Новости что такое эллада

Синонимы: Смотреть что такое "Эллада" в других словарях.

Эллада: история и значение названия

Снимок космического телескопа «Хаббл». Равнина Эллада — ниже и правее центра. Ранее эта область была известна как «Земля Локьера», названная так в 19 веке в честь английского астронома Нормана Локьера. Во второй половине 19 века итальянский астроном Джованни Скиапарелли назвал эту деталь рельефа Марса Элладой. В 1973 году международный астрономический союз утвердил название Hellas Planitia Равнина Эллада. То, что это огромная низменность, удалось установить позже с помощью космических аппаратов.

В то время как римляне находятся в фазе надлома, греки вступают в фазу инерции. Для греков наступает эпоха Эллинизма — распространения античной эллинской культуры и в еще большей степени цивилизации на колоссальных пространствах от западных границ Европы от Испании, Галлии до Северной Индии до Кушанского царства. Эпоха эллинизма охватывает примерно три последних века до Р. В этот период происходит грандиозная экспансия культуры. Затем для эллинов наступает обскурация угасание. Они теряют свою независимость. Но их обскурация была довольно мягкой, почти незаметной. Они сравнительно быстро вписались в римский имперский мир, по сути дела, этносом в гомеостазе. На том мог бы и закончится античный мир, античная культура, или должна была быть передана эстафета каким-то новым этносам, однако произошло иное. Римляне, которые примерно с царствования Августа вступают в свою инерцию позднее инерции греков , не только оформляют империю практически, Римская республика после падения Карфагена уже была империей новой монархической организацией, но и продлевают еще на полтысячи лет жизнь античного мира. Такова в фазах этногенеза сопоставимая история этих двух крупнейших античных народов. БОГИ, ГЕРОИ, РОК Распространено мнение, что вся античная культура была создана греками, тогда как римляне были народом воинственным, административно и политически одаренным, но малокультурным, не обладавшим творческим потенциалом. Это не так, но просто с греками очень трудно состязаться. В богатстве художественной фантазии сравнения с эллинами не выдержит не только ни один античный народ, но и вообще ни один народ всемирной истории. От эллинов мы получили богатейшее мифологическое наследие и колоссальный пласт искусств, опирающихся на мифологию, — прекрасную литературу, скульптуру, прикладные искусства, архитектуру живопись до нас практически не дошла. Однако представить себе мировоззрение греков на основе их мифологии трудновато, ибо каждый миф имеет несколько редакций, что признавали сами греки. Те же Павсаний или Плутарх пишут, что об одном и том же в одном городе рассказывают иначе, нежели в другом. Частенько создается представление о необычайно солнечной, радостной культуре античной Эллады, которое позже — в эпоху Возрождения и в еще большей степени в эпоху Просвещения — использовалось как главный антихристианский аргумент: мол, христиане испортили светлый, утонченный греческий мир, где царило сплошное веселье; именно из-за христиан потом наступило мрачное Средневековье. На самом же деле эллинский мир был устроен куда более сложно, куда менее однозначно. Каковы же были отношения эллинов к своим богам и со своими богами? Прежде всего, хотя олимпийский бог — существо много более высокого порядка, нежели сам античный грек, отличие то было количественным, а не качественным. Бог эллинов не только не всемогущ и никак не может сравниться с единым Богом монотеистов, он, пожалуй, даже не столь могуществен, как боги Месопотамии и Египта. Греческие боги даже не бессмертны. Хотя человека иначе называют «смертным», подразумевая бессмертие олимпийцев, но их бессмертие — всего лишь чрезвычайно долгая жизнь, которой рано или поздно все равно наступит конец. У олимпийцев будет финал, как были финалы у предыдущих поколений богов, побеждавших друг друга и побежденных олимпийцами. Взгляд эллина на перспективы его богов довольно пессимистичен. Примерно так же, германец отлично знал, что асы боги могущественны, правят мирами, но будет и Рагнарёк — последняя гибель богов. Итак, эллинские боги не бессмертны и не всемогущи. Они не всеведущи — олимпийских богов можно надуть, и их еще как надувают! Они не образцы нравственного подражания. Более того, они просто чудовищно безнравственны. Средний эллин — полисный гражданин вел себя несравненно нравственнее олимпийских богов. Достаточно вспомнить, как за каждой юбкой, если то можно назвать юбкой, носился Зевс. Вспомним также Аполлона, победившего в состязании грубого силена Марсия. Благородный человек, победивший в подобном состязании, будет милосердным и не станет издеваться над побежденным. Несколько менее благородный прочтет побежденному нотацию. Аполлон же с Марсия живьем кожу сдирает! Сами греки так не поступали с побежденными врагами. Богам опасно бросать вызов. Но, обратившись к мифологическим пластам Гомера, к эпосу, мы видим, что греки только тем и занимаются, что бросают вызов богам, хотя, разумеется, каждый нормальный эллин, враждуя с одним богом, стремится заполучить поддержку другого скажем, Афины против Афродиты. В этом мире есть также особая ниша: ее занимает герой. Героизм — это не что иное, как безнадежная борьба во имя долга. Вообще героизм есть порождение арийского духа, потому что за пределами круга индоевропейцев тоже можно встретить предостаточно храбрых людей, но они не будут считаться героями. Нам известны подвиги героев индийских героев «Махабхараты» , персидских, германских, но более всех развили идею героизма именно греки. Герой есть, по сути дела, промежуточное существо между человеком и богом. Почти все герои божественного происхождения какой-нибудь бог обязательно причастен к рождению того или иного героя. Они не бессмертны даже в олимпийском смысле этого слова, но могуществом своим приближаются к богам. Обратимся к величайшему из героев — Гераклу и вспомним один из его подвигов. Геракл навещает друга своего молодого царя Адмета. Гераклу подают вино, музыка играет, но все кругом скорбны, и друг его не встречает. Геракл страшно обижен. Приближенные объясняют ему, что у царя огромное горе — ему сообщили, что он умрет. Сообщил это Гермес — вечный вестник богов, существо очень симпатичное, ибо многим помогает или по крайней мере предостерегает. Заметим, что, согласно юнгианской психологии психоаналитики Юнга , люди с сильной гермесовой составляющей в их поведении считаются очень привлекательными. Гермес сказал царю Адмету, что он его, конечно, прикроет, снова всех надув на Олимпе, но для того нужно, чтобы кто-то добровольно согласился умереть вместо Адмета. Однако все от этой чести отказываются — и родители, и воин перед началом сражения, надеющийся победить, а не быть убитым, и слепой драный нищий. Они не хотят умирать — им не нравится загробный мир. Соглашается лишь молодая жена Адмета прекрасная Алкестида. Кстати, подвиг Алкестиды, умирающей за любимого мужа, есть классический подвиг арийской женщины; он той же внутренней природы, что и подвиг индийской вдовы, добровольно поднимающейся на погребальный костер мужа.

Современная история Эллады начинается с обретения независимости от Османской империи в 1821 году. Это был период политических потрясений, экономической нестабильности и социальных изменений, который привел к формированию современного государства Греция. Таким образом, история Эллады представляет собой удивительный путь развития древней цивилизации, которая оставила неизгладимый след в истории человечества. Ее культура, наука и философия продолжают вдохновлять и воздействовать на нас и по сей день. Древняя история В древности Греция была разделена на множество город-государств, которые назывались полисами. Каждая полис имела свою уникальную политическую систему, но все они существовали в рамках греческой культуры. Самым известным и мощным полисом древней Греции была Афины. Афинская демократия отличалась от других полисов тем, что в ней граждане могли участвовать в принятии политических решений. Воинские споры между полисами часто приводили к войнам. Наиболее известными и длительными войнами были Персидские войны и Пелопоннесская война. В этих войнах Афины сражались против армии Персии и спартанцев соответственно. В древней Греции были развиты науки и искусства. Греки внесли огромный вклад в развитие философии, математики, астрономии, медицины и других наук. Одним из самых известных древнегреческих философов был Сократ, который считается основателем западной философии. Древнегреческое искусство проявлялось в архитектуре, скульптуре и живописи. Здания, построенные в древности, до сих пор поражают своей красотой и гармонией форм.

Троянская война , 1193—1183 до н. Вскоре после этого наступил закат крито-микенской цивилизации. Его причиной стало новое переселение индоевропейских племён с севера, затронувшее не только Балканский п-ов с примыкающими островами, но и Малую Азию, Ближний Восток и даже Египет. В египетских документах эти явившиеся с севера враждебные племена именуются народами моря. Дорийская амфора. Аттика Греция. Британский музей, Лондон. В ходе этого переселения произошло также вторжение на Балканский п-ов новой волны греческих племён, которое по названию наиболее крупного племени — дорийцев — именуется дорийским переселением или завоеванием. Дорийцы разграбили и разрушили большую часть центров микенской Греции. Часть прежней ионийской и ахейской знати была истреблена, часть слилась с завоевателями, а часть переселилась за пределы Балканской Греции на восток, на побережье Малой Азии и даже на далёкий Кипр. Дорийцы и другие пришедшие с ними греческие племена стояли на более примитивной стадии развития, чем ранее расселившиеся на юге Балканского п-ова ионийцы и ахейцы. Дорийское завоевание вызвало падение культуры и привело, в частности, к забвению древней линейной письменности. Признаками упадка отмечена общественная жизнь даже в тех областях Эллады, которые непосредственно не были затронуты дорийским вторжением например, Аттика. Принятое в историографии двойное наименование этого периода обусловлено как состоянием источников, так и отношением к ним современных учёных. Одни справедливо отмечают, что в исторической традиции греков почти не сохранилось упоминаний о сколько-нибудь значимых событиях этого времени, за исключением отдельных сообщений об основании новых поселений на малоазийском побережье. Отсюда принятое у части современных историков название этого периода — «тёмные века». При этом нередко внимание учёных сосредоточивается на не слишком богатых археологических находках, преимущественно керамике. Другие полагают, что для реконструкции социальной жизни греков в этот период можно привлечь данные гомеровского эпоса, вследствие чего появляется понятие гомеровской эпохи. Проблема гомеровского эпоса, т. Споры ведутся относительно личности легендарного творца этих поэм Гомера , о жанре самих произведений и достоверности сообщаемых в них сведений. Всё же можно утверждать, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы в 8 в. В результате комбинирования данных гомеровского эпоса с данными археологии создаётся достаточно достоверная картина жизни и быта греков той эпохи — это было время застоя. После гибели микенских центров ведущей социальной ячейкой стала независимая сельская община, верхушку которой составляла родоплеменная знать. Знатные семьи владели лучшими и большими по площади участками земли теменосами , тогда как простые общинники имели меньшие наделы клеры. Знатные люди, возглавлявшие общину, именуются у Гомера басилеями. Это могли быть единоличные вожди или небольшие группы знатных лидеров. Все дела в общинах решала знать аристократия , между тем как крестьянская масса была практически бесправна. Из этой массы постепенно выделялись более крепкие хозяева, «мужи многоклерные», и бедняки, потерявшие свои наделы, — «мужи бесклерные», вынужденные поддерживать своё существование трудом батрака. Ещё ниже этих батраков — фетов — стояли нищие и, наконец, рабы. Упоминания о нищих и рабах достаточно часты у Гомера, что свидетельствует о далеко зашедшем процессе имущественной и социальной дифференциации. Сосуды геометрического стиля. Период застоя был относительно недолгим. Население в массе своей осталось прежним, сохранившим как основные технологические навыки возделывания почвы, обработки дерева и металла, изготовления керамических изделий , так и культурные традиции религиозные представления и мифологические сказания. Сохранилась значительная часть древней знати в Аттике, Малой Азии , которая была носителем обретённых ранее интеллектуальных ценностей. Гибель дворцовых центров обернулась, с одной стороны, культурным регрессом, с другой — стала предпосылкой нового развития, поскольку сельские общины избавились от тягостной опеки древних монархий и порождённых ими бюрократий. Наконец, появилась важная технологическая новация — знакомство греков с пришедшей с востока из Малой Азии техникой обработки железа. Уже в 10 в. Хотя основным видом занятий оставалось земледелие, формировались как особые отрасли ремесло и торговля. Обмен, который первоначально носил натуральный характер, начал производиться посредством меновых единиц, которыми служили крупный рогатый скот, отдельные ремесленные изделия треножники, котлы, металлические брусья и даже предшественники монеты — небольшие желудеобразные слиточки золота, т. Из массы деревенских посёлков начали выделяться более крупные обычно в приморской области, рядом с естественной гаванью , которые становились первыми городами в новом социологическом смысле, т. Такие протогорода археологически прослеживаются на малоазийском побережье и близлежащих островах Смирна, Хиос , а у Гомера примерами таких ранних городов служат: в «Илиаде» в песне ХХIII — безымянный город, где земледелец или пастух может приобрести железо для изготовления необходимых орудий труда; в «Одиссее» VI—VIII — город сказочных мореходов феаков, располагающий гаванями и арсеналами с корабельными принадлежностями. К концу этого периода стремительно развиваются торговые отношения между формирующимися у греков новыми городами, с одной стороны, и древними передневосточными центрами городами Лидии , Сирии, Финикии — с другой. Восточная культура оказала сильное воздействие на греков. На рубеже 10—9 вв. Процесс усвоения новой письменности был столь стремителен, что уже через столетие оказалось возможным составить письменную версию гомеровских поэм. Существует точка зрения, определяющая распространение алфавитного письма у греков и запись гомеровских поэм более поздним временем. Архаическая эпоха 800—500 до н. На рубеже 9—8 вв. В особенности бурно развивались города Ионии, области на западном побережье Малой Азии, где активно происходило взаимодействие греческой и передневосточной цивилизаций. Воздействие восточной культуры ощущалось как в материальной, так и в духовной сфере: формирование города сопровождалось у греков развитием новых архитектурных форм, новациями в изобразительном искусстве, науке и Чернофигурная амфора с изображением кузни. Музей изящных искусств, Бостон. Чернофигурная амфора с изображением кузни. Экономический прогресс нашёл своё выражение в более конкретных формах — в совершенствовании ремёсел, опиравшихся на новую технологическую базу железо , в развитии внутренней и межгородской торговли, что привело к успехам в мореплавании и кораблестроении изобретение якоря, специализация типов кораблей, военных и торговых, и т. Согласно античной традиции, первыми стали чеканить монету правители Лидии в Малой Азии , от них в 7 в. Чернофигурная амфора с изображением обувной мастерской. Однако экономический прогресс на первых порах обернулся социальными метаморфозами и трудностями для широких слоёв населения. Торговля и деньги разъедали традиционное земледельческое хозяйство, приводили к сильнейшей имущественной дифференциации. Основываясь на тексте поэмы Гесиода «Труды и дни» рубеж 8—7 вв. Крестьянство страдало от растущего малоземелья, от долгов и долговой кабалы. Всё это оборачивалось обострением социальных отношений в каждой общине. Протестное движение крестьянства смыкалось с выступлениями городского населения, как правило утратившего связь с древними родоплеменными структурами и потому стоявшего вне политической жизни. Народ демос выступал против политического засилья родовой знати, требуя радикальных экономических и политических реформ. Результатом этого общественного брожения стало широкое демократическое движение, нередко именуемое в литературе «архаической революцией». Основными моментами этого движения на ранней и поздней стадиях были законодательные реформы. На ранней стадии они нередко проводились особыми социальными посредниками — эсимнетами, которых община наделяла чрезвычайными полномочиями. Первые реформы состояли в составлении письменных законов, упорядочении судопроизводства, установлении гарантий личной свободы и в этой связи облегчении положения должников, наконец, в реорганизации политического строя, целью которой было если не полное устранение из политической жизни родовой знати, то, по крайней мере, ограничение её роли и передача важнейших полномочий институтам рождающейся демократии — народному собранию, государственному совету и народному суду. Переиздание закона Драконта об убийствах. Эпиграфический музей Афин. Важными сопутствующими явлениями были колонизация и тирания. Во многих общинах избыточное аграрное население более или менее организованно выселялось в заморские колонии. На развитие колонизационного процесса также влияли интересы торговли и ремесла, заинтересованность ведущих городских кругов в налаживании торгового обмена с периферийными народами. Ещё одной причиной служили политические распри, в особенности недовольство младших аристократических семей или отдельных знатных отпрысков своим положением и желание поправить его участием в заморской авантюре. Основание греками колоний в 8—6 вв. В силу такого размаха, а также ввиду важных последствий для жизни греческой метрополии этот процесс получил название Великой греческой колонизации. Храм Аполлона, Кумы Италия. Когда же недовольные своим положением отказывались покидать родину и ситуация обострялась, возникали условия для выступления сильной личности, честолюбивого демагога, который увлекал массу недовольных различными обещаниями и при их поддержке захватывал власть. Так появилась раннегреческая тирания само слово, очевидно, было заимствовано греками у восточных соседей, из Лидии или Фригии , для обозначения нетрадиционной монархической власти. Тиранические режимы известны во многих городах Балканской Греции: в Коринфе — правление Кипсела и его потомков, в Сикионе — Орфагора и его преемников, в Мегарах — Феагена , в Афинах — Писистрата и его сыновей. На греческом Востоке оставили след в традиции правления Фрасибула в Милете и Поликрата на Самосе , на греческом Западе, в Сицилии, — жестокая тирания Фалариса в Акраганте и правление в Геле и Сиракузах последовательно сменявших друг друга братьев Дейноменидов — Гелона, Гиерона I и Фрасибула. Тираны, как правило, были выходцами из аристократической среды, но, преодолевая сопротивление прочей знати, обрушивались на неё с репрессиями. Их политика приводила к уменьшению слоя древней аристократии, к падению её политической роли. В этом заключалось историческое значение раннегреческой тирании: по-своему она подготавливала будущее торжество демократии, хотя окончательное утверждение последней было обусловлено предварительным устранением самой тирании. Памятник афинским гражданам Гармодию и Аристогитону, совершившим в 514 до н. Национальный археологический музей, Неаполь. Заключительным моментом этого достаточно длительного процесса явились реформы, в результате которых обрёл окончательную форму новый тип социально-политической организации — гражданская городская община, город-государство, полис. Само слово «полис» семантически аналогично русскому «город». Оно может последовательно обозначать примитивное городище , служившее убежищем для племени, более развитый протогород и город как центр ремесла и торговли, общину населяющих его граждан и, наконец, образованное этой общиной государство. Особенностями полиса были: во-первых, корпоративное единство уроженцев данной области — свободных граждан, чёткое правовое разграничение между ними и чужеземцами — неполноправными переселенцами или вовсе бесправными, но всё более умножавшимися в числе рабами; во-вторых, элементарное, обусловленное самим ландшафтом единство города и примыкающей сельской округи, связанных взаимовыгодным обменом продуктов и обеспечивающих автаркичное, самодовлеющее существование общины; в-третьих, политическая независимость такого организма, присущее ему качество самостоятельного государства; в-четвёртых, характерная для граждан идеологическая общность, закреплявшая их противостояние остальному населению гражданский патриотизм, любовь к отеческой земле, почитание домашнего очага и могил предков, культивируемое гражданами в своей среде равенство перед законом [исономия] и равное право на политическую активность, на выступление [исегория]. Совокупность этих качеств придавала греческому полису исключительную жизнеспособность и устойчивость, так что он мог продолжать существовать даже после утраты политической независимости, в качестве автономной единицы большого территориального государства — эллинистической монархии или Римской державы. Исторически различаются два типа полиса — демократический и олигархический. Классической моделью первого были Афины, второго — Спарта. Различие в процессе их формирования изначально определялось ситуацией, связанной с дорийским завоеванием. В Аттике, которую дорийцы обошли стороной, процесс образования государства носил имманентный характер, тогда как в Спарте большую роль сыграло именно завоевание. После временного упадка и децентрализации древнего политического сообщества в Аттике возобновилось поступательное политическое развитие, опорой для которого стало возникновение близ древней цитадели нового города — Афин. Начавшееся объединение аттических земель отражено в традиции как древний синойкизм — сселение части населения, в первую очередь знатных семейств, в один центр и возникновение общеаттических органов власти. Часть античного предания Фукидид , Аристотель , Плутарх связывала этот синойкизм с инициативной ролью легендарного аттического героя и царя Тесея. Однако общая мифологическая и хронографическая традиция относит Тесея ещё к микенскому времени чаще всего к 13 в. Одновременно с развитием города шло образование первоначальных сословий — земледельцев геоморов , ремесленников демиургов и знати евпатридов. Разложение сельских общин, обеднение крестьянства, страдавшего от долгов и малоземелья, привело в Афинах, как и повсюду в Греции в архаический период, к обострению социальной обстановки и началу демократического движения. Его провозвестниками стали распря в среде самой аристократии т. Главными этапами формирования афинского демократического полиса стали реформы Солона 594—593 до н. Основная масса народа — коренное население Аттики — отстояло свою свободу и сформировало гражданский коллектив, чётко отграниченный от чужеземцев — переселенцев метеков и рабов. Римская копия начала 2 в. Национальный музей Прадо, Мадрид. Иная картина наблюдается в Спарте. Завоевание дорийцами Лаконики привело к порабощению местного ахейского населения, что было закреплено первоначальной законодательной реформой, связанной с именем Ликурга. Традиция приписывает этому легендарному законодателю, жизнь которого относят ко времени рубежа 9—8 вв. Продолжение дорийцами Лаконики завоевательной политики привело в 8—7 вв.

9 заблуждений о Древней Греции, с которыми пора попрощаться

Мир бесплотных теней, где души умерших бесконечно бесцельно, безынициативно, не только безрадостно, но и без малейшего желания буддисту бы, наверное, понравилось! Вспомним гомеровский диалог Ахилла и Одиссея во время посещения последним царства Аида пер. Василия Жуковского : Одиссей: «О Ахиллес, сын Пелеев… Ты же Между людьми и минувших времен и грядущих был счастьем Первый: живого тебя мы, как бога бессмертного, чтили; Здесь же, над мертвыми царствуя, столь же велик ты, как в жизни Некогда был; не ропщи же на смерть, Ахиллес богоравный»… Ахиллес: «О Одиссей, утешения в смерти мне дать не надейся; Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле, Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный. Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать, мертвый». Эллины совершенно не хотели умирать, не надеясь в загробном мире ни на что хорошее. Потому самоубийство у них было религиозно допустимо они полагали, что если уж человек так много теряет, то это — его воля.

В частности, любой греческий воин, получив тяжелое увечащее ранение, просил своего соседа в фаланге добить его. Эллинский мир пессимистичен. Конечно, греки допускали, что можно сподобиться Элизиума или «островов блаженных». Однако, во-первых, это для немногих. Во-вторых, олимпийцы не вечны, когда-нибудь этот мир закончится, и тогда, весьма возможно, с Олимпом закончат свое существование и «острова блаженных».

Ведь титаны — предки олимпийцев, их конкуренты, другой род богов — рухнули в Тартар! А кроме того, в Элизиум попасть трудно. Геракл попал. Но помимо всех его несказанных подвигов, ему еще пришлось для того претерпеть чудовищные унижения на службе у Омфалы, затем предательство ближайшей родни, страшные мучения в отравленной одежде, самому попросить отнести его на собственный погребальный костер и поджечь его. И только когда Геракл сгорал, примчались к костру Афина-Паллада с Гермесом и вознесли его на Олимп, и даже сама Гера, забыв былую ненависть, отдала Гераклу в жены свою дочь.

У эллинов был мрачный мир, над которым тяготел рок. Причем рок этот кармичен, как и во многих других арийских и не только арийских религиозных системах. Например, христианство выше понятия «кармы», однако нельзя сказать, что оно полностью от него свободно. Но если фатум римлян осмыслен, а потому предельно кармичен зло содеял — зло заработал, и наоборот , то рок греков часто не персонифицирован. Он действует, как абсолютно слепая сила и вместе с тем сила неумолимая и всепобеждающая.

Носительницами рока могут быть мойры, прядущие нить жизни, или эринии — мстительницы наиболее кармичный вариант , или никто. Повторяю, даже над олимпийскими богами тяготеет рок. Оттуда, кстати, величие героя и героизма. Ведь герою приходится сплошь и рядом во исполнение долга идти против рока и погибать, ибо в данном случае гибнет любой. Но если бы того не было, не было бы и величайшего, возможно, жанра мировой литературы, созданного эллинами, — жанра трагедии.

Смысл трагедии иначе она не трагедия именно в том, что герой погибает. А религиозный смысл пребывания эллинов в театре состоял в катарсисе очищении , каковое испытывают все зрители трагедии. Вообще героизм и пессимизм, как уже было сказано, коренятся в протоарийском мифе. Настоящий классический герой есть герой античной трагедии, а настоящая трагедия — греческая. Все последующие трагедии со времен Античности и до настоящего времени либо построены по канонам греческой трагедии, либо просто перерабатывают греческие сюжеты вплоть до драматурга Жана Ануя.

Рок неумолим, проклятье, падшее на человека, все равно возымеет силу. На царя Лая заслуженно пало проклятье. Далее он может делать все, что угодно а он-таки пытается уйти от рока , это ничего уже не изменит. Как ни тщился довольно честный и благородный Эдип его сын миновать рок, как ни старался не жениться на собственной матери и не убить собственного отца, он все равно на ней женился и стал отцеубийцей. А Эдип — человек с высочайшим чувством ответственности.

Он ослепляет себя и добровольно уходит нищенствовать, он избавляет Фивы от великой беды и все же не избывает проклятья. История карательного похода семерых героев против Фив — то же проклятье, лежащее на семье Эдипа и на всех, кто с ним связан. История Антигоны, убитой своим дядей, — тоже следствие Лаева проклятья. Потому, повторяю, светлый античный мир — это мир с привкусом очень сильной горечи, особенно в греческом исполнении. И все же свой мир эллины любили, в этой жизни им все нравилось.

Полис распространился по всему античному миру. Например, Рим — полис. Эллинизированные этрусские колонии в Италии — полисы. Римская империя превратит полис в муниципий имперский полис , который внутренне останется полисом, как полисами будут и города в составе эллинистических монархий царств. Христианский мир не только сохранит полисы до самого заката Античности местами до VII века включительно , но очень многое унаследует от полисного мира.

Кстати, очень многое из канонизованного христианством есть полисное наследие, что естественно, ведь христианство складывалось в городском мире. Например, Христианская церковь устроена епископально, т. Епископы равны друг другу как равны полисы. Целый ряд правил, действующих и у нас, и у римо-католиков, и у англикан, указывает, что в одном городе не может быть двух епископов, но в принципе каждый город имеет право на своего епископа, а вне города действующих епископов не бывает. А то, что попало в канонические правила, останется до конца христианства, т.

Полисный уклад был очень жестким, и лишь органическое, соразмерное человеку устройство полиса могло сделать его приемлемой и любимой средой обитания эллинов. Эллинский философ Протагор скажет: «Человек — мера всех вещей». Этот тезис прочитывался эллинами отнюдь не так, как впоследствии ренессансными гуманистами. Эллины полагали, что человек — не критерий всех вещей, а эталон их параметров, т. Потому-то греческая храмовая архитектура соразмерна пропорциям тела человека.

Точно так же, по разумению эллинов, и полис должен был соответствовать человеку. Греческий полис увеличивался только до определенного размера, а если народонаселение продолжало расти, выбрасывалась колония. Потом колония, в свою очередь, выбрасывала еще колонию.

Транспорт: вся материковая часть Греции опоясана автобусными маршрутами. Если поездка в оба конца укладывается в одни сутки, то дешевле сразу купить билет туда и обратно. Национальные железные дороги "OSE" связывают основные города материковой части Греции. Автобусы ходят с 5. Авиаперелет: Регулярные рейсы осуществляются российскими авиакомпаниями Аэрофлот и Трансаэро, а также рядом греческим авиакомпаний, например, Aegean Airlines. Чартерные перевозки осуществляет Трансаэро, Вим Авиа, Скай экспресс и другие авиакомпании. Связь: во всех крупных городах имеются переговорные пункты.

Можно звонить из гостиничного номера, но это значительно дороже. Удобнее и дешевле звонить с уличного телефона-автомата карточку можно купить в киосках, торгующих газетами, водой, мороженым и т. Также как и в России, для международных звонков в Греции активно используют карточки IP-телефонии. Одина из наиболее качественных в этом отношении — компания Интерконнект, которая обслуживает абонентов на трех языках: русском, греческом и английском. Карточки Интерконнект продаются в центре крупных городов и в туристических центрах. Код междугородной связи: код страны — 30.

В современной терминологии эллинская Греция относится к историческому периоду между первой Олимпиадой 776 до н. Эллинистика относится к влиянию греческой власти и культуры на Восток, сопровождавшему завоевания Александра в течение двух последующих столетий, пока Греция не была поглощена Римской империей. Греками же себя называли только эпирские дорийцы из Иллирии, римляне перенесли это слово на всех эллинов.

Источник: Реальный словарь классических древностей. В современной терминологии эллинская Греция относится к историческому периоду между первой Олимпиадой 776 до н. Эллинистика относится к влиянию греческой власти и культуры на Восток, сопровождавшему завоевания Александра в течение двух последующих столетий, пока Греция не была поглощена Римской империей. Греками же себя называли только эпирские дорийцы из Иллирии, римляне перенесли это слово на всех эллинов. Современный словарь-справочник: Античный мир.

Что такое Эллада: история, география и культура Греции

Название связано с собственным именованием народа - эллины. Древние греки начали так называть себя с 7 века до нашей эры. Но изначально эллины - это всего лишь одно из племён, которое было небольшим и обитало в южной Фессалии.

Но изначально эллины - это всего лишь одно из племён, которое было небольшим и обитало в южной Фессалии. Уже значительно позже греческие поэты придумали историю про некоего Эллина, от которого народ якобы произошёл. Довольно популярный сюжет в мифологии самых разных народов.

Следующий период в истории Древней Греции носит название Полисный. В 8-6 веке до н. Расцвет Древней Греции пришёлся на 5-4 век до н. Этот период в истории называется классическим.

Он закончился возвышением Македонии и потерей независимости полисов. Античная греческая цивилизация носит название Древняя Греция. Она считается колыбелью всей западной цивилизации. Сами греки уже тогда называли свою страну Эллада, а себя эллинами. Руины Спарты После поражения объединённой армии полисов был создан Коринфский союз во главе с Македонией. Начинается новый период греческой истории - эллинистический. Началом его считаются походы Александра Македонского, а окончание - завоевание эллинистических государств Римом. Интересно, что после завоевания Греции Македония приняла её культуру. Сам Александр был большим поклонником греческой цивилизации, поэтому греческая культура распространялась на все завоёванные страны.

Римляне владели греческими территориями с 1 века до н. Многие римские императоры восхищались культурой Греции и многое из неё заимствовали. В 1 веке н. В 324 году император Константин сделал столицей Римской империи Константинополь. Позднее возникла Византия, а Греция стала её частью. В 13 веке Константинополь был взят крестоносцами. Греческая территория была поделена на зоны влияния между западными европейскими государствами. В 1453 году Византия пала под натиском османов, а Греция была оккупирована Османской империей. Афины Греция получила свою независимость в 1830 году после продолжительной национально-освободительной войны.

Во время Балканских войн государство даже увеличило свои территории. После Первой мировой войны Греция вступила в войну с Турцией во главе с Ататюрком, которая закончилась в 1923 году. В 1940 году Италия потребовала от государства предоставить плацдарм для войск. Греция ответила "нет" и была до 1944 года оккупирована немецкими войсками. Отказ фашистам страна празднует 28 октября как день Охи. После Второй мировой войны в Греции была восстановлена монархия, которая была свергнута во время военного переворота в 1967 году. Административное деление В настоящее время Греция разделена на 7 децентрализованных администраций и автономное монашеское государство горы Афон. Административное деление Аттика - административный центр город Афины. Македония — Фракия - административный центр город Салоники.

Эпир и Западная Македония - административный центр город Янина. Фессалия и Центральная Греция - административный центр город Лариса. Пелопоннес, Западная Греция и Иониия - административный центр город Патры. Эгейские острова - административный центр город Пирей. Остров Крит - административный центр город Ираклион. Они говорят на греческом языке и исповедуют православие. Крупные этнические группы: албанцы, турки, македонские славяне, аромуны, цыгане. Сами греки вежливы, религиозны, гостеприимны и ленивы. Они не очень любят работать, но обожают отдых и досуг.

Греки очень серьёзно относятся к политике и спорту, ценят свою культуру и историю. Они также очень чувствительны к вопросу Македонии и взаимоотношениям с Турцией. Поэтому в разговорах лучше избегать споров на эти темы. Также лучше не поднимать тему, что Греция - это Восточная Европа или типично балканская страна.

Довольно популярный сюжет в мифологии самых разных народов. А слово «Греция», которым мы и многие другие народы называют Элладу, произошло от латинского наименования одной греческой местности - Грея Грайя.

Небанальная Греция: 15 интересных фактов о древней стране

Клеантис Кутсофтас: Он покидает DISY с выстрелом (Письмо). Поток местных новостей. Эллада существовала до нашей эры на юге Балканского полуострова, она существует и сейчас, только границы немного изменились. Изначально, согласно «Илиаде» Гомера, Эллада — название области в южной Фессалии — Фтиотиды, постепенно распространилось на всю Грецию[15]. Значение слова эллада в словарях Энциклопедический словарь, 1998 г., Большая Советская Энциклопедия, Википедия, Словарь кроссвордиста. Черемушки против Мневников — вот что такое те ранние войны, о которых столь торжественно повествует Тит Ливий.

Дом Греции в ЭТНОМИРе

  • Культура Древней Греции
  • Похожие презентации
  • Как сегодня: Союз Крита с Грецией
  • «Меж Тенедосом и Имброй»
  • Откуда взялась Греция? : digitall_angell — LiveJournal
  • Найдено схем по теме — 2

"Античная география". Греция: Великая Эллада

Кроме значения слова «эллада» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «эллада». эллинами - эпоним, восходящий к Эллину, по преданию, сыну Девкалиона. 6. Греки гордо именуют себя эллинами, а свою страну называют Элладой, напоминая миру о том, что являются потомками одной из великих древних цивилизаций. В настоящее время в Греции слово Эллада является официальным самоназванием, а слова грек или Греция (лат.

"Античная география". Греция: Великая Эллада

Кроме того, время Темных веков характеризуется упадком культуры, экономики и утратой письменности. Архаический период — это время формирования главных полисов и расширения эллинского мира. В VIII в. В этот период греки расселяются по берегам Средиземного и Черного морей. Во время архаики складываются ранние формы эллинского искусства. Классический период — это время расцвета греческих полисов, их экономики и культуры. В V-IV вв.

В классический период происходят самые значительные военные события в истории Эллады — греко-персидские и Пелопонесская войны. Эллинистический период характеризуется тесным взаимодействием греческой и восточной культур. В это время наблюдается расцвет искусства в государстве Александра Македонского. Эллинистический период в истории Греции длился до установления римского господства в Средиземноморье. Самые известные города Эллады Стоит отметить, что в Греции в период античности не сложилось единого государства. Эллада — это страна, которая состояла из множества полисов.

В античности полисом называли город-государство. Его территория включала городской центр и хору земледельческого поселение. Политическое управление полисом находилось в руках Народного Собрания и Совета. Все города-государства были разными и по количеству населения, и по размеру территории.

Циркуляция атмосферы 441 Обратная связь Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте.

Как сейчас называется Греция? Официально страна называется — Греческая республика, которая расстилается в юго-восточной части Европы, на юге Балкан.

Афины — столица Греция. Как сами греки называют свою страну? При этом Элладой изначально называлась одна из областей Фессалии и один из городов этой области. Как назывались греки в древности? Эллинами их в то время называли в Европе, вот в России они — греки. Тем не менее, ученые считают, что торговцами были именно греки. Товар в Россию прибывал из Византии, которая как раз была населена выходцами из Греи. Какие самые крупные острова в Греции?

Самые известные острова — Родос, Крит, Корфу и Санторини. Спрос на эти направления среди туристов особенно высок.

Вскоре она приобрела международный статус и сейчас проходит ежегодно с 20 августа по 20 сентября.

В поисках рыбы и кабана Пожалуй, из всех средиземноморских городов, за исключением Помпей, Эфес сохранился лучше всего. По числу туристов он соперничает со старинной частью Стамбула — районом Султанахмет. Поэтому здесь и входная плата самая высокая 15 лир, то есть примерно 10 долларов , и колючая проволока возвышается больше чем на 2 метра, и вся огороженная территория засажена густой травой, чтобы не пробралась ни одна овца.

Официально в Эфес можно войти через тщательно контролируемые Нижние или Верхние ворота. Но есть и еще одни. Они, правда, закрыты на замок, но что за беда?

Даже табличка со странной надписью «protokol » никого не пугает. Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула наказ — основать новый город. Место ему должны были указать рыба и дикий кабан.

Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили рыбу. От вылетевшей из костра искры загорелся куст, из которого тут же выскочил растревоженный кабан.

Все правильно — здесь и был построен город. Эфес, оказавшийся на перекрестке эгейских торговых путей и караванных троп, идущих из глубин Азии, быстро разросся. При этом по странной рассеянности горожане даже не позаботились окружить свой город крепостными стенами возможно, в этом был свой плюс — захватчики во время штурма не так сильно ожесточались и, войдя в Эфес, не испытывали желания «не оставить камня на камне».

Самые грандиозные толпы скапливаются сегодня возле библиотеки Цельсия — интересно, что она была связана подземным переходом с публичным домом напротив. Остается только гадать: то ли писатели скрывали свою связь с гетерами, то ли гетерам приходилось скрывать свой интерес к литературе. Еще чуть поодаль имеется общественный туалет с уникальной системой проточной канализации.

Но самое славное сооружение Эфеса — храм Артемиды, первое в мире здание, целиком построенное из мрамора. Его возвели в 650 году до н. В 356 году до н.

Двадцать два года спустя все тот же часто поминаемый нами Александр кстати, Герострат, по странному стечению обстоятельств, орудовал в день его рождения предложил восстановить храм, но эфесцы тогда отказались. Страбон передает их отказ следующим образом: «Негоже одному богу строить храм, посвященный другому богу». Конечно, македонского царя все просто боялись — доказательством того служит восстановление Артемидова святилища сразу же по смерти Завоевателя самими жителями города в полном соответствии с оригиналом.

Но такое сооружение слишком заметно, чтобы долго оставаться в целости. Позднее его разрушают готы. Камни, взятые на руинах, использовались при возведении храма Святой Софии в Константинополе.

Теперь, как известно, это стамбульская Айя-София. Священная традиция, таким образом, не прервалась, хотя на месте самого строения, в четыре раза большего, чем афинский Парфенон, одного из семи чудес света, осталась одна, только одна колонна. По пути из Эфеса в Милет я случайно заметил коричневый указатель «Приена».

Основанный переселенцами из Афин, этот портовый город прилепился к огромной горе. Акрополь занимает вершину одного из ее отрогов. Приена невелика.

Достаточно десяти минут, чтобы всю ее пройти. По пологим ступенькам, взбегающим в гору, передвигаться легко, особенно на те небольшие расстояния, которые отделяют общественные здания друг от друга. До крупнейшего порта античной Малой Азии Милета — тоже недалеко, он на противоположном берегу залива.

Милет играл огромную роль в истории греческой иммиграции. Именно сюда отправляли вначале всех без исключения переселенцев, чтобы, пройдя сквозь Ворота роль, аналогичная позднейшему Нью-Йорку, не так ли? По нескольку экспедиций в год отходили от этих причалов.

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен создали одну из знаменитейших школ философии. В Милете работали «отец истории» и «отец геометрии» — Геродот и Пифагор. Здесь, в храме Аполлона, был даже свой оракул, по «статусу» равный дельфийскому.

Сама Пифия из Дельф и «посоветовала» милетцам завести собственный глас богов. Храм построили в Дидиме, в 22 километрах к югу от города, где задолго до XI века до н. Размерами этот храм, пожалуй, превосходил все храмы европейской Греции — 108 метров в длину и 50 в ширину, почти в два раза больше святилища Зевса Олимпийского в Афинах.

А что касается колонн, то в диаметре каждая из них должна была быть не уже 2,3 метра. По расчетам современных археологов, на создание одной такой колонны требовалось не меньше года. Неудивительно, что за два века, прошедших с начала строительства к 300 году до н.

Строительство продолжалось даже после Рождества Христова, вплоть до конца I века, когда в этих местах стали появляться первые общины новой веры, готовившейся овладеть миром. Впрочем, пал «дом Аполлона» под ударами упоминавшихся уже готов: они растащили его блоки на оборонительные укрепления. А после землетрясения 1446 года и вовсе остался лишь циклопический фундамент с фрагментами нескольких колонн.

Вот и все восьмое чудо света. Самый знаменитый эфесец Имя Гераклита Эфесского 554—483 годы до н. Любовь к афоризмам и аллегориям при изложении глубокомысленных теорий создала ему репутацию одного из самых мудрых, но непонятных философов прозвище — «Темный».

Гераклит утверждал, что «все течет, все меняется» pantha rhei , а по своим политическим взглядам был ярым противником демократии. Этот мудрец отнюдь не считал народные массы источником мудрости. По его мнению: «Звери, живя вместе с людьми, становятся ручными, а люди, взаимодействуя друг с другом, дичают».

Как миром правит единое божественное начало, творящее закон и справедливость, так и в государстве все должны «повиноваться воле одного» — царя или диктатора. Они разделили ее на сатрапии, пользовавшиеся большой степенью автономии. В 377 году до н.

Он перенес столицу в Галикарнас по-турецки — Бодрум и занялся активным строительством. При нем были возведены мощные городские стены, дворцы, театры и храмы. После смерти Мавсола на трон взошла его сестра и одновременно, как было принято, — жена Артемисия.

Она правила всего три года, но за это время успела построить мужу гробницу — мавзолей. Гигантское сооружение стояло на необыкновенно высоком основании 39 на 33 метра и было увенчано изваянием Мавсола с супругой на колеснице, запряженной квадригой. Грандиозное место вечного упокоения имело около 60 метров в высоту, и это, очевидно, произвело столь глубокое впечатление на современников, что с тех пор все монументальные гробницы стали называть мавзолеями.

А первый из них простоял около 16 веков — до мощного землетрясения. Так что рыцарям ордена Святого Иоанна Иерусалимского, использовавшим огромные каменные глыбы для строительства замка и городской стены, нечего было стыдиться — не они уничтожили мавзолей. Сейчас на его бывшей территории и в маленьком музее можно увидеть то же, что на месте храмов Артемиды и Аполлона.

Фрагменты колонн. Там жила когда-то нимфа Салмакида. Однажды она страстно влюбилась в прекрасного юношу, сына Гермеса и Афродиты.

Ее любовные терзания и жалобы были столь утомительны, что боги решили слить возлюбленных воедино — так появился первый Гермафродит. Случайное исцеление Мармарис, бывшая греческая деревня Фискос, — сейчас один из самых популярных средиземноморских курортов Турции. На улицах то и дело слышна русская речь, вывески повсеместно продублированы на русском, в ресторанах есть русскоязычные меню.

В разгар туристского сезона из Мармариса вдоль полуострова ходят круизные яхты к поселку Датча, причем маршрут этот — древний и примечательный. Во времена Юлия Цезаря в Европе разгорелась эпидемия оспы. И однажды было решено собрать зараженных людей и отправить в «последний круиз».

Обреченных высадили в заливе, где сейчас находится Датча. Когда через несколько лет судно вернулось забрать останки, оказалось, что все поселенцы живы и прекрасно себя чувствуют. Чистый морской воздух, смешанный с крепким сосновым духом, и прозрачная родниковая вода полностью излечили людей от страшной болезни.

Задолго до этой истории свойства здешнего микроклимата оценили и древние греки. В 30 километрах от Датчи, за пологими склонами, оливковыми плантациями, дубовыми рощами, на самом мысу, они основали город Книд. Теперь туда ведет шоссе, но надо же было так случиться, что как раз перед моим приездом его закрыли на ремонт.

Дорога закрыта, машины не ходят! Турок был изумлен моим вопросом. На мой же взгляд, ничего невыполнимого в том, чтобы пройти 30 километров по пустынной дороге, нет.

Время от времени среди рощ мне попадались деревни — там тоже чуть ли не каждый встречный пытался убедить меня повернуть назад, пока еще есть силы. А транспорт действительно «исчез». И, видимо, давно: птицы и звери чувствовали себя как в заповеднике — прямо среди дороги огромная змея, наполовину заглотнув ящерицу, уже приступила к мирному процессу пищеварения.

На последних семи километрах дорога вышла к берегу. Казалось, стоит завернуть за очередной поворот — и там уже Книд. Но там… оказывался лишь еще один пустынный залив, а за ним еще один.

Только поздно ночью я добрался до цели. Говорят, сейчас, когда уже все открыто и измерено, нельзя почувствовать себя настоящим первооткрывателем. Но так думают те, кто путает путешествия с экскурсиями.

Порой же оказывается, что грань между нашим миром и древней историей очень тонка. Вот закрыли дорогу на ремонт, и, пожалуйста, — получай в свое распоряжение целый город. Более того, город, построенный, по словам Страбона, «для прекраснейшей богини Афродиты на прекраснейшем полуострове».

Жители Книда прославились мастерством в области медицины, наук и искусств. В 400 году до н. Сострат Книдский построил Александрийский маяк.

А самый известный уроженец Книда, Пракситель, создал первую обнаженную скульптуру — Афродиты Книдской, защитницы моряков и путешественников оригинал утрачен, остались лишь римские копии. Книд находится на оконечности полуострова, разделяющего Эгейское и собственно Средиземное моря. Так что здесь можно искупаться сразу в двух великих водоемах.

Известно, что в Средиземном море вода грязнее, но теплее, а в Эгейском — чище, но холоднее. Именно этим отличаются пляжи Бодрума и Антальи. Но мне показалось, что так же обстоит дело и в Книде, где одно море от другого отделяет перешеек шириной двадцать метров.

Возвращаясь к цивилизации, я наткнулся на жандармский пост, поставленный для того, чтобы никого не пропускать к Книду. Жандармом, причем, судя по моему появлению, явно никудышным, оказался выпускник экономического факультета Стамбульского университета. В Турции тоже существует всеобщая воинская повинность.

Студенты получают отсрочку, но после окончания учебы всех без исключения на девять месяцев «забривают» в солдаты.

9 заблуждений о Древней Греции, с которыми пора попрощаться

Что такое ЭТНОМИР. Греческие добровольцы со всей страны везут в пострадавшие от пожаров районы гуманитарную помощь. Для агентств. Партнеры. Новости. В других странах Эллада ассоциируется с понятием Древняя Греция. Смотреть что такое «Эллада» в других словарях. Первым военным губернатором Эллады стал Леонтий, который позже восстал против Юстиниана, свергнув его с престола. В других странах Эллада ассоциируется с понятием Древняя Греция. Смотреть что такое «Эллада» в других словарях.

Прекрасная Греция

Дре́вняя Гре́ция, Элла́да — цивилизация городов-государств (полисов), население которых составляли в основном древнегреческие племена: эолийцы, ахейцы, ионийцы и дорийцы. Эллада — • Έλλάς город во Фтиотиде (Фессалии), по преданию, построенный Гелленом, принадлежал к области Ахиллея; вся область этого города, между реками Епинеем и Асопом, носила это название. Ελλάδα, Ellada,), официально Греческая Республика, также известная как Эллада, это страна, расположенная в Юго-Восточной. Греция сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. Кроме значения слова «эллада» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «эллада». Весь комплекс традиции, который Эллада наследовала от древнейшей цивилизации, оказал влияние на эпоху Возрождения и классицизм.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий