Новости врубель михаил александрович демон поверженный

Михаил Александрович Врубель. В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856−1910) занимает уникальное место.

Врубель Михаил

Демоны Михаила Врубеля (Ирина Минаева 2) / Проза.ру Картину «Поверженный демон» Михаил Врубель писал на последнем этапе своей творческой жизни.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника? «Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника.
Демоны и ангел: на выставке Врубеля разделенные полотна воссоединились | Статьи | Известия «Поверженный демон» Михаила Врубеля 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын.
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля Михаил Александрович говорил, что теперь уже Демон не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона».

Художник и его демоны . Михаил Врубель

В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке Мир искусства. Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов. Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.[1]. Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный.

Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля

Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель. На протяжении ряда лет художник, мучимый душевными расстройствами, пытался воплотить в искусстве преследовавший его образ поверженного, сломленного, но непокорного Духа. В 1901 году Врубель начал писать картину «Демон поверженный», на него часто накатывали приступы немотивированной агрессии, и он мог избить на улице незнакомого человека. Михаил Александрович Врубель — кем он был сам?

«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора

Михаил Александрович Врубель Демон поверженный (1902) Очерк.
Sorry, your request has been denied. Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро.
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля Посетительница возле картины Михаила Врубеля "Демон поверженный" (1902 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве.

Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице

Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке Мир искусства. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. 17 марта — день рождения Михаила Врубеля. Демон поверженный (1902) Очерк. 1. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын.

Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера

произведение русского художника Михаила Врубеля, созданное примерно в 1901-1902 годах.[1][2]. В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» (1890) и «Демон поверженный» (1902), о которых мы сегодня и поговорим в Смотрите видео онлайн «Михаил Врубель. Посетительница возле картины Михаила Врубеля "Демон поверженный" (1902 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске. Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов.

Михаил Врубель "Демон поверженный"

Маниакальное возбуждение достигло пика в феврале 1902 года, когда 46-летнего Врубеля поместили в психиатрическую клинику. Он был в ужасном состоянии: сексуально расторможен, называл себя то императором, то выдающимся музыкантом. И только весной 1903 года его выписали из клиники. А через полгода вновь госпитализировали.

Он сам попросил об этом. Причиной обострения стала смерть маленького сына от менингита. Врубель обвинял себя в смерти ребенка, его преследовали жуткие видения, как его в наказание пытают и казнят.

Находясь в клинике, Врубель рисовал только змееподобных демонов, что свойственно душевнобольным в периоды переживания ими страхов и галлюцинаций. Безумие гения Окончательное падение художника в бездну безумия очень четко прослеживается во всех трех картинах Врубеля: «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Особенно показательно последнее полотно — Демон Врубеля уже не парит над миром, он упал и разбился о скалы.

На лице — отчаяние и злоба. И словно в насмешку, именно тогда, когда художник уже уходил в мир своих страхов и галлюцинаций, к нему пришла настоящая слава. А Врубель стал нищим и безумным.

И только супруга Надежда Ивановна, поддерживала его. Летом 1904 года, получив ангажемент в Мариинском театре, она вместе с Врубелем переехала в Санкт-Петербург. Врубель, казалось выздоровевший, снова писал, но уже не демонов, а портреты и удивительные композиции.

Его картина «Жемчужина» завораживает мерцанием серебра и голубовато-лилового перламутра. Болезнь супруга и смерть сына отразились на здоровье Надежды Ивановны — у нее стал пропадать голос. Все чаще она была вынуждена помещать Врубеля в клинику на лечение, а после лечения и выписки Врубель вдохновенно брался за кисть и писал новый шедевр.

В один из таких периодов ремиссии был создан «Шестикрылый серафим» поражающий своим величием и техникой письма. Одним из последних шедевров Врубеля стал «Портрет поэта В. Брюсова», написанный по заказу издателя журнала «Золотое руно» Рябушинского.

Брюсов позировал Врубелю прямо в больничной палате и был в восторге от портрета.

К симптомам прибавилась и бессонница. Все признаки говорили о нейросифилисе — бактериальном заболевании, поражающем головной и спинной мозг. В период с 1898 по 1902 год художник создает «Сказочный цикл» картин, последний перед тем, как болезнь возьмет верх и внесет свои зловещие изменения в его творчество. Искусствоведы говорят о том, что картины Врубеля до «Демона летящего» можно отнести к светлым и здоровым работам, хотя и подмечают, что в палитре цветов, выбранных для них, уже отражаются изменения физического и душевного состояния автора. Врубель в своей картине «Портрет сына» 1902 года отразил всю тревогу, которую испытывал. После появления на свет ребенка вся ответственность за семью легла на плечи Врубеля. Он рисует еще усерднее, не выходит из мастерской по пятнадцать часов. Каждый день, работая над картиной, он добавляет лицу Демона все боле страшные и мучительные черты.

Психическое состояние Михаила Александровича становится все хуже. Работу он дописывает уже на выставке, до самого дня ее открытия. В этот день художника помещают в психбольницу Первого Московского университета в состоянии перевозбуждения, которое вызвала недавняя выставка. Жене и сестре было запрещено посещать его. Лечащий врач Бехтерев, проведя тесты, диагностировал у Врубеля прогрессивный паралич — заболевание, возникающее на фоне осложнения сифилиса. Одним из предписаний был отдых на природе, Михаила Александровича просили не браться за кисть хотя бы пару недель. Он и его семья послушались совета и отправились на отдых в Рязань, но по дороге у художника снова начались приступы бреда и галлюцинаций. Как только Врубель вернулся в Москву, он сразу же был отправлен в больницу Ф. Савей-Могилевича с манией величия.

После того как врачи сделали все возможное для облегчения его состояния и художника выписали, он несколько месяцев совершенно не мог работать, плакал и убеждал всех в своей никчемности. Автопортрет художника, 1904 год Новым ударом для творца стала смерть сына Саввы в 1903 году. Потеря снова привела художника в больницу.

Третьяковская галерея 460 подписчиков Подписаться Сидит, летит, повержен. Это все о «Демонах» Михаила Врубеля.

После незамедлительного получения фотографий горных вершин Эльбруса и Казбека, в ту ночь за фигурой Демона выросли жемчужные вершины, «овеянные вечным холодом смерти». В то время Врубель ещё был вполне здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. Несмотря на в основном отрицательные отзывы критики того времени, его популярность среди ценителей живописи росла. Осенью 1901 года его супруга Н. Забела писала сестре: На днях обедали делегаты Венского Сецессиона , очень милые венские художники, они в восторге от Миши и всё хотят забрать на выставку; к сожалению, с «Демоном» он не поспеет на эту выставку.

Вообще у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет. Мамонтов вышел из тюрьмы и тоже требует от Миши эскизов В 1901 году в семье Врубелей родился первенец — сын Савва. Ребёнок родился с челюстно-лицевым дефектом — заячьей губой. Сестра художника считала, что этот дефект расстроил Врубеля. В разгаре работы над «Демоном» Врубель написал большой акварельный портрет шестимесячного сына. Выставка «Мир искусства»[ править править код ] В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением « Мир искусства » в Санкт-Петербурге. Полотно произвело настоящую сенсацию. Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало публики, переписывал, стирал и накладывал краски, менял позу фигуры и фон, но больше всего он сделал изменений в лице «Демона». Александр Бенуа , наблюдавший за попытками Врубеля изменить законченную картину, писал: Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах.

Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым Bладимир фон Мекк , один из организаторов выставки «Мир искусства», вместе со своим дядей Николаем Карловичем приобрели многие эскизы Врубеля, в том числе один из вариантов «Демона», когда в 1902 году совет директоров Третьяковской галереи решил его не приобретать картину. Только позднее, в 1908 году, «Демон» был приобретён Третьяковской галереей, где и находится по сей день, являясь одной из значимых картин собрания.

Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?

Демоны Врубеля Картину «Поверженный демон» Михаил Врубель писал на последнем этапе своей творческой жизни.
Михаил Врубель "Демон поверженный" В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности».

Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное...

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь. Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность. Демон второй. Все это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу. Михаил Александрович Врубель. Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

Но, честно говоря, когда смотришь на его картины с языческими богами, богатырями, духами, святыми, материалистическое объяснение кажется недостаточным… Особенно оно не убеждает в отношении великих врубелевских Демонов. Главным событием выставки в Новой Третьяковке ее кураторы назвали "встречу" трех полотен М. Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так. Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы.

Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца. Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию". Так поясняет буклет. Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части. Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял. Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира. Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…". Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича.

Но то были не рядовые иллюстрации, визуализирующие героев и сюжет. Нет, Врубель вышел далеко за рамки прикладного сопровождения текста. Есть мнение, что он в своих рисунках воплощал особенности поэтики Лермонтова — и "закадровый" смысл поэмы. Для него он явно сводился к возможности существования свободного духа в человеческом мире. Эта идея не отпускала художника на протяжении более чем десяти лет. Сидящий мыслитель превратился в летящего в тучах завоевателя крылья которого словно бы распахиваются на весь небосвод, загораживая Землю от солнца и от Бога , а тот бесславно канул со звездной высоты на земную твердь. Но между этими тремя вехами был создан едва ли не сонм графических рисунков — не только набросков к гигантским станковым полотнам и их предварительных вариантов, но и сюжетов, раскрывающих те или иные особенности Демона и его взаимоотношений с людьми. Думаю, не будет слишком дерзким предположить, что в образ Демона Врубель всегда вкладывал себя — даже несмотря на отсутствие портретного сходства поздние Демоны, летящий и поверженный, скорее, опять же напоминают Надежду Забелу. Одиночество "художника в толпе" было ему знакомо… Портрет Саввы Мамонтова и маски ливийских львов.

Хотя социальное бытие Михаила Александровича выглядело вполне благополучным. Он не голодал, не нищенствовал, не сталкивался с непониманием своего творчества — напротив, был в фаворе, в моде и получал выгодные заказы. Счастливейшим событием для Врубеля стала встреча с Саввой Мамонтовым. С момента знакомства в 1889 году и до самого банкротства Мамонтова, вызванного обвинениями в финансовых злоупотреблениях, то есть те же десять лет, художник находился под покровительством могущественного и понимающего в искусстве мецената, инициатора многих крупных культурных начинаний. Это Мамонтов ввел Врубеля в свою семью в благодарность художник нарисовал портреты самого промышленника и всех его домочадцев , в круг состоятельных заказчиков, в среду меценатов, готовых поддерживать его замыслы, и, что особенно важно, в свое театральное предприятие. Именно там Врубель встретил свою будущую супругу. А еще — получил массу выгодных предложений, например, об украшении богатых особняков и служебных помещений. Распространено мнение, что работа на заказ убивает талант. На примере Врубеля можно совершенно точно сказать, что подлинный талант не убьешь.

Врубель работал над дизайнами интерьеров в тандеме с блистательным архитектором Фёдором Шехтелем, центральной фигурой московского модерна. Для его зданий Врубель создал соответствующее им внутреннее убранство — благо, его дарования, как мы уже знаем, не исчерпывались живописью. Его стенные росписи, потолочные панно, стеклянные витражи в неоготическом стиле, изразцовые панно, декоративные блюда и фигурки по праву считаются вершиной декоративно-прикладного искусства эпохи модерна — и, как полагают специалисты, в основном ее и представляют. Никто из современников с Врубелем, грубо говоря, тягаться не мог. Его панно и панелями украшены особняк Дункеров, доходный дом Ф. Александрова, дом П. Солодовникова в Лебяжьем переулке, усадьба Алексея Викуловича Морозова и другого Морозова — прославленного Саввы Тимофеевича и его супруги Зинаиды между собой все Морозовы находились в родстве , и даже гостиница "Метрополь". Декоративно-прикладные работы Врубеля - потолочные плафоны и панно "Суд Париса".

В 1905 г. Врубель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств «за известность на художественном поприще». В начале 1906 года художник окончательно потерял зрение. Его последняя работа -оставшийся незавершенным портрет В. На похоронах Александр Блок произнес надгробную речь: «…перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, — я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим, и это заставляет нас произнести бедное, невыразительное слово: «гениальность». Ангелы и демоны, а поле битвы — сердце человека Демон сидящий. Реставратор Адриан Прахов пригласил его, подающего надежды студента Академии, поновить фрески XII века в Кирилловской церкви — прописать контуры, восполнить утраты. При этом отдельные фигуры и даже целые композиции художник создал сам по византийским образцам, стилизуя древнюю живопись. Одна из таких фигур — Ангел с лабарами. Дописал Врубель ангелов и в куполе Софии Киевской — на месте утраченных древних мозаик. Затем художник разработал целый ряд эскизов к композиции «Воскресение Христово» для самой ответственной стройки того времени — Владимирского собора в Киеве. На этих акварельных листах, отвергнутых комиссией как «несвоевременные», — восстание Христа из белых пелен созерцают Ангелы — безмолвные свидетели Чуда, свершающегося в мистической синеве Великой ночи. Эти образы так занимают Врубеля, что он создает отдельный этюд — «Ангел со свечой и кадилом», один из самых нежных и поэтичных. Слева — «Ангел со свечой и кадилом»,1887 г. Справа — «Богоматерь с Младенцем», 1885 г. Большое впечатление на него произвела и постановка одноименной оперы А. Постепенно кристаллизуется главная тема художника, прошедшая сквозь все его творчество: образ Ангела — вестника иных миров, и Демона — ангела отпавшего, искусившегося, утратившего блаженство. На исходе киевского периода интерес художника явно переходит к последнему. Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами. Это была первая картина в русской живописи не считая иконной , где художник обратился к образу, не принадлежащему эмпирической реальности, хотя и представленному в натуроподобном облике. Врубель хотел сделать зримым, явственным, осязаемым то, что было нематериально по своей природе — томление человеческой души. Именно так — «душа», -переводится слово «демон» с греческого, и так понимал свой образ сам автор, говоривший, что у нас его неверно путают с «рогатым», то есть дьяволом. Шестикрылый Серафим. Его Демон — отверженный и одинокий, олицетворение мятущегося духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, но не находящего ответа на свои вопрошания ни на земле, ни на небе. Он и пристал где-то между землей и небом: ландшафт, в котором изображен Демон, ирреален. Здесь вечный сумеречный или закатный свет: «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Вокруг поднимаются нездешние цветы, подобные твердым кристаллам. Сам Демон неподвижен — словно камень, его титаническая фигура скована бездействием. Он не смотрит на нас: как истинно романтический герой он погружен в свои думы. Удивительный эффект создаёт сама техника Врубеля — столь же новая, как и тема его полотна. Необычно крупные, разнонаправленные яркие цветные мазки, структурирующие изображение, не имеют ничего общего ни с академическим письмом, ни с передвижнической манерой, ни с импрессионизмом. Последний уже практикуют его друзья, Серов и Коровин.

Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал. Я никогда не видал более бескорыстного человека. Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем». Максимилиан Волошин поэт, переводчик : Максимилиан Волошин. Точно дух переступил запретную грань и уже не мог вернуться в темницу тела. Рядом с картинами Врубеля смеялись и негодовали каждый раз элегантно одетые господа и светские дамы. Неужели же невежество петербургской публики простирается до того, что она ничего не знает о безумии и слепоте Врубеля, о трагедии, достигшей русское искусство? Разве не подобает перед этими полотнами такое же молчание; как в той комнате, в которой умер Пушкин? У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова. Но и он не дошел до конца. Его сродство с Лермонтовым в том выражении глаз, которое он ищет в лице «Демона», и в горьких, запекшихся губах. Врубель — живописец одного взгляда. Это страшно чувствуется на большом, незаконченном эскизе «Демона» на выставке «Нового общества», где закончены лишь одни глаза. Незаконченный эскиз «Демона сидящего» Врубель, как и Лермонтов, действительно понимал горы. В России Врубель единственный живописец гор. Я старался вспомнить, кто в живописи понял и воплотил горы. Не холмистую местность в характере Богаевского или Мэнара, а горы — вечные кристаллы земли. Горам Врубеля — лермонтовский стих: «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял». Его горы везде, как «грань алмаза», как кристаллы драгоценных камней. Врубель всегда и во всем видел кристаллическое строение вещества: его ткани, его деревья, его лица, его фигуры —все подчинено каким-то скрытым геометрическим законам, образующим и строящим материю. Когда он пишет горы, он как бы снимает поверхностные не покровы, а обнажает сокровенную, сверкающую сущность земли». Врубель Теги.

Демоны Михаила Врубеля

В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь.

Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. Демон поверженный и демон сидящий. Демон летящий, 1899 г.

Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: «Это Вас я должен писать? Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений». Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель.

Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош. Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу». Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения. Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить». Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее.

На лице — отчаяние и злоба. И словно в насмешку, именно тогда, когда художник уже уходил в мир своих страхов и галлюцинаций, к нему пришла настоящая слава. А Врубель стал нищим и безумным. И только супруга Надежда Ивановна, поддерживала его. Летом 1904 года, получив ангажемент в Мариинском театре, она вместе с Врубелем переехала в Санкт-Петербург.

Врубель, казалось выздоровевший, снова писал, но уже не демонов, а портреты и удивительные композиции. Его картина «Жемчужина» завораживает мерцанием серебра и голубовато-лилового перламутра. Болезнь супруга и смерть сына отразились на здоровье Надежды Ивановны — у нее стал пропадать голос. Все чаще она была вынуждена помещать Врубеля в клинику на лечение, а после лечения и выписки Врубель вдохновенно брался за кисть и писал новый шедевр. В один из таких периодов ремиссии был создан «Шестикрылый серафим» поражающий своим величием и техникой письма.

Одним из последних шедевров Врубеля стал «Портрет поэта В. Брюсова», написанный по заказу издателя журнала «Золотое руно» Рябушинского. Брюсов позировал Врубелю прямо в больничной палате и был в восторге от портрета. В 1905 году Михаилу Врубелю присвоили звание академика Петербургской Академии художеств, только для Врубеля это уже не имело никакого значения. Он отрешился от этого бренного мира, погрузившись в свое безумие.

В последние годы жизни в редкие моменты просветления Врубель пытался заняться лепкой и закончить начатые картины. Но мешала наступающая слепота. А потом его поглотило безумие, и моментов просветления больше не было. Врубель медленно угасал, изнуряя себе голодом — во искупление своих грехов, стоя денно и нощно перед окном. Он говорил, что он так 10 лет простоит перед Богом, то прозреет.

Студеной зимой 1910 года Врубель сознательно простоял перед открытой форточкой несколько часов, и у него открылась пневмония. Он умер 1 апреля, накануне, придя в сознание, и последними его словами были: «Довольно! Поедем в Академию!

Современники также угадали в картине прославление демонизма сверхчеловека, близкое Ницше. Суждения о картине едва ли могут быть категоричными. Сохранившиеся эскизы говорят об отсутствии у Врубеля устоявшейся концепции образа. Иногда, например, художник уверял, что Демон уже не повержен, а летит. Художник продолжал переделывать картину даже на выставке, и, по словам очевидцев, лицо Демона становилось то прекрасным, то безобразным. Александр Бенуа утверждал, что Врубель усиливал в нем черты муки, отчаяния, "пыточной вывернутости".

Свойственное искусству Врубеля отталкивание от всего мелкого, серединного, пошлого здесь обретает крайне полемическую, заостренную и болезненную форму. Узкий, вытянутый в длину формат холста подчеркивает трагическую распластанность легкого голубоватого тела, которое кажется еще более эфемерным по контрасту с размахом огромных крыльев, охватывающих дальние склоны гор, меркнущие в сумеречном свете. Все в этом существе дышит вызовом, бунтом — и тусклое сверкание полных страдания и ненависти глаз, и жест заломленных рук, и хаос разметавшихся пестрых крыльев.

«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора

1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов. Демон поверженный.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий