По итогам сделки между Маниловым и Чичиковым оказалось, что Чичиков приобрел у Манилова определенное количество душ. Сколько душ купил Чичиков у Манилова? Манилов ему души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь цена — 2,5 руб. за душу.
Глава вторая
Сколько и за сколько Манилов продал души? «Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые», — объясняет Манилову Чичиков. Поэтому душа Манилова, не наполненная светом, неминуемо будет занята тьмой. Сколько и за сколько Манилов продал души? Манилов к тому времени уже продал 1572 души, при этом каждая душа оценивалась в 25 рублей.
Краткое содержание по главам поэмы «Мертвые души» Гоголя
Викторина по поэме Гоголя «Мёртвые души» с ответами, 9 класс | Поэма "Мертвые души" была написана Гоголем в далеком 1842 году. |
Сколько мертвых душ было у манилова - id518463864 от VladOZmsl 22.04.2022 02:19 | Манилов ему души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь цена — 2,5 руб. за душу. |
Сколько душ покупает Чичиков у помещиков? | Скрытой «мертвенности» Манилова соответствует бездеятельность (он не знает, сколько человек у него умерло; всем ведает 40-летний сытый приказчик), неподвижность его времяпрепровождения (в зеленом шалоновом сюртуке или в халате, с чубуком в руке). |
У кого , в каком порядке , и сколько душ купил Чичиков в романе "мертвые души"?
Автор не сообщает число, полученное от сделки с Собакевичем, и не уточняет, сколько душ подарил главному герою поэмы «Мертвые души» Манилов. Манилов совершенно не представляет, что творится в его деревне, даже не знает, сколько крестьян умерло со времени последней ревизии. В этой статье читайте цитатное описание хозяйства помещика Манилова в поэме "Мертвые души ", характеристику его крестьян. 2,5 руб. за душу. Но вот вопрос: сколько же душ в итоге продал Манилов Чичикову и за какую сумму?
Сколько мертвых душ купил Чичиков у Манилова
Поэма "Мертвые души" была написана Гоголем в далеком 1842 году. 22. Знают ли Манилов или его приказчик, сколько у него умерших душ? О количестве душ, которые Манилов продал Чичикову, не говорится. Насколько я помню, Манилов отдал Чичикову души бесплатно, не попросив за них вообще ничего. Но вот сколько именно было душ, в романе не указывается. Одним словом, только неудачник-женофоб, которому по тем или иным причинам не удавалось воплотить в жизни созданный им же самим идеал старосветских помещиков, мог живописать действующую в "Мёртвых душах" чету Маниловых не красками, а желчью. Павел Иванович Чичиков, в свою очередь, удивляется тому, что Манилов и приказчик не могут сразу ответить на вопрос, сколько крестьян у них умерло со времени предыдущей переписи.
Остались вопросы?
Jan 31, 2022 Сколько душ имел Чичиков? Сколько Чичиков потратил на мертвые души? Следовательно, Чичиков на покупку мертвых душ потратил 275 тысяч нынешних рублей, рассчитывая наварить от 7 до 10 миллионов. Сколько мертвых душ было у Манилова? Манилов относился к классу зажиточных помещиков. В деревне где жил Манилов было примерно двести домов, т. Кто не продал Чичикову мертвые души?
Тут в NN приезжает помещик Ноздрев, рассказывает, как у него Чичиков пытался мертвые души купить, но он не продал. Ноздреву не верят. Кто разоблачает Чичикова? Случайная встреча с Коробочкой и Ноздревым оказывается судьбоносной для Чичикова и приводит к разоблачению Павла Ивановича. Ключевые слова: демонизм, инфернальность, мертвые души, случайные встречи, смех, разоблачение.
Они повсюду в его кабинете. Манилов совершенно не интересовался, как у него идут дела в хозяйстве. Всё было отдано на откуп нерадивого управляющего.
Хозяин усадьбы даже не знает, сколько душ находится в его владении. Ему безразлично, как живут крестьяне. Он не притесняет их, но и не делает ничего, чтобы улучшить их существование. Самое любимое занятие помещика — праздное мечтание. Мечты его совершенно бесплодные и никчемные. То он хочет провести никому не нужный подземный ход или выстроить каменный мост с одного берега пруда на другой.
Собакевич продал за 25 рублей. Плюшкин продал мертвые души за 24 руб 96 коп. Ноздрев выгнал Чичикова Объяснение:.
Будьте внимательны. Если вы уверены, что ответ неверный, нажмите кнопку "Пожаловаться" под ответом. Отвечает Писарченко Петя. Помещик приобрел неизвестное количество мертвых душ. Автор не говорит точной цифры — примерно около 400: У Манилова — бесплатно неизвестно сколько.
Как Чичиков приобрел мертвые души у Манилова: история событий
- Сколько Чичиков потратил на мертвые души?
- Глава вторая поэмы Гоголя Мертвые души в сокращении. Краткое содержание главы 2
- Викторина по поэме Гоголя «Мёртвые души» с ответами, 9 класс
- Сколько душ было у Чичикова в 7 главе? Ответы на вопрос: 25
- Сцена покупки мертвых душ Чичиковым у Манилова (анализ эпизода 2 главы)
Сколько душ покупает Чичиков у помещиков?
Слайд 8 «Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшихся рака и блестела попавшаяся плотва; бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались». Что оживляло вид на серые бревенчатые крестьянские избы?
Подтверди свой E-Mail и получи 50 приветственных монет 7 414 игроков онлайн Подписываясь на QuizzClub, вы соглашаетесь получать ежедневные вопросы Сменить язык с Русский на English. Мы определили ваш язык как English.
Если вы хотите отвечать на вопросы на этом языке, пожалуйста, кликните на кнопку ниже.
Такое сделка оказалась незаконной и аморальной, однако Манилов и Чичиков были готовы зайти на все и не слишком обращали внимания на правовые нормы и моральные принципы. Манилов к тому времени уже продал 1572 души, при этом каждая душа оценивалась в 25 рублей. Таким образом, Манилов заработал 39 300 рублей на своей незаконной сделке. Чичиков приобрёл души для того, чтобы продать их дальше и использовать в своих коммерческих интересах.
Он не сразу даже осознал суть этого предложения, засомневался в законности сделки.
Манилов не мог понять, для чего Павлу Ивановичу нужны были мёртвые души. Помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника. Чичикову без труда удаётся убедить друга в законности сделки, и Манилов, как помещик непрактичный, дарит Чичикову мёртвые души и берет на себя расходы по оформлению купчей. Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств. Он настоящая «Мёртвая душа». Коробочка В отличие от Манилова она хозяйственна и практична.
Она хорошо знает цену «копейке». У неё «узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью; небольшой дворик, или курятник, переграждал дощатый забор, за которым тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем». Почти все имена своих крестьян она знала наизусть. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. Помещица Коробочка бережлива, живёт замкнуто в своём поместье. Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой».
Умственный кругозор и интересы Коробочки не выходят за пределы её усадьбы и крайне ограничены. Гоголь подчёркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает на то, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Коробочка — рачительная, бережливая хозяйка, у которой никакая безделица не пропадёт даром. Но также она не отказалась и от торговли мёртвыми душами крестьян. Причём «дубинноголовая» Настасья Петровна решила, что для этого придётся выкапывать гробы, и это её не останавливает. Настасья Петровна боится продешевить, всё остальное не беспокоит её.
После торга с Коробочкой, Чичиков «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро. Хозяйка уморила его своей бестолковостью, скупостью и желанием повременить с продажей необычного товара, чтобы не продешевить. На мёртвые души она смотрит так же, как на сало, пеньку или мёд, думая, что и они могут в хозяйстве понадобиться. Ноздрёв Галерею «мёртвых душ» продолжает в поэме Ноздрёв. Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрёва. Впервые Чичиков встречает Ноздрёва на обеде у прокурора.
Но на пути в усадьбу Собакевича дороги Ноздрёва и Чичикова пересекаются ещё раз. Чичиков едва узнал Ноздрёва, но тот сразу стал вести себя с ним, так будто они давно и близко знакомы. Он без тени смущения рассказывает Чичикову о проигрыше на ярмарке всего, вплоть до брички. Как и другие помещики, Ноздрёв не меняется внутренне в зависимости от возраста. К своим детям он совершенно равнодушен, не задумываясь над их будущем, он поручил их воспитание няньке.
Викторина по поэме Гоголя «Мёртвые души» с ответами, 9 класс
– Да, именно, – сказал Манилов, обратясь к Чичикову, – я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло. Однако, когда речь заходит о количестве мертвых душ, которые Чичиков приобрел у Манилова, мнения разделяются. Оказывается, Манилов даже не представляет, сколько душ у него умерло за последнее время. Повествование о покупке мертвых душ у Манилова Чичиковым вызывает некоторую загадочность, давая основание нам задаться вопросом: действительно ли это произошло?
Сколько душ продал Манилов Чичикову и за сколько
Сам Манилов не знает даже каким количеством душ он владеет. Поэтому душа Манилова, не наполненная све-том, неминуемо будет занята тьмой. У нас есть 25 ответов на вопрос Сколько мертвых душ купил Чичиков у Манилова? Более 8 о лет Маниловы состоят в браке? Если Манилов и Коробочка удивились предложению Чичикова, то Ноздрёв воспринял эту ситуацию как очередной обмен. Если Манилов и Коробочка удивились предложению Чичикова, то Ноздрёв воспринял эту ситуацию как очередной обмен.
Сколько душ было у манилова
Образ М. Вещи, окружающие М. Портрет М. После восьми лет супружества они по-прежнему носят друг другу конфетки и лакомые кусочки со словами: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».
Обожают сюрпризы: готовят в подарок «бисерный чехольчик на зубочистку» или вязаный кошелек. Утонченная деликатность и сердечность М. Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям - свойства миросозерцания М.
В своем бесплодном идеализме М. Жена М. Алкид - второе имя Геракла; Фемистокл - вождь афинской демократии , однако алогизм имени Фемистоклюс имя греческое - окончание «юс» латинское высмеивает начатки образования полуевропейского русского дворянства.
Эффект гоголевского алогизма уродство, нарушающее благопристойную норму предметного ряда подчеркивает упадочность «маниловщины»: за обедом у М. Поместье М - первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души М. Фигура М.
Сравнение М. Манилов- персонаж поэмы Н. Гоголя «Мертвые души».
Имя Манилов от глагола «манить», «заманивать» иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Историческим прототипом, по мнению Лихачева Д.
Манилов — сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ. Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям - свойства миросозерцания Манилова.
В своем бесплодном идеализме Манилов антипод материалиста, практика и русофила Собакевича Манилов - мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. Помещик только занимался прожектерством: мечтал но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Сначала он кажется приятным человеком , но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, - мертвая душа, «не то, не сё». Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.
Но в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице. Он во всем проявляет «прекраснодушие»,живость манер и любезное щебетание в разговоре. Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.
Транспортные проблемы пьяный кучер, поиск дороги были несущественными. Однако Чичиков остаётся в городе ещё на несколько недель и теряет контроль над рисками — о скупке мертвых душ становится известно как от Ноздрева, так и от Коробочки. Проект вступил в кризисную фазу, но Чичикову повезло.
Во-первых, провинциальные чиновники не были знакомы с банковскими операциями и не могли понять, зачем нужны мёртвые души. Во-вторых, российская судебная система была нерасторопна по отношению к предпринимателям. Более того, прокурор, вместо оперативного заведения уголовного дела против Чичикова, думал-думал да и умер от сомнений.
Случай, бесспорно, уникальный в истории бизнеса. Чиновники, озабоченные изменениями в вертикали власти в губернию ехал новый генерал-губернатор , вряд ли будут вспоминать об истории с мёртвыми душами. В финале птица-тройка несётся по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов.
Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заёмщиков и тщательно оценивать и проверять залоги.
Маниловщина — проблема не только и не столько социальная, сколько философская. Такое трагическое звучание, по всей видимости, сегодня приобретает и явление душевной пустоты Манилова. Поэтому душа Манилова, не наполненная светом, неминуемо будет занята тьмой. Между жизнью и смертью середины нет. In: Вопросы литературы, 4, 2002, с. Его неиссякаемые ровность и благодушие в действительности оказываются нежизненностью, механизмом по сути своей. Создав образ Манилова, Гоголь сделал тончайшее психологическое наблюдение: сталкиваясь с Маниловыми в жизни, не так просто увидеть пустоту за их внешней оболочкой. Так что, абстрагировавшись от порочности Манилова-помещика, современная аудитория видит в герое просто человека, вне его социальной роли. И этот человек вызывает в них сочувствие, симпатию.
Значит ли это, что мы так слепы, или в нас действительно рождается какойто отклик? Словом, отношение к данному персонажу тоже определенным образом характеризует состояние сегодняшнего общества. Итак, вопрос, мертва ли душа Манилова, остается актуальным вплоть до сегодняшнего дня. Маниловщина приобрела новые масштабы. Интересно, что изменения в восприятии Манилова, так же как и произведения в целом, и самого Н. Гоголя, сегодня обнаруживаются и в современных вариантах интерпретации Мертвых душ. Павел Лунгин предлагает новый подход к экранизации — кому-то кажущийся оригинальным, а кому-то и провокационным. Во-первых, он не вводит в свой фильм правдоподобный образ автора Мертвых душ, как это делает, например, Михаил Швейцер своем фильме 1984 г. Таким образом, у Лунгина Гоголя нет — и в то же время он повсюду.
Далее, этот прием Лунгина соотносится с его восприятием Гоголя вообще: для него Гоголь — в первую очередь философ-нематериалист и даже мистик. Поэтому его фильм построен как фантазия, фантасмагория. Чичи- 101 N. Какой же Манилов в фильме Павла Лунгина? Во-первых, эпизод с этим героем крайне отдаленно, лишь отдельными фразами, напоминает сцену посещения Маниловки в самой поэме. Здесь визит Чичикова вообще не показан.
В душе он так же мертв, как и они. Проводив Чичикова, он вновь предается своему любимому и единственному «делу»: размышлению о «благополучии дружеской жизни» , о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки». Мечты уносят его все далее и далее от реальной действительности, где свободно разгуливает по России мошенник, который, пользуясь доверчивостью и неразборчивостью в людях, отсутствием желания и способности заниматься делами таких людей, как Манилов, готов обмануть не только их, но и «надуть» государственную казну. Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова - чиновника, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. По словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого». С каждым из помещиков мы знакомимся только в течение того времени как правило, не более одного дня , которое проводит с ним Чичиков. Но Гоголь избирает такой способ изображения, основанный на сочетании типичных черт с индивидуальными особенностями, который позволяет составить представление не только об одном из персонажей, но и о целом слое российских помещиков, воплощенном в данном герое. Очень важная роль отводится при этом Чичикову. Авантюрист-мошенник для достижения своей цели - покупки «мертвых душ» - не может ограничиваться поверхностным взглядом на людей: ему надо знать все тонкости психологического облика того помещика, с которым предстоит заключить весьма странную сделку. Ведь дать на нее согласие помещик может только в том случае, если Чичикову удастся уговорить его, нажав на нужные рычаги. В каждом случае они будут разными, поскольку различны люди, с которыми Чичикову приходится иметь дело. И в каждой главе сам Чичиков несколько меняется, стараясь чем-то походить на данного помещика: по манере поведения, речи, высказываемым представлениям. Это верный способ расположить к себе человека, заставить пойти его не только на странную, но, по сути, преступную сделку, а значит, стать соучастником преступления. Вот почему так старается Чичиков скрыть свои истинные мотивы, предоставив каждому из помещиков в качестве объяснения причин своего интереса к « мертвым душам » то, что именно этому человеку может быть понятнее всего. Таким образом, Чичиков в поэме не просто аферист, его роль важнее: он необходим автору как мощный инструмент для того, чтобы испытать других персонажей, показать их скрытую от посторонних глаз сущность, раскрыть их главные черты. Именно это мы видим в главе 2, посвященной посещению Чичиковым деревни Манилова. В основе изображения всех помещиков - один и тот же микросюжет. Его «пружина» - действия Чичикова, покупателя «мертвых душ». Непременными участниками каждого из пяти таких микросюжетов являются два персонажа: Чичиков и помещик, к которому он приезжает, в данном случае это Чичиков и Манилов. В каждой из пяти глав, посвященных помещикам, автор строит рассказ как последовательную смену эпизодов: въезд в усадьбу, встреча, угощение, предложение Чичикова продать ему «мертвые души», отъезд. Это не обычные сюжетные эпизоды: не сами события представляют интерес для автора, а возможность показать тот предметный мир, окружающий помещиков, в котором наиболее полно отражается личность каждого из них; не только дать сведения о содержании разговора Чичикова и помещика, а показать в манере общения каждого из героев то, что несет в себе черты как типические, так и индивидуальные. Сцена купли-продажи «мертвых душ», которую я буду анализировать, в главах о каждом из помещиков занимает центральное место. До нее читатель уже может вместе с Чичиковым составить определенное представление о том помещике, с которым ведет беседу мошенник. Именно на основе этого впечатления Чичиков и строит разговор о «мертвых душах». А потому успех его целиком зависит о того, насколько верно и полно ему, а значит, и читателям, удалось понять этот человеческий тип с его индивидуальными особенностями. Что же нам удается узнать о Манилове до того, как Чичиков приступает к самому для него главному - беседе о «мертвых душах»? Глава о Манилове начинается с описания его усадьбы. Пейзаж выдержан в серо-голубых тонах и все, даже серый денек, когда Чичиков посещает Манилова, настраивает нас на встречу с очень скучным - «серым» - человеком: «деревня Манилова немногих могла заманить». О самом Манилове Гоголь пишет так: «Он был человек так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Здесь использован целый ряд фразеологизмов, как бы нанизанных друг на друга, которые все вместе позволяют нам сделать вывод о том, насколько в действительности пуст внутренний мир Манилова, лишенного, как говорит автор, какого-то внутреннего «задора». Об этом же свидетельствует и портрет помещика. Манилов поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но автор не зря замечает, что в «приятность» Манилова «чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства». Такая слащавость проскальзывает и в его семейных отношениях с женой и детьми. Недаром чуткий Чичиков сразу, настроившись на волну Манилова, начинает восхищаться его миловидной женой и вполне заурядными детьми, «отчасти греческие» имена которых явно выдают претензию отца и его постоянное стремление «работать на зрителя». Это же проявляется и во всем остальном. Так, претензия Манилова на изящность и просвещенность и полная ее несостоятельность показана через детали интерьера его комнаты. Здесь стоит прекрасная мебель - и тут же два недоделанных кресла, обтянутых рогожей; щегольской подсвечник - а рядом «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Всем читателям «Мертвых душ», конечно же, памятна и книжка в кабинете Манилова, «заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года». Знаменитая вежливость Манилова оказывается тоже только пустой формой без содержания: ведь это качество, которое должно облегчать и делать приятным общение людей, у Манилова перерастает в свою противоположность. Чего только стоит сцена, когда Чичиков несколько минут вынужден стоять перед дверями в гостиную, поскольку он стремится перещеголять хозяина в вежливом обхождении, пропуская вперед, а в результате они оба «вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга». Так в частном случае реализуется авторское замечание о том, что в первую минуту о Манилове можно только сказать: «Какой приятный и добрый человек! Зато сам Манилов считает себя человеком культурным, образованным, хорошо воспитанным. Таким представляется ему не только Чичиков, явно всеми силами старающийся угодить вкусам хозяина, но и все окружающие люди. Это очень хорошо видно из разговора с Чичиковым о городских чиновниках. Оба они наперебой расхваливают их, называя всех прекрасными, «милыми», «прелюбезными» людьми, нисколько не заботясь о том, соответствует ли это истине. Для Чичикова - это хитрый ход, помогающий расположить к себе Манилова в главе о Собакевиче он тем же чиновникам будет давать весьма нелестные характеристики, потакая вкусу хозяина. Манилов же вообще представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей. Ведь жизнь в его восприятии - полная, совершенная гармония. Вот на этом-то и хочет «сыграть» Чичиков, собираясь заключить с Маниловым свою странную сделку. Но есть и другие козыри в его колоде, позволяющие с легкостью «обыграть» прекраснодушного помещика. Манилов не просто живет в иллюзорном мире: сам процесс фантазирования доставляет ему истинное удовольствие. Отсюда и его любовь к красивой фразе и вообще к любому роду позирования - именно так, как показано в сцене купли-продажи «мертвых душ», он и реагирует на предложение Чичикова. Но самое главное то, что кроме пустых мечтаний Манилов ничем заниматься просто не может - ведь нельзя же, в самом деле, считать, что выбивание трубки и выстраивание «красивыми рядками» грудок пепла и есть достойное занятие просвещенного помещика. Он является сентиментальным фантазером, совершенно не способным при этом к действию. Недаром его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие, - «маниловщина». Праздность и безделье вошли в плоть и кровь этого героя и стали неотъемлемой частью его натуры. Сентиментально-идиллические представления о мире, мечты, в которые он погружен большую часть своего времени, приводят к тому, что хозяйство его идет «как-то само собой», без особого с его стороны участия, и постепенно разваливается. Всем в имении заправляет мошенник-приказчик, а хозяин даже не знает, сколько у него умерло крестьян со времени последней переписи. Для ответа на этот вопрос Чичикова хозяину имения приходится обратиться к приказчику, но выясняется, что умерших много, но «их никто не считал». И только по настоятельной просьбе Чичикова приказчику дается распоряжение их перечесть и составить «подробный реестрик». Но дальнейший ход приятной беседы повергает Манилова в полное изумление. На вполне закономерный вопрос, зачем посторонний человек так интересуется делами его имения, Манилов получает шокирующий ответ: Чичиков готов купить крестьян, но «не то чтобы совершенно крестьян», а мертвых! Чичиков выдерживает паузу и начинает наступление. Убедившись, что перед ним не сумасшедший, а все тот же «блестяще образованный» человек, каким он почитает Чичикова, хозяин дома хочет «не упасть лицом в грязь», как говориться. Такой поворот событий даже для Чичикова оказался неожиданным, и первый раз в течение всей сцены он чуть приоткрыл свое истинное лицо: «Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвел даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости». Даже Манилов заметил этот порыв и «посмотрел на него в некотором недоумении». Но Чичиков, тут же спохватываясь, вновь все берет в свои руки: надо всего-навсего выразить как следует свою признательность и благодарность, и хозяин уже «весь смешался, покраснел», в свою очередь уверяя, что «хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души». Более того, он уже готов расписывать свои беды и страдания, которые якобы претерпел за то, «что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке! О том, за что он действительно испытал «преследования» и как помогал другим, читатель узнает только в последней главе, но уж о совести ему, организатору этой аморальной аферы, говорить явно не пристало. Но все это нисколько не волнует Манилова. Проводив Чичикова, он вновь предается своему любимому и единственному «делу»: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки». Вся сцена выглядит очень комичной, но это «смех сквозь слезы». Недаром Гоголь сравнивает Манилова со слишком умным министром: «…Манилов, сделавши некоторое движение головою, посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела». Здесь авторская ирония вторгается в запретную сферу - высшие эшелоны власти. Это могло означать лишь то, что иной министр - олицетворение высшей государственной власти - не так уж и отличается от Манилова и что «маниловщина» - типичное свойство этого мира.