Что такое бизнес-план Зачем нужен бизнес-план Виды бизнес-планов Структура бизнес-плана Как составить бизнес-план самостоятельно Коротко о главном.
Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)
Суть в том, что предприятие следует рассматривать как целостный объект. Его составляющие должны придерживаться одного направления в развитии. Планы отдельных подразделений — неразрывно взаимодействовать с задачами всей компании. Вне зависимости от должности и круга обязанностей к осуществлению бизнес-планирования привлекается каждый работник. Суть этого принципа сводится к тому, что бизнес-планирование является процессом постоянным и непрерывным. Такой подход позволяет своевременно корректировать тактику с учетом неопределенных и стремительно меняющихся внешних условий. Способность быстро перестроиться в связи с возникновением непредусмотренных факторов, влияющих на работу предприятия. Максимальная точность.
Необходимое условие при составлении любого бизнес-плана. Непременное выполнение. Составленный план надлежит четко исполнять, и это касается каждого сотрудника организации. Задачи бизнес-планирования Как и любой другой процесс в деятельности компании, бизнес-планирование выполняет определенные функции и задачи. Некоторые из них: выделить направление для работы предприятия. Определить положение на современном рынке, возможные перспективы роста; дать оценку поставленным целям ближайшим и на длительный период , способам их достижения, стратегическим и тактическим маневрам. Кроме того, решить кадровые вопросы и назначить ответственных людей за исполнение всех действий в намеченном направлении; грамотно решить вопрос привлечения сотрудников, найти оптимальное соответствие между условиями труда и мотивационными мерами и задачами, стоящими перед предприятием; определиться с выбором приоритетных товаров или услуг, которыми компания будет обеспечивать потребителя; дать грамотную оценку материальному положению дел в структуре, а также спрогнозировать реальность выполнения поставленных задач с учетом финансовых и моральных возможностей организации; продумать план маркетинговых мероприятий, чтобы иметь четкое представление о конъюнктуре рынка.
Это позволит выработать правильную схему действий по активизации продаж, проведению рекламных кампаний и т. Работа предприятия будет максимально эффективной, если в процессе бизнес-планирования производства удастся предусмотреть и учесть все возможные форс-мажоры. На каждом предприятии существовал план работ, составленный в соответствии с родом деятельности: по объемам выплавленной стали, заготовленного зерна и прочее. Кроме того, разрабатывались концепции, сформированные по территориальному признаку. Планированием занимался Госплан СССР, имеющий свои подразделения на республиканском и местном уровне, и министерские комиссии. В целом, очень сложная и путаная система с не всегда понятными принципами подчиненности. Госплан непосредственно контролировал крупнейшие в стране предприятия.
В приоритете были политические установки и стремление к высоким показателям вне зависимости от экономической необходимости.
Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа. Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе.
Этот образец можно использовать как шаблон бизнес-плана Типичные ошибки при составлении бизнес-плана Вот основные ошибки, которые допускают предприниматели и даже некоторые эксперты, когда составляют бизнес-план. Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов.
Цели обработки персональных данных 4. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты inbox rc. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.
Правовые основания обработки персональных данных 5. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора inbox rc. Срок обработки персональных данных является неограниченным.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора inbox rc. Трансграничная передача персональных данных 7. Заключительные положения 8. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты inbox rc.
Описание рынка сбыта и ваших конкурентных преимуществ Выходить на любой рынок, не проанализировав конкурентов, — большая глупость. Они определённо есть, уже работают, имеют сложившуюся репутацию. Поэтому важно понять, кто ваши соперники, в чём их слабые и сильные стороны. Что они могут предложить клиенту, чего нет у вас?
А в чём выигрываете вы? Подумайте, в чём состоит существенное различие между вами и вашими конкурентами. Может быть, ваша продукция гораздо лучшего качества. Определите, каким образом вы сможете обойти остальных. Анализ аудитории и маркетинг Чтобы привлечь нужных клиентов, необходимо быть в курсе их интересов и потребностей. Подумайте, кто будет вашими потенциальными покупателями. На какой пол и возраст рассчитан продукт?
Принципы подготовки профессионального бизнес-плана
Основные принципы формирования и использования информации в системе бизнес-планирования состоят в следующем. Важно отметить, что принципы бизнес-планирования в России ориентированы на краткое, емкое и обоснованное заявление каждого шага в развитии бизнеса. Бизнес-план – это документ, который содержит информацию о будущем бизнесе, включая цели, стратегию, источники финансирования и план действий.
Сущность и принципы бизнес-планирования
При подготовке годового бизнес-плана оптимальным интервалом планирования является один месяц. В рыночной экономике планирование осуществляется через бизнес-планирование, которое реализуется в бизнес-плане и должно придерживаться следующих принципов. В рыночной экономике планирование осуществляется через бизнес-планирование, которое реализуется в бизнес-плане и должно придерживаться следующих принципов.
«Основополагающий принцип бизнес-планирования – «прошлого нет»
Основываясь на этом списке, вы сможете наметить четкие цели. А вот чтобы их достичь, вам потребуется качественно составленный и детально проработанный бизнес-план. Этап 3. Определение цели адресатов плана. Чтобы бизнес-планирование принесло максимально полезные результаты, важно понимать, кто будет изучать документ, внутренний это проект или внешний, предназначен он для сотрудников предприятия , банковских учреждений или для потенциальных инвесторов. Этап 4. Проработка структуры бизнес-планирования. Этап 5. Подготовка информации по каждой главе бизнес-плана. На данном этапе важно получить поддержку от опытных специалистов, которые знают, как проводить бизнес-планирование.
Обратитесь к работникам, у которых четкое представление обо всем, что происходит в компании, а также к сторонним консультантам, способным проанализировать рынок и спрогнозировать финансирование проекта. Полезными также окажутся знания экономистов более широкого профиля и специалистов в области управления предприятием. Благодаря им оценка бизнес-планирования будет объективной. Этап 6. Составление самого бизнес-плана. Основное правило на этом этапе следующее: бизнесмен должен разработать план своими силами, даже если не обладает должным опытом. Ряд консультантов и экспертов уже оказали ему помощь и поддержку, озвучив тонкости бизнес-планирования, собрав и подготовив сведения о рынке. Однако есть причины, по которым разработка бизнес-планирования может быть поручена иным исполнителям: Предпринимателям не хватает системных полноценных представлений обо всех слабых и сильных сторонах предприятия, а также о перспективных направлениях в его работе и потенциальных планах. Квалификация в сфере продаж, презентации бизнес-плана и его конкурентных преимуществ недостаточна.
Отсутствуют знания в области современного бизнес-планирования. Если дела обстоят именно так, то составленный документ будет бесполезным и, более того, вызовет негативные последствия для компании. В подобных ситуациях лучше поручить бизнес-планирование профессионалам, поскольку из-за некачественно подготовленного проекта фирма может потерять доверие партнеров , инвесторов, акционеров. Этап 7. Проработка вероятных возражений. Можно завершить бизнес-планирование фирмы на предыдущей ступени. Но лучше передать проект для изучения авторитетным бизнесменам, у которых нет заинтересованности в вашем плане. Они проанализируют всю информацию и поделятся мнением, с учетом которого вы сможете внести коррективы и доработать проект. Особенности бизнес-планирования для предприятий малого бизнеса Предпринимательская деятельность в России сегодня очень распространена.
При этом существенный процент частных компаний составляют фирмы мелкого бизнес-сегмента. Их большое количество обусловлено простотой создания и отсутствием необходимости в большом штате работников. Но у малого предпринимательства есть и другие особенности. Чтобы бизнес был эффективным, руководителю следует заранее детально изучить особенности малых фирм и в дальнейшем учесть их при формировании бизнес-плана. Сегодня в производственных и информационных технологиях наблюдаются глобальные изменения, на практике широко используются научные достижения и позитивный накопленный опыт. В связи с этим важность материальных активов компании несколько снижается. Главными ресурсами развития становятся специалисты и их знания, интеллектуальный капитал и профессиональный уровень сотрудников. Бизнес-планирование малого бизнеса обладает своими особенностями. Первая заключается в ограниченности человеческих ресурсов, а потому руководителю приходится держать их в определенных рамках.
Вторая особенность — взаимодействие с поставщиками. Перед крупными предприятиями с хорошей репутацией поставщики всегда стремятся выполнять договорные обязательства в четко установленные сроки.
Как правило, на него будет направлена большая часть инвестиционных ресурсов компании. В каждом отдельном случае составляется свой бизнес-план. Именно на основании этого внутреннего документа и будет происходить реализация каждого из проектов. В случае когда доходность инвестиций ниже чем средняя по стране ставка банковского депозита, то бизнес-план подлежит доработке. Проведение ранжирования инвестиционных проектов производят по нескольким ключевым параметрам. Главными из них являются сроки окупаемости и чистая приведенная стоимость.
Бизнес-план Любой инвестиционный проект должен иметь собственный бизнес-план. Он представляет собой аналитический документ с описательной и расходной частью. Описательная часть включает в себя характеристику компании, специфику проекта инвестирования, текущее состояние соответствующего рынка, производственную программу, особенности управленческой структуры и другие параметры. Расчетная часть включает в себя предусмотренный объем финансирования проекта, расчеты основных финансовых индексов, показатели экономической целесообразности и эффективности. Непосредственно перед расчетной частью, как правило, помещают таблицу, содержащую основные данные по рассматриваемому проекту. В ней содержится информация отражающая, текущую и будущую инфляцию, биржевую динамику цен на национальную валюту, ключевую процентную ставку ЦБ, кредитную ставку банка, привлеченного к финансированию проекта, ставку дисконтирования и прочие данные. Завершает бизнес-план конкретный вывод, который показывает рентабельность и целесообразность реализации инвестиционного проекта. Цели и принципы составления инвестиционного бизнес-плана Основным назначением и задачей инвестиционного бизнес-плана является целостная системная оценка условий, перспектив, экономических и социальных результатов реализации проекта.
Бизнес-план необходим для: Инвестора, поскольку позволяет определить экономическую целесообразность вложения средств; Органов управления осуществлением инвестиционного проекта, так как с его помощью вырабатывается программ действий и руководство процессом реализации; Кредиторов, так как принятие решения о кредитовании проекта происходит после оценки эффективности бизнес-проекта и возможностей возврата заемных средств; Органов государственного управления, поскольку бизнес-план позволяет регулировать и контролировать экономические отношения в области льготного кредитования и бюджетного финансирования проектов. Основным требованием, предъявляемым к инвестиционному бизнес-плану, является обеспечение полноты информации, которая содержится в нем. Кроме того, все данные и расчетные показатели должны быть достоверными.
Цель SWOT-анализа Strength — сила, Weak — слабость, Opportunity — возможности и Threat — угрозы — определить сильные и слабые стороны компании, установить их связи с внешними возможностями и угрозами. По итогам анализа вырабатываются стратегии компании, направленные на использование возможностей и устранение угроз для развития. В каждой из матриц возможности и угрозы распределяются по вероятности их наступления и силе воздействия на компанию. Матрицы помогают контролировать внешние факторы и разрабатывать стратегии развития бизнеса.
Формирование реестра рисков и возможностей предполагает более детальный анализ по сравнению с двумя предыдущими методами. Сначала выявляются риски и возможности как внешнего, так и внутреннего контекстов компании. Далее выявленные риски и возможности оцениваются по степени вероятности их реализации и степени влияния на бизнес компании. Затем формируется матрица рисков и возможностей, в которой отражается совокупная степень влияния оцененных рисков и возможностей «Высокая», «Средняя», «Низкая». Заключительный этап — составление реестра рисков и возможностей. В нем фиксируются все значимые для компании риски и возможности, пути их минимизации и реализации по сути это стратегии компании , а также ответственные владельцы каждого из рисков и возможностей. Пример 1 Компания «Волга» производит мебель для дома.
На рынке уже более 15 лет, имеет узнаваемый бренд на рынке и положительную деловую репутацию. В связи с усилением конкурентной борьбы и снижением покупательской платежеспособности населения у компании возникла необходимость проанализировать текущую ситуацию и разработать стратегический план развития компании на ближайшие три года. Используя метод SWOT-анализа, менеджмент компании определил сильные и слабые стороны бизнеса, а также внешние угрозы и возможности для его развития. Результаты стратегического анализа текущей ситуации представлены на рис. Вывод При выборе стратегии развития компании следует сделать акцент на свои сильные стороны высокое качество продукции, сервисное обслуживание покупателей, положительная деловая репутация для использования возможностей расширения бизнеса увеличение продаж, выпуск нового вида продукции, предоставление дополнительных услуг покупателям. В то же время необходимо укрепить свои слабые стороны износ фондов, недостаточная квалификация персонала, зависимость от кредитов , чтобы минимизировать риск реализации внешних угроз рост цен на сырье, усиление конкурентной борьбы на рынке, снижение покупательского спроса.
Залоговое обеспечение, кроме земельного участка, на котором планировалось строить объект, отсутствовало. Поэтому предлагаемые условия по банковскому кредиту были не самые лояльные. В ходе расчета мы выявили, что ставка по банковскому кредиту «съедает» всю прибыль по проекту. У клиента также не было возможности увеличить долю собственных средств в финансировании проекта для снижения процентной ставки. Поэтому от его реализации в таком виде мы решили отказаться. Как оформлять бизнес-план Что такое бизнес-план? Документ, в котором приводится описание бизнес-модели, продукта и расчет экономических показателей. В нашей стране на законодательном уровне не закреплены требования к содержанию бизнес-планов. Если отсутствуют заранее установленные пожелания, то проект чаще всего оформляется под эти стандарты. Требования банков «Сбербанк», «Россельхозбанк», «Внешэкономбанк». Правда, у них запросы к содержанию и оформлению бизнес-планов по объему соответствуют целому мемуару.
Бизнес-планирование.
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод. Бизнес-план должен завоевать умы, поэтому приведите цифры в порядок или план будет дискредитирован. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (см. табл.1). Основные принципы формирования и использования информации в системе бизнес-планирования состоят в следующем.
Преимущества бизнес-планирования в период санкций
Досье Александр Стихарев — 32 года, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель и директор сервиса для управления проектами Shtab , руководитель digital-агентства Stik , коммерческий директор сети клиник эстетической медицины «Медиэстетик». С оговоркой на то, что эти процессы теперь гораздо более гибкие и адаптивные. В XVIII веке насыщенность событиями не слишком уступала сегодняшней, но отсутствовала глобализация и все прелести цифрового и информационного общества, поэтому ещё можно было спокойно и неуклонно следовать планам. Но только за последние три года произошло столько событий, что их хватило бы на несколько десятков лет прежним поколениям. И эти события как бы говорят нам — стройте гибкие планы. Это значит не просто предвидеть тренды и создать стратегические роадмапы.
Эффективное планирование строится на умении принимать решения, гибко адаптироваться к изменениям, управлять рисками и при этом сохранять чёткость стратегического взгляда. И в основном это бизнесы с выручкой от 100-300 млн. ИП без сотрудников и с небольшой выручкой — только на месяц. И это несмотря на развитие машинного обучения, AI и доступу к более точным аналитическим данным. В этой статье разберём лучшие практики, которые помогут прокладывать путь движения компании дальше вытянутой руки и в случае чего быстро менять направление без потерь, как это делают мировые бизнесы.
Сила, которая приводит бизнес в движение: принципы планирования В чем суть эффективного планирования? Это процесс, где вы определяете цели вашей компании и выбираете лучше методы для их достижения. Главные цели бизнеса: максимизировать ресурсы, увеличить эффективность, снизить риски и поставить работу на поток. Это похоже на строительство дома: без плана здания и расчёта того, что понадобится для его возведения, вся затея пойдет прахом. Принципы, при которых планирование будет плодотворным: 1.
Связь с миссией и целями компании. Ваш план должен быть неразрывно связан с общей миссией компании и долгосрочными целями. Тогда вся ваша деятельность будет подчинена одному видению, а силы не будут расходоваться напрасно. Пример: если миссия компании по производству экологичных видов топлива «Остановить или хотя бы замедлить разрушающее воздействие загрязнений на природу», то все задачи и проекты компании не должны противоречить этой миссии. Планы должны быть правдивыми.
Слишком амбициозные или недостижимые цели могут демотивировать команду. Соотносите свои идеи с вашими ресурсами. Пример: «Наладить производство автомобилей на солнечной батарее» — красивый план, но не реалистичный. Это дорого, пока нигде нет мастерских, которые бы обслуживали и чинили такие автомобили. Можно найти альтернативное решение, выбрав производство электрокаров.
Ваш план должен быть адаптивным. Закладывайте и просчитывайте возможные риски на пути к цели.
Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты inbox rc. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания. Правовые основания обработки персональных данных 5. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.
Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора inbox rc. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора inbox rc. Трансграничная передача персональных данных 7. Заключительные положения 8.
Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты inbox rc. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.
В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией. Уведомление об авторских правах Сайт и содержание сайта, в том числе элементы дизайна, текст, графические изображения, иллюстрации, видео, скрипты и другие объекты, принадлежит и управляется ООО «РК ГРУПП». Содержание Сайта не может быть скопировано, опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без предварительного письменного согласия ООО «РК ГРУПП». Содержание Сайта защищено авторским правом, законодательством о товарных знаках, а также другими правами, связанными с интеллектуальной собственностью, и законодательством о недобросовестной конкуренции. Ответственность ООО «РК ГРУПП» не несет ответственности за надлежащее функционирование сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами. Информация, приведенная на сайте, подготовлена исключительно для создания общего представления об обсуждаемых темах и не является профессиональной консультацией. Компания не несет ответственности за последствия действий, совершенных или не совершенных на основании информации, размещенной на настоящем сайте или содержащейся в информационных уведомлениях. Использование файлов cookie 1. На сайтах Компании используются файлы cookie и механизмы отслеживания действий Посетителей сайтов. Файлы cookie — это маленькие текстовые файлы, которые сохраняются на устройстве Посетителя при посещении сайтов Компании. Информация, которая собирается в файлах cookie, позволяет Компании улучшать сайты и адаптировать их к индивидуальным интересам Посетителей. На сайтах используются, как cookie, которые требуются в обязательном порядке для нормальной технической работы сайтов Компании, так и маркетинговые файлы cookie и механизмы отслеживания, которые не обязательны для функционирования сайтов Компании. Благодаря использованию маркетинговых файлов cookie и механизмов отслеживания Компания может показывать Посетителю предложения, исходя из его интересов, проанализировав пользовательское поведение. Для этих целей в том числе используются инструменты Google Analytics, Яндекс.
Она может быть скорректирована в связи с изменением хозяйственной среды. Стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т. На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет. На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов — каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения в среде экономика, политика, техника, конкуренция и т.
Вы точно человек?
Долгосрочное бизнес-планирование должно являться неотъемлемой частью деятельности любой компании. пы и подходы к составлению бизнес-плана. Основными принципиальными положениями бизнес-планирования являются следующие [14, с.22]. Бизнес-планирование – это отдельное направление в деятельности управленцев, напрямую связанное с предпринимательством.
Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)
Бизнес планирование должно следовать принципам: ‒ гибкости (предусматривает постоянную адаптацию к измене-ниям среды функционирования предприятия); ‒ непрерывности (предполагает скользящий характер планиро-вания). Важно отметить, что принципы бизнес-планирования в России ориентированы на краткое, емкое и обоснованное заявление каждого шага в развитии бизнеса. Если вы разрабатываете бизнес-план с целью получить финансирование, учтите, что адресат в первую очередь будет смотреть сводный отчет. Расскажу, что такое бизнес-план, кому и зачем он нужен и как правильно составить этот документ, а в конце — можно ли скачать готовый план в интернете. Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод. Чтобы сделать бизнес-план эффективным, понятным и удачным, стоит соблюдать некоторые принципы при его написании.