2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось.
Мечеть Айя-София в Стамбуле
А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада. Побывав в Стамбуле и не зайти в Собор Святой Софии просто непростительное упущение! В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. В середине июля музей сменил свой статус и стал мечетью, однако туристы по-прежнему могут попасть внутрь, причем совершенно бесплатно.
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью
В начале ХХI века имперские идеи и мечты вновь входят в моду. Россия, которая «встает с колен», тоже мыслит себя империей и делает точно такие же символические жесты, отказавшись от государственного атеизма в пользу своей «исконной религии» — православия. Мэр Москвы Юрий Лужков восстанавливает в Москве взорванный большевиками храм Христа Спасителя, которым впоследствии владеет и управляет государственный фонд. Но главное поле символической битвы, связанное с наследием империи, — это не новые храмы, а те, которые в секулярном обществе принято называть культурным наследием. Именно эти объекты становятся поводом для конфликтов: и международных, как в случае со Святой Софией, и национальных, как, например, с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.
Исаакий стал музеем на семь лет раньше Святой Софии, в 1928 году, и имеет статус музея до настоящего времени. При этом богослужения в нем вновь стали совершаться с 1990 года. Никаких протестов это не вызывало. Протесты начались позже, когда Русская православная церковь попыталась получить Исаакиевский собор в собственность.
И эти протесты были настолько массовыми, что власти отказались передавать собор РПЦ. Статус музея, в котором совершаются регулярные богослужения, устраивает и государство, и общество. Недовольство Церкви в данном случае можно проигнорировать. Присвоение символического капитала Но почему же точно такой же статус Святой Софии вызвал волну критики и протестов?
Собор остается музеем, куда открыт вход каждому желающему вне зависимости от вероисповедания. Однако в Айя-Софии будет регулярно совершаться намаз. Ответ кроется в том, что собор Святой Софии — это прежде всего собор-символ, его история насчитывает полторы тысячи лет. Как всякий символ, он амбивалентен и имеет разные значения для разных религий, стран и сообществ.
Патриарх Кирилл формулирует свою позицию предельно жестко : «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит, и нашей духовности и истории». Если взять эту фразу вне контекста, то можно предположить, что речь идет о разрушении, чуть ли не о сносе собора, однако на самом деле речь идет всего-навсего том, что он категорически против того, чтобы в Святой Софии совершался намаз. Тогда возникает другой вопрос: зачем патриарх Кирилл так сгущает краски?
Сейчас здание является музеем. Верховный суд Турции решил, что статус собора Святой Софии в Стамбуле может быть изменен.
На это должен быть специальный указ президента, сообщило греческое издание Оrthodox Times. По мнению судей, Реджеп Тайип Эрдоган имеет право или сохранить статус музея, или поменять его по своему усмотрению. Реклама Пока же против превращения собора Святой Софии в мечеть выступил патриарх Константинопольский Варфоломей. Варфоломея процитировал Euronews. Политическая игра Эрдогана «С юридической точки зрения, если Турция хочет превратить собор в мечеть, то может это сделать.
В конце концов, право делать со зданием что угодно принадлежит именно Турции. Но с политической точки зрения все гораздо сложнее, чем кажется», — объяснила «360» политолог из Турции Джейлан Озгюль. Так как сейчас собор Святой Софии — музей, то любой человек — мусульманин, христианин, еврей — может зайти внутрь и помолиться. В своей предвыборной кампании действующий глава страны обещал превратить здание в мечеть. Однако позже отказался от этой идеи, заявив, что для начала стоит заполнить все старые мечети Стамбула молящимися людьми.
После той речи за 18 лет в Стамбуле построили более 100 мечетей.
С этого всё и началось. Роспись арок на штукатурке. Москва — Третий Рим. После падения Константинополя Второго Рима и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом.
Туринская плащаница, по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина Италия. В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились. Считается, что собор обладает колоссальной энергетикой.
Мистика собора Айя-София «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание — оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…». Ниша, из которой раздается легкий шум.
По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом. Холодное окно — ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко.
Это окно расположено на втором этаже южная часть собора и выходит на Голубую мечеть. Этот котлован перед входом в собор Айя-София — результат раскопок более древних построек, которые располагались здесь ещё до строительства храма. Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику , которая находится недалеко от собора. Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы.
Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы. Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.
Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот.
Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства! Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй — к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы. Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много.
Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело. После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление. Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа.
Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор. Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки — мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения 5 младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии на английском.
Перед экраном — стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг 4 , напротив него колокол 3 , а далее — сувенирный магазин. Купель для крещения в первом притворе. Второй притвор.
Дизайн Айя Софии вдохновил великого османского архитектора Мимара Синана. При строительстве мечетей он начал сочетать традиционный план базилики с апсидой, притвором и нефом, с центральным куполом с подвесками, добавляя минареты. Поэтому сегодня силуэт мечетей похож на Софийский собор, но внутри посетителей впечатляет невероятный масштаб сооружения. Внешний притвор В Софийском соборе два притвора: внутренний и внешний. Войдя во внешний притвор, вы увидите мозаичную подпись султана Абдулмеджида. Еще один предмет, на который стоит обратить внимание, — это чаша со змеей. Эту большую мраморную чашу с двумя змеиными мотивами внутри привезли сюда из термального источника Асклепиона, знаменитого больничного комплекса в древнем городе Пергам. Как известно, змея — символ медицины. Во внешнем притворе находится саркофаг императрицы Ирины и религиозные законы, принятые духовным собранием, собравшимся в Святой Софии в 1166 году, оригиналы которых были найдены в 1567 году. Двери Пять дверей, покрытые бронзой возрастом 1500 лет приветствуют вас на пути от внешнего притвора к внутреннему притвору. Изначально их было 7. Из внутреннего притвора в главное помещение ведут 9 дверей. До разграбления во время 4-го крестового похода 1204-1261 гг. Средние известны как Императорские ворота. Отсюда императоры входили в собор Святой Софии. Говорят, что он был сделан из дерева Ноева ковчега. Ореа Порта Orea Porta, что означает «Красивая дверь», — ведет в здание с бокового входа. Изначально она не поместилась, пришлось выкопать землю и установить. Колонны, капители и мрамор Всего 107 колонн: 16 из них в основной части были привезены из храма Артемиды в древнем городе Эфесе, 8 красных — из Гелиополя в Египте, а остальные — из храма Баальбека в Ливане и других частей империи. В интерьере собора Святой Софии стены и пол полностью покрыты мрамором. Желтый мрамор доставили из Сирии, белый — с острова Мраморного, зеленый — из Греции. Пол полностью выложен мрамором, привезенным с острова Мармара. Мозаики собора Святой Софии Мозаика Сретения В конце коридора при входе через Красивые ворота можно увидеть мозаику Сретения, датируемая 8 веком. Её обнаружили во время ремонта, проведенного Фоссати в 1849 году. Мария держит на руках младенца Иисуса, слева от нее — Константин I, основатель города, держащий в руке модель Константинополя, а справа — Юстиниан держит модель Айя Софии, которую нужно подарить Иисусу. Над Красными воротами установлено большое зеркало, чтобы посетители не пропустили мозаику Сретения, покидая здание. Мозаика Богородицы На полукуполе апсиды расположена 5-метровая мозаика. Мария восседает на мягком троне, украшенном драгоценными камнями. На руках у нее ребенок Иисус. Эта мозаика и рядом расположенная с ней мозаика Гавриила во время молитвы закрываются электронной шторкой. Они молятся о прощении человечества. Выражения лица на правой и левой половинах лица Иисуса различны. На фото видно, что половина произведения утеряна. В центре композиции находится изображение Марии с младенцем Иисусом на руках. Между императором и императрицей — Христос. Императрица Зоя, которая три раза выходила замуж, чтобы остаться на троне, каждый раз обновляла на мозаике лицо мужа. Одержимая красотой и молодостью, Зоя трижды просила мастеров омолодить ее портрет. Мозаика Императорских ворот Она, датируемая IX веком, находится на верхней стене Императорских ворот. Посередине расположен Христос, Гавриил — в правом медальоне, а Мария - в левом. Бородатый человек в левом нижнем углу — византийский император Леон. Он женился четыре раза, чтобы родить наследника. За это его отлучили от религии. В то время допускался брак не более 3 раз. Поэтому он на картине извиняется перед Иисусом. Что посмотреть в Айя Софии Ангелы на подвесках На подвесках выгравированы изображения четырех ангелов. Состоящие из головы и шести крыльев, они защищают Божий престол на небесах.
Собор Святой Софии хотят превратить в мечеть. Православная святыня может закрыться для части мира
Греческие археологи призывают ЮНЕСКО спасти собор Святой Софии в Стамбуле | Моё личное мнение в вопросе собора Святой Софии в стамбуле. Я вчера с первых минут как узнал эту новость, сразу написал, что новость хорошая и любая молитва верующих лучше в храме, чем музей. |
10 фактов о соборе Святой Софии | В Стамбул вернулись туристы, Святая София стала другой. |
Величайшая святыня христианства собор Святой Софии в Стамбуле под угрозой разрушения | В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. В середине июля музей сменил свой статус и стал мечетью, однако туристы по-прежнему могут попасть внутрь, причем совершенно бесплатно. |
Почему собор Святой Софии хотят сделать мечетью? | 360° | Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. |
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии // Новости НТВ | памятник византийского зодчества, который был возведен в 532-537. |
2. Этапы строительства
- Любопытные факты
- Собор Святой Софии: как менялось сакральное место в течение своей долгой истории
- Почему Турция меняет статус Святой Софии наперекор позиции христианского мира
- Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
- Что посмотреть в Айя-София
Как Святая София стала музеем?
- Любопытные факты
- Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью
- В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии
- Чем заняться: Турция
- Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть
Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. Собор Святой Софии, расположенный на площади Султанахмет района Фатих на историческом полуострове, является самой большой византийской церковью, построенной в Стамбуле, и трижды возводился на одном и том же месте. Собор Святой Софии (Айя-София) был основан византийским императором Юстинианом и открыт в 537 году. Собор Святой Софии, греческое название Святой Мудрости, является одной из самых удивительных мечетей Стамбула. Об этом в минувшую пятницу объявил президент Турции Реджеп Эрдоган, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным 12 декабря 2023, 11:13 Минтуризма Турции урегулировал с банками проблему открытия иностранцами счетов для ВНЖ Посещение всемирно известной стамбульской мечети Айя-София собор Святой Софии иностранными туристами с 15 января станет платным. Для них выделят отдельный вход, а нынешний будет использоваться лицами, которые прибывают в мечеть для богослужений, сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой в эфире телеканала CNN Turk. С 15 января посещение мечети иностранными туристами станет платным. Мы разделим потоки: нынешний вход будет использоваться теми, кто прибывает в мечеть с религиозными целями, туристы будут входить в нее через другой вход", - сказал министр.
Выставки 11 июля 2020 Об этом в минувшую пятницу объявил президент Турции Реджеп Эрдоган, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии.
Отныне Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей.
В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии. Предложения об изменении статуса собора Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет. Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта. Однако в марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус собора может быть изменен.
Такой шаг он назвал ответом на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля в декабре 2017 года и суверенитета этого государства над Голанскими высотами в марте 2019 года. Представители Русской православной церкви считают, что попытки изменить статус музея приведут к нарушению "хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов". Недовольство планами превратить Айя-Софию в мечеть высказали греческие власти.
Исламские каллиграфические работы подвешенного главного купола с 19-го века остаются на месте, создавая захватывающий религиозный контраст с непокрытыми христианскими мозаиками.
Имена, нарисованные на восьми деревянных медальонах: Аллах и Мухаммад по бокам апсиды ; первые четыре халифа Абу Бакр, Умар, Усман и Али по четырем углам купола ; а также два внука Мухаммеда, Хасан и Хусейн в нефе. Византийские мозаики постепенно раскрываются, но только на более высоких уровнях галереи, к которым можно подняться по лестнице за плату. Это означает, что мусульманам не нужно сталкиваться с множеством христианских образов главного зала здания, которое почти 500 лет являлось мечетью, сохранив все оборудование места поклонения мусульман. Когда собор Святой Софии использовался как место поклонения, как для христиан, так для мусульман, центром здания считалась восточная часть, прямо напротив входа.
Это потому, что христианские церкви традиционно ориентированы на восток, а мусульмане всегда молятся лицом к Мекке, находящейся к юго-востоку от Стамбула «восточный» конец собора Святой Софии фактически обращен на юго-восток. Таким образом, основная масса интересных достопримечательностей сосредоточена в этой части огромного интерьера собора Святой Софии. На первом уровне большинство достопримечательностей относятся к исламскому периоду. Красивое мраморное сооружение в апсиде — это михраб, ниша во всех мечетях, указывающая направление на Мекку.
Большая отдельно стоящая лестница справа от михраба — минбар, или кафедра, с которой читались проповеди. Слева от михраба находится ложа великого султана, построенная братьями Фоссати, восстановившие собор Святой Софии в 1800-х годах. С этого места можно увидеть великолепную мозаику апсиды, изображающую Богородицу с младенцем. Справа — частично поврежденная мозаика Архангела Гавриила.
Раньше Габриэль сталкивался с мозаикой Архангела Михаила на другой стороне апсиды, но теперь она почти полностью исчезла. Самые известные мозаики собора Святой Софии находятся на верхнем этаже среди галерей. Южная галерея, где находятся великие мозаики, использовалась для церковных соборов. Когда собор Святой Софии ещё являлся мечетью, галереи служили местом, где женщины сидели во время богослужений.
Сегодня галереи предоставляют посетителям захватывающий вид на неф со всех сторон, включая крупный план некоторых из лучших византийских мозаик, которые можно увидеть где угодно. Самая известная мозаика называется Мозаика Деэзиса, и это первая мозаика, к которой вы приходите, входя в Южную галерею через Мраморную дверь. На нем изображен торжествующий и царственный Христос известный как «Христос Пантрокрактор» , окруженнный Девой Марией и Иоанном Крестителем. В конце Южной галереи две золотые византийские мозаики.
Современный выход из Собора Святой Софии находится через Вестибюль Воинов, названный так потому, что именно там телохранители императора ждали, пока он поклонялся. Высоко и позади вас, когда вы выходите, великолепная мозаика Богородицы с Константином и Юстинианом: Константин Великий представляет Деве модель города Константинополь Стамбул , который он основал, а император Юстиниан представляет церковь Собор Святой Софии, который он перестроил. Эта мозаика датируется, вероятно, 10 веком. Есть несколько интересных вещей, которые можно увидеть за пределами Святой Софии, включая три мавзолея султанов, баптистерий церкви, а также раскопанные останки Святой Софии Феодосии.
Прежде чем посетить этот святой храм, вы должны знать факты и историю Святой Софии, чтобы обеспечить более просвещенное посещение. История собора Святой Софии в Стамбуле омрачена владениями многих религий. С 360 по 1453 гг. На короткое время он служил римско-католическим собором области.
Собор Святой Софии известен своим большим куполом. Говорят, что этот купол «изменил облик архитектуры Византийской империи».
JavaScript is Disabled in your browser. Please Enable the JavaScript to continue.
- Айя София в Стамбуле: описание, фото, история, советы по посещению
- Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
- Интересное в блогах
- Материалы по теме:
- В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии
- Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
Путин и премьер Греции обсудили ситуацию с собором Святой Софии в Стамбуле
Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью | мечеть Айя-София - стал платным: иностранцам за билет придется отдать 25 евро (830 турецких лир, или почти 2500 рублей). |
Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция) | Собор Святой Софии Константинопольской находится под угрозой необратимого разрушения после его преобразования в мечеть. |
Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся
А соответственно, и желание "исламского реванша", главным символом которого для большинства практикующих мусульман Турции должно стать возвращение мечети в стены Собора Святой Софии Константинопольской. Митинг сторонников Эрдогана в Стамбуле. Вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле сделают платным для иностранных туристов со следующего года. О таком решении рассказал глава турецкого Минкульта Мехмет Нури Эрсой. Собор Святой Софии возведен в 537 году. Святая София. Собор Святой Софии в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света». РИА Новости. Превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть стало "наказанием Божьем" Константинопольскому патриарху Варфоломею, признавшему украинский раскол, считает патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Путин и премьер Греции обсудили ситуацию с собором Святой Софии в Стамбуле
Мечеть Айя-София Стамбул: фото, часы работы 2022, история | Собор Святой Софии был возведен в 537 году. |
Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция) | Государственный совет Турции проголосовал за придание собору Святой Софии в Стамбуле, одной из главных христианских святынь, статуса мечети. |
Как христианский собор Святой Софии стал мечетью: Скандальные реформы президента Эрдогана | Позиция иностранных государств по возвращению собору Святой Софии статуса мечети не может повлиять на решение Анкары, об этом заявил президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган в видеообращении во время открытия моста в провинции Сиирт. |
Айя-София, Стамбул: купить билет онлайн, цена 2024, экскурсии | При успешном достижении соглашения с турецкими властями о передаче Святой Софии православным, взамен открыть сбор пожертвований в России, для строительства не менее значимой и грандиозной мечети в Стамбуле. |
Мечеть Айя-София: фото, история, время работы
Она также выразила уверенность в том, что появившиеся повреждения на воротах невозможно было сделать, не ударив их много раз. После этого часть византийской мозаики христианского периода была завуалирована. Как отмечает телеканал, решение турецкого руководства вызвало бурю негодования, особенно - за пределами Турции. Айя-София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире.
Огромный купол высотой 56 метров символизирует небесный вход, многочисленные арочные окна обеспечивают хорошее освещение. Низко висящие люстры сохранились с османских времен. По центру под куполом можно увидеть мозаику 11 века с изображением Богоматери и Иисуса Христа. Довольно необычно рядом с православной мозаикой смотрятся огромные щиты - медальоны с арабской золотой вязью - с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов. Они датируются 19 веком. Коронационная площадь Недалеко от михраба находится место коронации императоров - Коронационная площадь. Это небольшая площадка пола с мраморными пластинами, где когда-то располагался трон византийского императора. Верхние галереи Если подняться на верхние галереи по пологому пандусу - во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, то можно посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены. Плачущая колонна В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление. Считается, что колонна была благословлена Георгием Чудотворцем и исцеляет от болезней.
По легенде, нужно поместить туда палец и попросить об избавлении от хвори.
Свидетель описывал , как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога. И подивился этому огромному зданию, так сказав: "Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет". Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока Иерусалим на юго-восток Мекка , пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит.
На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело 1680 и шведского дипломата Корнелия Лооса 1710 , видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали.
Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие.
Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить , и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда. Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином.
Кстати, кони на базилике Сан-Марко в Венеции — трофей из Константинополя. Прежде они украшали здание ипподрома. Эти события, конечно же, воспеты в легендах и овеяны тайнами. Якобы турки, ворвавшиеся в собор, застали службу, и священник мистическим образом исчез в разверзшейся стене алтаря. По преданию, он появится, но, видимо, нескоро, когда в соборе снова начнется православное Богослужение. Конь султана поскользнулся на крови, и султан прислонился кровавой дланью к стене. Самый известный архитектор Османской империи, Синан, ориентировался на купол Софии и пытался превзойти его в своих творениях. Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей , каждая из которых напоминает Святую Софию.