Павел Филонов — бренд внутри бренда «русский авангард», его напряжённый нерв и аналитическое сердце, его уникальная системна — вне канонов. 3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде от голода умер Павел Филонов, знаменитый русский художник, изобретатель аналитического метода в живописи. рассказывает о жизни и творчестве одного из самых загадочных творцов XX века. Павел Филонов сложился как-то сразу, без длинного академического пути. В 1912 вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил оппонентом кубизма и изложил свое видение искусства. о великом живописце, пролетарском художнике-аналитике, враге красивостей Павле Филонове.
Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
ФИЛОНОВ Павел Николаевич 20 января 1883 (Москва) — 3 декабря 1941 (Ленинград) Живописец, график. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее.
Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье
Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», посвященная ни на кого не похожему художнику русского авангарда. На его картинах-ребусах соединились темы мистического перерождения человечества, социальная эволюция и технический прогресс. Павел Филонов — это особенная фигура русского авангардного искусства. Кажется, что этот художник всегда оставался в стороне от мейнстрима футуризма-конструктивизма. Не участвовал он и в баталиях формалистов и соцреалистов, но тем не менее его произведения до сих пор притягивают зрителя своей свежестью исполнения и загадочностью содержания.
Работы его раннего периода довольно хорошо исполнены в реалистической манере на выставке в Зарядье можно увидеть пейзаж и натурную работу. Однако в 1910 году он покинул Академию художеств и вступил в недавно образованный «Союз молодёжи». Политико-экономическое учение Карла Маркса и мистические прозрения Елены Блаватской тогда соединялись в гремучую смесь, художники приветствовали революции, социалисты предвещали возникновение нового человека — строителя справедливого общества всеобщего благосостояния. Мы говорим, что эволюция может быть созидательной, т. Именно такими двигателями эволюции видели себя многие творцы нового искусства.
Теперь его внимание занимала не видимая реальность, а недоступные человеческому глазу области бытия.
Выставка может быть интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории. Экспозиция организована при поддержке Автономной некоммерческой организации по реализации проектов в сфере культуры и искусства «Территория культуры». Куратор выставки — Евгения Петрова Русский музей. Чтобы посетителям выставки было легче «расшифровать» работы уникального, но трудно понимаемого мастера, организаторы наполнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов, которые в том числе озвучили.
Собственный метод наставник считал пригодным для любых задач — от создания огромных панно до книжных иллюстраций. Философию мастера ученики разделяли с разной степенью преданности. Одни следовали его советам многие годы, другие искали свой собственный путь.
Алиса Любимова, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины ХIX — начала ХХI веков Государственного Русского музея: «Он был особенный мастер, его даже художники, не относящиеся к ученикам, например, Исаак Елизак называли Кальвином Лютером. То есть сравнивали с такими жесткими деятелями, которые жестко ограничивают волю, творческие какие-то порывы своих учеников».
По его словам, все попытки краж из Русского музея, предпринятые в последние годы, "были успешно раскрыты". Однако в случае с рисунками Филонова "настойчивость сотрудников музея, помогавших следствию, значительно приблизила день, когда эти работы вернулись на свое место", подчеркнул полпред.
В собщении пресс-службы полпреда также подчеркивается, что Павел Филонов никогда не продавал свои работы.
Павел Филонов. Человек, который не поддался соблазнам
И ещё важнее спросить: если наделённый избыточными эмоциями человек ведёт мир в беду, может быть, человеческий механизм мир спасёт? Лабораторные эксперименты по изучению «сокровенного человека» — «постороннего» — «человека без свойств» потребовались после Первой мировой войны, то есть после тотального разочарования в европейской культуре, приведшей к бойне культурных народов. Приняв вызов, начал свою работу Филонов — и создал героев, которые в полной мере характеризуют первичный мир труда, очищенный от представлений о культурных и речевых клише. Затруднительно определить его героев — они лишены индивидуальных черт; это колоссы, изваяния людей, словно вырубленные из дерева: структура тел, голов, даже поверхность кожи, как её изображает художник, напоминают нам о дереве. Это протолюди, вовлечённые в вечный трудовой процесс, и кажется, что их рабочая трудовая сущность первична в этом мире, как все протоэлементы — вода, огонь, ветер, лес. Зрителю не удастся сказать, чем один из персонажей отличается от другого, эти фигуры более или менее однообразны, но ведь и скульптуры в средневековых соборах тоже довольно однообразны и выполнены грубым резцом. Слово «Средневековье» в данном случае условно, строгий Филонов его бы не употребил. Европейское Средневековье — это христианство. Вещи Филонова создают эффект древнего собора, однако при этом храма не христианского, но сугубо языческого.
Простота иной бы сказал: примитивность этих образов обусловлена тем, что все лишние эмоции словно бы отсечены — они могли бы оказаться фальшивы. Остаются только упорство и тяжесть труда, въедливость и истовость — и странным образом эти качества, вообще говоря присущие индивидуальным характерам, в данном случае характеризуют обобщённые примитивные типы. В этом сочетании въедливой детали и обобщённого, почти примитивного образа — очарование и притягательная сила Филонова. Его вещи потрясают многодельностью и необыкновенно усидчивой деталировкой; мастер проводил часы, дни и месяцы, усложняя, добавляя, вкрапливая всё новые и новые подробности. Его крупные формы буквально набиты микроскопическими мелкими штрихами и подробностями, подчас напоминая структуру клетки, как мы её видим в микроскоп. Метод филоновского рисования, в котором большая форма дробится на малые, а эти малые формы — на ещё меньшие, получила название «аналитическое» рисование, и появился даже целый ряд адептов этой школы. Интересно здесь то, что данный аналитический метод ничего не анализирует, то есть вообще ничего. Сколь ни тщиться, разглядывая мелкие детали, вписанные в большую филоновскую примитивную форму, вы не отыщете в них никакой информации тем более анализа.
Эти большие примитивные формы заполнены такими же примитивными формами, и даже ещё более упрощёнными, — геометрическими телами и точками, квадратами и прямоугольниками. Иногда кажется, что внутри крупных филоновских лесовиков бушует хаос, созданный беспредметным Малевичем. Возникает страннейший эффект — сложности, которая ничего не проясняет, анализа, который ничего не анализирует, детали, которая не детализирует ничего. И это тем более любопытно, что творческий метод Филонова, как его описывал сам мастер, заключался не в уточнении большой формы, как то делает большинство художников мира, но в создании большой формы вокруг форм малых — в том, что художник идёт от частного к общему. В идеологическом плане это совершенно понятно — Филонов деталь низвёл до чёрточки, индивидуальность растворил — это закономерно по отношению к коммунистической утопии. Так поступает и Платонов. Но вот как сугубо рисовальный метод это вообразить трудно — судя по всему, Филонов начинал всякую вещь с абстракции, поскольку его деталь сугубо абстрактна, это всегда беспредметная форма, мелкая загогулина, точка. И то, что мелкая бижутерия абстракций ткёт образ человека, каковой сам художник считает реалистически конкретным, — это само по себе поразительно.
Значит ли это, что очищенная от культурных наслоений эмоция абстрактна? Значит ли это, что абстрактная эмоция порождает безличного идола? Неужели именно это хотел нарисовать художник? С точки зрения метода письма— перед нами исключительный парадокс: данная техника заполнение формы абстрактными разноцветными точками буквально воспроизводит приём пуантелизма. Именно так поступали французские художники-дивизионисты, Сёра и Синьяк, они ставили мириады пёстрых точек, усложняя локальный цвет, причём делали это почти механически. Несомненно, Павел Филонов такому сравнению бы не обрадовался— для пролетарского художника-аналитика, каким он себя считал, сравнение с певцами мещанских красивостей— оскорбительно. Между тем, сходство есть. И в том и в другом случае, мастера ничего конкретного усложнением цвета сообщить не хотели — это имитация сложного письма, разложение цвета на спектр делалось пуантелистами механически, имитируя сложную работу.
Фактически, пёстрым конфетти, художники пуантелисты заменили лессировку— трудный метод, в котором цвет пишется поверх цвета прозрачным слоем. Новое время, разрушая цельный образ, разрушило и сложный метод создания сложного цвета. Отныне— сложность имитировали. Перед нами сугубо абстрактное, механическое высказывание о цвете— его можно назвать в том числе и «первичным», поскольку чистый цвет точек пуантелизма — продукт спонтанного письма. Но ведь пуантелизм — ни о чём, а Филонов — о мировом расцвете! Как же так? Первичность ощущений и Платонов, и Филонов именно первичность ощущений брали за необходимую цель работы практически не оставляла возможности почувствовать хоть что-либо заурядно-обыденное — любовь, быт, историю, прошлое и т. В лабораторном «сокровенном человеке» нет деталей, «посторонний» не имеет подробностей биографии, «человек без свойств» не имеет свойств, и описать его свойства нельзя.
Они величественны, просты, истовы и терпеливы, они упорны и работоспособны, но внутри у них ничего нет, а тот трезвон форм, которыми они наполнены, есть лишь столкновения первичных элементов: квадрата, призмы, шара. Это до-культурные люди — и они строят «мировой расцвет», как определял своё кредо сам мастер. Филонову принадлежит интересная мистерия написанная в том жанре, в каком работал ранний Маяковский, см. В этой пьесе мистерия написана как пьеса, с действующими лицами и прямой речью существует множество героев — Молодой охотник, Запевало, Раненый солдат, Баба, Насильник и т. Их речь слипается в средневековый сказочный заговор, а они все — в одно большое, гротескное народное тело, сбивчиво говорящее что-то важное, нутряное, но совершенно бессвязное. Это огромное народное тело, заполненное массой плохо различимых между собой элементов, и стало результатом истовой аналитической работы — по созданию первичного, не замутнённого культурой образа. Большая анонимная истовая форма заполнена малыми, неразличимыми и неиндивидуальными — что это? Образ новой истории?
Таково будущее мира — тот самый, долгожданный, мировой расцвет? У Владимира Маяковского крайне высоко ценившего творчество Филонова есть замечательная поэма «150 000 000», в которой изображён могучий богатырь Иван, состоящий из ста пятидесяти миллионов людей, однако наивно было бы надеяться, что кто-либо из этих ста пятидесяти миллионов получит право на отдельный голос. Вышесказанное ни в коем случае не должно умалить значение мастера Филонова. Это великий мастер — равный зодчим Средневековья, но совсем другой: он не верил в Бога. Художники пролетарской революции были именно средневековыми мастерами, творившими образы вне образцов и забыв об античных канонах, — они, как и мастера Средневековья, ободравшие мрамор с античных храмов, начинали с нуля. И данный строитель грубого елового антирелигиозного собора закладывал основы будущей жизни. Он, как всякий средневековый мастер, полагал, что должен сгореть, чтобы обогреть будущее. Из его упорной, аналитической как он сам считал , изнурительной работы однажды выйдет конструкция общего характера.
Он сам называл свои работы формулами — «Формула пролетариата», «Формула весны», «Формула космоса». С помощью этих формул в которых нет ни числителей, ни знаменателей, ни информации однажды возведут светлое здание будущего — он не сомневался.
В 1928 году двадцать три художника школы показали свои работы на выставке «Современные ленинградские художественные группировки». Четыре больших панно с той экспозиции - «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь. В коллекции Русского музея хранятся все одиннадцать эскизов костюмов и композиция задника, созданные Андреем Сашиным к постановке «Ревизора» 1927 г. Эти работы все вместе прежде не показывались и не публиковались. Дополняют экспозицию эскизы костюмов художников Артура Ляндсберга и Николая Евграфова из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. Незаконченные графические листы разных мастеров позволяют увидеть, как филоновцы «выращивали» в процессе работы точками — единицами касания, единицами формы — окончательные композиции. При общем единстве метода у каждого из них есть собственный почерк.
Возможно, эта композиция метафорически представляет медитативную погружённость внутрь себя, которая заслоняет от мыслителя реальность. Возможно, это изображение того, как человеческие идеи преобразуют мир. Некоторые исследователи полагают, что замкнутые квадратные контуры и объёмные клетки вокруг некоторых голов символизируют изоляцию, в которой оказались 12 героев рассказа Глебова-Путиловского о парижской тюрьме. Но благодаря уточнению названия в скобках эту картину можно трактовать расширительно, как метафору атомизации человека в обществе и трагической оторванности его от природы. С одной стороны, эти персонажи зачастую выглядят монструозно: мощные тела, мускулистые ноги, запрокинутые к небу головы, оскаленные в немом крике пасти. С другой стороны, также нередко они приобретают антропоморфные черты, их глаза и лоб становятся похожими на человеческие и человеческое же страдание оказывается запечатлено на их лицах-мордах.
Приём этот можно трактовать по-разному. Возможно, художник хотел донести до зрителя представление о том, что звери и птицы, по сути, равны человеку. Может быть, он предвидел это равенство в будущем, когда новый человек преобразует и мир вокруг себя, или, наоборот, критиковал технократическое стремление заменить природу цивилизацией, расценивая это как насилие над естественной гармонией. Ещё дольше можно толковать и перетолковывать эти загадочные холсты и рисунки. Ясно одно: этот художник соединил в своём искусстве все актуальные художественные методы и философские учения начала XX века, во многом предвосхитив экзистенциализм. Как герои картин Филонова оказываются застывшими в процессе перехода в новое, ещё неизведанное состояние, так и весь его творческий метод должен был стать переходом, предтечей совершенно иного искусства будущего.
Вопрос, означает ли это, что для Павла Николаевича Филонова 8 января 1883 - 3 декабря 1941 не нашлось музейной площадки, невольно напрашивается. Но возможность увидеть "живьем" более шестидесяти работ Филонова столь замечательна, что все вопросы выглядят неуместными. Среди произведений, которые будут показаны в "Зарядье", обещают едва ли не все главные работы мастера: от "Пира королей", "Крестьянской семьи Святое семейство ", знаменитых "Голов", абстрактных работ до вполне реалистических картин 1930-х годов "Ударницы швейной фабрики "Красная заря", "Тракторная мастерская Путиловского завода". Последние две работы, о которых Игорь Грабарь писал, что они "подкупают искренностью и правдивостью", были написаны в 1931-1932 годах. Вскоре после драмы 1929 года. Тогда огромная выставка Филонова, смонтированная, с выпущенным каталогом, простояла почти год! Свои работы Филонов не продавал. Учеников, которые образуют объединение "Мастера аналитического искусства", учил бесплатно. Более того, отдавал им заказы.
Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Художник Павел Филонов. Творчество Павла Филонова плохо вписывалось в творческие ориентиры сталинского режима. Когда в начале 1930-х советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в. о великом живописце, пролетарском художнике-аналитике, враге красивостей Павле Филонове. 16 декабря 2023 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открылась выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) – одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. 16 декабря в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открывается выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941).
Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье
Так появился знаменитый персонаж Платонова, освобождённый от привнесённых извне как считает сам писатель определений явлениям, от культурных клише и флёра чужих эмоций. Надо не стесняться того, что мы понимаем своим естественным разумом, —надо лишь следовать своей способности понимать. Так возник платоновский «сокровенный человек» — существо, лишённое привычных представлений о добре и зле. Это не плохой человек, слово «плохой» вообще для Платонова не имеет смысла; но это и не хороший человек, поскольку и слово «хороший» тоже бессмысленно. Парадоксально то, что писатель с фамилией Платонов выступал именно против основного принципа философа Платона, против того, что всякая вещь содержит в себе идею, создавшую эту вещь. Писатель Платонов именно эту первоначальную идею вещи словно бы не замечает.
Он видит всё впервые. Вот перед нами мир: существуют яблоко, любовь или стул — и человек, пользующийся этими данностями, хочет понять явления исходя из своего, ему одному известного опыта. Человек не лукавит, он честен перед миром, он анализирует свои ощущения, подбирает точные слова, их описывая, — и не хочет знать чужих мнений на сей предмет. Такой подход к миру неизбежно приводит к тому, что понятия добра и зла теряют своё значение. Ведь добро и зло мы познаём не только опытным путём,но через априорные знания, данные нам культурой.
Допустим, порезать палец — зло, и это мы узнали опытным путём; если быть осмотрительным, то палец не порежешь и зла избежишь. Но как квалифицировать явление смерти, которая объективна? Для христианина смерть — зло, которое надо преодолеть, но для наблюдателя естественного течения события допустим, биолога смерть злом не является. Впрочем, биолог, вероятно, отнесётся к смерти своих близких как ко злу, поскольку в данном пункте естественное течение событий перешло в область эмоциональную, духовную; в этот момент в нём заговорит усвоенный вместе с культурой набор эмоций — любовь, сострадание, память и т. Трудно будет сказать над гробом матери «нарушение дыхательных функций, объективно возникшее…» и т.
Но если культурные эмоции убрать из сознания как вторичные? Что должен переживать человек, живущий вне культурных коннотаций? Как охарактеризовать голод в Африке? Эти смерти далеко, нами буквально не пережиты; голод никем специально не устроен, просто в Африке мало еды. Это событие — зло или добро?
Или просто течение событий? И вообще, что есть мораль вне опыта? Как определить, события на плоту «Медузы» картину Жерико — это призыв к чему и во имя чего? Святой Себастьян кисти Мантеньи, в которого вонзают стрелы, почему он не кричит, хорошо ли это? Эти вопросы, кажущиеся нелепыми в контексте христианской истории искусства, становятся безответными, если убрать определённую коннотацию морали.
Название более чем актуально для грядущей бойни народов, направляемой королями. Изображён кроваво-красный интерьер, тёмная комната, освещённая багряными отблесками, в которой молчаливые создания с лысыми черепами и дикими взглядами пьют вино. Сегодня, когда мы знаем о последовавшей бойне, можно фантазировать, что данная картина суть пророчество; мешает этому предположению, что во многих лицах зритель может узнать автопортрет художника — тот же широкий лоб, те же ввалившиеся щёки, из-под бровей сверлящие зрителя глаза. Перед нами какая-то богемная вечеринка в мастерской, какая-то сакральная трапеза, в которой столы цвета запекшейся крови и иссиня-чёрное вино в стаканах, лихорадочный румянец щёк и дикие взгляды — всё вместе наводит на мысль о шабаше, о чёрной мессе. И одновременно в картине нет ни намёка на обличение войны.
Эти странные существа и среди них сам художник справляют тризну по миру — и они, кажется, веселятся. Картина завораживает неотвратимой силой жизни, в течении которой нет ни добра, ни зла — всё идёт так, как идёт, повинуясь напору витальных сил. Вот так и война наступает — неотвратимо. Безразличие к дефинициям добро—зло и поражает, и притягивает. И это безразличие оставляет в зрителях ощущение неразгаданной загадки, в то время как отгадки в принципе не существует.
Годом раньше «Пира королей» написана не менее странная вещь — «Перерождение интеллигента», картина тем более актуальная сегодня, когда часто говорят о том, что интеллигенция не понимает народа. На картине изображён человек очевидно, интеллигент — он в шляпе , словно попадающий в зазеркалье, его начинает корчить и ломать, его образ множится. И вот, спустя несколько трансформаций, персонаж интеллигент снова становится статуарной фигурой. Однако за время мутаций облик его никакого изменения не претерпел — перед нами снова человек в шляпе. Ради чего была эта, напоминающая мясорубку мутация, ради чего было калейдоскопическое изменение, если ничего не поменялось?
В чём состоит «перерождение» интеллигента - художник, вероятно, не знает и сам. Он написал вихрь перекореживший человека, а ради чего это было — неизвестно. Самый приём — изображение фигуры, распадающейся на многие иные фигуры — буквально схоже с приёмом, применённым Марселем Дюшаном в его программной вещи Дюшан писал её несколько лет «Обнаженная, спускающаяся по лестнице. Если сопоставить эти произведение Дюшан закончил свою вещь годом раньше, в 1912 поражает идентичность высказывания— смысл картины только в одной: цельного образа бытия более не существует: по сути, написана антиикона. Следующий по времени холст — уже военной поры.
Филонов называет «Перерождение человека», в нём тема зеркал, внутрь которых попадает герой, доходит до крещендо. Здесь сюжет ясен — в город входит крестьянин при желании можно его адресовать к картинам Венецианова и укоренить в русскую живопись XIX века и в городе с ним происходит чудо. В покривившемся квартале, где дома словно рассыпанные кубики, этот крестьянин сперва превращается в горожанина, меняет платье, а затем его облик начинает троиться, перед нами уже три человека, с единым торсом, но бесчисленным множеством рук-ног — и с тремя головами. Три головы странного мутанта похожи на Велимира Хлебникова, Маяковского и Кручёных. То, что в итоге мутаций пред нами возникает справа фигура поэта Владимира Маяковского, у меня сомнений не вызывает.
Если это так и моя догадка верна: из русского крестьянина и крепостной доли возник пролетарий и творец Маяковский, — то перед нами программный труд по воспитанию пролетарского сознания. Но, глядя на все эти мутации, невозможно сказать, чем же конечный продукт трансформаций отличается от расходного материала. Чем человек нового мира принципиально лучше крестьянина, пущенного в переделку? Ответить на этот вопрос невозможно в принципе, поскольку герой Филонова никак не показывает нам характер. У него вообще нет никакого характера — он продукт мира, он строит новый мир, он ложится в удобрение этого нового мира, а хорошо это или плохо, он не знает.
Его сила имеет не осознанную природу, иначе говоря, рождена не сознанием, но волей и упорством в существовании, и оценить, чем хорошо такое упорство, невозможно. Так и герой Платонова, «сокровенный человек» Пухов, «на гробе жены варёную колбасу резал» не потому, что он плохой или бесчувственный человек, но потому, что «естество своё берёт», — и у писателя Платонова, пристально вглядывающегося в мир явлений, нет осуждения такой естественности; писатель анализирует явления первичные, смотрит безоценочно. Сила жизни в данном существе заложенная, такова, что никакие внешние критерии не справляются.
Чтобы посетителям выставки было легче «расшифровать» работы уникального, но трудно понимаемого мастера, организаторы наполнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов.
Аннотации сопровождают основные разделы, посвященные становлению Филонова-художника и относящиеся к его конкретным полотнам. Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических шедевров.
Здесь в окружении трёх очевидцев ветхий человек преображается в нового. Множественные изображения стоп, кистей рук и голов являются отдельными стадиями этого процесса, метафорой вечного движения. Сценой этому историческому явлению служит плотно заставленная многоэтажными домами площадь. Подобное решение городского пейзажа может быть результатом отношения Филонова к месту концентрированного проживания людей как к чему-то противоестественному, клаустрофобическому. С другой стороны, и открытые пространства художник подчас наполнял накладывающимися друг на друга плоскостями цвета. Возможно, в этом стремлении вместить в свои холсты всё мельче и мельче дробящиеся абстрактные фигуры выразилось представление о Вселенной как о чём-то наполненном, не терпящем пустоты.
В этом стремлении уплотнить пространство и время Павел Филонов напоминает испанца Эль Греко. С религиозной живописью картину «Перерождение интеллигента» роднит и общая композиция, напоминающая сюжет Преображения Христова. Идеи преобразования общества через улучшение уровня жизни, решение простейших бытовых проблем и, прежде всего, автоматизацию труда были так же популярны, как и мистические учения о наступлении новой эпохи. Иногда эти такие разные направления человеческой мысли причудливо переплетались, как в учении Николая Фёдорова. Технооптимизм нашёл своих глашатаев и в искусстве: итальянских футуристов под предводительством Томмазо Маринетти и русских кубофутуристов — Давида Бурлюка, Владимира Маяковского, Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова , бывшего близким другом Павла Филонова. Возможно, именно из арсенала этих художников он позаимствовал визуальный прием дробления картинного пространства на множество плоскостей, изображение одного и того же предмета с разных ракурсов и в разных фазах движения.
Политико-экономическое учение Карла Маркса и мистические прозрения Елены Блаватской тогда соединялись в гремучую смесь, художники приветствовали революции, социалисты предвещали возникновение нового человека — строителя справедливого общества всеобщего благосостояния. Мы говорим, что эволюция может быть созидательной, т. Именно такими двигателями эволюции видели себя многие творцы нового искусства. Теперь его внимание занимала не видимая реальность, а недоступные человеческому глазу области бытия. Максимально приблизившись к атомам с помощью остро заточенного карандаша и тончайших кистей, художник силился рассмотреть алгоритмы развития Вселенной. Филонов описывал свой метод как «изображение в изобретённой, то есть субъективной форме попросту абстракции идеи о невидимых процессах, происходящих в каждом атоме, материи, воздухе, человеческом теле, в любом предмете». Именно исходя из этого метода, как бы выстраивая картину из одной точки, Павел Филонов создаёт многомерные кристаллические образы, которые органически или, скорее, даже физико-химически заполняют всё живописное пространство. Лучше всего теме эволюции соответствует работа «Перерождение интеллигента Перерождение человека » из серии «Введение в мировый расцвет». Здесь в окружении трёх очевидцев ветхий человек преображается в нового. Множественные изображения стоп, кистей рук и голов являются отдельными стадиями этого процесса, метафорой вечного движения. Сценой этому историческому явлению служит плотно заставленная многоэтажными домами площадь. Подобное решение городского пейзажа может быть результатом отношения Филонова к месту концентрированного проживания людей как к чему-то противоестественному, клаустрофобическому.
Павел Филонов. Человек, который не поддался соблазнам
Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов | В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открывается выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. |
Работы одного из лучших учеников Павла Филонова экспонирует «Михайловское» | Филонова следует рассматривать как художника глубоко русского как по форме, так и по содержанию, видевшего себя неотъемлемой частью национальной художественной традиции. |
7 малоизвестных полотен Павла Филонова | С 9 декабря в Новосибирском художественном музее в рамках Национального проекта «Культура» будет работать выставка «Павел Филонов и его ученики» из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). |
Великий отрицатель формы, цвета и голода | Сегодня в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открылась выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета. |
Павел Филонов: картины для будущих поколений
Куратор выставки - Евгения Петрова Русский музей. Вопрос, означает ли это, что для Павла Николаевича Филонова 8 января 1883 - 3 декабря 1941 не нашлось музейной площадки, невольно напрашивается. Но возможность увидеть "живьем" более шестидесяти работ Филонова столь замечательна, что все вопросы выглядят неуместными. Среди произведений, которые будут показаны в "Зарядье", обещают едва ли не все главные работы мастера: от "Пира королей", "Крестьянской семьи Святое семейство ", знаменитых "Голов", абстрактных работ до вполне реалистических картин 1930-х годов "Ударницы швейной фабрики "Красная заря", "Тракторная мастерская Путиловского завода". Последние две работы, о которых Игорь Грабарь писал, что они "подкупают искренностью и правдивостью", были написаны в 1931-1932 годах.
Вскоре после драмы 1929 года. Тогда огромная выставка Филонова, смонтированная, с выпущенным каталогом, простояла почти год! Свои работы Филонов не продавал. Учеников, которые образуют объединение "Мастера аналитического искусства", учил бесплатно.
Политико-экономическое учение Карла Маркса и мистические прозрения Елены Блаватской тогда соединялись в гремучую смесь, художники приветствовали революции, социалисты предвещали возникновение нового человека — строителя справедливого общества всеобщего благосостояния. Мы говорим, что эволюция может быть созидательной, т. Именно такими двигателями эволюции видели себя многие творцы нового искусства. Теперь его внимание занимала не видимая реальность, а недоступные человеческому глазу области бытия.
Максимально приблизившись к атомам с помощью остро заточенного карандаша и тончайших кистей, художник силился рассмотреть алгоритмы развития Вселенной. Филонов описывал свой метод как «изображение в изобретённой, то есть субъективной форме попросту абстракции идеи о невидимых процессах, происходящих в каждом атоме, материи, воздухе, человеческом теле, в любом предмете». Именно исходя из этого метода, как бы выстраивая картину из одной точки, Павел Филонов создаёт многомерные кристаллические образы, которые органически или, скорее, даже физико-химически заполняют всё живописное пространство. Лучше всего теме эволюции соответствует работа «Перерождение интеллигента Перерождение человека » из серии «Введение в мировый расцвет».
Здесь в окружении трёх очевидцев ветхий человек преображается в нового. Множественные изображения стоп, кистей рук и голов являются отдельными стадиями этого процесса, метафорой вечного движения. Сценой этому историческому явлению служит плотно заставленная многоэтажными домами площадь. Подобное решение городского пейзажа может быть результатом отношения Филонова к месту концентрированного проживания людей как к чему-то противоестественному, клаустрофобическому.
Филонов ответил, что занимается он сам. Серебрякова предложила ему свою помощь, сказав, что 20 лет прожила в Англии и хорошо знает язык. Улыбаясь, Филонов сказал: «Вот от этого я не откажусь». Занятия английским стали началом большой любви — взаимной и восторженной. Художник был моложе своей возлюбленной на 20 лет, но это не мешало ему ласково называть его «доченькой», а в дневнике он писал: «Солнце ты моё тёплое, весенний день Панькиной жизни... Гений, который не вписывался в режим Богородица с младенцем Мать. Творчество Павла Филонова плохо вписывалось в творческие ориентиры сталинского режима.
Когда в начале 1930-х советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников, дела у Филонова пошли совсем плохо. Русский музей и раньше отменил его персональную выставку, а в 1929 году речи о ней быть уже не могло. Прекратились даже редкие госзаказы, за которые ему и так платили гроши. А продавать Филонов был готов только своему родному, как он считал, коммунистическому государству. Западные коллекционеры не раз предлагали ему баснословные суммы за его картины, но он отказывался, хотя бедствовал жуть как. Святое семейство. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов и не на что было лечить жену, он вспоминал свое первое образование — малярно-художественное, и брался за любую работу кистью.
Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Или брал оформленные на пасынка госзаказы типа портрета Сталина. Художник месяцами ел луковый суп и подпольно учил совершенно бесплатно фанатов своего метода, которые съезжались к нему со всей страны. Власти же видели в его картинах лишь плод больной фантазии, а в самом художнике - помешанного врага рабочего класса... Трагический уход В 1938 году сыновей Екатерины Серебряковой от первого брака арестовали, а потом и расстреляли. Женщина слегла с тяжелейшим инсультом. Филонов взял на себя все заботы о жене: научил ходить и говорить заново и подарил её 3 года жизни.
Когда начала блокада Ленинграда, Филонов выходил дежурить на чердак, сбрасывал с крыши зажигательные снаряды и очень боялся, что его полотна погибнут в огне.
В 30-е годы он преподавал принципиально бесплатно, можно сказать, полулегально Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине. Казанцы — все-таки счастливчики. Уже долгие годы они могут лицезреть раритеты Государственного Эрмитажа, теперь к нам регулярно «захаживает» питерский Русский музей. Конечно, можно все это посмотреть, обо всем узнать в Интернете, в специальной литературе.
Но прямое знакомство на выставке ничто не заменит. Как сказали смотрители, желающих увидеть картины Филонова довольно много. С некоторыми из них мы с Олегом Маковским встретились в зале на втором этаже. Прямо на выставке можно посмотреть дополнительную информацию о художнике, фильм о нем. Современные выставочные сервисы это позволяют.
Когда мы с Олегом Маковским знакомились с экспозицией, монтировалось оборудование для мультимедийных инсталляций его картин вечером следующего дня, о чем было объявлено заранее. Так что нам повезло - мы увидели их заранее. Это было необыкновенное зрелище — картины проецировались на потолок, стены... Проект, созданный молодыми дизайнерами казанской студии мультимедиа ImpressIM, которых вдохновило творчество Павла Филонова, реализован в рамках деятельности Культурно-выставочного центра Русского музея в Казани при содействии информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» и финансовой поддержке Министерства культуры РТ. Впервые в истории экспонирования уникальных произведений Павла Филонова из собрания Русского музея в огромном двухсветном пространстве Галереи современного искусства происходит переложение живописи художника в фантастический цифровой поток.
Видеть это красочное действо можно ежедневно, до дня завершения работы выставки 23 февраля. Как нам сообщили в музее, инсталляции картин Павла Филонова показываются через каждые 40 минут. Экспозиция небольшая, но дает представление о жанрах и стилевых особенностях этого направления сегодня. Есть там даже современный «черный квадрат». Как у Малевича.
Только место столь эпатажного произведения в истории живописи уже занято. Не могу оценить эти работы как специалист. Но с точки зрения простого зрителя они не вызвали у меня не только эмоциональных впечатлений, но даже профессионального журналистского интереса. Эти художники тоже погружены в себя, в свои эмоции. Но за всем этим ясно прочитывается желание меня, зрителя, поразить.
Эпатаж во всем. Даже в том, что некоторые художники заменили свои имена псевдонимами, выраженными латинскими буквами. Не знаю, написала бы я об этом, если бы сначала не посмотрела работы Петра Филонова... Как мне кажется, все-таки главным при любом стиле, при любом творческом методе является то, ЧТО художник хочет сказать зрителю. Мне было интересно разгадать это, стоя у картин Филонова.
Такого желания на выставке современных художников не появилось. Впрочем, может, кому-то именно это интересно...
Русский музей и РОСИЗО представили масштабную выставку Павла Филонова в Москве - События
Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. п. 16 декабря в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открывается выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941). Одним из этого миллиона был художник Павел Филонов, умерший в своей каморке от голода и холода в декабре 1941 года. Как пояснили корреспонденту Псковской Ленты Новостей в учреждении, эта виртуальная экспозиция подготовлена в рамках большого интернет-проекта «Художник и музей».
Работы художника Павла Филонова представят на выставке в Москве
выставка, приуроченная к 140-летию со дня рождения художника Павла Филонова - одного из самых загадочных и одновременно самого узнаваемого представителя русского авангарда ХХ века. живописец, график. эта коллекция приехала из культурной столицы - Санкт-Петербурга, а именно из Русского музея - одного из крупнейших в стране. Выставка к 140-летию Павла Филонова «Художник Мирового расцвета», проходящая в «Зарядье», примечательна по нескольким причинам. Во-первых, она целиком составлена из вещей, привезенных из Русского музея (проект совместно готовили ГРМ и «Росизо»).
В парке «Зарядье» пройдет выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Чтобы посетителям выставки было легче «расшифровать» работы уникального, но трудно понимаемого мастера, организаторы наполнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов. Аннотации сопровождают основные разделы, посвященные становлению Филонова-художника и относящиеся к его конкретным полотнам. Выставка будет интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории.
Открытие выставки «Павел Филонов. Масштабный выставочный проект направлен на то, чтобы приблизить зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических шедевров. Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной.
Представлены также произведения 1930-х годов на производственные темы: «Ударницы швейной фабрики «Красная Заря», «Тракторная мастерская Путиловского завода» и другие. Павел Филонов принципиально не брал с учеников деньги и не продавал свои картины. В 1931 году он писал, что «все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, решил отдать Государству».
В Москве открылась выставка к 140-летию самого загадочного художника ХХ века В подвале у Кремля мир разложили на атомы Поделиться В «Зарядье» открылась выставка Павла Филонова, приуроченная к 140-летию мастера.
В экспозиции более 60 произведений: в таком объеме последний раз их можно было увидеть 20 лет назад в Русском музее. Символично, что работы одного из лидеров авангарда, который на излете 1920-х стал для властей персоной нон грата, лишился всяких средств к существованию, был вынужден работать в стол и в итоге умер от голода во время блокады Ленинграда, показываются в подвальном зале в двух шагах от Кремля. Каким был основатель школы аналитического искусства — увидел арт-обозреватель «МК». Фото: АГН «Москва» На открытие выставки, подготовленной РОСИЗО совместно с Русским музеем, пускали маленькими группами по разноцветным браслетам, чтобы не создавать давки на экспозиции и дать возможность публике увидеть картины, а не чужие спины. Поэтому многие ждали своей очереди часами. Интерес к творчеству Павла Филонова, который занимает особое место среди своих современников-авангардистов, сегодня огромен. В свое время он был одним из самых запрещенных художников и по сей день остается одной из самых загадочных фигур на арт-сцене ХХ столетия. Зрителя в потемках подвального зала моментально завораживает движение на картинах Филонова: акцентное освещение полотен высвечивает кинетизм и логику живописи. Архитектура выставки позволяет делать паузы у каждой работы: она походит на реку с ломаным, зигзагообразным руслом, которое бьется то о левый, то о правый «берег», а потом упирается в скалу и делает резкий поворот. Логика погружения в творчество Филонова отражает его концепцию, где важно движение от частного к общему и где картина развивается из точки, подобно прорастающему зерну.
Так филоновская идея «мирОвого расцвета» с ударением на второй слог раскрывается постепенно — от маленького карандашного портрета представленного копией в лайтбоксе к большим полотнам с множеством деталей, где сюжет разложен на атомы и молекулы.