О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Смертность от газовой гангрены в блокадном Ленинграде была сокращена в два раза. Блокада Ленинграда: интересные факты о значении города для захватчиков.
❗25 интересных фактов о блокаде Ленинграда❗
Более того, специальным указом выключать радио в домах было вообще запрещено, а радиовещание было круглосуточным. Для питательности в него добавляли жмых зерновые очистки и нефильтрованный солод. Итоговый продукт был тёмно-коричневого цвета, почти чёрного, и отличался горьким вкусом. Всё это пошло в печки, чтобы хоть как-то обогреться. Даже после этого немецкие и финские войска осаждали город ещё целых полгода. Немцы избегали стрелять по нему, так как высокий купол собора служил им ориентиром.
Практически во всех школах были отменены занятия.
Для детей прорыв блокады Ленинграда был ознаменован не столь возможностью наконец-то поесть, сколько долгожданным началом занятий. В общем-то, эти карточки стоили жизней тысячам людей, так как в городе резко участились случаи воровства и даже убийств, совершаемых ради их получения. В Ленинграде тех лет были нередкими случаи налетов и вооруженных ограблений булочных и даже продовольственных складов. С лицами, которых уличали в чем-то подобном, особо не церемонились, расстреливая на месте. Судов не было. Это объяснялось тем, что каждая украденная карточка стоила кому-то жизни.
Эти документы не восстанавливались за редчайшими исключениями , а потому кража обрекала людей на верную смерть. Настроение жителей В первые дни войны мало кто верил в возможность полной блокады, но готовиться к такому повороту событий начали многие. В первые же дни начавшегося немецкого наступления с полок магазинов было сметено все мало-мальски ценное, люди снимали все свои сбережения из Сберкассы. Опустели даже ювелирные магазины. Впрочем, начавшийся голод резко перечеркнул старания многих людей: деньги и драгоценности тут же обесценились. Единственной валютой стали продовольственные карточки которые добывались исключительно путем разбоя и продукты питания.
На городских рынках одним из самых ходовых товаров были котята и щенята. Документы НКВД свидетельствуют, что начавшаяся блокада Ленинграда фото которой есть в статье постепенно начала вселять в людей тревогу. Изымалось немало писем, в которых горожане сообщали о бедственном положении в Ленинграде. Они писали, что на полях не осталось даже капустных листьев, в городе уже нигде не достать старой мучной пыли, из которой раньше делали клей для обоев. К слову говоря, в самую тяжелую зиму 1941 года в городе практически не осталось квартир, стены которых были бы оклеены обоями: голодные люди их попросту обрывали и ели, так как другой еды у них не было. Трудовой подвиг ленинградцев Несмотря на всю чудовищность сложившегося положения, мужественные люди продолжали работать.
Причем работать на благо страны, выпуская немало образцов вооружения. Они даже умудрялись ремонтировать танки, делать пушки и пистолеты-пулеметы буквально из «подножного материала». Все полученное в столь сложных условиях вооружение тут же использовалось для боев на подступах к непокоренному городу. Но положение с продуктами питания и медикаментами осложнялось день ото дня. Вскоре стало очевидно, что только Ладожское озеро может спасти жителей. Как же связано оно и блокада Ленинграда?
Кратко говоря, это знаменитая Дорога жизни, которая была открыта 22 ноября 1941 года. Как только на озере образовался слой льда, который теоретически мог выдержать груженные продуктами машины, началась их переправа. Начало голода Голод приближался неумолимо. Уже 20 ноября 1941 года норма хлебного довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих. Что же касается иждивенцев, женщин, детей и стариков, то им полагалось вдвое меньше. Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними.
Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром. Вот так проходила блокада Ленинграда.
Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль.
К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно.
Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн.
Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной.
В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов. Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.
Первый вопрос — по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное — 58 бронепоездов — всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят таких катеров паромов ещё не существовало. Второй вопрос — это озвучено массовое производство и это в условиях осады.
Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям! Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья. Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!
Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка, руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно! Всё-таки интересно — у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии! У них в блокаде не было проблем?
Так я осталась одна в семь лет. Папа — на фронте, мама вторая — в блокаде с семьей. Тогда постановили: сегодня у одних буду, завтра у других. Кто выгонит, кто приютит, кто даст что-то, кто не даст… И никогда я не просила: не дают — ухожу сразу. Сосульку пососу или елочную иголку. И вот ведь чудо — жива все еще. Были у нас люди и побогаче, но жили в другой части леса, и однажды вышло так, что погода была ужасная, снег, мороз, метель в тот день. И говорят мне они: «Ты у нас и так два дня — иди! И я маленькая вышла в обвязанных обмотках и пошла, проваливаясь в снег по пояс, не зная, где дорога, и здесь ли она.
Я не просила остаться никогда! И вот иду молча, не зная, куда иду, и вижу елка стоит — большая, старая. Я туда залезла, ветер шумит, завывает вовсю, а под елкой тихо, спокойно, как в шалаше, и снег не идет. Я прижалась к стволу, стою, а мне дом видится: часы наши бьют, кукушечка то выскочит, то снова спрячется. И слова: «И вот начинается сказка…». А я замерзать начинаю и слышу «динь-динь», а там — колокольчик на санях звенит… и я отключилась. Очнулась я в санях, старый мужик меня в свой тулуп укутывает, растирает и приговаривает: «Ребенка-то бросили». Вот оно доказательство, что Бог есть! Огромный лес, никого нет и кто поедет в такую погоду?
Даже сейчас вспоминать это страшно! А когда привез меня в ту часть леса, где наши остальные были, все сразу всполошились. Спрашивают мужика, откуда меня привез, а он рассказывает, что едет за дровами в лес, а я около дороги стояла, спрятавшись под елкой. А лошадь уперлась, встала и ни с места. Мужчина говорит: «Я бью ее, а она не идет и мордой все показывает куда-то на большую елку. Я туда полез, а там ребенок замерзший стоит». Разве это не чудо? Вот такой случай был. Рассказ Галины Ивановны Николаевой Когда война началась, мне было 10 лет.
Летом 41-го наша семья была на даче, а в тот день мы с мамой почему-то приехали в город. Идем по Невскому — что такое, тучи народа у репродукторов, слышим, что объявили войну. Для нас, детей, это было пока непонятно. Детские сады, школы стали эвакуировать. Мы, девчонки, радовались: все вместе, вкупе. Увезли нас в Малую Вишеру под Ленинградом. Сначала было ничего, потом все начали страдать по своим родителям, по дому. Некоторые девочки писали домой, чтобы их забрали. Моя мама приехала и меня увезла.
Когда мы вернулись в город, уже шли бомбежки сильнейшие, вокзалы были разрушены, поезда по расписанию не ходили. Осенью 41-го еще было терпимо, давали пайки, нашей семье хватало. В это время детей постарше призвали в дружину, выдали противогазы, дали наставления. И мы дежурили на лестницах: гасили фугаски, если они падали, провожали жителей в бомбоубежище. Когда разбомбили Бадаевские склады, с продуктами стало плохо. К зиме стало еще хуже, просто ужасно. В домах не было ни электричества, ни воды, ни отопления.
Как жила элита в блокадном Ленинграде: малоизвестные факты
Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. Посмотрим, что по этому поводу пишут «историки» и «летописцы»: С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием.
Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов. Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки. Первый вопрос — по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное— 58 бронепоездов — всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят таких катеров паромов ещё не существовало. Второй вопрос — это озвучено массовое производство и это в условиях осады. Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям! Пример приспособления к производству в условиях дефицита материалов служит эта самоходная гаубица , и это штучный товар для потребностей обороны Ленинграда к выпущенным дополнительно к 713 танкам, так как она смонтирована на корпусе танка с двигателем, гусеницами и бронёй. Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья.
Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами! Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка, руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно! Всё-таки интересно — у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии! У них в блокаде не было проблем? А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, аполной фальсификации! Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально заданна конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать… Теперь разберёмся с производством электроэнергии На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области.
Энергетики про это время пишут так: Энергетическая блокада После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии.
Всего было эвакуировано около 1,5 млн человек, то есть примерно половина ленинградского населения. На самом деле это не какая-то конкретная дорога, просто так называли путь, проложенный в зимнее время по замёрзшему Ладожскому озеру. Многие горожане замёрзли насмерть холодными зимами, так как у них попросту не было возможности раздобыть дрова для отопления. К концу блокады в большинстве ленинградских домов не осталось мебели, а в скверах и парков вырубили множество деревьев. Всё это пошло в печки, чтобы хоть как-то обогреться. Битва за Ленинград, вопреки распространённому мнению, не окончилась после прорыва и снятия блокады. Даже после этого немецкие и финские войска осаждали город ещё целых полгода. Знаменитый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге прошёл блокаду почти без повреждений. Немцы избегали стрелять по нему, так как высокий купол собора служил им ориентиром. Уже после войны было подсчитано, сколько взрывчатки было сброшено на Ленинград за годы блокады. За это время по городу было выпущено около 150 тысяч артиллерийских снарядов, а авиация сбросила примерно 107 тысяч бомб.
Но слова до сих пор остаются тем, что заставляет не только вспомнить, но и прочувствовать пережитое в блокаду. То, что сегодня страшно слушать, им больно вспоминать. Обессиленные, голодные, замёрзшие и, не прекращающие спорить со смертью, эти люди вели дневники, записывали то, что было вокруг них. В мировую историю вошла девочка Таня Савичева, которая на нескольких блокнотных листах вела учёт смертности вокруг себя. Школьница синим карандашом написала девять страниц с датами смертей её родственников. Записная книжка девочки стала одним из самых известных символов войны. Более подробные дневники о жизни в осаждённом городе оставил петербургский историк Георгий Князев. К нам явилась Валя, которую мы хотели сделать своей воспитанницей. Мы были на службе, и она прошла к соседям. Там объяснила, что голодна, ослабла, у ней нет сил и пришла ночевать к нам. Мы живём в передней, и у нас даже метра нет свободного, на котором можно было бы положить человека. Сама Валя опустилась, не мылась несколько месяцев, черна от грязи, волосы слиплись в комки, завшивела, глаза помутившиеся, лицо отекло от большого употребления воды. Покуда сидела у них, свалилась со стула», - из дневника Князева. О том, что происходило вокруг, писал и школьник Юра Рябкин. Подробные наблюдения любознательного подростка отражают весь страх блокадного города. С первых дней войны он описывает свою жизнь, ещё не зная, какие испытания выпадут на его судьбу. Юра на страницах блокнота рассказывает о том, что он читал, о том, как играл с друзьями. Постепенно мысли мальчика начинают занимать военные операции, позже появляются свидетельства голода. Школьник ведёт диалог с собой о собственном поведении, судьбе, надеется на эвакуацию. На последних страницах Юра ждёт смерти. Ел кота, воровал ложкой из котелков Анфисы Николаевны, утаскивал лишнюю кроху у мамы и Иры, обманывал порой их, замерзал в бесконечных очередях, ругался и дрался у дверей магазинов за право пойти и получить 100 г. Непрерывная бомбёжка и обстрелы, дежурства на школьных чердаках, споры и сцены дома с дележом продуктов… Я осознал цену хлебной крошки, которые подбирал пальцем по столу, и я понял, хотя, быть может, и не до конца, свой грубый эгоистичный характер. Неужели я не исправлю своего характера? Для тех кто хочет знать и чувствовать ленинградская поэтесса Ольга Бергольц оставила циклы стихов, городские власти открыли музей обороны Ленинграда, Даниили Гранин и Алесь Адомович записали воспоминания блокадников. Подписывайтесь на то, что Вам интересно!
Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз. Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде.
«Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде
Актриса Алиса Фрейндлих, которая провела детство в блокадном Ленинграде, в своих немногочисленных интервью на эту тему рассказывала, что всё время смотрела на часы и ждала, когда можно будет поесть. Блокада Ленинграда одна из самых трагичных страниц в Великой Отечественной войне и всей истории России: о том, как город переживал эти тяжелейшие годы, читайте в материале ФедералПресс. Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. О пугающих фактах блокадного Ленинграда -— в материале 24СМИ.
Неизвестная блокада
Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население.
По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз.
Далее официальная советская историография утверждает, что в ходе эвакуации 1941-43 годов из города было вывезено до 1 миллиона человек — тогда непонятно, откуда берётся цифра в 2 миллиона погибших в ходе блокады, которую называют некоторые исследователи. Для минимального снабжения города припасами существовала единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, под названием "дорога жизни". В летнее время снабжение проходило по воде, зимой — автомобильным и гужевым способом. По "дороге жизни" в город доставлялось минимальное количество продовольствия, которого всё равно не хватало на всех жителей города — "блокадный" карточный паёк составлял всего 125 грамм хлеба в день. Военные предприятия в блокадном Ленинграде продолжили свою работу — что интересно, сотни танков, бронемашин, десятки бронепоездов и миллионы снарядов, которые были выпущены в городе во время блокады — спокойно покинули пределы города. Собственно, вот это в кратком пересказе и есть вся история блокады Ленинграда, о которой рассказывалось в советских книжках. Первый и главный вопрос, который возникает после изучения фактов,— а почему, собственно, не эвакуировали тех, кто не был занят на военных производствах? Ну ладно, ещё можно понять, что функционирование военных заводов в Ленинграде было необходимостью — но почему не вывезли полностью всех остальных горожан, вроде музыкантов, конторских работников и прочих подобных категорий граждан? Помню, как на уроках музыки нам рассказывали о героическом оркестре, который в блокадном Ленинграде исполнял Седьмую симфонию Шостаковича, а какая-то бабушка отдала последнюю картошку, чтобы дирижёр смог накрахмалить воротничок. У меня возникает вопрос — а что все эти люди, включая бабушку, оркестр и дирижера, вообще делали в осаждённом городе? Официально по "блокадным нормам" этим людям выдавали паёк в три раза ниже, чем тем, кто был занят на производстве — а это значит, что фактически обрекали их на голодную смерть. Напомню вам, что блокада продолжалась не месяц и не два, а более двух лет — неужели за это время нельзя было эвакуировать всех, кто не занимался в городе чем-то жизненно важным для военного дела? Можно возразить, что пропускной способности "дороги жизни" не хватило бы на всех желающих покинуть город — но тогда каким образом пределы осаждённого Ленинграда покидали сотни единиц произведённой военной техники и миллионы снарядов?
За это же время было эвакуировано около 1376000 человек». По словам автора трёхтомного издания «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде» доктора исторических наук, профессора Г. Соболева, Сталин скептически относился к идее проложить дорогу по льду Ладожского озера. И только когда в город по льду пришёл первый конный обоз с хлебом, вождь одобрил строительство «ледяной дороги», которая и спасла город. Также Минобороны рассказало об уникальной операции Балтийского флота по переброске на Ладогу в 1942 году малых подводных лодок «М-77» и «М-79», на которые были возложены задачи по ведению разведки, длительного наблюдения за подходами к базам противника. Новые цифры потерь советских и немецких войск под Ленинградом впервые представлены в книге историка Вячеслава Мосунова «Прорыв блокады Ленинграда. Операция "Искра"». Реальные потери советских войск в ходе прорыва блокады Ленинграда и дальнейшего наступления в 1943 году превысили 170 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. В книге также раскрываются данные о потерях войск гитлеровской Германии. По немецким источникам удалось установить, что 26-й армейский корпус вермахта, который удерживал южное Приладожье, с 12 января по 10 марта 1943-го потерял почти 34 тысячи человек, рассказал Вячеслав Мосунов. В детстве в кино и по телевизору я часто смотрел фильм «Зелёные цепочки». Иногда и сейчас пересматриваю. А в начале января посмотрел в Интернете скандальный фильм «Праздник» о ленинградской блокаде. Я смотрел кусками эту «пародию». Такой фильм мог снять только человек, который не знает, что такое блокада! Это подлинная история о трагедии, которая случилась 17 сентября 1941 года. Фильм основан на рассекреченных документах и воспоминаниях спасшихся. После того, как 8 сентября немцы замкнули кольцо блокады, единственная дорога на Большую землю лежала через Ладожское озеро. Со многими ехали члены их семей. Всего почти полторы тысячи человек. Идти решили под покровом ночи на барже «752» в некоторых источниках указывается «725». Капитан буксира отказался вести ветхую баржу через штормовую Ладогу. Но приказ есть приказ! Через несколько часов пути начался 9-балльный шторм. Старое судно развалилось на части. Появились немецкие самолёты, которые стали расстреливать тонущих. Погибло более тысячи человек. До 2004 года материалы об этой трагедии хранились под грифом «Секретно». Я служил шифровальщиком на подводной лодке, имел доступ к совершенно секретным документам, и могу сказать, что многие катастрофы, произошедшие по вине руководства, засекречивались. Думаю, что и с баржей «752» было то же самое. За такое разгильдяйство нужно было отдавать под суд. Отправлять ветхую полусгнившую баржу, разместив там чрезмерное количество людей, да ещё в 9-балльный шторм по коварной Ладоге, где постоянно тонули корабли, не иначе как вредительство. Эта катастрофа входит в список 50 крупнейших катастроф во всём мире. По количеству погибших эту баржу называли «ладожским титаником». На «Титанике» погибло 1500 человек, на барже — более одной тысячи. На Неве потом вылавливали плавающие вещи тех, кто погиб в той трагедии. Воспоминания 240 человек, которым удалось спастись, легли в основу фильма. Однако не все ужасы той трагедии были воплощены в фильме режиссёра Алексея Козлова «Спасти Ленинград». Например, молодой лейтенант, когда понял, что баржа тонет, застрелил свою жену и ребёнка и после этого застрелился сам. Моего отца тоже было эвакуировали на барже по Ладожскому озеру в июле 1942 года. Ему было 10 лет. Отец рассказывал мне, как их — детей — посадили на верхней палубе. Появился немецкий самолёт, и начал пикировать на баржу. Отец испугался, что немец начнёт сейчас стрелять. Но лётчик не стал стрелять в детей. Автор — петербургский историк, переживший ребёнком блокаду Ленинграда, ныне профессор, доктор исторических наук Геннадий Леонтьевич Соболев. По подсчётам доктора исторических наук, профессора Г. Соболева количество захороненных в Ленинграде составило примерно 1 млн. В детстве я прочитал роман «Блокада» Александра Чаковского. Анализируя исторические и литературные источники, я пришёл к выводу: то, что Ленинград оказался в блокадном кольце, виноват не только немецкий блицкриг, но и руководство страны, допустившее непростительные ошибки. Результатом таких ошибок стала гибель более миллиона человек. Сообщали число дивизий на советской границе — 80 дивизий вермахта, а потом ещё 40. Десятки разных сообщений поступали отовсюду. Указывали точный срок наступления: 20-22 июня 1941 года. Всё это известно. Но интересно и другое. Спустя полвека историки решились — опубликованы данные о том, что Красная Армия к началу войны имела превосходство над противником по танкам — в три раза, по самолётам — в два с половиной раза. Армия имела 180 дивизий. С такими силами можно было дать немцам по зубам и погнать их вплоть до Берлина…» с. Получилось, что его провоцировали на упреждающий удар. За первые три недели Красная Армия потеряла 28 дивизий и половину состава 70 дивизий. Фактически Красной Армии не стало. Легенда о внезапности — чистая демагогия, запущенная Кремлём. Как-то пытались оправдать самонадеянность великого корифея. Он, Сталин, не представлял себе, что Гитлер мог перехитрить его, переиграть, оказаться умнее его, гениального провидца — это немыслимо. Можно считать, что Сталин стал жертвой своего культа». Для входа подготовлен 50-й армейский корпус, выделена полицейская дивизия «SS» и службы безопасности «SD». Это 16 сентября. Через несколько часов взят Пушкин. Мы уходим. Немцы за нами. Но, судя по записям в дневниках, Лееб не отказывается от своих намерений. И в Берлине решают — подождать. Ленинград должен сдаться. И мы должны были проиграть эту войну. Ничего, никаких застав не было. Почему они не вошли? Я с этой загадкой окончил войну и жил много лет». Во время отступления Даниилу Гранину пришлось покомандовать 347 стрелковым полком в составе дивизии, заменив полковника И. Лебединского, получившего тяжёлое ранение.
Многие из них были эвакуированы из гиблого окружения, другие прошли через суровые испытания судьбы. Они выстояли, выжили, смогли встать на ноги и создать семьи. Но в памяти каждого из них навсегда остались заиндевевшие стены петербургских квартир, занесенный снегом Невский, очереди за хлебом, тела погибших от голода соседей.
Оборона Ленинграда
Во время Великой Отечественной войны блокада Ленинграда была одной из самых трагических страниц. Блокадный Ленинград, блокада, жуткие, страшые, воспоминания, того времени. 10 интересных, и в тоже время ужасающих фактов о жизни блокадного Ленинграда читайте в материале редакции
Вскрыты тайны блокадного Ленинграда: секретный трубопровод, «танки на угле», тонны крови в бутылках
Поэтому в дневниках очень скупо писали про культуру», — отмечает Дмитрий Асташкин. При этом большинство театров из Ленинграда эвакуировали к августу 1941 года. Осенью многие вовсе закрылись. Он был практически единственным, который существовал во время блокады.
И он был далек от тех ассоциаций к слову «театр», которые у нас есть сейчас. Это было затемненное холодное место, где люди сидели в верхней одежде. Спектакли часто прерывались на воздушную тревогу, все бежали в бомбоубежище.
Актеры падали в голодные обмороки», — рассказывает исследователь. Многие кинотеатры во время блокады закрылись, потому что не могли работать без электричества. Некоторые открылись весной 1942 года.
К осени того же года в городе работал 21 кинотеатр. Это была своеобразная попытка «вырваться за пределы», поэтому показывали в основном развлекательные картины. Появлялись на экранах и пропагандистские ленты — про оборону Москвы зимой 1941-го и про оборону Ленинграда.
Но в большинстве жители хотели смотреть развлекательное кино», — рассказывает Асташкин. Во время подготовки знаменитой Седьмой симфонии приходилось искать оркестрантов по всему городу. Многие музыканты к тому времени умерли от голода и холода.
Про эвакуацию детей в 1941 году В сентябре массовая эвакуация стала невозможна из-за движения фронта, рассказывает Дмитрий Асташкин. По его словам, еще летом 1941-го многие жители не хотели покидать город, так как верили сообщениям советского правительства о том, что противник будет разбит в ближайшее время. В связи с этим в начале осени частота упоминания эвакуации детей снижается.
В декабре, когда установился лед, власть вновь подняла эту тему — обсуждался пеший переход по льду Ладожского озера. За осень ленинградское общество познало множество страданий, отмечает Асташкин.
Люди, отдавали все, чтобы выжить, а когда покупали что-то на рынке, то не знали, сделано оно из столярного клея, убитой птицы или животного. Вот до чего доводил голод население Ленинграда, но город не сдавался. Наверное, в целях самозащиты я иногда ходил к милиционерам, пел детские песенки, рассказывал стишки. За это мне давали кусочек хлеба и кусочек сахара, ведь милиция получала паек. По рассказам мамы, таким образом я пытался сохранить себе жизнь до того, как нас отправили в эвакуацию. Нас эвакуировали через Ладожское озеро. В нем были похоронены тысячи ленинградцев.
Зимой оно представляло собой ледовую дорогу, летом - водную. Но и зимой, и летом фашисты бомбили единственную переправу и топили небольшие корабли и автомобили. Вместе с транспортным средством на дно шли и люди. Тем, кого перевезли через озеро, считайте, повезло. Многие умерли, когда, оказавшись на противоположном берегу, от голода набрасывались на нормальные продукты. Нельзя было после такого страшного голода переходить на более-менее нормальное питание.
И ученые, творческие работники не испытывала вообще никакого дискомфорта в быту, а уж тем более голода. Сегодня «МК» публикует малоизвестные эпизоды, иллюстрирующие то, как реально жили представители «творческой элиты» в осажденном врагами Ленинграде. Она еще с довоенного времени работала с джаз-оркестром под управлением Владимира Коралли, который во время Великой Отечественной стал Фронтовым джаз-ансамблем.
Вместе с музыкантами Коралли Клавдия Ивановна сотни раз выступала перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой, в госпиталях... Вот о каком эпизоде того тяжелейшего периода рассказал один из читателей «МК» Владимир Макеев. Она вспоминала, что во время блокады в подвале-бомбоубежище Дома Красной Армии часть помещений была приспособлена под репетиционную и хозяйственную базу ансамбля Клавдии Шульженко. Тетя Вера и еще несколько женщин в том же подвале упаковывали скромные подарки для отправки бойцам в окопы, разбирали пачки писем, приходивших на имя Клавдии Ивановны. Особенно много ей писали, вдохновившись «Синим платочком». Может быть, не все сейчас знают, что существовало два варианта стихов для этой песни. Первый — еще довоенный, лирический, а второй — «боевой», который Шульженко и стала с той поры исполнять, вручил певице во время очередного ее выступления перед бойцами на фронте один из командиров — молоденький лейтенант Михаил Максимов. Во время блокады, — в самые трудные для Ленинграда и его обитателей дни, умер отец Клавдии Ивановны Иван Иванович. Тогда знаменитая певица устроила для своих помощниц в ДКА поминальную трапезу.
Угощение было весьма своеобразным: Шульженко принесла из дома коробку тюбиков с губной помадой и поставила на стол. Еще в предвоенные годы в столице началось строительство нового участка «зеленой» линии от «Площади Свердлова» ныне — «Театральной» до «Завода им.
Более 600 человек было осуждено за каннибализм в феврале 1942, более тысячи — в марте. Это далеко не полные данные. Подводный трубопровод О «дороге жизни» наслышан, пожалуй, каждый россиянин. Именно благодаря ей и отчаянному героизму людей, которые с риском для жизни отправлялись по льду Ладоги, из Ленинграда вывозили людей, снабжали город продовольствием и топливом. Но лед имеет обыкновение таять по весне и ледяной дороги уже не будет.
Город останется без горючего? И тогда появилось это решение: нужен трубопровод на дне озера, стальной, чтобы перекачивать нефтепродукты. Под непрекращающимся огнем, в оттепель, в сложных погодных условиях лишь за 43 дня было проложено больше 20 км трубопровода на тринадцатиметровой глубине. Седьмая симфония Первыми в марте 1942 ее услышали жители Куйбышева. Именно здесь Шостакович закончил свою 7 Ленинградскую симфонию. Жители осажденного Ленинграда познакомились с ней немного позже, 9 августа. Это было Событие для города и его жителей.
Большой зал филармонии был переполнен. Все восемьдесят минут, от начала и до конца, симфонию транслировали по городскому радио и по всем полутора тысячам громкоговорителям, чтобы всякий мог услышать. Каждый житель Ленинграда слышал, немецкие войска, осаждавшие город, — тоже. Борьба с «зажигалками» Всем известно, как горожане боролись с зажигательными бомбами с напалмом, что тысячами сбрасывались на город. Практически в каждом художественном фильме, посвященном Ленинградской блокаде есть сцены, где женщины и подростки скидывали эти горящие факелы с крыш, чтобы их погасить в песке.
«Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде
Интересные факты о блокаде ленинграда для детей и взрослых кратко. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной. малоизвестный факт - городское ополчение оружейник Коровин вооружил пистолетами-пулеметами собственной конструкции. Факты из жизни блокадного Ленинграда.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ВОСПОМИНАНИЯ О СТРАШНЫХ ДНЯХ.
Эту веру укрепляли первые попытки деблокады Ленинграда, предпринятые в сентябре-октябре 1941 года, позднее — успех Красной Армии под Москвой, после которого ленинградцы ждали, что вслед за столицей гитлеровцы будут отброшены и от города на Неве. Фронт стабилизировался: кто победил? Фронт под Ленинградом стабилизировался 12 сентября. Немецкое наступление было остановлено, однако гитлеровское командование продолжало настаивать на том, чтобы кольцо блокады вокруг города сжималось теснее, и требовало от союзников-финнов выполнения условий плана "Барбаросса". Он предполагал, что финские части, обогнув Ладожское озеро с севера, встретятся с группой армий "Север" в районе реки Свирь и тем самым замкнут второе кольцо вокруг Ленинграда. Это было следствием предвоенных планов". Александр Верт Александр Верт, британский журналист, 1943 год Вопрос об объявлении Ленинграда открытым городом никогда не мог возникнуть, как это было, например, с Парижем в 1940 году.
Однако советский танк отличался очень хорошей маневренностью. Этим и воспользовался командир «шестидесятки» лейтенант Дмитрий Осатюк. Его «малютка» с бортовым номером «164» на подступах к Синявинским высотам поддерживала наступающую пехотную часть, когда из леса со стороны противника вдруг выползли несколько танков, явно намеревавшихся ударить во фланг красноармейцам. Вступить в орудийную дуэль с ними было равносильно самоубийству: слишком разные весовые категории, 20-мм снарядики Т-60 будут просто отскакивать от чужой брони. Отойти назад? Но тогда пехотинцы останутся вообще без помощи. Осатюк принял решение отвлечь внимание врага на себя. Еще во время подготовки перед прибытием на фронт лейтенант упорно тренировал на полигоне механика-водителя старшину Ивана Макаренкова экипаж Т-60 состоял всего из двух человек. Лейтенант хотел добиться, чтобы танк буквально «танцевал», совершая неожиданные резкие повороты, ускорения, замедления. Эти навыки, теперь могли помочь. Увидев столь легкую добычу немецкие танкисты «клюнули» на приманку. Они не сомневались, что для уничтожения такой «коробочки» хватит одного удачного выстрела. Юркий Т-60 повернул и изобразил отступление. Т-III пополз за ним, прекратив прежнюю атаку на пехоту. Немцы выстрелили один раз, второй, третий… Русская «мелюзга» крутилась перед ними, дразнила, ловко уворачиваясь от попаданий. Осатюк даже умудрялся огрызаться, посылая снаряды в район смотровых щелей неприятельской машины. Увлекшись охотой на «шестидесятку» гитлеровцы практически перестали контролировать окружающую обстановку. В какой-то момент их танк развернулся бортом к соседней роще, где скрывалась наша артиллерийская батарея. Два снаряда ее орудий попали в моторное отделение, внутри «трешки» грохнул сильный взрыв... Таким же образом экипаж «сто шестьдесят четвертого», устроив «танцы» перед вторым T-III, заманил и его под огонь наших артиллеристов. Снаряд угодил «немцу» под башню, а вслед за тем у него «полетела» трансмиссия. В результате неприятельский экипаж вынужден был покинуть свою «крепость на гусеницах». Итоговый счет в столь удивительном противостоянии 2:0 в пользу Т-60, который вообще не получил повреждений.
Голод, который мы переносим, значительно страшнее», «мы рады, если нас убьют... Надоело мучиться от голода. Жизнь стала хуже каторги», эти слова приводятся в сводках НКВД как примеры «упаднических настроений», распространенных среди населения, особенно среди домохозяек. С 20 ноября 1941 г. Тогда же резко ухудшилось отоваривание карточек другими продуктами - мукой, крупой, мясом, жирами. Голодные горожане должны были уже в 5 часов утра, а то и с ночи занимать очереди у магазинов, чтобы получить хоть какие-нибудь дополнительные продукты. Всего в ноябре умерли 11. В первую декаду декабря ежедневно регистрировали 954 смерти, в конце декабря этот показатель вырос в 2,5 раза и превысил 2. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих - на улицах ежедневно подбирали не менее 160 трупов. Всего за декабрь загсы Ленинграда зарегистрировали 53. Важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, останавливались заводы и фабрики, предприятия коммунального обслуживания бани, прачечные, парикмахерские , замерла жизнь во многих городских учреждениях. Люди, даже приходившие на работу, не могли выполнять свои обязанности не только из-за физической слабости, но из-за отсутствия тепла и света. Город вымерзал, а зима в 1941 г. Почти повсеместно из строя вышли канализация и водопровод. Питьевая вода стала большим дефицитом, а доставка ее в квартиры, учреждения - подвигом. Число жертв голода стремительно росло: в первую декаду января по неполным данным загсы зарегистрировали смерть 28. Ежедневно умирало свыше 3 тыс. В феврале население города продолжало вымирать, общее число жертв, чью смерть зарегистрировали органы загса, составило 108. А главное - снабжение стало регулярным, что привело к исчезновению очередей, карточки отоваривались своевременно и почти полностью, 16 февраля было даже выдано доброкачественное мясо - мороженая говядина и баранина. В феврале были полностью отоварены карточки по крупе, несколько меньше, чем положено, было выдано мясопродуктов.
Ее сделали по временному упрощенному проекту и назвали «Павелецкой» — по имени расположенного рядом вокзала. Мозаики при этом оказались не востребованы. Семь из них установили через некоторое время на сводах центрального зала соседней станции «Новокузнецкая». А вот куда девались другие семь, до сих пор не известно. У этой истории есть и чуть другая версия. Ведь перед войной Фролов получил не один, а два заказа от метрополитена на мозаики: кроме «донбасских» нужно было изготовить еще и «каменные картины» для «Автозавода... Якобы, самыми последними мастер изготовил именно их. В этом случае все происходившее выглядит еще более драматично. Художник, умирающий от голода, создавал в своей холодной мастерской панно, показывающее изобилие деликатесов: ведь один из эскизов, подготовленных для В. Фролова, назывался «Астраханские рыбаки», и на нем были изображены «труженики реки», гигантские осетры, попавшие в их сети, и огромные бочки с икрой! Справка «МК» В Москве сейчас помимо мозаик на «Новокузнецкой» хранится еще один крупногабаритный «сувенир» из блокадного Ленинграда. Пару лет назад музей электрического транспорта Санкт-Петербурга передал своим коллегам из музея «Московский транспорт» старый трамвай МС-4. Такие вагоны выпускались на Путиловском Кировском заводе в 1932-1933 гг. Трамвай-«блокадник» будет отреставрирован и поставлен на ход.