхом из Киева», встретился с полком на подступах к Василькову. По пути увидела она издалека войско.
Не зная хорошо местности, она против Большой Салтановки свернула вправо, к так называемому Бибикову Яру, чтобы там спрятаться, и застряла в снежном сугробе. Роты, проходившие под командой офицеров, прошли мимо, ее не трогая, но мародеры, что следовали за ротами, увидели ее, напали, сделали ей немало неприятностей и забрали деньги». Спасаясь от солдатской настойчивости и защищая себя ребенком, она получила легкую рану тесаком». Но евреи не признались, что это так было, потому что их закон требует, чтобы в таких случаях мужья давали развод своим женам». Большая часть полка напала на корчму и, не найдя шинкаря, уничтожила все, что там оставалось, так как по приказу белоцерковской экономии всюду из корчем водку вывезли и спрятали»[452]. Несмотря на тщательное расследование, установить всех виновников грабежей и разбоев так и не удалось.
Жители не могли на следствии подробно описать тех, кто нападал на них, «по той причине, что некоторые поудалялись в то время из домов, а некоторые, хотя и были в домах, но оных, как набегавших… по десяти и двадцати человек вдруг с заряженными ружьями и примкнутыми штыками при угрожении стрелять и колоть, от испугу заметить не могли»[453]. Уважения солдат к командирам больше не было. Только через два часа после приказа о выступлении из Мотовиловки с большим трудом удалось построить мятежные роты. Исследовательница была права: заговорщики могли избежать разгрома лишь в том случае, если бы они сознательно решились возглавить народный бунт. Реализовать этот вариант Сергею Муравьеву-Апостолу было нетрудно. Так, свидетель событий, военный историк А.
Михайловский-Данилевский утверждал: в Белой Церкви, имении графини Браницкой, Муравьева «ожидали, чтобы с ним соединиться», «четыре тысячи человек, недовольных своим положением. Это были большею частью старинные малороссийские казаки, которых Браницкая укрепила за собою несправедливым образом». Горбачевский подтверждал его слова: «Объезжая караулы, Муравьев был окружен народом, возвращающимся из церкви. Добрые крестьяне радостно приветствовали его с новым годом, желали ему счастья, повторяли беспрестанно: — Да поможет тебе бог, добрый наш полковник, избавитель наш». Руководитель восстания «тронут был до слез, благодарил крестьян, говорил им, что он радостно умрет за малейшее для них облегчение» — но призывать их себе в союзники не стал. По свидетельству Руликовского, «офицеры… до самого последнего момента отличались безукоризненным поведением и сохранили не запятнанной даже каким-либо пустяком свою воинскую честь».
Однако с потерей управляемости полком им все же пришлось смириться. Муравьев-Апостол и его офицеры попали в полную и безусловную зависимость от нижних чинов. Поэтому, остановившись на короткое время, они сильно побили арендатора за то, что он на них когда-то пожаловался. Хотя это стало известно Муравьеву, он должен был им потакать, чтобы не утратить привязанность солдат, и двинулся дальше, как будто ничего не знал», — вспоминал владелец Мотовиловки[456]. В полку началось массовое дезертирство. Из офицеров остались те, кто начинал восстание и кому, собственно, все равно нечего было терять.
Кроме того, до конца за васильковским руководителем пошли его братья Матвей и Ипполит, Бестужев-Рюмин и подпоручик Черниговского полка Андрей Быстрицкий. Движение к Киеву уже не имело смысла. Квартировавший в Белой Церкви 17-й егерский полк был последней надеждой Муравьева. Однако даже если бы случилось чудо, и полк этот принял участие в восстании, двумя полками все равно невозможно было бы противостоять собранной для подавления мятежа военной силе. После провала миссии Мозалевского ни на какой успех заговорщикам рассчитывать не приходилось. Ночь со 2 на 3 января полк провел в селении Пологи, в 15 верстах от Белой Церкви.
Посланный в город осведомитель сообщил, что 17-й егерский полк оттуда выведен, а занявшие его правительственные войска усилены артиллерией. Сообщение это делало положение черниговцев безнадежным. Через Трилесы шла дорога на Житомир. Однако до Житомира мятежникам тоже дойти не удалось. Очевидно, за несколько часов до разгрома не только офицеры, но и солдаты в полной мере осознали, что восстание проиграно. Руликовский утверждал: «Когда сельский люд из двух зажиточных сел выходил из церкви после воскресного богослужения, мужчины, одетые по украинскому обычаю в новые кожухи тулупы и свиты полушубки … солдаты бросились к ним и начали менять свои мундиры и кивера на крестьянские кожухи и шапки»[458].
Офицеры же — те, кто остался с полком, — перед разгромом занимались уничтожением документов. Горбачевский сообщает, что незадолго до столкновения с правительственными войсками «С. Муравьев вместе с офицерами пересматривал бумаги, взятые у него Гебелем в Василькове и опять отнятые в Трилесах. Как бы предчувствуя ожидавшее его поражение, он сжег все письма, полученные от членов тайных обществ, и некоторые из бумаг, относящиеся к сим делам»[459]. Общая схема движения муравьевских рот напоминает перевернутую на бок цифру 8: восстание захлебнулось в том же самом месте, где и началось, около деревни Трилесы. Много лет спустя Иван Горбачевский попытался проанализировать действия Сергея Муравьева-Апостола как военного руководителя восстания.
И действия эти мемуарист оценивал скептически: «Спрашивается, что заставляло его после столь смелого начала ограничиться движениями около Василькова, делать небольшие переходы и дневать в Мотовиловке, между тем как солдаты, так и офицеры только того и желали, чтобы действовать наступательно… Если бы движения Черниговского полка были быстры, внезапны, то, кроме существенной выгоды, сии движения укрепляли бы дух подчиненных и поддерживали их надеждою успеха». Медлительность Муравьева Горбачевский склонен был объяснять несбывшимися надеждами на присоединение других воинских частей — тех, в которых служили члены тайных обществ: «Высокие чувства и благородная душа С. Муравьева не позволяли ему сомневаться в обещании других членов… Он верил всем, не воображая, что в этом случае люди, известные своею храбростью и честностью, сыграют роль трусов и обманщиков.
Солдаты стали проверять оружие, но снова грохнули пушки, на этот раз заряженные картечью. Первым же выстрелом убило несколько человек и ранило лидера похода Сергея Муравьева-Апостола. Тут раздались новые пушечные залпы, разом унесшие жизни более 70 человек. И наконец, наступила паника, солдаты стали разбегаться. Все было кончено. Восстание Черниговского полка было подавлено. Муравьев-Апостол потерял сознание, его брат Ипполит и некоторые офицеры застрелились, глядя на приближающуюся с фланга кавалерию.
Они предпочли смерть плену и позору. Итогом этой кровавой драмы стала казнь Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина по приговору Верховного суда. Более 100 унтер-офицеров были подвергнуты жестоким телесным наказаниям, около тысячи солдат были переведены на Кавказ. В дальнейшем полк полностью переформировали. Это было последнее выступление общества декабристов в России.
Идеи Муравьёва-Апостола о восстании в Киеве носили теоретический характер. Вожаки мятежа хотели разного: Бестужев и братья Муравьёвы планировали дождаться присоединения других полков, а Щепило, Сухинов, Кузьмин и Соловьёв требовали немедленного выступления в сторону Киева, предлагая по пути привлекать на свою сторону местных крестьян. В итоге решили ждать и пошли в сторону Мотовиловки, чтобы там встретиться с Алексопольским и Ахтырским полками.
Но те бунтовщиков не поддержали. Тогда мятежники отправились в сторону Белой Церкви, там они надеялись получить поддержку со стороны бойцов 17-го егерского полка. Эту поддержку Муравьёву-Апостолу обещал прапорщик Александр Вадковский, полагавший, что сможет убедить несколько рот присоединиться к мятежу. Но Вадковского арестовали сразу по прибытии в расположение полка. Полковник Николай Муравьёв-Карский, по некоторым сведениям, сам сочувствовавший декабристам, на деле мятеж не поддержал. Тогда было решено идти к Житомиру. Из-за изменений в планах перемещения полка были хаотичными. Это хорошо видно, если посмотреть на карту и нанести на неё маршрут движения мятежников.
Он сильно напоминает восьмёрку. Солдаты совершенно не понимали цели восстания, а офицерам всё сложнее было объяснить им свои намерения. Узнав о приближении карательных войск, Муравьёв-Апостол стал убеждать подчинённых, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для поддержки полка. Это оказалось неправдой, что и доказали события следующих дней: 3 января 1826 года Черниговский полк был расстрелян картечью войском генерала Гейсмара. В материалах следствия описан такой эпизод: «Раненный в голову, Сергей Муравьёв схватил брошенное знамя, но, заметив приближение унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Последний, решив, что командир хочет сбежать, вонзил штык в брюхо лошади и сказал: «Вы нам наварили каши, кушайте с нами»». Восстание было подавлено.
Муравьева-Апостола привели к тому, что восстание началось раньше, чем предполагалось. Восстание Черниговского полка 1825 г. Основная причина - это полное отсутствие предпосылок к восстанию. Крестьянство, которое собирались освобождать мятежники, не было готово к переменам и не желало их. Военные, которые мечтали о конституции только на собраниях, не смогли поступиться семьями, должностями и идти до конца. Надежда на то, что сразу после восстания по принципу цепной реакции начнутся возмущения в других частях, была утопией. Не было никаких революционных предпосылок. Романтическая наивность, политическая недальновидность, привели к необоснованным жертвам, репрессиям, сломанным судьбам. Но тем не менее чистые, честные, благородные романтики-идеалисты, цвет и совесть нации, кем на самом деле были декабристы, изменили сознание просвещённых людей, зажгли искорки того пламени, которое почти через 50 лет привело к отмене крепостного права, а через 90 лет снесло самодержавие вместе с его чиновничье-бюрократическим аппаратом. В Петербурге. В историю оно вошло как восстание декабристов. Но значительно меньшее освещение получило восстание Черниговского полка, произошедшее непосредственно после него и явившееся его продолжением. Командование получило известие о событиях, происшедших в столице, и о причастности к ним их офицера, подполковника С. В связи с этим он был заключён под арест в селе Трилесы. Узнав об этом, 29 декабря по старому стилю четверо офицеров, также членов тайной организации, силой освободили его, при этом совершив нападение на командира полка, полковника Густава Гебеля. Из последующих материалов дела становится известно, что С. Муравьёв-Апостол нанёс полковнику тяжёлое ранение в живот. Другие участники схватки также набросились на командира полка, нанеся ему множественные раны солдатскими штыками. Лишь чудом полковому командиру удалось спастись. При этом любопытной подробностью является тот факт, что присутствовавшие при этом солдаты и нижние чины оставались абсолютно пассивными наблюдателями, не оказав помощи ни одной, ни другой стороне. Исключение составил лишь единственный солдат Максим Иванов, оставшийся верным присяге и спасший жизнь злополучному полковнику. Первое выступление восставших После случившегося восстание Черниговского полка нужно было начинать немедленно, так как заговорщики уже вышли за рамки закона и подлежали военному суду и неизбежному наказанию. В связи с этим на следующий день, 30 декабря, мятежные офицеры вывели полк из казарм и направили его в город Васильков. Здесь находились многочисленные оружейные склады и хранилища боеприпасов. Протоколы, составленные во время следствия, свидетельствуют о том, что в их руки попали десять тысяч рублей ассигнациями и семнадцать тысяч серебром. По тем временам это была огромная сумма. В следственных материалах отразилось во всех подробностях восстание Черниговского полка 1825 года. Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка. Здесь руководители восстания, построив полк, зачитали перед строем прокламацию, носящую название «Православный катехизис». Его авторы, Муравьёв-Апостол и Бестужев-Рюмин, создавая документ, делали расчёт на то, что интеллект тех, к кому он был обращён, окажется достаточным для его восприятия и правильного понимания. Однако солдатская масса осталась равнодушна к услышанному, и данная акция не возымела действия. Разложение личного состава полка Произошло как раз обратное тому, что ожидали народные освободители. Вместо того чтобы воспылать в едином революционном порыве, солдаты и нижние чины предались безудержному пьянству и начали грабить местное население. Показания свидетелей этих бесчинств сохранились в следственных протоколах. Не исключено, что это явилось одной из причин, по которой восстание Черниговского полка не имело широкого освещения в советский период. Однако возникшая угроза встречи с правительственными войсками заставила их повернуть на Белую церковь. Разгром полка правительственными войсками Следует заметить, что до сих пор декабристы нигде не встречали сопротивления и двигались вперёд совершенно беспрепятственно. Однако за эти дни их ряды значительно поредели в результате массового дезертирства. Очень многие понимали всю авантюрность происходящего и не желали жертвовать свободой, а может быть, и жизнью за чужое безрассудство. В первом же сражении с правительственными войсками у деревни Устимовки повстанцы были разбиты. Этим и закончилось восстание Черниговского полка. Дата его разгрома отстаёт от даты начала всего на пять дней. Имеем ли мы сейчас право давать оценку этим пяти дням безрассудства? Говорят, что победителей не судят, но восставшие не стали победителями, и их судили. Да, намерения у них были высокие и благородные. Да, ради идеала можно рисковать жизнью, но своей, а не жизнями сотен простых солдат, не понимающих даже, куда и зачем их ведут умирать.
Восстание черниговского полка в 1825 году
Мятежники пытались спастись бегством по реке Нева, но от снарядов лёд реки треснул, и многие утонули. Подавление выступления декабристов на сенатской площади. После ареста Павла Ивановича Пестеля, руководителя Южного общества, его лидером становится подполковник С. Гебель, командир Черниговского полка, отдаёт приказ арестовать Муравьёва-Апостола. В селе Трилесы, где его разместили, офицерам удаётся освободить Муравьёва-Апостола из плена.
Далее восставшая рота выдвинулась в деревню Ковалёвку на соединение с другой ротой полка. На следующий день мятежный полк вступает в город Васильков, захватывая при этом оружие и полковую казну. Муравьёв-Апостол ставит перед мятежниками цель — прорываться в город Житомир, где должно произойти соединение с другими полками, которые могли поддержать восставших. Но на пути уже стояли правительственные войска, поэтому восставшим осталось одно — повернуть на Белую Церковь.
Черниговский полк был разгромлен под Устимовкой встретившими его правительственными войсками. Подполковник Муравьёв-Апостол был ранен в бою, а потом пленён вместе с другими офицерами. Дальнейшее следствие показало, что у Муравьёва-Апостола и других руководителей восстания отсутствовал чёткий план действий. Солдат они склонили на свою сторону прямым обманом, а пресечь в их рядах пьянство, мародёрство и дезертирство так и не сумели.
В кульминационный момент боя солдаты не оказали помощи раненому командиру — напротив, убили штыком его лошадь, чтобы тот не смог скрыться. Восстание Черниговского полка. NVO, MaxBioHazard В целом причинами поражения декабристов послужили неграмотное руководство восставшими, отсутствие необходимого единства и согласованности действий в ходе восстания, отсутствие поддержки со стороны населения, достаточная открытость действий заговорщиков, о которых знало правительство. Декабристы — участники российского антиправительственного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х гг.
Он состоял из членов Государственного совета, высших сановников страны. Всех обвиняемых поделили по 11 разрядам. Каждый разряд предполагал свою меру наказания: смертную казнь, пожизненную ссылку на каторжные работы, ссылку на поселения, лишение чинов и дворянства, разжалование в солдаты, ссылку в Сибирь или в действующую армию на Кавказ. Открытых разбирательств дел не было, декабристов просто знакомили с приговором суда, и не все сразу понимали, что суд прошёл без них и приговор уже вынесен.
Всего по делу декабристов проходило 579 обвиняемых, из них 289 были признаны виновными. Муравьёв-Апостол, П. Пестель, К. Рылеев, П.
Каховский и М. Бестужев-Рюмин — были повешены. Некоторые из офицеров был разжалованы в солдаты и переведены на Кавказ, где шли военные действия. Камера декабристов в Читинском остроге 1829 г.
Неизвестный художник В 1856 г. Александр II, сын Николая I, издаст Манифест о помиловании декабристов, но к этому моменту в живых останется только сорок человек. Обложка журнала «Полярная звезда» с изображением профилей казнённых декабристов. Klekks Историки склонны выделять следующие важнейшие причины провала восстания декабристов: разногласия по поводу того, как будет проходить восстание; что делать дальше, если получится захватить власть; какой политический строй будет после победы заговорщиков: конституционная монархия или республика; нужно ли полностью уничтожать семью императора.
Декабристы хотели произвести военный переворот, не пролив при этом крови, в результате этого они не смогли приступить к активным действиям. Сравнительная малочисленность рядов заговорщиков тоже привела к поражению восставших, которые полагались лишь на узкий круг единомышленников, не задействовав народные массы. Ещё одна из причин поражения восстания — это его поспешность. Декабристы годами планировали заговор, разрабатывали различные варианты развития событий, но в решающий момент растерялись.
Все планы им спутала смерть Александра I, а также известия о том, что заговор раскрыт. Это привело к тому, что заговорщики были лишены эффекта неожиданности — они ожидали, что все будут со дня на день арестованы, так как царская полиция уже располагала списком заговорщиков, поэтому действовали торопливо и несогласованно.
Так, еще Александр Радищев писал о «позлащенных оковах», сковавших русское дворянство. А людям начала XIX века, образованным офицерам, прошедшим войну, смириться с таким положением вещей было никак невозможно. Истинное благородство — это свобода; его получают только вместе с равенством — равенством благородства, а не низости, равенством, облагораживающим всех», — утверждал декабрист Николай Тургенев [3]. Декабристы мыслили себя прежде всего политиками. Более того, политиками, ставившими перед собою цель ниспровергнуть существующий режим, сломать абсолютизм и сословность.
Цель определяла средства, в том числе и такие, которые не согласовывались с представлениями о поведении дворянина и офицера: цареубийство, финансовые махинации, подкуп, шантаж и т. Но движение декабристов не сводимо только лишь к «грязным» средствам достижения сомнительной с исторической точки зрения цели. Составляя заговор, декабристы не могли не знать, что по российским законам, в которых умысел на совершение государственного преступления приравнивался к самому деянию, за то, чем они занимались на протяжении почти десяти лет, вполне можно заплатить жизнью. Не могли не знать, что Империя сильна, что сила — не на их стороне и что добиться торжества их собственных идей будет трудно, практически невозможно. Знали — но все же вели смертельно опасные разговоры, писали проекты конституций, выводили полки на Сенатскую площадь и в степи под Киевом. Собственно, члены тайных обществ остались в активной исторической памяти именно потому, что впервые попытались открыто протестовать против ограничения прав. Более того, они стали символом борьбы за человеческие права.
Едва ли не каждый, кто мыслил себя в оппозиции режиму монархическому, советскому или постсоветскому , так или иначе ассоциировал себя с декабристами. Декабристы стали символом российской интеллигенции. Мог ли мятеж «кончиться удачей»? Трудно сказать. С одной стороны, бурное «осьмнадцатое столетие» было богато успешными переворотами.
Деньги солдаты брали охотно, но в поход и сражения «за свободу» не рвались, зато «просили дозволения пограбить, но подполковник оное запретил». Солдат это обескуражило ненадолго: просить дозволения они перестали, просто пошли по кабакам, стали грабить и насиловать. За какие-то три дня похода полк из сплочённой воинской единицы превратился в вооружённую буйную толпу, все помыслы которой были пожрать, напиться, подраться, пограбить и снасильничать. На всём протяжении своего «боевого пути» непросыхающая солдатня обошла и ограбила все питейные дома, вымогала у деревенских жителей деньги и водку, награбив у них же несметное количество сапог, шапок, исподнего, юбок, чулок, не обошлось без изнасилований.
Документально зафиксировано, как «революционные» солдаты не погнушались даже раздевать новопреставленных покойников! А лишь в одном трактире в Мотовиловке «водки и прочих питий» употребили аж 360 вёдер! Чему поначалу не поверили, но следствие установило: так и было, правда «солдаты не столько оных выпили, сколько разлили на пол», да ещё обильно поливали водкой друг друга. Всё закончилось 3 15 января 1826 года у села Устимовка, где поход мятежников, превратившийся фактически в пьяный рейд по кабакам, был остановлен картечным огнём артиллерии. Вусмерть упившиеся черниговцы побросали оружие, не сделав ни выстрела. Впрочем, как выяснилось, сражаться бунтовщики и не могли: осмотр ружей показал, что большая часть их «были не заряжены и имели деревянные кремни»!
Муравьев-Апостол был одним из наиболее авторитетных руководителей Южного общества — особенно после ареста лидера южан, П. Командир полка Г. Гебель распорядился арестовать Муравьева как деятеля, непосредственно связанного со столичными заговорщиками. Однако в селе Трилесы, где временно поместили арестованного, несколько офицеров предприняли успешную попытку освободить любимого командира. Уже на другой день ведомые Муравьевым роты вступают в город Васильков, захватывая при этом оружие и полковую казну. Еще сутки спустя солдатам озвучивают т.
Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм
Обстоятельства восстания Черниговского полка гораздо менее известны, чем события на Сенатской площади в декабре 1825 года. Также неудачей закончилось восстание Черниговского полка 29 декабря 1825 г. Всего к следствию по делу декабристов было привлечено 579 человек, из которых 289 признали виновными. Восстание возглавил подполковник Черниговского полка декабрист Муравьев-Апостол. Восстание Черниговского полка — это второе восстание декабристов, организованного Южным обществом во главе с Сергеем Муравьевым-Апостолом на Украине в период с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года, и охватившего такие населенные пункты. В 1820 году вспыхнуло солдатское восстание в гвардейском Семеновском полку в Санкт-Петербурге. Более того, летом 1825 года, за несколько месяцев до восстания Черниговского полка, его будущие участники совершенно бестрепетно подавили крестьянские волнения в украинской деревне Германовка.
День в истории. 10 января: Восстали южные декабристы
Оно началось в селении Трилесы, где находились роты полка. Офицеры полка Кузьмин, Соловьёв, Сухинов и Щепилло освободили Муравьёва-Апостола в селе Трилесы, при этом совершив нападение на арестовавшего его командира полка — полковника Густава Ивановича Гебеля. Когда Гебель отказался не только освободить братьев Муравьевых, но и объяснить причины их ареста, участники заговора нанесли ему 14 штыковых ран. Впоследствии полковнику Гебелю, чьи раны оказались не опасны для жизни, удалось спастись. Роман Наливайко, Владислав Семенов Спасибо, что дочитали до конца! Если вы хотите продолжения, новых статей и видео про историю, культуру, искусство, гуманитарную науку и образование, то для развития канала ставьте лайки, подписывайтесь на канал , смотрите наше видео на ютуб-канале , смотрите больше материалов в группе В Контакте комментируйте, конструктивная критика принимается. Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 26 декабря 1825 г.
Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г 10-15 января 1826 г н. Восстание было организовано Южным обществом. После известия о восстании в Петербурге командующий полком распорядился арестовать подполковника С. Муравьёва-Апостола, связанного с заговорщиками. Когда Гебель отказался не только освободить братьев Муравьевых, но и дать объяснения их ареста, участники заговора стали колоть его штыками, а сам подполковник Муравьев нанес полковнику рану в живот. Солдаты полка в расправе над полковником участия не принимали, а оставались только зрителями.
Полковнику Гебелю с помощью рядового 5-й роты Максима Иванова удалось спастись об декабристов. На другой день, 30 декабря, вступили в город Васильков, где захватили всё оружие и полковую казну. Полковая казна составляла около 10 тыс. Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. Усиливается дезертирство рядовых.
У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдает приказ своему войску не стрелять, а идти прямо на пушки. Которые картечью наносят ощутимый урон рядам восставших и рассеивают их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен. Поведение руководителей восстания. У руководителей восстания отсутствовали ясные цели, об этом свидетельствует их странный маршрут движения, напоминающий собой восьмерку.
Новые цели и, соответственно, направления движения начинались и тут же бросались. Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции. И эта надежда не оправдалсь. Поведение рядовых и нижних чинов. После восстания полк был переформирован. Впоследствии участник восстания Иван Сухинов возглавил заговор на Зерентуйской каторге Зерентуйский заговор.
В 1825 году на юге страны ситуация дошла до вооруженных беспорядков, а именно — до восстания Черниговского полка.
Причем командир Черниговского полка Густав Гебель, получив известие о восстании в Санкт-Петербурге, успел принять превентивные меры — арестовал Муравьева-Апостола. Судя по всему, Гебель уже имел данные о Южном обществе декабристов. Но не знал, сколько офицеров участвовало в деятельности общества. Это его едва не погубило.
Несколько офицеров Черниговского полка освободили Муравьева-Апостола. При это этом полковник Гебель получил 14 штыковых ран. Все они, однако, оказались неопасными для жизни — Гебелю при помощи одного из рядовых полка удалось спастись. Вообще, поведение нижних чинов как раз представляет во всей этой истории наибольший интерес. С офицерами все было более-менее понятно — часть состояла в Южном обществе, часть осталась верной присяге.
А вот что касается рядовых и унтер-офицеров… По некоторым данным, многие солдаты полка все пять дней, что продолжалось это странное восстание, были пьяны.
И вот полк, квартировавший в Брусилове, полковник которого Повало-Швейковский был уже под арестом у жандармов, получил приказ идти в Бобруйск. Полк, квартировавший в Ржищеве, полковник которого Тизенгаузен также был взят жандармами под арест, получил приказ выступить к Кременчугу. Артиллерия, стоявшая в Ракитном, была направлена к Одессе. Егерский полк, расположенный в Белой Церкви, получил приказ выступить к Каменец-Подольску. Полк, квартировавший в Паволочи, выступил к Старому Константинову 55. Одновременно вооруженные силы которые должны были обезоружить Черниговский полк, были быстро сосредоточены и состояли из солдат и офицеров разных видов оружия, из различных частей рот, эскадронов кавалерии и артиллерийских частей, которые были лишены единства и находились под командой незнакомых им офицеров, так что все отношения знакомства и доверия солдат к их временным командирам не могли иметь места. Вследствие этой, ловко задуманной и успешно выполненной путаницы офицеры-заговорщики, принадлежащие к полкам, усмирявшим восстание, были арестованы жандармами.
Поэтому-то Муравьев напрасно рассылал разъезды, чтобы узнать, не приближаются ли полки, которые должны были с ним соединиться, так ловко была прервана между ними всякая связь. И Муравьев, потеряв надежду, бесцельно бродил, ожидая печальной участи, какую предвидел еще в тот вечер, как был в Мотовиловке. Однако около 10 января все общество было охвачено тревогой и волнением, когда увидели жандармов, которые ездили в разных направлениях, привозя и отвозя многочисленных арестованных военных и штатских. Увидел я из своих окон хорошо знакомый экипаж и лошадей белой масти презуса Каэтана Проскуры, моего доброго и давнего приятеля. Полагая, что он вернулся из своего имения, села Розалиевки, в Васильковском повете, я быстро поспешил, чтобы повидаться с ним. Когда я вошел в помещение Проскуры, то застал только его жену, двух молодых племянников 3аленских да еще менял, которые разменивали деньги. Какая-то странная тишина и глубокая печаль были ясно видны на лицах присутствующих. Я сообразил, что какое-то важное обстоятельство явилось причиной так явно выраженной тревоги, и спросил об этом пани Проскуру.
Поэтому меняем деньги на ассигнации, чтобы он имел чем удовлетворить свои житейские потребности. Имея столь большой опыт, разве он мог запутаться в подобном деле? Тогда его схватили и продержали несколько месяцев в тюрьме в Смоленске. Что касается причины, по какой Проскура теперь был арестован, то она выяснилась лишь со временем и была такова. Когда майор Трухин после усмирения восстания, замещая полковника, командовал остатками Черниговского полка и производил следствие над солдатами, бывшими с Муравьевым в Мотовиловке, он узнал, что к Муравьеву приезжали какие-то помещики вместе с капитаном польской службы. Вот этих-то людей майор Трухин, по своей догадке, совершенно неверно и назвал Проскурой и Олизаром из Коростышева. Между тем эти помещики на деле, как об этом была уже речь, были арендаторы из моего имения, Букоемский, Цишевский и Пиотровский, которые прибыли в день Нового года на богослужение в костел. Они вместе с капитаном Куровицким получили приглашение от Муравьева посетить его на квартире, которая была тут же возле костела в доме ксендза.
Каэтан Проскура, пробыв несколько месяцев в Петербурге, был оправдан Следственной комиссией и вернулся домой. Густав Олизар, которого возили в Варшаву, очень много имел неприятностей, благодаря напрасной и лживой выдумке майора Трухина. В самом конце того же месяца января был арестован и отправлен в Петербург Станислав Проскура, человек спокойный, тихий и издавна слабого здоровья. Он лежал тогда в постели, больной назойливой подагрой. Его взяли только за то, что он дал Бестужеву книжку со своей подписью. Когда пересматривали бумаги Бестужева, то среди них нашли и эту книжку. Допрошенный Следственной комиссией в Петербурге и не имея иных провинностей, он был освобожден, при содействии придворных врачей вылечился и после нескольких месяцев отсутствия вернулся домой. Итак, мы находились в такой долговременной неуверенности про самих себя, тем более что хватали на основании какого-нибудь вздорного доноса, какой только могли выдумать людская злоба, ничтожество и жажда корысти.
Мою жену поразило, что столько невинных людей привлечено к ответственности, и она тем более беспокоилась обо мне, что это было сделано без оснований, а у меня пребывал Муравьев и иные. Поэтому она с искренней привязанностью и любовью, какую имела ко мне, своему супругу, надела мне на шею частицу дерева из святого креста и бирюзовый перстень, что я и по сей день ношу с твердой решимостью носить и далее эту дорогую памятку. Разве только смерть разлучит меня с ней. Когда я из Киева вернулся домой, то в первых числах февраля получил известие от расположенных ко мне людей, что по приказу главнокомандующего главной армией генерала Саке на были собраны обо мне секретные сведения или, как это называют русские, «повальный обыск», путем которого хотели узнать, не имел ли я знакомства или тайных сношений с Муравьевым. Об этом допрашивали преимущественно у священников православной веры, местных и соседних, и у людей, служивших у меня во дворе. Для этого допроса были специально назначены офицеры. И таки они ничего не открыли, что могло бы меня скомпрометировать и дать повод при влечь к ответственности. Напротив, мнение обо мне русского духовенства было доброжелательно и далеко от всяких несправедливых поклепов.
Тогда-то были созданы Следственные комиссии. Они имели между собой постоянную связь, и если одна из них открывала что-либо важное, то в одно мгновение все комиссии извещались об этом и предпринимали дальнейшие расследования в местах своего пребывания. Однако с самого начала расследование о восстании Черниговского полка производилось только в дивизионной квартире в Белой Церкви, откуда шло рапортами обычным порядком до самого царя 57. Царь Николай I, рассмотрев внимательно и подробно донесения, какие были ему сделаны, прежде всего в награду за проявленную верность, перевел в гвардию всю гренадерскую роту Черниговского полка. Ее начальника капитана Козлова он сделал полковником старой гвардии. Солдат, которые участвовали в восстании, назначил в Кавказский корпус 58. Унтер-офицеров и офицеров, разжалованных в солдаты, оставил в Белой Церкви под военным судом и стражей до того времени, как будет закончено все следствие о восстании Черниговского полка. Капитана Ульферта он произвел в майоры, хотя военные власти, подавая списки лиц, которые заслужили повышения в чине, промолчали о нем.
Однако Ульферт сейчас же, после того как был сделан майором и дал присягу, был откомандирован как самый молодой майор полка в дальние старорусские губернии для проверки солдат, присланных в гарнизоны и после выслуженной отставки годных еще к военной службе в линейных полках. Одновременно с этим были взяты из своих квартир в селе Гребенках и отвезены в главную квартиру в Могилеве майор Лебедев и мужественный полковник артиллерии, разжалованный в солдаты Башмаков. Лебедев, хотя и неизвестный мне лично, но, как все говорили, был человеком прекрасного образования, писатель, женатый на польке. Когда началось восстание в Трилесах, он поехал в Белую Церковь в поисках врачебной помощи от сильных ревматических болей костей. Там врач Деляфлиз 59 дал ему совет и прописал рецепт на лекарство, которое выдала ему белоцерковская аптека. И когда со временем его схватили, повезли в Могилев и там позвали к генералу, производившему следствие, то этот рецепт Деляфлиза спас его, так как свидетельствовал, что в день начала восстания он был не в Трилесах, а в Белой. Однако, хотя он и не был ни в чем уличен, он все же вследствие сильных на него подозрений отсидел семь месяцев тюрьмы, заключенный в иезуитском монастыре в Могилеве, в помещении с надписью шестого класса школы. Когда он вернулся, то говорил, что прошел курс наук шестого класса.
Что же касается несчастного полковника артиллерии Башмакова, который так славно отличился во время французской кампании, то мне неизвестно, что с ним произошло. Знаю только, что строгий приказ главного командира Первой армии снизил его до простого солдата, к великому огорчению офицеров. Мне очень трудно сохранить в рассказе точную последовательность, потому что это происходило почти одновременно,- Следственные комиссии открыли разные революционные организации, как в России, так и в Польше, тайные общества под разными названиями, каждое из коих имело совсем иные задания, иные намерения и стремления, между собой несогласованные и даже противоположные. Так вот по вышеназванным причинам арестовали на Киевщине жителя Липовецкого повета, помещика села Острожан, Игнатия Гродецкого, депутата Киевского гражданского суда, а также бывшего депутата Станислава Йотейко и Ивашкевича, отставного офицера польских войск 60. А так как арестовали многих людей в обоих краях и из обеих народностей, то долгое время преимущественно с почтовых дорог расходились печальные известия, что снова и снова кого-то везли под военной стражей. И число этих несчастных жертв увеличивалось все более и более. Несмотря на шпионаж и надзор военной и гражданской полиции, совершенно естественно и неминуемо среди населения распространялись известия, часто ни на чем не основанные, сказочные. Однако они интересовали, вносили беспокойство и раздражение, особенно среди простого люда, до сих пор такого спокойного.
С тех пор этот люд начал понимать, думать и чувствовать то состояние неравенства с иными людьми, в каком он находится. И естественно, что то, о чем знал и понимал один, узнавали теперь тысячи. По этим причина м постепенно становилось заметным какое-то глухое кипение и брожение среди народа. Когда же этот люд проницательно заметил и среди шляхты тревогу, то еще более начал распускать разные запугивающие слухи. Он, конечно, не брал за них ответственности, но в каждом случае легко мог пояснить их, тем более что эти слухи казались часто только более или менее удачной выдумкой или шуткой, которая как будто невинная по сути хранила в себе тайную и глубокую мысль. Из этих сказок и выдумок, которые в то время распускались в народе, некоторые дошли ко мне. Я их тут и сообщаю. По всей губернии и по краю, а через корреспондентов и в заграничных газетах, распространилась весть, что царь собирается в мае месяце устроить большой лагерь на целую армию на белоцерковских степях, а именно возле могилы, называемой Перепятиха.
Она известна из стародавних преданий, связанных с ней и недавно возобновленных пророчествами Вернигоры, и пользуется большим значением среди жителей Украины 61 , Так вот, к этой могиле подрядчики должны были будто бы свозить лес для будущего лагеря. Курганы Перепятиха и Перепять находятся в нескольких верстах от моих земель. Эта местность хорошо мне известна. Со стратегической стороны она совершенно непригодна для армии, и хотя представляет собой ровную и открытую степь, но безводна и потому непригодна для лагеря и смотра. Не придавая значения этим россказням, я спросил одного из своих слуг - украинца, возят ли через Мотовиловку дрова из казенных лесов и складывают ли их саженями возле кургана Перепятиха. А он мне ответил: «Да это, пан, сказка с реки». Про эту сказку уже говорят недели две, и каждый из проезжающих о ней расспрашивает. Большое войско, говорят, царь имеет намерение собрать возле курганов Перепятихи и Перепять.
Он намеревается построить в воспоминание церковь около самой Перепятихи, разыскать и откопать старинный колодезь, и там он найдет «закон», называемый «русской правдой», который деды там спрятали и засыпали землей. Как только царь эту правду получит, то объявит народу волю, и панщины больше не будет» 62. Между тем дело с дровами возле Перепятихи было таково. Крестьянин казенной Мотовиловки тайно вывез из казенного леса двое саней дров. А так как снег в степи растаял, то сложил их около Перепятихи. Когда же ездить на колесах стало легче, чем на санях, он взял дрова на воз и повез на продажу в Белую Церковь. Из этого маленького, незначительного случая народ, охочий к выдумкам, которые всегда были не без глубокой мысли, придумал такую невероятную историю. Затем в то же время иное необыкновенное происшествие действительно произошло на Уманщине.
Солдат Днепровского полка, имевший свою военную квартиру в Тетиеве, взял на некоторое время отпуск, чтобы проведать свою родню 63. Когда же он пробыл дольше, то, опасаясь наказания в полку, решил раздобыть каким-либо способом денег, чтобы с помощью их избежать ответственности. Придя в одно село недалеко от Умани, он призвал сотского и десятских, показал им свой отпуск с полковой печатью и заявил, что он - майор, жандарм и одновременно курьер и имеет приказ забирать жителей-арендаторов и шляхтичей и отправлять в Петербург, как про это все знают, так как их уже много повезли туда. Взяв на помощь крестьян, он напал на дом арендатора в том же селе, арестовал его и отдал крестьянам под стражу, а сам сделал в помещении тщательный обыск, будто бы отыскивая бумаги и оружие. Когда же не нашел денег, то со своим отрядом отправился в другое село, где также был арендатор. Там раздобыл денег и стал забирать столовое серебро. Наконец отправился и к третьему посессору и там, отыскивая для себя добычу, нашел штоф ликера, называемого брусиловским. Сладкий напиток пришелся ему по вкусу и, выпив его больше, чем следовало, по дороге, направляясь за дальнейшей добычей, упал с коня совсем без сознания.
Крестьяне его стерегли, пока он очнется. Однако после первых его посещений дали уже знать в Умань. Заседатель, наскоро собравши вооруженную шляхту, поспешил на место, нашел авантюриста спящим и взял его. Крестьяне же, которые помогали авантюристу, оправдывались: теперь берут и везут панов, он показывал нам царский указ с печаткой, потому мы послушно и выполняли то, что он приказывал. А крестьянки утешали посессорских жен, что, быть может, даст бог, их мужья вернутся, если они невиновны, так как теперь одинаково берут и виновных, и невиновных. Такие-то и им подобные события и происшествия нагнали панический ужас на жителей: шляхту, ксендзов и евреев, которые припомнили ту страшную уманскую резню, что произошла в 1768 г. По этой причине много богатых панов выхлопотало себе воинскую охрану. Иные обеспечили себя ночной охраной, составленной из чиншевой шляхты.
Другие, которые имели много оружия, вооружили своих дворовых людей, которые были большей частью из собственных крестьян. А зажиточная чиншевая шляхта свою защиту на случай всеобщего бунта крестьян видела в собственной силе. Когда об этом только и говорили, то ясно, что крестьяне, православное духовенство, а также так называемые поповичи для большего устрашения распространяли басни и пугали уже назначенными сроками общего призыва к резне. Такими днями должны были явиться: «сорок мучеников», Благовещение, Верба, Пасха и Фомина неделя. Когда же они, одни за другими, проходили, то это еще не уменьшало общей тревоги, пока со временем они все не миновали. Сообразительный украинский народ понял, что он может быть грозным для высших сословий. Но в то время как одни, возможно, были готовы восстать на призыв какого-либо смелого человека, другие, более осторожные, обратили это дело в шутки, остроумные и смешные, которые, однако, не влекли за собой ответственности. В селе Сидорах Васильковского повета один молодой украинец просил совета у старого солдата прежнего польского войска, который теперь был сапожником, что ему следует делать, когда настанет время резни.
Солдат ему посоветовал, чтобы он этому не верил и молчал. Когда же украинец не хотел слушать совета и продолжал дальше, то сапожник предупредил эконома, молодого человека, очень напуганного общими россказнями о резне, которая должна вскоре начаться. Тот немедленно поспешил уведомить об этом управляющего Пиотровского, жившего в селе Устимовке. Этот приказал ему вернуться в экономию. Эконом, опасаясь крестьянского бунта, приказал своему кучеру, чтобы тот сидел в экипаже и держал вожжи в руках. Когда собрался сход, то эконом стал допрашивать обвиняемого и, признавши его виновным, приказал скинуть с него одежду и выпороть его. Тогда несколько почтенных крестьян выступили с просьбой простить на этот раз виновного. Эконом, не ожидая, что они ему скажут, вскочил в экипаж и как можно скорее поспешил к управляющему с донесением, что сход бросился на него и что он едва успел убежать.
Управляющий в то же мгновение уведомил земскую полицию в Белой Церкви. Однако, пока исправник с заседателями и шляхтой прибыли на лошадях в Устимовку, управляющий, поставив казаков возле экономии, застал на том же месте крестьян, которые и разъяснили ему все дело. Но, несмотря на это, лживый слух быстро и широко разошелся во все стороны. Чем больше украинский народ замечал страха и тревоги среди шляхты, тем более смелел. На многолюдных собраниях, особенно в шинках, когда там был кто-нибудь из незнакомых проезжих, раздавался голос из среды беседующих, который выкрикивал такие слова: «Бог и царь - этого нам достаточно. Зачем нам эти паны, панки и подпанки? Зачем нам судебные взяточники и евреи? Обойдемся без них.
Это особенно сильно пугало и тревожило. Когда приблизился самый главный срок ожидаемого восстания - день предпасхального воскресенья, называемого в народе Вербным, то уманский маршалок, перепуганный этими слухами, обратился к дивизионному генералу, квартировавшему в Уманском повете, в местечке Соколове, чтобы тот принял предварительные и решительные меры для обеспечения спокойствия и безопасности. В результате генерал уведомил об этом главнокомандующего Второй армией князя Витгенштейна, находившегося в Гульчине. А тот через курьера уведомил главнокомандующего Первой армией и донес об этом царю и Великому князю Константину, который командовал польской армией. Тогда все армии вооружились и полки собрались на тесных квартирах. Во время этих приготовлений, которые были и в Василькове, и в Белой Церкви, особенно же в Василькове, где стоял Черниговский полк, наново созданный из батальонов иных полков, этот полк неожиданно собрался на тесные квартиры в субботу перед Вербным воскресеньем. Испуганные васильковские евреи и мои арендаторы, несмотря на шабаш, приходивший к концу, прибежали ко мне с известием, что в Москве началась большая революция, что князь Константин нас защищает и что он поставил такую охрану, что солдат смотрит на солдата от Варшавы до Ярмолинец. Меня рассмешила эта выдумка, и я сказал: «Посмотрите на небо, не стоят ли и там в воздухе солдаты, так как этого не может быть.
Успокойтесь и ожидайте, должна быть какаято иная причина подобной предосторожности». На следующий день, в самое Вербное воскресенье, вечером приехала моя жена, которая возвращалась из другого нашего имения - Галаек Таращанского повета. Когда она проезжала через Белую Церковь и остановилась, чтобы покормить лошадей, то видела ужасную тревогу среди еврейского населения, вызванную тем, что полк внезапно выступил и батальон с заряженным оружием упражнялся на выпасе под самым городом, в то время как множество ярмарочного люда собралось на обычный торг на рынке. Однако все было тихо и спокойно до самого отъезда моей жены из Белой Церкви. Такие известия вместе с другими вызывали предположения, что должны действительно произойти важные события. Тем временем быстро выяснилось, что все это было результатом чрезмерного страха маршалка. Еще следует вспомнить событие, которое произошло в то время в Махновецком повете вследствие того же общего переполоха 64. Шляхтич, проживавший на Волыни, ехал на светлый праздник к своему брату, посессору, с Уманщины.
По дороге он наслушалея рассказов, что в пасхальную ночь, когда ударят в колокола на «Христос воскресе», это будет сигналом для всеобщего восстания крестьян. Когда же он случайно задержался в дороге, то он в полдень Великой субботы остановился в местечке Белиловке, чтобы там пробыть первый день праздников и помолиться в приходском костеле. Однако, обеспокоенный, спросил у тамошних людей, что также были встревожены: «Почему вы сидите так спокойно? Разве не знаете, что сегодня ночью хлопы начнут резню во всем крае? Так мне везде говорили, где только я проезжал». Потом, увидев сторожа из корчмы, спросил: «Что приказал вам поп в Страстной четверги - «А приказал всем собраться. И больше не сказал ни слова». Евреи, напуганные такими словами сторожа, не ожидая конца шабаша, поспешили скорее в Махновку, верст двадцать от Белиловки, просить дивизионного генерала, чтобы обеспечить их военной силой.
Дивизионный генерал, князь Сибирский, был в давних дружеских отношениях с маршалком Махновецкого повета Дионисием Хоецким, который выехал тогда на праздники, чтобы навестить свою мать в Дедовщине, в десяти милях от Махновки. Поэтому генерал пригласил к себе секретаря маршалка и приказал ему написать официальное заявление от имени маршалка, чтобы иметь письменный документ. На основании его генерал дал приказ четырем ротам пехоты немедленно занять местечко Белиловку, а маршалка известил, чтобы он поскорее возвращался в Махновку. Это извещение маршалок получил перед полуднем и на другой день праздника направился в Махновку. Четыре роты, что пришли в Белиловку, нашли там все в полном спокойствии. Тогда земская полиция взяла панка и сторожа, чтобы произвести следствие и допрос. Сторож, когда его спросили, ответил, что поп объявил, чтобы все вместе собрались на всенощное богослужение, а шляхтич пояснил, что о предстоящем нападении ему всюду говорили. Крестьянина немедленно отпустили, а шляхтича задержали до губернаторской резолюции, и он высидел в Махновке несколько недель.
В то время в епископских поместьях Фастовщины, а именно в Веприке и Скриголове, что находились в лесах, поселилось, пользуясь хорошим местоположением, много шляхты, по преимуществу небогатой, обер- и штаб-офицеров прежнего войска Речи Посполитой, и все они жили там на чиншевом праве. Здесь-то перепуг достиг наивысших пределов. Немного было смельчаков, что хотели остаться и обороняться в собственных домах, больше оказалось таких, что в Великую субботу в начале ночи оставили свои поселения и разошлись по лесам, скрываясь там от ожидаемого нападения, в то время как крестьяне, спокойные и послушные своим экономическим властям, не обнаруживали ни малейшего признака бунта, но были довольны, что их боятся, и хорошо сознавали, что они могут быть грозными. И в Белой Церкви также немало тревоги среди жителей и многочисленных экономических служащих сделала остроумная шутка старого украинца, несмотря на то, что полк и квартира дивизионного генерала были здесь, и около тысячи человек шляхты тут же проживали. И было их немногим меньше, чем крестьян. Так вот этот старый украинец был поденным сторожем, присланным от главной экономии для услуг одного служащего, жившего в Белой Церкви. В предпраздничные дни старик рубил дрова и носил их в пекарню, так как в это время женщины и хозяйки были заняты печением теста для освящения. И как старый человек, который легко утомляется, он после каждой вязки дров садился отдохнуть и приговаривал: «Я работаю, рублю и ношу, а бог его знает, кто их будет жечь!
Тот немедленно уведомил об этом главного управляющего белоцерковских имений. И из-за такого пустяка создался большой шум. При звали исправника, чтобы придать делу более официальный характер. Привели старика сторожа. И когда его грозно и сурово спросили, зачем он так говорил, он спокойно и совсем естественно отвечал: «Я работаю, рублю и ношу, а кто-то другой будет ими топить, так как на днях будет смена. Кто-то другой придет из села меня сменить. Я вернусь домой, а он принесенными мною дровами будет топить». Остроумно, легко и просто оправдался он в тех словах, что наделали столько тревоги.
Никак нельзя было наказать его за эту выдумку, чтобы еще больше не дать значения его словам. Революция в Петербурге и восстание в Черниговском полку хотя и были в самом зародыше усмирены и уничтожены, однако создали среди населения сильный шум и кипение, которые и теперь, тридцать лет после того, тлели и тлеют постоянно. Желание свободы и воли растет и ширится среди народа. Поэтому мы много раз были свидетелями его попыток к бунту. И хотя они были задушены силой, но не уменьшилось в народе желание свободы, а еще более было растравлено под влиянием этих жестоких мер, которые только дразнили, а не успокаивали волнение. И настало уже время, чтоб не медлить и освободить этот народ из кандалов не воли и крепостной зависимости, время увеличить его права, поднять его до уровня гражданства и в равенстве всех перед законом слиться и объединиться с ним. А теперь несколько слов о деятельности Следственной комиссии в Белой Церкви.
Поведение рядовых и нижних чинов Проверить информацию. Исходя из множества свидетельских показаний и прочих документов, складывается впечатление, что большинство рядового состава мятежников на протяжении всего восстания были пьяны. Часты были и случаи грабежей мирного населения.
Так, например, владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки. Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: у «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 рубля ассигнациями, на такую же сумму понес убытков житель Василькова Степан Терновой. Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания отвернулись от своего руководителя: «Раненный в голову картечью, Сергей Муравьёв схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Фамилия рядового была Буланов, он числился в 1-й мушкетерской роте. Ударил же он штыком лошадь командира, решив, что тот хочет ускакать, скрыться от ответственности. Последствия восстания Пленные мятежники содержались в Ковалёвке под прицелами 2 заряженных картечью орудий, окружённые пехотой генерала Гейсмара.
Хронология событий
Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов | Восстание Черниговского полка состоялось уже после восстания декабристов на Сенатской площади. |
Воля, водка, ерунда. Чем обернулось восстание Южного общества декабристов | Аргументы и Факты | Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г (10-15 января 1826 г н. ст. |
Глава шестая. Мятеж черниговского полка
Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции. И эта надежда не оправдалсь. Основная солдатская масса в восстание была втянута несознательно, без полного понимания того, что они совершают, без понимания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства от простого приказа старшего по званию, до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи.
Ряд наиболее активных членов общества в тот момент находились неподалеку: в Киеве, Житомире и Новограде-Волынском. Однако на помощь восставшим никто не пришел, не со всеми удалось установить контакт, кто-то даже не знал о спонтанном восстании Муравьева, иные посчитали затею обреченной на провал и устранились. Вместо Белой Церкви они вновь повернули на Трилесы, но, не дойдя до квартир, наткнулись на правительственные войска под командованием генерала Гейсмара.
Никакого сражения не получилось. Войска дали сначала залп ядрами, затем два картечью. Поняв, что по ним стреляют всерьез, солдаты попросту кинулись врассыпную. Причем Муравьеву-Апостолу помешали бежать его же солдаты. Погибли 24 человека, в том числе и брат Муравьева-Апостола. Сам предводитель восстания был ранен в шею.
Более 900 участников сдались, включая шестерых офицеров. Муравьев-Апостол оказался в сложном положении. Фактически он был руководителем мятежа, да еще и числился в тайном обществе одним из его руководителей. А вот Пестель, игравший в Южном обществе не менее важную роль, был арестован еще до всех восстаний и при умелой защите мог избежать смертной казни, как ее избежал третий руководитель общества Юшневский, арестованный одновременно с Пестелем и отделавшийся 13 годами каторги. И поначалу Пестель действительно упорно отказывался от признаний, но позднее неожиданно разговорился и наговорил себе на смертный приговор. Следователи по большей части интересовались отношением декабристов к идее цареубийства и их идеологическими прожектами.
Между тем Пестель, в своих показаниях сообщил немало интересного. Например, об отношениях с Польским патриотическим обществом, контакты с которым установил Бестужев-Рюмин, а переговоры вел сам Пестель. По словам Пестеля, он имел контакты с видным польским князем Яблоновским, который утверждал, что их тайное общество получает деньги от «английского кабинета» и что им обещано еще и оружие, и что их организация имеет отделения практически во всех европейских странах.
Движение к Киеву уже не имело смысла. Квартировавший в Белой Церкви 17-й егерский полк был последней надеждой Муравьева.
Однако даже если бы случилось чудо, и полк этот принял участие в восстании, двумя полками все равно невозможно было бы противостоять собранной для подавления мятежа военной силе. После провала миссии Мозалевского ни на какой успех заговорщикам рассчитывать не приходилось. Ночь со 2 на 3 января полк провел в селении Пологи, в 15 верстах от Белой Церкви. Посланный в город осведомитель сообщил, что 17-й егерский полк оттуда выведен, а занявшие его правительственные войска усилены артиллерией. Сообщение это делало положение черниговцев безнадежным.
Через Трилесы шла дорога на Житомир. Однако до Житомира мятежникам тоже дойти не удалось. Очевидно, за несколько часов до разгрома не только офицеры, но и солдаты в полной мере осознали, что восстание проиграно. Руликовский утверждал: «Когда сельский люд из двух зажиточных сел выходил из церкви после воскресного богослужения, мужчины, одетые по украинскому обычаю в новые кожухи тулупы и свиты полушубки … солдаты бросились к ним и начали менять свои мундиры и кивера на крестьянские кожухи и шапки»[458]. Офицеры же — те, кто остался с полком, — перед разгромом занимались уничтожением документов.
Горбачевский сообщает, что незадолго до столкновения с правительственными войсками «С. Муравьев вместе с офицерами пересматривал бумаги, взятые у него Гебелем в Василькове и опять отнятые в Трилесах. Как бы предчувствуя ожидавшее его поражение, он сжег все письма, полученные от членов тайных обществ, и некоторые из бумаг, относящиеся к сим делам»[459]. Общая схема движения муравьевских рот напоминает перевернутую на бок цифру 8: восстание захлебнулось в том же самом месте, где и началось, около деревни Трилесы. Много лет спустя Иван Горбачевский попытался проанализировать действия Сергея Муравьева-Апостола как военного руководителя восстания.
И действия эти мемуарист оценивал скептически: «Спрашивается, что заставляло его после столь смелого начала ограничиться движениями около Василькова, делать небольшие переходы и дневать в Мотовиловке, между тем как солдаты, так и офицеры только того и желали, чтобы действовать наступательно… Если бы движения Черниговского полка были быстры, внезапны, то, кроме существенной выгоды, сии движения укрепляли бы дух подчиненных и поддерживали их надеждою успеха». Медлительность Муравьева Горбачевский склонен был объяснять несбывшимися надеждами на присоединение других воинских частей — тех, в которых служили члены тайных обществ: «Высокие чувства и благородная душа С. Муравьева не позволяли ему сомневаться в обещании других членов… Он верил всем, не воображая, что в этом случае люди, известные своею храбростью и честностью, сыграют роль трусов и обманщиков. Обещания их набросили на его шею веревочную петлю, за уверенность в их мужестве и правдивости он заплатил жизнью». Однако представляется, что Горбачевский не был точен в своих выводах.
Гораздо грамотнее — с военной точки зрения — причины поражения восставших описал военный историк Михайловский-Данилевский: «Он Муравьев-Апостол. Отряд состоял из трех эскадронов гусар и одной конно-артиллерийской роты. И если на Сенатской площади с мятежниками вели переговоры о мирной сдаче оружия, то в данном случае действовало предписание начальника штаба 1-й армии генерала Толя: «Сила оружия должна быть употреблена без всяких переговоров: происшествие 14-го числа в Петербурге… лучшим служит для нас примером»[461]. Сергей Муравьев-Апостол расскажет на следствии: «Между деревнями Устимовкою и Королевкою был встречен отрядом генерала Гейсмара, я привел роты, мною водимые, в порядок, приказал солдатам не стрелять, а идти прямо на пушки, и двинулся вперед со всеми остававшимися офицерами. Солдаты следовали нашему движению»[462].
Позже мемуаристы и исследователи будут недоумевать: предупрежденный разведкой о появлении отряда Гейсмара, Сергей Муравьев не захотел попытаться обойти его деревнями, а, несмотря на уговоры младших офицеров, повел солдат степью, «прямо на пушки», — и в результате полк был расстрелян картечью в упор. Подполковник Муравьев-Апостол, получивший хорошее военное образование, был опытным боевым офицером. Историки удивлялись: почему же он не сумел решить элементарной тактической задачи. Особое недоумение вызывал последний приказ Муравьева: не стрелять в противника. Однако учитывая ход восстания, нельзя не увидеть в действиях подполковника вполне определенной логики.
Запретив сопротивление, Муравьев-Апостол единственным оставшимся ему способом прекращал бунт и погром, с которыми он не смог справиться. Впрочем, победа восставших была не возможна даже теоретически. Осмотр конфискованных солдатских ружей показал, что большая часть их «были не заряжены и имели деревянные кремни». Видевший девять черниговских «карабинов» Руликовский подтверждает: «… Некоторые из них не имели кремневых курков, а лишь деревянные. А два из них были заряжены очень странным образом: один был заряжен наоборот — пулей внизу, а порохом сверху, а другой вместо заряда имел кусок сальной свечки».
Выведя полк под пушечный огонь, предводитель мятежников не оставил и себе лично шанса на спасение. Находившийся в момент расстрела восставших впереди полковой колонны, Сергей Муравьев-Апостол был тяжело ранен и чудом избежал смерти. Когда же я пришел в себя, нашел батальон совершенно расстроенным и был захвачен самыми солдатами в то время, когда хотел сесть верхом, чтобы стараться собрать их; захватившие меня солдаты привели меня и Бестужева к Мариупольскому зскадрону, куда вскоре привели и брата и остальных офицеров», — показывал он. Согласно материалам следствия «раненый в голову картечью, Сергей Муравьев схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Фамилия рядового была Буланов, он числился в 1-й мушкетерской роте.
Позже Николай I распорядился простить его «за бытность в числе бунтовщиков» и перевести в другой полк. Ударил же он штыком лошадь командира, решив, что тот хочет ускакать, скрыться от ответственности. Когда в 1823 году интервенция разгромила испанскую революцию, Риего выдали карателям простые испанские крестьяне-свинопасы. Этот факт из недавней истории Сергей Муравьев-Апостол очень хорошо знал. И, наверное, не удивился тому, что солдаты-черниговцы, поняв, что дело проиграно, сами «захватили» его и сдали правительственному отряду.
Комментируя покорность руководителя мятежа в эту роковую минуту, подпоручик Бестужев-Рюмин скажет на допросе: «Муравьев предпочел лучше пожертвовать собой, чем начать междоусобную войну». Брату моему Ипполиту раздробило левую руку; я пошел, чтобы сыскать, нет ли какого-либо фельдшера, чтобы перевязать их, но тут же эскадрон наехал в хвост колоны. Не было ни одного выстрела из ружья. Я уже нашел брата моего Сергея окруженного гусарами, и мне тут сказали, что Ипполит после был убит». Матвей не прав: Ипполит, раненный в руку картечным выстрелом, покончил с собой не в результате стихийного порыва, не потому, что увидел падение Сергея с лошади и решил, что он убит.
Муравьев-Апостол был в числе сооснователей «Союза благоденствия» и «Союза спасения», а также отвечал за установление связей с зарубежными тайными обществами. Среди декабристов Муравьев-Апостол был одним из самых радикально настроенных: он вёл активное пропагандистскую работу в рядах армии и даже соглашался лично убить царя. Муравьев-Апостол не участвовал в общем выступлении на Сенатской площади, однако уже после этого возглавил мятеж Черниговского полка в Киевской губернии. Казнили его вместе с другими четырьмя соратниками, Муравьев-Апостол стал одним из тех, кого пришлось возводить на эшафот повторно. Пестель Павел Иванович 1793-1826 - руководитель Южного общества декабристов, полковник. Пестель участвовал в бесчисленном количестве сражений в Отечественной войне 1812 года, дисциплину в его полках хвалил сам император Александр I. Он был одним из учредителей «Союза благоденствия» и Южного тайного общества. Пестель составил даже «Русскую правду» - это конституционный проект, главное выражение идей тайного общества, написанное в явно республиканском духе. Собственно, за него по большей части Пестель и поплатился.
Обвинения следственной комиссии против Пестеля строились как раз вокруг этого документа. В историю также вошли последние слова Пестеля, сказанные перед казнью: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно». По приговору суда повешен вместе с другими руководителями декабристского движения 25 июля 1826 года в Петропавловской крепости. Тела казненных декабристов семьям для захоронения не выдавались. Место захоронения руководителей восстания до сих пор является тайной. По одной из версий казнённые декабристы похоронены на острове Голодае ныне остров Декабристов , который отделён от Васильевского острова узкой речушкой Смоленска, а с другой стороны омывается одним из рукавов Малой Невы, третий же берег выходит на Финский залив. По воспоминаниям, именно туда приходили как на могилу и родственники казнённых например, вдова Рылеева , и другие декабристы, вернувшиеся из ссылки, и просто их сторонники. Когда в 1862 году участникам восстания была объявлена амнистия, петербургский генерал-губернатор Суворов хотел поставить памятник на том месте, которое молва считала могилой. Но реализован этот проект не был.
Восстание всколыхнуло общество и послужило причиной целого ряда последующих реформ, все же изменивших общественно-политическую жизнь в стране.
Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами
Затем обсудим день выхода декабристов на площадь 14 декабря 1825 года и восстание Черниговского полка на Украине. Междуцарствие Восстание Черниговского полка Итог восстания. За участие в восстании Черниговского полка Матвей получил 20 лет каторжных работ, Сергей – казнен. Восстание Черниговского полка они рассматривали как революционное выступление воинских частей, расположенных на юге. Обстоятельства восстания Черниговского полка гораздо менее известны, чем события на Сенатской площади в декабре 1825 года.
Восстание черниговского полка кратко
Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 года (10-15 января 1826 г н. ст. Лишь в одном только трактире в Мотовиловке солдаты мятежного Черниговского пехотного полка употребили 360 вёдер «водки и прочих питий» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Пьянство, бунтари, декабристы на развлекательном портале Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 года.
Восстание 14 декабря в Петербурге и выступление Черниговского полка в Украине
Декабрист Горбачевский позже так вспоминал произошедшее: «Едва колонна вышла из околицы и сделала не более четверти версты, как пушечный выстрел поразил слух изумленных солдат, которые увидели в довольно значительном расстоянии орудия, прикрытые гусарами. За сим выстрелом последовало несколько других, но ни один из оных не причинил ни малейшего вреда колонне, может быть, стреляли холостыми зарядами». Муравьев-Апостол призвал солдат принять бой. Солдаты стали проверять оружие, но снова грохнули пушки, на этот раз заряженные картечью. Первым же выстрелом убило несколько человек и ранило лидера похода Сергея Муравьева-Апостола. Тут раздались новые пушечные залпы, разом унесшие жизни более 70 человек. И наконец, наступила паника, солдаты стали разбегаться. Все было кончено. Восстание Черниговского полка было подавлено. Муравьев-Апостол потерял сознание, его брат Ипполит и некоторые офицеры застрелились, глядя на приближающуюся с фланга кавалерию.
Они предпочли смерть плену и позору. Итогом этой кровавой драмы стала казнь Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина по приговору Верховного суда.
Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича.
Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергея Муравьёва-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчинённых, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Поведение рядовых и нижних чинов Исходя из множества свидетельских показаний и прочих документов, складывается впечатление, что большинство рядового состава мятежников на протяжении всего восстания были пьяны. Часты были и случаи грабежей мирного населения.
Так, например, владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки. Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: у «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 рубля ассигнациями, на такую же сумму понёс убытков житель Василькова Степан Терновой. Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания отвернулись от своего руководителя: «Раненный в голову картечью, Сергей Муравьёв схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец.
Фамилия рядового была Буланов, он числился в 1-й мушкетёрской роте. Ударил же он штыком лошадь командира, решив, что тот хочет ускакать, скрыться от ответственности. Последствия восстания Пленные мятежники содержались в Ковалёвке под прицелами 2 заряженных картечью орудий, окружённые пехотой генерала Гейсмара.
Верховный уголовный суд по делу декабристов приговорил Сергея Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, «взятых с оружием в руках», к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение в Петербурге 13 25 июля 1826 года. Вместе с ними казнены лидер Северного общества Рылеев, убийца генерала Милорадовича Каховский и руководитель Южного общества Пестель.
Более того, летом 1825 года, за несколько месяцев до восстания Черниговского полка, его будущие участники совершенно бестрепетно подавили крестьянские волнения в украинской деревне Германовка. Причина возникновения движения декабристов отнюдь не в сочувствие дворянства народу. Просто в условиях абсолютизма и сословности человек четко понимает предел собственных возможностей: если его отец всю жизнь «землю пахал», то и его удел быть крестьянином, если отец — мещанин или торговец, то и судьба сына, скорее всего, будет такой же. А если отец — дворянин, генерал или вельможа, то эти ступени вполне достижимы и для его детей. И при этом никто из подданных сословного государства: ни крестьянин, ни мещанин, ни дворянин никогда не будут принимать реального участия в управлении государством, не станут политиками. Политику в сословном обществе определяет один человек — монарх. Остальные, коль скоро они стоят близко к престолу, могут заниматься политическими интригами. В подобном обществе мыслящему человеку тесно. Тесно, независимо от того, из какого он рода, богат он или беден. Более того, чем человек образованнее, тем острее он эти рамки ощущает.
Так, еще Александр Радищев писал о «позлащенных оковах», сковавших русское дворянство. А людям начала XIX века, образованным офицерам, прошедшим войну, смириться с таким положением вещей было никак невозможно. Истинное благородство — это свобода; его получают только вместе с равенством — равенством благородства, а не низости, равенством, облагораживающим всех», — утверждал декабрист Николай Тургенев [3]. Декабристы мыслили себя прежде всего политиками. Более того, политиками, ставившими перед собою цель ниспровергнуть существующий режим, сломать абсолютизм и сословность. Цель определяла средства, в том числе и такие, которые не согласовывались с представлениями о поведении дворянина и офицера: цареубийство, финансовые махинации, подкуп, шантаж и т. Но движение декабристов не сводимо только лишь к «грязным» средствам достижения сомнительной с исторической точки зрения цели.
Начало восстания Черниговского полка на Украине вооруженное выступление Южного общества декабристов 10 января 1826 Заключенные декабристы. Репина После неудачи восстания на Сенатской площади в Петербурге членов Северного общества, руководители Южного общества медлили с выступлением. Но после ареста одного из лидеров П. Пестеля, С.