В язычеcкие вpеменa нaши пpедки пpaзднoвaли начало нового года в день веcеннегo paвнoденcтвия. Традиция отмечать Новый год по осени просуществовала 207 лет. В 1699 году Пётр I издал указ № 1736, согласно которому началом года стали считать 1 января.
О том, когда и как появился праздник с таким противоречивым названием, Metro рассказал эксперт
- Как отмечали Новый год на Руси: история и традиции любимого праздника
- История Нового года: как отмечали праздник наши предки
- Новый год в Государстве Российском
- Славянский Новый Год — как и когда праздновали его наши предки?
- Новый год на Руси до указа Ивана
Когда отмечали Новый год на Руси до Петра 1?
В этот день торжественно и помпезно празднуется День святых мучеников, Нейруз или Новый год. Первая половина сентября В первую половину сентября или в начале октября ортодоксальные евреи всего мира отмечают свой Новый год. В праздник Рош ха-Шана на небесах выносится решение: кому жить, а кому — умереть. В эти дни следует примерно молиться, чтобы повлиять на решение творца. Здесь принято просить прощения за все обиды, говорить добрые слова друзьям и близким. А также в этот день следует с особой тщательностью подбирать наряд и украшать себя. Он так и называется — Кельтский Новый год или самайн время безвременья. Он знаменует собой начало зимней, темной половины года.
Это своеобразный эпилог года, эпилог жизни, в это время подводится итог. Здесь принято украшать себя цветами, будить поцелуями, петь и танцевать. Плавающая дата Первый день месяца Мухаррама означает, что наступил мусульманский Новый год — Хиджра. В этом году мусульмане уже отметили наступление Нового года, это случилось 25 октября.
Особое развлечение — петушиные бои, которые устраивают повсеместно. К ним готовятся загодя, ведь бойцовую птицу еще нужно воспитать.
Кровь поверженных петухов в этот период считается жертвенной, а погибшая птица становится блюдом на праздничном столе. Новогоднее лето Новый год может быть даже летом, как это было, например, у древних майя — они отмечали этот праздник в июле, встречая месяц под названием «поп». Как и положено новогоднему периоду, он был связан с обновлением, поэтому все надевали новую одежду, уничтожали старые циновки и посуду. Кроме того, конечно же, приносили жертвы богам и пировали. Судя по некоторым дошедшим до нас данным, мужчины были при этом склонны к неумеренным возлияниям, так что разводить их по домам приходилось женщинам. Некоторые мужчины под шумок ухитрялись отправиться домой с незнакомой девушкой или чужой женой.
По некоторым данным, копты — потомки древних египтян, проживающие в Египте, Джибути и Нигере, — отмечают Новый год по александрийскому календарю, 29 или 30 августа. Их предки связывали его с разливом Нила, который приходится на конец лета — начало осени. Впрочем, праздник этот неофициальный, государственный же наступает, как и в большинстве стран, 1 января. Новогодняя осень И снова копты — на этот раз христианская община. Это первый день месяца тота — первого в коптском календаре. Как правило, в сентябре же наступает и еврейский Рош ха-Шана «голова года» — иврит , с которого начинается календарный цикл в иудаизме.
Здесь дата плавающая, иногда она может прийтись и на октябрь, но в 2023 году Рош ха-Шана праздновался с 15 по 17 сентября. Хотя в этот период зажигают свечи и собираются всей семьей на торжественное застолье, атмосфера царит не столько праздничная, сколько религиозная. В эти дни положено по возможности меньше спать и больше молиться. Рош ха-Шана. Да-да, сейчас мы знаем его как Хеллоуин — День всех святых. В этот период граница между нашим и потусторонним миром, по мнению кельтов, становилась особенно тонкой, и возникала возможность встретить духов и фейри.
Чтобы они не набедокурили, для них готовили особую еду и питье. Кроме того, накрывали стол для умерших родственников, которые в этот день могли заглянуть на огонек в свой прежний дом.
Очень популярна была в высшем обществе игра «говорящие живые картины». В картине «Девять муз и Аполлон» барышни изображали муз, декламируя специально написанные для них стихи, а один из гостей — Аполлон появлялся с бумажной лирой в руках. Зажиточные купцы предпочитали встречать Новый год в ресторанах Москвы: «Славянский базар», «Альпийская роза» на Софийке и т. Места бронировали заранее. Сложнее всего было попасть в ресторан при гостинице «Метрополь». Сюда стремились попасть крупные предприниматели, банкиры, коннозаводчики.
Для гостей устраивались тематические вечера, Так, в честь состоявшегося в уходящем году знакомства москвичей с достижениями авиации, «Метрополь» назвал новогодний «Авиационным карнавалом» «Carnaval aviatique». В главном зале, в центре под плафоном, парил огромный «Цеппелин» дирижабль , который нес флаг с надписью «С Новым 1911 годом», а по углам были подвешены громадные модели аэроплана «Блерио». На Воробьевых горах в 1891 году стали устраивать новогодние фейерверки. Основоположником этой традиции, которая существует и по сей день, стал московский ресторатор Степан Васильевич Крынкин. Его заведение называлось «У Крынкина». В 1904 году здание ресторана было реконструировано по проекту архитектора И. Именно здесь они предпочитали встречать Новый год. С открытой террасы ресторана была видна Москва.
Каждый из посетителей по желанию мог полюбоваться на живописные виды города с высокого гребня Воробьевых гор через подзорную трубу. Для простого народа под Новинским бульваром, а затем и на Девичьем поле возводили дощатые балаганы, ярмарки.
Каждый раз он выпадал на разные числа: между 21 января и 20 февраля. Китайский Новый год до сих пор ассоциируется с красными фонариками, которые развешивают на деревьях, оградах и фейерверками. Издавна считалось, что красный цвет и шум отпугивают чудовище по имени Нянь «Год». В наши дни китайцы отмечают не только традиционный, но и обычный Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Китайский Новый год сейчас популярен во всем мире. Новый год на Руси На Руси наступление нового года в языческие времена связывалось с окончанием зимы. После Крещения Руси приход нового года отмечали 1 марта, что было связано с началом полевых работ, а позже — 1 сентября, когда начинался сбор урожая.
Праздновать Новый год 1 января в России начали только в 1699 года.
Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому
Поэтому с 1918-го новый год в той дате, которая дошла до наших дней, отмечают с 31 на 1 января. Юлианский календарь появился благодаря римскому диктатору Гаю Юлию Цезарю, жившему в 100—44 годы до н. На Руси эта система исчисления времени стала активно внедряться вместе с приходом христианства. Григорианский календарь был введен папой римским Григорием III 15 октября 1582 года. Он отличался более точным соотношением с тропическим годом — точным периодом обращения Земли вокруг Солнца. Православная церковь не приняла нововведение, особенно тяжелым оказался тот факт, что праздничные дни теперь выпадали до Рождества, 7 января, когда верующие держали пост. Поэтому в Советском Союзе и появилось два праздника. В итоге Новый год вся страна стала отмечать в ночь с 31 декабря на 1 января, а старый Новый год приходился с 13 на 14 января. Как отмечали Новый год до революции До революции 1917 года в Российской империи было принято пышно встречать Новый год.
Первую елку установили в 1818 году в Москве, а десять лет спустя начали организовывать хороводы вокруг новогоднего деревца и для детей. Эта традиция жива и поныне — мы водим малышей на новогодние утренники, приглашаем Деда Мороза и Снегурочку, стараемся накрыть богатый стол, надеть самое лучшее, изучаем тенденции макияжа и заранее записываемся на маникюр. RU В первые годы советской власти всё стало иначе.
Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады. Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой.
Древние славяне-землепашцы начинали работы на полях после зимы с 1 марта. И именно этот день считали началом нового года. По другим источникам, его отмечали 22 марта — в день весеннего равноденствия. Для многих предков-язычников, считавших своим божеством злобного морозного деда Трескуна Карачуна , Новый год начинался в декабре на «зимний солнцеворот» — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. К слову, в канун Нового года Русь отмечала Васильев день. В IV веке архиепископ Василий Кесарийский почитался как великий богослов. А на Руси его стали называть Василием-свинятником, не имея под этим ничего дурного. На Новый год было принято готовить из свинины множество блюд.
Считалось, что благодаря этому Василий, покровитель свиней, непременно улучшит поголовье этих важных в хозяйстве животных. Вот и потчевали гостей, ходивших по домам, пирогами со свининой, вареными свиными ногами… А чтобы получить хороший урожай , совершали обряд «обсевания» — рассыпали по дому яровую пшеницу, читали специальную молитву, а потом хозяйка собирала зерна и хранила до весны — времени сева. В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Русь пришел византийский календарь, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Время, когда урожай собран, работы завершены, можно начинать новый жизненный цикл. И довольно долго параллельно существовали два праздника: по-старому — весной и по-новому — осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей. И так было до 20 декабря 1700 года, когда Петр I подписал свой указ, по которому празднование Нового года перенеслось на 1 января. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что 1 января 1700 года по его велению дома были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе — так, как это исстари делали в Голландии.
Царь счел 1700-й — началом нового столетия. В исторических документах зафиксировано, что в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700-го на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди были облачены в венгерские кафтаны, а женщины — в нарядные иноземные платья. Отметили новый праздник , как говорится, на полную катушку. Торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, Петр I не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. С тех пор празднование Нового года проводилось постоянно, из Германии в дома пришел обычай украшать игрушками елки в домах. А к ХХ веку в России появился новогодний волшебник Дед Мороз, прообразом которого принято считать сразу нескольких персонажей: языческого колдуна Карачуна Трескуна , Святого Николая Чудотворца, немецкого волшебника «старого Рупрехта» и сказочного русского персонажа Морозко.
В начале ХХ века Россия переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, власти запретили новогодние торжества , чтобы не повторять традиции праздника, перенятые у немцев, воюющих на другой стороне. После 1917-го Новый год то возвращали, то запрещали, в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1930-х главный зимний праздник все же был в СССР реабилитирован. А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия — по юлианскому от имени Юлия Цезаря. С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.
Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Испокон веков Рождество считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В праздничные дни , начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения 19 января , именуемые святками, праздничная трапеза чередовалось с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды. Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отравлялась по домам за угощениями и деньгами.
Самые скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, за что получали от остроязычных весельчаков недобрые пожелания — в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород — червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». А чтобы гости забрали страшные слова, их приходилось одаривать щедро. В рождественские дни на улицах городов можно было видеть и дрессированных медведей, которые ходили на задних лапах, играли на гуслях и танцевали, а после представления обходили зрителей с шапкой и подолгу стояли возле тех, кто скупился на заслуженную награду. Особое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. В дни святок молодые девушки часто гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится.
А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит. Особой популярностью пользовались и гадания воском. Растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки.
Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века. Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов.
Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги — в нарядные платья, сшитые по европейской моде. Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат Семеновского и Преображенского полков , наблюдая за процессией. С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января.
При Елизавете I, любившей роскошь, появилась традиция новогодних балов-маскарадов. Во времена Екатерины II в новогоднюю традицию вошел обмен подарками и особенный праздничный стол. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника — шампанское, елочные украшения, открытки.
В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала — увеселительного павильона — установили первую публичную елку. После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница между старым и новым стилем времяисчисления в 13 дней — так появился неофициальный праздник старый Новый год. Также они отменили празднование Нового года, посчитав, что это «контрреволюционный, проникнутый идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия» праздник. Вместо него ввели праздник «Красной вьюги» — день начала мировой революции. Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки.
Навигация по записям
- Как праздновали Новый Год в России до Петра I
- Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси
- Почему новый год празднуют 1 января и что такое новый год по старому :: Инфониак
- От Рождества к «пролетарскому» Новому году
- Почему 20 декабря в России перенесли Новый год и куда исчезли 8 лет из летоисчисления страны
- Новый год, старые времена
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
До петровского указа Новый год отмечали 1 сентября. Как известно, Новый год в России стали отмечать при Петре I. Ёлки тогда не ставили, а дома украшали хвойными веточками. Новый год может быть даже летом, как это было, например, у древних майя — они отмечали этот праздник в июле, встречая месяц под названием «поп». В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна.
Новогодние традиции: как это было до указа Петра I и как стало после
На вопрос когда праздновали новый год до петра 1??? заданный автором Ђемная лучший ответ это До XV века на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В преддверии наступления нового, 2017-ого года редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории новогоднего праздника в России. Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября). Несмотря на перенос нового года с 1 сентября на 1 января Петром I, Церковь до сего дня празднует новолетие (новый год). Больше 100 лет Новый год праздновали весной. Рассказываем историю значения Нового года: от славянских племен до Петра I.
Новый год после петра 1. История Нового года
Но славяне крайне бережно подходят к своей истории и к своим традициям, поэтому, несмотря на внедрение юлианского календаря, люди продолжали праздновать Новый год 1 марта, как это делалась веками ранее. Интересно, что большой логики в начале года 1 сентября нет. Во многом поэтому славяне и не принимали эту дату. Перенос Нового года на 1 января В 1699 году Петр 1 издает указ, согласно которому новый 1700 год наступит не 1 сентября, а 1 января. Это указ известен под названием «О реформе календаря в России». Это был один из первых шагов русского царя после возвращения из Европы. Как известно Петр 1 был явный почитателем и подражателем всему, что делалось в Голландии и Англии. А поскольку там Новый год наступал уже 1 января — значит и в России нужно было сделать точно также.
По традиции Петра навязывание нового праздника шло с большой жестокостью — наказать могли любого, кто ослушался бы приказа царя. Именно в это время впервые начинаются использоваться такие атрибуты Нового года, как: Салюты. Как известно Петр 1 лично запустил первый салют на праздник. Массовые застолья и пьянство, которое так одобрял царь. Очень хорошо об этих событиях рассказывается в романе Алексея Толстого «Петр первый». Рекомендую почитать. Там, конечно, много субъективизма, но общие процессы описаны очень даже объективно.
Подданные пришли в восторг от затеи императрицы, и уже на следующий новый год во всех домах знати стали наряжать «зеленых красавиц». Постепенно елки появились и у простых горожан. В Москве с 50-х годов ХIХ века появляются новогодние традиции. На Соборную площадь устанавливают елку, в Манеже устраивают концерты и проводят ярмарки. С конца ХIХ века на Воробьевых горах начинают организовывать фейерверки. Московская знать во время новогодних и рождественских праздников устраивает балы-маскарады в своих усадьбах. Очень популярна была в высшем обществе игра «говорящие живые картины».
В картине «Девять муз и Аполлон» барышни изображали муз, декламируя специально написанные для них стихи, а один из гостей — Аполлон появлялся с бумажной лирой в руках. Зажиточные купцы предпочитали встречать Новый год в ресторанах Москвы: «Славянский базар», «Альпийская роза» на Софийке и т. Места бронировали заранее. Сложнее всего было попасть в ресторан при гостинице «Метрополь». Сюда стремились попасть крупные предприниматели, банкиры, коннозаводчики. Для гостей устраивались тематические вечера, Так, в честь состоявшегося в уходящем году знакомства москвичей с достижениями авиации, «Метрополь» назвал новогодний «Авиационным карнавалом» «Carnaval aviatique». В главном зале, в центре под плафоном, парил огромный «Цеппелин» дирижабль , который нес флаг с надписью «С Новым 1911 годом», а по углам были подвешены громадные модели аэроплана «Блерио».
На Воробьевых горах в 1891 году стали устраивать новогодние фейерверки. Основоположником этой традиции, которая существует и по сей день, стал московский ресторатор Степан Васильевич Крынкин.
Что было до Петра I? В Киевской Руси жили по византийскому летосчислению, которое использовалось в православном мире, поэтому Новый год встречали весной, когда начинала пробуждаться замерзшая земля — в марте. Свидетельств о том, как праздник отмечали в народе, почти нет.
В тексте приводится русское название новогоднего праздника: «Первый день во году». В 1492 году государь всея Руси Иван III Васильевич, отец Ивана Грозного, перенес праздник на 1 сентября, таким образом объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. Этот день был выбран для отмечания неслучайно. Согласно Ветхому Завету, Господь Бог повелел каждый год особенно праздновать наступление 7 месяца, ибо именно тогда Ноев ковчег остановился на горах Араратских. При этом в России сохранилось леточисление от сотворения мира, а не от рождения Иисуса Христа.
В XVII столетии празднование Нового года было официальным мероприятием, в котором участвовали такие высшие представители светской и церковной власти, как царь и патриарх. Церемония «О начатии нового лета» «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья» начиналась около 9 часов утра и проводилась на соборной площади Московского Кремля. Пётр I и Новый год Традиция отмечать Новый год по осени просуществовала 207 лет. В этом царь последовал примеру христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю.
Крестьянство пока что предпочитало отмечать Новый год в сентябре, а новая дата больше ассоциировалась у них скорее со Святками и Рождеством. Новый год в январе стал по настоящему народным праздником гораздо позднее. Эта книга размещена в коллекции « Новый год и Рождество в России » на портале Президентской библиотеки», — прокомментировала в пресс-службе Президентской библиотеки.
Новогодние традиции Пётр I ввел в России новые традиции празднования Нового года, с которыми он познакомился во время Великого посольства. Например, пускать фейерверки и украшать дома еловыми и сосновыми ветками. Впервые он заметил эту традицию у жителей Немецкой слободы — ведь для немцев ель является символом вечной жизни. Примеры того, как нужно наряжать праздничное дерево, были представлены на Гостином дворе. В первое празднование Нового года в январе на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а жители стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. По распоряжению царя бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, а сам Пётр I предстал в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков. Новогодняя ель окончательно вошла в обиход уже при императоре Николае I.
В пресс-службе Президентской библиотеки прокомментировали, что в книге Александра Корниловича « Новый год в 1724 году » можно найти подробности церемонии празднования 1 января самодержцем: «В 6 часов утра Пётр и вся императорская фамилия отправились в крытых санях из Зимняго дворца… на Петербургскую сторону в собор Святой Троицы, к слушанию обедни. Все же прочие дожидались выхода Императорской фамилии на площадке перед собором.
Кубок крепкого вина
- Когда впервые начали отмечать Новый год в России? -
- Когда впервые начали отмечать Новый год в России?
- Когда в России начали отмечать Новый год
- Празднование Рождества и Нового года в царской Рос
Как Пётр I изменил главный праздник в году
Поэтому первый день сентября в старину был важен для наших предков во многих отношениях. Как новолетие этот день считался русскими в числе великих праздников, и предки наши, домашняя жизнь которых отличалась резко характером церковности, проводили этот день так же, как праздник Рождества, Богоявления и прочие. В день Семенов они считали священным долгом быть на всех богослужениях, подавать милостыню, посещать тюрьмы и приюты, снабжать бедных пищей и одеждой. Первый день сентября как праздник новолетия начинал собой круг церковный, почему богослужение в этот день сопровождалось особым церковным 4 обрядом. Накануне новолетия торжественный колокольный звон по всей Москве раньше обыкновенного времени призывал народ к вечерне, после которой патриарх со всем собором совершал молебное пение новолетию, а иногда и Симеону Столпнику. То же делалось накануне Нового года во всех церквах не только в Москве, но и во всей России. В полночь о наступлении новолетия давалось знать вестовой кремлевской пушкой. С первым ударом церковного колокола, призывающим к утрени, массы благочестивых бояр и народа устремлялись в Кремль для встречи Нового года в Успенском соборе.
По окончании утрени на рассвете совершался обряд «летопровождения». Патриарх по выходе из Успенского собора и прочтении пред церковными вратами ектении «о еже благословити Господу венец лета благостию Своею» в сопровождении многочисленного духовенства в богатых облачениях, в преднесении святых икон, крестов и хоругвей совершал крестный ход на кремлевскую площадь, которая тщательно была убрана и здесь во множестве толпился народ. Уже ранее между Архангельским и Благовещенским соборами были приготовлены и устланы дорогими коврами два места на особо устроенном обширном помосте против красного крыльца: одно для царя, а другое для патриарха. На восточной стороне помоста, окруженного красивой решеткой, поставлялись два аналоя, на одном из которых полагалось святое евангелие, а на другом — икона святого Симеона. Совершаемое здесь молебное пение с водосвятием исполнялось государевыми и патриаршими певчими, и присутствовавшие с благоговением внимали велелепному исполнению церковного служения, особенность которого составляло, между прочим, троекратное осенение святым крестом четырех стран света и умилительное чтение Евангелия Лк. По окончании молебна царь подходил к святому кресту, при чем патриарх произносил приветственную царю речь, после краткого ответа на которую царь прикладывался к святому евангелию и иконам. Затем, возвратившись в Успенский собор, патриарх соборне со всем именитым духовенством совершал чин литургии.
В этот день приносили поздравление царю бояре и иноземные послы. Царь приветствовал благочестивый народ и по русскому обычаю разделял бедным богатую милостыню, в чем усердными подражателями ему являлись бояре и богатые купцы. Чин летопровождения отправлялся и в городах и селах, только гораздо проще; особенность его составляло троекратное обхождение вокруг церкви в торжественной церковной процессии см. Во всей России первый день сентября как новолетие праздновали по чину церковному единовременно только до 1700 года. Петр Великий в декабре 1699 года повелел в своей империи, по примеру других христианских государств, начинать новый год с января и считать годы не от сотворения мира, но от Рождества Христова.
Именно тогда 7209 год стал годом 1700-м, а в России стали появляться новые, уже более привычные нам традиции празднования главного торжества зимы.
Сначала началом нового года на Руси было первое марта, а с 1492 года — первое сентября по юлианскому календарю. Тогда летосчисление велось с момента сотворения мира. А сама встреча Нового года, разумеется, была далека от современной. Камерные и строгие во всех отношениях новогодние церемонии "О начатии нового лета", "На летопровождение" или "Действо многолетнего здоровья" в московском Кремле выглядели примерно так: на соборной площади устраивался большой помост, покрытый персидскими и турецкими коврами, рядом — между Архангельским собором и Иваном Великим — на помосте устанавливали три аналоя для Евангелий и икон, перед ними ставили большие свечи, а также стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив располагались два места — для патриарха и царя, в обязательном порядке выходившего в Большом царском наряде. Многочисленная царская свита также блистала роскошью — сопровождающие были облачены в золото и парчовые одежды.
Соборная площадь пестрела различным людом. На помосте от Благовещенского до Архангельского собора стояли сокольники, стряпчие и дворяне, а за ними гости. Между Благовещенским и Успенским соборами располагались стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники и стрелецкие. А дальше начиналась служба: духовные лица по двое подходили к царю и патриарху, после чего в дело шли поздравительные речи — непременно с низким поклоном до земли.
В 1492 году, который был 7000 годом от сотворения мира, царь Иван III повелел своим царским указом перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. Когда в старину отмечали Новый год? Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Кто поменял летоисчисление? Число же сему году было дано 1700-е от Рождества Христова. Этот указ вызвал немало толков и страхов. Какого числа справляют Новый год в России до царского указа? Когда-то на Руси начало нового года называлось «первый день во году», и день этот приходился до 1492 года на 1 марта, а после — на 1 сентября. Как встречали Новый год 1 января 1700 года и почему? Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский не церковный характер.
Да вот и римляне, к примеру, начинали год с весны. Логика в этих рассуждениях, конечно, есть. Но давайте вспомним несколько важных моментов. Во-первых, в календаре наших предков день начинался не утром, а с вечера. Отголосок этого мы можем наблюдать в русском крестьянстве, где церковный день также начинается с вечера. И только у католиков в этом плане всё соответствует современности. Смотря по этой логике на годовой цикл, можно сказать, что осень — это вечер года, с которого он и должен начинаться. Во-вторых, осеннее равноденствие занимало особое место в годовом цикле, оно считалось жреческим. Если весной начинался новый земледельческий цикл, требующий усиленной физической работы, то осеннее равноденствие — это начало нового духовного цикла, цикла познания. Тут на первый план выходит умственная и духовная работа. Недаром ведь и сегодня новый учебный год в школах и ВУЗах начинается именно осенью. Неудивительно, что в древнем, гораздо более духовном обществе точка начала познавательной активности имело наиболее весомое значение для выбора начала года. Лишь с потерей знания утраты понимания важности всего духовного осеннее равноденствие стало терять свои позиции, как точка отсчета годового цикла. Иногда можно встретить и такое мнение праздновать новолетие нужно весной, поскольку в это время начинается тёплая четверть года, начинается новое лето. Но тут самое время вспомнить, что у предков в календаре было 9 месяцев и всего три времени года — зима, весна и оусень, а летом назывался весь год. Славянский Новый год — Новолетие Мы до сих пор спрашиваем: Сколько вам лет? В память о прежнем названии Нового года есть такие слова как: долголетие, летопись, летоисчисление. И так как минимум более 7,5 тысяч лет назад, а на самом деле гораздо раньше, Новый год у наших пращуров назывался Новолетие — праздником нового лета и отмечали его в один из первых дней осеннего равноденствия. Коляда Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское новолетие, как и Коляда — это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами.
От Рождества к «пролетарскому» Новому году
Историк рассказал, почему в России отмечают два Новых года | До 1700 года Новый год праздновался 1 сентября. Пётр 1 поменял дату на 1 января. |
Новая лета. Славянский новый год. | Как и когда на Руси отмечали Новый год, что изменилось при переносе нового года Петром 1. Традиции праздника у древних славян, был ли Дед Мороз. |
Новая лета. Славянский новый год. | В 1699 году Пётр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю. |
История Нового года в России. Досье
Ранее новый год праздновали 1 сентября, которое было установлено в 1492 году Иваном III. Как праздновали Новый год 1 сентября? Указ Петра Первого о праздновании Нового года 1 января По указу Петра I от 20 декабря 1699 года Россия перешла на новое летоисчисление, празднование начала года с 1 сентября официально перенесли на 1 января. Петр I ввел традицию праздновать Новый год 1 января Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенес Новый год на 1 января. Если Новый год отмечают практически повсеместно, то со Старым Новым годом все немного сложнее. Большинство россиян сейчас широко отмечают Новый год, а Рождество всерьез празднуют лишь религиозные люди.