они специфичны и требуют адаптации к конкретным условиям). При обобществлении сельскохозяйственного инвентаря оставляется в личном пользовании членов артели мелкий сельскохозяйственный инвентарь, потребный для работ на приусадебной земле. Лит. Примерный устав колхоза, в кн. Решения партии и правительства по сельскому хозяйству. Примерный устав сельскохозяйственной артели, принятый II всесоюзным съездом колхозников—ударников и утвержденный советом народных комиссаров союза сср и центральным комитетом вкп(б).
Разместите свой сайт в Timeweb
- Устав сельскохозяйственной артели | Биографии Героев и писателей СССР
- Приложения к документу:
- Описание документа
- Устав сельскохозяйственной артели
УСТАВ сельскохозяйственного потребительского кооператива
В тех случаях, когда все принятые артелью меры воспитания и наказания оказываются недействительными, в отношении неисправимых членов артели правление ставит перед общим собранием вопрос об их исключении из артели. Исключение производится в порядке, установленном пунктом 8 Устава сельскохозяйственной артели. Всякое расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции рассматривается артелью как измена общему делу колхоза и помощь врагам народа. Лица, виновные в таком преступном подрыве основ колхозного строя, предаются артелью в суд для наложения наказания по всей строгости законов рабоче-крестьянского государства. Управление делами артели 19. Делами артели управляет общее собрание членов артели, а в промежутке между собраниями - избранное общим собранием правление. Общее собрание является высшим органом управления артели. Общее собрание: а избирает председателя артели и правление артели, а также ревизионную комиссию артели, причем ревизионная комиссия утверждается районным исполнительным комитетом Советов; б производит прием новых членов и исключение из состава артели; в утверждает годовой производственный план, приходно-расходную смету, план строительства, нормы выработки и расценки работ в трудоднях; г утверждает договор с машинно-тракторной станцией; д утверждает годовой отчет правления, с обязательным заключением ревизионной комиссии, а также отчеты правления по важнейшим сельскохозяйственным кампаниям; е утверждает размеры различных фондов и количество продуктов и денег, подлежащих выдаче на трудодень; ж утверждает правила внутреннего распорядка артели. По всем вопросам, перечисленным в настоящем пункте Устава, решения правления артели без утверждения общего собрания являются недействительными. Решения общего собрания принимаются большинством голосов открытым голосованием.
Для заведывания делами артели общее собрание членов артели избирает сроком на 2 года правление в составе 5 - 9 человек, смотря по величине артели. Правление артели является исполнительным органом артели и отвечает перед общим собранием членов артели за работу артели и за выполнение ею обязательств перед государством. Для повседневного руководства работой артели и ее бригад, а также для повседневной проверки выполнения решений правления общее собрание артели избирает председателя артели, являющегося вместе с тем председателем правления. Председатель обязывается собирать правление не реже 2 раз в месяц для обсуждения текущих дел и принятия соответствующих решений. В помощь председателю правление избирает заместителя председателя из числа членов правления по представлению председателя. Заместитель председателя во всей своей работе подчиняется указаниям председателя. Бригадиры и заведующие животноводческими фермами назначаются правлением артели на срок не менее 2 лет. Для ведения счетоводства и учета имущества правление выделяет из числа артели или приглашает по найму счетовода. Счетовод ведет счетоводство и учет по установленным формам и целиком подчиняется правлению артели и ее председателю.
Никаких прав на самоличное распоряжение средствами артели, выдачу авансов, расходование натуральных фондов счетоводу не предоставляется. Эти права предоставляются только правлению и председателю артели. Все расходные денежные документы артели подписываются, кроме счетовода, председателем артели или его заместителем. Ревизионная комиссия проверяет всю хозяйственно-финансовую деятельность правления, проверяет, занесены ли все денежные и натуральные поступления в установленном порядке на приход артели, соблюдается ли предусмотренный Уставом порядок расходования средств, достаточно ли бережно хранится имущество артели, нет ли хищений и растрат имущества и денежных средств артели, как артель рассчитывается по обязательствам перед государством, как платит по своим долгам и как взыскивает долги с должников артели. Наряду с этим ревизионная комиссия тщательно проверяет все расчеты артели со своими членами, выявляет каждый случай обсчета, неправильного начисления трудодней, несвоевременного расчета по трудодням и другие случаи нарушения интересов артели и ее членов. Ревизионная комиссия производит ревизию 4 раза в год. По годовому отчету правления перед общим собранием ревизионная комиссия дает свое заключение, которое общее собрание заслушивает непосредственно вслед за отчетом правления. Акт ревизии утверждается общим собранием.
Появилось понятие единоличник.
Это была группа хозяйств невысокого достатка, которая не вошла в колхозы, но сохранила себя как производственная единица. Устав разрешал колхознику иметь небольшое личное подсобное хозяйство ЛПХ , однако не определял его размеры, не гарантировал от посягательств со стороны государства. В начале второй пятилетки распространилось мнение, что по мере завершения коллективизации ЛПХ колхозника теряет свое значение, его надо сокращать. На такой позиции стоял и Сталин Устав 1935 года: В феврале 1935 г. Устав определял порядок распределения доходов колхоза. Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням. Устав закреплял использование земель, как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников. Сохранение приусадебных участков было большой победой крестьян.
Оплата труда производилась на основе выработки трудодней и не была гарантирована. Среди крестьян это называлось работать за "палочки". Земли колхозов закреплялись за ними в бессрочное пользование, однако это право ограничивалось лишь правом пользования и владения. Крестьянство в основном существовало за счет приусадебных хозяйств. Раздел «О земле» отмечал, что земля - общенародная государственная собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду.
Порядок заключения соглашений уст. Примерный устав К. По социально-экономич. Устав п. При этом подчёркивается, что отчисления на увеличение осн. Размеры отчислений устанавливаются ежегодно самими колхозами с учётом потребности в средствах для обеспечения непрерывного роста обществ, произ ц. Потому при распределении доходов должно обеспечиваться правильное сочетание накопления и потребления, постоянный рост производств. Устав определяет порядок распределения валового и чистого дохода колхозов, но вместе с тем не регламентирует количеств, пропорций их распределения по соответств. Классики марксизма-ленинизма неоднократно отмечали, что способ распределения зависит от количества распределяемых благ. Такая зависимость особенно характерна для кооп. Практика развития колхозов показала, что количеств, регламентация распределения доходов ведёт к ограничению оперативно-хоз. Земля передавалась в бессрочное и бесплатное пользование колхозам и совхозам вводился принцип распределения по труду. Одновременно фиксировались размеры приусадебных участков, которые, собственно, и давали жить крестьянству. Ленин В. Зл его же, Очередные задачи Советской власти, Поли, собр. Троцкого и Бухарина, там же, т. Примерный Устав колхоза, М. Кооперативное движение. Востока и после Окт.
Фогель по этому поводу отмечал, что право членов колхозов на пенсию, осуществляющееся в рамках каждого колхоза за счет средств касс взаимопомощи, не носило безусловного, гарантированного характера. Как отмечалось в литературе, в СССР функционировала особая система социального страхования кооперированных кустарей и ремесленников, названная вначале взаимным, а позже - кооперативным страхованием. Социальное обеспечение колхозников было введено позднее Законом 1964 г.
Образец Устава СПК
Примерный устав сельско-хозяйственной артели. постановление ЦИК и СНК СССР: 1 марта 1930 г. Примерный устав сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива. (по предоставлению производственно-технических услуг). Со временем принятия Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 в колхозной деревне создана новая материально-техническая база, накоплен организационный опыт, возросла политическая сознательность колхозников, введен новый порядок планирования в. Исключение производится в порядке, установленном пунктом 8 Устава сельскохозяйственной артели. Примерный устав сельскохозяйственной артели: окончательный текст, утвержденный СНК и Президиумом ЦИК СССР со всеми относящимися к нему директивами и законодательными постановлениями и циркулярами по 7 февраля 1933 г. ПРИНЯТ II Всесоюзным съездом колхозников-ударников Утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 года ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Трудящиеся крестьяне села (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула).
Устав сельскохозяйственного кооператива
Колхоз образца 1969г. (1) | Примерный устав колхоза. В СССР нормативный акт, регламентирующий основные вопросы деятельности колхозов: их цели и задачи, порядок пользования землёй, правовой режим колхозного имущества, права и обязанности колхозников, распределение доходов. |
Образец. Устав производственного кооператива (артели) | 1. Примерный Устав сельскохозяйственной артели 1930 года за пять лет своего действия сыграл огромную роль в деле укрепления колхозов. |
Примерный устав сельскохозяйственной артели | ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ: Принят I Всесоюзным съездом колхозников-ударников Утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 года I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Трудящиеся крестьяне села (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) района. |
Образец Устава СПК | Участники имеют предусмотренные законом и уставом Артели обязательственные права по отношению к Артели. |
ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ (УТВ. СНК СССР, ЦК ВКП(Б) 17.02.1935)
Последние записи: ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Цитаты известные и малоизвестные 89 лет назад. Примерный устав сельскохозяйственной артели, СталГИЗ, 1935, стр.3: "Трудящиеся крестьяне села (станицы, деревни. Примерные уставы сельхозартелей, колхозов в СССРреально послужили основным «законом» жизни и деятельности колхозного крестьянства довольно продолжительное время, и это, действительно, была особая, советская эпоха. Новости. Форум. Связаться с нами.
52.Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. И 1935 г.
Примерный Устав с.-х. артели, принятый 2-м съездом колхозников-ударников, имел большое значение для упрочения колхозного строя. Примерным Уставом сельскохозяйственной артели предусматривается отчисление в неделимый фонд не менее 12, но не более 20 процентов денежных доходов колхозов. Примерный устав сельскохозяйственной артели был принят Вторым Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утв. Примерный устав сельскохозяйственной артели. 15. Сельскохозяйственные работы в артели осуществляются на основах сдельщины. Исключение производится в порядке, установленном пунктом 8 Устава сельскохозяйственной артели. Примерный Устав сельскохозяйственной артели сыграл большую роль в упрочении колхозного строя.
УСТАВ сельскохозяйственного потребительского кооператива
Социальное обеспечение колхозников было введено позднее Законом 1964 г. Этим Законом устанавливались пенсии колхозникам по старости и инвалидности, их семьям по случаю потери кормильца, пособия по беременности и родам за счет централизованного фонда социального обеспечения в масштабе всей страны. Для реализации этого Закона был создан специальный фонд - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников.
Все права защищены. Условия использования информации.
Категория: Образцы документов Опубликовано: 08 мая 2017 В данной коллекции размещены документы, связанные с созданием кооператива. Мы постарались предложить тексты уставов, максимально сверенные с законодательством. Но, по причинам, о которых сказано выше, никакой устав нельзя считать однозначно "правильным".
Уставы должны были быть приняты по всем колхозам Восточно-Сибирского края к 1 июля 1935 г. Те же документы определяли и сроки землеустроительных работ с целью закрепления земельных участков за колхозами и выдачи актов колхозам «на вечное пользование». Так, было зафиксировано, что по восточносибирским районам без БМАССР такие мероприятия необходимо произвести: в 1935 г. При недостатке специалистов по землеустроительным работам в крае была поставлена задача организовать краткосрочные курсы и подготовить землеустроительных техников, мерщиков. Согласно Уставу 1935 г. Сокращение площади земли не допускалось, наоборот, рекомендовалось увеличение площадей, что должно было происходить за счет свободных земель государственного фонда или за счет излишних земель, занимаемых единоличниками. В Восточной Сибири местными органами власти главный акцент при расширении земли делался на освоении свободных земель. При вступлении в колхоз обобществлялись основные средства сельскохозяйственного производства: весь рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь плуг, сеялка, борона, молотилка, косилка , семенные запасы, кормовые средства в размерах, необходимых для содержания обобществленного скота, хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства, и все предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства. Данное положение было зафиксировано и в предыдущем Уставе 1930 г. Также вступающие должны были внести денежный взнос в размере от 20 до 40 рублей на двор [18]. Новым уставом предусматривалось усиление мер ответственности за «бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу» и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава. Правление колхоза могло наложить за них взыскания переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до пяти трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от ра- боты либо исключить из колхоза, а в ряде случаев расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции предусматривалось судебное преследование. Причем последнее как мера наказания использовалось достаточно широко уже с момента формирования первых советских коллективных хозяйств, что не раз обращало на себя внимание центральных органов власти. С июля 1935 г. Устав 1935 г. Различные варианты организации деятельности в коллективных хозяйствах Советского Союза предыдущих лет показали, что ее осуществление в сельском хозяйстве имеет свою специфику. С точки зрения повышения ответственности работников колхоза, подконтрольности и ухода от «обезличивания» в работе наиболее эффективно показал себя бригадный способ организации труда. И если Устав 1930 г. Согласно последнему, работники разбивались по полеводческим на срок не менее полного севооборота или животноводческим не менее чем на трехлетний срок производственным бригадам. За каждой из них закреплялся необходимый инвентарь, скот, постройки. Наем труда в колхозе допускался только для «лиц, обладающих специальными знаниями и подготовкой», например, агрономы, инженеры, техники и т. Другое важное положение Устава 1935 г. Заработная плата работника сельского хозяйства всегда зависела и зависит от объема и качества произведенной сельскохозяйственной продукции и сопряжена со значительными рисками природно-климатического характера. Несовпадение рабочего периода со временем производства продукции приводит к тому, что результаты потраченного труда определяются значительно позже окончания трудового процесса. Эта особенность не может не сказаться на формировании фонда оплаты труда. Практика оплаты труда колхозника 1920-х - 1930-х гг. Поэтому труд колхозника привязали к нормам выработки и расценки каждой работы в трудоднях, которые разрабатывались правлением артели и утверждались общим собранием колхозников, а также зависели от квалификации работника, сложности, трудности и важности работы для артели, от состояния рабочего скота, машин, почвы. Данное положение Устава в дальнейшем корректировалось. Так, с 1938 г. И если в первой половине 1930-х гг. Сначала подсчитывалось количество трудодней, выработанных членами колхоза и трактористами на день распределения, потом - на основе производственного плана и данных учета его выполнения выявлялось, какие работы необходимо выполнить колхозу до конца года и сколько будет начислено трудодней за эту работу. Сформировался механизм поощрения и наказания. Данные итоги утверждались общим собранием. Такая практика создавала атмосферу соревновательности, стремления добиться больших результатов. В целом изменения на селе способствовали росту доходов колхозов. Так, например, в Усольском районе в 1937 г. Соответственно, увеличилась и стоимость трудодня: в колхозе «им. Чапаева» - с 2 руб. Конечно, такие результаты были не во всех коллективных хозяйствах, но факт их наличия заставлял другие колхозы стремиться к достижению более высоких показателей. Помимо трудоотдачи были и другие способы увеличения трудодней. Другим нововведением, появившимся в Уставе 1930 г. Подготовительные работы должны были заключаться в обмере приусадебных участков и неиспользованных приусадебных земель, находившихся в пользовании единоличников, и в составлении схематической карты по населенным пунктам, с нанесением на нее приусадебных земель. В случае нехватки земель для нарезки колхозным дворам приусадебных участков до низшего предела необходимое количество земли могло быть «прирезано» из прилегающих к усадьбам полевых или иных земель колхозов без ломки севооборота. В этих случаях колхоз был обязан дополнительно освоить в 1936 г. Остающаяся после наделения колхозников часть свободной приусадебной земли в селении должна была использоваться колхозами для общественных нужд строительство общественных зданий, посадка садов, посевов конопли и проч. По Уставу 1935 г. В Восточной Сибири были установлены следующие предельные нормы: а для западных районов Предбайкалье -0,25 га Слюдянский, Иркутский, Усольский, Черемховский и от 0,25 до 0,50 га Зиминский, Тулунский, Братский, Жигаловский, Заларин-ский, Казачинско-Ленский, Качугский, Кирен-ский, Кировский, Куйтунский, Тангуйский, Усть-Удинский, Шиткинский, Балаганский ; б для восточных районов Забайкалье -0,35 га пригородные колхозы Читинского и Усть-Карийского районов , от 0,35 до 0,50 га остальные колхозы Читинского района и все колхозы Петро-Забайкальского района , от 0,50 до 0,75 га в Балейском, Газ. Позднее, в июне, эти нормы были пересмотрены и немного увеличены. Так, было рекомендовано установить размер приусадебной земли в районах: Иркутском, Нижне-Илим-ском, Усть-Кутском, Киренском, Черемховском, Тайшетском, Усть-Карийском, Сретенском, Читинском в 25 километровой зоне , Красночи-койском, Шахтоминском, Балейском и Петрово-Забайкальском - от 0,6 до 1 га, в остальных районах - от 0,80 до 1 га. Документ предупреждал, что все фактические изменения должны быть произведены осенью 1935 г. Власти подошли к этому вопросу дифференцировано, учитывая природно-климатические условия развития животноводства и земледелия.
1930 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели
Раздел «О земле» отмечал, что земля - общенародная государственная собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Размеры приусадебного участка устанавливались наркомземами союзных республик. Раздел «О средствах производства» определял, что подлежит обобществлению при вступлении в колхоз, а что остается в личном пользовании колхозного двора включая скот. Раздел «О членстве»устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав - за исключением бывших кулаков, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Устав определял порядок распределения доходов колхоза, основанный на сочетании интересов государства, колхоза и колхозников. Раздел «Организация, оплата и дисциплина труда» устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов.
По найму могли привлекаться только лица, обладавшие специальными знаниями агрономы, инженеры и т. Оплата была сдельной - правление разрабатывало, а общее собрание утверждало нормы выработки по всем работам и расценки в трудоднях. Перечислялись взыскания, которые могли быть наложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины. Конституция СССР 1936 г. Эти нормы время от времени подкреплялись.
Так, 28 мая 1939 г. Оно обязывало произвести до 15 августа 1939 г. Постановление также установило, начиная с 1939 г. Начиная с урожая 1940 г.
Позднее, в июне, эти нормы были пересмотрены и немного увеличены. Так, было рекомендовано установить размер приусадебной земли в районах: Иркутском, Нижне-Илим-ском, Усть-Кутском, Киренском, Черемховском, Тайшетском, Усть-Карийском, Сретенском, Читинском в 25 километровой зоне , Красночи-койском, Шахтоминском, Балейском и Петрово-Забайкальском - от 0,6 до 1 га, в остальных районах - от 0,80 до 1 га. Документ предупреждал, что все фактические изменения должны быть произведены осенью 1935 г.
Власти подошли к этому вопросу дифференцировано, учитывая природно-климатические условия развития животноводства и земледелия. Всего было выделено четыре группы районов: 1-я группа - зерновые, хлопковые, свекловичные, льняные, конопляные, картофельные, овощные, чайные и табачные районы; 2-я группа - земледельческие районы с развитым животноводством; 3-я группа - районы кочевого и полукочевого животноводства, где земледелие имеет небольшое значение; 4-я группа - районы кочевого животноводства, где земледелие «почти не имеет никакого значения». Колхозники второй группы районов могли иметь в личном пользовании 2-3 коровы, молодняк, от 2-х до 3-х свиноматок с приплодом, от 20 до 25 овец и коз, неограниченное количество птицы и кроликов и до 20 ульев. Колхозники третьей группы районов могли иметь в личном пользовании от 4 до 5 коров, молодняк, от 30 до 40 овец и коз, от 2-х до 3-х свиноматок с приплодом, неограниченное количество птицы и кроликов, до 20 ульев, а также по одной лошади или по одной кумысной кобылице Бодайбин-ский и Катангский районы, Тофаларский национальный совет, Витимо-Олекминский округ. Четвертая группа - от 8 до 10 коров, молодняк, 100-150 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы, до 10 лошадей и от 5 до 8 верблюдов большинство аймаков БМАССР. Для ряда дворов отдельных колхозов Витимо-Олек-минского округа, Катангского и Бодайбинского районов, Тофаларского национального совета и части аймаков БМАССР разрешалось иметь в личном пользовании до 150 важенок, молодняк оленей в неограниченном количестве и до 50 взрослых оленей. Приусадебные участки сыграли определенную роль в экономике страны, так как колхозники обязаны были выполнять нормы сдачи сельскохозяйственных продуктов, уплачивать сельхозналог.
В то же время, наличие приусадебного участка стало «подушкой безопасности» как для самого крестьянина, так и для государства, т. Другой важный момент, вытекающий из положений Устава 1935 г. Несмотря на то, что еще в 1933 г. Документы по отдельным районам Восточно-Сибирского края свидетельствуют об их существенном количестве. В акте о передаче Кировскому району восьми сельсоветов Усольского в начале 1935 г. Хотя, необходимо отметить, что Устав 1935 г. В частности, как исключение, разрешалось вступление в него «детей лишенцев, которые в течение ряда лет занимались общественно полезным трудом и добросовестно работали» и «бывших кулаков и членов их семейств, которые, будучи высланы за противо-советские и противоколхозные выступления, и в местах новых поселений в течение трех лет своей честной работой и поддержкой мероприятий Советской власти показали, что они исправились» [18].
Ставя задачу тотальной коллективизации деревни и создавая для этого условия, в том числе через Устав 1935 г. А последним предлагалось, по тому же Уставу 1935 г. Размер приусадебной земли единоличных хозяйств не должен был превышать размера земли колхозника в соответствующем районе. Таким образом, документ имел целью подтолкнуть единоличников к вступлению в колхозы. Аналогичные льготы распространялись и на колхозников, которые вырастили в своем хозяйстве корову или нетеля и сдали государству по закупочной цене ГАИО. Другие документы также свидетельствуют о более лояльной политике государства в отношении колхозника в сравнении с единоличником. В частности, это проявлялось, например, в нормах сдачи государству картофеля: у колхозников они составили в Восточно-Сибирском крае в 1935 г.
То же касается и нормы помола на мельницах в 1935 г. Хотя, нужно отметить, такие «перевесы» были не во всем. Так, например, Заларинский райисполком в 1939 г. Таким образом, Устав сельскохозяйственной артели 1935 г. Колхоз как социальный институт приобрел черты «гибкой» системы, позволяющей людям получать образование, профессию, иметь социальные гарантии, возможность занимать руководящие должности, низкий, но относительно стабильный доход. При этом меры, используемые государством для расширения сети колхозов, являлись практически безальтернативными для единоличника и подталкивали его к вступлению в коллективное хозяйство. Вербицкая О.
Социальные последствия советской мобилизационной экономики 1930-х гг. Вылцан М. Завершающий этап создания колхозного строя. Гущин Н. Сибирская деревня на пути к социализму Социально-экономическое развитие сибирской деревни в годы социалистической реконструкции народного хозяйства. Новосибирск: Наука, 1973. Данилов В.
Есиков С. Залесский М. Налоговая политика Советского государства в деревне. Зеленин И. Зерновые совхозы СССР 1933-1941 гг. Сталинская «революция сверху» после «великого перелома». Политика, осуществление, результаты.
Ильиных В. Личное хозяйство колхозников в 1930-е - конце 1950-х гг. Конец 1920-х - 1950-х гг. Краев М. Победа колхозного строя в СССР. Лаптев И.
Обсуждение и принятие Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. Мельникова Т. Историография аграрной политики СССР 30-х гг. Мотревич В. Организация труда в колхозах на Урале в 1930-е гг. Никифоров С. Примерный устав сельхозартели 1935 г. Научно-практический, истори-ко-краеведческий журнал. Сельское хозяйство СССР. Ежегодник 1935 г. Степичев И. Победа ленинского кооперативного плана в Восточно-Сибирской деревне. Иркутск: Вост. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы: в 5 т. Данилова, Р. Маннинг, Л. Трапезников С. Борьба партии большевиков за коллективизацию сельского хозяйства в годы первой сталинской пятилетки. Verbitskaya, O. Vyltsan, M. Zavershayushchiy etap sozdaniya kolkhoznogo stroya [Final stage of establishing the collective-farm system]. Moskva: Nauka. Gushchin, N. Novosibirsk: Nauka. Danilov, V. In: Ocherki Istorii kollektivizatsii selskogo khozyaystva v soyuznykh respublikakh. Esikov, S. Zalesskiy, M. Nalogovaya politika Sovetskogo gosudarstva v derevne [Tax policy of the Soviet state in the village]. Zelenin, I. Zernovye sovkhozy SSSR 1933-1941 gg. Stalinskaya «revolyutsiya sverkhu» posle «velikogo pereloma». Policy, implementation, results]. Lichnoe hozyaistvo kolkhoznikov v 1930-e - kontse 1950-kh gg. Konets 1920-kh - 1950-kh gg. Kraev, M. Laptev, I. Sovetskoe krestyanstvo [The Soviet peasantry]. Moskva: Gosudarstvennoye izdatelstvo selskokhozyaistvennoy literatury. Makartsev, A. Istoriografiya agrarnoi politiki SSSR 30-kh gg. Motrevich, V. Organizatsiya truda v kolkhozakh na Urale v 1930-e gg. Nikiforov, S. Ezhegodnik 1935 g. Yearbook of 1935]. Stepichev, I. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoye knizhnoye izdatelstvo. Tragediya sovetskoi derevni.
Обычно участники съездов избирались на районных слетах колхозников-ударников, которые считались проведенными при 35-ти процентной явке. Однако, судя по информационным сводкам, поступавшим с мест, нередки были и срывы слетов. Так, согласно отчету председателя Иконниковского района, «слет не состоялся 14. Последствием этого было назначение делегатов на краевой съезд районными руководителями. Причиной отсутствия на районных слетах кворума был низкий интерес колхозников к явке. На проведение кустовых слетов районные власти не выделяли средств, в то время как для краевых съездов смета предусматривала раздачу делегатам бесплатных продуктовых пайков и обеспечение беднейших одеждой и обувью. Определением нормы представительства для отдельных районов и колхозов края занималась особая комиссия крайкома ВКП б по созыву съезда, состоящая из работников краевого исполнительного комитета, финансового управления, агитационно-массового отдела и др. Число делегатов выводилось из спущенных сверху норм процентного соотношения на съезде партийных и беспартийных делегатов, мужчин и женщин. На первый съезд намечалось прибытие 800 человек, для второго и третьего съездов была рассчитана более оптимальная цифра - 600 человек. Общее число делегатов распределялось по отдельным районам в зависимости от числа проживающих там крестьян. Обычно делегаты прибывали в Новосибирск соответственно разнарядке. На редкие просьбы районов о ее увеличении следовал, как правило, категорический отказ краевого руководства. Проведение пропагандисткой работы в различных социально-профессиональных и возрастных слоях советской деревни приводило к необходимости подготовки кадров агитаторов из их представителей. Состав делегатского корпуса определялся очередными задачами, поставленными перед краевым руководством. Так, в начале 1930-х гг. Это привело к организации ударничества среди представителей женских профессий: доярок, свинарок, поварих и др. Самым значительным на съездах было представительство рядовых колхозников. Второе место занимали бригадиры полеводческих и огороднических бригад. Далее шли председатели колхозов и работники правления. Именно эти молодые люди, воспитанные советской властью, составляли социальную основу сталинской политики. При подготовке съездов большое внимание уделялось изданию приветствий, плакатов, организации демонстраций, митингов и развлекательных мероприятий: посещение делегатами кино, театров, музеев. На празднично украшенном флагами и лозунгами вокзале в Новосибирске делегатов встречал плакат «Привет передовикам-ударникам социалистических полей». Общежитие и гостиница, где проживали делегаты, украшались портретами вождей, приветственными лозунгами и плакатами с выдержками из речей членов ЦК ВКП б. Над входом красовалась надпись «Привет колхозникам-ударникам краевого съезда! Плакатами, лозунгами, приветствующими съезд, оформлялись предприятия, учреждения края. Особенно красочно был оформлен Новосибирский театр «Красный факел», где проходили заседания: световой аншлаг над зданием «Колхозникам-ударникам привет! Полотнища, флаги, прожектора, конструктивные панно должны были привлечь внимание горожан и убедить их в величии советского государства, в нерушимой дружбе города и деревни. Сцена зала заседаний украшалась портретом Сталина, бюстами Ленина, Маркса. В фойе театра работали киоски, торгующие книгами, организованы были выставки промышленных и сельскохозяйственных достижений. Распространялись практические пособия с докладами лидеров государства об уставе сельскохозяйственной артели. В них обосновывалась необходимость его принятия, и содержались указания об организации общих собраний. Для пропаганды налоговой политики государства в здании театра организовывались стенды-выставки финансовой документации и действовало консультационное бюро по финансовым вопросам займу, сельскохозяйственному налогу, самообложению и т. Делегаты бесплатно обеспечивались памятками по данным проблемам. Пропаганда финансовой политики государства была направлена на то, чтобы с помощью делегатов - агитационного инструмента - извлечь из безденежной колхозной деревни как можно больше наличных денег. К подготовке съездов колхозников-ударников была привлечена и местная пресса. В краевой газете «Советская Сибирь» и других газетах печатались отчеты районных слетов колхозников-ударников. Перед началом краевого съезда публиковались призывы к созидательному труду, к высокому уровню воспитательной работы, заполненные хвалебными словами о достижениях социалистического строя. Свои приветствия краевым съездам посылали и представители советской интеллигенции. Так, в 1935 г. Великая это радость строить прекрасную ладную жизнь на колхозной земле. Особенно радостно строить счастливую жизнь вам, колхозникам-сибирякам. На заседаниях съезда, кроме журналистов, присутствовали и художники. Публикация в прессе фотографий и картин, изображающих дружеские встречи краевых руководителей с членами ЦК ВКП б , показывали тесную связь и единение местной и центральной власти. Калинин и тов. Эйхе в президиуме Второго съезда колхозников-ударников ЗСК». В дни съезда краевой агитационный отдел организовывал встречи делегатов с воинами Сибирского военного округа в Доме культуры Армии, с новосибирскими физкультурниками в клубе «Динамо» и с рабочими на заводах. С этих встреч, как и с заседаний съезда, осуществлялась прямая радиотрансляция. Начиная с 1934 г. Эти встречи должны были привлекать внимание всех жителей ЗСК к съезду, вызывать восхищение достижениями советского государства. Этой же цели служили проводившиеся в день открытия съезда демонстрация в Новосибирске и летучие митинги на предприятиях края под лозунгами помощи деревне. После очередной встречи с рабочими завода делегат Кузнецов из Павловского района, выступая на съезде и отмечая роль нового Устава в повышении урожая, говорил: «Вчерашним днем, посетив заводы, мы видели, как рабочие работают и на какие уступки нам идут». Приезд делегатов на съезд намечался за день до открытия. На вокзале их встречали специально назначенные агитмассовым отделом крайкома ВКП б групповоды, которые обслуживали делегатов до закрытия съезда. В группу, как правило, входило 10-12 человек. В день приезда делегаты и их вещи проходили санобработку, проводившуюся с целью внедрения в быт колхозников санминимума. Возможно, это было вызвано опасениями краевого руководства по поводу распространения инфекционных заболеваний, причиной которых были голод и отсутствие средств гигиены. После санобработки делегатов распределяли по месту жительства. Как правило, мужчин расселяли в общежития, а женщин - в гостиницу. Свою работу съезд начинал в 10 часов утра. В повестку первого дня входили два вопроса: открытие съезда и доклад мандатной комиссии. По окончании первого заседания предполагался концерт, репертуар которого в обязательном порядке утверждался оргкомитетом. Грядинский, который посвятил свой доклад общей характеристике достижений социалистического строительства. Все акценты доклада смещались в сторону мобилизации передовых колхозников на проведение упорной воспитательной работы в колхозах с целью воздействия в ходе принятия Устава на местах на несознательные крестьянские массы. На первом заседании избирался рабочий президиум, куда входили руководящие работники края: первый секретарь Западно-Сибирского Крайкома ВКП б Р. Эйхе, Ф. Председателем съезда был избран Р. Формирование руководящих органов съезда сопровождалось аплодисментами и маршем, который исполнял городской оркестр. На первом заседании делегаты утверждали также регламент съезда: заседания проходили в первой половине дня с 10 до 14 часов и во второй - с 17 до 19 часов. Дальнейший ход съезда можно разбить на четыре этапа. Сначала проходили выступления руководящих работников края и районов. Затем шли приветственные выступления делегаций от учреждений и организаций: заводов, рудников, армии, колхозников другого края, комсомола и пионерии.
Образец. Устав производственного кооператива (артели)
Каждый колхозный двор в земледельческих районах с развитым животноводством может иметь в личном пользовании 2 - 3 коровы и, кроме того, молодняк, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, от 20 до 25 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы и кроликов и до 20 ульев. К этим районам относятся, например, земледельческие, не смежные с кочевыми, районы Казахстана, полесские районы Белоруссии, Черниговской и Киевской областей Украины, районы Барабинской степи и приалтайские районы Западно-Сибирского края, Ишимская и Тобольская группы районов Омской области, горная часть Башкирии, восточная часть Восточной Сибири, земледельческие районы Дальне-Восточного края, Вологодская и Холмогорская группы районов Северного края. Каждый колхозный двор в районах некочевого и полукочевого животноводства, где земледелие имеет небольшое значение, а животноводство играет решающую роль в хозяйстве, может иметь в личном пользовании от 4 до 5 коров и, кроме того, молодняк, от 30 до 40 овец и коз вместе, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, неограниченное количество птицы и кроликов, до 20 ульев, а также по одной лошади или по одной кумысной кобылице, или по 2 верблюда, или по 2 осла, или по 2 мула. Каждый колхозный двор в районах кочевого животноводства, где земледелие не имеет почти никакого значения, а животноводство является всеобъемлющей формой хозяйства, может иметь в личном пользовании от 8 до 10 коров и, кроме того, молодняк, 100 - 150 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы, до 10 лошадей, от 5 до 8 верблюдов.
К этим районам относятся, например, кочевые районы Казахстана, Нагайский район, кочевые районы Бурят-Монголии. Деятельность артели и ее правления 6. Артель обязуется вести свое коллективное хозяйство по плану, точно соблюдая установленные органами рабоче-крестьянского правительства планы сельскохозяйственного производства и обязательства артели перед государством.
Артель принимает к точному исполнению: планы сева, подъема паров, междурядной обработки, уборки, молотьбы и зяблевой пахоты, составляемые с учетом состояния и особенностей колхозов, а также государственный план развития животноводства. О членстве 7. Прием в члены артели производится общим собранием членов артели, которое утверждает внесенные правлением списки новых членов.
В члены артели могут вступать все трудящиеся, как женщины, так и мужчины, достигшие 16-летнего возраста. В артель не принимаются кулаки и все лица, лишенные избирательных прав. Изъятия из этого правила допускаются: а для тех детей лишенцев, которые в течение ряда лет занимаются общественно полезным трудом и добросовестно работают; б для тех бывших кулаков и членов их семейств, которые, будучи высланы за противосоветские и противоколхозные выступления, в местах новых поселений в течение 3 лет своей честной работой и поддержкой мероприятий Советской власти показали, что они исправились.
Крестьяне-единоличники, продавшие своих лошадей в течение последних 2 лет перед вступлением в артель и не имеющие семян, принимаются в артель при условии обязательства внести из своих доходов с рассрочкой до 6 лет стоимость лошади и семена натурой. В протоколе общего собрания членов артели обязательно указывается число колхозников, присутствовавших на собрании, и число голосовавших за исключение. В случае обжалования членом артели постановления о его исключении в районный исполнительный комитет Советов вопрос решается окончательно президиумом районного исполнительного комитета Советов в присутствии председателя правления артели и жалобщика.
Средства артели 9. Вступающие в артель должны внести денежный вступительный взнос в размере от 20 до 40 руб. Вступительные взносы зачисляются в неделимый фонд артели.
Из стоимости обобществленного имущества членов артели рабочего скота, инвентаря, хозяйственных построек и т. Остальная часть имущества зачисляется в паевой взнос члена артели. С членом артели, выбывающим из ее состава, правление производит расчет и возвращает ему паевой взнос деньгами, причем выбывшему из артели может быть предоставлен надел лишь за пределами земельной площади артели.
Расчет производится, как правило, по окончании хозяйственного года. Из получаемых артелью денежных доходов артель: а вносит государству установленные законом налоги и производит страховые платежи; б производит необходимые расходы на текущие производственные нужды, как-то: текущий ремонт сельскохозяйственных орудий, лечение скота, борьба с вредителями и т. Все доходные поступления обязательно записываются в приход артели не позднее дня их поступления.
Как на доходные поступления, так и на расходование средств правлением артели составляется годовая смета, которая вступает в силу лишь после утверждения общим собранием членов артели. Расходование средств правление может производить лишь по тем статьям, которые предусмотрены сметой, - самовольная передвижка средств из статьи в статью расходной сметы правлением не допускается и для передвижки средств из статьи в статью правление обязано испросить разрешение общего собрания.
Из тяжелых испытаний, связанных с насильственной коллективизацией и индустриализацией, попыток выполнения непосильных заданий первого пятилетнего плана и ужасающего голода 1932-1933 гг.
Существенно снизилась производительность труда и темпы экономического роста, усилилась социальная напряженность. Страна, в том числе и аграрный сектор, нуждались в передышке, чтобы предотвратить дальнейшее усиление социальной напряженности и возможный социальный взрыв. И политики, и ученые говорили о необходимости создания законодательной базы, которая, с одной стороны, удовлетворила бы государство, а с другой - признавалась бы населением страны.
Впервые за годы советской власти ставилась задача создания законов, не только выполняемых под постоянным давлением карательных органов, но и отчасти соответствующих реальному социальному порядку советского общества. Это соответствие в современной юридической литературе получило название нормативной легитимации. Советское руководство пыталось создать механизмы, направленные на участие рядовых граждан в управлении государством.
Основные направления данного процесса были выделены на основе обращений граждан в газеты, органы государственной власти с жалобами на несправедливые законы. Реакция населения страны позволила руководству увидеть коллизии, возникшие между отношениями, закреплявшимися в нормативной базе, и реальной жизнью. Решение поставленной задачи претворялось в жизнь советским правительством совмещением чисто правовых методов с различными социальными мероприятиями.
Первоочередной целью, стоящей перед руководителями государства, являлось урегулирование отношений с крестьянством. Апробация новых для советского народа методов управления проводилась на крестьянстве и по причине низкой грамотности данного слоя населения, что позволяло более легко управлять крестьянской массой. Началом этого процесса можно считать создание и принятие Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г.
В соответствии с замыслом большевистского руководства, принятие нормативного акта должно было произойти на Всесоюзном съезде колхозников-ударников, а его дальнейшее одобрение - на региональных. Делегаты по возвращению домой со съездов должны были организовать обсуждение и принятие на основе Примерного устава сельскохозяйственной артели уставов всех сельскохозяйственных артелей страны. Проведение съездов являлось одним из направлений политической практики Советского государства.
Съезды Советов различных уровней служили формой легализации большинства решений партийного руководства. Формирование делегатского корпуса съездов Советов проходило на основе непрямого косвенного избирательного права: делегаты избирались нижестоящими съездами Советов. Только сельские и городские советы избирались на основе прямого избирательного права.
Созыв общественных съездов, конференций и совещаний трудящихся служил задаче привлечения представителей народных масс к выработке важнейших государственных решений и проведению этих решений в жизнь. В конце 1920-х гг. В ходе их формирования использовался опыт избрания депутатов местных советов.
В нем указывалось на необходимость «практиковать периодический созыв при исполнительных комитетах и их отделах совещаний съездов - М. Советское правительство считало, что данный акт может стимулировать созыв отраслевых совещаний в центре и на местах. Легитимность форумов среди населения достигалась за счет обязательного формирования делегатского корпуса через прямые выборы на общих собраниях.
Коток отмечая большое значение и роль отраслевых съездов в общественной жизни государства и общества, выделил их в отдельный институт прямой демократии. Основанием этого являлась возможность советских граждан посредством съездов инициировать принятие какого-либо нормативного акта, принять участие в его обсуждении. По его мнению, наиболее ярко признаки совещаний съездов трудящихся как института непосредственной демократии проявились при организации и проведении Всесоюзного и региональных съездов колхозников-ударников, на которых был принят и получил одобрение Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935 г.
Хотя точка зрения В. Котока о выделении съездов в институт прямой демократии не признается современными учеными, однако ни одной, научно обоснованной фактами из советской юридической практики, публикации на эту тему нет. Современные исследователи отрицают прямой характер данной формы советской демократии, не рассматривая подробно процедуру созыва съездов, формирования делегатского корпуса.
В связи с этим необходимо рассмотреть процедуру подготовки и созыва крестьянских съездов, их место и роль в отечественной правовой системе, в развитии институтов непосредственной демократии. Мы сделаем это на материалах, раскрывающих процедуру принятия одного из наиболее важных актов, принятых съездом колхозников-ударников, - Примерного устава сельскохозяйственной артели. В 1960-е гг.
На первый план вышло стремление полнее и лучше учесть нужды и интересы колхозного крестьянства. Обосновывая необходимость пересмотра старого Примерного устава, секретарь ЦК партии А. Жданов отмечал, что «в Уставе отсутствуют нормы, устанавливающие обязанности колхозников по отношению к труду и колхозному имуществу, провозглашающие первоочередность выполнения обязательств перед государством».
В ноябре 1934 г. По мнению советского руководства, окончательное принятие данного акта на съезде Советов было недостаточным для его легитимности в глазах колхозников. Для принятия нового Примерного устава было предложено во время VII Всесоюзного съезда Советов созвать II Всесоюзный съезд колхозников-ударников, участники которого должны были подробно рассмотреть нормативный акт и, если возникнет необходимость, внести поправки.
Вылцан видит в данном указании «стремление руководства страны обеспечить участие в выработке нового устава сельскохозяйственной артели, прежде всего, практиков колхозного производства - рядовых колхозников». Вышесказанное позволяет утверждать, что устав, в соответствии с замыслом государственного руководства, должен был стать договором между рядовым крестьянством и государством. Правила колхозной жизни, закрепленные в нормах Примерного устава сельскохозяйственной артели, должны были признаваться и колхозниками, и сталинским руководством.
Местные партийные организации развернули подготовку к съезду еще до того, как в печати было официально объявлено решение о его созыве. Уже в январе 1935 г. Некоторыми партийными организациями были выработаны условия соревнования колхозников за право поехать на Всесоюзный съезд колхозников-ударников.
Несмотря на постановление Сельхозотдела ЦК ВКП б , в императивной форме закрепляющего избрание делегатского корпуса съезда на колхозных собраниях всех сельскохозяйственных артелей, в ряде регионов СССР делегаты избирались на местных слетах передовиков сельского хозяйства или только в одном колхозе края. Так, 31 января 1935 г. Подобная ситуация была и на слете ударников Левороссошанского района той же области, предоставившего право избрания делегатов колхозу им.
РКП б. В Западно-Сибирском крае делегаты Всесоюзного съезда чаще всего избирались на собраниях артели. Всесоюзный съезд колхозников-ударников собрался в феврале 1935 г.
В его работе приняли участие 1433 делегата, в том числе 290 участников являлись делегатами проходившего в тот период времени съезда Советов. Наиболее значительную группу составляли бригадиры и руководящие работники колхозов около 400 чел. Впервые на съезде присутствовали звеньевые около 30 человек и инспектора по качеству 28 чел.
По вопросу обсуждения проекта Устава с замечаниями и предложениями выступили 80 делегатов. В их речах проявлялись неподдельная активность, искренняя заинтересованность. Большое внимание колхозников привлекали нормы, касающиеся приусадебного хозяйства.
Для окончательного редактирования проекта съезд избрал большую комиссию из членов Политбюро ЦК ВКП б , секретарей обкомов партии, председателей колхозов в количестве 150 человек. Представительство различных уровней управления, по нашему мнению, являлось началом построения властной вертикали, функциональной обязанностью которой была организация принятия Устава на местах. Делегаты съезда внесли немало поправок и дополнений, направленных на закрепление в Уставе права колхозника на личное приусадебное хозяйство ЛПХ , четкое и справедливое определение его размеров.
В советской литературе господствовала точка зрения, что И. Сталин, вошедший в состав комиссии съезда по выработке Устава, пошел во многих вопросах на большие уступки делегатам. Так, М.
Вылцан, ссылаясь на доклад Я. Яковлева о работе II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, приводит следующие слова И. Сталина: «Вы нисколько не учитываете личных интересов колхозников, когда говорите, что не больше одной десятой гектара приусадебной земли дать колхознику.
Это неправильно». Но, такой вывод носит явно преувеличенный характер. Делая свои замечания, И.
Сталин явно пытался обозначить позицию сочувствия простым крестьянам и их стремлению к достойной жизни, дистанцируясь от тех партийных руководителей низшего звена и активистов, которые проявляли нетерпимость к крестьянским чаяниям и склонность к перегибам.
Остальная часть имущества зачисляется в паевой взнос члена артели. С членом артели, выбывающим из ее состава, правление производит расчет и возвращает ему паевой взнос деньгами, причем выбывшему из артели может быть предоставлен надел лишь за пределами земельной площади артели. Расчет производится как правило по окончании хозяйственного года. Из получаемых артелью денежных доходов артель: а вносит государству установленные законом налоги, производит страховые платежи и возврат денежных ссуд в первоочередном порядке; б производит необходимые расходы на текущие производственные нужды, как-то: текущий ремонт сельскохозяйственных орудий, лечение скота, борьба с вредителями и т. Отчисление на пополнение неделимых фондов производится в зерновых районах в размере не менее 12, но не более 15 процентов, в районах технических культур и животноводческих в.
Все доходные поступления обязательно записываются в приход артели не позднее дня их поступления. Как на доходные поступления, так и на расходование средств правлением артели составляется годовая смета, которая вступает в силу лишь после утверждения общим собранием членов артели. Расходование средств правление может производить лишь по тем статьям, которые предусмотрены сметой, — самовольная передвижка средств из статьи в статью расходной сметы правлением не допускается, и для передвижки средств из статьи в статью правление обязано испросить разрешение общего собрания. Из утвержденной общим собранием колхозников годовой расходной сметы на производственные нужды колхоза правление до окончательного выяснения видов на урожай может расходовать не более 70 процентов, предусмотренных сметой расходов. Остальные 30 процентов остаются в резерве и расходуются только после окончательного выяснения видов на урожай и после решения общего собрания колхозников. Свои свободные денежные средства артель хранит на своем текущем счету в банке или в сберкассе.
Списание с текущего счета производится только по приказу правления артели, который действителен при наличии подписи председателя и счетовода артели. Организация, оплата и дисциплина труда 13. Все работы в хозяйстве артели производятся личным трудом ее членов согласно правилам внутреннего распорядка, принятым общим собранием. Допускается привлечение на сельскохозяйственные работы по найму только лиц, обладающих специальными знаниями и подготовкой агрономы, инженеры, техники и тому подобное. Наем временных рабочих допускается лишь в исключительных случаях, когда срочные работы не могут быть выполнены в требуемый срок наличными силами членов артели при полной их нагрузке, а также для строительных работ. Из членов артели правление создает производственные бригады.
Полеводческие бригады выделяются на срок не менее полного севооборота. Полеводческой бригаде отводятся участки в полях севооборота на срок севооборота. За каждой полеводческой бригадой правление колхоза закрепляет по специальному акту весь необходимый ей инвентарь, рабочий скот и хозяйственные постройки. Животноводческие бригады выделяются на срок не менее 3 лет. За каждой животноводческой бригадой закрепляются правлением артели продуктивный скот, необходимые для обслуживания инвентарь и тягло и животноводческие постройки. Работа распределяется между членами артели непосредственно бригадиром, который обязан наилучшим образом использовать каждого колхозника своей бригады, не допуская при распределении работы никакого кумовства, семейственности и строго учитывая трудовую квалификацию, опыт и физическую силу каждого, а в отношении беременных и кормящих женщин — необходимость облегчить их работу, освобождая женщин от работ за месяц до родов и на месяц после родов с сохранением за ними содержания на эти 2 месяца в половинном размере средней выработки ими трудодней.
Сельскохозяйственные работы в артели осуществляются на основах сдельщины. Правлением артели разрабатываются и общим собранием колхозников утверждаются по всем сельскохозяйственным работам нормы выработки и расценки каждой работы в трудоднях. На каждую работу устанавливаются нормы выработки, доступные добросовестно работающему колхознику, с учетом состояния рабочего скота, машин и почвы. Каждая работа, например: вспахать гектар, посеять гектар, произвести окучку гектара хлопка, намолотить тонну зерна, накопать центнер свеклы, вытеребить гектар льна, замочить гектар льна, надоить литр молока и тому подобное — оценивается в трудоднях в зависимости от требующейся квалификации работника, сложности, трудности и важности работы для артели.
И не услышу, потому что реальность, в которой мы сейчас живём создана за океаном. И пока мы будем в ней жить, всё рациональное для нас будет нелепостью... Об истинных причинах отсутствия паспортов у колхозников, в статье: Если колхозник без паспорта «раб», то чипирование — это свобода! Парадоксы и ложь антисоветизма.
Нищие, забитые крестьяне покупали пушки, танки, самолёты для РККА - разве такого не было? А где деньги они брали? Грабили берлинские банки? Сергей Б. Дожили что нет работ специалистов ученых по по экономическим показателям в колхозах, совхозах и артелях в предвоенные и первые военные годы. Засекретились и мифы в печати с трибуны и кино гонят с утра и до вечера. Про реальные доходы труженников узнаем урывками.
Прочие СССР 1917-1992
Можно сказать, что именно артели стали прообразом колхозов, которые появились в СССР в конце двадцатых годов. Устав сельскохозяйственных артелей Артели не могли существовать без регламентирующего их деятельность документа. Первый из них увидел свет 19 мая 1919 года. Документ, утверждённый Наркомземом назывался «Примерный устав трудовой земледельческой артели». В документе оговаривались все аспекты деятельности первых сельскохозяйственных артелей. Например, что в состав сельхозартели могут войти все граждане молодого советского государства, достигшие восемнадцатилетия, без различия пола, религий, национальностей и профессий, но при этом в документе был пункт, который закрывал дорогу в артели тем, кто был лишен избирательного права в Советы, а это были, в первую очередь, кулаки. При артелях создавался общий фонд сельхозинвентаря, которым могли пользоваться все его члены, но орудия производства могли оставаться и в личном пользовании крестьян.
При этом существовали и членские взносы. Причем эти взносы могли вноситься, как деньгами, так и техникой. Новые редакции устава сельскохозяйственных артелей Уже на следующий год власти приняли новый Устав сельскохозяйственных артелей. Этот документ фактически поставил знак равенства между артелью и коммуной. С объявлением НЭПа документ, регламентирующий деятельность сельхозартелей вновь изменили. Он стал более свободным.
За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава правление налагает на виновных взыскания согласно правилам внутреннего распорядка, например: переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до пяти трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы. В тех случаях, когда все принятые артелью меры воспитания и наказания оказываются недействительными, в отношении неисправимых членов артели правление ставит перед общим собранием вопрос об их исключении из артели. Исключение производится в порядке, установленном п. Всякое расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции рассматривается артелью как измена общему делу колхоза и помощь врагам народа. Лица, виновные в таком преступном подрыве основ колхозного строя, предаются артелью в суд для наложения наказания по всей строгости законов рабоче-крестьянского государства. Управление делами артели 19. Делами артели управляет общее собрание членов артели, а в промежутке между собраниями - избранное общим собранием правление. Общее собрание является высшим органом управления артели.
Общее собрание: а избирает председателя артели и правление артели, а также ревизионную комиссию артели, причем ревизионная комиссия утверждается районным исполнительным комитетом Советов; б производит прием новых членов и исключением из состава артели; в утверждает годовой производственный план, приходно-расходную смету, план строительства, нормы выработки и расценки работ в трудоднях; г утверждает договор с машинно-тракторной станцией; д утверждает годовой отчет правления, с обязательным заключением ревизионной комиссии, а также отчеты правления по важнейшим сельскохозяйственным кампаниям; е утверждает размеры различных фондов и количество продуктов и денег, подлежащих выдаче на трудодень; ж утверждает правила внутреннего распорядка артели. По всем вопросам, перечисленным в настоящем пункте устава, решения правления артели без утверждения общего собрания являются недействительными. Решения общего собрания принимаются большинством голосов открытым голосованием. Для заведования делами артели общее собрание членов артели избирает сроком на два года правление в составе 5 - 9 человек, смотря по величине артели. Правление артели является исполнительным органом артели и отвечает перед общим собранием членов артели за работу артели и за выполнение ею обязательств перед государством. Для повседневного руководства работой артели и ее бригад, а также для повседневной проверки выполнения решений правления общее собрание артели избирает председателя артели, являющегося вместе с тем председателем правления. Председатель обязывается собирать правление не реже двух раз в месяц для обсуждения текущих дел и принятия соответствующих решений. В помощь председателю правление избирает заместителя председателя из числа членов правления по представлению председателя.
Заместитель председателя во всей своей работе подчиняется указаниям председателя. Бригадиры и заведующие животноводческими фермами назначаются правлением артели на срок не менее двух лет. Для ведения счетоводства и учета имущества правление выделяет из числа артели или приглашает по найму счетовода. Счетовод ведет счетоводство и учет по установленным формам и целиком подчиняется правлению артели и ее председателю. Никаких прав на самоличное распоряжение средствами артели, выдачу авансов, расходование натуральных фондов счетоводу не предоставляется. Эти права предоставляются только правлению и председателю артели. Все расходные денежные документы артели подписываются кроме счетовода председателем артели или его заместителем. Ревизионная комиссия проверяют всю хозяйственно-финансовую деятельность правления, проверяет, занесены ли все денежные и натуральные поступления в установленном порядке на приход артели, соблюдается ли предусмотренный уставом порядок расходования средств, достаточно ли бережно хранится имущество артели, нет ли хищений и растрат имущества и денежных средств артели, как артель рассчитывается по обязательствам перед государством, как платит по своим долгам и как взыскивает долги с должников артели.
Наряду с этим ревизионная комиссия тщательно проверяет все расчеты артели со своими членами, выявляет каждый случай обсчета, неправильного начисления трудодней, несвоевременного расчета по трудодням и другие случаи нарушения интересов артели и ее членов. Ревизионная комиссия производит ревизию четыре раза в год. По годовому отчету правления перед общим собранием ревизионная комиссия дает свое заключение, которое общее собрание заслушивает непосредственно вслед за отчетом правления. Акт ревизии утверждается общим собранием.
Но в отношении крестьян "средние" цифры еще более обманчивы, чем в отношении рабочих. В Кремле докладывалось, например, что рыбаки-колхозники заработали в 1935 г.
С другой стороны, существуют колхозы, где на каждый двор пришлось около 30. Источник: Л. Троцкий «Преданная революция» А в заключение хочу сказать, что в любой стране мира есть успешные фермеры, есть фермеры, которые еле сводят концы с концами, есть фермеры, которые доведены до отчаяния. В некоторых районах страны фермеры врывались в города и просто брали то, что им было нужно, с продуктовых полок. Недовольство росло так сильно, что фермеры собрались из Дакоты, Миннесоты, Айовы и Небраски и пообещали защищать дома, фермы, скот и технику друг друга от конфискации. Это владельцы ферм.
А что тогда говорить об их работниках! Но я не слышу воплей об ужасном американском режиме, который довёл их до такого состояния. И не услышу, потому что реальность, в которой мы сейчас живём создана за океаном.
За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава правление налагает на виновных взыскания согласно правилам внутреннего распорядка, например: переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до 5 трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы. В тех случаях, когда все принятые артелью меры воспитания и наказания оказываются недействительными, в отношении неисправимых членов артели правление ставит перед общим собранием вопрос об их исключении из артели. Исключение производится в порядке, установленном пунктом 8 Устава сельскохозяйственной артели. Всякое расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции рассматривается артелью как измена общему делу колхоза и помощь врагам народа. Лица, виновные в таком преступном подрыве основ колхозного строя, предаются артелью в суд для наложения наказания по всей строгости законов рабоче-крестьянского государства. Управление делами артели 19. Делами артели управляет общее собрание членов артели, а в промежутке между собраниями - избранное общим собранием правление. Общее собрание является высшим органом управления артели. Общее собрание: а избирает председателя артели и правление артели, а также ревизионную комиссию артели, причем ревизионная комиссия утверждается районным исполнительным комитетом Советов; б производит прием новых членов и исключение из состава артели; в утверждает годовой производственный план, приходно-расходную смету, план строительства, нормы выработки и расценки работ в трудоднях; г утверждает договор с машинно-тракторной станцией; д утверждает годовой отчет правления, с обязательным заключением ревизионной комиссии, а также отчеты правления по важнейшим сельскохозяйственным кампаниям; е утверждает размеры различных фондов и количество продуктов и денег, подлежащих выдаче на трудодень; ж утверждает правила внутреннего распорядка артели. По всем вопросам, перечисленным в настоящем пункте Устава, решения правления артели без утверждения общего собрания являются недействительными. Решения общего собрания принимаются большинством голосов открытым голосованием. Для заведывания делами артели общее собрание членов артели избирает сроком на 2 года правление в составе 5 - 9 человек, смотря по величине артели. Правление артели является исполнительным органом артели и отвечает перед общим собранием членов артели за работу артели и за выполнение ею обязательств перед государством. Для повседневного руководства работой артели и ее бригад, а также для повседневной проверки выполнения решений правления общее собрание артели избирает председателя артели, являющегося вместе с тем председателем правления. Председатель обязывается собирать правление не реже 2 раз в месяц для обсуждения текущих дел и принятия соответствующих решений. В помощь председателю правление избирает заместителя председателя из числа членов правления по представлению председателя. Заместитель председателя во всей своей работе подчиняется указаниям председателя. Бригадиры и заведующие животноводческими фермами назначаются правлением артели на срок не менее 2 лет. Для ведения счетоводства и учета имущества правление выделяет из числа артели или приглашает по найму счетовода. Счетовод ведет счетоводство и учет по установленным формам и целиком подчиняется правлению артели и ее председателю. Никаких прав на самоличное распоряжение средствами артели, выдачу авансов, расходование натуральных фондов счетоводу не предоставляется. Эти права предоставляются только правлению и председателю артели. Все расходные денежные документы артели подписываются, кроме счетовода, председателем артели или его заместителем. Ревизионная комиссия проверяет всю хозяйственно-финансовую деятельность правления, проверяет, занесены ли все денежные и натуральные поступления в установленном порядке на приход артели, соблюдается ли предусмотренный Уставом порядок расходования средств, достаточно ли бережно хранится имущество артели, нет ли хищений и растрат имущества и денежных средств артели, как артель рассчитывается по обязательствам перед государством, как платит по своим долгам и как взыскивает долги с должников артели. Наряду с этим ревизионная комиссия тщательно проверяет все расчеты артели со своими членами, выявляет каждый случай обсчета, неправильного начисления трудодней, несвоевременного расчета по трудодням и другие случаи нарушения интересов артели и ее членов. Ревизионная комиссия производит ревизию 4 раза в год. По годовому отчету правления перед общим собранием ревизионная комиссия дает свое заключение, которое общее собрание заслушивает непосредственно вслед за отчетом правления.
Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 года
Если взять «Примерный устав сельскохозяйственной артели» (утвержден СНК СССР, ЦК ВКП(б) 17.02.1935), то слова «акционирование» там просто нет. УСТАВ Сельскохозяйственный производственный кооператив «Окинский». При обобществлении сельскохозяйственного инвентаря оставляется в личном пользовании членов артели мелкий сельскохозяйственный инвентарь, потребный для работ на приусадебной земле. 1935 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели исходил из незыблемости национализации земли. Утверждение нового Устава сельскохозяйственной артели на II Всесоюзном съезде колхозников в 1935 г., ставшего основным законом советской деревни.