свежие новости дня в Москве, России и мире. Ивану Дмитриевичу дважды удалось убедить Шадринскую городскую думу выделить средства на учебные поездки. порождение декаданса: обучение у Родена и Бурделя (некоторые ранние работы напрямую выказывают текучее наставничество великих французов) не прошли даром, правда, там. Шадр Иван Дмитриевич (1887-1941). Скульптор, чье имя стало известно благодаря созданию целой серии рисунков и скульптур, изображения которых затем появились на советских рублях.
Шадр Иван Дмитриевич. 1940.
- Истории Екатеринбурга. Иван Шадр. часть вторая.Денежные мужики.: ran_ger — LiveJournal
- ИВАН ШАДР. ВЫСТАВКА В НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ
- Шадр Иван Дмитриевич (1887-1941)
- Свежие записи
Исполнилось 135 лет со дня рождения Ивана Шадра
Совместно с архитекторами и скульпторами Иван Дмитриевич принимал участие в формировании Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Большой интерес там вызвали его работы: композиция «Штурм Земли» и эскиз рельефа в глине «Борьба с землей». В этих работах Шадр пытался отразить революционные преобразования, которые несет для сельского хозяйства социалистическая революция. Особое место в творчестве скульптора занимает советская мемориальная скульптура. Надгробия, выполненные Шадром, установлены на могилах Е. Нимирович-Данченко, В. Дурова, Н. Аллилуевой и других известных людей. Иван Дмитриевич — один из немногих работал над посмертным портретом В. За 13 лет И.
Шадр создал 16 скульптур Владимира Ильича. Данная тема сделала его «главным мастером довоенной скульптурной ленинианы». Одна из самых знаменитых работ — монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленный в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В. Талант Шадра проявился и в скульптурных портретах: Н. Касаткина, В. Ногина, Л. Красина, К. Либкнехта, Р. Люксембург и других известных личностей.
Свой труд он вложил в произведения: «Девушка с веслом», «Рабочий со знаменем», «Девушка с факелом» и др. Пушкину, А. Горькому и др. За модель проекта посвященного А. Горькому для г.
Модель фигуры для памятника, установленного в Москве на площади Тверская Застава. Мухина с помощницами Н. Зеленской и З. Открытие состоялось в 1951 году. Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Скульптор И. Шадр Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Фото А. Сидельников, 2023 г. Отлив 1963 года с экземпляра в гипсе 1939. Портрет Л. Постамент — гранит. Портрет В. Выполнен к проекту памятника для Москвы. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1924 года. Портрет Н. Отлив с экземпляра в гипсе 1946, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Постамент — мрамор. В 1926 году Шадр отправился в зарубежную командировку в Европу. Бывая у него почти ежедневно, засиживался подолгу — оба получали от беседы удовольствие. Леонид Борисович знал, что неизлечимо болен, но держался очень бодро и мужественно, никогда не жаловался». В ноябре 1926 года Красин скончался. По приезде в Россию Шадр выполнил ещё один вариант портрета в мраморе в виде горельефа ныне — в музее современной истории России. В 1901 году стал агентом по нелегальному распространению газеты большевиков «Искра». Живописец, ученик В. Перова, с 1891 года член «Товарищества передвижников». В 1923 году первым получил звание народного художника Республики. Проект неосуществлённого надгробия. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922, Государственный музей современной истории России, Москва. Фриче с сыном В. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1931 года, Национальный музей «Киевская картинная галерея». ГТГ «Для лепки были сооружены высокие леса среди двора на фоне старинного дома, построенного чуть не в аршин в диаметре из толстого лесу. Над лесами — посредством жердей — устроена палатка. Кругом этого небывалого сооружения — народ и народ, оставивший в ограде груды подсолнечной скорлупы. Глядевшие в подворотню ребятишки так и просились на барельеф. Взрослые отпускали шутки по адресу Ивана Дмитриевича, что он вытаскал у них всю воду из реки. Действительно, в начале июля воды в речке было полно, а под конец работы Ивана Дмитриевича, самого таскавшего ведра из речки, она почти пересохла. Вообще зрители принимали самое горячее участие в обсуждении натуры сеятеля и своими замечаниями помогали создать настоящего севача». Краевед В.
В экспозицию включена мультимедийная программа. Выставка «Скульптор Шадр.
Всю жизнь Иван Шадр воспевал в скульптуре революцию. В странах бывшего Советского Союза он известен как создатель легендарной «Девушки с веслом», мастер пластического искусства и один из самых востребованных художников своего времени. На открывшейся выставке в Новой Третьяковке можно увидеть его скульптуру «Булыжник — орудие пролетариата» 1927 года, классику соцреализма.
В Третьяковской галерее пройдет первая за 60 лет выставка советского скульптора Ивана Шадра
В августе 1918 года Иван Дмитриевич Шадр выставил в здании клуба приказчиков драмтеатра макет памятника шадринцам, расстрелянным большевиками. Мемориальная доска И.Д. Шадру. Надпись на мемориальной доске: "В этом доме жил скульптор Иван Дмитриевич Шадр с 1937 по 1941 год". Написать нам или предложить новость. Иван Дмитриевич Шадр (1887–1941) — классик советской скульптуры. "Сезонник" – скульптор Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941). Бронза, 1929 год.
«Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность»
В Ивановской области почтили память погибших на Чернобыльской АЭС | В этой скульптуре Иван Дмитриевич Шадр передал черты своего отца, талантливого плотника. |
Девушка с веслом. 1937. Иван Дмитриевич Шадр (1887 - 1941) БГ. Аквариум. Девушка с веслом. 2008. | Выдающийся скульптор-монументалист, представитель академического модерна, создатель героических образов советской эпохи — личности и творчеству Ивана Дмитриевича Шадра посвящен лекционный проект библиотеки «Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность». |
Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения | Шадр Иван Дмитриевич (Иванов, 1887—1941). Художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн». |
Сегодня в Новой Третьяковке открылась выставка Ивана Шадра. | Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия Иванов) родился 30 января 1887 года в городе Шадринске (ныне Курганской области) в многодетной семье столяра. |
Девушка-гребец с эрегированными сосками... К 80-летию произведения Ивана Шадра | Иван Дмитриевич Шадр, которого всегда привлекала большая гражданская идея, находился в постоянных поисках монументальных и эмоционально-выразительных средств, передающих красоту и героизм советского человека. |
Иван Дмитриевич Иванов-Шадр
Иван Дмитриевич Шадр, которого всегда привлекала большая гражданская идея, находился в постоянных поисках монументальных и эмоционально-выразительных средств, передающих красоту и героизм советского человека. Иван Дмитриевич Иванов (Шадр) родился 11 февраля (30 января ст. ст.) 1887 года, в семье плотника Дмитрия Евграфовича и Марии Егоровны Ивановых, в селе Такташинском, ныне Мишкинский район Курганской области. В августе 1918 года Иван Дмитриевич Шадр выставил в здании клуба приказчиков драмтеатра макет памятника шадринцам, расстрелянным большевиками.
Скульптура «Сезонник» в сквере на Лермонтовской площади
«Дарования Ивана Дмитриевича Шадра были многообразны и глубоки, он увлекался музыкой, пением, драматическим искусством, рисованием, но более всего – скульптурой. Главная» Новости» Новости шадринска и шадринского района на сегодня. Ивану Дмитриевичу дважды удалось убедить Шадринскую городскую думу выделить средства на учебные поездки. Ее героем стал советский скульптор-монументалист Иван Дмитриевич Шадр.
В Ивановской области почтили память погибших на Чернобыльской АЭС
Каменский и Грюнберг сразу выделили Шадра из числа учеников и создали ему условия, в которых он мог заниматься главным образом скульптурой. Первую свою работу Иван лепил с добровольного натурщика — фабричного сторожа. В связи с революционными событиями 1905 года М. Каменского отстранили от руководства школой и отправили в ссылку. Новое руководство школы под предлогом того, что Шадр учился вне школьной программы, отказалось выдать ему диплом, дающий право на звание художника-профессионала — вместо диплома он должен был получить лишь свидетельство о том, что он тут учился. С таким свидетельством работать по специальности было невозможно. Не сдавая выпускных экзаменов, Иван отправился со своим другом П.
Дербышевым в пешее путешествие по России в Петербург, где он планировал поступить в Академию художеств. Свое путешествие он с юмором называл «пешком за славой». По дороге, чтобы прокормиться, друзья брались за любое дело: работали то чернорабочими, то художниками. В Киеве друзья потеряли друг друга, но потом встретились в Москве. Дербышев в Петербург ехать отказался, и до столицы Шадр добрался один, голодный и измученный. Однако надежды его не оправдались: в Академию он не поступил.
Начались дни голода и бродяжничества. Было даже время, когда Иван с шарманщиком и его обезьянкой ходили по улицам и пел «Когда б имел златые горы». Но пел он так хорошо, что прямо с улицы был приведен на экзамен в императорское театральное училище и стал его студентом. Однако голодать пришлось и в училище — стипендий в нем не полагалось. Выступления певцом и драматическим актером заработок давали мизерный. Жил он в трущобах Петербурга, снимая угол за печкой на кухне.
Увлекаясь сценой, Иван не оставлял надежды стать скульптором и посещал занятия в училище Общества поощрения художеств Н. Новый этап в жизни и творчестве Шадра начался после встречи с И. Поначалу знаменитый художник принял его у себя в Куоккале довольно холодно, однако позже дал высокую оценку его работам и пообещал свою поддержку. Друзья Шадра обратились с письмом в Городскую управу города Шадринска с просьбой выделить ему стипендию для поездки за границу для продолжения художественного образования. И в 1910 году он уезжает в Париж на деньги, выделенные ему родным городом. Без преувеличения можно сказать, что если бы Шадру жизненном пути не попались такие преподаватели и друзья, вряд ли он состоялся бы как художник — скорее, он просто спился бы, так и пребывая в нищете и бродяжничая по дорогам России с песней «Когда б имел златые горы».
В Париже он обучается под руководством Родена и Бурдена, затем едет на стажировку в Рим. Возвратившись в Москву в 1912 году, учится в Московском археологическом институте, затем некоторое время живёт в Омске. В 1922 году он снова появляется в Москве и начинает работать над заказом Гознака. Разработке новых советских банкнот и почтовых марок придавали огромное значение — как политическое, так и художественно-воспитательное. Для выполнения заказа можно было выбрать два направления. Первый путь — создание декоративно стилизованных, идеализированных образов в духе приспособления нового сюжета к старым геральдическим традициям.
От этого Иван Дмитриевич сразу же отказался, выбрав другой путь — реалистическое изображение типичных образов людей из народа, что вполне соответствовало потребности нового строя в реалистическом искусстве. Шадр предложил Гознаку создать серию моделей крупного размера, выполненных в скульптуре. Его предложение приняли. Теперь нужно было найти типически обобщенные образы. Шадр стал ездить с одного завода на другой, из одной казармы в другую. Достаточно быстро удалось создать обобщенный образ рабочего, который представал в скульптуре кузнецом-молотобойцем: он стоял, опираясь руками о тяжелый молот, задумавшись и одновременно напряженно всматриваясь куда-то вдаль.
Другой обобщенный образ простого русского мужика, защищающего родину от интервентов, это «Красноармеец». Настала очередь крестьянских образов. Где их искать?
Прекрасный педагогический состав помог выпускникам найти свое место в большом искусстве. Среди них знаменитый советский скульптор И. Шадр, барельеф к 100—летию которого установлен в первом корпусе УрГАУ. В школе будущий классик советской скульптуры, создатель монументальных произведений в духе модерна успешно постигал тайны рисунка и живописи, перспективы и колористики под началом художника-монументалиста Т. Во время первой русской революции Иван Шадр сотрудничает с сатирическим журналом «Гном», публикуя там карикатуры, направленные против царского правительства. В результате этого Ивану под предлогом того, что он работал и учился вне программы школы, и его работы не соответствовали ее профилю, новое руководство школы отказалось выдавать диплом, дающий право на звание художника-профессионала.
Шадру выдали только свидетельство о том, что он учился в художественно-промышленной школе. Этим документом фактически зачеркивалось полученное им образование, и ему закрывались все пути работы по специальности. Увидев такое отношение к себе, Шадр не стал сдавать выпускные экзамены и весной 1906 года со своим другом Петром Дербышевым ушел в пешее путешествие по России. Учеба в Петербурге и Европе, талант привели его к вершинам скульптурного искусства и всемирной славе. С 1902 по 1917 год школу окончило более сотни человек. Часть из них продолжила образование в Строгановском училище и училище Штиглица, несколько человек обучались в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но большая часть занималась кустарными промыслами, работая в художественной промышленности. Те, кто остался на Урале, всячески поддерживали развитие местных художественных помыслов и выступали организаторами ремесленных школ и рисовальных классов для кустарей. Таким был камнерез Иван Александрович Семериков, с именем которого связаны многие начинания в организации артелей, а также освоении новых материалов.
Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составили основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала. Екатеринбург Синько Вера Николаевна — эксперт Студии научного проектирования Цель данной экскурсии: популяризация творческого наследия педагогов и выпускников художественно-промышленной школы, получение дополнительных знаний о памятниках архитектуры Екатеринбурга. Длительность — 45 минут. Маршрут кольцевой: вход в главный корпус Уральского ГАУ ул. Карла Либкнехта, 42 , барельеф Ивану Шадру в фойе главного корпуса, внутренний двор университета пятый и второй корпуса, вход в хозяйственный подвал , музей истории УрГАУ, ограда главного корпуса. Оборудование: «портфель экскурсовода»: копии фотографий зданий школы в начале XX века, портретов художников, скульпторов, учащихся, авторские иллюстрации, копии объявлений дореволюционной печати, аудиозаписи и т. Целевая аудитория — студенты, школьники, учащиеся художественных школ и училищ, жители и гости города. Экскурсия рассчитана на группу в 10-12 человек. В роли экскурсоводов могут выступать 2-3 человека.
Совместное проведение развивает коммуникативные и ораторские способности, вырабатывает умение работать в команде, оттачивать свои организаторские, творческие навыки. Почему экскурсия называется «Ожившие страницы истории художественно-промышленной школы»? Екатерина использовала воспоминания учеников школы, педагогов, авторские иллюстрации с целью реконструкции жизни некогда знаменитого на Урале учебного заведения. Тем самым она «оживила» историю, побуждая участников экскурсии к изучению прошлого нашего города. Важным моментом является выбор методических приемов проведения экскурсии, которые подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. Школьница использовала такой метод рассказа как прием словесного литературного монтажа: экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Это делается для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ исторической личности. Текст, подготовленный из отобранных отрывков, должен представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты образно могли представить себе то, о чем идет речь, увидели динамику событий, изображенных в произведениях, включенных в монтаж. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий, почувствовать их динамику.
Из воспоминаний Н. Сазонова о подготовке к выпускным вечерам автор иллюстрации Е.
Член боевой дружины во время революции 1905 года, художник, выступавший с острыми политическими карикатурами в издававшемся в 1906 — 1907 годах и закрытом правительством сатирическом журнале «Гном», Шадр ставит свое искусство на службу Октябрьской революции. Он берется за воплощение реалистических и одновременно символически-обобщенных образов людей новой эпохи в таких скульптурах, как «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Сеятель». Особенно удачным был его «Сеятель». Свободный крестьянин на свободной земле, чуть развернув плечи, откинувшись немного назад, идет, бросая семена во вспаханную землю, словно сея семена новой жизни. Эти скульптуры Шадра воспроизводились на деньгах, почтовых марках, облигациях.
Скульптор создал ряд памятников В. Самая известная работа Шадра — «Булыжник — оружие пролетариата», созданная в 1925 — 1927 годах, закончена к Всероссийской выставке, посвященной десятилетию Октябрьской революции. Это одно из лучших советских скульптурных произведений, посвященных историко-революционной теме. Статую Шадра надо расценивать как продолжение традиций сюжетности, свойственных русской скульптуре конца ХУ111 — Х1Х веков например, творчеству Козловского и Мартоса. Создавая это произведение, Шадр, безусловно, также отталкивался от традиций К. Менье — выдающегося мастера западноевропейской скульптуры нового времени, показавшего в своих произведениях образ пролетария, величие и красоту его характера. В первую очередь Шадр увидел пролетария-бунтаря, пролетария-революционера, который в своей борьбе за освобождение, за ликвидацию всяческого гнета и эксплуатации прошел через две революции.
Отсюда глубоко национальный характер образа рабочего, созданного Шадром, и отсюда естественная, органическая связь этого образа с образом человека труда в искусстве русских художников — реалистов Х1Х века. Это удалось сделать потому, что мастер отказался от создания отвлеченной фигуры, олицетворяющий рабочий класс. Он изобразил как бы реально существующую личность, несущую в себе все типичные черты, свойственные русским рабочим в годы подъема революционного движения. Такое решение художественной задачи обеспечило творческий успех Шадра. Полусогнутая фигура рабочего, выламывающая из мостовой булыжник, готова стремительно выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Напрягшиеся узловатые мускулы его рук, напряженная игра мышц торса создают полную беспокойства и резких контрастов борьбу бликов света и тени, отличающуюся огромной динамикой и эмоциональной выразительностью. Сама характеристика пропорций человеческого тела лишена какой бы то ни было идеальной отвлеченности.
На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Иодко с тем же названием, но фигура девушки была в купальнике и c веслом в левой руке, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. В 1939 году создал скульптуру А. Горького в образе Буревестника бронза , Третьяковская галерея.
В том же году он подготовил более классическую модель памятника Горькому. Однако этот памятник был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича скульптором В. Мухиной при помощи Н. Зеленской и З. Большинство работ И.
Шадра в частности, «Штурм земли», «Булыжник — оружие пролетариата» и другие находятся в Музее современной истории России в Москве. Шадр — автор надгробий Н. Аллилуевой 1933; архитектор — И.
Шадр в Омске
Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.
Экзамены Иван провалил. Пытаясь «закрепиться» в Петербурге, начал работать уличным певцом — работы физической он нахлебался в юные годы. Его голос произвел впечатление на режиссёра Александринского театра Михаила Дарского. И вместо Академии художеств Шадр тогда еще Иванов попадает на Высшие драматические курсы. Правда, мечты об изящных искусствах не оставляет и продолжает совершенствовать свои навыки. Его рисунки высоко оценил сам Репин, а Шадринская городская управа по ходатайству множества петербургских друзей Ивана Иванова выдала ему стипендию на дальнейшее обучение. Примерно в то же время он задумался о смене фамилии. Иванов — фамилия, конечно же, прекрасная, но не для того, кто мечтает быть знаменитым!
Так думал Иван, выбирая себе творческий псевдоним. Ивановых слишком много, но не порывать же из-за этого с корнями? И тогда молодой скульптор решил назваться в честь родного города Шадринска — «чтобы прославить его». Так в 1908 году Иван Иванов стал Иваном Шадром — и остался в истории с этим именем. Скульптуры Ивана Шадра. Надгробие Е. Потом был год службы в армии и… Париж! Там Шадр брал уроки у самого Родена, который отправил его на стажировку в Рим. Затем еще год Шадр учился в Московском археологическом институте.
Там же демонстрировались его скульптуры, которые имели успех. В 1924 году Иван Шадр создал натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей», скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата». Умер Иван Дмитриевич Шадр 3 апреля 1941 года в Москве. Он удостоен посмертно Сталинской премии за памятник Горькому, сооружённый у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича скульптором В. Мухиной при помощи Н. Зеленской и З.
Имя Шадра носит Екатеринбургское художественное училище.
Введенная информация не будет предоставлена третьим лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Проведение платежей по банковским картам осуществляется в строгом соответствии с требованиями платежных систем МИР, Visa Int. Я ознакомлен Мы используем cookie.
ИВАН ШАДР. ВЫСТАВКА В НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ
Только в начале 1920-х годов скульптура стала окончательно преобладать над другими интересами художника. В произведениях Шадра отразились воодушевлённость, страстный темперамент, присущий натуре художника романтический пафос. Пушкин был любимым поэтом скульптора.
Карьера пошла в гору.
Ему поручили сделать натурный посмертный портрет Ленина. Как писал сам Шадр, тогда, на официальном прощании в Колонном зале Дома союзов, он впервые увидел вождя мирового пролетариата. Вскоре скульптор создал и свою самую знаменитую работу — «Булыжник — оружие пролетариата».
Копиями экспрессивной композиции много лет снабжались советские музеи, а теперь они практически исчезли из поля зрения публики. Полюбоваться на них можно в Парке Декабрьского восстания в Москве, а также в Музее современной истории России. Далеко не все знают, что Шадр — автор «Девушки с веслом», установленной в 1935 году в Парке имени Горького.
Обнаженная красавица простояла недолго: ее посчитали слишком вызывающей и передали в луганский Парк культуры и отдыха. Там она впоследствии исчезла. Для столицы Шадр изваял новый вариант, в послевоенное время также канувший в Лету.
К художнику в его зрелые годы фортуна явно повернулась спиной: при всем обилии заказов многие вещи не были воплощены либо пропадали неведомо куда. Сохранились, правда, надгробия на могилы Надежды Аллилуевой, дрессировщика Владимира Дурова — на Новодевичьем кладбище. Кроме того, доступна для обозрения скульптура «Сезонник» в сквере недалеко от станции метро «Красные Ворота».
Искусствоведы полагают, что этого задумчивого старика Иван Дмитриевич лепил со своего отца. Наконец, трудно забыть о знаменитом памятнике Горькому, ранее стоявшем у Белорусского вокзала, а теперь сосланном в парк искусств «Музеон». Монумент значительно отличается от скульптурного портрета писателя 1939 , хранящегося в Третьяковской галерее.
В последнем случае Шадр, вдохновлявшийся образом «Буревестника», создал произведение в духе модерна, отсылающее к творениям Родена или Конёнкова. К сожалению, установка привокзального памятника велась уже после смерти мастера: скульптуру поручили доработать Вере Мухиной, прекрасно относившейся к Ивану Дмитриевичу, но исповедовавшей другой, более рациональный подход. В итоге Горький получился не писателем-романтиком на стыке Серебряного века и новой советской литературы, а готовым классиком.
Художник ушел из жизни 3 апреля 1941 года.
В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Теодора Залькальна. Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в свое время Максим Горький. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра Михаил Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы Иван мог учиться на певца. В училище Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к Илье Репину, который дал им высокую оценку.
Но главным стало произведение Шадра под названием «Булыжник — оружие пролетариата» 1927 , которое в гипсовом варианте экспонировалось на выставке к десятилетию Октября, было отлито в бронзе в 1947-м, уже после смерти автора, и обрело огромную популярность.
Одна из позднейших копий установлена в московском парке Декабрьского восстания, а в ретроспективу включен музейный экземпляр. На самом деле будущего ваятеля звали Иван Иванов. Звучало совсем не богемно, так что со временем появился Шадр — сокращение от названия города Шадринска Пермской губернии, где прошло его детство. Возможно, псевдоним этот был еще и формой проявления благодарности к малой родине: шадринская городская управа выплачивала юноше из бедной семьи стипендию в годы обучения и даже финансировала его европейскую стажировку. Впрочем, скульптурное поприще довольно долго конкурировало у него с музыкальным и актерским; лишь к началу 1920-х Шадр сделал окончательный выбор. Иван Шадр. Фото: Государственная Третьяковская галерея В молодости он одно время обучался ваянию в парижской Академии де ла Гранд-Шомьер у Антуана Бурделя, однако истинным его кумиром был все же Огюст Роден, полагает сокуратор выставки, главный научный сотрудник отдела скульптуры Государственной Третьяковской галереи Лариса Бедретдинова.
Art Investment
Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы он мог учиться на певца. В училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к И.
Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. Рериха и Музыкально-драматическую школу.
В 1920—1930-е годы Шадр был успешным и известным советским скульптором, мастером ленинианы. Помимо его «денежных» работ, он известен как автор скульптур «Борьба с землей» 1923 , «Булыжник — орудие пролетариата» 1927 , «Девушка с веслом» 1934, 1936 , памятника В. Горькому 1939. В 1930 году совместно со скульптором П. Таёжным Шадр создал модель первого варианта ордена Ленина. Умер скульптор в Москве 3 апреля 1941 года. В собрании Гознака сохранилось немало материалов, связанных с работой Шадра, — гипсовые копии скульптур «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин» , их фотографии, сделанные при разработке денежных знаков, эскизы и образцы продукции Гознака, фотографии мастерской Шадра, которая находилась напротив здания 2-й Московской фабрики Гознака на Мытной улице. Идея передать облик человека на банкноте посредством изображения скульптуры была не новой.
Еще в 1895 году скульптурный портрет Петра I появился на одном из эскизов «императорской серии» Р. Рёсслера и впоследствии был «перенесен» на 500-рублевую банкноту образца 1898 года. Однако в 1920-е годы эта идея наполнилась новым содержанием: теперь на банкнотах и других государственных бумагах планировалось показать новых хозяев жизни — через их скульптурные портреты. Именно противопоставление старых банкнот и марок с портретами императоров и новых с изображениями простых людей подчеркивается едва ли не во всех публикациях, связанных с историей создания советских банкнот 1920-х годов. Уже в отчете Технического отдела Гознака за январь — сентябрь 1922 года скульптурам Шадра дана высокая оценка как символу «идеи рабоче-крестьянской власти». В более позднем отчете Гознака отмечено, что «теплый прием, оказанный этим фигурам в художественных сферах и в широких массах пролетариата, послужил гарантией, что идея взята правильно». Существуют многочисленные публикации по истории создания скульптур, в которых раскрываются обстоятельства работы Шадра над ними и называются их прототипы. Широко известны воспоминания о том, как Шадр искал модели для скульптур среди крестьян прототипом крестьянина был П.
Калганов, сеятеля — К. Уже в 1924 году историк В. Бирюков опубликовал в журнале «Шадринское научное хранилище» заметку о работе Шадра, основанную на своих беседах с «денежными мужиками» так их стали называть односельчане — прототипами скульптур. По его мнению, сеятель — это, с одной стороны, «глубоко реалистическая фигура», а с другой — «вовсе не простой сеятель, а целый символ всего крестьянства». В том же году краткая заметка о «шадринских» крестьянах появилась на страницах журнала «Советский филателиста». Автор — самарский филателист Ф. Яковлев — дал интересную характеристику скульптур: «фигура рабочего производит какое-то странное впечатление — она вся из глубоких складок кожи и мускулов. Это, по объяснению И[вана] Д[митриеви]ча [Шадра], рабочий не русский, не английский, не немецкий, а есть символ международного рабочего, содержащего в себе разноплеменные черты.
Фигура красноармейца вполне национальна. Изображает она 20-летнего Ванюху, с полуоткрытым ртом, совершенно еще не искушенного жизнью, а живущего казармой».
Яковлев — дал интересную характеристику скульптур: «фигура рабочего производит какое-то странное впечатление — она вся из глубоких складок кожи и мускулов. Это, по объяснению И[вана] Д[митриеви]ча [Шадра], рабочий не русский, не английский, не немецкий, а есть символ международного рабочего, содержащего в себе разноплеменные черты. Фигура красноармейца вполне национальна. Изображает она 20-летнего Ванюху, с полуоткрытым ртом, совершенно еще не искушенного жизнью, а живущего казармой». Далее автор свидетельствует, что «красноармеец вышел до того удачен, что т. Троцкий разрядка в источнике — А.
Троцкий был не единственным, кому понравились скульптуры. Например, известный литературовед-марксист В. Фриче отозвался о скульптуре рабочего с «величайшей похвалой, признав за нею громадную художественную ценность». По иронии судьбы в 1931 году именно Шадр выполнил проект надгробного памятника Фриче, скончавшегося в 1929 году. Однако в адрес скульптур звучала и критика. Наиболее ярко она выражена в статье филателиста Д. Валерона, который посвятил разбору скульптур Шадра три страницы. По его мнению, крестьянин Шадра — «ветхозаветный лубочный пейзанин, нисколько не похожий на тех крестьян, которые принимали участие в Октябрьской революции и на которых эта революция опирается теперь в деревне»; красноармеец — «неразвитый деревенский паренек, только что переодетый в красноармейскую форму, но не имеющий по существу ничего общего ни с военной дисциплиной и порядком расстегнутый ворот , ни с психикой закаленного красного бойца, каким должен быть красноармеец».
Скульптура рабочего подвергнута схожей уничтожающей критике. Итоговый вывод неутешителен: «все три произведения Шадра выпячивают исключительно первобытные антропологические черты в ущерб психическим и классовым. Глядя на эти бюсты, невольно приходишь к заключению, что в них скульптор далеко нелестно отобразил пролетариат, крестьянство и Красную армию. Приходится только удивляться, как все-таки мы ухватились за эти изображения и вот уже 7 лет помещаем их на государственные регалии и никак не можем с ними расстаться». Несмотря на излишнюю резкость, следует признать, что некоторая доля истины в этих словах есть. Возможно, поэтому в начале 1930-х годов «шадровские» скульптуры на «государственные регалии» помещать перестали. Так, в 1923 году он подготовил как минимум два варианта государственного герба СССР, не получившие утверждения. В то же время на основе скульптур рабочего и крестьянина Шадр создал гипсовый барельеф — проект будущих советских монет.
Однако утвержден он не был. В 1923 году действительно разрабатывалось оформление будущих монет СССР, но это делалось без участия Гознака. Летом того же 1923 года Шадр выполнил несколько работ для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Это барельеф «Борьба с землей», фигура рабочего-металлиста и «эмблема СССР в виде фигуры женщины, выбивающейся из скалы капитализма».
Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области «Тверская областная картинная галерея» является государственной некоммерческой организацией в форме государственного бюджетного учреждения культуры далее Галерея , осуществляющей культурную, просветительскую и научную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Оплата банковской картой Для выбора оплаты товара с помощью банковской карты на соответствующей странице необходимо нажать кнопку «Оплата заказа банковской картой». Соединение с платежным шлюзом и передача информации осуществляется в защищенном режиме с использованием протокола шифрования SSL.
Девушка с веслом. 1937. Иван Дмитриевич Шадр (1887 - 1941) БГ. Аквариум. Девушка с веслом. 2008.
Смотрите канал Шадр‑инфо онлайн! В 1935 году два советских скульптора Иван Дмитриевич Шадр (при рождении Иванов) и Ромуальд Ромуальдович Иодко как-то уж слишком одномоментно изваяли скульптуры с одинаковым названием «Девушка с веслом». Ее героем стал советский скульптор-монументалист Иван Дмитриевич Шадр. Иван Дмитриевич Шадр появился на свет в 1887 году. Иван Дмитриевич Шадр обладал многими талантами: хорошо пел, рисовал, был артистичен, интересовался историей. В уходящем году исполнилось 130 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра – выдающегося скульптора-монументалиста.