ИСЛАМ Третьей (самой поздней по времени возникновения) “мировой” религией является ислам, или мусульманство. Убив принявшего ислам местного правителя, и изгнав назначенных Мухаммадом чиновников, Аль-Анси вступил в военно-идеологическое противостояние с исламом, закончившееся тем, что за несколько дней до смерти самого Мухаммада.
История возникновения ислама
7. Мусульмане не поклоняются Каабе, Кааба представляет собой направление для молитвы, как повелел Аллах. Исламский экологизм вписан в матрицу исламских учений. Коран (главный религиозный текст ислама) развивает природоохранные принципы. Ислам в современном мире проповедует терпимость и готовность к компромиссам.
Возникновение ислама
Подробнее Виды и основные течения ислама Ислам, также как и христианство, имеет несколько религиозных течений. Самые популярные течения — суннизм и шиизм. Именно это течение наиболее популярно среди мусульманских народов России. Шииты признают в качестве преемников Мухаммеда 12 имамов — потомков Али ибн Абу Талиба. Али — двоюродный брат Мухаммеда и четвертый халиф Арабского халифата.
Между этими двумя течениями есть множество различий, но оба безусловно признают авторитет пророка Мухаммеда и священной книги Коран. Фото: pixabay. Мусульмане живут как минимум в 125 странах, при этом в 28 странах ислам — государственная религия. Ислам — господствующая религия арабских стран — от Саудовской Аравии до Марокко.
Ислам также исповедует большинство тюркских народов, живущих в Турции, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Туркменистане и Узбекистане.
Исламские традиционалисты ортодоксы упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов, обрядов и догм в их первозданном виде. В современном исламе наблюдается тенденция фундаментализма возрожденчества , провозглашающего в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама. Фундаменталисты предлагают восстановить ислам в «первозданной чистоте» и очистить его от позднейших наслоений. Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в ваххабизме, который признаёт авторитет исключительно Корана и Сунны. Ваххабиты непримиримо относятся к отступлению от принципов единобожия, идолопоклонству и поломничеству к мазарам гробницам святых. Они объявили серьезным нарушением паломничество к святым местам, в том числе к могиле Пророка, а также запретили взывать о помощи истигаса и просить заступничества у кого-либо, кроме Бога. Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой. За эти годы в стране существенно изменились число мусульманских общин.
Если в 1991 г. По всей стране возводятся новые мечети.
По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанством или мусульманством. Ислам - строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Религиозная власть в исламском обществе основана на Коране и сунне. Многие установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости.
Если мы будем говорить о христианстве, то, конечно, в центре христианства это фигура, личность, деятельность Иисуса Христа. В исламе несколько иначе. Обратите внимание, не Мухаммед, а именно Коран. Потому что Коран — это прямое слово Бога, ниспосланное пророку и посланнику Мухаммеду. Здесь очень важно обратить внимание на принципиально различное понимание откровения в исламе и в христианстве. Для христиан книги Библии не богооткровенны, а если правильно определять, они боговдохновенны. Бог через Святого Духа вдохновляет библейского писателя или пророка, но вот это вдохновение писатель, порок оформляет уже самостоятельно, через свой язык, который, естественно, детерминирован эпохой, особенностями этого языка и так далее и так далее. В какой-то степени библейский писатель или пророк выступает как соавтор Бога. В исламе не так. В исламе единственный автор откровения — это Бог. Мухаммад — просто медиатор, передатчик божественного откровения, поэтому мусульманин никогда не скажет: «Мухаммад сказал в Коране». В Коране говорит только Бог. Если в Коране звучат слова Мухаммада или звучат слова ангелов, это можно встретить в Коране, то этим словам непременно предшествует божественное повеление «куль» скажи , и дальше как бы Бог опять же диктует Мухаммаду или ангелам, что они должны сказать. Один современный мусульманский суфий так определил разные понимания откровения в христианстве и в исламе: «Для вас [христиан] Бог стал плотью, а для нас [мусульман] Бог стал книгой». Бог как бы воплотился в книге, божественное слово воплотилось в Коране, поэтому одной из первых богословских проблем и на протяжении всех веков существования ислама была проблема определение статуса Корана: Коран как божественное слово сотворен или не сотворен? Сегодня вы чаще всего встретите мнение мусульман, что Коран — это прямая речь Бога и что он наделен несотворенной природой, но на протяжении веков шли многочисленные споры о природе Корана. Например, такая богословская школа, как мутазилиты, оспаривали этот тезис о несотворенности Корана, оспаривали его тем, что если мы утверждаем, что Коран не сотворен, то мы признаем наличие кого-то вечного, помимо Бога. А это уже что? Ширк, многобожие. Но тем не менее доминирующей точкой зрения стала та, что Коран не сотворен. В XI веке халиф аль-Кадир, багдадский халиф, попытался даже в своем указе зафиксировать этот богословский принцип несотворенности Корана, максимально доводя его до логического предела: Коран как слово Божие не сотворен в любой форме, не только так, как он был ниспослан Мухаммеду, но он не сотворен также, будучи записанным, будучи произнесенным, будучи услышанным, естественно, на арабском языке. Поэтому для многих мусульман чтение Корана на арабском языке воспринимается тоже как речь Бога. Вот отсюда такой большой пиетет перед Кораном, даже для неграмотного мусульманина. Довольно распространенное явление в мусульманском мире — знание Корана неграмотными людьми. Поскольку Коран читается очень часто, и в мечетях, и при любых важных событиях в жизни мусульманина, как то рождение ребенка, свадьба, похороны и так далее, мусульмане часто запоминали Коран наизусть, и неграмотный мусульманин вполне мог и может процитировать Коран, причем правильно процитировать Коран. Вот такое удивительное уважительное отношение к священному тексту. Более-менее образованный мусульманин, грамотный мусульманин также с уважением относится и к Торе Пятикнижию , и к Евангелиям, но, правда, уже в самом Коране сказано, что и иудеи, и христиане допустили частичное повреждение своих Писаний, тахриф это кораническое слово , поэтому, притом, что признается богооткровенная природа и Торы, и Евангелия, мусульмане считают, что не все на самом деле там сохранилось в том виде, в котором это было ниспослано Моисею, Давиду или Иисусу. Коран, в представлениях мусульман, сохранил вот это первоначальное откровение, ниспосланное Мухаммаду, в первоначальной чистоте. Еще очень одна важная вещь — в Коране дважды говорится о том, что мы ниспослали тебе Коран на языке арабском ясном. На языке арабском — вот это тоже очень важный момент. Для мусульманина арабский — это священный язык. Многие богословы и, соответственно, мусульмане считают, что это язык самого Бога, не произвольно выбранный Богом для того, чтобы ниспослать Мухаммеду откровение, а именно язык самого Бога, божественный язык. Поэтому Коран всегда читается, независимо от языка той или иной страны, например, в Индонезии или у нас, в России, Коран всегда читается на богослужении только на арабском языке. Потом, как сейчас это принято, имам переводит на язык, доступный большинству, на русский или индонезийский и так далее, но первоначально Коран звучит на арабском языке, и это звучит само слово Бога. И по сей день мусульмане активно переводят Коран на другие языки сами и допускают переводы Корана, даже поощряют переводы Корана, но перевод Корана на другой язык уже не будет называться Кораном. Он будет называться в мусульманских изданиях, в мусульманском мире «Толкование смыслов Корана». Коран — только на арабском, а вот на других языках это уже толкование смыслов Корана. Русские переводы Корана Ну и коль скоро речь у нас зашла о Коране, так предварительно пока еще, я думаю, что полезно будет сразу дать рекомендацию. Дело в том, что на русском языке очень много переводов на сегодняшний день Корана. Собственно говоря, впервые Коран переводится «переводится» — это слишком сильно сказано , пересказывается на русском языке при Петре I и по его прямому распоряжению Петром Постниковым, но Петр Постников не знал арабского языка, он пересказал французский перевод Корана. И в XVIII веке издается в России несколько переводов Корана, в основном с французского языка, и один перевод с английского языка, то есть это двойные переводы. Впервые Коран в России переводится непосредственно с арабского языка выдающимся востоковедом, исламоведом, профессором Казанской духовной академии, Гордием Семеновичем Саблуковым. Первое издание — это 1879 год. В 90-х годах уже XX столетия этот перевод Саблукова неоднократно переиздавался, слава Богу, потому что на сегодняшний день перевод Саблукова, хоть это и перевод XIX века, остается одним из лучших. Ну и параллельно с Саблуковым Коран переводит Дмитрий Богуславский. Он не был ученым, но он долгие годы провел в качестве, например, военного атташе и на других дипломатических должностях в мусульманских странах, великолепно знал арабский язык и ряд тюркских языков, и просто, так сказать, для себя переводил Коран.
Ислам, его возникновение, особенности вероучения
Шахада , то есть убежденное свидетельствование, что нет ничего достойного поклонения кроме одного и единственного Бога — Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, посланный Им, чтобы обучить людей истинной религии. Салят — ежедневное совершение пяти обязательных фарз намазов. Савм , или сийам — соблюдение поста в месяце Рамадан. Закят — уплата в пользу бедных и некоторых других категорий мусульман части имущества по достижении определенного уровня материального состояния. Хадж — совершение паломничеств в Мекку в определенное время при наличии возможности материальной, физической, а также безопасной дороги.
Развитие Халифата Ислам — религия, которая является самой молодой в истории человечества, а по числу приверженцев занимает в мире второе место, число приверженцев ислама составляет около двух миллиардов человек. Мусульмане проживают в ста двадцати пяти странах по всему земному шару, и в двадцати восеми государств мира ислам является официальной государственной религией. Ислам и его источники В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «предание себя Единому Богу» или «покорность».
Ислам является мировой монотеистической авраамической религией. Исламские богослужения совершаются на арабском языке. Первые мусульмане Ислам считает первыми мусульманами первых людей на земле Адама и Еву или Хавву. Представители других авраамических религий — христиане и иудеи — называются в исламе «Людьми Писания». В Священной Книге Коран представлены истории о сотворении мира, о том, как возник первый человек на земле, о всемирном потопе и прочие. Зарождение Ислама Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке.
На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно. В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции. Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму Ибрахиму. Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение.
Они утверждают, что научные достижения представляют собой проявление мудрости Бога и подтверждают истинность Корана. Исламские традиционалисты ортодоксы упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов, обрядов и догм в их первозданном виде. В современном исламе наблюдается тенденция фундаментализма возрожденчества , провозглашающего в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама.
Фундаменталисты предлагают восстановить ислам в «первозданной чистоте» и очистить его от позднейших наслоений. Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в ваххабизме, который признаёт авторитет исключительно Корана и Сунны. Ваххабиты непримиримо относятся к отступлению от принципов единобожия, идолопоклонству и поломничеству к мазарам гробницам святых. Они объявили серьезным нарушением паломничество к святым местам, в том числе к могиле Пророка, а также запретили взывать о помощи истигаса и просить заступничества у кого-либо, кроме Бога. Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой. За эти годы в стране существенно изменились число мусульманских общин. Если в 1991 г.
Одной из серьезнейших этноконфессиональных проблем России является противоречие между ростом религиозного сознания, который наблюдается в исламских общинах России, и конституционными и правовыми принципами организации Российского государства, которое считает себя частью Европы и стремится согласовать принципы своего законодательства с принципами современного европейского права. Очевидны противоречия: возрождение ислама связано с возрождением понятия шариата, тех принципов, на которых привык самоорганизовываться исламский социум. Одна из причин современного трагического конфликта лежит именно в непонимании государством необходимости согласовывать свои общефедеральные требования с таким мощным, активным, объединенным и, главное, имеющим опору в современной мировой цивилизации фактором, как ислам. Россия ведет себя как православная страна, и место мусульман в ней не очень ясно.
Это все время подчеркивается. Если взять официальный протокол, мы увидим, что Патриарху отводится 6-е место, муфтия там нет. Когда отмечается какой-либо праздник, мы видим Патриарха, но не муфтия. Или, скажем, отношение к сербам и отношение к мусульманам в Косово, поведение России в Боснии.
Россия не чувствует себя славянской страной: поляки, чехи, хорваты для нее как бы чужие. Ей ближе греки и армяне, потому что это православные народы. Строительство храма Христа Спасителя более значимо для государства, нежели для самой Церкви. В свое время храм строился, а теперь восстанавливается как знак, как символ: вот, мы православные, мы восстанавливаем.
Здесь возникает вопрос о природе России. Россия - это русская православная страна или многонациональное государство, как это записано в преамбуле Конституции Российской Федерации? Если она действительно многоконфессиональная страна, то соответствующими должны быть ее идеология, ее поведение. Татарстан зачастую ведет себя не так, как Россия, например, в вопросе о Сербии, Косово, Боснии.
У нас всегда была своя позиция. Не сказать, что мы напрямую защищаем мусульман. Так нельзя себя вести: в Татарстане живут и мусульмане, и православные, необходимо проводить политику с точки зрения баланса интересов этих конфессий. От решения вопроса о природе России зависит ее будущее как государства.
Сегодня не нужно особенно доказывать, что наша страна находится в критическом положении. Этот распад начался, но он не закончился. И чтобы сказать, где границы этого самораспада, нужно сказать, какова природа нашей страны. Если она не заявит о себе как о многоконфессиональном и полиэтническом государстве, если она не выработает каких-либо механизмов по реализации этих принципов, то ряд территорий Российской Федерации начнет отторгаться.
Положение на Северном Кавказе - это последствие именно такой недальновидной политики, непонимания природы России, того, что на ее территории представлено много конфессий и много этнических групп. В данном случае не имеет значения, какую долю составляет та или иная народность от общей численности россиян. Здесь есть нюансы. Они живут на своей исторической родине и соответственно себя ведут, многие народы Сибири, Северного Кавказа жили на территории современной России за много лет до прихода славян.
Вспомним, что Казань празднует свое тысячелетие, Москва - 850-летие. Нужно отметить, что российское законодательство о национальных меньшинствах существенно отстает от соответствующего законодательства европейских государств. Чем раньше Россия поймет, что она не только православная, но и мусульманская, а в целом - поликонфессиональная страна, тем быстрее начнется процесс стабилизации. Существенным недостатком действующей Конституции Российской Федерации является то, что она никак не учитывает многоконфессиональность России, связанные с этим особенности жизни страны.
Фраза о том, что Россия - светское государство и Церковь отделена от государства, в условиях нашей страны является не только недостаточной, но и абстрактно далекой от реалий жизни Российской Федерации. Возможно, в Конституцию могло быть включено положение о том, что соответствующие вопросы регулируются законодательствами субъектов Федерации в зависимости от особенностей жизни того или иного региона. Этноконфессиональная модель создает дополнительные трудности, которые не решаются ни сегодня, ни завтра. Нужно постоянно ставить соответствующие вопросы и решать их, ни в коем случае их не игнорировать.
Центр обязан проявлять максимальную терпимость. В ответ мусульманские регионы должны с максимальными усилиями решать проблему радикализма, как этнического, так и конфессионального. Они не должны изолироваться, хотя, возможно, изоляция тоже может быть методом супер действий против радикализма. Во всяком случае, регионам необходимо быть постоянно готовыми к сдерживанию радикалов, для того чтобы не вызвать ответную реакцию Центра, иначе наша страна рискует прийти к очень печальным последствиям.
Для укрепления единства России на основе учета ее этноконфессиональных особенностей государству необходимо поменять принципы своей политики и перейти к подлинному равенству, к подлинному учету мнений и желаний народов России, в частности, и мусульманских народов. Ислам является по численности второй по количеству верующих религией в России, уступая по числу верующих только христианству. Перепись населения 2002 года гласит, что традиционных мусульман в России проживает четырнадцать с половиной миллиона человек, что составляет почти десять процентов всего населения России. Духовное управление мусульман европейской части Российской Федерации утверждает, что приверженцев ислама в России больше — около двадцати миллионов.
Поскольку процесс переписи населения не предполагает вопрос о вероисповедании, это следует учитывать, ведь не все этнические мусульмане на территории современной России могут исповедовать ислам на самом деле. Если суммировать все данные как выборочных исследований, так и социологических опросов, касающихся этнического состава, то можно предположительно выявить, что из этнических мусульман в России от десяти до пятнадцати процентов мусульманских народов могут придерживаться другого вероисповедания, преимущественно христианства. Известно также достаточное количество случаев, когда в Ислам обращались россияне, которые этническими мусульманами не являлись. Ислам в России могут проповедовать от двадцати тысяч человек русских, ставших мусульманами — таково мнение специалистов в области религии.
Мусульмане в России увеличиваются в своем количестве путем естественного прироста и за счет мигрантов, которые прибывают в Россию из среднеазиатских стран и Азербайджана. Поскольку в основном в России население сокращается, доля мусульман при таких факторах значительными темпами увеличивается, однако процессов исламизации российского общества, которым пугают население ученые "исламоведы", не происходит. История появления После того, как ислам появился на территории современной России впервые, он сразу же распространился в Поволжье и на Кавказе, а затем и по всей российской территории, с тех пор и по сей день ислам играет в жизни российского государства значимую роль. Началось распространение ислама в России со взятия арабами-мусульманами в 651 году города Дербента в Дагестане, где была построена первая мечеть еще в восьмом веке.
На территориях, которые сейчас являются частью России, существовали независимые исламские государства в течении тысячелетия — от начала Волжской Булгарии до самого завершения Кавказской войны: мусульмане проживали в течение всего этого периода как на территории русских княжеств, так и на территории Российской империи. Вассальная зависимость христианских княжеств от мусульманских ханств и улусов сохранялась на протяжении всего периода правления Золотой Орды с 1312 год по 1480 год. Когда Иван III и его преемники объединили русские земли, частично исламские ханства перешли в зависимость от православного царства, некоторые же из них были Российским государством аннексированы. В тот момент ислам в России стал религией, которую исповедовало большое число царских подданных.
Ислам в Волжской Булгарии Волжская Булгария с 922 по 1241 год располагалась в Прикамье и Среднем Поволжье, вела торговлю с Византией и Арабским халифатом, а с Киевской Русью соперничала в торговых и военных вопросах. Русь на пути выбора Ислам в Золотой Орде В исламский период правления Золотой Орды сохранялись позиции религии ислама в Булгарском улусе и Джучи, ставшем последним преемником Чингис-хана на территории Сибири, Кавказа и Поволжья. А с 1312 года ислам стал государственной религией Золотой Орды, но даже до этого момента вассалами Золотой Орды были княжества на Северо-Западе Руси и на Юге Руси, а правитель или верховный сюзерен на Северо-Западе русских княжеств был ставленником Золотой Орды, и именно Орда выдавала ему на княжение Ярлык. Такая же ситуация была и в других государствах, подчинявшихся Золотой Орде: на территории Западной Сибири, Узбекистана и Казахстана располагался Узбекский улус с тринадцатого по пятнадцатый век, на территории Семиречья в Казахстане, а также там, где располагаются современный Таджикистан и Узбекистан, находился Чагатайский улус.
Исламский мир в период после падения Золотой Орды После того, как великая Золотая Орда пала, она разделилась в 1430 году на Большую и Ногайскую Орду и множество мелких исламских княжеств, из которых на современных российских территориях располагались Казанское ханство на Среднем Поволжье, Астраханское ханство на Нижнем Поволжье, Сибирское ханство в Западной Сибири, а также Крымское ханство, которое охватывало юг Украины, Крым и Краснодарский край.
Священные книги ислама
- Лек. 10. Ислам как мировая религия
- Ислам в современной России.docx
- Ислам, его возникновение, особенности вероучения
- Презентация, доклад на тему ИСЛАМ
Похожие презентации
- Ислам - последние новости сегодня и главные события на тему - Вестник Кавказа
- Доклад: Ислам в современном мире
- Ислам и его источники
- Возникновение ислама и государства у арабов
- Последние новости об исламе в России и мире
- Реферат по обществознанию на тему: «Ислам»
Ислам в современной россии доклад
Тут найдется полное раскрытие темы -История ислама, Загружено: 2012-02-18. Реферат на тему. Ислам в современном мире проповедует терпимость и готовность к компромиссам. Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке.
Реферат по обществознанию на тему: «Ислам»
Актуальные события и свежие заявления, касающиеся ислама и мусульман в России и в мире, на сайте RT. Новости по теме: Ислам. Исследуем историю формирования исламской цивилизации, роль ислама в современном мире, а также его влияние на различные области жизни. Особенности ислама заключаются в большом традиционализме: мусульмане чаще остальных верующих исполняют строго предписанные для них правила. это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах. Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб — весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд.
Поиск рефератов
- История возникновения ислама
- Презентация, доклад на тему ИСЛАМ
- ИСЛАМ СЕГОДНЯ
- Презентация, доклад на тему ИСЛАМ
Лек. 10. Ислам как мировая религия
ИСЛАМ СЕГОДНЯ | «Для мусульман Бог стал книгой» — это высказывание как нельзя лучше характеризует статус Священного Писания в исламе. |
Ислам в современном мире: роль, распространение по свету и возникающие проблемы | Кроме того, ислам пытался создать у каждого мусульманина ощущение покорности Богу. |
Request Rejected | Реферат на тему. |
Кратко о религии ислам
22 декабря в Общественной палате РФ состоялась научно-практическая конференция на тему «Ислам — неотъемлемая часть духовного наследия России: к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией». Новости по теме: Ислам. Ислам, мусульманство — в настоящее время одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Тем не менее, ислам является религией меньшинства в Индии, большинство населения составляют индусы. ИСЛАМ Третьей (самой поздней по времени возникновения) “мировой” религией является ислам, или мусульманство.
Вы точно человек?
Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когда обстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой. Вышесказанное объясняет те формы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире. Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскую революцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалось возможным решительным рывком вырваться из объятий ислама, хотя и не полностью. Во всем остальном мусульманском мире, в том числе и в тех странах, где еще недавно охотно говорили об исламском социализме и где действительно осуществляются порой радикальные социальные преобразования, ислам, не будучи решительно отброшен, сумел видоизмениться, трансформироваться, адаптироваться и даже укрепиться. Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает воздействовать на поступательное развитие общества с помощью своих тысячелетних традиций, подчас искусственно реставрируемых, как это можно видеть на примере некоторых стран, где радикальные и даже революционные перемены чаще всего несут на себе заметный оттенок фундаментализма. Конечно, современные мусульманские улемы — не чета мутакаллимам тысячелетней давности. Они хорошо образованны, идут в ногу с современностью, не говоря уже о том, что многие из них пользуются всеми благами современной цивилизации, вплоть до телевизоров и автомобилей. Но они по-прежнему влияют на духовную жизнь страны и играют активную роль в политике. Более того, за последние годы это влияние заметно усилилось, а роль авторитетов ислама в определении политического курса стала еще более активной, как это видно на примере Ирана, Алжира или Афганистана. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес.
Ислам родился в Аравии в VII веке нашей эры. Его происхождение яснее, чем происхождение христианства и буддизма, потому что оно охвачено письменными источниками почти с самого начала. Но есть и много легенд. Согласно мусульманской традиции, основателем ислама был пророк Бога Мухаммед Мухаммед или Мухаммед , араб, живший в Мекке; говорят, что он получил от Бога серию «откровений», занесенных в Священную книгу Корана, и передал их народу. Коран — самая важная священная книга для мусульман, как Пятикнижие Моисея для иудеев, Евангелие для христиан.
Этика ислама довольно элементарна. Это предписано быть справедливым, платить за добро, платить за зло, быть щедрым, помогать бедным и т. В отличие от христианства, в исламе нет незаменимых моральных правил. Знания об основах мусульманской религии сильно различаются у разных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Каждый мусульманин знает арабский звук и значение религиозного символа ислама: «Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха». Существуют две основные догмы ислама: есть один, вечный и всемогущий Бог — Аллах; Аллах избрал своим посланником араба из Мекки, Мухаммада; через него Бог дал людям текст Священной книги — Коран — и своими руками основал общину верующих умму.
На протяжении 14 веков из небольшой группы арабов она дошла до многомиллионного населения разных национальностей, разных языков, разных социальных классов и культурных ориентаций. Происхождение, вероисповедание и культовые характеристики Ислам — самая молодая религия в мире. Он появился в Аравии в VII веке. Однако мусульмане считают, что их вера существовала намного раньше и является основой как иудаизма, так и христианства. Согласно мусульманской традиции, основателем ислама был пророк Мухаммед-Араб, который жил в Мекке и в течение 23 лет получал от Бога «откровения», которые закладывались в священную книгу мусульман — Коран из арабского «Аль-Курана» — «читать голос». В Коране содержатся притчи, молитвы и проповеди, произнесенные Мухаммадом.
Он состоит из 114 сюр глав , которые, в свою очередь, разделены на 6219 стихов аятов. Коран написан на арабском языке. В ритуалах используется в арабском оригинале. Мусульмане видят в этом прямую речь Аллаха. Главной религиозной концепцией ислама является таухид или «единство». Она основана на вере в единого Бога.
Второе понятие — ризала «пророчество». В нем содержится мысль о том, что Творец не может быть понят человеком. Только его личное желание дать людям знания о себе, пробудить любовь к самому себе, приводит к появлению веры и желания изменить свою жизнь. Символ веры ислама состоит из двух утверждений: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммеда, его пророка» Мухаммед на арабском языке означает хвалу. Кроме Мухаммада были и другие пророки, в том числе Иса Иисус. Но люди их не слушали.
Поэтому Аллах должен был призвать другого пророка, который считается самым важным пророком. Мусульманская вера основана на пяти «столпах веры»: признание единого Бога, Аллаха и Мухаммада, Его посланника; Обязательная молитва салат ; Налог для бедных Закат — благотворительность; Паломничество в святой город Мекка хадж ; к которому прилагается наставление о священной войне веры джихад. Только тот, кто, согласно мусульманской вере, воспринимает существование Аллаха в своем сердце, может стать последователем ислама. Имеет личный опыт познания Аллаха. Кто чувствует полную открытость — в мыслях, в поступках перед Богом. Кто определил главную цель жизни через служение Аллаху.
Исламская традиция давно выработала отрицательное отношение к эстетической форме сознания у мусульман. Запреты на различные виды искусства были необходимы с исламской точки зрения для развития глубокой веры среди мусульман. Отказ от художественного восприятия мира также рассматривался как способ преодоления страстей. Кроме того, ислам пытался создать у каждого мусульманина ощущение покорности Богу. Человек должен знать свое место, понимать, что его способности и таланты ни в чем не равны его собственным, и поэтому не должен стремиться к созданию чего-то нового. Но поскольку, несмотря на все запреты, человек не может полностью отказаться от искусства творения, эта естественная потребность человека воплощается в определенных областях искусства.
В мусульманском мире великих высот декоративная живопись достигла своего апогея. Коран содержит примеры высокоразвитого художественного и творческого мышления. Арабская каллиграфия была специально разработана. Эти направления эмоционально-художественного осмысления мира были также глубокими экспонатами мусульманской философии: совершенство, гармония и красота небесного мира и стремление к нему; твердость и окаменение в сочетании с идеей абсолютной изменчивости, неуверенностью во всем реальном, непреложностью единственного социального идеала. Ислам не имеет представления о будущем, новом, как о лучшем. Все хорошее лежит в прошлом.
Поэтому искусство призвано выражать социальную однозначность и постоянство. Через каллиграфию мусульмане старались выразить свой самый интимный опыт, чувственность. Таким образом, письмо сравнивается с объектами красоты и эмоционального притяжения. Почерк, который можно пережить как радость и удовольствие, имеет большое значение.
Хадж — совершение паломничеств в Мекку в определенное время при наличии возможности материальной, физической, а также безопасной дороги. Несоблюдение этого минимума свидетельствует об отсутствии настоящего Имана веры или о его слабости. Те, кто не соблюдает этот минимум кто не соблюдает хотя бы один из этих столпов , будут строго наказаны в вечной жизни, если они не покаются и не будут прощены Всевышним Аллахом.
Тот, кто отрицает необходимость соблюдения этого минимума или хотя бы одного из столпов Ислама, становится кафиром неверным. Выполнение этих обязанностей не только освобождает от наказания на том свете, но и влечет получение по милости Аллаха вознаграждения, величина которого зависит от искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их исполнении.
В исламе не так.
В исламе единственный автор откровения — это Бог. Мухаммад — просто медиатор, передатчик божественного откровения, поэтому мусульманин никогда не скажет: «Мухаммад сказал в Коране». В Коране говорит только Бог.
Если в Коране звучат слова Мухаммада или звучат слова ангелов, это можно встретить в Коране, то этим словам непременно предшествует божественное повеление «куль» скажи , и дальше как бы Бог опять же диктует Мухаммаду или ангелам, что они должны сказать. Один современный мусульманский суфий так определил разные понимания откровения в христианстве и в исламе: «Для вас [христиан] Бог стал плотью, а для нас [мусульман] Бог стал книгой». Бог как бы воплотился в книге, божественное слово воплотилось в Коране, поэтому одной из первых богословских проблем и на протяжении всех веков существования ислама была проблема определение статуса Корана: Коран как божественное слово сотворен или не сотворен?
Сегодня вы чаще всего встретите мнение мусульман, что Коран — это прямая речь Бога и что он наделен несотворенной природой, но на протяжении веков шли многочисленные споры о природе Корана. Например, такая богословская школа, как мутазилиты, оспаривали этот тезис о несотворенности Корана, оспаривали его тем, что если мы утверждаем, что Коран не сотворен, то мы признаем наличие кого-то вечного, помимо Бога. А это уже что?
Ширк, многобожие. Но тем не менее доминирующей точкой зрения стала та, что Коран не сотворен. В XI веке халиф аль-Кадир, багдадский халиф, попытался даже в своем указе зафиксировать этот богословский принцип несотворенности Корана, максимально доводя его до логического предела: Коран как слово Божие не сотворен в любой форме, не только так, как он был ниспослан Мухаммеду, но он не сотворен также, будучи записанным, будучи произнесенным, будучи услышанным, естественно, на арабском языке.
Поэтому для многих мусульман чтение Корана на арабском языке воспринимается тоже как речь Бога. Вот отсюда такой большой пиетет перед Кораном, даже для неграмотного мусульманина. Довольно распространенное явление в мусульманском мире — знание Корана неграмотными людьми.
Поскольку Коран читается очень часто, и в мечетях, и при любых важных событиях в жизни мусульманина, как то рождение ребенка, свадьба, похороны и так далее, мусульмане часто запоминали Коран наизусть, и неграмотный мусульманин вполне мог и может процитировать Коран, причем правильно процитировать Коран. Вот такое удивительное уважительное отношение к священному тексту. Более-менее образованный мусульманин, грамотный мусульманин также с уважением относится и к Торе Пятикнижию , и к Евангелиям, но, правда, уже в самом Коране сказано, что и иудеи, и христиане допустили частичное повреждение своих Писаний, тахриф это кораническое слово , поэтому, притом, что признается богооткровенная природа и Торы, и Евангелия, мусульмане считают, что не все на самом деле там сохранилось в том виде, в котором это было ниспослано Моисею, Давиду или Иисусу.
Коран, в представлениях мусульман, сохранил вот это первоначальное откровение, ниспосланное Мухаммаду, в первоначальной чистоте. Еще очень одна важная вещь — в Коране дважды говорится о том, что мы ниспослали тебе Коран на языке арабском ясном. На языке арабском — вот это тоже очень важный момент.
Для мусульманина арабский — это священный язык. Многие богословы и, соответственно, мусульмане считают, что это язык самого Бога, не произвольно выбранный Богом для того, чтобы ниспослать Мухаммеду откровение, а именно язык самого Бога, божественный язык. Поэтому Коран всегда читается, независимо от языка той или иной страны, например, в Индонезии или у нас, в России, Коран всегда читается на богослужении только на арабском языке.
Потом, как сейчас это принято, имам переводит на язык, доступный большинству, на русский или индонезийский и так далее, но первоначально Коран звучит на арабском языке, и это звучит само слово Бога. И по сей день мусульмане активно переводят Коран на другие языки сами и допускают переводы Корана, даже поощряют переводы Корана, но перевод Корана на другой язык уже не будет называться Кораном. Он будет называться в мусульманских изданиях, в мусульманском мире «Толкование смыслов Корана».
Коран — только на арабском, а вот на других языках это уже толкование смыслов Корана. Русские переводы Корана Ну и коль скоро речь у нас зашла о Коране, так предварительно пока еще, я думаю, что полезно будет сразу дать рекомендацию. Дело в том, что на русском языке очень много переводов на сегодняшний день Корана.
Собственно говоря, впервые Коран переводится «переводится» — это слишком сильно сказано , пересказывается на русском языке при Петре I и по его прямому распоряжению Петром Постниковым, но Петр Постников не знал арабского языка, он пересказал французский перевод Корана. И в XVIII веке издается в России несколько переводов Корана, в основном с французского языка, и один перевод с английского языка, то есть это двойные переводы. Впервые Коран в России переводится непосредственно с арабского языка выдающимся востоковедом, исламоведом, профессором Казанской духовной академии, Гордием Семеновичем Саблуковым.
Первое издание — это 1879 год. В 90-х годах уже XX столетия этот перевод Саблукова неоднократно переиздавался, слава Богу, потому что на сегодняшний день перевод Саблукова, хоть это и перевод XIX века, остается одним из лучших. Ну и параллельно с Саблуковым Коран переводит Дмитрий Богуславский.
Он не был ученым, но он долгие годы провел в качестве, например, военного атташе и на других дипломатических должностях в мусульманских странах, великолепно знал арабский язык и ряд тюркских языков, и просто, так сказать, для себя переводил Коран. Закончил он этот перевод параллельно, даже на три года раньше Саблукова, но, узнав об академическом переводе Саблукова, не стал издавать свой. Этот перевод Богуславского был издан впервые только в 1995 году.
Слава Богу, рукопись сохранилась. Вот этот перевод тоже очень добротный, который я бы рекомендовал тем, кто не знает арабского языка и хочет познакомиться с Кораном в переводе. Я назову еще три фамилии переводчиков Корана на русский язык непосредственно с арабского языка.
Это тоже переводы, которые достойны того, чтобы с ними познакомиться. Есть масса других переводов. К ним я вам не советую обращаться, тем более неспециалисту лучше их не читать.
Лек. 10. Ислам как мировая религия
На современном этапе развития мировой цивилизации исламский фактор, влияние мирового мусульманского сообщества приобретает все более масштабный характер. Актуальные события и свежие заявления, касающиеся ислама и мусульман в России и в мире, на сайте RT. Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман. Тем временем, полагают мусульмане, текст дошедшей до нас Псалтири существенно отличался от оригинала, который до нас не дошел и содержал в себе наставления, поучения, рекомендации, мудрые изречения. Научная статья на тему 'Ислам в современном мире'.