"Приключения Сирано де Бержерака" Луи Галле были опубликованы на английском языке издательством Jarrolds Publishers (Лондон) в 1900 году. «Сирано́ де Бержера́к» — драма (героическая комедия) в 5 действиях в стихах Эдмона Ростана, написанная в 1897 году. Переводчица к моменту встречи с “Сирано де Бержераком” была лично знакома с Ростаном, успешно его переводила. автор «Сатирических писем» (Lettres satyriques, 1654), адресованных реальным лицам, в том числе Скаррону. Детская площадка: книги" Эдмон Ростан. "Сирано де Бержерак".
Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак. Любимые отрывки
Так началась переписка Роксаны и Кристиана словами Бержерака. В это время руки девушки добивается граф, который одновременно является командиром Сирано и Кристиана. Полк должен отправиться на войну, поэтому граф настойчиво ищет встреч с Роксаной. Та хитрит и сообщает монаху, принесшему письмо от графа, что тот приказывает обвенчать ее и Кристина. Монах повинуется. Пока проходит церемония Сирано всячески пытается задержать графа. Гвардейцы отправляются на войну. На передовой им нелегко, еды не хватает. Рискуя жизнью, Сирано отправляет письма Роксане, ведь Кристиан обещал ей каждый день слать весточку. Кристиан о письмах ничего не знает. В полку поэт также старается поднимать настроение боевым товарищам.
Вдруг к ним приезжает Роксана. Она признается Кристиану, что вначале полюбила его за красоту внешнюю. Теперь же своими трогательными письмами он дал возможность полюбить его внутренний мир. Гвардеец понимает, что на самом деле Роксана любит талант Сирано, она любит Бержерака.
Щепкина-Куперник, В. Соловьев, Ю. Айхенвальд, Е. Составление: А. Григорьев Четыре Сирано и еще один романтик Эдмон Ростан. Героическая комедия в пяти действиях в стихах. Перевод с французского Т. Щепкиной-Куперник, В. Соловьева, Ю. Айхенвальда, Е. Вступительная статья И. Составление А. Эта книга возникла из любви. Мужчины к женщине. Восхищенного зрителя к театру. Потом были другие, многие только в одной Москве постоянно идет две-три, не меньше; на моем личном счету — спектакли Малого театра с Юрием Соломиным и МХТ с ныне покойным Виктором Гвоздицким.
Героическая и романтическая история из эпохи мушкетеров продемонстрировала творческие силы театра в их самом широком диапазоне. По традиции, завершая сезон этапной премьерой, Владимирский драмтеатр доказал, что способен на крупные и мощные работы, даже еще не вернувшись на родные подмостки. Ведь и следующий, юбилейный 175-й сезон театр начнет на других сценах города. Пока завершается возрождение своего здания после пожара. Премьеру «Сирано де Бержерака» зрители увидели на сцене областного Дворца культуры и искусства. Мощь новой постановки - в этапном характере самой пьесы для любого театра. Написанное 125 лет назад произведение неоромантика Ростана переносит нас во Францию XVII века, со звоном шпаг, придворными сплетнями, очередной войной, на которой оказываются герои. И, конечно, - с любовными переживаниями. А стихотворная форма пьесы в классическом переводе Татьяны Щепкиной-Куперник и Соловьева погружает в добрую традицию европейской драматургии на русской сцене. Владимирский «Сирано» потребовал задействовать на сцене 35 актеров, как раз большинство молодых и среднего возраста так уж по пьесе — стариков в ней нет , а зрителя пригласила сопереживать диалогам и массовым сценам в течение трех часов со множеством действующих лиц. Антракт был только после первых двух часов насыщенных событий и меняющихся сцен, которые знакомят с героями и подводят к часовой кульминации и развязке.
Восхищённый романтическим вызовом — умереть за любовь, Сирано позволяет любви убить его в конце концов, даже после того, как Роксана обнаруживает его чувства и отвечает ему взаимностью. Роксана Кузина Сирано, красивая и интеллектуальная наследница. Она неравнодушна к романтике, любит поэзию и остроумие. Сюжет «Сирано» вращается вокруг попыток многих мужчин завоевать любовь Роксаны. Роксана, не имея ни сил, ни любопытства, ни воли в отношении уговоров своих ухажёров, является постоянной звездой в запутанной галактике привязанностей. Почти каждый персонаж либо непосредственно затронут её любовью, либо надеется завоевать её. Но завоевание Роксаны не является целью Сирано или Кристиана: завоевание её любви. Она по-разному изменяет Кристиана и Сирано на протяжении всей пьесы и определяет тон и отношение каждой сцены. Доброта и искренность Роксаны никогда не колеблются и не подвергаются сомнению. Но во время войны в Аррасе у неё происходит резкий перелом в мыслях, когда она говорит Кристиану, что хотя раньше она любила его за то, что он был красив, теперь она любит его за его внутреннюю красоту. Этот поворот меняет все остальное действие пьесы и разрешает её основное действие и конфликт. Роксана демонстрирует огромную силу любви над влечением, как в Аррасе, так и в финальной сцене пьесы, когда она признается в любви к обезображенному Сирано. Барон Кристиан де Нейвилетт Возможно, противоположность Сирано, Кристиан — красивый, но простой молодой дворянин, которому не хватает остроумия и ума. Новичок в Париже и среди кадетов, он влюбляется в Роксану и присоединяется к компании кадетов Сирано в самом начале пьесы. Его внешность сравнима только с внешностью Роксаны. Граф де Гиш Влиятельный, женатый дворянин, влюблённый в Роксану и не любящий Сирано. Коварный и вечно злой, он несколько раз пытается убить Сирано, один раз его убили сто человек. Рагуэно Друг Сирано, кондитер, любящий поэзию. Рагуэно раздаёт пирожные в обмен на стихи, и поэтому его часто посещают бесчисленные поэты. Он отражает тему того, что поэзия — это пища для души, и подчёркивает разделение между физическим и духовным аспектами мира. После того как его бизнес терпит крах, он становится носильщиком Роксаны. Ле Брет Друг и ближайшее доверенное лицо Сирано. Он сослуживец и гвардеец. Ле Брет беспокоится, что принципы Сирано разрушат его карьеру, но Сирано игнорирует его опасения. Линьер Друг Кристиана, сатирик и пьяница, у которого много влиятельных врагов. Сирано защищает его от ста человек, нанятых де Гишем, чтобы устроить засаду. Дуэнья Компаньонка и сопровождающая Роксаны, которая старается уберечь её от неприятностей. Она напоминает кормилицу Джульетты в «Ромео и Джульетте». Виконт де Валверт Наглый молодой дворянин, которого де Гиш превозносит как возможного мужа для Роксаны, что дало бы де Гишу доступ к Роксане. После того как он оскорбляет нос Сирано, его побеждают на дуэли. Монфлери Толстый, бездарный актёр, которому Сирано запрещает выходить на сцену. Карбон де Кастель-Жалу Друг Сирано и капитан его роты. Он волевой и успешный лидер. Беллероз Человек, отвечающий за театр в отеле «Бургундия». Лиза Острая на язык жена Рагуэно. Она не одобряет покровительство мужа местным поэтам. Совершенно несчастная женщина, она бросает Рагуано ради мушкетёра после второго акта.
Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак
Насколько Сирано храбр на поле битвы и в многочисленных дуэлях, настолько же он робок в любви. Из-за своего непомерно длинного носа он совершенно уверен, что Роксанна отвергнет его ухаживания.
В плей-лист... Франция, 1640 год. Прекрасная Роксана просит своего кузена, блистательного поэта и фехтовальщика, Сирано де Бержерака, оказать покровительство юному гасконцу Кристиану. Её привлекла красота молодого человека.
Это литературный перевод. Пьеса очень популярна в театре. Сирано де Бержерака играли несколько наших актеров.
Для театра используется другой перевод Владимира Соловьева. А еще существует перевод Т. Самым известным его трудом был «Иной свет, или государства или империи Луны». Сюжет пьесы довольно интересный и нетривиальный. Я в первый раз сталкиваюсь с тем, что некрасивость является проблемой не для женщины, а для мужчины.
К своему заурядному имени пока вам неизвестный или вами не угаданный если это, конечно, так поэт сначала прибавил имя Эркюль Геракл , затем — Александр, разумеется в честь Александра Великого, aka Македонского. Этими именами он думал украсить заурядную фамилию. Знал бы он, что именно фамилию его спустя два столетия будут считать… именем!
А в честь имения, купленного дедом и проданного отцом, он к фамилии сделал прибавку. Вместо имени — фамилия, вместо фамилии — название, в сущности, чужой недвижимости… Кому дано предугадать! Но так теперь мы знаем его и зовем - Сирано де Бержерак. Фото: wikipedia. Он был сыном Бертрана де Батца, и внуком мещанина Пьера де Батца, который удачно женился на Франсуазе де Куссоль, что принесло ему дворянский титул. Над его самоприсвоенным титулом графа при его жизни открыто смеялись. И ему поручали дела тайные — из тех, которые не делают в белых перчатках.
Эдмон Ростан "Сирано де Бержерак" (1897)
Спектакль «Сирано де Бержерак» по пьесе французского драматурга Эдмона Ростана 1989 года идет в театре с 2018 года. Эдмон Ростан бесплатно на сайте. Купить Ростан Эдмон «Сирано де Бержерак: героическая комедия в пяти действиях в стихах». Слушайте альбом «Сирано де Бержерак» (Эдмон Ростан, Рубен Симонов & Алла Казанская) в Apple Music. 1957. Песен: 41. Продолжительность: 1 ч. 40 мин. Оставив службу, Сирано де Бержерак ходил на лекции знаменитого философа Пьера Гассенди, автора трехтомного труда «Свод философии». На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Автор пьесы "Сирано де Бержерак"».
СИРАНО́ ДЕ БЕРЖЕРА́К
Гиш посылает ей письмо, прося о встречи. Но Роксана меняет текст письма и утверждает монаху, что командир дал согласие на венчание с Кристианом. Пока служитель совершал обряд, Сирано надел маску, тем самым отвлекая его. Когда граф узнал об обмане, он отправил Невеллета и Бержерака в казарму. Каждый день слова Сирано от Кристиана отправлял Роксане. Роксана вскоре добралась до их места службы и утверждает, что из-за слов в письмах Кристиана, она еще больше его полюбила. Но позже он признается ей, кто на самом деле писал эти письма, и его вскоре убивают.
Роксана ушла в монастырь, но к ней приезжал Сирано. Когда на него упало бревно, он на последнем издыхании добрался до Роксаны и прочел письмо от Кристиана с признанием об обмане. В тот момент она понимает, кого любила все годы.
Милый, милый! В такую ночь хорошенькая Джессика… Лимоном и лавром пахнет… Это Шекспир. Вы дали слово!..
Когда я сегодня смотрел на вас, тихую, милую, с книжкой на коленях, я понял, как я люблю вас, Мари! Богратова забеспокоилась. Положительно, этот идиот сейчас же затеет жениться, все выяснится, а плыть еще двое суток — с тоски помрешь. Только и развлеченья, что его колпачить. Хотите быть моей женой? Теперь что же… — Друг мой!
Только не подходите. И завтра весь день опять ни слова. Ночью здесь я скажу вам все. А сейчас я хочу прочесть вам одно стихотворение. Это стихотворение посвятил мне один известный поэт, когда плыл на нашем пароходе. Слушайте: «О, если мне порой в прекрасном сновиденьи…» Она прочла это стихотворение Байрона и смокла.
А борщ варить умеете? Я предлагаю вам быть моей женой, а вы вместо ответа шпарите стихи какого-то дурака… — Дурака! Да ведь это Байрон! Ай да барышня! Но почему вы заговорили о… о домашнем хозяйстве? Я не хочу говорить грубое слово… «борщ».
Точно облагораживающее влияние женщины заключается в том, чтобы угождать низменным вкусам мужа. Я поведу вас неведомыми тропами к сияющим звездам новой зари!.. Валяйте дальше. Богратова помолчала, потом прочла поэму «Аспазия», потом «Письмо» Апухтина, потом «Довольно, встаньте! Теперь закончим наше литературное отделение. Завтра в это же время вы придете сюда без всяких пряток — надоел этот вздор — и скажете мне человеческим языком, хотите ли вы быть моей женой.
А сейчас я должен сменять вахту. Эта дура, пожалуй, совсем ему под пару. Но все-таки я свое дело сделала. Он хочет, чтобы Машенька, то есть я, была его женой. Не та Машенька, которую он видит, а та тонкая, дивная, благоуханная душа, которую я показала ему. Мичман злой и нервный даже не смотрел на верхнюю палубу.
Вечером она закуталась с головою и забилась поглубже за мешки, хотя небо было облачное и луна спряталась. Мичман был уже на своем посту и сразу услышал ее приход. Я сегодня тороплюсь и поэтому буду краток. Попрошу вас только об одном: простите меня, не сердитесь, забудьте все, что я наболтал. Выслушайте меня спокойно. Я просто был глуп и молодо влюблен в вас, хорошенькую Машеньку.
Но потом, когда я во время этих ночных свиданий узнал вас по-настоящему, я понял, что мы не пара. Я, очевидно, человек простой, а у вас все какая-то мелодекламация. Родители мои люди старого уклада, именьице маленькое — ну куда вы там со своей декламацией. Отец обидится. Я думал, вы простенькая девочка, что вас немножко отшлифовать… И, главное, — думал, что вы ужасно любите меня… Ну, Бог с вами.
Вы для меня собеседник. Собеседник с большой буквы. Разве вы не чувствуете, как дрожит луна в вашем сердце? Как плещут волны морские в моем? Молчите, я прочту вам дивное стихотворение. Слушайте: «Любовь — это сон упоительный…» И она тихо, но с пафосом прочла отрывок из «Принцессы Грезы». Прочла и замерла. Вы же в театрах не бывали? Я люблю все прекрасное — солнце, звезды и цветы. Я люблю поэзию, я знаю наизусть всего Надсона. Я — странное, нездешнее существо. Никто не понимает меня. Я никого не могу любить. Целые дни глаза мои отражают море, целые ночи — звезды. Моя душа соткана из зыбких туманов… — Машенька! Подойдите ко мне… мог ли я думать… Она услышала, что он подымается. Иначе — все кончено. Слушайте, завтра в это же время я приду сюда опять, но с условием: обещайте, что весь день вы не скажете со мной ни слова и ничем не намекнете, что видели и говорили со мной ночью. Только приходите. Я раб ваш… я ничего не понимаю. Я идиот, и мне пора на вахту. Я уйду прежде. Вот дивное приключение! Совсем Сирано де Бержерак. Благодаря моему уму и таланту он влюбится… в Машеньку. Богратовой было весело. Весь день она обдумывала, что бы такое особенно яркое сказать, что продекламировать, как себя держать. Наблюдала — не встретится ли мичман с Машенькой. Нет, мичмана не было видно. Машенька тихо сидела на верхней палубе с книжкой на коленях и не смеялась. Мичман держал клятву. В половине первого Богратова вышла из своей каюты и тихо, стараясь держаться в тени, полезла за вчерашние мешки. Мичмана еще не было. Успею ли за это время? Прыгая через канаты, тяжело дыша, Костя пробрался мимо. Я вас очень уважаю. Мне сегодня хотелось бы очень, очень серьезно поговорить с вами. Я видел, как вы сидели с книжкой. Как мог я думать, что вы некультурная девчонка! Вы просто молодая и веселая, а ведь с вами никто и не говорил как следует. Все думают так: хорошенькая куколка — и все тут. Но какая вы сегодня были очаровательная с этой книжкой на коленях! Немножко печальная… Мне казалось, что вы, может быть, тоже думаете обо мне и ждете ночи? У моих родителей есть именьице… — О Боже мой!
Проученный педант «Проученный педант» 1646—1647 — единственная комедия, написанная выдающимся французским писателем-вольнодумцем либертином Сирано де Бержераком. В этой комедии Сирано осмеивает средневековые порядки, продолжающие господствовать во французских школах. При первой постановке комедия наделала большой шум, потому что Сирано вывел в ней под настоящим именем директора коллежа Бове аббата Гранже, изобразив его ученым тупицей. Кроме того, Сирано вывел в своей комедии крестьянина Матье Гаро, впервые во Франции говорящего на сцене на деревенском языке.
Краткое содержание Сирано де Бержерак Ростан для читательского дневника
Вскоре Сирано де Бержерак получил в боях две опасные раны, от одной из которых так и не оправился до конца жизни. «Сирано́ де Бержера́к» — драма (героическая комедия) в 5 действиях в стихах Эдмона Ростана, написанная в 1897 году. В «Сирано де Бержераке» большое внимание уделяется ценностям и идеалам. Как уточнили в Александринке, показы «Сирано де Бержерака» будут заменены на другие постановки.
Книги автора
- "Сирано де Бержерак": краткое содержание, сюжет пьесы
- Ростан - Сирано де Бержерак. Картинка к рассказу
- СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК
- Книги автора
- Ошеломивший самого Д’Артаньяна
«Но жизнь свою он прожил как поэт!» День рождения Сирано де Бержерака
драматург, философ, поэт и писатель, один из предшественников научной фантастики? Сирано де я о трагической любви поэта, сатирика, острослова и дуэлянта Сирано де Бержерака к своей кузине красавице. Блестящий гвардейский офицер и знаменитый поэт Сирано де Бержерак влюблен в свою кузину Роксанну, о чем она даже не подозревает. Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Сирано Де Бержерак, Фрэнсис Бэкон. Список книг автора Сирано Де Бержерак, которые можно читать онлайн бесплатно или скачать в формате fb2. Купить Ростан Эдмон «Сирано де Бержерак: героическая комедия в пяти действиях в стихах».
Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак
Героическая комедия в 5 действиях в стихах Цитата: Шум голосов за дверью; затем врывается кавалер. Привратник преследуя его. А деньги за билет?
Не то прошу обратно! Первый кавалер. Без рассуждений, ты!
Внезапно прямо на будущее поле боя приезжает карета под управлением Рагно, а в ней Роксана. Ее умоляют уехать, но она полна решимости остаться с супругом Кристианом даже в преддверии смерти. Она признается ему, что полюбила его вначале лишь за красоту лица, но позже, под действием чудесных писем которые слал ей неутомимый Сирано , любовь ее изменилась: Теперь, о мой любимый, Тебя люблю я, страстью вся дыша, Но мне мила одна твоя душа! Кристиан, понимая всю чудовищность ситуации, восклицает: Я не хочу такой любви! О боже! Теперь Роксана, по ее словам, любила бы его даже некрасивым, ведь она влюбилась в душу писавшего. Кристан впадает в уныние. Воспользовавшись тем, что девушка отошла, он предлагает Сирано признаться ей во всем. Теперь к солдатам уходит он. Но Сирано не успевает сказать о том, кто был автором писем - первым же залпом неприятеля Кристиан тяжело ранен. Он умирает, на груди Роксана находит последнее письмо. Ее горе так велико, что Сирано замечает: Да, умереть и мне теперь бы не мешало: Она меня оплакивает в нем! Последние слова этого действия Сирано произносит, стоя под градом пуль на карете Роксаны. Ее, упавшую в обморок, он велит де Гишу унести с поля боя. Тот с радостью подчиняется. Пятое действие События последнего действия происходят спустя пятнадцать лет, в 1655 году. На сцене - декорации, изображающие парк одного из монастырей Франции. Из разговора монахинь мы узнаем, что Роксана, одетая в траур, поселилась теперь в монастыре. Каждую неделю ее навещает кузен Сирано. За новости, которые он ей сообщает, она называет его "моя газета". Все знают, что де Бержерак живет очень бедно, но он по-прежнему красноречив и говорит только правду о том, что видит и слышит. Чем увеличивает число своих недругов. Прибежавший Рагно сообщает Ле Бре, пришедшему навестить Роксану, что на идущего по улице Сирано будто бы внезапно упало бревно. Несомненно, считает Рагно, это были происки злопыхателей. Сирано оказали первую помощь, но он в плохом состоянии. Оба приятеля торопливо уходят. Финальная сцена Подходит к концу наше изложение краткого содержания "Сирано де Бержерака" Ростана. Роксана, сидя за вышиванием в парке монастыря, ждет свою субботнюю "газету". Сегодня Сирано опаздывает. Но вот он появился в низко надвинутой шляпе, пошатываясь. Говорит с большим трудом. Он просит у Роксаны последнее "письмо Кристиана", и она дает. Сирано читает его вслух и неожиданно по памяти. Роксана удивлена этому. Наконец, она догадалась о роли Сирано в ее отношениях с Кристианом. Сирано умирает.
Мне, однако, удалось поймать одного из них, ноги которого, по-видимому, изменили его сердцу. Я спросил его, произнося слова с большим трудом ибо задыхался , каково расстояние отсюда до Парижа, с каких пор народ ходил голым во Франции и почему они с таким ужасом бежали от меня. Человек, с которым я говорил, был старик с оливковым цветом лица, он сперва бросился на колени и, подняв руки кверху над головой, открыл рот и закрыл глаза. Он долго что-то бормотал сквозь зубы, но я не мог разобрать ни одного членораздельного звука и принял его речь за хриплое щебетание немого. Некоторое время спустя я заметил приближение отряда солдат, которые шлис барабанным боем; двое из них отделились и подошли ко мне длярекогносцировки. Когда они были достаточно близки, чтобы расслышать мои слова, я просил их сказать мне, где я нахожусь. Разве корабли прибыли? Собираетесь ли вы сообщить об этом господину губернатору? И почему вы разлили вашу водку в такое множество бутылок? Господин губернатор-то вас узнает». Они повели меня туда, где стояла их часть, и здесь я узнал, что я действительно во Франции, но не в Европе, ибо это была Новая Франция. Некоторое время спустя я был представлен вице-королю господину Монманьи; он спросил меня, из какой я страны, каково мое имя и мое звание; я ответил на все его вопросы и рассказал о приятном и успешном исходе моего путешествия; поверил ли он мне или сделал только вид, что поверил, я не знаю; как бы то ни было, он был так любезен, что приказал отвести мне комнату в своем собственном доме. Для меня было большим счастьем встретить человека, способного к возвышенным мыслям, который притом не выразил никакого удивления, когда я ему сказал, что Земля, очевидно, вращалась, пока я поднимался, ибо, начав свое воздушное путешествие в двух милях от Парижа, я упал по линии, почти перпендикулярной в Канаде. Вечером, когда я уже собрался ложиться спать, он вошел в мою комнату и сказал: «Я бы не стал нарушать вашего покоя, если бы я не думал, что человек, обладающий такой тайной силой совершить столь длинный путь в полдня, должен также обладать способностью не уставать. Но вы не знаете, — прибавил он, — какой забавный спор у меня только что был по вашему поводу с нашими отцами иезуитами. Они настаивают на том, что вы колдун, и самое большое снисхождение, на которое вы можете рассчитывать с их стороны, это то, чтобы сойти за обманщика. Действительно, то движение, которое вы приписываете Земле, разве это не удачный парадокс? Что касается меня, скажу вам откровенно, почему я не разделяю ваших взглядов. Ведь выехав из Парижа вчера, вы могли бы прибыть сюда сегодня, хотя бы Земля и не вращалась; не должно ли было привести вас сюда Солнце, поднявшее вас при помощи ваших бутылок, так как, согласно Птоломею, Тихо Браге и современным философам, оно движется наискось от того пути, которое вы приписываете Земле. А затем, почему вы считаете правдоподобным представление, что Солнце неподвижно, когда мы видим, как оно движется? И почему вы предполагаете, что Земля вращается с такой быстротой, когда мы чувствуем, как она неподвижна под нашими ногами? Во-первых, самый здравый смысл говорит за то, что Солнце помещается в центре вселенной, ибо все тела, существующие в природе, нуждаются в его животворном огне, что оно обитает в самом центре подвластного ему государства, чтобы немедленно удовлетворять всем его потребностям, и что первопричина жизни находится в центре всех тел, чтобы действие ее могло распространяться на них легко и равномерно. Точно так же мудрая природа поместила детородные органы человека в середине его тела, зернышко в сердцевине яблока, косточки в середине плода, точно так же луковица сохраняет под защитой сотни окружающих ее кожиц драгоценный росток, из которого миллионы новых луковиц почерпнут свое существование. Ибо это яблоко само в себе маленькая вселенная, а зернышко, содержащее в себе больше тепла, чем остальные его части, и есть солнце, распространяющее вокруг себя тепло, хранителя целого яблока; росток с этой точки зрения тоже маленькое солнце этого мирка, согревающее и питающее растительную соль этого маленького тела. Исходя из этого предположения, я говорю, что Земля, нуждаясь в свете, в тепле и в воздействии этого великого источника огня, вращается вокруг него, чтобы получить от него силу, сохраняющую ее жизнь и необходимую ей равномерно для всех ее частей. Было бы одинаково смешно думать, что это великое светило станет вращаться вокруг точки, до которой ему нет никакого дела, как было бы смешно предположить при виде жареного жаворонка, что вокруг него вертелась печь. Иначе, если бы Солнцу приходилось выполнять эту работу, надо было бы думать пришлось бы сказать , что медицина нуждается в больном, что сильный должен подчиняться слабому, знатный — служить простолюдину и что не корабль плывет вдоль берегов, а берега движутся вокруг корабля. Если вам непонятно, каким образом может вращаться такая тяжелая масса, скажите мне, пожалуйста, разве менее тяжелы светила и небесный свод, который вы считаете таким плотным? Еще скорее можем мы, убежденные в том, что Земля есть шар, заключить о ее движении на основании ее формы. Но почему вы предполагаете, что небо также имеет форму шара, когда знать вы этого не можете и когда ясно, что если оно не обладает именно этой формой, оно не может вращаться. Я нисколько не укоряю вас за ваши эксцентрики, концентрики и ваши эпициклы, но относительно них вы будетев состоянии дать мне лишь самые смутные объяснения, я же исключаю их из своей системы. Будем говорить только об естественных причинах этого движения. Ведь вам, картезианцам, приходится прибегать к предположению о разумных существах, движущих ваши сферы и управляющих ими. Но я, не нарушая покоя верховного существа, который, без сомнения, создал природу совершенной и по мудрости своей завершил ее создание так, что, сделав ее совершенной для одной цели, он не мог ее оставить несовершенной для другой, я, повторяю, нахожу в самой Земле те силы, которые заставляют ее вращаться!