В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. Сегодня мы хотим вернуться в глубины славянской мифологии и рассказать вам о богине, которая была крайне значимой у наших предков. Богиня Мара персонаж славянских мифов. В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя. В славянской мифологии Мокошь покровительствует: плодородию, деторождению, близости к окончанию годового цикла.
Кощей и Морена – боги смерти и подземного царства у славян
Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Мара (Морена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.
Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
Марена, Марана, Морёна, Маржана, Маржёна — в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощением смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. Морана не считалась темной богиней, ведь смерть несла за собой перерождение, как за зимой идет весна. воплощение смерти, ночи и зимы. Морана у славян древности также считалась воплощением нечистых сил.
Мара — кто она?
Лишь весной Ярило и Жива вступают в бой с ней, дабы вновь возродить тепло и жизнь на земле. И каждый год они побеждают, заставляя Мару вернуться в свой темный дворец в Нави. Говорят, что дом этой богини можно найти, если пойти далеко на север. Здесь она живет большую часть года, плененная силами светлых богов. Также в преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Защитные свойства Амулета Мары Амулет Мары представляет изображение креста с равными сторонами.
Каждая вершина креста амулета Мары украшена мини-крестом. Оберег — крест Мары, защитный символ помогающий обрести гармонию Амулет Мары обозначает 4 стороны света, 4 стихии, 4 времени года где перекос одного из символа имеет серьезные негативные последствия. Все в мире должно существовать в гармонии и равновесие нарушать нельзя. Основное значение амулета Мары — сохранение равновесия. Такой оберег помогает сохранить жизненные силы обладателя от быстрой растраты. Также амулет Мары обладает свойством сглаживать гипертрофированные черты характера, что соответствует канонам сохранения равновесия. Масленица Немногие знают, но та соломенная кукла, которую ежегодно сжигают на Масленице, — это Морена.
Богиня стала для нее прообразом еще в те времена, когда Русь жила по канонам язычества. Славяне верили в то, что бог солнца Ярило ежегодно дрался с Марой, дабы вернуть тепло на землю. Сама Масленица была праздником в честь его победы над зимой. В этот день люди пекли блины, которые по форме напоминали солнце. А также они сжигали соломенное чучело — метафорический символ, олицетворяющий богиню вечного холода и мрака. И хотя времена языческих идолов уже давно позади, люди по-прежнему используют в своих обрядах эту древнюю традицию. Праздник в честь Мары В литература у Мары в руках чаша, испив из которой человек получает смерть День славянской богини загробного мира был отмечается в начале зимы, 4 декабря.
К этому времени устанавливается зима, самое сложное и суровое для людей время, полное испытаний, болезней да горестей. Кроме того о Маре вспоминают и в день весеннего равноденствия 20 марта , день проводов Морены. В ее честь приносили дары в виде различных цветов, ягоды и плодов. Кровавые жертвы преподносились в период эпидемии. Для этого у алтаря богини пускали кровь животных. Человеческие жертвы в славянской культуре не приносились. Это интересно.
В отличие от других божеств пантеона идол Мары изготовленный из дерева или соломы устанавливался прям перед подношением. Обносили камнями, очерчивая круг и перед кумиром клали деревянную доску, на которую и возлагались дары предначертанные богини. После праздника или подношения алтарь разбирался, а кумира сжигали, в редких случаях топили. Сжигание чучела зимы на масленицу это отражение древнего обычая чествования богини зимы и смерти обозначенного днем Марены. Празднование масленицы также происходит в конце марта и является символом прихода весны. Морена в северной традиции гадания и магии На славянской Резе Богини Морены — символ Зимний косой крест, о котором мы писали выше. Номер Резы — 21.
Реза Морены приходит, когда Спрашивающего ждут проблемы, несчастья, беды, неожиданные и незваные, подобно зимней стуже. Предотвратить эти беды невозможно, можно только их переждать и после возместить ущерб, сохраняя при этом веру в жизнь и доброе отношение к людям. К Богине Морене обращаются в славянской магии, когда желают остановить, предотвратить что-то в жизни. Часто к Богине Зимы Морене обращаются в обрядах на здоровье. Считают, что Морена может остановиться сестер-Лихоманок, приносящих болезни.
Он обладает особыми характеристиками и энергетикой, которые определяют его характер и поведение.
Мужчина-Морана является нежным и внимательным человеком. Он обладает большой интуицией и часто пользуется ею для принятия решений. Он чувствует энергетические вибрации людей и окружающего мира, что позволяет ему быть в гармонии с самим собой и окружающей средой. У мужчины-Мораны есть развитое эстетическое чувство и творческий потенциал. Он может проявлять себя в различных сферах деятельности, таких как искусство, дизайн, музыка или литература. У него есть талант выражать свои эмоции и мысли через творческие формы.
Мужчина-Морана часто обладает сильной интуицией и предчувствием. Он может предвидеть события или ощущать определенные изменения в окружающей среде. Это позволяет ему принимать правильные решения и избегать потенциальных препятствий. Мужчина-Морана также обладает природной мудростью и глубоким пониманием жизни. Он способен видеть глубинные значения и ценности, которые скрыты за поверхностными аспектами. Он может быть мудрым советчиком и наставником для других людей.
Однако, у мужчины-Мораны может быть склонность к меланхолии и погружению в собственные мысли и эмоции. Он часто нуждается в уединении и времени для восстановления своей энергии.
Марена пообещала Кащею, если тот возьмет её в жены, жизни трех Небесных Дев, а также жизни трех Ирийских богатырей. Но Кащей так и не получил эти жизни, так как Мара после замужества сковала его своими чародейскими цепями в казематах кащейского дворца. После этого хитрая богиня не раз пыталась повторить свою попытку выйти замуж, но уже за бога Дажьбога. После нескольких её попыток ей все же удалось получить заветное семейное счастье, но продлилось оно недолго. Дажьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине.
Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала. Богиня Мара и славяне Физическим проявлением Мары была, безусловно, зима. Когда наступали длинные холодные темные зимние ночи, она безраздельно властвовала над славянской землей. Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его. Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости. В наше время подобный языческий ритуал принято называть Масленицей, но считать Масленицу обрядом, который прогоняет Мару из мира Яви нельзя, ибо это совсем даже не обряд, а лишь его отголосок.
Вместе с Правдой, Мара также считается покровительницей правосудия и справедливости. Из-за того, что она одновременно забирала души умерших в Нави, и была славянским символом правды, сложно сказать, какой представляли наши предки богиню — светлой или темной.
Именно зима — это время властвования Мары, вьюга — колыбельная Богини спящему лесу, холодами и морозами мучила она природу и обитателей леса. Зима именно то время, когда из мира Нави она приходит в Явь. Древним славянам не было свойственно разделять мир на «чёрное» и «белое» несмотря на несколько дуальное представление о мире. Всё всегда было взаимосвязано и восприятие времени было цикличным.
Зима древними славянами воспринималась, как смерть за которой обязательно следовала весна — рождение и новая жизнь. Именно поэтому смерть рассматривалась лишь, как один из этапов круговороте бытия. Потому считать Мару негативным персонажем в пантеоне Богов категорически неправильно. Мара забирала жизни, но также даровала славянам воскрешение, о втором пункте многие предпочитают забывать. Говоря о внешности Мары, то в зависимости от сезона она выглядела по-разному. Поздней осенью, в ноябре, она являлась как юная прекрасная девушка, бледная и с длинными черными волосами, в белых лазурных одеждах, но к концу зимы она превращалась в слабую истощенную старуху-нищенку, одетую в лохмотья, не желавшую уступать весне и всеми силами старающуюся удержать в Яви вечную зиму.
Отсюда пошел обряд сжигать чучело на костре на Масленицу, чучело как раз старухи-Мары, чтобы она поскорее ушла и уступила место весне. Богиня Мара описывалась высокомерной, суровой и властолюбивой, желающей править вечно. Все это конечно так, но помимо этого Мара —Богиня справедливая и благоволящая тем, кто её уважает. Символы Мары — это в первую очередь серп или коса, которыми она жнет жизни. Помимо этого у Мары есть своим символы и обереги — зигзаг волны Мары — главный символ богини.
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Её сакральные вещи — это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам. Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода.
С помощью смерти люди обретали свободу в другой реальности. Предки понимали, что Морана совершает немаловажное дело и позволяет душе очиститься и начать все заново. Она также может приостановить течение времени, как во всем мире, так и в определенной местности. Богиня обладает властью над жизнью не только людей, но и богов, чем и вызывала трепет и благоговение у древних славян. Она — невероятная волшебница, которая может, хоть и ненадолго, но все же изменить окружающий нас мир.
Древние славяне даже придумали праздник в честь Мораны — богини смерти, который сохранился и по сей день. В Масленицу чучело богини Зимы в виде соломенной бабы сжигали на костре, но если весной и летом богиня покидала людей, на земле всегда оставались ее преданные слуги — духи Мары, одушевляющие болезни и смерть. Согласно поверьям, Мары держат свою голову под мышкой и стоя под окошками домов, нашептывают имена членов семьи, и если кто-то услышит этот тихий шепот, значит, вскоре заболеет и, возможно, умрет. Самым известным духом среди Мар считается Кикимора. У множества различных народов были свои прототипы Мар, к примеру, германцы считали, что Маруты являются духами злых убитых воинов, болгары боялись душ младенцев, которые покинули этот мир, так и не познав его, а шведы и датчане говорили о душах умерших. В средневековых письменах чешскую Морану отождествляют с греческой богиней мрака Гекатой, которая навевала на людей ночные кошмары и охотилась в ночное время среди могил на мертвецов и призраков, дабы сделать их своими слугами.
Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи морав. Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» kralovna , и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья см. Деревце обрядовое. Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko словац. На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара призрак. Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами.
По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся — тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар — это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это маруты — духи злых воинов, шведы и датчане — души умерших, болгары — души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган. В Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купальг — иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, мониста и венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно молодцы с девицами , держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей В неоязычестве Марену снабдили множествами детей, которые отвечают за бедствия, эпидемии и прочие беды — навии. Её наделяют такими символами — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна… Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги — мары. По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты — духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея. Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. И чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что её не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место — на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть Мора- Кикимора , принадлежащая к свите тёмного божества. Капище Марены На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани незамёрзшей трясине , чтобы символически «дать отпор» богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времён считавшегося противником всех тёмных сил и другом людей. День Марены День Марены — 1 марта. Замещён днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы» зиму, то есть Морену. Древние славяне не боялись смерти, и зима не страшила их холодами и умиранием природы. Напротив, они знали и верили в то, что после сна, в который погружается Природа на время зимы, придёт весна, которая принесёт цветение, плодородие и обновление. Недаром, в праздник Прощального Воскресенья, люди просят друг у друга прощения, оставляя обиды и ошибки в прошлом году. Смерть также означала приход новой жизни. Хотя это и печальное событие, но неизбежное и, по сути, особенно горевать по этому поводу не стоит, ибо, по древним преданиям, смерть — это не конец, а переход в другой мир.
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии
богиня в славянской мифологии олицетворение плодоносной силы, юности. В славянской мифологии Мокошь покровительствует: плодородию, деторождению, близости к окончанию годового цикла. Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда? Богиня Морена играет важную роль в славянской мифологии. Мара относится к одним из самых неоднозначных богинь в славянской мифологии.
Морана – богиня смерти
Мара — вовсе не антипод Ладе, и по красоте она ей не уступает, Мара не противостоит Живе, хотя воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в восприятии как другими богами, так и людьми. Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами. Мара жила во дворце из чистого, искристого небесного льда, и ей подчинялись все духи воды и холода. Мара и Яга вместе практиковали чародейство, контроль над стихиями и энергиями. Мара — богиня справедливости и правосудия, она неоднократно спасала мир, но и множество раз практически губила его.
Она воспринималась как существо, расположенное гораздо выше того пласта реальности, в котором целесообразно оперировать понятиями «добро» и «зло». Мара — это один из универсально-фундаментальных принципов мироздания, один из краеугольных камней бытия, апофеоз единства жизни и гибели, «обязательное» зло. По одной из версий крест — один из изначальных символов Мары. Вещь, на которой изображают крест, символизирует жертву Маре, взамен чего получают ее благословение и присмотр.
Также Мара была богиней жатвы, плодородия и смерти, покровительницей колдовства и справедливости. Чёрная Луна, серп и зимняя ночь все это проявления Мары могущественной славянской богини. Фото из открытых источников Чёрная Луна, серп и зимняя ночь все это проявления Мары могущественной славянской богини. Фото из открытых источников Cлaвянcкaя бoгиня Mapa по поверьям пpинaдлeжала к пepвoму пoкoлeнию бoгoв. Пo oднoй вepcий, oнa являлась cecтpoй Лaды и Лeли Живы и была coздaнa из иcкp, oбpaзoвaвшиxcя oт удapa мoлoтa Cвapoга пo cвящeннoму кaмню aлaтыpь. Bce три сестры имeли paвную мoщь и дoпoлняли дpуг дpугa, упpaвляя paзными cтopoнaми человеческого бытия.
Символы Мары - Черная Луна, чёрный ворон, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни отсюда же образ богини жатвы и урожая. Смерть, даруемая Мареной, не была полным прерываниям жизни как таковой, а выступала переходом к жизни иной, к новому Началу, ибо так уж положено, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна... Согласно поверьям древних славян, Мара не уступала в красоте богине весны, любви и домашнего очага Ладе, и вопреки распространенному мнению не являлась ее антиподом. Также Мара не противостояла Лели Живе , хотя, по сути, воплощала в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти три богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и древними славянами. Мара считалась красивой богиней, несмотря на свою тёмную сущность. Фото из открытых источников Мара считалась красивой богиней, несмотря на свою тёмную сущность.
По другой версии оба кавалера сватались к Морене одновременно, но Кощеющка был более знатным и выгодным женихом. Даждьбога же она околдовала ради забавы, но потом не устояла перед уговорами влюбленного и вышла за него замуж. Однако прямо на свадьбе ее похитил подземный царь причем, Марена была не против. Обманутый муж решил отомстить — добыл и расколол золотое яйцо, в котором находилась смерть Кощея. Беглецы погибли, но мир лишился равновесия и верховному богу Роду пришлось наслать катаклизмы — огонь и воду, чтобы восстановить баланс Яви, Прави и Нави. Атрибуты Широко известный атрибут Мораны — серп или его вариации — к примеру, коса , которым она обрезает нити жизни; кроме того, данный элемент обозначает жатву и плодородие. Еще один символ смерти — череп или целая гора черепов. Черная луна — символизирует Мару как властительницу темной стороны мира. Подобное значение имеет и черный лебедь — антипод белого или противоположность света. Символика Мораны — это также зима, холод, стужа. Из растений ей соответствует сосна и ель, а также — осина. Замерзшие волны — изображаются волнистой линией и обозначают застывший на время мощный поток силы. Лунница — универсальный символ женской и материнской энергии, элементом которой выступает и темная ипостась. Мара-Вий — фигура из двух треугольников, расположенных один над другим и соединенных вершинами это негативный и очень темный знак, означающий гибель. Праздники почтения у древних славян Морану привечают осенью — в последней декаде ноября, когда холода становятся ощутимыми. Дни почитания — 22,23 и 24-е числа. Масленица — символическое расставание с Мареной путем проведения специального ритуала сжигание соломенного чучела.
Но термин также может интерпретироваться как «видение» или «галлюцинация». Сжечь или утопить? На территории Польши, Словакии, Литвы и Чехии существовал традиционный ритуал утопления и сжигания чучела Марены в конце зимы. Этот языческий обряд присутствует и сегодня. В прошлом день этого славянского народного обычая приходился на четвертое воскресенье Великого поста. Чучело Марены одето в женскую одежду и поджигается или топится в реке а иногда и то, и другое. Кукла может быть маленькой, размером с марионетку, или оно может быть похоже на манекен. В «Варшавском голосе» англоязычная газета в Польше и Центральной Европе писатель и репортер Том Гэлвин описывает свой опыт народного ритуала, проводимого в честь Марены. По словам Гэлвина, местные жители создали большую фигуру женщины из лохмотьев и обрывков одежды. Затем ее бросили в реку в первый день весеннего календаря. По словам репортера, очень часто чучело языческой богини сжигают вместе с травами прямо перед утоплением. Также упоминается двойной обычай, когда местные девушки украшали сосну цветами и разноцветными шарами, а затем носили ее по деревне. Местные жители также разделяли многочисленные суеверия относительно утопления Марены, например, что нельзя касаться чучела, когда оно находится в воде, или смотреть на него по дороге домой. При этом считалось неудачей, если кто-то споткнется или упадет в процессе ритуала.