«Луноход-1» продолжает трудиться и сейчас: с 2010 года расположенный на его борту уголковый светоотражатель начал использоваться для точных измерений лунной орбиты. Советская детская игрушка «Луноход» с дистанционным управлением 10 ноября 1970 года в СССР был произведён запуск космической станции «Луна-17». Успешный запуск «Лунохода-1» позволил СССР сделать рывок в космической гонке с США во второй половине XX века. "В отношении "Лунохода-2" государством регистрации в международном реестре космических объектов числится Россия (по данным на 1973 год — СССР).
Инфляция по-советски: как в СССР обесценивались деньги.
- Американцы вcе-таки обнаружили советский «Луноход-1». Он не на Земле
- Американцы вcе-таки обнаружили советский "Луноход-1". Он не на Земле - Статья НЛО МИР
- Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России — 11.08.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- Первый луноход: советский космический корабль "Луноход-1"
Американцы вcе-таки обнаружили советский «Луноход-1». Он не на Земле
Лавочкина МЗЛ. Главным конструктором «Лунохода-1» стал Г. Кемурджиан стал главным конструктором самоходного автоматического шасси САШ. В новой кооперации работы получили сильный импульс развития.
Летом 1968 г. Именно эти пять лет стали звёздными в судьбе Александра Леоновича, который в процессе создания САШ «Лунохода-1» не только обеспечил выполнение конкретного задания, но и создал высоко профессиональный коллектив, школу космического транспортного машиностроения. Родился Александр Леонович 4 октября 1921 г.
Когда ему исполнилось пять лет, после многочисленных переездов семья осела в Баку, где прошли его детские и юношеские годы [7]. Учился он очень хорошо. Эта оценка превалирует в итоговых документах каждого года обучения.
Другим документом, характеризующим школьные успехи Саши Кемурджиана, является табель ученика 9 «б» класса 26 школы Октябрьского района г. К этому времени высшей стала оценка «отлично», он получил её по всем предметам, кроме письменной части экзамена по литературе, оцененной на «хорошо». В 1939 г.
Александр Леонович делает попытку поступления в Московский авиационный институт, но из-за отсутствия мест в общежитии возвращается в Баку. Главный конструктор самоходного шасси луноходов А. Кемурджиан 1921-2003 Рис.
Главный конструктор луноходов Г. Бабакин 1914-1971 В этом же году во время призыва в армию А. Кемурджиан был признан негодным к воинской службе по состоянию здоровья.
У него оказалось слабое зрение. Оказавшись дома, он устраивается диктором на азербайджанское радио в его русскоязычную редакцию. Родители А.
Кемурджиана примерно 1926 год, Владикавказ [7] Рис. Баумана [7] В 1940 г. Баумана МВТУ на танковый факультет.
С началом Великой Отечественной войны пытается попасть на фронт, но безуспешно. В училище он проучился до 1942 г. Кемурджиан получил отказную резолюцию.
После этого его зачислили в артиллерийское училище. После окончания шестимесячных курсов в училище он направляется в 162-ю Среднеазиатскую, впоследствии Новгород-Северскую, Краснознамённую, ордена Суворова II ст. Дивизия формировалась в Ташкенте в ноябре-декабре 1942 г.
В конце марта 1943 г. Кемурджиан — курсант Ленинградского артиллерийско-технического училища, г. Ижевск, 1942 г.
Кемурджиан закончил войну в Померании с боевыми наградами, 1945 г. После пребывания во втором эшелоне с апреля по июнь 1943 г. Сначала были бои под этим селом, а потом — участие во взятии г.
Свой боевой путь А. Кемурджиан завершил в Померании, участвуя 3 мая 1945 г. За участие в боевых действиях А.
Кемурджиан был награждён Орденами Красной Звезды 1944 , Отечественной войны 1945, 1995 , несколькими медалями, в т. Демобилизовался из армии в 1946 г. Фронтовая закалка, личное участие в победных боях — всё это, по мнению авторов, способствовало формированию сильного, волевого характера А.
В 47-летнем периоде работы А. Кемурджиана во ВНИИ-100 можно выделить несколько этапов постижения профессии и реализации его таланта специалиста, учёного, научного руководителя, лидера нового направления в технике [7, 8, 9]. Инженерный корпус ВНИИ-100 и мемориальная доска у входа в институт со двора.
К 1963 г. Кемурджиан приобрёл большой опыт и навыки руководителя комплексных проектов. Он обладал сильной волей, мгновенной реакцией, проницательным умом и дипломатическими способностями руководить талантливыми, неординарными людьми, которые никогда бы не согласились на подчинённые отношения друг с другом.
Это стимулировало генерацию конкурентных идей, порой ожесточённые дискуссии, но приводило не к разрыву отношений, а к принятию единственно верных в тот период, тщательно продуманных решений. Например, примирить сторонников колёсного и гусеничного движителей казалось невозможным делом. Институт был танковым, так что некоторыми его сотрудниками колесо воспринималось как измена делу их жизни.
Но для лунохода с его мизерными, в сравнении с танками, мощностями, приводные колёса оказались более надёжным и лёгким движителем. Независимая подвеска колёс, выбранная колёсная формула 8х8 САШ «Лунохода-1» с бортовым танковым способом маневрирования, обеспечивала уверенные повороты на месте и в движении за счёт эффективной работы двух пар средних колёс. Обеспечивалась высокая проходимость на сложном рельефе и слабо связных грунтах.
При этом компоновка позволяла перейти на двух гусеничный движитель в случае, если на ходовых испытаниях были бы выявлены недостатки колёс. Это привело к некоторому балансу интересов и именно в группе ходовой части, руководитель которой М. Кемурджиан с группой ведущих специалистов космического отделения, 1971 г.
Слева направо, 1-й ряд: А. Бравчук, Л. Вайсфельд, Л.
Поляков, М. Шварцбург, А. Кемурджиан, А.
Соловьёв, М. Маленков, А. Носов; 2-й ряд: И.
Розенцвейг, В. Мишкинюк, А. Кудрявцев, П.
Сологуб, В. Егоров, М. Плигин, Б.
Лубенко; 3-й ряд: В. Комиссаров, Н. Бечвай, Б.
Гладких, В. Тарасов, Б. Митин, В.
Громов, Р.
Месяц спустя группа учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего смогла получить больше сведений о советском аппарате, направив в его отражатель луч лазера. Надо думать, если с тех пор луноход не забрали пришельцы, он и сейчас стоит там же. Луноход и космический аппарат Луна-17 были обнаружены в 2010 году американским зондом LRO. Lunar Recon.
Впервые опубликован отчет о работе систем советского «Лунохода-2» Автору этих строк доводилось общаться с Михаилом Ивановичем Маленковым, который участвовал в работе над конструкцией приводов-колес будущего «Лунохода-1». Он рассказал, что первоначально Королев решил поручить разработку будущего лунного транспортного средства танковому конструктору Жозефу Котину, в свое время создавшему для Советской армии легендарные тяжелые танки КВ и ИС. Котин подошел к задаче очень ответственно, в его конструкторском бюро подготовили целых три варианта шасси — на основе гусеничного, колесного и змееподобного движителей. Однако впоследствии Котин, оценив масштаб предстоящих работ, отказался от дальнейшего участия. Но в 1963-м это учреждение тоже попросило снять с него данную задачу. А поскольку как раз в ту пору началось оснащение танков ракетным оружием, Королев наладил тесное сотрудничество с танкостроителями. Старовойтов взял на себя смелость ответить согласием — и назначил непосредственным руководителем работ Александра Леоновича Кемурджиана. Королев лично прибыл в Ленинград, чтобы выслушать доклад Кемурджиана — какие у него появились идеи по проекту? Именно по итогам той беседы Королев принял окончательное решение: луноход будем делать — и будем делать именно здесь, в ленинградском Горелово! Правда, вскоре конструкторы ВНИИ-100 пришли к выводу, что в техзадании ОКБ-1 содержатся заведомо неисполнимые характеристики: скорость — не менее 20 километров в час, запас хода — 10 тысяч километров. Кемурджиан сказал, что эти требования подходят под земные, но никак не под лунные условия. Королев выслушал Александра Леоновича и высказался в том духе, что, мол, делаем мы это впервые, за скоростью гнаться не надо. Важно, чтобы луноход вообще поехал! Благодаря авторитету Королева ВНИИ-100 быстро договорилось с соседним предприятием — там согласились выделить один из своих цехов под «лунодром». Однако возникла проблема — отсутствие физической модели лунного грунта. Ученые, занимавшиеся изучением спутника Земли, не рисковали брать на себя такую ответственность — исчерпывающе описать характеристики лунной поверхности.
Миссия продолжалась до 14 сентября 1971 года. Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года, и 15 ноября вышла на орбиту Луны. В течение первых трех месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял еще и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 метров, обследовав площадь в 80 000 квадратных метров, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 часов 37 минут.
Рассылка новостей
- Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России — 11.08.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- Одиночество потерявшегося на Луне: что произошло с первым советским луноходом
- Гордость СССР: каким был первый луноход
- Зачем американцы купили Луноход?: photo_vlad — LiveJournal
- Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС
Как «Луноход-1» стал советским ответом Америке
Легендарный "Луноход-1" якобы подал сигнал – спустя почти 40 лет. Обзор лунных роверов от советского Лунохода-1 до проектов луномобилей ближайшего будущего. 17 ноября 1970 года приступил к работе разработанный в СССР «Луноход-1» — первый в истории человечества планетоход, успешно функционировавший на поверхности другого.
Читайте также:
- Как СССР создавал первый в мире планетоход-разведчик
- В СССР запущена космическая станция Луна-17 - Знаменательное событие
- «Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен?
- О компании
- Арабский халифат и его распад
Рассекречен отчет о деятельности «Лунохода-2» на Луне
В ноябре 1970 года советская станция опустилась на поверхность Луны. Вездеход, названный «Луноход-1», спустился на поверхность, для проведения экспериментов и снятия фотографий. Репродукция рисунка летчика-космонавта СССР Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова «Первое утро «Лунохода-1». Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. 45 лет назад советский самоходный аппарат начал колесить по нашему естественному спутнику с небывалой скоростью «Луноход-2» доставила на Луну советская автоматическая станция.
«Луноход-1»
Сейчас перед человечеством встают новые стратегические задачи на Луне — создание долговременных баз периодического посещения, а затем и постоянного проживания. И понятно, что ради международной стабильности ведущие державы должны бы создавать и эксплуатировать такие базы совместно, как, например, МКС. В наши дни Роскосмос реализует российскую лунную программу, которая предусматривает восстановление отечественного присутствия на Луне. Причем нумерация новых станций будет продолжать славную советскую. Последней советской станцией на Луне была «Луна-24» в 1976 году. Первой российской станцией будет «Луна-25», ее старт назначен уже на будущий год. Задача «Луны-25» — отработка мягкой посадки на Луну с помощью современных ракетно-космических средств доставки. Конечно, по своим возможностям и ресурсу это будет совершенно иная станция.
Если главным назначением «Луны-10» была отработка операций выведения космического аппарата на орбиту искусственного спутника Луны, то «Луна-26» кроме отработки тех же операций будет оснащена приборами для картографирования поверхности Луны, исследования залеганий водяного льда и полезных ископаемых, а также для поддержки работы посадочных блоков и тех же луноходов. Точнее, на Землю вернется только одна составная часть станции — ее называют «возвращаемый блок», в котором находится контейнер с грунтом. Вообще в России затянули с лунными делами.
Планировалось, что устройство будет посылать к Луне радиосигналы и принимать отраженные от ее поверхности.
Таким образом станция получала бы данные о своей высоте, чтобы успешно прилуниться. На следующий день связь прервалась. Программа полета «Луны-25» Почему «Луна-25» разбилась Представители Роскосмоса рассказали, что «нештатная ситуация» произошла 19 августа. Станция выдала импульс для перехода на предпосадочную орбиту, но маневр с заданными параметрами выполнить не удалось.
Госкорпорация тогда не уточнила, как произошедшее повлияет на прилунение аппарата. На следующий день Роскосмос рассказал, что из-за этой «нештатной ситуации» связь со станцией прервалась.
Как разрабатывали луноход и кто именно управлял им? Главный космический теоретик Келдыш еще в январе 1958 года предложил основоположнику практической космонавтики Королеву разработать несколько научно-технических проектов для исследования Луны космическими аппаратами КА. Вскоре появился документ «О запусках космических объектов в направлении Луны» — так называемая Программа «Е», включавшая на первом этапе восемь проектов. Среди них и проект Е8 — доставка на Луну подвижного исследовательского аппарата, управляемого с Земли. Луну советские ученые изучали тщательно. Нам первыми удалось сфотографировать ее обратную сторону «Луна-3», 1958 год , совершить мягкую посадку на лунную поверхность «Луна-9», 1966 год , создать первый искусственный спутник Луны «Луна-10», 1966 год и даже доставить на Землю образцы реголита «Луна-16», 1970 год. Поистине эпохальными академик РАН Михаил Маров считает уникальные полеты лунных КА, которые обеспечили автоматический забор и возврат на Землю лунного грунта и длительную работу на поверхности Луны самоходных аппаратов — двух советских луноходов.
Но академик Маров убежден, что лунные автоматы позволили нам, что называется, сохранить лицо и получить результаты, которыми страна сегодня по праву гордится. Шасси для лунохода В процессе создания первого в мире планетохода-разведчика приходилось решать массу, уникальных задач — разработать шасси лунохода, систему дистанционного управления, конструкцию посадочной платформы. Эти задачи еще в начале 1960-х годов ставил главный конструктор С. Королев, который сам же и подбирал исполнителей. Например, шасси для планетохода он изначально предложил разработать танковому КБ Кировского завода г. Ленинград , где подготовили три варианта ходовой части — на основе гусеничного, колесного и волнового змееподобного движителя. Однако главный конструктор КБ Жорес Котин, оценив масштабы работы, от дальнейшей разработки внеземного транспортного средства отказался. Причина веская: не стоит распылять силы, чтобы не нанести ущерб основному делу — танкостроению. Попробовали поручить разработку шасси Научному автотракторному институту, но руководство НАТИ тоже не рискнуло заниматься разработкой «лунного трактора».
Работы над шасси начались летом 1963 года под научным руководством Александра Кемурджиана. Этот ленинградский ученый и конструктор стал одним из отцов-создателей самоходного лунного аппарата. Сергей Королев, оценивая варианты шасси, разработанные коллективом Кемурджиана, говорил: «При создании космических объектов самое главное — это надежность! Не следует брать рекорды. Неизвестно, как управлять машиной с Земли, как поведут себя материалы и смазки в космическом вакууме.
Документ, который мы публикуем сегодня — это классический пример того, как скрупулезно ведется работа над ошибками после любых летных испытаний аппаратуры. В этом заключается базовый принцип развития — постоянно искать, находить, признавать и исправлять ошибки. Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, во-первых, как тяжело, методом проб и ошибок даются победы в космосе, а, во-вторых, осознать, что они являются частью великой истории, в которой рядом с правом на ошибку обязательно стоит обязанность ее исправить. Так было 50 лет назад, так происходит сейчас, так будет всегда». Отчет о работе радиотехнического комплекса «Луны-17» и «Лунохода-1» делится на четыре части, в каждой из которых приводится разбор подготовки, наземной отработки и работы в реальных условиях отдельных систем. Первая часть документа посвящена системе дальней радиосвязи и работе соответствующей бортовой аппаратуры, затем рассматривается работа системы малокадрового телевидения и фототелевизионной системы, а в заключение приводится анализ функционирования наземного оборудования от антенных систем до рабочих мест «водителей» лунохода. В частности, в документе так описывается первый сеанс радиосвязи с только что приземлившейся «Луна-17»: «Сразу после посадки произведен сеанс радиосвязи с передачей фототелевизионного панорамного изображения, позволившего произвести оценку местности в районе посадки, состояние трапов для схода «Лунохода-1» с перелетной ступени и произвести выбор направления движения на Луне». А вот описание проблем на борту «Лунохода-1» и обстоятельств их возникновения: «Во время четвертого лунного дня при проведении сеансов связи через второй комплект передатчика С-163М-2 наблюдалось уменьшение информативной мощности. К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут». Авторы документа подробно анализируют причины досрочного выхода из строя обоих передатчиков лунохода гарантийный срок составлял 250 часов, а отработали они 138 и 212 соответственно. Для этого на Земле провели стендовые испытания аналогичных приборов. В результате было установлено: «наиболее вероятной причиной ненормальной работы прибора является отказ диода 1А401 в модуляторе ФМ-1К».
Советские луноходы: обзор, история и интересные факты
Астрономы из США обнаружили пропавший 40 лет назад луноход СССР и хотят воспользоваться им для исследований. На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева. Как происходила подготовка к полету и сама экспедиция, «» рассказал руководитель разработки телевизионных систем советских луноходов Арнольд Селиванов. Уникальной особенностью советского лунохода было то, что управлялся он с Земли двумя экипажами из пяти человек. Как Советский Союз совершил посадку на Луне. На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева.
Транспорт для спутника: как в СССР создавали и испытывали луноходы
А когда осмотр был закончен, случилась авария. Рассказывает Генрих Штейнберг: — Взлетаем, зависли, пошли в разгон, и вдруг я слышу какой-то стук. Выглядываю в блистер — падаем. Позже выяснилось — «полетел» цилиндр.
Машина села очень жестко. Бледный бортмеханик выскакивает наружу, осматривается и кричит мне: «Выводи людей! Потом мы с бортмехаником и вторым пилотом минут сорок таскали камни под работающим винтом, приваливая вертолет, чтобы он не завалился набок после остановки двигателя.
Наконец закрылись внутри, выключили двигатель и ждали: сейчас лопасти провиснут и пойдут по земле. Но пронесло: в запасе осталось всего четыре сантиметра. В полной тишине пилот доложил в Петропавловск: «38271 упали на вынужденную.
Жертв нет». Через полчаса нас забрал другой вертолет, а дальше начались проблемы. Ступица колеса в разрезе.
А объяснять, что здесь идут важные работы по космической тематике, нельзя — все строго засекречено и оформлено как рядовой хоздоговор. Лишь через несколько дней удалось выбить вертолет у «Аэрофлота», но тут в поселке Ключи, где базировалась экспедиция, кончился бензин. В Петропавловске говорят, что в курсе, закачивают танкер, топливо будет через пару недель.
Но Шивелуч — самый северный камчатский вулкан, площадка находится на высоте 1200 метров, там уже в сентябре может выпасть снег, а программа ходовых испытаний еще на две недели. Директор Института вулканологии устно посоветовал Штейнбергу просто расторгнуть договор на испытания и тем самым полностью их сорвать. Мол, не наши проблемы.
Оно и понятно, сам он как раз покидал институт, уходя на повышение в Москву. Не оказалось в институте и заместителей: один незадолго до того покончил с собой, другой погиб в авиакатастрофе, главным остался один из завлабов. Ситуация патовая: топлива нет, начальства нет, испытательная бригада сидит в поселке Ключи, совсекретный «Луноход» стоит без присмотра в палатке у подножия вулкана.
Программа находится на грани срыва, а о ней даже упомянуть никому нельзя — секретность.
Проведенные в НИИ МВС под руководством академика РАН, профессора Игоря Каляева исследования послужили основой для создания ряда экспериментальных образцов интеллектуальных мобильных роботов ИМР , предназначенных для исследования поверхности других планет Солнечной системы, в частностиЛуны и Марса, в рамках российской космической программы. Экспериментальные образцы ИМР прошли успешные испытания в условиях, приближенных к реальным, на полуострове Камчатка, и подтвердили работоспособность и эффективность заложенных в них принципов. Он стал первым в мире космонавтом, осуществившим ручную стыковку корабля «Союз» с орбитальной станцией «Салют 6».
Юрий Васильевич, проведя школьные годы в Таганроге, уже будучи космонавтом, неоднократно приезжал в приморский город. Одним из ярких участников лунных проектов был Вячеслав Георгиевич Довгань - военный и ученый, принимавший активное участие в управлении советскими «Луноходом-1» и «Луноходом-2» на поверхности естественного спутника Земли. Он являлся почетным членом Оргкомитета ежегодной «Домбайской конференции», которую организовывает Южный федеральный университет и ежегодно возглавлял президиум Молодежной школы-семинара ЮФУ «Управление в технических системах», выступал перед нашими студентами с лекциями и докладами на тему отечественной космонавтики. При поддержке ЮФУ изданы его монографии «Лунная Одиссея отечественной космонавтики: от «Мечты» к луноходам» 2015 и ее дополненная версия «Лунная Одиссея отечественной космонавтики.
Кроме того, эти телефотокамеры конструктивно объединены с расположенными ниже их датчиками лунной вертикали, представляющими собой круглую стеклянную чашу с радиальной калибровочной шкалой и свободно катающимся в ней металлическим шариком. Изображение калибровочных шкал и шариков передаётся как часть панорам [1] [5]. Все четыре панорамные телефотокамеры используют одноканальные фотоприёмники фотоумножитель ФЭУ-96, имеющий площадь фотокатода 3 мм2, на который передаётся свет с помощью системы оптико-механической развёртки [4]. Каждая панорамная камера имела фокусное расстояние 12,5 мм, относительное отверстие 1:6, расстояние фокусировки от 1,5 м до бесконечности. Панорамы могли передаваться с двумя скоростями 4 или 1 строка в секунду , соответственно полная 360-градусная панорама снималась за 25 или 100 минут. В камерах использовалась автоматическая регулировка чувствительности по сигналу с постоянной времени 5…10 с, а также дополнительный режим работы с пониженной чувствительностью для съёмки Солнца. На задней части корпуса установлен изотопный теплогенератор, мерное ведомое колесо одометра , механический пенетрометр для исследования свойств грунта прибор оценки проходимости [1]. Оборудование в гермоконтейнере установлено на приборной раме, крепящейся на силовом шпангоуте днища.
На этом же шпангоуте снаружи закреплены четыре кронштейна ходовой части, состоящей из восьмиколёсного движителя и индивидуальной эластичной подвески колёс. Статический прогиб подвески средних колёс составляет 60 мм, крайних — 21 мм; динамический прогиб подвески всех колёс составляет 100 мм. Каждое колесо имеет индивидуальный редуктор и тяговый электродвигатель. В случае аварийного заклинивания редуктора или электродвигателя ось каждого колеса может быть по команде с Земли необратимо расцеплена с редуктором путём подрыва пироустройства, разрушающего выходной вал редуктора по ослабленному сечению; в результате заблокированное колесо становится ведомым. Эта возможность в ходе эксплуатации никогда не была использована [1]. Аппарат был рассчитан на передвижение даже в случае, когда ведущими останутся лишь по два колеса с каждой стороны [2]. Внешние устройства лунохода имеют пассивное терморегулирование.
Работы над шасси начались летом 1963 года под научным руководством Александра Кемурджиана. Этот ленинградский ученый и конструктор стал одним из отцов-создателей самоходного лунного аппарата. Сергей Королев, оценивая варианты шасси, разработанные коллективом Кемурджиана, говорил: «При создании космических объектов самое главное — это надежность!
Не следует брать рекорды. Неизвестно, как управлять машиной с Земли, как поведут себя материалы и смазки в космическом вакууме. Поэтому надо снизить ходовые параметры — скорость и максимальный пробег. Необходимо, чтобы луноход прошел по Луне хотя бы десять километров и с небольшой скоростью. Надо сделать так, чтобы отказ какой-либо из систем не повлиял на общую работу машины в целом». В марте 1965 года Королев отказался от создания в своем ОКБ-1 непилотируемых космических аппаратов для исследования ближнего и дальнего космоса и передал эти работы машиностроительному заводу имени С. Лавочкина ныне НПО им. Заводское КБ возглавил Георгий Бабакин, который и занялся лунной машиной в целом. Техническое задание на ходовую часть лунохода главный конструктор Бабакин подписал 18 июня 1966 года. Выбор движителя — колесо или гусеница, шагающий или прыгающий способ поворота, функционирование в условиях вакуума и вездесущей пыли, при громадном перепаде температур — вот небольшой перечень проблем, которые предстояло решить при разработке шасси.
И созданный восьмиколесный движитель советского планетохода можно было назвать настоящим чудом техники. Каркас каждого колеса — три титановых обода, обтянутых сеткой из нержавеющей стали и снабженных титановыми грунтозацепами. Каждое колесо с собственным приводом — мотор-колесо, как их еще называют. Упругая подвеска — пучковые торсионы без центрального стержня, изготовленные из титанового сплава. Каждый движитель с пиротехническим устройством для разблокировки колеса — если вдруг заклинит при движении по Луне. В создании шасси участвовал даже Харьковский велосипедный завод — там выполняли балансировку и «спицевание» колес. Первая — вперед! Сообщалось, что «управление движением «Лунохода-1» производится из Центра дальней космической связи ЦДКС с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности».