Что значит держать пост перед Пасхой в Православии и что будет, если его случайно нарушить. Хорошо, если пост короткий, например, Успенский, который идет всего две недели.
6 случаев, когда разрешено не соблюдать пост \ Видео
Что можно есть во время поста? Не обязательно полностью отказываться от мучных изделий, но в них должны быть лишь вода, мука и соль. Иногда можно пить красное вино. Как избежать чувства голода и недостатка витаминов и микроэлементов? Если вы решаете поститься, надо пересматривать весь рацион". Прежде всего необходимо получать достаточное количество растительного белка его можно найти в бобовых , в идеале — в сочетании со сложными углеводами. Например, рис с фасолью и овощами надолго даст вам чувство сытости. А вот фруктами голод лучше не утолять: слишком большое количество фруктозы будет сильной нагрузкой на организм. Избежать нехватки жиров помогут орехи и семечки. И всегда можно воспользоваться протеиновыми смесями, а также продуктами, обогащенными йодом и железом.
Пост — хороший способ похудеть? С точки зрения диетологии лишение себя животного белка — это худший способ сбросить вес. Это неполезное, неправильное с точки зрения диетологии похудение".
Картошка с соленой капустой и макароны с подливой приедаются еще на первой неделе поста. Хорошо, если пост короткий, например, Успенский, который идет всего две недели. Но если речь о Великом посте, самом строгом и продолжительном, то очень быстро возникает вопрос — что есть?
Не есть человек не может, а устав не предполагает широкого разнообразия пищи — всю неделю, кроме субботы и воскресенья, пища без масла, а в среду и пятницу и вовсе сухоядение. К тому же постная пища быстро переваривается и очень скоро наступает чувство голода. Особенно, если рабочая деятельность человека сопряжена с физическими нагрузками. Поэтому приемы пищи становятся возможностью плотней забить желудок, чтобы чувство голода наступало позже. Либо промежутки между приемами пищи человек старается забить легкими перекусами или чаепитиями, которые редко обходятся без чего-нибудь сладкого, что тоже дает возможность как-то разнообразить постное питание. То и другое приводит в итоге к перееданию, то есть объедению или бесконечному сладкоядению между основными приемами пищи.
Что же делать? И есть хочется и от сладкого отказаться сложно. Давайте обратимся к науке, чтобы понять, как работает наш организм при приеме той или иной пищи. Любой прием пищи, не только сладкой, сопряжен с повышением уровня глюкозы в крови. В течение дня уровень глюкозы колеблется на определенном уровне. Глюкоза нам необходима, это «топливо» для организма, основной источник энергии.
Любые углеводы, попадая в организм, превращаются в глюкозу. При употреблении в пищу так называемых быстрых углеводов кондитерские изделия, выпечка, в том числе белый хлеб, макароны из мягких сортов пшеницы, овощи со сладковатым привкусом, фрукты, сухофрукты, варенье, мед и т. Это не опасно для здорового человека, поскольку это алиментарная, то есть связанная с приемом пищи, гипергликемия. Если у человека здоровые печень и поджелудочная железа, то через некоторое время уровень глюкозы приходит в норму. Но вслед за быстрым повышением уровня глюкозы в крови происходит резкий выброс инсулина — гормона поджелудочной железы, который доставляет глюкозу в клетки мышц, печени и жировой ткани. Инсулин быстро переносит сахар из крови и сразу же опять появляется чувство голода так как глюкозы в крови, доступной для получения энергии для текущего потребления, не остаётся.
Начинаются перекусы, чаепития с чем-нибудь сладеньким. В итоге сахар скачет весь день, что приводит к чередованию бодрости и упадка сил, а также отложению подкожного жира. Если дать организму мощную дозу сахара например, перекусить куском торта или пиалой варенья с чаем , то уровень глюкозы повышается моментально, в первые полчаса будет казаться, что сил прибавилось, но потом начнет активно вырабатываться инсулин, он быстро разнесет глюкозу, и уровень ее станет ниже, чем до еды. Итог — быстро наступившее чувство голода и усталости. К тому же резкие перепады уровня глюкозы — это стресс, провоцирующий тревожность и раздражительность. На сладкое можно и подсесть, и многие ученые видят в этом зависимость, схожую с наркотической.
Все дело в том, что при раздражении рецепторов языка с последующим скачком глюкозы в крови, повышается уровень дофамина — гормона, который влияет на центр удовольствия в мозге. Вот почему после сладкого возникает такое приятное чувство. Противоположный эффект быстрым простым углеводам дают медленные сложные углеводы. К ним относят овощи, необработанные крупы например, столь любимая в России гречка , цельнозерновой хлеб, макароны из твердых сортов пшеницы, овощи, продукты, содержащие растительную клетчатку и т. Они медленно повышают уровень сахара в крови, не провоцируют резкого выброса инсулина, что обеспечивает сытость дольше. Если сравнить равные порции макарон и гречки, то после макарон чувство голода наступит позже, чем от гречки.
Я намеренно не касаюсь белков и жиров, которые также необходимы нашему организму, чтобы сильно не растягивать статью. Обращение к науке было необходимо, чтобы прояснить с позиции физиологии человека, почему в посту люди часто становятся раздражительными, и при довольно большом количестве пищи постоянно остаются голодными. Обжорство и сладкоядение — это результат неправильно сбалансированного постного рациона. Бороться с этим только духовными силами довольно сложно, поскольку мы не можем отказаться от своей физиологии. Для некоторых людей такое положение вещей, когда в пост постоянно думаешь только о еде, становится камнем преткновения, а порой даже отчаяния. Человек искренне хочет поститься телесно и духовно, но постоянное чувство голода заглушает самые искренние душевные порывы.
Получается, что пост — то самое время, когда наука может прийти на помощь человеку в его духовной жизни. Необходимо изучить вопрос правильного питания в посту, сбалансировать количество быстрых и медленных углеводов, потреблять достаточное количество растительной клетчатки, белков и жиров. Каждый должен сделать это, соизмеряясь с особенностями своего организма и ритма жизни. Никакого единого рецепта тут быть не может. Можно сказать, что Церковь в постном уставе показывает нам идеал, а каждый член Церкви, соизмеряясь с этим уставом, должен сам регулировать свое постное меню. Это позволит избежать и обжорства и чрезмерного сладкоядения.
Очень строгий, неподъёмный для человека пост, потом срыв Мирян условно можно разделить на две категории — неофитов, то есть тех, кто только начинает свою церковную жизнь, и воцерковленных — тех, кто в Церкви уже давно и имеет определенный духовный опыт. И у одних, и у других случаются ошибки в посту, одна из самых распространенных — пост не по силам. Для человека, недавно попавшего в Церковь, все в новинку — службы, молитвы, пост. Как маленький ребенок, познающий мир, неофит «тащит в рот» все, что ему попадется, пытается попробовать все, что видит и слышит. Неудивительно, что когда он слышит, как священник рассказывает с амвона о постном уставе, читает о нем в литературе, или, на худой конец, покупает православный календарь и видит там обозначения того, что можно или чего нельзя есть в те или иные дни поста, то старается исполнять все как положено, по всей строгости. Неофит рассуждает — вот, я попал в Церковь, тут все по правилам, и мне теперь нужно максимально четко исполнять их.
Руководствуясь благими намерениями, но не имея духовного опыта, человек может не потянуть всей нагрузки строгого постного устава. Особо часто такое случается в Великом посту, поскольку он самый длительный и строгий, а первая неделя, с ее особой строгостью, может быть очень сложной для человека без практики поста. Но не только с неофитами случается такое. Даже люди воцерковленные иногда решают, что им пора начать поститься, как древним старцам в пустыне, и начинают довольствоваться двумя финиками в день. В итоге и у тех, и у других быстро истощаются физические силы, и наступает серьезное искушение для духа. И тогда получается срыв, который может проявляться по-разному.
Неофит обычно просто прекращает поститься, так как не находит в себе духовных и телесных сил для этого. А воцерковленный впадает в более серьезные искушения, причем у каждого свои, завязанные на страстях. И что же делать? В первую очередь обратимся к опыту святых отцов.
На протяжении многих лет проводились исследования, которые позволили оценить влияние поста на человека и его здоровье в целом. Большинство опытов показывало положительные результаты. И это неудивительно, так как постящийся вынужден ограничивать себя в привычном питании и отказываться от большинства «вредных» продуктов, присутствующих в его рационе на регулярной основе. Фото: istockphoto.
Медики отмечают следующие изменения, которые происходят с человеком во время соблюдения постной диеты: нормализация работы сердечно-сосудистой системы; улучшение функции поясничного отдела позвоночника; снижение процессов закисления ацидоз. Также гастроэнтерологи настаивают на соблюдении поста в целях профилактики и предупреждения рецидива заболеваний пищеварительного тракта. Это актуально при пищевой аллергии, подагре, патологиях печени. Материалы по теме Кроме того, пост способствует укреплению иммунной системы и улучшению общего самочувствия. Ограничение в еде и напитках помогает мобилизовать силы организма, в результате снижается риск развития аутоиммунных, сосудистых и эндокринных заболеваний.
Все это может произойти, если человек ведет малоподвижный образ жизни, не восполняет водный баланс или потребляет тяжелую пищу. Второй этап поста начинается после 10 дней. В это время организм начинает адаптироваться к дневному голоданию и переключается с глюкозы на запасы жировой ткани. Поскольку все запасы углеводы у человека в этот период уже исчерпаны, организм потребляет больше жировой ткани и начинает теряет жировые запасы», - рассказал врач. К третьему этапу в организме начинается детоксикация. То есть через кишечник, печень, почки и кожа начинает выводить шлаки и токсины. Благодаря этому постящийся ощущает легкость, становится более энергичным и улучшается память и концентрация.
Следует ли возместить пост тому кто разговился раньше времени по незнанию или ошибке?
Как же может быть, что мы отказываемся от дозволенных для нас вещей в этот месяц, но продолжаем совершать запрещенные деяния?! Разве это не противоречие?! Мы оставляем еду и воду, но не оставляем плохое отношение к родителям, курение, сплетни, несвоевременное совершение молитвы и другие грехи. Таким образом, пост в Рамадане учит нас, что, при желании, мы можем оставить свои грехи, также как мы смогли оставить пищу и воду в этом месяце. В достоверном хадисе, который передал Ахмад, сообщается, что однажды пророк Мухаммад мир ему и благословение поднялся на кафедру и сказал: «Аминь! Тогда его спросили сподвижники: «О посланник Аллаха, почему поднявшись на кафедру, ты сказал трижды «Аминь»? Тогда он ответил: «Поистине, ко мне пришел ангел Джибриль, мир ему, и сказал: «Горе тому, чьи грехи не были прощены в Рамадан, и он попал в Ад», тогда я сказал «Аминь! Смысл этого хадиса в том, что Милостивый Аллах проявляет к нам еще больше милосердия в этом месяце, чем в другое время, и только неумный человек может оставить этот шанс. Ведь в этот месяц, козни сатаны ослабевают, и у мусульман увеличивается стремление совершать хорошие деяния. Пророк Мухаммад мир ему и благословение говорил: «Как только наступает первая ночь месяца Рамадан, сковываются шайтаны бесы , закрываются двери Огня, открываются двери Рая, и глашатай призывает: «О, желающий блага, устремляйся.
О, желающий зла, прекращай». Шейх Альбани подтвердил достоверность С другой стороны, подумайте, как можно сторониться дозволенной еды, питья и половой связи большую часть дня, а потом, после разговения, употреблять недозволенную пищу, спиртное, сигареты, или заниматься прелюбодеянием, тем самым нанося вред себе и окружающим?! Да простит Аллах всех мусульман за их грехи! Уважаемый мусульманин, помни, что Всевышний Аллах тебя всегда видит, и что Он предписал для тебя это великое поклонение — пост в Рамадан, чтобы ты изменился в лучшую сторону и оставил свои грехи. Он не предписал тебе это великое поклонение, для того чтобы ты соблюдал диету или твой организм избавился от ненужных шлаков, как это ошибочно полагают многие. Посмотри, что говорит о посте сам Всевышний Аллах в Своей книге: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам для того, чтобы вы стали богобоязненными». Коран, сура 2:183 Обрати внимание дорогой мусульманин, Всевышний Аллах предписал этот пост для того, чтобы ты стал богобоязненным и оставил свои грехи. Всевышний Аллах хочет, чтобы ты изменился к лучшему и начал совершать хорошие деяния.
Задумайся над словами Пророка мир ему и благословение : «Тот кто не оставляет во время поста непристойные слова и плохие поступки, то Аллах не нуждается в том, чтобы этот человек оставлял еду и питье» Бухари. В другом хадисе, Пророк мир ему и благословение сказал: «Есть среди постящихся те, которые получают за свой пост только голод и жажду» Табарани. Просим Всевышнего Аллаха, чтобы он не лишал нас Своей награды и милости! Пост учит нас делать добро людям Задумайтесь, мы сейчас постимся, и каждый день ощущаем сильный голод и жажду. Возможно, 11 месяцев мы не знали этих ощущений.
Что для этого нужно, ТАСС рассказали Ксения Селезнева, кандидат медицинских наук, врач-диетолог, нутрициолог, гастоэнтеролог, руководитель направления диетологии Европейского медицинского центра и Юлия Панова, кандидат медицинских наук, врач-диетолог и кардиолог медицинского центра МегаКлиник. Как соблюдают пост в наши дни? Самые строгие — у Великого поста. На протяжении семи недель верующим рекомендовано воздерживаться от мяса, рыбы, молока и яиц, в некоторые дни этого периода предписывается есть только сырую пищу, а иногда от еды надо отказаться вообще.
Правила Рождественского чуть проще, хотя тоже строги. В этот период православные христиане должны воздерживаться от употребления мясных, молочных продуктов и яиц. Согласно мягкому уставу для мирян, по средам и пятницам нельзя есть рыбу, а в определенные дни нужно придерживаться сухоядения — приема пищи без растительного масла. Пища во время любого поста должна быть простой, употребление изысканно приготовленных постных блюд осуждается. Мало кто из современных людей, живущих в миру, может себе позволить строго соблюдать все каноны. Как правило, священнослужители относятся к этому с пониманием, отмечая, что самое важное — воздержание духовное. Воцерковленные люди чаще всего постятся так, как их на то благословил конкретный священник. Как подготовиться к посту? Так, Великому посту по православной традиции предшествует подготовительный период.
Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах». Пост не должен пройти впустую, то есть мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком. Пост для того и дан, чтобы мы приблизились к Богу молитвами, чтением житий святых и их творений, воздержанием от всякого зла, от зрелищ, от пустословия и праздности.
Мы тоскуем по той радости, чистоте, которая была когда-то у нас, которую мы потеряли и растратили, как блудный сын различным грехом: лукавством, жадностью, ненавистью, злорадством, блудом, завистью… «Потщимся же паки слезами восприяти, яже погубих» канон в неделю Сыропустную. Пост — орудие духовной борьбы. Это путь домой к нашему Богу и Отцу. Вы говорите о музыке, фильмах.
Лучше от этого воздержаться, имея в виду ту цель, ради которой мы постимся. Слова апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Вот, к примеру, преподобный Герасим, иже на Иордане, в Великий пост ничего не вкушал, только по воскресеньям причащался с братией в церкви. А всю неделю проводил в уединенной молитве к Богу.
Мы же хоть в малой части да будем таковым святым подражать. Они никого из людей не видели, а нам бы отстать от просмотра телевидения и интернета, соц. Пусть наш ум, наше внимание тоже попостятся, душа истрезвится от непрерывных суетных, а то и греховных впечатлений. Мы окружены постоянным шумом информационным, музыкальным и т.
Порой с болью смотришь на современного человека: он постоянно окружен шумом, суетой, так называемой музыкой. Даже на природу человек приезжает и не может побыть в тишине, наедине с природой. Громыхает музыка, которая заглушает работу души, размышления, тихое созерцание красоты Божьего мира. Молчание же научает нас ответственно относиться к произносимым словам, уметь слушать и слышать других.
Вот, что пишет авва Исаия: «Ни в одном труде не будь нерадив. Потому что труд, страдания и молчание рождают смирение». Сегодня очень у многих людей работа так или иначе связана с интернетом. Нужно избегать развлечений не говоря уж об игрушках.
А вот душеполезные материалы — поучения святых отцов, проповеди, аскетические, исторические и апологетические материалы, информацию о жизни Церкви — вовсе не возбраняется изучать в это время. Но в любом случае надо помнить, что предпочтительнее молитвы нет ничего. Возьмем на себя хоть малый, но постоянный подвиг: дополнительные молитвы, обязательное чтение святого писания и святых отцов определить, что и сколько , милостыня помня слова Спасителя: «Милости хощу, а не жертвы» Мф. Все это мы делаем, чтобы стяжать духовный плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание Гал.
Хорошо бы определить свою страсть, которая наиболее борет человека. И начать с ней бороться, например, с гневом, с блудными помыслами, тщеславием. Да и просто трудиться, заниматься воспитанием детей и прочими семейными обязанностями. Тогда не будет времени на пустое времяпрепровождение.
Итак, в эти наступившие дни углубимся в себя, сосредоточимся на духовном делании. Надо как бы вырвать эти дни из обычного хода жизни и отдать десятину времени Богу. Иерей Иоанн Севастьянов: Мне очень понравился рассказ наших батюшек, которые ездили к христианам в Уганду. В этой беднейшей стране христиане постятся так: во время поста они кушают помидоры без соли, а на Пасху разговляются помидорами с солью.
Вот это прекрасная иллюстрация правильного понимания поста. Мне кажется, что главный принцип поста — это воздержание от того, что тебе привычно. Поэтому каждый человек сам себе заглядывает в сердце и отвечает, что для меня является проблемой в моей привязанности.
Есть одно Евангелие, оно — для всех. Тогда, может быть, и не стоит ничего менять? А всю жизнь тянуться к должному, и при этом иметь все основания для того, чтобы говорить: Мы рабы неключимые Лк.
Это ощущение собственной «никуданегодности» и есть то самое, к которому человек должен прийти благодаря посту. Ведь физически крепкого человека, который может вкушать крайне мало пищи и радоваться этому, поджидает другая опасность — возгордиться, как фарисей, о котором мы слышим в песнопениях Недели о мытаре и фарисее. Когда же получается, что кто-то старается, но физически не может чего-то сделать, он смиряется. И мне кажется, что это некая идеальная модель. Может, вовсе не важен пост? Распространенной ошибкой наших прихожан является то, что они зачастую сосредотачивают все свое внимание на гастрономической части поста, забывая о его духовной составляющей.
И эта ошибка имеет отношение не столько к вопросу «как поститься? Христианская жизнь — это есть совлечение с себя ветхого человека и облечение в человека нового, это постоянный труд над своим сердцем. И христианин должен сначала, прежде всего, стать хорошим человеком, а потом уже хорошим христианином, что сопряжено именно с теми изменениями, которые происходят в сердце. Все остальное носит только внешний характер. Мы состоим из души и тела, и обе эти составляющие должны в равной степени в этом труде участвовать, но по-разному. И первично все-таки то, что внутри.
Однако тут возникает некоторый соблазн сказать, что пост вообще не важен и можно его свести к некоему символу. Нет, во всем, что человек делает, должен присутствовать труд, приближающийся к грани его возможности, потому что Господь начинает по-настоящему помогать тогда, когда человек делает все от него зависящее: в исполнении ли заповедей Христовых, в каких-либо трудных жизненных ситуациях или вот в данное время поста. И тогда этот труд по благодати Божией приносит плод. Если же человек сам полагает себе предел труда: я могу сделать столько-то, и этого хватит, потому что это не важно, — то пользы не будет. Мы должны показать твердость своего произволения, а остальное восполнит Господь. Место для лукавства, конечно, остается во всем, что мы делаем, и от нас только зависит: замечать в себе это лукавство, бороться с ним, быть к себе чуть более требовательными и даже, может быть, жестокими или нет.
Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
Из этих двух хадисов следует, что если мусульманин постится в течение целого года, то он не получает вознаграждения за свое поклонение, потому что оно противоречит Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Если вы поститесь без духовной цели, то это не принесёт вам ничего, кроме потери веса. В другом хадисе, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Есть среди постящихся те, которые получают за свой пост только голод и жажду» (Табарани). Если случилась интимная близость, правоверный мусульманин обязан накормить 60 бедняков или же в последующие 60 дней соблюдать строгий пост. Это замечательная новость, что вы решили держать пост! – Умножается ли заслуга перед Аллахом, если постящийся держит пост два-три дня подряд без разговения?
«Я никогда не видела вреда от воздержания»
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Человек не должен начинать поститься или заканчивать пост в одиночку, даже если он увидел луну. В этом году многие захотят держать пост. Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост.
Дни, в которые порицается и запрещается добровольный пост
18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. В пост запрещено не только мясо животных, но также молочные продукты, яйца и рыбу, хотя последнюю употреблять допускается, если пост не строгий. Нарушение поста является грехом, если у мусульманина не было уважительных причин. Если такой возможности нет, он должен держать пост за нарушение клятвы в течение трёх дней.