Переяславская рада (значения) — Переяславская рада название ряда войсковых собраний Войска Запорожского, созванных в Переяславе.
Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад
собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе, на котором было принародно. 18 января 1654 года произошло официальное воссоединение Малороссии (точнее ее части, носящей название Гетманщина) с Россией на Переяславской Раде. Переяславская рада. 8 (18) января 1654 года состоялась Переяславская рада, на которой украинское казачество и представители всего народа Украины-Малороссии приняли решение о вхождении в состав Российского государства. Это порождало проблемы различного характера: религиозного, социального и национального. Переяславская рада 1654 года и ее основные решения.
Переяславская Рада
В статье дается современная интерпретация решений Переяславской Рады 1654 года. Как клятвоотступники перечеркнули решения Переяславской Рады. Чтобы с наибольшей ясностью передать атмосферу Переяславской Рады приведем речь гетмана Богдана Xмельницкого произнесенную перед собравшимся народом: – Паны полковники, есаулы, все Войско Запоржское и все православные христиане!
18 января в истории. Переяславская рада
Для подготовки переговоров о создании союза в Гетманщину московский государь отправил посольство во главе с боярином Бутурлиным. Хмельницкий же в свою очередь собрал казацкую раду в городе Переяслав. На ней он высказал свои взгляды на союз с Москвой и выделил плюсы этого события. Именно в Переяслав и прибыла делегация Бутурлина. Во время обсуждения часть казацкой старшины во главе с Богуном выступила против договора, а в некоторых казацких хуторах прошел небольшой бунт. Но Хмельницкий все же смог убедить своих противников кого авторитетом, а кого и силой и начал составление текста для отправки его царю. Позже Алексей Михайлович подправил некоторые пункты, включил свои и в марте 1654 года Хмельницкий их подписал. Статьи вошли в историю под названием «Мартовские».
Главные пункты статей Оригинала «Мартовских статей» не сохранилось, поэтому многие историки по сей день спорят что же именно это было. Отрывки из договора сохранили в более поздних документах или цитатах историков. По мнению одних ученых, главным пунктом договора была вассальная зависимость Хмельницкого от царя, другие считают, что Гетманщина и вовсе входила в состав Московского царства. Самой справедливой кажется точка зрения, согласно которой «мартовские статьи» - военный союз сильной стороны сеньор и более слабой вассал.
Вхождение Украины в состав России создавало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития Украины. Украинские купцы продавали в центральных районах России шерсть, кожу, скот, спиртные напитки. Важную статью украинской торговли составляла селитра, употреблявшаяся для производства пороха.
А русские купцы на украинских ярмарках продавали соль, изделия из железа, меха.
Для Москвы присоединение казацких территорий — начала пути от Московского царства к Российской империи. В современной Украине Хмельницкий герой, который не учел некоторые факторы при подписании союза с Россией. Как видим, Хмельницкий — позитивный герой для многих политических строев. Интересные факты о Переяславской раде Для переговоров с московскими послами Б. Хмельницкий использовал переводчиков для более точного понимания. Во время подписания случился конфликт: Хмельницкий, исходя из норм Речи Посполитой в которых он был воспитан потребовал, чтобы стороны взаимно присягнули друг другу на верность.
Но Бутурлин сказал: «Негоже Государю присягать кому-либо на верность». В Киеве на одной из центральных площадей стоит памятник Б. Хмельницкому, поставленный в Российской империи в 1888 году в четь 900-летия крещения Руси. Город Переяслав был переименнован Сталиным в Переяслав-Хмельницкий. В 1954 году состоялись празднования в честь 300-летия Переяславской рады. Но это уже другая история… Пользуйтесь Поиском по сайту.
Вражда же с Барабашем зародилась из того что Барабаш рассчитывал получить в обмен на использование казаков в войне с Стамбульским Султанатом в интересах польской короны получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий. Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша. Как поступил Хмельницкий с несогласными доподлинно не известно так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно кроме того что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков её принять. Однако уже 1655 — через три месяца после отказа его руководства Полтавский полк уже упоминается как присягнувший в полном составе.
А Брацлавский полк вошёл по Гадячскому договору 1658 года в третий новый суверен Речи Посполитой — Великое княжество Русское. Однако в 1659 году практически в полном составе за исключением старшин на битву при Конотопе не объявился, в остальных же полках также наблюдался недокомплект приведший к набору в них польских наёмников и присоединение к ним «панцирных казаков» католиков и униатов по вероисповеданию. А также вынудивший понести основную нагрузку и потери в данной битве королевские войска, в том числе элитные Краковские гусары потеряли как следует из количества назначенных пенсионов 268 человека. По одной из неакадемических легенд ими командовал полковник пан Станислав Хмелевский — сводный брат Богдана Хмельницкого вместе с которым они учились в иезуитской коллегии. Однако академического подтверждения не новодельного характера данная легенда не находит. Последствия Переяславской рады Почтовая марка СССР , 1954 год Марка в честь 300-летия Переяславской рады, 1954 год Для России Переяславское соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси включая город Киев , что оправдывало титул российских царей, — государь всея Руси. Русские цари стали себя называть собирателями земель со славянским православным населением. Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г. Уже 23 октября 2 ноября 1653 г. Русское царство торжественно объявило в Москве войну Речи Посполитой за освобождение Украины и Белоруссии.
Это соглашение ограничило самостоятельность гетманов и было следствием перехода гетмана Выговского на сторону Речи Посполитой.
Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России
Альтернативой возвращению Украины в Россию может быть только распад и руина. А значит, каждый гражданин Украины должен стремиться к новому вхождению Украины в Россию. Не «объединению», а именно вхождению, как это на самом деле было принято на Переяславской Раде. Не «объединение» Малой Руси с Великой, а принятие Гетманщины в подданство русского царства, именно это и означал Переяславский договор. Напомним, что в г. Переяславе-Русском ныне г. Переяслав-Хмельницкий Киевской области казацкая старшина Гетманщины «Войска Запорожского» под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого по собственной многократно высказанной просьбе приняла присягу Царю Московскому Алексею Михайловичу Тишайшему, и малороссийский народ Левого берега и большей части Правого берега Днепра воссоединился с русским народом Российского царства.
Принявшие присягу в Переяславе говорили на малороссийском наречии, но считали себя и называли русскими этот аспект, кстати, внятно отражен Гоголем в «Тарасе Бульбе» , писали и общались на общерусском официальном языке, а Запорожская Сечь никогда не называлась Украиной. В 1654 г. Малая Русь воссоединилась с Великой Русью. Переяславская Рада изменила судьбы Восточной Европы, русской и восточноевропейской славянской цивилизации. Дальнейшая история показала, что Русское царство обладает настоящей геополитической самостоятельностью и цивилизационной оригинальностью, соответствующей истории и духу славянских и восточноевропейских народов. Любому непредвзятому наблюдателю очевидно: при отказе от соединения c Россией Украину неминуемо ждет Руина.
Страшная Руина периода 1658—1687 гг. Сегодня на Украине тоже наличествуют все признаки наступления «новой Руины»: идет гражданская война, растут обнищание, цены и тарифы, сокращается производство, наступило «всевластие алчных чужеземцев», чрезвычайно высоки эмиграция и вымирание населения. Важным уроком для руководства современной России должен являться тот факт, что верхушка Русского царства первоначально противилась возвращению Малой Руси, опираясь на текущие интересы государства и опасения конфликта с западными соседями, однако под давлением разделенного народа пришлось прошение принять. Политолог С.
Не получив от боярина поддержки, гетман быстро договорился с крымским ханом. Тот отрядил на Украину многотысячную орду под начальством перекопского мурзы Карач-бея. Превращенные в карателей казаки Переяславского, Черниговского и других полков сражались с земляками неохотно, и Выговский больше использовал крымчаков и немецкую наемную пехоту.
В разгар боя был, увы, убит лидер восставших Мартын Пушкарь. Повстанцы потерпели поражение, и поддерживавшие их запорожцы решили уйти назад на Сечь. Заняв Полтаву, гетман безжалостно расправился с населением. Город был сожжен дотла, его жители, включая женщин и детей, безжалостно перебиты. Прощаясь с союзниками-крымчаками, Выговский расплатился с ними… соотечественниками: татарам была предоставлена полная свобода всех оставшихся в живых жителей окрестных сел угонять в неволю! По воле своекорыстных гетманов подобные трагедии повторялись на Украине во второй половине XVII cтолетия чуть ли не десяток раз, пока страшная эпоха «Руины» не канула в прошлое… Судьба стертой с лица земли Полтавы постигла еще ряд городов и сел Левобережья, возмутившихся предательской как по отношению к России, так и Малороссии политикой Выговского. Спасаясь от карателей и татар, крестьяне и мещане уходили на русские земли, оседая на пограничной Слободской Украине.
У Выговского — этого характерного предшественника Степана Бандеры, Романа Шухевича и иже с ними — хватило наглости даже требовать от русских воевод выдачи беглецов. Но главы пограничных городов, уже раскусившие, что есть Выговский, отвергали его домогательства и охотно предоставляли переселенцам убежище, покровительство и помощь... К тому же на Украине крепко запомнили, какова цена обещаниям польского короля и сената Речи Посполитой. И возможно, противники Выговского сумели бы быстро объединиться и свергнуть его, если бы Москва поддержала их сразу и честно. Но Алексей Михайлович даже после тревожных известий о полтавских и гадячских событиях все продолжал тешить себя иллюзиями, что Польша очень слаба, жаждет видеть его на своем престоле, ненавидит Швецию, с которой воюет, а значит, ради самосохранения поступится всем потерянным, включая Украину. Да и Выговский верность свою доказал еще при гетмане Богдане, а если иной раз «шатается», то по необходимости, или унимая противников, или лавируя между своими ссорящимися сторонниками. Человек же он разумный и черту не переступит, клятве не изменит хотя доподлинные факты измены гетмана уже были представлены царю.
Самообман начал развеиваться у самодержца лишь тогда, когда на Виленских переговорах в конце 1658 года польско-литовские представители вдруг «забыли» медоточивый тон и решительно отказали ему в избрании на польский трон. Да к тому же потребовали возвратить недавно отвоеванный русскими войсками Смоленск, другие пограничные города, и, разумеется, всю Украину. Война с Польшей разгорелась с новой силой. Весной 1659 года русское войско под командованием боярина А. Трубецкого двинулось из Севска в Малороссию. Но руки у боярина Алексея Никитича сразу были связаны: ему предписывалось сначала «уговаривать черкас, чтобы они в винах своих государю добили челом», и только в противном случае, «если не добьют челом, идти на них войною». Поскольку Выговский продолжал беспрестанно хитрить и юлить, по-прежнему заверять Трубецкого в верности России, боярин пребывал в постоянном сомнении и нерешительности, и вместо того, чтобы захватить инициативу и диктовать ход событий, вынужден был все время следовать за ними.
Тем временем Выговский дождался подхода новой стотысячной крымской орды и обещанных королем польских хоругвей и атаковал московские полки под Конотопом. Примененный казаками фокус состоял в том, чтобы сначала бешено кинуться в атаку, а затем оборотиться в бегство и заманить неприятеля в заранее подготовленную ловушку. Купившись на этот трюк, Трубецкой послал в погоню за «дрогнувшими» казаками и татарами полки дворянского ополчения во главе с князьями Пожарским и Львовым. Вознамерившись пленить самого хана Мухаммеда-Гирея, С. Пожарский забыл о всякой осторожности. И когда его многочисленный дворянский отряд переправился через речку Сосновку, то угодил под мощный удар сидевших в засаде татар. Очень скоро схватка превратилось в избиение цвета русского дворянства.
Убито было до пяти тысяч представителей именитых фамилий. Оба князя были захвачены в плен израненными. Пожарского сначала привели к Выговскому. Князь стал выговаривать гетману за его измену, и тогда Иван Евстафьевич отправил того к хану. Гордый боярин отказался склонить голову перед властелином Крыма и по московскому обычаю выбранил хана, плюнув ему в глаза.
На окраинной территории Польши, особенно после того, как король получил право 1590 г. Вечным господство шляхты, как мы уже знаем, не было. Впереди её ждала Османская империя и саксонские короли. Сергей Соловьев: «…для Польши с 1654 года начинается продолжительная, почти полуторавековая агония, условленная внутренним ослаблением, распадением; в 1667 году великая борьба между Россиею и Польшею оканчивается.
С этих пор влияние России на Польшу усиливается постепенно без всякой борьбы, вследствие только постепенного усиления России и равномерного внутреннего ослабления Польши». Поляки Интересным является тот факт, что ввиду нарушения польским королем его присяги его подданные стали «вольные люди» и в качестве таковых могли каждый свободно присягать на новое подданство Москве. Этим правом воспользовались многие поляки. Защиту православия взяло на себя и казачество.
И это положительно для государства.
Царь знал, что те, кто составляют оплот страны, когда то были вольными людьми - как и запорожские казаки. И они со временем станут защитой государства российского — в новых его границах, так надеялся государь. Да, конечно, казаки и тогда, и позже не всегда могли устоять перед соблазнами — например, перед подкупом. Но до присоединения Сечь долго была местом нестабильности - а Москва наделась ситуацию на юго-западных границах стабилизировать. Сегодня мы не понимаем, насколько это было важно тогда, в 17 веке.
Для населения на левых землях Днепра это, может, было важнее всего остального. А экономические, военные и политические аспекты стояли на втором-третьем местах. Они понимали: правители других стран не видят в них единоверцев. И потому использовать будут как разменную монету, не будут дорожить ими. В любой момент поляки или османы их бросят, предадут.
В отношении же России Сечь верила, что к ним отнесутся, как к своим. Специально прописанных гарантий сохранения, защиты веры не требовалось. Люди в те времена не были столь скрупулезны, как сейчас. Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России. Но соборы имели большой вес как совещательный орган.
Это было мнение «земли». Царь учитывал его. Кстати, в русской традиции при присоединении новых земель было такое: все, что можно было сохранить полезного — обычно, в общем, сохраняли. И веру, и систему наследия власти и систему местного управления. Потому успешно интегрировали и такую во многом стихийную общность как казаки.
Ее яркие представители при Елизавете Петровны имели большое влияние. Вообще малороссийское дворянство с 18 века играло немалую роль в российской империи.
День Переяславской Рады
Рассуждая о Переяславской раде, необходимо вспомнить, что 11 октября 1653 г. в Москве состоялся исторический Земский собор, на котором по очередному, уже пятому прошению гетманских послов Кондратия Бурляя, Силуана Мужиловского, Ивана Выговского и Григория. 18 января 1654 года в городе Переяславле состоялось собрания казаков войска Запорожского, получившее название Переяславской рады. После многолетних просьб о принятии в подданство русскому царю, 18 января 1654 года на Переяславской раде просьба казаков была удовлетворена. «Хмельницкий умер спустя три года после Переяславской рады.
Переяславская рада 1654 года. Час истины.
Богдан Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 16 января 1654 г. Генеральный военный совет в Переяславе 8 18 января 1654 года в Переяславе с утра состоялся тайный старшинский совет запорожского казачества, а того же числа днем — генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков 14 из 17 , а также жители Переяслава. Других представителей от мещан кроме Переяслава и духовенства не было. И по тайной Раде, которую Гетман имел с Полковники своими с утра тогож дни, во вторый час дни бито в барабан, с час времяни, на собрание всего народа слишать совет о деле, хотящем совершиться. И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про Гетмана и про Полковников, а потом и сам Гетман вышел под бунчюком, а с ним Судья и Ясаулы, писарь и все Полковники, и стал Гетман посреди круга, а Ясаул Войсковой велел всем молчать; потом, как умолкли, начал речь Гетман ко всему народу говорить: Панове Полковники, Ясаулы, Сотники и все войско Запорожское, и вси православнии Християне! Царь Турский есть бусурман; всем вам ведомо, как братии наши, православнии християне, Греки беду терпят, и в каком суть от безбожных утеснении; Кримской Хан тоже бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя! Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от Польских Панов утеснения, никому вам сказывать не надобет; сами вы все ведаете, что лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа. Той Великий Государь, Царь християнский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкви в нашей малой России, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое Царское сердце и нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостыо своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Его Царския высокия руки благотишнейшего пристанища не обрящем; а будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет, вольная дорога. К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати.
Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако, В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу.
Впоследствии волюнтаристский подарок выходца с Украины Никиты Хрущёва, первого секретаря ЦК КПСС, десятилетиями «аукался» жителям полуострова, особенно после 1991 года, когда ползучая до этого украинизация стала принимать нередко дикие формы. Не случайно, должно быть, в Крыму дату Переяславской рады называют Днём воссоединения Руси. По словам сенатора и председателя Русской общины Крыма Сергея Цекова, в Крыму этот день отмечают с конца 1990-х годов на общественном уровне, а с 2011-го — уже как республиканский праздник. Вот уже более четверти века в годовщину Переяславской рады крымчане собираются возле памятника гетману Богдану Хмельницкому скульп-тора Виктора Гордеева в Симферополе. Первый раз в конце прошлого века у этого бюста они собрались по инициативе Русской общины Крыма.
Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога». Раздались восклицания: «Волим под царя восточного! Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий. Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи». В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий. Содержание «Мартовских статей»: сохранялся выборный характер высших воинских званий в Гетманщине, а также самостоятельность судов. Определялась численность казачьего войска в составе 60 тысяч человек. Сбор местных податей ставился под контроль царских чиновников. Подтверждались вольности местного населения, в том числе не только казаков, но и мещан, а также представителей православного духовенства.
Письмо гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкассы, 1648, 8 июня. Что она решила? В современных украинских источниках можно найти утверждения, что Запорожское войско не присоединилось к России, а просто заключило с ней военный союз. Есть ли в них хотя бы доля истины? Во-первых, суверенитет был полностью передан царю. Во-вторых, царь стал полным собственником земель. Он был единственным человеком, наделённым правом неотчуждаемого пожалования земли: мог дать её и мог отобрать. В-третьих, легитимация власти исходила исключительно от её сакральности. Сакральным характером власти обладал царь. То есть никакого союза не было. Другое дело, что с момента разделения восточнославянских земель, ещё с ордынского нашествия, возникло большое количество различий в социально-административном устройстве данных регионов. И поэтому притираться приходилось долго. Картина Михаила Ивановича Хмелько. Он в значительной мере характеризует сложности в выстраивании отношений между казачьей верхушкой и царской властью. В конце концов произошёл раскол этих территорий на Левобережье и Правобережье, последствия которого ощущаются до сих пор. Что произошло после неё? Каково её историческое значение? Когда часть земель взяла и «отчалила» в другое государство, это не могло привести к быстрому признанию произошедшего. Поэтому и началась Русско-польская война, активные боевые действия которой продолжались 13 лет. Но в конце концов к власти в Польше пришёл достаточно прагматичный король Ян Собеский. Он осознал, что территории уже не вернуть, что военная мощь Русского государства растёт просто с беспрецедентной скоростью и что главным противником Речи Посполитой стала Османская империя. Ян Собеский понял, что с потерей земель нужно смириться, поэтому в мае 1686 года между Россией и Речью Посполитой был заключён «Вечный мир». Дружить с Россией против Турции оказалось выгоднее. Это был важный урок. Политический прагматизм был присущ даже полякам XVII века. Ошибка в тексте?