Итак, от чистописания детям все же никуда не деться. О пользе каллиграфии для детей и взрослых мы расскажем в этой статье. методики обучения каллиграфическому письму. Нужна ли каллиграфия современным детям? В век, когда все мы постепенно разучиваемся писать ручкой, каллиграфия, а речь идет именно о ней, стала уникальным способом передачи мысли.
Чем полезна каллиграфия.ОБЯЗАТЕЛЬНО учите детей писать пером! Классическая методика - лучшая.
Детская каллиграфия: обучение для начинающих. Техническая (искусственная) каллиграфия или чистописание (для школьников) – современный стиль каллиграфии с привычными каждому инструментами: шариковая, гелевая ручка – ориентируется на четкость и разборчивость написанного. Занятия каллиграфией не только научат ребёнка писать красиво, но и будут способствовать развитию его творческих способностей; они научат дисциплинировать мысль, а вместе с этим вырастет и общая усидчивость, дисциплинированность ребенка. Как показывают наблюдения, в последнее время педагоги всё меньше и меньше уделяют внимания выработке каллиграфического почерка у детей. В отличие от каллиграфии как высокого искусства, чистописание — это более приземлённое понятие, и его допустимо называть бытовой или школьной каллиграфией. Нужна ли каллиграфия современным детям?
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
В изображениях могут быть завитки и крючочки, хвостики и твёрдые с мягкими штрихи, плавные и изломанные линии, геометрические фигуры и очерченное пространство, круглые и угловатые буквы. Некоторые стили символы выписывают в два либо три слоя, проводят параллельно, пользуются разными цветовыми палитрами, делают рамки либо из буквенных знаков выстраивают целые фигуры. В любом случае предназначение каллиграфического искусства — эстетически красиво преподнести надпись, но таким образом, чтобы она не исказилась и была читаема без труда любым. До появившихся перьев символы наносили, высекая на камнях либо выдавливая палочкой на глине. Первые перьевые «ручки» делали из тростника, и лишь в средних веках стали «выдергивать из хвостов птиц». В основном, пользовались гусиными. Стальные «паркеры» появились в 18 веке. Сегодня по общему правилу пишут каллиграфично при помощи пера либо кисточкой с тушью.
Можно, конечно, рисовать авторучкой, но настоящие гуру каллиграфии это не приемлют — от процесса воссоединения души и шарикового стержня не добьётесь того самого «мурашкового» эффекта. Зачем он нужен, этот каллиграфический почерк? Поколение старой закалки уверено, что красивый почерк — это, в первую очередь визитная карточка самого человека. Есть ряд профессий, где каллиграфический почерк просто необходим, но, к сожалению, список их год за годом заметно сокращается. Писать вручную теперь «не модно». В мире компьютерных технологий всё нам даётся в печатном виде, а ведь в советские времена каллиграфы трудились в органах ЗАГС и Внутренних дел, аккуратно выписывая нам жизненно необходимые документы — паспорта, свидетельства о рождении и браке. Сегодня любой декоративный вензель можно начертить на компьютере при помощи вычурных шрифтов.
Однако, практикующие каллиграфы есть и сегодня. В большинстве случаев каллиграфическое письмо существует на пригласительных открытках, поздравлениях по особому случаю, например, на День рождения или свадьбу. Многие компании, желающие выделить своё визуальное название, прибегают к рукописным логотипам. Не обходится без каллиграфии графический дизайн и религиозное искусство. Даже уличное раскрашивание стен подростками, известное как граффити, пользуется приёмами каллиграфии.
Кроме того хорошо влияет на обучение каллиграфическому почерку проговаривание букв при письме.
Это помогает легче усваивать написание букв и соединений между ними. Существует отдельная система обучения каллиграфии, основанная на принципах ритмического написания. Она позволяет сделать процесс письма более плавным, а почерк - четким и разборчивым. При этом возрастает скорость письма. Эта система делится на несколько этапов. Первый этап включает в себя обведение букв под счет с использованием кальки и специальных образцов.
Второй этап предполагает обведение слов, собранных в группы. Слова в таких группах имеют похожие структуры и ударения. Третий этап состоит из обведения целых предложений и небольших текстов. Для обучения по этой системе учащихся в начальной школе разработаны специальные рабочие тетради. Они способствуют формированию графо-моторных навыков письма. Еще одна эффективная система обучения каллиграфическому почерку построена на особых принципах и предполагает регулярные занятия, которые позволяют довести до автоматизма написание букв и соединений.
К принципам, лежащим в основе этой системы, относятся: - необходимость изучения букв по элементам; - важность написания буквы в одних и тех же вариантах; - необходимость группирования буквенных знаков.
Ребенку должны нравиться его новые «инструменты», это будет своеобразным стимулом к занятиям. Традиционно начинают знакомство с каллиграфией с изучения структуры букв, для чего используют прописи по вязи. Ребенок узнает, что такое «лигатуры» сплетения букв , и уже через пару занятий порадует вас первым написанным семейным вензелем — знаком из причудливо соединенных первых букв имени и фамилии. Конечно, не обойдется и без домашних заданий, в выполнении которых, по возможности, должны принимать участие все члены семьи. Делать это надо непринужденно, как бы играючи.
Следующий этап — нарисовать несложные предметы тучку, домик, гриб. Так, по принципу «от простого к сложному», ребенок в скором времени освоит азы каллиграфии, что обязательно поможет становлению его как личности не говоря уже об улучшении общей успеваемости в школе.
И главное: представители этих ремёсел очень неплохо зарабатывают как в России, так и за рубежом. Действительно хорошие специалисты — на вес золота!
Для вдохновения почитайте биографию и путь к успеху нашего соотечественника Арсения Пыженкова, он же Покрас Лампас. Как освоить каллиграфию Если вы решили освоить азы каллиграфии в качестве хобби или сделать первый шаг на пути к профессии графического дизайнера, давайте определимся, с чего нужно начать. Формат обучения В эпоху возможностей а также временных ограничений для начала выберите подходящий вам формат обучения: Онлайн-курсы. Если в вашем городе не так много мастеровитых каллиграфов, готовых преподавать, онлайн-обучение станет хорошим решением.
Возможно, времени это займёт чуть дольше, чем занятия в офлайн формате. Учитель каллиграф даст готовые необходимые материалы для занятий, покажет, как правильно сидеть, работать с кистями и красками, быстро даст обратную связь и поможет проработать ошибки. Самостоятельное обучение. Прекрасный вариант для тех из вас, у кого самодисциплина развита феноменально.
Открывайте YouTube, блоги известных каллиграфов, доставайте прописи и соответствующие инструменты. Инструменты каллиграфа Раньше для создания художественных шрифтов использовались плоские или круглые кисти и перья иногда — тростниковые палочки. Эти предметы старины сегодня востребованы только у единичных ценителей. В широком масштабе на смену этим артефактам пришли специальные маркеры, перьевые ручки для каллиграфии, чернила, тушь, брашпены.
Эстетика письма и ясность ума: что такое каллиграфия?
Если в каллиграфии красивые прописные буквы ничем не дополняют, леттеринг, наоборот, украшается дополнительными линиями, рисунками, элементами. Вместе с детьми можно находить классные подписи и выбирать те, которые выглядят красиво и современно; тогда детям тоже захочется писать красиво. Можно даже на занятиях оформлять шопперы и майки. Особенно это интересно детям постарше: подписывать футболки своим интересным слоганом. В моем проекте «Творилки-мастерилки» мы ищем детям единомышленников, которые тоже любят отправлять открытки: своеобразный post crossing. Конечно же, интересно смотреть на эти самодельные открытки, где всё написано от руки — это как маленькое чудо. Следующий шаг — претворить красивое письмо в жизни. Получится ли за месяц, или два?
За месяц или два можно задать вектор и дать ребенку смысл: зачем ему писать красиво, вызвать у него интерес. Но для того чтобы хорошо улучшить почерк и стабилизировать его, мне кажется, нужен больший промежуток времени, нужно заниматься в течение года. Если за год любовь к каллиграфии возникнет, человек захочет развиваться и дальше. Более краткий период времени — просто проба пера. Должны ли родители помогать ребенку в процессе освоения почерка, учитывать его самочувствие? Родители всегда должны стараться особенно на начальных этапах помогать ребенку. От родителей зависит, как будет выглядеть его рабочее место.
Ребенок не всегда умеет организовать себе стол, чтобы ему было удобно. Выбор инструментов тоже зависит от родителей. Что лучше выбрать: простой карандаш, обычную ручку или, наоборот, необычные инструменты, которые вызовут у ребенка интерес уже на первоначальном этапе?
Мелкая моторика развивается не хуже, чем при занятиях творчеством, сборке конструкторов и других аналогичных занятиях. Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи — отвечающие за такие навыки центры в головном мозге находятся совсем рядом. Как результат, ребенок быстрее учится говорить, появляется меньше рисков возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата.
Положительное влияние на здоровье Наконец, стоит отметить и положительное влияние занятий каллиграфии на здоровье школьника. Дело в том, что формирование почерка всегда идет рука об руку с обеспечением правильного положения тела. Вот лишь несколько факторов, которые не позволяют создавать проблемы со здоровьем: Ровное положения спины. Многие врачи отмечают, что осанка портится именно потому, что ребенок сидит неправильно, горбится, сильно выдвигает голову вперед. Когда ребенок владеет навыками каллиграфического письма, его спина выпрямляется, голова находится в правильном положении. Уменьшение нагрузки на запястье.
Сустав запястья подвергается очень сильным нагрузкам, когда ребенок пишет неправильно. Он давит на бумагу, держит руку в неестественном положении. Если это не исправить, есть риск столкнуться со многими проблемами в будущем, в том числе, хроническими болями, туннельным синдромом. Снижение риска ухудшения зрения. У ребенка вырабатывается привычка держать голову прямо. Это очень полезно, чтобы не допустить проблем с глазами из-за слишком сильного приближения тетради или книги.
Мы описали, что такое каллиграфия для детей 1 класса и старшей школы. Теперь осталось только дать несколько советов о том, как ей лучше обучиться и на что стоит обратить внимание. Как обучиться каллиграфии У родителей есть два основных способа обучить своего ребенка писать каллиграфическим почерком — самостоятельно или на специальных курсах. Конечно, профессиональное обучение — это более предпочтительный вариант. В таком случае педагог будет постоянно следить за тем, как пишет ребенок, не допускает ли он распространенных ошибок во время письма, нет ли других проблем. Но если вы хотите сэкономить, каллиграфией можно начать заниматься и в домашних условиях.
Для этого создано большое количество хороших учебных пособий. Рассмотрим несколько рекомендацией для тех, кто желает освоить все премудрости без привлечения третьих лиц. Купите прописи Отличным решением для всех, кто хочет научиться красиво писать, станет покупка прописей. Она практикуется в том числе, когда навыки формирования красивого почерка осваивают взрослые.
Им необходимо постоянно менять виды деятельности. От этого страдают их родители, учителя, но прежде всего они сами. Занятия каллиграфией успокаивают бунтующий организм.
А если ребенку понравится и он увлечется, то произойдет улучшение общего эмоционального фона. Физическое и психологическое здоровье Учеными Японии и Китая доказан положительный эффект занятий каллиграфией на физическое и психическое здоровье. Например, профессор Генри Као сделал поразительный вывод, что нет таких недугов, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Многолетние исследования ученого доказывают , что пациенты, которые регулярно практикуют занятия каллиграфическим письмом, расслабляются в процессе, успокаиваются, у них выравнивается дыхание, замедляется пульс, уменьшается напряжение в мышцах и снижается давление. Другой китайский ученый Юань Пу из Пекинского института доказывал влияние занятий по каллиграфии на увеличение продолжительности жизни. Писание как труд — довольно сложный и трудоемкий процесс, в котором человек задействует несколько групп мышц. При писании необходимо думать и о правильной посадке, и постановке рук и ног, и наклоне головы, и об обхвате пера и т.
То есть каллиграфические упражнения по сути являются своего рода гимнастикой, но не только для тела, но и для нервов.
Отец Павел и сам занимается каллиграфией: «Для меня каллиграфия в первую очередь — это один из способов духовного делания, духовная практика. В процессе занятия у меня появляется возможность остаться наедине с самим собой, прийти в гармоничное, уравновешенное состояние души, чтобы привнести это состояние и в свою обыденную жизнь. Во вторую очередь каллиграфия — это прикладное, изобразительное искусство, интересное мне с художественной точки зрения».
У отца Павла мы спросили о главном: зачем это детям сегодня? Вот что он ответил: «Я хочу дать детям ощущение волшебства, которое появляется при касании пером чистого листа бумаги. Это то, что невозможно испытать при нажатии на клавиши компьютера. А когда ребенок видит, что тончайшее движение его руки создает из небытия целые миры, появляется ощущение настоящего чуда!
Каллиграфия позволяет достичь выразительности простейшими художественными средствами. Достаточно изменить толщину линии, угол наклона или взять другой вид пера, чтобы получить совершенно иной рисунок. В этом плане я бы назвал каллиграфию школой красоты — научением человека тому, что все в жизни должно быть прекрасно — в том числе и то, как мы пишем, как мы превращаем мысли и звуки в образы».
Вы точно человек?
Каллиграфия – что это и зачем? | «Нескучная каллиграфия» — это мотивирующий курс, главной целью которого является пробуждения у детей желания научиться писать грамотно и красиво. |
О пользе каллиграфии - Азбука воспитания | Методика "Игра в каллиграфию" разработана по итогу собственного опыта, совместно со своими детьми. |
Что такое каллиграфия?, ГБОУ Школа № 2016, Москва | В заключение, могу сделать вывод, что каллиграфия важна для детей школьного возраста и необходима для развития мелкой моторики, психических качеств, возможностей формирования разборчивого почерка. |
Каллиграфия – есть ли польза для детей с трудностями в обучении? | Каллиграфия приучает к порядку и дисциплине, воспитывает эстетический вкус, приобщает к истории, положительно влияет на психическое и физическое здоровье обучающегося, раскрывает творческие способности, может перерасти из увлечения в призвание. |
Почему отменили каллиграфию в школах. Одна из версий | По словам экспертов, чистописание помогает детям с их способностями и даёт возможность перейти к вышеописанным процессам. |
Дети говорят: Что такое каллиграфия?
Что такое каллиграфия и почему это модно | Каллиграфией называют искусство чистописания, или красивого письма. |
«Как курица лапой»: почему важно учить детей писать красиво | Лариса Сергеевна рассказала ребятам о том, что каллиграфия заставляет мозг чувствовать правильность линий, симметрию и ритм, развивает внимательность, наблюдательность и воображении. |
Какую пользу дает каллиграфия детям? - Экспертные статьи в блоге IQ007 | Техническая (искусственная) каллиграфия или чистописание (для школьников) – современный стиль каллиграфии с привычными каждому инструментами: шариковая, гелевая ручка – ориентируется на четкость и разборчивость написанного. |
Почему отменили каллиграфию в школах | Мастера каллиграфии считают умение красиво писать искусством, которому можно посвятить всю жизнь. |
Каллиграфия, как искусство письма
Откуда берутся наглые дети и можно ли чрезмерную родительскую любовь направить в нужное русло? Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым. Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым.
Польза каллиграфии для детей
В школе каллиграфии РДИ существует курс для детей «Игры с буквами», где дети сначала учатся писать обычной круглой кистью, чтобы почувствовать и понять, как это происходит. Каллиграфию часто используют как занятный и эффективный комплекс упражнений для постановки почерка у детей. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии.
«Каллиграфия помогает детям, тренирует внимание и усмиряет характер»
- Влияние письма на развитие детей. Каллиграф Константин Парсаданов
- Каллиграфия как двигатель прогресса
- Насколько важна каллиграфия для учеников 1-4 классов?
- Учимся писать красиво. Каллиграфия для детей!
- Последние новости
- ✍🏻КАЛЛИГРАФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО? |
Каллиграфия – что это и зачем?
Постепенно каллиграфию стали использовать лишь в исключительных случаях — для грамот или поздравлений, но в книгах ее почти не осталось. Возрождение произошло в начале XX века. Сегодня художественная каллиграфия не имеет границ: ее применяют при расписывании машин, стен, домов, активно используют в дизайне. В школе каллиграфии РДИ существует курс для детей «Игры с буквами», где дети сначала учатся писать обычной круглой кистью, чтобы почувствовать и понять, как это происходит. Далее изучают копперплейт, или, по-другому, английский курсив. Его пишут острым пером, сочетая толстые и тонкие линии при помощи разного нажима. На первых порах пишут в основном простые элементы, которые потом соединяются в цельную букву.
Для письма используется плотная бумага, тушь и два типа инструментов — ширококонечные и остроконечные перья. Острое перо используется в двух классических почерках — копперплейт и спенсериан. Школьные прописи, например, разработаны на их основе.
Демонстрация на занятиях высокохудожественных образцов, созданных каллиграфами прошлого и современности, вдохновляет детей на активную работу и творчество, ведь всем хочется творить красивое. Ребёнок начинает «играть» в буквы, любоваться ими, изучает их и создаёт свои детские, порой не по-детски серьёзные и осознанные шедевры каллиграфии. Погружение в мир прекрасных букв меняет прежнее представление ребёнка о письме, и он уже готов к новым открытиям и достижениям. А полученный практический опыт работы каллиграфическим инструментом позволяет двинуться на ступеньку выше.
Тогда и приходит время вводить остроконечное перо и обучать английскому письму, которым писали письма наши прабабушки и прадедушки и которым так хочется заменить школьный почерк. На уроках каллиграфии Изучение каллиграфии начинается с изучения структуры буквы. Древнерусский устав — один из наиболее конструктивно понятных почерков, связанных с элементарными геометрическими фигурами, известными детям: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Поэтому он хорошо понимается и осваивается ребёнком как первый почерк. Кроме того, интересная форма букв древнерусского устава с удовольствием и интересом воспринимается детьми, и они увлечённо работают на уроках и дома над заданиями. Главное в занятиях каллиграфией — не выдающиеся способности, а интерес самого будущего каллиграфа к обучению и интерес родителей к обеспечению регулярности занятий. Особенности приобретения письменных навыков позволяют провести параллель с занятиями музыкой на этапе освоения музыкального инструмента.
Однозначно можно сравнивать линии остроконечного пера со звуками скрипки. Практика показывает, что каллиграфия помогает большинству детей отрегулировать свой школьный почерк и сделать его правильнее и ровнее. Занятия каллиграфией, какой бы почерк ни изучался, развивают чувство ритма и регулярности, помогают ученику понять, что такое ровно, а что такое криво, и приучают видеть это не только на уроках каллиграфии, но и при письме в школе в своей тетрадке. Эффект от занятий может проявиться в разное время: у кого-то влияние каллиграфии сказывается сразу, кто-то созреет позже. Особенно быстро проходит усвоение каллиграфических навыков в случае ежедневных, пусть даже кратковременных, упражнений дома. Как правило, участие родителей требуется только вначале, чтобы проконтролировать технические моменты работы и организовать «уголок каллиграфа» дома. А позже ребята уже сами всё делают без помощи родителей, чему те, безусловно, рады.
Видно, это предназначение свыше. Ведь Светлана Васильевна сама из многодетной семьи. Доброта и опека у нее в крови. Продлить детство и сделать счастливее — главное кредо. Светлана Плотницкая, родитель-воспитатель детского дома семейного типа: Они все разные, ну вот надо как-то их объединить. Столовая, она нас объединяет.
Мы там и лепим, и уроки делаем. Папа у нас за устную часть отвечает, белорусский язык — это его мова. Энергии у родителей хватает на всех.
Мой личный опыт показывает, что большинство современных первоклассников совершенно не готовы к письму: дети неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не умеют правильно располагать тетрадь. Очень много времени учитель уделяет этому необходимому подготовительному этапу, который должен быть доведён до автоматизма. Зачастую, ни дети, ни взрослые не осознают, что красивое письмо - это ещё и грамотное письмо. Трудности с почерком ведут за собой трудности с грамотностью и из начальной школы плавно перетекают в среднюю, старшую, а потом, со всеми вытекающими последствиями, во взрослую жизнь. Причины для возникновения этих трудностей разнообразны: чисто педагогические, медицинские, физиологические, возрастные, психологические. Учитель хочет видеть результат и не замечает истинных причин ухудшающего почерка. Много сил и времени тратится на достижение желаемого результата: усиливаются требования, проявляется жёсткость, на ребёнка начинают «давить» родители. Это ведёт только к ухудшению состояния: причины не выявлены, не устранены - результата нет. Проблема обучения письму была и остаётся актуальной по сей день. Этой проблемой занимаются педагоги, психологи, логопеды, физиологи, методисты. Я не случайно выбрала эту тему для курсов, так как постоянно сталкиваюсь с трудностями в процессе обучения чистописанию. Хотелось бы помочь себе и своим ученикам, проведя анализ каллиграфических ошибок при письме. Найти возможности их предупреждения и исправления. Младшие школьники наиболее часто испытывают такие трудности при написании, как овладение буквенной формой написание овалов, длинных наклонных линий, подсчёт элементов , правильность соединения букв и наклона строки. Происходит это из-за того, что упражнений для выработки каллиграфически правильного написания очень мало, времени на отработку каллиграфических навыков не хватает и все эти навыки теряются.
Как научить ребенка красиво писать — советы родителям
В готовом исследовательском проекте по ИЗО и МХК на тему «Каллиграфия: ее история, место в жизни современного ученика» автор сделал выводы о том, что проблема почерка — одна из насущных проблем сегодняшней школьной образовательной системы. Обучая ребенка грамоте, с ним занимались каллиграфией не только для облегчения процесса запоминания букв, но, и чтобы заложить основы художественного вкуса. Как чистописание и каллиграфия для детей влияет на наши когнитивные процессы.
5 преимуществ уроков каллиграфии, о которых никто не догадывается
Освоение ребёнком письма — это сложный, многоступенчатый процесс и в то же время одно из пяти важнейших направлений чтение, письмо, счёт, музыка и изобразительное искусство образовательных процессов начальной школы. Приобретение письменных навыков на начальных этапах происходит с карандашом в руке, далее ребёнок берёт шариковую ручку. Современные прописи предлагают начертание так называемого «школьного шрифта», и при помощи учительницы в классе и родителей дома дети овладевают письмом уже к концу первого года обучения в школе. За хороший почерк отвечает целый ряд факторов. Из них два первоочередных — это развитая мелкая моторика руки и понимание строения букв, которые пишешь.
У многих детей и даже взрослых мелкая моторика развита не в должной степени, а осознанное понимание строения букв практически отсутствует. Отсюда и появляются проблемы с почерком — буквы корявые, неорганизованные, наклон «пляшет». Для устранения этой проблемы одних лишь школьных уроков письма, к сожалению, существенно не хватает. Здесь нужно более сильное «лекарство», каковым и является классическая каллиграфия.
Уроки каллиграфии для школьников предполагают углублённую специальную программу, которая направлена именно на развитие мускулатуры пальцев, кисти руки ребёнка, отработки координации и ритма движений, «расшевеливание» «спящих» зон мозга, отвечающих за механизм такого сложного явления, как почерк. Инструмент для письма Сам инструмент, которым пишут, оказывает существенное влияние на качество производимых букв. Пишущая часть школьной шариковой ручки — это «точка». При письме эта «точка» даёт на бумаге одномерную линию, каждый момент которой можно упрощённо описать двумя математическими параметрами.
Для русского уставного почерка, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме даёт «ленту» различной ширины. Для описания каждого отдельного момента такого сложного следа потребуется минимум четыре математических параметра. Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером — усложнённым бегом боком или спиной вперёд при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребёнка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях.
Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырёх направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне.
Почему красивый почерк — это важно? Когда ребенок пишет, у него работают почти все области головного мозга, создаются новые нейронные связи. Другими словами, формируется интеллект! Можно процитировать русского ученого Ивана Сеченова: «Самый сложный вид произвольной деятельности — это письмо. Именно письмо вместе с речью формирует и развивает интеллект человека». Кроме того, занятия каллиграфией связаны с улучшением памяти. Есть исследования, которые показали: чем аккуратнее и красивее пишет ученик, тем лучше он запоминает и усваивает новую информацию.
Если у ребенка есть нарушение усидчивости и концентрации внимания, — дайте ему ручку и тетрадь! Конечно, усадить непоседу за письмо получится не с первого и, может быть, даже не с десятого раза. Но чем чаще вы будете открывать перед ребенком пропись, чем больше будет тренировки и чем лучше будет у него получаться, тем усидчивее и сосредоточеннее он будет выполнять задания. Важно, чтобы родитель присутствовал рядом и указывал ребенку на нюансы в соединениях букв, отмечал те символы, которые получились лучше всего. В Китае провели исследование и оценили изменения, которые происходят с человеком во время занятий каллиграфией. Оказывается, во время письма у человека выравнивается дыхание, снижается давление и замедляется пульс, он успокаивается и расслабляется. С какого возраста учить ребенка письму? Детская рука начинается готовиться к письму с самого рождения.
Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии.
Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент — основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией.
Результат был очевиден уже к 7—8-му классу.
Это обычно возможно в возрасте девяти лет и старше. Хорошо, когда ученик сам недоволен собой и хочет это исправить. Но большинство детей в таком возрасте не хотят заниматься школьным письмом дополнительно, несмотря на замечания по качеству почерка со стороны родителей и педагогов. Детям трудно навязать дело, к которому у них не лежит душа.
К тому же ситуация усугубляется тем, что в современном делопроизводстве и в повседневной жизни качественный почерк практически не применяется — его функции успешно выполняет компьютерный набор. И ученик совершенно резонно задаёт вопрос: «А зачем нужен каллиграфический почерк? И здесь на помощь приходит богатейший арсенал каллиграфии с его роскошными шрифтами, а не приевшееся, скучное «школьное» письмо. Демонстрация на занятиях высокохудожественных образцов, созданных каллиграфами прошлого и современности, вдохновляет детей на активную работу и творчество, ведь всем хочется творить красивое. Ребёнок начинает «играть» в буквы, любоваться ими, изучает их и создаёт свои детские, порой не по-детски серьёзные и осознанные шедевры каллиграфии.
Погружение в мир прекрасных букв меняет прежнее представление ребёнка о письме, и он уже готов к новым открытиям и достижениям. А полученный практический опыт работы каллиграфическим инструментом позволяет двинуться на ступеньку выше. Тогда и приходит время вводить остроконечное перо и обучать английскому письму, которым писали письма наши прабабушки и прадедушки и которым так хочется заменить школьный почерк. На уроках каллиграфии Изучение каллиграфии начинается с изучения структуры буквы. Древнерусский устав — один из наиболее конструктивно понятных почерков, связанных с элементарными геометрическими фигурами, известными детям: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.
Поэтому он хорошо понимается и осваивается ребёнком как первый почерк. Кроме того, интересная форма букв древнерусского устава с удовольствием и интересом воспринимается детьми, и они увлечённо работают на уроках и дома над заданиями. Главное в занятиях каллиграфией — не выдающиеся способности, а интерес самого будущего каллиграфа к обучению и интерес родителей к обеспечению регулярности занятий. Особенности приобретения письменных навыков позволяют провести параллель с занятиями музыкой на этапе освоения музыкального инструмента.
Консультация для родителей «Развитие каллиграфических умений у детей старшего дошкольного возраста»
По словам экспертов, чистописание помогает детям с их способностями и даёт возможность перейти к вышеописанным процессам. Занимаясь каллиграфией или работая в прописях, ребенок развивает интеллект и усидчивость. Стоит ли обращать внимание на почерк ребенка и уделять внимание такому архаичному занятию, как каллиграфия?