Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства. Кому достанется «Сокровище ангелов»? Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа. Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905. «Есть в Божьем мире пресветлый рай – пречистое царство ангелов. Русский: "Сокровище ангелов".
Дополнительная информация
- Русское искусство 19 века. Русское искусство 19 - 20 века.
- Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1)
- Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
- Смотрите также
- Держава Рерихов - Щит Культуры
- В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха
«Рериховский век» в городе на Неве
Средневековые каменные идолы на входе напоминают о его археологических интересах. На полотнах можно увидеть варягов и их корабли, а также религиозные мотивы, такие как портрет святого Сергия и изображения Спаса Нерукотворного. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. Второй раздел, восточный, погружает зрителей в атмосферу стран Центральной и Южной Азии. Соответствующий зал обладает круговой формой и воплощает идею Дхармачакры — колеса Сансары. Его оформление выполнено в желтых тонах, характерных для одеяний монашествующих буддистов.
О литературной эволюции Интервью, 1891 [2] Творческое горение Николая Константиновича Рериха 1874-1947 , включавшее как иррационально-поэтическую, так и рациональную стадии выражения, в истории искусства относится к редчайшим феноменам. Первое, что ощущаешь при встрече с наследием художника, - его монументальный масштаб. Небесный бой.
Для историка искусства многотысячный живописный и графический фонд Рериха - факт, одновременно научно стимулирующий, открывающий неисчерпаемый источник для возможных осмыслений и интерпретаций и тревожно волнительный, так как фонд связан со сложной, учитывая объем работ, задачей. Заключается она в необходимости выявления устойчивого круга визуально-смысловых лейтмотивов, вольно или невольно проявляемых мастером в своих творениях от одного этапа к другому, ведь именно на подобных «мерцающих» интонациях держится емкая образная система Рериха как единственная в своем роде художественная целостность. Неслучайно о «волшебном даре внутренней цельности»[4] художника писали уже его современники. В данной статье мы сосредоточимся на тех аспектах, которые влекут Рериха в Россию и в эпоху, давшую первые и главные художественные импульсы его артистическому мировидению. Таким временем для становления творческих ориентиров Рериха стала эпоха модерна, рожденная на пике развития романтико-символистского умонастроения второй половины XIX - начала XX века. Делая подобный акцент, мы, конечно, высвечиваем лишь одну из граней личности Рериха, но именно она может дать верные координаты для понимания творческих чаяний, обретений и внутренних притяжений художника - тех возвращений глаза к некогда взволновавшим сердце мотивам, которые порой неочевидны на уровне прямолинейного иконографического сравнения, но глубоко мотивированы и взаимосвязаны в своем эмоционально непрерывном образном развитии. Подобные намерения обретают еще большее значение, если вспомнить один из главных принципов творческой теории символизма, в недрах которого формировался новаторский дух искусства рубежа XIX-XX столетий, влиявший и на Рериха. Этот формотворческий принцип заключался в методе ассоциативных намеков, скрытых смысловых лиг, которые глубоким внутренним пластом закладывались художниками или писателями, поэтами, композиторами в образную фактуру визуального произведения: «...
Подсказать с помощью намека - вот цель, вот идеал. Совершенное владение этим таинством как раз и создает символ; задача в том, чтобы, исподволь вызывая предмет в воображении, передать состояние души. В связи с характеристиками эпохи модерна, с которой визуальная поэтика Рериха связана своими истоками и исходным психологическим настроением, по ассоциации можно привести и другие слова Малларме: «В ней - неврастения, тоска или Абсолютное! Для Рериха в этом символичном для эпохи перечне ближе всего Абсолютное, именно эта категория наиболее точно раскрывает его эволюцию как художника. В 1922 году, находясь в Чикаго, Рерих создает знаковую для избранного нами метода анализа его визуальной поэтики 6-частную серию картин «Sancta» «Святая», «Святые» «Подвижники» , «Священная» [7]: 1. В серии «Sancta» через воспоминание о духовных заветах Сергия Радонежского, об отшельническом бытии монахов художник не только отразил молчаливо нараставшую тоску по России, но и иносказательно визуализировал свои сокровенные внутренние установки в понимании небудничной простоты[9] творчества. Композицией «И открываем» Рерих сразу дает направление тем стремлениям души в утраченные пределы, которые на уровне универсальной метафоры воплощают горний мир, бесконечность потерянного рая. А ведь именно поиск его вечных отблесков и был одним из главных внутренних импульсов, позволивших сформироваться новой эстетической реальности стиля модерн.
Проникновенный лирический строй картин Рериха серии «Sancta» и духовно, и пластически плоскостной передачей объема, музыкальной насыщенностью цвета, линеарной выразительностью контуров, ритмической доминантой во взаимодействии композиционных частей связан с той символистской тенденцией к передаче вневременных идеальных смыслов с помощью опоэтизированных земных мотивов, которая была отличительной характеристикой творческого мышления и метода русских художников модерна. Однако духовный смысл серии, конечно, затрагивает и более глубокие основы религиозного сознания. Если в ее организации руководствоваться нумерацией, обозначенной самим Рерихом в списке картин за 1917-1924 годы, то путь через открытые врата «И открываем» ведет к Богу «И узрим». Причем аллюзии на Евангелие заложены в самой поэтике названий, говорящих о «лове» душ человеческих «и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», Мф. Возвращаясь непосредственно к структурным элементам полотна «И открываем», следует отметить, что они уводят в область архетипических для Рериха мотивов, к которым относятся: врата, ведущие в обитель красоты и духовного благоденствия через гибкий арочный свод, увенчанный иконой Пресвятой Богородицы Знамение и обрамленный фигурами двух предстоящих в молении святителей предположительно Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской[10] ; мягкие холмистые дали; подсвеченное нарастающим сиянием небо, с эпической характерностью оживленное облаками; маленькая одинокая часовня, архитектурный облик которой лаконично синтезирует традиционные черты новгородско-псковского церковного зодчества, столь любимого Рерихом. Немаловажно, что лейтмотив храма как символа божественного ведения жизни, как признака начала, дающего пространственному хаосу гармонию устойчивой иерархии, встречается уже в ранних работах мастера, в частности, в активной по своей пластической энергии картине «Городок» 1902, частное собрание, США. Рериховские подвижники серии «Sancta», с определенной точки зрения, являются «вестниками» также символический визуальный и тематический мотив в искусстве художника той творческой родины, возвращение к которой позволяет многое понять в непрерывном и взаимосвязанном развитии образной системы Рериха, еще в раннюю свою пору символически охарактеризовавшего себя как «странника»[11]. Неслучайно интенсивно красное свечение небесного горизонта над неведомым, затерянным в северных скитах[12] лиловым озером, на котором нескончаемо продолжается лов «И продолжаем» , находит отзвук в огненном угасании завершающей свой жизненный цикл луны «Гималаи.
Заходящая луна», 1940-е, Государственный музей Востока, Москва. Все это на иконографическом уровне говорит о единстве и устойчивости индивидуальной образной концепции художественного языка Рериха. Целью нашего исследования стала попытка выстроить разновременный смысловой контрапункт напоминаний об истоках художественного мышления Рериха в контексте связи его личности с духовным складом рубежа XIX-XX веков. Однако суть поставленного вопроса не ограничивается сравнениями: «Рерих - русский Метерлинк в живописи»[15] или «Рерих - русский Пюви де Шаванн»[16] которого художник действительно считал одним из своих учителей[17]. В начале ХХI века о Рерихе стали говорить как о «космическом реалисте», подразумевая, что он изображал реальность духовного Космоса[18]. В связи с нашим исследованием важно понимать, что реалистический аспект пластического языка представителей новых тенденций в русском изобразительном искусстве модерна не противоречил метафизическому отрыву видимого вещного мира от незримо переживаемого в душе. Именно поэтому идеалистическая по существу образная «держава» Рериха, рождавшаяся на волне слияния исторических знаний и поэтического воображения, глубоко реалистична в контексте выражения одной из главных идей искусства символизма о наличии в жизни духовного измерения. В произведениях Рериха 1890-1910-х годов постепенно усиливается суггестивный настрой в трактовке художественных мотивов, происходит переход от буквальной, предсказуемо натурной передачи визуального замысла к более свободным, освоенным на индивидуальном психологическом уровне обобщениям, в основе которых лежал поэтический синтез.
Эффект «делания», выявление на холсте скрытых пластов того, чего, по сути, уже нет, но что для человека с суггестивным настроем на восприятие жизни - рядом, чувство психологической незавершенности времени достигались Рерихом с помощью ритмической организации пластических масс. Этот прием проявился и в пружинистом ритме всполохов на картине «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» 1900, ГТГ , и в мажорно льющемся движении «Заморских гостей» 1901, ГТГ , и в бурной «вагнеровской» фактуре этапного для художника произведения «Небесный бой» 1909, частное собрание; 1912, ГРМ , за облаками которого незримо парят валькирии. Эти воображаемые героини[19] как символический намек на смыслы облачных «столпотворений» появились у Рериха в подготовительном эскизе 1905 года «Небесный бой Летящие валькирии », [1905], ГРМ , который, предположительно, был создан к другому эпическому сражению природных и человеческих сил - к картине «Бой» 1906, ГТГ; авторское название «Морской бой». Однако в итоге Рерих скрыл динамичный полет «человекообразных» фигур в золотом пожаре облаков, чем ушел от наглядности символов к ассоциативно-визуальному выражению. К особым суггестивным качествам пластического языка Рериха относится и своеобразный приглушенный, «ведовской», колорит «Языческое капище», середина 1900-х, ГТГ. Это качество, несмотря на усилившиеся в 1900-е годы и далее смелые интенсивные сочетания красного, голубого, синего, зеленого, ультрамаринового цветов, полностью не уходит из его работ. Объяснить подобный феномен можно опять же тем тяготением к «неявностям», которое внушал символизм.
На уровне решения визуальных задач оно было связано с ранними попытками Рериха воссоздать таинственную атмосферу полуязыческой, полухристианской Руси. Немало в творчестве художника и чисто ночных сцен «Гонец. Заклинание », Государственный музей Востока, Москва; и другие , говорящих о «рембрандтовском» как подметил Давид Бурлюк[20] устремлении Рериха в глубину психологически емкого освоения прошлого: темное, сумеречное естественно сближалось с чем-то таинственным, сокровенным, глубоко укрытым в природе, хранящей память и о живых, и об ушедших. Неслучайно даже эскизы к «Половецким пляскам», при всей их завораживающей золотисто-бронзовой ауре степной старины, при всей их звучности и ритмичности, в целом смотрятся потаенно сдержанными, дымно-приглушенными «Половецкий стан», эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь», 1914? С особой органичностью таинственная рериховская «матовость» проявилась в эскизах декораций к балету И. Стравинского «Весна священная» 1912-1913 , общая тональность которых, высветляясь обилием зеленых и голубых цветов, придает образам большую натурную энергию и фольклорную музыкальность звучания, но при этом не впадает в пеструю лубочность «Поцелуй земле», эскиз декорации к I действию балета И. Стравинского «Весна священная», 1913, Астраханская государственная картинная галерея имени М.
Следует заметить, что темпера «Весна священная» ГРМ 1945 года при всей своей хороводной мажорности и большей по сравнению с ранними работами иллюстративности также хранит отзвук «мглистой» вдумчивой глубины рериховских настроений эпохи модерна. Подобные связи во времени - на уровне сюжета, колористических отзвуков, ритмических стилизаций - наглядно свидетельствуют о целостности образной системы Рериха, «былинно-песенные» мотивы которой еще до «Весны священной» проявились в декоративно-аппликативной приближающейся к панно пластике картины «Поморяне. Утро» 1906, Горловский художественный музей, Донецкая Народная Республика. Совсем небезосновательно одним из главных эстетических героев эпохи рубежа XIX-XX столетий стал архетипический образ Орфея. Свою фольклоризированную трактовку этому культовому образу-символу дал и Рерих в картине «Человечьи праотцы» 1911, Музей Эшмола, Оксфорд , на которой медведи, завороженные звуками свирели, пребывают в полной гармонии с неслышимой, но зримой музыкой луговых трав по склонам сизо-зеленых волнистых холмов. Это отрешенное музицирование славянского пастушка Орфея, воссоздающее полусказочную атмосферу северной идиллии языческих времен, своим образным строем визуализирует одну из главных идей Рериха о преображающем начале красоты, духовное сияние которой проникает и в человека, и в природу, и даже в зверей: «Не знаем, как говорили, но так красиво мыслили древние»[21], - писал Рерих в программном для понимания его эстетики очерке «Радость искусству» 1908. Подобное созерцательно-поэтическое начало лежало у Рериха и в основе иносказательно выраженной идеи святости допетровской Руси.
Светик нас забавлял, изумительно подражая браминам и заклинателям змей в Индии. Он вообще удивителен, работает с утра до вечера, работал в Музее, развешивая, ко всем ласковый и всех и все любит — чудесная душа и огромный талант. Потом у нас была дивная Беседа, по обыкновению. Потом еще долго беседовали. Незабвенные дни! Сколько мудрости и света льется на нас теперь. Как терпеливо Н.
Бажанова в Санкт-Петербурге. Дягилевым в 1909 году в Париже. Экспозиция разделена на три части. Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. Пространство зала представляет собой крест, вписанный в квадрат, а произведения сгруппированы по разделам. В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету на музыку А. Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении.
Что искал художник в истории Руси: в Новой Третьяковке открыта выставка Николая Рериха
Сюжет навеян картиной Н. К. Рериха «Сокровище ангелов» (1905), эскиз которой помещен в кн. «Рёрих» (с. 67). Еще одно открытие выставки – огромное полотно "Сокровище Ангелов", которые впервые покинуло "Дворец конгрессов" в Петербурге. Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Русский художник Николай Рерих "Сокровище Ангелов, 1905". Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния.
В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха
Холст, масло. Первый вариант этой композиции 1910 экспонировался на выставке «Мир искусства» в 1911 году. Впечатления от увиденной тогда картины вдохновляли Вацлава Нижинского в работе над балетом «Весна Священная» в 1912 году А как известно, людям свойственна страсть не говоря уж о ностальгии к «своим» художникам. В этом процессе задействовано много сил.
Судьба Рериха как художника, который наводил мосты между Востоком и Западом, вызывает особый интерес в связи с изменяющейся современной ситуацией накануне следующего тысячелетия. Посланцы утра. Холст, темпера, масло.
После переезда в Финляндию в 1917 году основной темой творчества Рериха становится природа. Будучи северянином, он сразу проникся красотой Карелии и создал целую серию пейзажей на Ладожском озере Н. Три стрелы.
На полотне изображён древний охотник, собирающийся пустить стрелу. В обычной для Рериха символической манере контуры стрелы повторяются в очертаниях островов и облаков. Низкое солнце освещает сцену золотистыми лучами Местность напоминает замерзший фьорд.
Примечание 1 Музей Роуз Арт никогда не публиковал материалов о коллекции. Из деловой переписки стало известно, что в год столетия художника куратор музея Рериха в Нью-Йорке Бернард Ленц обращался в университет Брандайс с просьбой предоставить работы на юбилейную выставку. Некоторые работы Рериха выставлялись в 1974 году, а картина «Угловая башня» находилась в основной экспозиции музея в 1991-1992 годах.
Кроме того, некоторые работы принимали участие в других выставках 1989, 1992, 1995. Музей Роуз Арт был основан в 1961 году специально для показа американского искусства послевоенного периода. В 1960-х годах университет был местом средоточения прогрессивной мысли и связывался с именем философа Герберта Маркузе, автора книги «Человек в одном измерении».
The Nicolas Roerich Exibition. New York, 1920. Corona Mundi международный художественный центр — в 1923 году.
Nicolas Roerich. New York, 1964. Кроме того, в нём находился Институт гималайских исследований Urusvati.
Journal of Urusvati. New York, 1931. Обе оспаривали законность передачи музея Хоршу.
И вот 19 сентября на аукционе Сотбис уникальная коллекция может быть распродана. Причем — поштучно. И это беда. Ведь ценность коллекции Ростроповича не определяется простым сложением составляющих ее элементов, а как бы умножается на высочайший рейтинг самого коллекционера. Нам важно, что любил и собирал Ростропович.
И интересно нам это уж никак не меньше того, какой фарфор заказывал князь Юсупов. Значит, коллекцию нужно сохранить целиком в одном месте. И таким местом должна быть Россия. Если этого не сделать, все державные разговоры о необходимости воспитания молодежи в духе патриотизма останутся пустым звуком. На государство, к сожалению, надежды нет.
Что-то никак они у нас не дорастут до уровня Мамонтова, Морозова, Рябушинского, того же Третьякова, чья галерея почти не пополняется, увы, современными поступлениями см.
Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра — проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят.
Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже. Выставка будет работать до 10 марта 2024 года.
" Сокровище ангелов " Н.К.Рерих 1905 г.
По каталогам и зарубежным изданиям известно единственное полноценное тво-рение Рериха «Сокровище Ангелов» (тени-шевский эскиз не в счёт). Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. По ее словам, одним из важнейших предметов собрания является картина Николая Рериха «Сокровище ангелов». просмотрите отзывы путешественников (119 шт.), реальные фотографии (207 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor. Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне».
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
- "Сокровище Ангелов" Н.К. Рериха
- Николай Рерих: bogachkova1957 — LiveJournal
- Богатый славой. Вопреки
- Файл:Treasure of angels.jpg
Сокровище Ангелов
Интересные факты о создании картины «Сокровище ангелов (Николай Рерих)» и ее смысл. просмотрите отзывы путешественников (119 шт.), реальные фотографии (207 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из «Дворцаец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской ной художественной галереи. Рерих сокровища ангелов картина. Читайте также. Сокровище Ангелов приобрели в свое время Вишневская: «купленную на «сотбис» четырехметровую картину рериха «сокровище ангелов» мы с трудом занесли в нашу квартиру — пришлось разобрать фрамугу над дверью». 0 # Описание картины Николая Рериха: Сокровище Ангелов Эскиз стенописи усыпальницы.
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов
По каталогу 1930 года она обозначена в составе Музея Рериха с аббревиатурой L. Но в провенансе об этом — ни слова, здесь история ее бытования начинается с... Именно он назван первым владельцем. И даже, что случается крайне редко в каталогах аукциона, указан год, с которого Хорш «завладел» произведением, — 1935!
Что совсем удивительно, ибо в этом году решение суда о собственности на картины Музея Рериха еще не было вынесено. Как мы знаем, вопреки Декларации и призыву Н. Рериха с «величайшей тщательностью охранять неприкосновенность этого дара, составляющего историческую дату в жизни Культуры Америки», Луис Хорш с июня 1935 года начал варварское разграбление Музея Николая Рериха.
Возникает закономерный вопрос, на каком основании и почему «эксперты» нынешнего Музея Рериха вопреки документам бесцеремонно изымают из истории картин Н. Рериха факт их принадлежности Музею Рериха в Нью-Йорке, подаренному в 1929 году американской нации? Наконец, почему все чаще исключают имя самого Н.
Рериха как правомочного владельца и имя Е. Рерих, права которой художник постоянно утверждал в письмах к американским сотрудникам? Так, в марте 1936 года он просит их напомнить адвокатам, что «мои картины всегда принадлежали и принадлежат Е.
Трудно представить, что сотрудники Музея Рериха в Нью-Йорке не знают содержания цитируемых нами документов — ведь все они находятся в составе музейного архива и адресованы лично З. Почему же, передавая на мировые аукционы каталожные сведения о картинах Н. Рериха стоимостью в сотни тысяч и миллионы долларов каждая, они искажают и затемняют факты, связанные с историей бытования картин, их происхождением и именами их владельцев?
Известно, что содержание провенанса имеет первостепенное значение как для правового статуса продаваемого произведения искусства, так и для репутации продающей и покупающей стороны. Может быть, они стыдятся своей собственной истории, которая благодаря публикации МЦР в полном объеме писем Е. Рерих, дневников Н.
Рериха и других архивных материалов обнажила всю грязь и низость «провенанса» Хоршевской коллекции произведений Н. Тогда тем более им следует писать только правду и тем очистить свою профессиональную и личную репутацию. Стоит напомнить сотрудникам американского Музея, предоставляющим торговцам искусством услуги по идентификации и происхождению столь высоко ценимых сегодня на мировом рынке картин Н.
Рериха, еще одно положение Музейного кодекса ЮНЕСКО — о том, что музейные коллекции и произведения «являются далеко не ординарной собственностью» и что, приобретая произведение, владельцы обязаны знать правду и проверять факты, чтобы иметь «достаточное правооснование» для владения.
Бывшее собрание Г. Шапошникова "Великое путешествие. Книга первая. Обычно это означает выполнение какого-либо из следующих условий.
Вспомним описанную в Евангелии встречу Марии Магдалины с Ангелом, произошедшую после распятия Христа. Безутешная, она пришла посмотреть гроб.
Также известен случай чудесного спасения Ангелом апостола Петра, которого заключил в темницу Ирод Агриппа, преследовавший учеников Христа. Однажды в камеру явился Ангел и вывел его из темницы, чтобы тот продолжил служение людям. Вот как описывается это в Евангелии: «... В ту ночь Пётр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: "Встань скорее". И цепи упали с рук его.
И сказал ему Ангел: "Опояшься и обуйся". Он сделал так. Потом говорит ему: "Надень одежду твою и иди за мною". Пётр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Пётр, придя в себя, сказал: "Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода... Образы Ангелов встречаются во многих религиях, в том числе и в исламе.
Так, пророку Магомету было явление Архангела Гавриила, провозгласившего единобожие. В 1924 году известный русский художник Н. Рерих создал величественное полотно «Магомет на горе Хира», на котором изобразил этого Огненного Вестника. Впоследствии художником было написано ещё два варианта картины — в 1932 и 1938 году. Рерих изображал Ангелов на многих своих картинах: «Архангел с птицами» 1905 , «Сокровище Ангелов» 1905 , «Ангелы у престола» 1906 , «Святой Михаил Архистратиг» 1906 , «Два Архангела» 1907 и другие. Она «изображена сидящей на троне без традиционного младенца на руках. Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает "река жизни".
К ногам Царицы, борясь с бурными волнами, устремляются в утлых челнах люди. Голова Владычицы достигает надземных сфер, и Ангелы славят Её. Роспись венчает шествие пророков, поклоняющихся кресту»18. Грандиозна по своему замыслу и картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне»19. На одной стороне его «изображён распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон»20. В 1912 году художник написал картину «Меч мужества», на которой изображён Ангел, принёсший меч спящим воинам, чтобы пробудить их для предстоящей битвы и вдохнуть в них дух мужества.
В своём стихотворении «Пророк»21 Пушкин описывает явление шестикрылого Серафима: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый Серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний Ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
Работы Рериха из музея Роуз Арт давали исчерпывающее представление о творческом пути мастера на протяжении почти трёх десятилетий. Самая ранняя работа, выполненная молодым выпускником санкт-петербургской Академии художеств, датирована 1903 годом, а самая поздняя — 1929 годом, когда уже был куплен дом в Нагаре 11 , в долине Кулу в Британских Гималаях, где Рерих провёл последние двадцать лет своей жизни. Географический разброс мест, где были написаны произведения Рериха, свидетельствует о неустанных странствиях художника. Рерих писал во всех странах, которые посещал. Во время экспедиции в Центральную Азию он работал даже в седле.
В коллекцию Брандайс вошло из написанного в России 1903-1910 одиннадцать работ, в Финляндии 1916-1919 — сорок две работы, в Великобритании 1919-1920 — пять, в США 1920-1923 — четырнадцать, в Кашмире 1925 — одна, в Тибете 1925 — три, в Монголии 1926-1927 — четыре, в Тибете 1927-1929 - двенадцать, в Кулу 1929 - одна работа, а также несколько рисунков без обозначения даты и места. Столь же разнообразны темы и сюжеты произведений Рериха из этой коллекции. В круг интересов художника входили древнерусская архитектура, история церкви и история древних славян, предания о варягах, природа русского Севера, американского Запада и отдалённых районов Азии. Философия, религия, история, фольклор — всё это нашло отражение в его работах. Одной из причин рассредоточения собрания Брандайс стала постсоветская миграция. Среди эмигрировавших на Запад были и российские арт-дилеры и знатоки искусства, способные оценить значение этой коллекции. В это же время в России возрастающая покупательная способность вызвала приток капиталовложений в искусство. Зов солнца. Холст, масло. Первый вариант этой композиции 1910 экспонировался на выставке «Мир искусства» в 1911 году.
Впечатления от увиденной тогда картины вдохновляли Вацлава Нижинского в работе над балетом «Весна Священная» в 1912 году А как известно, людям свойственна страсть не говоря уж о ностальгии к «своим» художникам. В этом процессе задействовано много сил. Судьба Рериха как художника, который наводил мосты между Востоком и Западом, вызывает особый интерес в связи с изменяющейся современной ситуацией накануне следующего тысячелетия. Посланцы утра. Холст, темпера, масло. После переезда в Финляндию в 1917 году основной темой творчества Рериха становится природа. Будучи северянином, он сразу проникся красотой Карелии и создал целую серию пейзажей на Ладожском озере Н. Три стрелы. На полотне изображён древний охотник, собирающийся пустить стрелу. В обычной для Рериха символической манере контуры стрелы повторяются в очертаниях островов и облаков.
Низкое солнце освещает сцену золотистыми лучами Местность напоминает замерзший фьорд. Примечание 1 Музей Роуз Арт никогда не публиковал материалов о коллекции. Из деловой переписки стало известно, что в год столетия художника куратор музея Рериха в Нью-Йорке Бернард Ленц обращался в университет Брандайс с просьбой предоставить работы на юбилейную выставку.