Четвертое: Фарисей в своей молитве сравнивает себя с рядом стоящим мытарем, и, видя явное свое превосходство, благодарит Бога что он лучше, и, тем самым, унижает его. И начинают они с прочтения притчи о мытаре и фарисее.
Толкование притчи о мытаре и фарисее
Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение). Завершается же притча утверждением Иисуса, согласно которому "мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Гордый и самопревозносящийся фарисей, относивший все свои добродетели к своим собственным заслугам, ушел из храма менее оправданным, чем мытарь. Посмотрев на мытаря в присутствии Божием и увидев собственное осуждение, фарисей мог бы открыть в человеке, столь им презираемом, своего брата. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Неделя о мытаре и фарисее
Итак, истинный молитвенник глубоко смирен и полон радости, если Бог допустит его хотя бы к ногам Своим. Не смел даже поднять глаз на небо. Почему он не поднимал глаз своих на небо? Глаза — зеркало души. В глазах можно прочесть грех души. Не видите ли вы каждый день, как человек, совершивший грех, опускает глаза пред людьми? Как же грешнику не опустить глаз пред Богом Всевышним? Се, всякий грех, совершенный против людей, совершен против Бога; и нет на земле греха, который не был бы направлен против Бога. Истинный молитвенник осознает это, и потому он, кроме смирения, исполнен и стыда пред Богом.
Посему и говорится: не смел даже поднять глаз на небо. Почему он ударял себя в грудь? Дабы тем показать, что тело есть повод к человеческому греху. Телесное вожделение приводит человека к самым тяжким грехам. Чревоугодие рождает похоть; похоть рождает гнев; а гнев — убийство. Попечение о теле разлучает человека от Бога, обедняет душу и убивает в человеке ревность по Боге. Потому мытарь на молитве и ударял свое тело, ударяя тем самым виновника своего греха, своего унижения и своего стыда пред Богом. Но почему он ударял именно в грудь, а не бил по голове или по рукам?
Потому что в груди находится сердце; а сердце является источником и греха, и добродетели. Сам Господь сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека Мк. Вот почему мытарь ударял по сердцу своему. Ударяя себя в грудь. Он говорил: Боже! Он не перечисляет ни добрых, ни злых дел своих. Бог знает все.
И Бог требует не перечисления, а сокрушенного покаяния во всем. Этими словами сказано все. Ты, Боже, — Врач, а я — больной. Ты Единый можешь исцелить, и к Тебе Единому припадаю. Ты Врач, а милость Твоя — лекарство. Говоря: Боже! Никто в мире не может излечить меня, кроме Тебя, Боже. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих Пс.
Люди, сколь бы праведны они ни были, ничем не могут мне помочь, если Ты мне не поможешь. Ничто мне не поможет: ни мой пост, ни приношение десятой части, ни все мои добрые дела, если милость Твоя не изольется, как елей, на раны мои. Похвала человеческая не лечит моих ран; она их растравляет. Ты, Ты Единый знаешь мой недуг; и Ты Единый имеешь лекарство. Нет мне смысла идти ни к кому иному, нет мне смысла никого иного молить. Если Ты меня отвергнешь, весь мир не сможет удержать меня от падения в бездну. Ты, Ты Единый, Господи, можешь, если хочешь. Боже, прости и спаси!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот. Кому Господь сказывает сие? Всем вам, уверенным о себе, что вы праведны. Мытарь идет оправданным в дом свой более, нежели фарисей. Смиренный исповедник своих грехов идет оправданным в дом свой более, нежели надменный самохвал. Оправдался стыдливый покаянник, а не бесстыдный и самодовольный гордец. Врач умилостивился и исцелил болящего, признавшего свою болезнь и попросившего лекарства; но ни с чем отпустил того, кто пришел ко Врачу, дабы похвастаться своим здоровьем.
Усвойте и вы молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному! Нередко оно ассоциируется с елейностью, безволием, низкопоклонством. Между тем подлинное значение слова «смирение» — это мудрость и трезвость, умение видеть свои недостатки и слабости, обуздывать гордыню. Антиподы этой «духовной нищеты» — самомнение, ложная успокоенность. Начиная с «недели мытаря и фарисея», за всенощной поют Песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» В ней сливаются воедино слова псалмопевцев, сокрушенный вздох мытаря и голос души, взыскующей прощения Божия.
Несчастное положение бедной вдовы, вынужденной обратиться к нему в связи с тем, что некто задумал страхом и силой одолеть ее. Правда была явно на ее стороне, но она, ища правды, не хотела, вероятно, связываться с формальностями закона и ежедневно обращалась лично к судье с одной и той же просьбой: защити меня от соперника моего, то есть поступи по справедливости с моим соперником; это не означает, что она хотела отомстить ему за обиду, нет, она желала, чтобы его заставили вернуть ей ее имущество, находившееся в его руках, и чтобы он не мог более притеснять ее. Бедные вдовы часто имеют много врагов, которые варварски используют в своих интересах их беспомощность и беззащитность, посягают на их права и обманом лишают их того малого, что они имеют. Судьи же обязаны были не только не притеснять вдовы Иер 22:3 , но защищать сироту и вступаться за вдову Ис 1:17 , быть их покровителями и защитниками, тогда они будут как боги, ибо Бог именно таков, Пс 67:6. Препятствия и разочарования, с которыми она столкнулась в своем ходатайстве: Но он долгое время не хотел. В соответствии со своими обычными правилами он был суров с ней, не обращал внимания на ее дело и смотрел сквозь пальцы на все обиды, причиненные ей ее соперником. Она не могла дать ему взятку, и не было никакого влиятельного человека, которого боялся бы судья и который мог бы заступиться за нее, поэтому он вовсе был не склонен удовлетворять ее жалобу. Судья сам сознавал причину своей медлительности в этом деле и не мог не признать в самом себе, что он Бога не боится, и людей не стыдится. Печально, когда человек знает, как много у него недостатков, но не заботится освободиться от них. Победа вдовы, достигнутая благодаря тому, что она постоянно докучала этому неправедному судье ст. Так своими неотступными просьбами она добилась справедливости: она просила у дверей его дома, преследовала его на улице, умоляла его в суде, и всегда одними и теми же словами: защити меня от соперника моего. И он вынужден был это сделать, чтобы избавиться от нее, ибо совесть его, при всей его неправедности, не позволяла ему отправить ее в тюрьму за оскорбление суда. Эту притчу Христос применяет для ободрения молящегося народа Божьего, чтобы они молились с верой, усердием и настойчивостью. Он заверяет их, что Бог, в конце концов, окажет им милость ст. Бог ли не защитит избранных Своих?.. Заметьте: 1 Чего они желают и ожидают от Бога: чтобы Он защитил избранных Своих. Отметим: [1] В этом мире существуют люди, которые являются Божьими людьми, избранными Его, Его собственным избранным народом. Во всем, что Он делает для них, Он всегда имеет это в виду; Он делает, потому что они Его избранные, вследствие того что Он совершил их избрание. Это не означает, что Бог нуждается в их увещаниях или что Им можно управлять посредством молитв, нет, но Он вменил молитву им в обязанность и в ответ на нее обещал милость. Мы должны быть конкретными в молитвах против наших духовных врагов, подобно апостолу Павлу Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня... Господи, умертви эту похоть. Господи, вооружи меня против этого искушения. Мы обязаны также проявлять заботу о гонимых и преследуемых церквах и молиться, чтобы Господь защитил их и обеспечил их безопасное положение. В молитве мы должны быть очень настойчивы, должны вопиять со всем усердием, вопиять день и ночь, как уверенные в том, что молитва в конце концов будет услышана; мы должны бороться с Богом, как те, кто знает цену благословения, и тогда не получим отказа. Бог может медлить защищать их, может не сразу вступиться за них в ответ на их прошения. Бог долго терпел вопли о беззакониях египтян, притеснявших израильский народ, и вопли о скорбях, возносимых притесняемыми. Ибо: [1] Эта вдова была для судьи чужим человеком, никакие родственные узы не связывали их, в то время как молящиеся дети Божьи являются Его собственными избранными, Он знает и любит их, находит в них удовольствие и всегда печется о них. Как святые на небе окружают престол славы своей объединенной хвалой, так святые на земле осаждают престол благодати своими объединенными молитвами. Мы же имеем Ходатая пред Отцем, Его собственного Сына, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас, и имеет могущественное влияние в небесах. А к нам простерт золотой скипетр, нам велено просить и при этом обещается, что мы получим просимое. Христос намекает, что, несмотря на это, они все-таки ослабеют в ожидании Его ст. Итак, когда Бог придет, найдет ли Он веру на земле? Этот вопрос выражает отрицание в сильной форме: нет, Он не найдет ее, Он Сам это предвидит. Он взирает на сынов человеческих и не спрашивает: найду ли Я невинность? Приходящих к Нему за исцелением Он спрашивал об их вере. Его глаза видят самого слабого, самого незаметного верующего. То есть: [1] В общем, Он найдет лишь немного добрых людей, немного действительно и истинно добрых. Много будет имеющих только вид благочестия, но немного истинно, искренне верующих. Более того, Он найдет мало преданности среди людей, нет верных между сынами человеческими Пс 11:2. Повод для этой жалобы будет сохраняться до конца века. Мир не будет становиться лучше, приближаясь к своему концу. Сейчас плохо, будет еще хуже, но самое худшее будет как раз перед пришествием Христа, последние времена будут самыми ужасными. Когда Он придет, чтобы защитить избранных Своих, Он посмотрит, есть ли какая вера, чтобы помочь и поддержать, и удивится, не найдя ее, Ис 59:16; Ис 63:5. Это означает, что Христос может задерживаться как со Своими отдельными посещениями ради помощи Своему народу, так и со Своим пришествием в конце времени так долго, что: Во-первых, нечестивые люди начнут отвергать его, говоря: «Где обетование пришествия Его?.. Они будут опровергать Его пришествие Ис 5:19; Ам 5:10 , Его промедление ожесточит их в их нечестии, Мф 24:48. Во-вторых, даже Его собственный народ начнет терять надежду на Его пришествие и решит, что Он не придет никогда, потому что их расчеты не оправдались. Божье время для явления Его народу наступает тогда, когда все доходит до крайности и когда Сион начинает говорить: оставил меня Господь. Ис 49:14; Ис 40:27. Но утешение наше состоит в том, что когда придет назначенное время, то обнаружится, что неверие человека не может лишить силы обетования Божьи. Цель этой притчи также указана в предисловии к ней ст. Христос предназначил ее для обличения некоторых, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других. Они имели высокое мнение о себе и о своих добродетелях, считали себя святыми, вполне отвечающими требованиям святости и более святыми, чем все окружающие их, так что могли служить примером для всех. Но это еще не все. Они были уверены о себе перед Богом, не только имели высокое мнение о своей праведности, но и полагались на нее как на свою заслугу всякий раз, когда обращались с молитвой к Богу. Они были уверены о себе, что они праведны, считали, что сделали Бога своим должником и могут всего потребовать у Него. Далее: 3. Они уничижали других, смотрели на них с презрением, как на недостойных никакого сравнения с ними. Этой притчей Христос хотел показать безумие таковых, что они таким образом лишали себя Божьего благоволения. Хотя эта история называется притчей, однако никаких аналогий здесь нет. Это, скорее, описание различных характеров и высказываний тех, кто гордо оправдывает себя, и тех, кто смиренно осуждает себя, а также их различных положений перед Богом. Это факты из повседневной жизни. Здесь представлены два человека, совершающие молитву в одном и том же месте и в одно и то же время ст. Это не был час общей молитвы; они пришли в храм для личного поклонения Богу, как обычно поступали благочестивые люди в то время, когда храм был не только местом, но и средством богослужения. Бог обещал в ответ на просьбу Соломона, что всякая молитва, совершенная в храме, или в сторону храма, будет скорее услышана. Христос — наш храм, обращаясь к Богу, мы должны взирать на Него. Фарисей и мытарь вошли в храм помолиться. Отметим, среди поклоняющихся Богу в видимой церкви существует смесь добрых и плохих, тех, кто принимается Богом, и тех, кто не принимается Им. Так было всегда, с тех пор как Каин и Авель принесли свои жертвы на одном жертвеннике. Фарисей, при всей своей гордости, не мог ставить себя выше молитвы, и мытарь, при всем своем смирении, не мог смотреть на себя как на лишенного права прибегать к молитве. Однако у нас есть основание думать, что они пришли с разными намерениями. Фарисей пришел помолиться в храм, потому что это было общественное место, более общественное, чем углы улиц, и поэтому здесь на него будет устремлено множество глаз и люди похвалят его набожность; возможно, это было больше, нежели ожидалось. Основанием для такого предположения является данная Христом характеристика фарисеев: все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди. Отметим, лицемеры соблюдают внешние религиозные обряды только для того, чтобы сохранить или приобрести добрую репутацию. Существует много тех, которых можно каждый день увидеть в храме, но вполне возможно, что мы никогда не увидим их по правую руку Христа в тот великий день. Мытарь пришел в храм, потому что это был дом молитвы для всех народов, Ис 56:7. Фарисей пришел в храм ради похвалы, а мытарь ради дела; фарисей пришел для того, чтобы показать себя, а мытарь — чтобы принести свое прошение к Богу. Бог видит, с какими настроениями и намерениями мы приходим на служение Ему, и соответственно этому будет судить нас. Обращение фарисея к Богу ибо назвать это молитвою я не могу : Фарисей став молился сам в себе так, ст. Став сам по себе, он молился так — так переводят некоторые это место. То есть он был всецело занят самим собой, не видя никого, кроме самого себя, ища только собственной похвалы, а не славы Божьей. Или, став на видном месте, чтобы выделиться среди остальных, или, приняв на себя очень торжественный и официальный вид, он таким образом молился. Из того, что он говорил, можно заключить следующее: 1. Он был уверен о себе, что он праведен. Он сказал много хорошего о самом себе, и мы можем предположить, что это было правдой. Он был свободен от грубых и позорных грехов, он не был грабителем, не был ростовщиком, не притеснял должников и арендаторов, но был справедлив и добр со всеми, кто зависел от него. Он ни в чем не поступал несправедливо, он никому не сделал зла, он мог сказать как Самуил: У кого я взял вола, у кого взял осла?
Итак, мытарь — это сборщик налогов с населения. Во времена Иисуса Христа Иудея, в которой и происходили описываемые события, находилась под властью Римской империи. Проще говоря, страна была оккупирована. Мытари же собирали налоги в пользу римлян-оккупантов, выступая неким синтезом и налоговиков, и рэкетиров. Среди иудеев сборщики податей были крайне презираемы, а общение с ними считалось, ни больше, ни меньше, грехом. Естественно, в мытари шли далеко не лучшие сыны еврейского народа, что сказывалось и на отношениях с согражданами. Отправляясь на мыт место сбора податей , сборщики не просто брали установленную налогом сумму сбора, а бессовестно обирали местное население, не разбираясь в уровне достатка и социального положения своих жертв. А поскольку мытари назначались на сбор налогов территориально, а не, скажем, только среди своих братьев по крови, то им приходилось общаться с представителями язычников. У иудеев активное общение с другими народами считалось грехом. Иерей Максим Массалитин Сюжет притчи о мытаре и фарисее. Роспись стены в притворе храма. Валаамский монастырь, Карелия Что мы имеем? Мытарь — это человек очень низких моральных устоев, предатель своего народа, рэкетир-вымогатель, запятнавший себя общением с язычниками, в общем, грешник, изгой, которому в лицо могли ничего не говорить, но люто ненавидели в иудейском обществе. Теперь к фарисею. Фарисеи представляли собой религиозно-политическое движение, и буквально их наименование переводится как «обособленные». Среди фарисеев было и иудейское духовенство, и просто набожные граждане. Во времена Христа они не занимали каких-то значимых постов во власти, но пользовались уважением среди простого народа. Фарисеи скрупулезно соблюдали религиозные предписания закона пророка Моисея и к тому же призывали остальных иудеев. Правда, Иисус Христос обличал фарисеев за то, что они настаивали на строгом соблюдении вероучительных правил, при этом сами соблюдали их далеко не так ревностно, как учили простых иудеев. В современном церковном языке слово «фарисей» стало обозначать религиозное лицемерие, показушность и позерство. Как имя духовных авторитетов Ветхого Завета в Новом Завете превратилось в презрительное прозвище?
Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о мытаре и фарисее
Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение). Итак, опять напомню вам благодатную притчу о мытаре и фарисее. "Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Притчами приводя всех к исправлению жизни, Христос мытаря возвышает за смирение, показав и фарисея, возношением смиряемого.
Проповедь о мытаре и фарисее
Притча о мытаре и фарисее Молитва же мытаря была воплем души, в смирении взиравшей на свои грехи и в дерзновении веры призывавшей милосердие Божие уврачевать страдания немощи. Притчу о двух мужчинах, мытаре и фарисее, рассказал Иисус Христос людям, пришедшим на проповедь. Неделя о Мытаре и Фарисее: содержание притчи, экскурс в историю, толкование, духовный смысл, значение и особенности этого периода. В притче о мытаре и фарисее Христос предостерегает от широко распространенного фарисейства, свойственного почти каждому из нас. Фарисей мог бы в мытаре увидеть своего брата сейчас и протянуть ему руку, поднять его, и возблагодарить Бога едиными устами с ним за то, что Бог тебя и его привёл в храм. Перейдем непосредственно к анализу притчи о молящихся фарисее и мытаре Лук.18:9-14.
Первая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее
Сегодня мы с вами слышали евангельскую притчу о мытаре и фарисее, именно она показывает нам, с каким душевным настроем мы должны входить в Великий пост. Два человека пришли в храм Божий помолиться, один из них был мытарь, а другой — фарисей. Фарисей прошел в переднюю часть храма, мытарь же стоял у входа, преклонив главу. И Евангелие показывает их образ молитвы, как они молились. Возможно, уста их молчали, но Господь Сердцеведец, Он зрит на сердце человеческое и видит их мысли и желания. Фарисей молился так: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что я хороший человек: даю милостыню, живу по заповедям, благочестиво, а не как блудники, разбойники или как этот мытарь». Фарисей в своей молитве не обращается с благодарностью Богу, а просто любуется самим собой. Когда они окончили молитву, мытарь был более оправдан Богом, чем фарисей. В конце притчи сказано, что всякий возносящий себя смирится, а смиряющий — вознесется. Через эту притчу Господь обращается к нам с вами, он ждет, чтобы мы пробудились от сна нечувствия и посмотрели в свою душу и сердце. Мытаря и фарисея можно рассмотреть как два разных устроения души человеческой, одно — приятное Богу смиренное сердце, а другое — противное Богу, гордое и надменное сердце.
Сам Господь в последних словах этой краткой притчи истолковывает ее: всякий возносящий себя смирится, и всякий смиряющий себя вознесется, будет оправдан Богом. Это побуждает нас к размышлению: а кто мы в этой притче? Какой бывает наша молитва?
Благодатию Твоею спаси меня, Господи, от геенны. Вот день Господень внезапно возблистает для твари, и праведники выйдут в сретение Господу с горящими светильниками; а я — тьма, нет елея в моем светильнике, чтоб сретить Жениха, когда придет Он. Трепещет дух мой, в смущение приходят мысли мои от представления, что нечестивых ожидает огонь. По благости Твоей, милосердствующей о грешниках, помилуй меня, погибшаго, — и буду славословить Тебя, когда приидет Царствие Твое, Многомилостивый! Силуан Афонский О милосердие Божие! Я мерзость перед Богом и людьми, а Господь так любит меня, и вразумляет меня, и исцеляет меня, и Сам учит душу мою смирению и любви, терпению и послушанию, и все милости Свои излил на меня. С тех пор я держу ум свой во аде, и горю в мрачном огне, и скучаю о Господе, и слезно ищу Его, и говорю: «Скоро я умру и вселюсь в мрачную темницу ада, и один я буду гореть там, и тосковать о Господе, и плакать: где мой Господь, Которого знает душа моя».
И великую пользу получил я от этой мысли: ум мой очистился и душа обрела покой. Смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока… Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным… Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят и множество трудов своих Прп. Ефрем Сирин. Хотя бы ты отличался молитвою, постом, милостынею, целомудрием или другою какою добродетелью, все это без смирения разрушается и гибнет. Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает заповеди со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из души слушателей. Смиренномудрый и при величии своем не думает о себе много, зная свое смирение, а ничтожный и при малости своей многое о себе воображает. Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души. Подлинно ничто так не отвращает милосердие Божие и предает так геенскому огню, как страсть гордыни.
Молитва фарисея была рациональной, молитва мытаря — эмоциональной. Фарисей молился долго, перечисляя свои добродетели, но не повторяясь; мытарь произносил одну и ту же краткую формулу. Фарисей молился про себя, мытарь — вслух. Фарисей мог наблюдать за мытарем, видеть его движения и, возможно, слышать его голос; мытарь не наблюдал за фарисеем и по-видимому не замечал его. Фарисей был сосредоточен на себе, мытарь на Боге. Основной смысл притчи можно выразить в нескольких простых формулах: 1 Бог смотрит не на заслуги человека, а на его сердце; 2 «жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного» Бог не презрит Пс.
Притча о мытаре и фарисее
Фарисей должен был сочувствовать мытарю, сострадать, сожалеть о том, что мытарь такой павший. Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю. И начинают они с прочтения притчи о мытаре и фарисее. Неделя о мытаре и фарисее Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в неделю о мытаре и фарисее, собор новомучеников и исповедников Российских 08 февраля, 2017.
Неделя о мытаре и фарисее: Богу понты не нужны
Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Во святом Евангелии Господь притчами наставляет нас на путь спасения, приуготовляет нас к Великому посту — времени воздержания и покаяния, а в нынешнюю неделю напоминает нам поучительную притчу о мытаре и фарисее. Предлагаем вашему вниманию толкование притчи о мытаре и фарисее. Фарисей и мытарь обладали разными характерами, разным пониманием веры, по-разному видели себя и анализировали себя. Притча о мытаре и фарисее Молитва же мытаря была воплем души, в смирении взиравшей на свои грехи и в дерзновении веры призывавшей милосердие Божие уврачевать страдания немощи. Как в случае с притчей о мытаре и фарисее.