Целью научно-технологического развития является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы.
Стратегия научно-технологического развития РФ: курс на фундаментальность и независимость
Ключевые угрозы для технологического развития Российской Федерации в период с 2023 по 2030 год. Президент России Владимир Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития страны. Члены Госсовета предложили разработать федеральный проект «Развитие научно-технологического потенциала субъектов РФ». Ключевые угрозы для технологического развития Российской Федерации в период с 2023 по 2030 год. 2023 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы».
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Члены Госсовета предложили разработать федеральный проект «Развитие научно-технологического потенциала субъектов РФ». рассмотреть основные приоритеты научно-технологического развития и планы развития высокотехнологичных отраслей экономики на период до 2030 года и предложить инструменты (подходы) для их реализации с участием регионов. Напомним, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации была утверждена 1 декабря 2016 года указом Президента России. Опубликована обновлённая версия госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ». К приоритетам научно-технологического развития отнесены отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат.
Путин определил приоритеты России в науке и технологиях на 10 лет
Стратегией также установлены основные показатели оценки эффективности реализации: доля молодых ученых исследователей в общей численности ученых; объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий; соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах. Указ вступил в силу.
И тогда бы под эти три основных фокуса распределялись и те ресурсы, которые у нас есть сегодня. И финансироваться должны, прежде всего, те проекты, руководители которых берут на себя обязательства выдать определенный результат. Для этого научную политику университета необходимо соответствующим образом декомпозировать в рамках уже утвержденных четырёх стратегических направлений : «Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни», «Инженерная синтетическая биология 2. Если мы говорим про фундаментальность, то у нас должно быть два-три конкретных фундаментальных проекта. Если говорим о промпартнёрах, тогда мы должны заниматься трансфером технологий в два-три конкретных крупных производства. Это тоже ключевая задача, поскольку пока трансфер у нас растет значительно медленнее, чем хотелось бы.
И пронизывать это всё должны определённые сквозные технологии, на которых мы тоже фокусируемся. Это технологии, основанные на «больших данных» big data и искусственном интеллекте. К «сквозным» я бы отнес также беспилотные технологии и генную инженерию, поскольку сегодня они являются важным элементом большинства отраслей, связанных с разного рода безопасностью, климатом, транспортом, медициной, сельским хозяйством. И тогда понятно, почему, несмотря на все трудности, мы поддерживаем научные проекты класса «мегасайенс». Потому что в процессе их реализации мы получаем сразу несколько результатов: проводим фундаментальные исследования, разрабатываем новые технологии и продукты и выращиваем перспективные кадры. На выходе таких проектов, кроме одного-двух учёных-докторов наук, мы получаем ещё и «побочный продукт»: двадцать-тридцать человек, умеющих работать с супер-технологиями на супер-уровне. Да, они не доктора наук, но их квалификация вырастает так, что они становятся востребованными любыми компаниями. И если их правильно «продать» этим компаниям, то те ещё начнут и финансировать такого рода проекты — исследовательские и одновременно научно-образовательные.
А иначе подобные сложные компетенции не вырастить. Возвращаясь к поставленному выше вопросу, скажу: если смотреть на программу развития ТГУ до 2030 года через призму новой «Стратегии научно-технологического развития РФ», то можно сразу увидеть, что стратегические направления развития нашей университетской науки соответствуют большинству обозначенных приоритетов и перспективам научно-технологического развития страны, отвечающим на большие вызовы. Предлагаю самым заинтересованным читателям самостоятельно сделать такой анализ, чтобы убедиться в этом. Сделана ставка на рост внебюджетного финансирования. Теперь на каждый бюджетный рубль должен быть привлечен один внебюджетный по хоздоговорам. Чтобы оптимизировать хоздоговорную деятельность, в этом году мы организуем инжиниринговый научно-технологический центр ТГУ. С этой же целью мы провели аудит всех 34 малых предприятий, входящих в инновационный пояс нашего университета. И теперь будем говорить с каждым из их руководителей о том, насколько правильно они строят и реализуют свои инновационные политики.
Предполагается, что такие малые предприятия будут способствовать продвижению технологий в промышленность. Не менее важно достичь нужного объема финансирования НИОКР из собственных средств университета 40 млн. Это могут быть и доходы от образования. Ключевой вывод таков: нужно мыслить логикой развития наших научных лабораторий, видя перед собой стратегические направления этого развития и его ежегодные фокусировки на конкретных проектах.
До сегодняшнего дня действовала Стратегия в редакции 2016 года. Появление новой Стратегии — важный шаг в развитии России как суверенного государства. Она является ответом на вызовы, с которыми страна столкнулась после введения против нас беспрецедентных санкций.
Соответственно целью научно-технологического развития государства — обозначено обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Первый — Концепция технологического развития до 2030 года, утвержденная в мае 2023-го. В ней под технологическим суверенитетом понимается «наличие в стране под национальным контролем критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственные национальные цели развития и реализовывать национальные интересы». Распределение корпоративных расходов на исследования и разработки между странами. Источник: презентация И. В ней сообщается, что суверенитет России в технологической сфере — это «способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и иметь возможность на их основе организовать производство товаров выполнение работ, оказание услуг в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства».
Как считает Николаев, это разные вещи: либо наличие технологий, либо способность государства создавать и применять технологии. Способность не гарантирует наличия. Как и большой потенциал роста не гарантирует самого роста. По оценкам эксперта, создается впечатление, что два документа самого высокого уровня как будто противоречат друг другу. При этом если опираться на концепцию, то там также прописано: «Комплексный подход к организации полного инновационного цикла будет осуществляться путем развертывания и поддержки приоритетных проектов технологического суверенитета в ключевых отраслях экономики». Николаев указал на гипотетический риск: «Увеличивается вероятность, что проекты технологического суверенитета будут реализовываться, но сам технологический суверенитет будет утрачиваться».
Ведь без понимания самого главного — того, как мы измеряем технологический суверенитет, — намного проще будет отчитаться списком потенциально «прорывных проектов». Замдиректора по научной работе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игорь Фролов в своем выступлении сосредоточился на таком важном моменте, как целеполагание.
Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм
К приоритетам научно-технологического развития отнесены отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.
Сейчас распределение средств осуществляется исходя из численности наукоградов, но нужно ориентироваться на объем научно-технологической продукции, общее количество сотрудников, вовлеченных в производство научно-технологической продукции, следует из резолюции заседания комиссии «ЕР». В России 13 городов имеют статус наукограда, восемь из них располагаются на территории Московской области.
В последнее десятилетие ежегодные субсидии на развитие наукоградов стремительно сокращались: с более чем 1 млрд руб. Депутат считает возможным увеличить объемы поддержки за счет изменения подхода к распределению бюджетных ассигнований между наукоградами. Совместно с правительством, Госдумой и руководством регионов, в которых находятся наукограды, в «Единой России» рассчитывают обсудить возможность комплексного дофинансирования в части обновления производственной и социальной инфраструктуры, сообщил Кравченко.
Качество инфраструктуры сильно влияет на то, поедут развивать эти территории специалисты или нет», — заявил он. По словам первого зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александра Мажуги, который участвовал в заседании комиссии «Единой России», сейчас финансирование наукоградов происходит «по остаточному принципу». Должна быть разработана федеральная программа, которая на конкурсной основе позволила бы им развиваться, отмечает он.
Нам нужно эти города развить именно как территории.
Главным драйвером инноваций являются исследования и разработки, расходы российского бизнеса на них в последние годы растут. В 2022 году их доля в общем объеме затрат составила 41,2 процента.
Максимальную инновационную активность долю компаний, инвестирующих в инновации продемонстрировала обрабатывающая промышленность. Активнее других вкладываются в науку компании высокотехнологичных отраслей. Объем затрат на инновационную деятельность в 2022 году составил 2,7 триллиона рублей, причем более половины 57,3 процента были обеспечены собственными средствами организаций.
Среди организаций, имевших завершенные инновации, собственными силами разрабатывала продуктовые инновации каждая вторая, а процессные - 40,6 процента. Цели конкретны: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание прорывных продуктов и услуг - Санкции, введенные против России, заставили бизнес искать новые решения не только с целью занять освободившуюся нишу, но и с целью импортозаместить детали и производственное оборудование, - констатирует директор Института экономики и финансов ГУУ, д. Задачу трансфера технологий пытаются решить крупные государственные корпорации, однако почти все заявляют о необходимости создания государственного регуляторного механизма в этой сфере.
Цели конкретны: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание прорывных продуктов и услуг Промышленные предприятия наконец приходят к пониманию необходимости веденения инновационной деятельности, отмечает директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова. А также поддержания высоких темпов развития и уровня доходности, - подчеркивает она. Изменить ситуацию можно корректировкой строительных норм и законодательства, так как многие правовые акты сдерживают инновационные инициативы.
Ранее палестинские экстренные службы обнаружили на территории медицинского комплекса «Насер» в Хан-Юнисе массовое захоронение с 50 телами погибших. Авиация, ракетные войска и артиллерия поразили эшелон у поселка Удачное в ДНР, указало ведомство в своем Telegram-канале. Кимаковский отметил, что отступление вооруженных сил Украины произошло «на одном из наиболее крупных и важных укрепрайонов». Напомним, российские силы прорвали оборону ВСУ и ворвались в Красногоровку. Экс-сотрудник французской контрразведки Николя Чинкуини утверждает, что определение «наемник» в Уголовном кодексе Франции слишком узкое, что позволяет им избежать наказания. МИД Франции отрицает наличие в рядах ВСУ французских наемников, называя заявления об этом якобы «российской дезинформацией». Чинкуини объясняет это тем, что понятие «наемник» во Франции табуировано, так как за это грозит уголовное преследование, передает РИА «Новости». На родине этих людей называют «волонтерами», однако, как подчеркивает эксперт, Россия справедливо называет их наемниками. По мнению аналитика, ожидаются «интересные юридические дебаты», если российским военным удастся поймать «разоблаченного агента французского правительства». Ранее Чинкуини сообщал , что на Украине погибли минимум 75 французских наемников.
Скорее всего, это связано с ротацией ВСУ на херсонском направлении, сообщил представитель пророссийского подполья Сергей Лебедев. По его словам, наблюдается большое скопление военных около военкомата в Корабельном районе Николаева, что может быть связано с ротацией на Херсонском направлении, передает ТАСС. По информации местных Telegram-каналов, агрессором является Богдан Ш. На видеороликах, которые сам блогер публикует в социальных сетях, видно, как он нападает на прохожих, бьет их по лицу и издевается над ними. Сообщается, что от его действий уже пострадали около 50 человек. Мотивы своих поступков он не объясняет. Помимо видео избиений, в блоге Ш. Ранее в петербургском метро пожилой мужчина напал с ножом на серебряного призера чемпионата России по фигурному катанию Владислава Дикиджи. Выставка будет интересна и тем, кто все еще верит в «западные ценности» и не видит «гибридной агрессии, развернутой натовцами» против России и ее населения, добавила дипломат. Ранее в Кремле оценили выставку трофейной техники в Москве.
Как сообщает Bloomberg , обсуждаются меры экспортного контроля, штрафы, обвинения в валютной манипуляции и тарифы. Цель предлагаемых мер — «снизить риски» для доллара, передает ТАСС. По данным агентства, речь идет о «наказании» как «союзников», так и «противников», которые хотят «вести двустороннюю торговлю в отличных от доллара валютах», передает РИА «Новости». Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал доллар политическим оружием Запада. По словам Репке, танки Т-72, оснащенные огромной навесной броней, сначала вызывали смех, однако, как оказалось, эта защита настолько сильна, что не дает FPV дронам ВСУ ни единого шанса пробиться через нее, передает РИА «Новости».
Утверждена новая стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Научно-технологическое развитие России является безусловным приоритетом с точки зрения суверенитета государства, безопасности и благополучия наших граждан. 10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине. 28 февраля президент утвердил Стратегию научно-технологического развития страны до 2030 года.
Путин определил приоритеты России в науке и технологиях на 10 лет
Предыдущий указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года признан утратившим силу. План научно-технологического развития России до 2030 года необходимо сформировать на совершенно новой основе. Стратегию научно-технологического развития нужно менять. Указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» был опубликован на официальном портале правовой информации. «Суверенитет Российской Федерации в технологической сфере» — это способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентноспособности. Сегодня власти уделяют исключительное внимание научно-технологическому развитию России.