Покорив Волжскую Булгарию, Бату вынужден был продолжать поход далее на Запад и потому не имел времени раниться укреплением своих позиций в новом улусе. Предпосылки, хронология и итоги похода киевского князя Владимира Святославича на Волжскую Булгарию в 985 году. После падения Хазарского каганата в результате похода на него в 965 году князя Святослава Игоревича, — Волжская Булгария, до того времени являвшаяся хазарским данником, стала потенциальным соперником Руси на Среднем Поволжье. ИнтернетПоход на Волжскую Булгарию В 1182 г. (по Лаврентьевской летописи — в 1184 г.) Всеволод Юрьевич выступил в поход на Волжскую Булгарию.
Русский поход на Булгар в 1399 г.
Ухудшению отношений с западным соседом послужил перенос тогдашней столицы Волжской Булгарии с западных границ вглубь государства. Однако междоусобные войны не могли привести к полному захвату булгарских земель из-за локального и вялотекущего характера противостояния. Заметки Ибн Фадлана многое рассказывают о Волжской Булгарии. Первый натиск в 1223 году был успешно отбит.
Но уже в 1236 году монголы вернулись с ещё более могущественным войском под предводительством Батыя и одержали верх над булгарскими отрядами. Дальше пали Булгар, Сувар, Биляр и другие крупные города. Довольно быстро Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды.
Многие успели мигрировать выше по Волге и Каме на территории современного Татарстана и Чувашии, а исконные средне-волжские территории заняли кочевники. В первые годы захвата булгарам удалось на время отстоять некоторую автономность отдельных городов, в частности, бывшей столицы Булгара, который стал Булгарским улусом ордынской провинцией. Однако как самостоятельное государство Волжская Булгария перестала существовать.
Ковалевский А. Смирнов А. Волжские булгары.
Фахрутдинов Р. Очерки по истории Волжской Булгарии. Лучшее за.
Развитие бортничества было столь успешным, что его основы и традиции дошли до наших времен, а мед татарских и башкирских пчеловодов популярен у жителей России. Славились за пределами страны и изделия булгарских ремесленников. Здесь искусно обрабатывали камень, металл, кожу. Гончары достигли высот в изготовлении своих изделий. Оружие, повозки, орудия труда продавались в соседние страны. Перстни, изготовленные волжскими булгарами Законы и обычаи в Булгарии отличались жестокостью. За прелюбодеяние, воровство и любое убийство было смертельное наказание, которое часто приводилось в исполнение изощренными методами. Эти традиции были смягчены только после принятия новых законов уже в эпоху ислама. На заметку!
У бренда Travelata теперь легко подобрать тур с возможностью добраться до места отдыха на поезде, а не только самолетом! Чтобы воспользоваться — жмите на ссылку! Городское строительство В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения. На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости. Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело. Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков. Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами.
В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы. Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны. Здесь селилось среднее сословие — мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом». За последними укреплениями располагались крестьяне. У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках. У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай.
При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города. Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота. Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц. Да и размерами они были значительно больше. Торговля Расположение Волжской Булгарии способствовало развитию торговли. Через нее проходили торговые пути между Востоком и Западом. В Ага Базаре, недалеко от Болгара — столицы государства, было выбрано место для проведения международной ярмарки. Булгария, находясь на перекрестке торговых путей и обладая крупными городами, которые могли предоставить возможности для расположения здесь торговцев и их товаров, стала центром, где встречались арабские и скандинавские торговцы. Обширные караван-сараи приносили немалые доходы.
Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары. Волжские булгары неплохо использовали присутствие иностранных купцов. Это способствовало развитию ремесел и сельского хозяйства. Ведь товары за рубеж зачастую не нужно было везти. Их прямо на месте покупали заезжие гости. Религия в Волжской Булгарии Формирование государства Волжская Булгария проходило в непростой обстановке. На ее территории проживало много достаточно независимых этнических групп. Сложные отношения выстроились с Хазарским каганатом, которому приходилось платить дань. Эти факторы привели к пониманию, что успешно бороться с этими проблемами поможет принятие новой централизованной религии, взамен существующих языческих верований, которые больше выражались в форме ритуалов, но не затрагивали политическое устройство государства.
Выбирая из возможных вариантов, булгарский правитель Алмуш сын Шилки решил остановиться на исламе. Для этого были веские основания. Ислам был новой религией, набиравшей силу. Особенно привлекало то, то ислам был принят в Арабском халифате, имевшем значительное влияние. У булгар были тесные отношения с арабскими купцами. Алмуш рассчитывал, что его государство, став одной веры с халифатом, получит его защиту от хазар. Хазары же исповедовали иудаизм, и для мусульман считались неверными. В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама. Секретарь арабского посольства Ибн Фадлан оставил после этого путешествия текст, который является основным источником информации о Волжской Булгарии того времени.
Показать полностью.
Перед новым вторжением они укрепили восточные рубежи, справедливо считая, что на степной границе удержать многочисленные отряды кочевников им не удастся. Булгарские города обладали хорошими укреплениями, а их многочисленное население могло выставить большое число защитников. По словам венгерского миссионера Юлиана, оказавшегося в Булгарии вскоре после ее покорения, монголам противостояли «60 весьма укрепленных замков, столь людных, что из одного могло выйти пятьдесят тысяч вооруженных воинов». По мнению немецкого востоковеда X.
Гекеньяна, речь идет о городе Биляре, в котором 50 000 человек составляли не гарнизон, а все население, но даже и в таком случае число защитников города было весьма значительным, и осада могла затянуться надолго. Джувейни и Рашид ад-Дин сообщают, что булгары, узнав о приближении монголов, собрали около 400000 воинов «сорок туманов». Несомненно, цифра эта преувеличена, но сам факт большей численности булгарского войска по сравнению с монгольским представляется правдоподобным. При этом следует учесть, что из монгольских войск, которые выступили в западный поход вместе с Бату, в Бул-гарию вторглось не более половины: другая половина под командой Гукжа и Мунке и нескольких других царевичей в то же время действовала против кипчаков. Бату выступил в поход на Булгарию и союзных ей башкир вместе со своими братьями — Орду, Тангутом и Шибаном, а также Бури, внуком Чагатая, и Кульканом, младшим сыном Чингисхана. Бату лично руководил войсками на этом направлении, потому что булгарские земли должны были войти в его личный удел.
Вполне вероятно, что наследник Джучи не только надеялся на храбрость своих войск и опыт военачальников, но и решил заручиться поддержкой представителей местной знати, сыграв на противоречиях, царивших в правящем семействе Волжской Булгарии. Венгерский доминиканец Юлиан сообщает: «Там было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил». Получив милость, возвратились назад... Но даже привлечение на свою сторону некоторых булгарских правителей не позволило Бату избежать прямого военного столкновения с многочисленным булгарским вой-шм на границе, возможно — на реке Урал. Рашид ад-Дин ак описывает это сражение: «Когда они [булгары] слышали молву о движении Бату и эмиров, то подготовились и с сорока туманами войска пришли в движение. Шейбан, который с 10000 людей находился в авангарде, послал известие о том, что их вдвое больше монгольского войска и что все они богатыри.
Когда оба войска выстроились друг против друга, то по обычаю Чингиз-хана Бату взошел на вершину одного холма и одни сутки молил бога и рыдал; а мусульманам приказал, чтобы вместе помолились. Посредине была большая река. Бату и Буралдай ночью переправились по ней и вступили в бой. Шейбан по ественному порыву букв. Эмир Буралдай сразу произвел атаку всеми войсками. Они устремились на ставку келара, который был их царем, и мечом перерубили веревки.
Из-за падения ставки воего войска те опечалились и обратились в бегство. Монголы, подобно храброму льву, напавшему на добычу, гнались за ними, избивали и убивали, пока не уничтожили большую часть их войска. Та область была завоевана. Эта победа была одним из великих дел».
Последний бой Волжской Булгарии
Гравюра Бориса Чорикова Как это бывало и раньше, после войны последовал мирный договор. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, а в 1229 году его продлили на тот же срок. Собственно, за что боролись? За то, о чем договорились: Юрий Всеволодович расширил влияние Владимирского княжества на земли мордовских племен, на которые претендовали и булгары. Так что это было что-то вроде колониальных приобретений. С целью закрепиться в этих землях, владимирский князь основал Нижний Новгород. А Волжская Болгария запросила мира еще и потому, что у нее на горизонте замаячила угроза, гораздо более опасная, чем владимирское войско, — монгольские орды. Святой Аврамий Болгарский Тем временем произошло важное событие религиозного плана в отношениях между Владимиром и Булгаром Болгаром , — так называлась столица Волжской Булгарии.
По церковному преданию, булгарский купец Авраамий прибыл по торговым делам в столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство. Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий был непоколебим. Его схватили. Но прежде чем применить силу к новоявленному христианину, булгары уточнили: «Авраамий не русский и не находится под защитой владимиро-суздальского князя». Был бы под защитой, то в силу мирных отношений его бы, скорее всего, не тронули. А так его подвергли мучениям и «усечению мечом» прямо на берегу Волги.
В рамках праздника будет организован коллективный намаз на площади у Соборной мечети и представлена яркая культурно-просветительская программа, презентована интерактивная площадка «История письменности», где расскажут о технологии производства средневековых чернил, арабской каллиграфии и других интересных фактах, будет организован праздничный концерт, а также выставка-продажа изделий мастеров народных художественных промыслов Республики Татарстан, турнир по борьбе на поясах, мастер-классы и многое другое. Показать полностью.
А в среднем течении Волги, на месте современной Казани и Жигулевских гор, отряды ушкуйников останавливались для отдыха и пополнения запасов продовольствия. Кстати, иногда ушкуйники в погоне за добычей занимались и грабежами русских городов. А потому начиная с середины XIV века московские князья пытались пресечь эту вольницу. Покончить с ушкуйниками удалось только в конце XV века, после присоединения Новгорода к Москве и образования единого Русского государства. Однако часть ушкуйников перебралась на Дон и нижнюю Волгу, часть бежала в Запорожскую Сечь. Именно ушкуйники стали основой для формирования нового служилого сословия — казачества. Правда, этот процесс растянулся на столетия.
Правительству понадобилось немало усилий, чтобы вытравить из казаков бунтарский дух, направить казацкую удаль на службу Российскому государству. В целом эта задача была решена лишь к началу XIX века. Казаки переняли от своих предшественников — новгородских разбойников — не только любовь к разгульной жизни, но и многие детали быта и лексику. Так, например своих командиров ушкуйники называли ватаманами. Нетрудно догадаться о происхождении слова «атаман», столь популярного в казачьей среде. Знаменитые казацкие суда — струги — тоже были, по всей видимости, позаимствованы у ушкуйников. Небольшие плоскодонные парусные суда, на которых ушкуйники легко преодолевали сотни и даже тысячи вёрст по Волге и её притокам, стали неотъемлемой частью быта и волжских, и запорожских казаков. На своих стругах запорожские казаки пересекали Чёрное море и доходили аж до Стамбула. А сподвижники Ермака на таких же стругах легко разгромили орду сибирского хана Кучума, захватили его столицу в нижнем течении Иртыша и присоединили к России огромные территории к востоку от Урала.
Примерно в 922 году волжские булгары действительно стали мусульманами. Но случилось это не столько по зову сердца, сколько по причине более прозаичной. В те времена главными врагами Волжской Булгарии были хазары. Они считали эти земли сферой своего влияния и постоянно вмешивались в дела булгар. Первым, кто открыто выступил против хазар, стал булгарский хан Альмас. В борьбе с Хазарией он активно искал надёжного союзника. И такой союзник нашёлся. Им стал арабский халиф Муктадир, империя которого простиралась от Испании на западе до Аравийской пустыни на востоке. Арабский халифат в X веке был одним из самых мощных государств мира.
Причём, взоры арабских халифов обращались и на просторы Поволжья. И когда булгары попросили у арабов помощи против хазар, те потребовали взамен принять Ислам. Вот так булгары и стали мусульманами. Правда, через сорок лет русский князь Святослав Игоревич наголову разгромил Хазарию, избавив волжских булгар от постоянной угрозы с юга. И договор с арабскими халифами потерял для булгар свою актуальность. Однако Ислам всё-таки остался в качестве государственной религии Волжской Булгарии.
Войска Монгольской империи, выделенные Бату для западного похода в первую очередь — для покорения Волжской Булгарии и кипчаков , были, несомненно, многочисленнее, но, похоже, и им не удалось одержать молниеносной победы. Главной их ударной силой являлась тяжелая кавалерия, а особого искусства они достигли в подготовке и нанесении внезапных ударов противнику — именно о такой засаде сообщает Ибн ал-Асир в вышеприведенном фрагменте.
Перед новым вторжением они укрепили восточные рубежи, справедливо считая, что на степной границе удержать многочисленные отряды кочевников им не удастся. Булгарские города обладали хорошими укреплениями, а их многочисленное население могло выставить большое число защитников. По словам венгерского миссионера Юлиана, оказавшегося в Булгарии вскоре после ее покорения, монголам противостояли «60 весьма укрепленных замков, столь людных, что из одного могло выйти пятьдесят тысяч вооруженных воинов». По мнению немецкого востоковеда X. Гекеньяна, речь идет о городе Биляре, в котором 50 000 человек составляли не гарнизон, а все население, но даже и в таком случае число защитников города было весьма значительным, и осада могла затянуться надолго. Джувейни и Рашид ад-Дин сообщают, что булгары, узнав о приближении монголов, собрали около 400000 воинов «сорок туманов». Несомненно, цифра эта преувеличена, но сам факт большей численности булгарского войска по сравнению с монгольским представляется правдоподобным. При этом следует учесть, что из монгольских войск, которые выступили в западный поход вместе с Бату, в Бул-гарию вторглось не более половины: другая половина под командой Гукжа и Мунке и нескольких других царевичей в то же время действовала против кипчаков.
Бату выступил в поход на Булгарию и союзных ей башкир вместе со своими братьями — Орду, Тангутом и Шибаном, а также Бури, внуком Чагатая, и Кульканом, младшим сыном Чингисхана. Бату лично руководил войсками на этом направлении, потому что булгарские земли должны были войти в его личный удел. Вполне вероятно, что наследник Джучи не только надеялся на храбрость своих войск и опыт военачальников, но и решил заручиться поддержкой представителей местной знати, сыграв на противоречиях, царивших в правящем семействе Волжской Булгарии. Венгерский доминиканец Юлиан сообщает: «Там было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил». Получив милость, возвратились назад... Но даже привлечение на свою сторону некоторых булгарских правителей не позволило Бату избежать прямого военного столкновения с многочисленным булгарским вой-шм на границе, возможно — на реке Урал. Рашид ад-Дин ак описывает это сражение: «Когда они [булгары] слышали молву о движении Бату и эмиров, то подготовились и с сорока туманами войска пришли в движение. Шейбан, который с 10000 людей находился в авангарде, послал известие о том, что их вдвое больше монгольского войска и что все они богатыри.
Когда оба войска выстроились друг против друга, то по обычаю Чингиз-хана Бату взошел на вершину одного холма и одни сутки молил бога и рыдал; а мусульманам приказал, чтобы вместе помолились. Посредине была большая река. Бату и Буралдай ночью переправились по ней и вступили в бой. Шейбан по ественному порыву букв. Эмир Буралдай сразу произвел атаку всеми войсками. Они устремились на ставку келара, который был их царем, и мечом перерубили веревки. Из-за падения ставки воего войска те опечалились и обратились в бегство. Монголы, подобно храброму льву, напавшему на добычу, гнались за ними, избивали и убивали, пока не уничтожили большую часть их войска.
Так называемое «монгольское» нашествие на волжских булгар, половцев и других соседей Руси
Походы Святослава Игоревича (964 – 969) нанесли серьёзный урон Волжской Болгарии. В X веке существовал сухопутный торговый путь из Волжской Булгарии в Киев, частично пролегавший по Тамбовскому краю. Вот там примерно в X веке и возникло государство Волжская Булгария со столицей в городе Булгар. В Ширяеве установили памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. Вот там примерно в X веке и возникло государство Волжская Булгария со столицей в городе Булгар. После падения Булгарии Бату потребовал покорности от западных земель: союзников булгар – мокши, буртасов и эрзи.
Последний бой Волжской Булгарии
Похоже, Юлиан был монахом обаятельным, потому что вскоре им помогла одна из жен местного правителя, при ее содействии доминиканцы нашли лошадей и все необходимое. Торчикан Неподалеку от устья реки Итиль Волга , на краю пустыни, лежал город Торчикан, там Юлиану и его спутникам удалось найти пристанище у грека Никифора. Приближалась зима. Юлиан целыми днями бродил по городу, заходил в караван-сараи, где собирались купцы, искал людей, которые согласились бы идти вместе с ним за реку Итиль. Но страх перед монголами удерживал от этого предприятия даже самых алчных… Наступила зима. К мукам холода прибавились муки голода — деньги подошли к концу.
Брат Герард вырезал из дерева ложки, Юлиан ходил ими торговать. Иоанн и Яков собирали на улицах сухой навоз для очага. Наконец Юлиан придумал, как выйти из сложного положения, и продолжить выполнение их великой миссии. План был радикальный: он решил продать брата Якова и брата Иоанна в рабство и путешествовать на вырученные средства. Однако сделка не состоялась: монахи не умели ни пахать, ни сеять, покупателей не нашлось Тогда Юлиан велел Иоанну и Якову возвращаться обратно в Венгрию.
Больше о них никто ничего не слышал. В середине марта, как только сошел снег, двое оставшихся путешественников покинули Торчикан с первым же караваном. Вскоре им крупно не повезло: Юлиан нечаянно выронил из сумы королевскую грамоту, на мгновение блеснула позолоченная печать, - и караванщики сразу же набросились на монахов, начали их бить и рыться в суме. Не обнаружив ничего ценного, они бросили избитых в степи. Отлежавшись и перевязав раны, Юлиан и Герард пошли дальше — пешком, одни.
Спустя 37 дней они, окончательно обессиленные, добрались до страны, которую местные жители называли Вела где-то между реками Яиком и Эмбой. Встретили их здесь крайне недружелюбно. Монахи вынуждены были ночевать в заброшенном шалаше из дырявых шкур. Герард слабел с каждым днем. Юлиан оставлял его в шалаше, а сам ходил просить милостыню.
Наконец, больной немного окреп, и они продолжили путь. Однако в дороге стало совсем плохо, и брат Герард, который умел вырезать ложки, умер на руках Юлиана. Похоронив товарища, тот остался в степи один. Юлиан и Герард. Скульптура работы Антала Кароя, Будапешт Волжская Булгария И вот когда Юлиан, наверное, совсем уже упал духом и перестал на что-либо надеяться, ему начало везти.
Ему вдруг случайно встретился мулла, едущий в Волжскую Булгарию. В той ситуации было уже не до религиозных принципов - католический монах с радостью согласился стать слугой, когда мулла вдруг предложил. В Поволжье Юлиан впервые увидел монголов. Несколько раз они с воинственными криками и устрашающим воем бросались на караван, но всякий раз мулла вытаскивал из-за пазухи пайцзу, и монголы расступались, пропуская телеги.
Юрий Долгорукий отправил своего брата Святослава к устью Камы, он преследовал какие-то другие цели, но, как узнать, какие? Страшное лицо войны. Для начала Юрий Владимирович собрал очень большую армию. В нее вошли все собственные силы великого князя, крупные подразделения из Мурома, Переславля, Ростова и Устюга. Пропустив по пути малые города, Святослав высадился с частью войска возле богатого города Ашел Ашл и встретились с «великой» армией булгарского князя. Булгары не приняли открытого боя и закрылись в городе, где в течение нескольких дней успешно оборонялись. К несчастью для них, в рядах владимирцев нашелся дворянин Ермил Охотин и его брат Вавило, которым очень хотелось погибнуть за Русскую землю. Братья схватили мечи и факелы и сумели зажечь город. Русская атака усилилась, и булгары вывели свои войска из пылающей цитадели. Что произошло дальше?
Обширные караван-сараи приносили немалые доходы. Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары. Волжские булгары неплохо использовали присутствие иностранных купцов. Это способствовало развитию ремесел и сельского хозяйства. Ведь товары за рубеж зачастую не нужно было везти. Их прямо на месте покупали заезжие гости. Религия в Волжской Булгарии Формирование государства Волжская Булгария проходило в непростой обстановке. На ее территории проживало много достаточно независимых этнических групп. Сложные отношения выстроились с Хазарским каганатом, которому приходилось платить дань. Эти факторы привели к пониманию, что успешно бороться с этими проблемами поможет принятие новой централизованной религии, взамен существующих языческих верований, которые больше выражались в форме ритуалов, но не затрагивали политическое устройство государства. Выбирая из возможных вариантов, булгарский правитель Алмуш сын Шилки решил остановиться на исламе. Для этого были веские основания. Ислам был новой религией, набиравшей силу. Особенно привлекало то, то ислам был принят в Арабском халифате, имевшем значительное влияние. У булгар были тесные отношения с арабскими купцами. Алмуш рассчитывал, что его государство, став одной веры с халифатом, получит его защиту от хазар. Хазары же исповедовали иудаизм, и для мусульман считались неверными. В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама. Секретарь арабского посольства Ибн Фадлан оставил после этого путешествия текст, который является основным источником информации о Волжской Булгарии того времени. Первоначально ислам приняли в крупных городах. Постепенно в течение X века он распространился на всю территорию государства. Эти данные ученые получили из археологических раскопок. Об этом свидетельствовали исследованные могильники, в которых повсеместно стали находить захоронения, проведенные с мусульманской обрядностью. Для нее были характерны: расположение тел головой на запад, немного повернутое на правый бок, лицо, обращенное в сторону Мекки, отсутствие вещей. Следует отметить, что не все население Булгарии приняло ислам. Ряд племен, из которых наиболее крупным были сувары, отказались это сделать. Они переселились на новые территории. Впоследствии здесь сформировалась нация и государство чувашей. Они в значительной степени сохранили традиции и булгарский язык до наших дней. Чувашский язык использовался для современной расшифровки булгарских надгробий. Приняв ислам и сблизившись с багдадским халифатом, Волжская Булгария сделала значительный шаг вперед в своем развитии, получив могущественного союзника. Это помогло в становлении централизованного государства, сделало его сильным и влиятельным. Отношения с соседями Государство Волжская Булгария не являлось особенно воинственным, но имело хорошо обученную и вооруженную армию. Ближайшие соседи не были могущественнее или сильнее булгар. Исключение составлял Хазарский каганат, дань которому приходилось платить до конца X века. Военные действия с разрозненными племенами кипчаков и йемеков, кочевавшими в степях Заволжья и Южного Урала, были успешными. В результате военных побед правителей Волжской Булгарии появлялись пленные, которых активно использовали, как рабов, на работах в булгарских хозяйствах. Пограничные отношения на западе с Киевской Русью, а впоследствии с русскими княжествами были тесные. Они не отличались стабильностью, эпоха перемирия сменялась временем военных конфликтов. Силы государств были сопоставимы, никто не хотел ввязывается в крупномасштабную войну с неизвестным исходом. Поэтому происходили частые стычки на уровне пограничных конфликтов, в результате которых захватывалась неплохая добыча. На Руси от этого больше всех страдали Рязань, Муром и Суздаль. Достойный ответ давали и русские княжества, в результате которого захватывались булгарские города, в частности, Болгар и Ошель. До того как князь Владимир крестил Русь, послы Волжской Булгарии предлагали ему принять ислам. Известно, что князю многое понравились в исламе. Но запрет алкоголя категорически был для него неприемлем и он отверг предложение со словами «на Руси есть веселие пить и не можем без того быть». В XI веке булгар стали донимать частые нападения разбойников-ушкуйников из Великого Новгорода. Они нанимались купцами для совершения военных нападений, которые приносили добычу. Ушкуйники были речными пиратами, от них значительно пострадал Болгар, находившийся вблизи Волги, что привело его в упадок, а столица была перенесена в Биляр. Довольно быстро новая столица превратилась в процветающий город. Города Волжской Булгарии На территории Волжской Булгарии, на основании археологических раскопок, выявлено более 190 городищ и свыше 900 сельских поселений. Наряду с зимними домами, построенными из дерева, у многих булгар, прежде всего скотоводов, имелись летние жилища — юрты. Общественные помещения — мечети, караван-сараи и мавзолеи часто строились из кирпича или камня. Болгар В Волжской Булгарии или, как она еще называлась — Волжско-Камская Булгария, в качестве первой столицы был Болгар, располагавшийся недалеко от впадения Камы в Волгу.
Письменные источники не дают точной информации о границах Волжской Болгарии. Советский ученый Р. Фахрутдинов, картографировавший археологические памятники X-XIV вв. Населяло тогда эти территории примерно полтора-два миллиона человек. Некоторые ученые мужи доказывают, что территория Волжской Болгарии гораздо больше обозначенных границ, а время основания государства — VII в. Однако, учитывая, что история волжских болгар неоднократно подвергалась попыткам политизации особенно в период «парада суверенитетов» в 1990-е гг. Придя на Волгу, болгары, вероятно, вытеснили или подчинили племена балто-славянской родовой группы именьковская археологическая культура. Вполне возможно, территория Среднего Поволжья была освоена огурскими племенами ещё ранее. В любом случае, оседлый характер хозяйствования волжских болгар свидетельствует об интенсивных контактах с земледельцами Евразии. Персидские и арабские хронисты Х в. Неизвестный персоязычный автор географического трактата «Худуд ал-Алам» так описывает отношения внутри государства: «Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все находятся в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг другу друзьями». Непонятно, являются ли эти этнические компоненты «племенами», или «союзами племён». Скорее всего, болгары вышли победителями в вышеупомянутой борьбе, а остальные племена попали в зависимое от них положение. Сами же болгары сформировали политическую и военную элиту молодого государства. Нумизматический материал свидетельствует, что в 930-940 гг. Болгария состояла из двух возможно, независимых владений — собственно Болгарский и Суварский эмираты. Позднее Сувар в качестве административно-территориальной единицы входит в состав Волжской Болгарии, что означает становление единого государства. До VIII в. Из свидетельств путешественника Ибн-Фадлана Х в. Принятие ислама произошло относительно безболезненно, ведь среди населения были сильны позиции единобожия. Государство имело сложную, до конца не определённую структуру. Правитель болгар назывался ильтебер, малик царь Булгара. Титулатура выдаёт зависимость Волжской Болгарии от Хазарского Каганата.
Походы в Волжскую Булгарию
БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ (Болгария Волжско-Камская), государство в Среднем Поволжье и Прикамье. Главная» Новости» Поход на волжскую булгарию в 1376 году. Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию. Исходя из этого, он видят в походе Юрия Долгорукого на Булгарию 1120 г. акт справедливого возмездия злокозненным булгарам, протянувшим руки к чужой собственности. В течение X столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Волжскую Булгарию в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали. Покорив Волжскую Булгарию, Бату вынужден был продолжать поход далее на Запад и потому не имел времени раниться укреплением своих позиций в новом улусе.
Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье
Монгольское завоевание Волжской Булгарии | Электроника Походы в Волжскую Булгарию 1 глава В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого 1120 поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. |
Русский поход на Булгар в 1399 г.: rossica_antiqua — LiveJournal | Пали главные города Волжской Булгарии – Булгар и Биляр. Большинство булгарских аристократов после этого признали власть монголов и прекратили сопротивление. |
Монгольское завоевание Волжской Булгарии
БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ (Болгария Волжско-Камская), государство в Среднем Поволжье и Прикамье. Поход на волжских булгар — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Пoxoд нa Boлжcкyю Бyлгapию 1376. первый военный поход Андрей Боголюбского после похода Юрия Долгорукого (1120) на волжских булгар, в результате которого был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города. Пoxoд нa Boлжcкyю Бyлгapию 1376. первый военный поход Андрей Боголюбского после похода Юрия Долгорукого (1120) на волжских булгар, в результате которого был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города. В Ширяеве установили памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. 985 год — поход князя Владимира на волжских булгар.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)
Между 1217 и 1219 годами даты в источниках противоречивые [30] монгольские войска под началом Субэдэя наносят поражение меркитам. Глава их обока рода Хуту бежит к кыпчакам , а точнее в кочевую державу йемеков , расположенную в Приаралье и Заволжье и возглавляемую кланом ольбери ильбуре [31] [32]. Чингисхан требует от ольбери выдачи Хуту, но получает отказ. Поэтому в 1219 году он отправляет Субэдэя в поход против восточных кыпчаков с целью их «наказания» за укрывательство Хуту и для поимки самого Хуту. У реки Иргиз происходит битва между монголами и кыпчаками, в которой монголы побеждают, а главу обока меркитов Хуту убивают. После этого корпус Субэдэя выводится из Волго-Уральского региона и перебрасывается на войну с Хорезмийским государством [31] [32]. Монголы всегда прилагали максимум усилий к тому, чтобы уничтожить всякого лидера или вождя, который оказал им сопротивление, особенно такого, как Хуту, чей обок до этого уже входил в состав их империи. Ольбери в свою очередь дали убежище мятежному предводителю меркитов и проигнорировали требование Чингисхана о его выдаче. Поэтому, несмотря на победоносный поход Субэдэя, с точки зрения монголов, окончательный счёт кипчакам ещё не был выставлен [33]. Монголо-хорезмийская война.
В 1219—1221 происходит монголо — хорезмийская война, закончившиеся поражением Хорезмийского государства и присоединением к Монгольской империи его восточной части, а именно, Мавераннахра , Хорезма и Хорасана. В результате этой войны Улус Джучи на западе расширился до реки Урал, а на юге стал включать Хорезм и города по берегам нижнего течения Сырдарьи [32]. Действия корпуса Джучи. В 1219 году, когда Чингисхан вторгся в Хорезм, на Джучи было возложено командование правым флангом монгольской армии. Он был отправлен в Приаральские степи на территорию племени канглы для нейтрализации важного союзника Хорезма и расчистки подступов к Волго-Уральскому региону. Весной 1221 года Джучи был брошен на подавление локального восстания в городе Барчанлыгкент в верховьях Сырдарьи, а после на подкрепление Чагатаю для взятия Ургенча , столицы Хорезма [34]. После фактического окончания хорезмской кампании Джучи вернулся на север с приказом приступить к завоеванию земель кыпчаков, алан , булгар и русских, которые отец выделил ему в качестве улуса. Мусульманские источники [35] свидетельствуют, что Джучи действительно ушёл в степь где-то в 1221 г или 1222 г, и «его силы двинулись в страну саксин, булгар и славян». Для того, чтобы достичь этих областей, Джучи должен был вначале атаковать своих старых противников канглы , а потом двинуться на восточных кыпчаков.
После некоторых, не слишком энергичных усилий по выполнению отцовских инструкций, Джучи начал отходить на восток к своей главной ставке на реке Иртыш , оставив при этом существенную часть своей армии вблизи земель восточных кыпчаков [34]. Поход Субэдэя и Джэбэ. Весной 1220 года по приказу Чингисхана был предпринят четырёхлетний поход трёх туменов Субэдэя , Джэбэ и Тохучара. Далее он перерос в завоевание западной части державы Хорезмшахов — Аррана , Азербайджана, Ирака и Ширвана. Выполнив её монгольские войска вышли в Закавказье [36] [37]. В 1223 году Субэдэй представил Чингисхану доклад, в котором просил позволения снова атаковать кыпчаков. Его предложение было одобрено, и тумены Субэдэя и Джэбэ прорываются через Кавказ в степную зону Северного Кавказа и Причерноморья и нападают на западных кыпчаков половцев [33]. Одновременно с наступлением Субэдэя и Джэбэ из Передней Азии на Северный Кавказ, началось наступление других монгольских отрядов из Улуса Джучи на канглы, расположенных в Северном Приаралье. Это была хорошо спланированная и чётко скоординированная военная операция.
Два концентрических удара имели конечной целью булгарские владения на Нижней Волге — Саксин [38]. Битва на Калке. Весной 1223 года Субэдэй и Джэбэ разгромили алан на Северном Кавказе и стали преследовать кыпчаков. Вынужденные бежать к границам Руси, кыпчаки во главе с ханом приднепровских кыпчаков Котяном обратились за помощью к русским князьям. Основные южнорусские князья такую помощь оказали. Выступившее против монголов объединённое русско-кыпчакское войско, включавшее киевские, галицкие, смоленские, и волынские дружины потерпело сокрушительное поражение у реки Калки [38]. События 1223 года. После победы на Калке Субэдэй ушёл в степи Подонья на летовья [39] , на территорию кыпчаков племени ельтукове, которые вынуждены были отступить во владения Волжской Булгарии. Как отмечается в работе [40] , причиной этого вторжения мог послужить отход кыпчаков ельтукове во владения Волжской Булгарии.
Там они переправились через Волгу и соединились с действовавшими Волго-Уральском регионе войсками корпуса Джучи. Поражение монголов в Волжской Булгарии 1223 год См. В биографии Субэдэя эта битва названа «кровопролитнейшей». После этого сражения монголы отошли на летовья в район Подонья, а после отдыха двинулись в сторону Волжской Булгарии. Тем не менее здесь монгольская армия терпит поражение. Осенью 1223 года булгарские войска одержали победу над Субэдэем и Джэбэ, причём одержана она была не за счёт превосходства сил булгар, а благодаря успешно проведённой булгарами тактической операции [38]. Арабский летописец Ибн аль-Асир сообщает, что войска Джэбэ и Субэдэя [39] направились в Булгар в конце 620 года. Когда жители Булгара услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них монголов , встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них с тыла, так что они монголы остались в середине; поял их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек.
Отправились они оттуда в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингисхану, и освободилась от них земля Кипчаков ; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю [41]. По мнению американского историка Оллсена Т. С точки зрения татарских историков, в частности Измайлова И. Однако в последнее время благодаря археологическим исследованиям Г. События 1223 года по мнению современных казанских историков, в частности Измайлова И. В течение лета 1223 г. Требовалась передышка и укрепление власти во вновь завоёванных странах. В этих условиях в Улусе Джучи создаются новые административно-территориальные подразделения — «тысячи» из покорённых народов — меркитов, найманов, кереитов , кыпчаков и канглов, а несколько позднее был сформирован корпус из йемеков-ольбури [44] [45]. Хотя походы 1221—1224 годов закончились подчинением значительного числа восточных кыпчаков, они не достигли своей главной цели.
Волго-Уральский регион оставался под контролем тех, кого монголы считали «разбойниками» или «мятежниками», то есть тех, кто отказывался подчиниться Великой Монгольской империи [44] [45]. Развёртывание монголами новой кампании в Заволжье и Южном Урале было отсрочено новой войной с тангутским государством Си Ся и стягиванием всех монгольских сил на этот театр военных действий, в частности туда были направлены Субэдэй и Джэбэ с новыми корпусами из тюркских племён. У отсрочки также были внутренние причины. В 1227 году умирает Джучи, а через полгода Чингисхан.
На тот момент тут даже чеканилась собственная монета. Осталось не так много сведений о том, как была устроена мирная жизнь булгарского народа. Зачастую исторические свитки обнаруживались далеко от мест их обитания. Например, сохранились путевые заметки арабского путешественника Аль-Гарнати, датированные 12-м веком.
В них он подробно рассказывает о тогдашней жизни этого народа. Благодаря чудом сохранившимся записям путешественника было установлено, что булгары являлись не только искусными продавцами заморских товаров, но и производили собственные артефакты. На экспорт шли уникальные ремесленные изделия из кожи и пушнины, а также местная керамика, которая пользовалась спросом далеко за пределами государства. В то время волжские булгары в совершенстве освоили гончарное искусство. Их посуда имела большое цветовое разнообразие и узнаваемый стиль. Кроме того, среди археологических находок на территории волжских булгар были обнаружены азербайджанские мечи, византийская и хорезмийская керамика, армянские ковры и даже египетские художественные стекла. Обычаи древних булгар. Города поменьше представляли собой небольшие, но хорошо укреплённые гарнизоны.
Города побольше принадлежали крупным феодалам и были обнесены рвами. В самых крупных городах останавливались купцы из разных стран, тут велась активная торговля. Первой столицей, как упоминалось выше, был Булгар, а чуть позже ею стал город Биляр. В отличие от соседних кочевников в Булгарии было немало развитых городских агломераций.
Казань полностью приняла эстафету города Булгар. Начался новый, казанский период Волжской Булгарии. Булгарская государственность не прерывалась, булгарский народ как жил здесь, так и продолжал жить. Русские летописи называли это государство Булгарским царством и вообще не знали и не употребляли термин «Казанское ханство». Так же поступали и летописцы всех других стран. Например, в географических картах тех лет, составленных в Европе, Казань и ее земли обозначаются термином Bulgaria Magna, то есть Булгария, и не просто Булгария, а Великая Булгария. А вот как характеризуют Казань документы из Турции. Обратите внимание, это сказано в 1550г, за два года до покорения ее Иваном Грозным. В XV веке Москва начала заявлять свои претензии на булгарские земли. С переменным успехом Москва и Казань соперничали примерно сто лет. Летописцы писали: «Лета 6995 июля в 9 день воеводы же великого князя... Примечательный факт: после подчинения Казани первым делом Иван III присвоил себе титул князя булгарского. Не татарского, а булгарского. Все русские правители добавляли к своему титулу название присвоенной земли. Например, был князь Московский. Он взял Владимир и стал называться князь Московский и Владимирский; взял Суздаль — стал называться князь Московский, Владимирский, Суздальский. А взял Казань — стал называться еще и булгарским. Очевидно, что в 1487г на территории современной Республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства. Примечательно, что у последнего российского правителя — императора Николая II — полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел. И одна из них — князь булгарский. Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную ярмарку. Новым местом для нее он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом. С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман. Именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный. И как следствие, Москва стала усиливаться еще быстрее, а Казань — слабеть. После того как Казань несколько раз освобождалась от московской зависимости, в 1552г Иван IV окончательно покорил ее. Но Булгарское царство он не ликвидировал. Уже после его смерти ее преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I — в Казанскую губернию. Во времена царствования Петра I начала устанавливаться в Росси традиция называть все мусульманские народы татарами. Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских. Однако когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами. И это понятно: сами себя они не хотели называть татарами. Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в XIX веке великий русский историк Н. Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей». Ясно, что слово «татары» было общей для всех мусульман кличкой времен «тюрьмы народов». В XIX веке татар в России не было. Откуда же взялись татары после XIX века? История волжских булгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн. Русские летописи вплоть до XVIII века полны примерно таких сообщений: «булгаре окаянные опять восстали». И все эти восстания имели главной целью возрождение Волжской Булгарии. Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства. Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства, и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг: возрождение независимой Волжской Булгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание булгар 1753-55 гг. Он призывал возродить Булгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создавать свое духовное управление. А с 1862 по 1922гг выразителем интересов народа была мощная народная организация «Совет волжских булгарских мусульман», имевшая главной целью возрождение Волжской Булгарии. Эта организация первое название «Фиркаи наджия» — «Партия избавления» была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тыс. Совет волжских булгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя «булгары», добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер ее Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: «Мы подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца… защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей». Возрождение собственной государственности для волжских булгар было не самоцелью, а средством обретения человеческих прав и свобод, необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно, только восстановив свою родную Волжскую Булгарию. Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. В начале ХХ века татары в России еще не появились. Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб. И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом. Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г. Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло? Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня?
В то же время другой ордынский отряд напал и разорил Переяславль-Рязанский. В 1378 году ордынцы снова разорили Нижний Новгород, но в битве на реке Воже были наголову разбиты московским войском. Далее последовала Куликовская битва. Интересные факты Под Булгаром русское войско впервые столкнулось с огнестрельным оружием [6] [7]. Так же в диковину были и боевые верблюды , пугавшие русских коней.