Чтобы набрать максимально возможную скорость при неполной тяге, командир немного опустил нос «Конкорда». При этом крейсерская скорость составляла 2300 км/ч, в то время как показатели «стандартных» Airbus и Boeing (A320 и 737 соответственно) составляют лишь около 820 км/ч.
Китайский гиперсамолёт сможет летать вдвое быстрее «Конкорда» (видео)
На скорости, в два раза превышающей скорость звука, поток воздуха нагревает внешнюю обшивку самолета. Американцы выбыли из «гонки за скорость», сопоставив расходы и перспективы развития проекта. полёт из Парижа или Лондона до Нью-Йорка вместо 8 часов занимал всего 3 часа.
Маршруты Конкорда: Куда летал сверхзвуковой лайнер?
В свою очередь разрушение крыла произошло из-за лопнувшего переднего колеса, которое в процессе разгона наехало на небольшую титановую скобу, упавшую из американского грузового самолёта DC-10, который взлетал несколькими минутами раньше "Конкорда". Таким образом, речь идет о чистой случайности. Которая погубила не только 113 человеческих жизней, но и сам проект сверхзвуковой гражданской авиации стоит напомнить, что советский аналог "Конкорда" - Ту-144 - разбился на авиавыставке в Ле Бурже 3 июня 1973 года и с тех пор развития не получил. Если верить следствию, то небольшая железяка, словно камень из пращи Давида, погубила целый Голиаф-Конкорд! Автор этих строк сделал детальный анализ по перемещению железки по взлетной полосе.
Если опустить чисто технические подробности, то получается, что скоба прыгала по ВПП словно теннисный мячик по корту. Как было установлено «ВЕА» организация, расследующая данное авиапроисшествие , титановая пластина являлась деталью двигателя N3 самолёта DC-10. Но оторвавшаяся деталь почему-то падает на левую сторону ВПП. Затем на неё наезжает левое колесо «Конкорда», и пластина опять отлетает направо, причём за её пределы - на обочину.
Такие прыжки железки теоретически возможны, но маловероятны. Теперь посмотрим, какие же разрушения колеса "Конкорда" могла доставить деталь с DC-10. В ходе следствия «BEA» были проведены натурные исследования разрушения шины «Конкорда» при её наезде на титановую пластину. В некоторых экспериментах пластина при наезде на неё просто сминалась.
Совсем другая картина видна на остатках шины. Причём длины отрезков ломаной кривой с резкими перегибами разные. Более того, все точки перегибов линии разрыва шины явно находятся в местах ослабления конструкции шины, а именно, изгиб разреза происходит при пересечении линии разрыва шины с канавкой протектора шины. Тогда возникает вопрос: а наезжал ли вообще "Конкорд" на эту железку?
Если да, тогда на ней должны остаться следы от шин погибшего самолета. Но при внимательном прочтении следственных материалов выясняется, что и сами эксперты не были уверены в однозначном выводе. Фраза в Заключении "ВЕА" «аre similar» , по сути, не является фразой «are identical». И раз это основное доказательство изложено именно в такой форме, без приборного подтверждения уникального химического состава резины шины "Конкорда" и её спектра , значит, оно не является доказательством.
А остатки резины, обнаруженной на одной из выступающей заклёпке пластины , могли быть просто результатом скольжения скобления титановой пластины по ВПП, поверхность которой вся покрыта остатками резины от торможения шин других самолётов. Такая поломка не могла не отразиться в памяти черного ящика и ее не могли не заметить пилоты во время взлета. Не буду анализировать каждый из восьми графиков, характеризующий поведение самолета и действия экипажа.
А так как полёты в основном осуществлялись над землёй, а не океаном, то звуки пролетающего ТУ-144 были просто ужасными для жителей городов. Огромную точку на ТУ-144 поставила катастрофа, произошедшая прямо во время демонстрационного полёта, тогда как у западного аналога трагедия случилась лишь в 2000 году и не была связана с техническими неполадками. Для чего все сверхзвуковые самолёты отпускают нос Когда обычный человек видит Конкорд или ТУ-144, в первую очередь его интересует вопрос: зачем конструкторы сделали такой нос? Нос сверхзвукового самолёта подвижен и сделано это специально, ведь только так можно посадить лайнер.
Плюс такая конструкция позволяет легче рассмотреть посадочную полосу пилотам. Сначала конструкторы хотели оставить нос неподвижным, согнув его вниз, но это плохо сказывалось на аэродинамике. Поэтому и пришлось сделать нос подвижным, когда самолёт взлетал и начинал набирать высоту, носовая часть выпрямлялась. Это удивляет, неужели современным конструкторам не удаётся изобрести что-то более экономное и безопасное, раз это могли сделать полвека назад? Но в таких скоростях нет смысла, максимум чего можно добиться при увеличении скорости, это сокращение времени в пути на пару десятков минут. Дело в том, что самолёт не может лететь на максимальной скорости постоянно. Набор скоростей начинается постепенно, то же самое касается посадки.
Учитывая, что все самолёты летают в одном воздушном пространстве и им приходится пересекаться, лучше соблюдать более низкие скорости для осуществления манёвров. Большую жирную точку на сверхзвуковых пассажирских самолётах поставила трагедия, произошедшая с Конкордом в 2000 году. Хотя виноват был не сам Конкорд. Трагедия с Конкордом в 2000 году. Комиссия установила, что причиной аварии стало колесо от другого авиалайнера, которое отвалилось и осталось на взлётно-посадочной полосе. Тогда авиакомпании посчитали, что на этом пора прекращать полёты сверхзвуковых авиалайнеров. В той катастрофе погибли все пассажиры с экипажем, а также несколько человек на земле.
Что с Конкордами сейчас Последний коммерческий полёт Конкорда был осуществлён в 2003 году, стоимость билета на рейс достигала огромных сумм. За всё время производства сверхзвукового авиалайнера в 23 года было произведено 20 Конкордов. За эти годы самолёт перевёз более 4 млн пассажиров.
Вопреки ожиданиям первые десятилетия XXI века однозначно станут эпохой дозвуковой авиации, и никакой научно-технической революции в ближайшие годы ожидать не стоит. Почему же так получилось? В настоящее даже военные самолёты крайне редко используют возможность полёта на сверхзвуковой скорости, и тому множество причин. Во-первых, подобный режим полёта всегда вызывает перегрузки в работе двигателя и высокий расход топлива. Во-вторых, на сверхзвуковой скорости ни один боевой самолёт не производит бомбометание или пуск ракеты. Сверхзвук необходим для прорыва зоны ПВО противника и безопасного пролёта над вражеской территорией почти все ракеты летают на дозвуковой скорости. Подобный режим полёта, как правило, длится не более получаса. Иными словами, сверхзвук является роскошью даже для военных, которых в меньшей степени заботит количество расходуемого топлива. Закат легенды Производители лайнеров и авиакомпании существуют в условиях жёсткой конкуренции. Чтобы выжить на рынке, они стремятся завлечь пассажиров недорогими билетами и высоким уровнем сервиса. Путешествие например, через океан становится более продолжительным, но доступным и комфортным удовольствием. Сверхзвук отменяет подобный подход. Билет на рейс «Конкорда» Лондон-Нью-Йорк стоил астрономическую сумму — 10 тысяч долларов! Полёт на Ту-144 также обходился недёшево.
Изображение: everystockphoto. Concorde до последнего противостоял современным лайнерам, которые расходовали значительно меньше топлива, обходились дешевле и тоже довольно быстро доставляли пассажиров до пунктов назначения — правда, все равно медленнее сверхзвукового лайнера. Музей техники в Зинхайме Германия хранит и Concorde, и Ту-144. Изображение: airlinereporter. С другой стороны, комфорт и уровень сервиса соответствовал такой цене: первым пассажирам Concorde предлагали икру, стейки, лобстеры и шампанское Dom Perignon 1969 года. Большие затраты на Concorde до поры до времени не останавливали авиакомпании от использования сверхзвукового самолета. Как и в случае с Ту-144, крест на эксплуатации Concorde поставило авиационное происшествие. На протяжении 24 лет самолету удавалось обходиться без серьезных инцидентов. Случившаяся 25 июля 2000 года катастрофа — «эффект бабочки» в чистом виде. Механик Джон Тейлор, некачественно прикрепивший пластину к двигателю пассажирского McDonnell Douglas DC-10-30 авиакомпании Continental Airlines, и представить не мог, что станет виновником падения Concorde и гибели 113 человек. Место крушения рейса 4590 Air France. При взлете у Concorde со 109 людьми на борту лопнула одна из покрышек на левой стойке шасси. Разорвавшиеся куски резины повредили пятый топливный бак всего их 17 общей емкостью 119 тысяч литров и проводку. Горючее мгновенно воспламенилось, экипаж выключил один двигатель из-за пожарной сигнализации. Штатная система пожаротушения Concorde не справилась с таким возгоранием. Изображение: roblox. Concorde не мог затормозить — он в любом случае должен был подниматься в воздух. Почти сразу после взлета еще один двигатель отказал, не выдержав работы в задымлении. Лайнер начал заваливаться на левый бок и плашмя упал на отель неподалеку. Погибли четыре человека на земле и все находившиеся на борту Concorde. После осмотра взлетно-посадочной полосы следователи нашли части покрышки самолета и титановую пластину. Выяснилось, что элемент не относится к Concorde. Он оторвался от DC-10-30, который взлетал с этой полосы за четыре минуты до сверхзвукового лайнера. Цепочка совпадений привела к развязке в стиле «Пункта назначения»: исправный самолет разбился из-за плохо прикрученной детали к другому лайнеру, который благополучно закончил свой рейс. Титановая пластина и фрагмент покрышки, которую она пробила. Изображение: Reuters Полеты Concorde на некоторое время прекратились. Крушение рейса 4590 негативно сказалось на популярности модели. Далее последовал еще один удар по авиакомпаниям — теракты 11 сентября 2001 года. Популярность самолета как вида транспорта снизилась. Плюс Concorde оставался прерогативой обеспеченных клиентов, билеты стоили неподъемных для основной массы пассажиров денег. Все это привело к тому, что сверхзвуковой лайнер вывели из эксплуатации. Последний коммерческий рейс был совершен 24 октября 2003 года. За 27 лет Concorde перевез более 2,5 миллиона пассажиров.
20 лет катастрофе «Конкорда»: как закончился пассажирский «сверхзвук»
Как «Конкорд» прошел путь от главного изобретения авиапрома до полного забвения | Билет на рейс «Конкорда» Лондон-Нью-Йорк стоил астрономическую сумму — 10 тысяч долларов! |
Пассажирский самолет «Конкорд» | Отказ от «Конкордов» объясняли, прежде всего, экономическими причинами. При полете на сверхзвуковой скорости двигатели самолета потребляли слишком большое количество топлива. |
История создания
- Читайте также:
- Быстрее современности: есть ли будущее у сверхзвуковой гражданской авиации после гибели «Конкорда»
- Сверхзвуковой Туполев
- Ту-144 против «Конкорда» (Часть 1)
Ученые впервые стали свидетелями столкновения новорожденных планет
- Concorde 2.0: сможет ли американский стартап вернуть сверхзвуковой пассажирский рейс?
- Как «Конкорд» прошел путь от главного изобретения авиапрома до полного забвения
- Быстрее современности: есть ли будущее у сверхзвуковой гражданской авиации после гибели «Конкорда»
- Какой самолет взлетит вместо «Конкорда» - Ведомости
Сверхзвуковые авиапутешествия могут снова стать реальностью
В свой последний полет 15 лет назад отправился легендарный «Конкорд». В свое время этот пассажирский самолет бил все рекорды: по скорости, затратам на топливо и заоблачным. Это немного медленнее, чем скорость Конкорда, однако даже она сможет сократить время нынешних авиапутешествий вдвое. Чтобы набрать максимально возможную скорость при неполной тяге, командир немного опустил нос «Конкорда».
55 лет назад впервые взлетел сверхзвуковой "Конкорд"
Самолёт XB-1 — предшественник коммерческого реактивного самолета Overture, который сможет брать на борт до 88 пассажиров и достигать скорости 1,3 Маха. Overture планируется отправить в рейс в 2029 году, а вот XB-1 должен полететь уже в 2021. Прототип длиной всего в 71 фут, с местом только для одного пилота, получил прозвище «Бэби-бум». На заниженном, по примеру «Конкорда», носу установлены камеры высокого разрешения, которые помогают пилотам ориентироваться на сверхзвуковых скоростях.
Кроме того, «Конкорд» поглощал гигантский объём топлива.
На машине были установлены 17 топливных баков общей ёмкостью 119 тыс. Тем не менее с технической точки зрения Великобритания и Франция достигли огромного успеха, а недостатки «Конкорда» стимулировали развитие инженерно-конструкторской мысли. Также по теме По восходящей: какие новейшие разработки появляются в российской гражданской авиации 9 февраля в России отмечается День гражданской авиации. Например, впервые в гражданской авиации на англо-французском самолёте была установлена система электронного управления тормозами.
Необычайной прочностью отличались стойки шасси, на которые при взлёте приходилась чудовищная нагрузка. Это позволяло сократить время перелёта из Европы в США с 8-10 часов до 3,5 часа. Для набора столь невероятной скорости «Конкорд» мог подниматься на высоту до 18 288 м обычно самолёты летят на высоте в 10 000 м. Эксплуатация «Конкорда» началась в 1976 году.
В общей сложности было выпущено 20 самолётов, из них 14 судов находились в парке Air France и British Airways, на остальных шести машинах ставились различные эксперименты. Роковая цепочка случайностей За 24 года эксплуатации «Конкорд» не потерпел ни одной аварии и считался сверхнадёжным самолётом, несмотря на определённые недостатки. Судьбу этого уникального проекта перечеркнула единственная трагедия, которая произошла 25 июля 2000 года в парижском аэропорту Шарль де Голль. Самолёт набрал высоту в 30 метров, накренился влево, потом принял вертикальное положение и рухнул за территорией аэропорта.
Жертвами аварии стали 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека, находившихся в отеле, на который рухнул самолёт. Очевидцы говорят, что крушение могло привести к ещё большим жертвам и разрушениям, если бы лайнер упал на находившуюся вблизи трассы бензоколонку. Обстоятельства и причины катастрофы стали выяснять французское Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации BEA и Отдел по расследованию авиационных происшествий Великобритании AAIB. В качестве первых версий были выдвинуты теракт, ошибка пилота и техническая неисправность.
В процессе двухминутного полёта горело левое крыло, поэтому «Конкордом» было невозможно управлять. Подробный анализ позволил специалистам исключить версию теракта и неисправности силовых агрегатов перед полётом.
Он поднимает тревогу и связывается с пилотами в кабине «Конкорда». За штурвалом капитан Кристиан Марти. Он узнает о пожаре.
Перед ним чудовищная дилемма. Впереди он видит президентский Boeing 747 с Жаком Шираком на борту, который продолжает рулить после посадки, и двигается навстречу. С другой стороны, скорость «Конкорда» уже слишком высока, а полоса кончается. Поэтому Марти, вероятно, не остается ничего другого, как идти на взлет. Диспетчер Логелен с ужасом наблюдает, как горящий пассажирский самолет скрывается из виду, и вскоре возникает гриб от его взрыва и падения.
Экипаж, с которым диспетчер поддерживал связь до последнего, пытался что-то предпринять.
Затем «Туполев» устроил гораздо более «дерзкое шоу» с пируэтами и поворотами, которые имели фатальные последствия. Самолёт развалился в воздухе и рухнул на соседнюю деревню Гуссенвилль. В итоге шесть человек погибли на борту и восемь — на земле, утверждает CNN.
Позже появилась «несуразная теория заговора»: «Туполев» разбился при попытке избежать столкновения с французским истребителем «Мираж», который собирался сфотографировать советский самолёт. Но Гринберг с ходу отметает эту версию: «Мираж» не имеет никакого отношения к катастрофе. Это были обычные слухи, чтобы отвлечь внимание от настоящей причины: из-за резких манёвров Ту-144 превысил предельную нагрузку». На кадрах катастрофы видно, как «Туполев» резко кренится вперёд, вероятно, чтобы повторно запустить двигатели после того, как их охватил огонь.
И из-за слишком высокого давления его крылья отрываются. Это хорошо видно на кадрах», — полагает Гринберг. Так начался путь по наклонной, откуда Ту-144 так никогда и не выбрался. Парижская катастрофа привела к четырёхлетней заморозке советской программы, что позволило «Конкорду» первым поступить в эксплуатацию.
Но произошедшее не вполне убедило СССР в необходимости дополнительных испытаний. Когда в 1977-м Ту-144 наконец-то начал перевозить пассажиров, выяснилось, что он обладает рядом недостатков. Это был тесный, подверженный поломкам и в отличие от «Конкорда» невыносимо шумный самолёт. За свой короткий срок службы в качестве пассажирских судов — они совершили лишь 55 рейсов — Ту-144 сталкивались с сотнями неисправностей, многие из которых обнаруживались в воздухе.
Есть ли будущее у сверхзвуковой гражданской авиации после гибели «Конкорда»
- Почему перестали летать Конкорды
- Concorde 2.0: сможет ли американский стартап вернуть сверхзвуковой пассажирский рейс?
- 50 лет назад «Конкорд» впервые пересек Атлантику. Рекорд скорости не побит и по сей день
- Первым делом – самолеты
- Новогодний полёт Ту-144. Куда делся "советский "Конкорд"
Ту-144 против «Конкорда» (Часть 1)
Последний полёт сверхзвукового «Конкорда» | По задумке китайцев, воздушное судно сможет развивать в воздухе скорость более 4 180 км/ч. |
Краткий курс истории. Наш ответ «Конкорду» | «Конкорд» уже набрал скорость, при которой остаться на земле не было возможности. |
Сверхзвуковой пассажирский CONCORDE — летать в два раза быстрее скорости звука! - YouTube | На какой высоте и с какой скоростью летал Конкорд. |
Краткий курс истории. Наш ответ «Конкорду» | Когда закончилась эпоха Ту-144 и «Конкордов», в среде авиационных экспертов было принято высказываться о возрождении гражданского сверхзвука крайне – Самые лучшие и интересные. |
После «Конкорда»
По воспоминаниям очевидцев-авиаторов, в день прилета «Конкорда», за час до его посадки, в течение 2-часовой стоянки и еще на час после вылета в «Толмачево» были отменены все рейсы. • Конкорд летал на скоростях, в три раза превышающих скорость звука, и был рассчитан на крейсерский сверхзвуковой полет. Большинство пассажиров на борту Конкорда были туристами из Германии, направлявшимися в Соединенные Штаты на отдых. В самом разгаре Холодной войны «Конкорд» вступил в безжалостную гонку с американским Boeing 2707, а также с советским Ту-144.
Быстрее звука: проекты сверхзвуковых самолетов будущего
К 20-летию со дня катастрофы сверхзвукового Concorde. Нераскрытые загадки | Traffic News: Ту-144 был на полшага впереди «Конкорда». |
10 интересных фактов о сверхзвуковых пассажирских самолетах Ту-144 и Concorde | MAXIM | Он впервые поднялся в воздух 31 декабря 1968 года — за два месяца до «Конкорда», — а затем осуществил полёт на сверхзвуковой скорости в июне 1969-го. |
Новый пассажирский самолет будет летать в два раза быстрее скорости звука
Александр Щербаков 5 В 1960-е годы авиация достигла высокой степени развития. Коммерческие рейсы реактивных пассажирских самолетов стали обыденностью. И не за горами был следующий важный этап: появление сверхзвукового воздушного пассажирского транспорта. Но этого так и не случилось.
Спрашивается, почему? В 1950-1960-е годы произошло бурное развитие сверхзвуковой авиации. И вскоре в армии появились истребители, превышавшие в три раза скорость звука.
В этой гонке вырваться вперед сумели советские инженеры. Благодаря конструкторскому бюро Андрея Туполева первый в мире сверхзвуковой самолет Ту-144 появился в Советском Союзе, а его первый полет состоялся 31 декабря 1968 года. Работа над Ту-144 дала толчок развитию отечественной науки, высоким технологиям и производству.
Однако карьера советского сверхзвукового пассажирского авиалайнера была недолгой. Аварией завершился демонстрационный полет на авиасалоне в Ле-Бурже. В 1978 году произошло второе громкое крушение.
С 1 июня 1978 года его полеты были прекращены. Впоследствии Ту-144 использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. Рождение лайнера В то время, когда в нашей стране к сверхзвуковому самолету потеряли интерес, на Западе полным ходом шла разработка его собрата.
Еще в годы Первой мировой войны в Тулузе, на юге Франции, были созданы авиационные предприятия, училища летчиков и инженеров, научно-исследовательские учреждения. В Тулузе трудились выдающиеся конструкторы, выросли знаменитые пилоты, с этим городом была тесно связана судьба Антуана де Сент-Экзюпери.
Это немного медленнее, чем скорость Конкорда, однако даже она сможет сократить время нынешних авиапутешествий вдвое. Находящийся в разработке S-512 будет продаваться в качестве бизнес-самолета по цене, превышающей 80 миллионов долларов.
Появление первых летающих образцов можно ожидать не ранее 2018 года, потому что урегулирование формальностей сверхзвуковых перелетов в различных организациях, скорее всего, займет много времени. А вот зарезервировать один из S-512 можно будет уже в следующем году.
Власти многих стран запретили полёты на сверхзвуковой скорости из-за шума, который лайнеры создавали при прохождении границы звука.
Из-за этого «Конкорд» переходил на сверхзвуковую скорость только над океаном, а над сушей тратил очень много топлива, потому что конструкция не предусматривала эффективного дозвукового полёта. Что нас ждёт в будущем? Мировая пассажирская авиация надолго отказалась от сверхзвуковых полётов.
Но авиаконструкторы не оставляли попытки спроектировать новые модели самолётов: экологичные и экономичные, с низким шумом и минимальным количеством выбросов вредных веществ. Сразу несколько стартапов и крупных компаний, в том числе и российские, разрабатывают сверхзвуковые лайнеры для гражданских полётов. Бизнес-джет AS2 Компания Aerion работает над сверхзвуковыми бизнес-джетами вместимостью 8-11 мест.
AS2 будет отличаться значительно низким уровнем звуковой ударной мощности, то есть издавать меньше шума, чем тот же «Конкорд». Это важное преимущество: благодаря своим характеристикам самолёт от компании Aerion сможет летать на сверхзвуковой скорости над городами и укладываться в ограничения по уровню шума. Производство AS2 во Флориде планируют начать уже в 2023 году, и за десять лет построить 300 сверхзвуковых моделей.
Компания продала право на покупку 20 самолётов оператору частной авиации NetJets и заключила партнерство с Nasa. Overture: пассажирский самолёт на 65 мест Стартап Boom Supersonic выпустил экспериментальную модель сверхзвукового лайнера XB-1, но она ещё не летала. Первый рейс с одним пилотом на борту должен состояться в ближайшее время.
Прототип ХВ-1 помогает в создании полноценного лайнера для гражданской авиации Overture. Создатели не ставили задачу снизить уровень шума, поэтому самолёт будет летать на сверхзвуковой скорости только над океаном, сократив время полёта вдвое.
А вот зарезервировать один из S-512 можно будет уже в следующем году.
Понравился пост? Есть что сказать? Присоединяйтесь: Поделиться.