Сверхзвуковой самолет «Конкорд» может снова подняться в воздух. Признав ненадежность и затратность сверхзвуковых самолетов, вслед за СССР, от них решили отказаться. В результате в престижной гонке за пассажирский сверхзвук остались два конкурента: советский Ту-144 и европейский Concorde. Сверхзвуковой самолет Конкорд Concorde.
10 лет без Concorde: взлет и закат сверхзвукового лайнера
Ту-144: почему не взлетел "русский Конкорд" — Teletype | Начало истории «Конкорда» датируется 1962 годом, когда произошло слияние двух программ проектирования пассажирского сверхзвукового самолета. |
Академик РАН Сергей Чернышёв: Сверхзвуковые лайнеры скоро вернутся | Все эти факторы вместе сделали эксплуатацию сверхзвуковых пассажирских самолетов крайне невыгодными, и летом-осенью 2003 года авиакомпании Air France и British Airways по очереди списали все «Конкорды». |
Ту-144: опережая звук и весь мир | Гражданская сверхзвуковая авиация завершила свою историю 20 лет назад с последним полётом «Конкорда». |
Как «Конкорд» прошел путь от главного изобретения авиапрома до полного забвения | В США приступили к строительству завода по выпуску сверхзвуковых самолетов Concorde. Последние новости по теме Конкорд: "Конкорд" досрочно погасил кредит ВЭБа на 3,37 млрд рублей и сменил владельца. |
Академик РАН Сергей Чернышёв: Сверхзвуковые лайнеры скоро вернутся
Группа энтузиастов "The Concorde Club" смогла собрать 40 млн фунтов на выкуп списанных сверхзвуковых самолетов "Конкорд" для того, чтобы возобновить и. Два сверхзвуковых пассажирских самолёта Конкорд одновременно взлетели 21 января 1976 года: борт British Airways направился из аэропорта Хитроу в Бахрейн, а борт Air France — из аэропорта Париж-Орли в Бразилию с остановкой в Сенегале. пассажирский, дальнемагистральный сверхзвуковой самолет совместного англо-французского производства (консорциум BAC-SNIAS), один из двух (вместе с Ту-144) типов сверхзвуковых самолётов, находившихся в коммерческой эксплуатации. Bombardier называет Global 8000 самым быстрым самолетом в гражданской авиации со времен Concorde – на основании того, что он преодолел сверхзвуковой барьер. Идея создания сверхзвукового пассажирского самолета впервые возникла в конце 1950-х годов во Франции и Великобритании.
Конкорды в России
Двигатель использовал обычное авиационное топливо A1. Общий вид «Конкорда» Новинкой для коммерческой авиации стала автоматическая электронная аналоговая система управления двигателями. Каждый двигатель имеет две идентичные системы управления, основную и резервную. Особенностью двигателей «Конкорда», отличавшей их от других двигателей авиалайнеров кроме НК-144 А, применявшегося на Ту-144 , стало наличие форсажной камеры. В крейсерском полёте форсаж двигателей не использовался, что благоприятным образом сказывалось на топливной экономичности «Конкорда» и дальности сверхзвукового полёта. Схема работы воздухозаборников «Конкорда» Воздухозаборники «Конкорда» Для каждого двигателя имеется отдельный плоский воздухозаборник прямоугольного сечения с регулируемым горизонтальным клином.
Воздухозаборник имеет систему слива пограничного слоя, и весьма сложную кинематику дополнительных створок. Таким образом, общая степень повышения давления воздухозаборника и компрессора двигателя составляла приблизительно 80:1. Механизация воздухозаборника гидравлическая, управление автоматическое, электронное, аналоговое. Створки системы реверса служат также вторичными регулируемыми инжекционными соплами двигателей. В задней части каждого пакета из двух двигателей установлены специальные вертикальные теплошумоотражатели.
Эти отражатели оснащены отклоняемыми внутрь законцовками, «сплющивавшими» с боков выхлопную струю двигателей на взлёте, что также служило целям шумоподавления. Кроме этого, в основном сопле каждого двигателя установлено по 8 лопатообразных шумоподавителей, которые вводились в реактивную струю при пролёте густозаселённых районов на дозвуковой скорости. Механизация регулируемого сопла, системы реверса и шумоподавления пневматическая, с электронным управлением. Тяга в бесфорсажном режиме 89 кН, форсированная тяга 136 кН. Olympus 593-22R — более мощный вариант двигателя, сменивший предыдущий на предсерийных 01 и 02.
Тяга в бесфорсажном режиме 154 кН, форсированная тяга 165 кН. Olympus 593—610-14-28 — устанавливался на серийные самолёты. Тяга в бесфорсажном режиме 142 кН, форсированная тяга 169 кН. Одно из основных отличий от предыдущих вариантов — камера сгорания с предварительным испарением топлива, что позволило повысить эффективность сгорания топлива и снизить дымность. Двигатель номер 4 крайний с правой стороны имел несколько отличающиеся от остальных двигателей режимы на малых скоростях.
Это было вызвано тем, что вихревые потоки, генерируемые носком крыла в его корневой части, затягивались в воздухозаборник, имея при этом направление вращения, противоположное направлению вращения компрессора двигателя. На крайний левый двигатель вихревые потоки не оказывали заметного влияния, поскольку направление их вращения совпадало с направлением вращения компрессора. Из соображений снижения полётного веса «Конкорд» не был оборудован вспомогательной силовой установкой ВСУ. Это не создавало существенных проблем, поскольку эксплуатация самолёта происходила с хорошо оборудованных аэродромов , на которых всегда было доступно внешнее электрическое и воздушное снабжение. Пуск двигателей пневматический, на земле двигатели запускались от наземного источника воздуха высокого давления, в полёте двигатели могли перезапускаться путём отбора ВВД от работающих двигателей.
Шасси[ править править код ] «Конкорд» в посадочной конфигурации. Хорошо видны все три стойки шасси, а также выдвижные посадочные фары. Светлые элементы в районе колёс основных стоек — водоотражатели, на передней стойке водоотражатель находится с задней стороны, и потому не виден Шасси «Конкорда» трёхстоечное, с носовой опорой. В связи с тем, что на взлёте и на посадке самолёт выходил на весьма большие углы атаки, стойки шасси имеют необычно большую высоту, около 3,5 м, из-за чего Конкорд нередко сравнивали в шутку с цаплей на длинных ногах. Это привело к тому, что двери «Конкорда» находились примерно на той же высоте, что и двери намного более крупного Boeing 747.
Основные стойки шасси имеют по две пары колёс, расположенных друг за другом, и убираются поворотом внутрь к фюзеляжу. Передняя стойка имеет два колеса и убирается поворотом вперёд. Передняя стойка снабжена гидравлическим механизмом разворота для управления самолётом на земле. К стойкам шасси крепятся композитные водоотражатели, служащие для предотвращения попадания воды, поднимаемой колёсами, в воздухозаборники двигателей.
Прежде всего, в истории Concorde важную роль играли деньги. Изначально строительство сверхзвукового самолета стало идее фикс в умах правительственных чиновников Великобритании и Франции, которые в межгосударственном соглашении 1962 года приняли решение по созданию самолета для сверхзвукового транспорта.
Сегодня трудно оценить затраты, которые понесли французы и англичане во время проектирования Concorde, но известно, что между прототипом в 1969 году и поставкой самолета в авиакомпании прошло семь лет, а разработки проекта обошлась в стоимость в шесть раз большую, чем ожидалось первоначально. Первый полет с пассажирами состоялся 21 января 1976 года, когда одна машина стоила 23 миллиона фунтов стерлингов. В то же время на рынок авиаперевозок повлиял топливный кризис 1973 года, который усугубил потери, вызванные полетами Concorde. Расходы на топливо не покрывали стоимость рейса, так как на борту находилось только около сотни пассажиров. Изначально в игру включался престиж и соревнование с конкурентами, Boeing был тогда на стадии разработки программы SST, которая закончилась только строительством деревянной модели 2707. СССР, в свою очередь, облетал свои Ту-144 «Concordski», как назвали на Западе этот самолет до британцев и французов, но вскоре свернул его производство и эксплуатацию.
Однако шум, создаваемый воздушным судном во время взлета с помощью ускорителей и опасность загрязнения окружающей среды, стали причиной того факта, что появлению Concorde радовались не повсюду. Например, Индия и Малайзия полностью закрыли свое воздушное пространство для него, первоначально местные ограничения были введены также в Соединенных Штатах, в результате которых машине приходилось оперировать на второстепенных аэропортах. Только выигрыш в суде позволил снять запрет, введенный для воздушного пространство над Нью-Йорком. Это опровергает распространенную в русскоязычном секторе интернета конспиративную теорию о том, что именно в США придумали как убить программу Concorde, введя ограничения на уровень шума. Таким образом, топливный кризис привел к росту расходов, а запреты на полеты в некоторых странах побудили многие авиакомпании к отмене заказов на Concorde. А в начале своей программы Concorde получил более сотню заказов.
Причем, несмотря на свои габариты, Ту-144 был значительно маневреннее, и ему требовалось для взлета гораздо меньшая по размеру взлетная полоса, чем «Конкорду». Следующий символический рубеж в 2 Маха самолет преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16,3 тыс. Согласно одной из версий происшествия, в это время к нему на минимальное расстояние подлетел французский самолет-разведчик «Мираж-3», который проводил съемку «русского авиачуда». Чтобы избежать столкновения, советский экипаж совершил слишком рисковый маневр, самолет перешел в пике и через несколько мгновений развалился в воздухе на глазах у зрителей. Фрагменты самолета упали на жилые районы: было разрушено пять домов и еще 20 повреждено. В катастрофе погибли все шесть человек на борту Ту-144, а также восемь человек на земле, включая трех детей. Еще 25 человек на земле получили ранения. На борту из-за неисправности топливной системы произошло возгорание, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку — в открытом поле, недалеко от подмосковного Егорьевска. Шесть человек из восьми членов экипажа спаслись.
После жесткой посадки авиалайнер почти полностью сгорел.
Признав ненадежность и затратность сверхзвуковых самолетов, вслед за СССР, от них решили отказаться. Последний рейс «Конкорда» состоялся 24 октября 2003 года. Производство и эксплуатация сверхзвуковых самолетов были очень дороги, неэкономичны и ненадежны по словам летчиков, практически в каждом полете возникали нештатные ситуации. Инженерам еще на стадии разработки пришлось столкнуться с рядом проблем, так как сверхзвуковые полеты сопряжены со множеством трудностей, которые не возникают при полетах на дозвуковой скорости.
Во-первых, для сверхзвуковых полетов для снижения сопротивления воздуха предпочтение отдается коротким крыльям. Но они очень плохо проявляют себя при взлете и посадке. Тогда применили дельтовидные — треугольные — крылья, которые при сильном наклоне обеспечивали хорошую подъемную силу на низких скоростях. А выразительный нос самолета позволил пилотам видеть взлетную полосу. Во-вторых, тяга.
Для трансатлантических полетов на сверхзвуковой скорости нужны супермощные двигатели, но при этом они должны быть компактными, чтобы снизить сопротивление воздуха. Для решения этой проблемы использовали механические впускные клапаны, замедлявшие поток входящего в двигатель воздуха. Форсажные камеры горения придавали двигателям дополнительную мощность для взлета и перехода на сверхзвуковые скорости. В-третьих, высокие температуры. На скорости, в два раза превышающей скорость звука, поток воздуха нагревает внешнюю обшивку самолета.
Внутренняя поверхность салона становилась теплой, но полет на высоте 18,3 километра уменьшал этот эффект. Специальные сплавы алюминия противостояли нагреванию. Однако одну проблему инженерам так и не удалось решить — проблему стоимости. Ширина самолета ограничена соображениями аэродинамики, поэтому количество пассажиров увеличить невозможно.
Маршруты Конкорда: Куда летал сверхзвуковой лайнер?
«Конко́рд» — британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт (СПС), одна из двух (наряду с Ту-144) моделей гражданских сверхзвуковых самолётов. 24 октября 2003 года закончилась эра сверхзуковых пассажирских самолётов — легендарные «Конкорд» вылетели в свои последние рейсы. Сверхзвуковой самолет «Конкорд» может снова подняться в воздух.
Легендарный сверхзвуковой Конкорд могут вернуть к жизни
Почему сверхзвуковые Concorde и Ту-144 больше не летают | Самолеты получили прозвище "сын Конкорда" в честь последнего сверхзвукового пассажирского реактивного самолета, который был разработан совместно Великобританией и Францией. |
Почему перестали летать Конкорды (Александр Щербаков 5) / Проза.ру | Напомним, «Конкорд» — один из первых сверхзвуковых пассажирских самолетов. |
Куда пропали Ту-144 и «Конкорд»? | Точку в истории «Конкорда» поставило крушение одного из самолетов AirFrance при взлете из Руасси 25 июля 2000 года, после возгорания одного из его четырех турбореактивных двигателей. |
Когда мы будем летать на сверхзвуковых самолётах? Это в 2 раза быстрее обычного | Компания уже запатентовала сверхзвуковой самолет со скоростью полета около 5 471 км/час. |
Сверхзвуковой самолет на полке: LEGO выпустила набор с «Конкордом» | Все эти факторы вместе сделали эксплуатацию сверхзвуковых пассажирских самолетов крайне невыгодными, и летом-осенью 2003 года авиакомпании Air France и British Airways по очереди списали все «Конкорды». |
«Конкорд» и Ту-144: почему после них не было «пассажирского сверхзвука»
Еще будучи над полосой «Конкорд» набрал высоту около 1000 метров – по словам Юрия Васильевича что-то немыслимое для наших гражданских самолетов. Главная особенность этого самолёта в том, что благодаря хитрой аэродинамике он будет производить очень мало шума даже при полёте на максимальной скорости, и это должно убедить авиационные ведомства в возможности сверхзвуковых полётов над обитаемыми территориями. Идея сверхзвукового пассажирского самолета по-прежнему будоражит авиастроителей. Сверхзвуковой реактивный самолет Concorde отправляется на барже в Бруклин для косметического ремонта. пассажирский, дальнемагистральный сверхзвуковой самолет совместного англо-французского производства (консорциум BAC-SNIAS), один из двух (вместе с Ту-144) типов сверхзвуковых самолётов, находившихся в коммерческой эксплуатации.
Включите сверхзвук
Все лайнеры тщательно проверили на дефекты и, не обнаружив их, сняли ограничения — 5 сентября 2001 года. Регулярные перевозки возобновились в ноябре 2001 года, но последовал ряд инцидентов, в том числе — отказ одной из секций руля и утечка топлива. Авиакатастрофа 2000 года, указанные инциденты, события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и радикальные изменения в авиаотрасли , а также общая дороговизна перелетов на «Конкордах» поставили крест на развитии сверхзвукового авиасообщения. Последний полет «Конкорда» состоялся 26 ноября 2003 года.
На данный момент 18 из 20 построенных самолетов за исключением разбившегося самолета и использованного на запчасти хранятся в аэропортах, музеях и экспозициях. Прожорливый, быстрый и маленький Экипаж «Конкорда» состоял из трех человек. Максимально разрешенная пассажировместимость составляла 128 человек — это сравнимо с самым небольшим из серии 320-х «аэробусов» — Airbus A318.
На практике же пассажировместимость была и того меньше — 92 человека у Air France и 100 у British Airways. То есть «Конкорд» был почти в три раза быстрее самых распространенных сейчас самолетов. Расход топлива составлял около 28 тысяч литров в час.
Для сравнения: у Airbus 320-й серии он составляет 2,4—2,9 тысячи литров в час. Да, «Конкорд» и летел быстрее, но не в десять раз, так что об экономичности можно не говорить. Надежды на «сверхзвук» и их закат Concorde перевод названия с французского — «Согласие» — совместный проект британской British Aircraft Corp.
К тому же не надо забывать, что новый сверхзвуковой самолет разрабатывается частной компанией. И ей периодически нужно показывать инвесторам результат своей работы. Перспективы есть — В ближайшие три года сверхзвуковой пассажирский самолет, конечно, не появится. Но если смотреть на горизонт семь лет, то такая вероятность существует. Очевидно, что при разработке нового и не имеющего аналогов летательного аппарата его создатели столкнутся с рядом ранее не встречавшихся технологических проблем.
Это может повлиять на сроки создания летательного аппарата. Кроме того, сегодня достаточно строгие требования к летательным аппаратам с точки зрения безопасности, с точки зрения экологии. И выпустить на рынок продукт, который не удовлетворяет сертификационным требованиям, не получится. И не получится скорректировать сертификационные требования в сторону упрощения именно для сверхзвуковых пассажирских самолетов. Однако сложность задач не означает, что их невозможно решить.
Поэтому в США, да и у нас тоже, делаются достаточно серьезные шаги по созданию пока еще сверхзвуковых прототипов.
В самой Туле из-за резкого ухудшения погоды закрыли аэропорт и отключили все радиосредства. Экипаж Ми-10 буквально чудом на остатках топлива посадил перегруженную, обледеневшую машину. До Москвы долетели уже более спокойно.
По итогам сложнейшей операции экипаж получил премии по 300 рублей и... Туполев, перестраховываясь, обвинил КБ Миля в том, что постройка Ту-144 срывается из-за проблем с доставкой крыльев. Стрелочниками назначили членов экипажа, которые, рискуя жизнями, провели теоретически невозможную операцию. Туполева 31 декабря 1968 года лётчик-испытатель ОКБ А.
Туполева Эдуард Елян поднял в воздух Ту-144. Самолёт был готов к полёту ещё полторы недели назад, но не везло с погодой. Все понимали символическую важность того, чтобы Ту-144 поднялся в воздух именно в 1968 году. Чтобы именно эта цифра была вписана в историю авиации.
Утром 31 декабря погода улучшилась, и самолёт после короткого разбега поднялся в воздух. Полчаса в воздухе, посадка — машина продемонстрировала хорошую управляемость и отсутствие проблем. Алексей Андреевич Туполев третий слева с отцом Андреем Николаевичем Туполевым и экипажем Ту-144 после первого полёта 5 июня 1969 года впервые на Ту-144 была превышена скорость звука. В самолёте было реализовано большое количество новейших разработок и конструктивных решений.
Одним из любопытных достоинств Ту-144 стали знаменитые передние крылышки, которые выпускались на низких скоростях. Они увеличивали маневренность и позволяли снизить посадочную скорость самолёта. В итоге Ту-144 могли принимать 18 советских аэропортов. У Concorde подобные крылышки отсутствовали, и скорость на посадке была выше.
Первый командир пассажирского самолета Б. Бугаеву о готовности к первому рейсу Итак, Ту-144 смог обойти конкурента в гонке за первый полёт. Однако с коммерческой эксплуатацией всё сложилось не так хорошо. Concorde впервые поднялся в воздух 2 марта 1969 года, а первый коммерческий рейс совершил 21 января 1976 года.
Ту-144 совершил свой первый пассажирский рейс 1 ноября 1977 года. Полёт был приурочен к 60-й годовщине Октябрьской революции. На первом пассажирском полёте командир экипажа докладывал о готовности к вылету непосредственно министрам. А ещё на первом полёте случился казус с трапом.
Для Ту-144 были сделаны специальные трапы на аккумуляторах, с эскалатором, крышей, специальным освещением. Перед первым полётом трап пришлось неоднократно продемонстрировать в работе высокому начальству. В итоге аккумуляторы сели, и трап пришлось оттаскивать от самолёта трактором под звуки скрежета опущенных опор по бетонке. Трапы впоследствии доработали, но сверху поступил эмоциональный приказ : "Выбросить эти трапы было указано место так, чтобы они никогда не появлялись у самолета Ту-144".
Встреча на аэродроме Пассажирские перевозки выполнялись на двух самолётах бортовые номера 77109 и 77110. Для пассажирских перевозок были запрещены полёты ночью и использование мокрых ВПП. Все рейсы выполнялись только лётчиками-испытателями КБ Туполева в качестве командира воздушного судна. Вторыми пилотами были специально подготовленные пилоты "Аэрофлота".
В обслуживании самолётов принимали участие инженеры из конструкторского бюро. Стоимость билета составляла 68 рублей на дозвуковом самолёте долететь можно было за 48 рублей. Каждый полёт превращался в специальную операцию на министерском уровне. Все стояли на ушах.
У Ту-144 на данном маршруте не было резерва топлива. В случае закрытия по погодным условиям основного аэропорта в Алма-Ате оставался резервный в Ташкенте. Если закрывался и в Ташкенте, сажать самолёт было некуда. Диспетчеры каждые 10-15 минут отслеживали погодные условия в обеих столицах республик.
Одним из поводов прекращения пассажирской эксплуатации стала катастрофа модернизированного Ту-144Д под Егорьевском. Во время испытательного полёта 23 мая 1978 года произошло разрушение топливопровода и возгорание топлива в районе третьего двигателя.
В катастрофе погибли 113 человек. Кстати, в пятницу в парижском пригороде Понтуаз закончился суд, рассматривающий это дело. Согласно обвинению, катастрофу спровоцировал лайнер авиакомпании Continental Airlines DC-10 McDonnell Douglas - он взлетал перед «Конкордом», и при взлете от него отвалилась металлическая пластина. По версии прокуратуры, французский лайнер наехал на пластину при взлете.
В результате колесо самолета лопнуло, проделав отверстие в топливном баке, что привело к возгоранию горючего. Впрочем, с такой версией происходящего не согласны представители американского перевозчика. Они утверждают, что пожар на «Конкорде» начался до того, как самолет «наехал» на деталь самолета Continental.
Ту-144 и «Конкорд»: куда пропали сверхзвуковые пассажирские самолеты?
Почему авиаперевозчики отказали от сверхзвуковых самолетов, и как скоро у «Конкорда» появится преемник? Ту-144 против «Конкорда»: Дмитрий Дрозденко рассказывает о том, почему СССР выиграл гонку за сверхзвук, из-за чего обе невероятные программы были свернуты и сможем ли мы в обозримом будущем снова летать на пассажирских самолетах черезх Атлантику за 3 часа. Признав ненадежность и затратность сверхзвуковых самолетов, вслед за СССР, от них решили отказаться. Пресс-служба компании «Конкорд», публикующая новости о петербургском предпринимателе Евгении Пригожине и комментирующая связанные с ним события, более 10 дней не размещает.
«Новый Конкорд»: сверхзвуковой самолет с максимальной скоростью 2700 км/ч уже готов к испытаниям
Гражданская сверхзвуковая авиация завершила свою историю 20 лет назад с последним полётом «Конкорда». «Новый Конкорд»: сверхзвуковой самолет с максимальной скоростью 2700 км/ч уже готов к испытаниям. Concorde — сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный Англией и Францией в 60-х годах ХХ века. История Concorde отсчитывается с середины 1950-х годов, когда в городке Фарнборо, на Королевском авиационном предприятии, начались работы по созданию пассажирских сверхзвуковых самолетов.