Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». Фраза, которую Гагарин сказал вместо положенного по уставу «Экипаж, взлетаю», вошла в историю и стала одним из символов полета.
Первый в космосе, первый в вечности. 12 фактов о полете Гагарина
Специально для этого они ездили в Дом радио за девять дней до старта, еще не зная, кого из них выбрали для миссии. Кроме того, сотрудники ТАСС заблаговременно написали три разных варианта сообщения о первом полете человека в космос. Какое из них попадет в эфир, зависело от исхода событий. Первый текст планировали опубликовать в случае гибели космонавта. Второй — если в процессе возникнет непредвиденная ситуация и потребуется экстренное приземление. Третий сообщал об успехе Советского Союза. В итоге именно его и распространили по всему миру через 55 минут с момента запуска. Проблемы с герметичностью Первый космический полет могли перенести. Юрий Гагарин уже лежал в кабине «Востока», когда выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся не до конца — не сработал один из контактов.
Это было опасно: от его исправности зависел запуск таймера катапультирования при возвращении на Землю. До старта оставались считанные минуты, а отменять полет было крайне нежелательно. До Сергея Королева дошли слухи, что американцы пошлют на орбиту своего космонавта уже через неделю. И он решил оперативно проверить контакт. Инженеры со скоростью современных механиков «Формулы-1» сняли больше трех десятков гаек, подняли крышку, поправили нужный контакт и снова заперли люк. Юрий Гагарин знал: что-то пошло не так. Но вопросов задавать не стал. Все это время он насвистывал песню: «Родина слышит, Родина знает».
Полет в режиме автопилота До первого полета в космос было неясно, как организм человека отреагирует на экстремальные нагрузки: выдержит ли психика и сможет ли он остаться работоспособным в условиях невесомости. Чтобы минимизировать риск, полет решили проводить в полностью автоматическом режиме.
Это его дневник, который остается под замком — он находится в распоряжении дочерей Юрия Алексеевича, и его они никому не демонстрируют.
Вот эти два фактора — гибель и личностная эволюция, которую Гагарин совершил примерно к 1965 году, но о которой мы не знаем в силу того, что незнаком нам его дневник, это и есть ответ на ваш вопрос, является ли Гагарин загадочной фигурой. Что вы имеете в виду? Потому что, во-первых, хотя его и берегли в СССР, Гагарин все равно умудрился вернуться в летчицко-космическую программу, в частности в лунную.
Он был дублером Комарова в том трагическом полете на новом «Союзе». Так что если бы Комаров не смог полететь, Гагарин стопроцентно разбился бы. Во-вторых, Гагарин не прекращал попыток вернуться непосредственно к деятельности летчика.
Он был заместителем руководителя Центра подготовки космонавтов, но для сохранения собственного авторитета и для какого-то внутреннего спокойствия считал правильным, если он останется действующим летчиком. И он настаивал на возвращении в летчики. В итоге в 1967 году он вновь стал летать, а 27 марта 1968 года должен был совершить первый самостоятельный вылет.
На самом деле, ведь Гагарин не был опытным летчиком, таким как Владимир Серегин, сопровождавший его в последнем полете. Просто его совершенно не устраивал статус «паркетного» космонавта. А еще он был практикующим, опытным дипломатом, который с 1961 года участвовал в разного рода представительских проектах.
Создавались какие-то банки, что-то типа Торгово-промышленной палаты. Отсюда контакты с участием Гагарина, к примеру, с Францией, которая в 60-е была настроена антиамерикански. Деятельность такая была сложной, но Гагарин ею занимался.
Помимо этого, он был и депутатом Верховного Совета — да, в те годы такая деятельность была декоративной, но это была тоже его практика во власти и, возможно, его подготовка к будущей активной политической деятельности. Думаю, если бы Гагарин дожил до слома эпох, до середины 80-х, он без вариантов мог бы занять серьезное политическое место. Конечно, это чисто мое мнение, но будем объективны — в конце 80-х в СССР возникла вакансия харизматичного политика, который, с одной стороны, имел бы большую электоральную поддержку, а с другой стороны, был бы достаточно компетентен.
Думаю, Гагарин оказался бы в те годы вне конкуренции даже среди известных нам по тем временам фигур — при его разного рода опыте, к тому времени его бы точно вынесло бы на политическую стезю. Откуда все это взялось? Когда он в юношеские годы оказался литейщиком, он сделал так, чтобы его направили в Саратовский индустриальный техникум для продолжения образования.
И всегда, когда он достигал потолка, не наслаждался достигнутым статусом, а придумывал что-то еще. И это говорило о том, что если бы не эта трагическая гибель в 1968 году, мы бы не воспринимали Гагарина только как космонавта — он стал бы для нас кем-то еще. Даже энергичный, творческий и деятельный его коллега Леонов.
Смотрите — когда мы видим на экране, что Гагарин выступает в передачах рядом с Титовым, с другими коллегами, не в обиду будет им сказано, но именно его речь воспринимается как призыв к эмоциональной мобилизации тех, к кому он обращается. И это, повторюсь, не только природное обаяние, конечно, и оно тоже, но здесь мы видим и осознанно выстроенные вещи. Думаю, если бы Гагарин дожил до слома эпох, до середины 80-х, он без вариантов мог бы занять серьезное политическое место «Гагарин второй половины 60-х был уже очень неудобным для ситуации транзита власти» — В последние годы в СМИ часто звучала версия того же Алексея Леонова о том, что причиной трагедии 27 марта 1968 года был некий самолет, летевший выше самолета Гагарина и Серегина.
Вследствие аварии ракеты-носителя корабль на орбиту не вышел, собаки погибли. Белка и Стрелка Фото: www. На его борту находились собаки Белка и Стрелка, а также мыши и насекомые, и растения. Полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Спускаемый аппарат этого корабля успешно вернулся на Землю. По данным открытых источников, вскоре после приземления у Стрелки родились шесть здоровых щенков. Пчелка и Мушка Еще один подготовительный полет, в этот раз в космос полетели собаки Пчелка и Мушка. Корабль выполнил миссию в пространстве над землей, но приземлился не там, где надо.
Поскольку техника была секретной и не должна была попасть в руки потенциальных врагов, было принято решение включить подрывное устройство. Корабль взорвали вместе с собаками. Жемчужина и Жулька 22 декабря 1960 года Жулька вместе с коллегой Жемчужиной отправились на орбиту. Тогда корабль сел в Эвенкии, служба спасения добиралась до него несколько дней, но собак-космонавтов удалось спасти. Иван Иванович с Чернушкой В этот день в космос отправился корабль с манекеном космонавта Иваном Ивановичем и собакой Чернушкой. Полет прошел благополучно. Иван Иванович со Звездочкой Фото: www. На борту «Востока» в космос тогда полетела собака звездочка.
Самостоятельный вылет планировался на декабрь, но был запрещен генералом Каманиным. Командование считало, что Гагарин должен сосредоточиться на подготовке дипломного проекта в академии. Лишь после успешной защиты диплома Юрий Алексеевич был снова допущен к полетам. В марте 1968 года Гагарин налетал с инструкторами 8 часов это больше среднего ежемесячного налета летчика-истребителя и в конце месяца рассчитывал вылететь самостоятельно. Начальство дало «добро». Утром 27 марта 1968 года должны были состояться два полета с проверяющим, а потом осуществиться давняя мечта космонавта — самостоятельный вылет на истребителе МиГ-17. Роковой полет Итак, в 10 часов 18 минут утра с взлетной полосы подмосковного аэродрома «Чкаловский» ушел в небо маленький самолет — учебный истребитель МиГ-15 УТИ, в кабине которого находились Юрий Алексеевич Гагарин и командир авиаполка, прикрепленного к Центру подготовки космонавтов, летчик-испытатель, полковник Владимир Сергеевич Серегин. Он должен был проверить технику пилотирования Гагарина и принять решение о допуске его к самостоятельному полету. Это был пилотаж в зоне с выполнением виражей, витков малой спирали, пикирований, боевых разворотов, бочек, полета на эволютивной скорости, то есть на минимальной скорости горизонтального полета. На выполнение задания отводилось 20 минут.
Но уже в 10 часов 30 минут, всего через 4 минуты после начала выполнения упражнения, Гагарин выходит на связь, сообщает о выполнении задания и просит разрешения взять курс на аэродром. Получив согласие руководителя полетов, Гагарин сообщает: понял, выполняю. Это были последние слова первого космонавта, услышанные другими людьми. На экране локатора истребитель наблюдали до 10 часов 43 минут, а в 10 часов 50 минут, когда на самолете по расчетам оставался лишь аварийный запас горючего, на аэродроме подняли тревогу. Еще через двадцать минут в воздух поднялись поисковые самолеты и вертолеты. И только в 14 часов 50 минут один из вертолетов обнаружил место падения МиГа в 65 километрах от аэродрома. Последний полет Юрия Гагарина продолжался не более 20 минут…. Обстоятельства полета Прежде чем перейти к рассмотрению версий катастрофы, отметим некоторые важные обстоятельства последнего полета Гагарина: 1. Его прародитель — истребитель МиГ-15 — считался одним из лучших в мире, а вот учебная машина на его базе получилась не слишком удачной. Вторая кабина была размещена на месте фюзеляжного топливного бака, что заметно сократило продолжительность полета.
Изменение характеристик привело к тому, что управление учебной машиной стало несколько более сложным, чем боевой. Однако, другого учебного реактивного самолета не было, и советские ВВС массово использовали МиГ-15 УТИ до середины 60-х годов, когда ему на смену пришел чехословацкий L-29 «Дельфин», ставший одним из лучших учебных самолетов в мире. Любопытно, что у американцев ситуация сложилось прямо противоположная — их реактивный первенец F-80 «Шутинг стар» был весьма посредственным истребителем, а вот созданный на его базе учебный Т-33 оказался настолько удачным, что массово использовался американскими ВВС до 80-х годов ХХ века. Обе кабины оснащались катапультными креслами, но из-за особенностей конструкции в аварийной ситуации первым покидать самолет должен был сидящий в задней кабине инструктор, и лишь потом — сидящий в передней кабине ученик. Малую дальность полета учебного самолета увеличивали за счет использования подвесных топливных баков. Они были и на самолете Гагарина и Серегина, что заметно усложняло пилотирование. Но 27 марта 1968 года погода была значительно хуже. Северо-восток Московской области закрывала густая многослойная облачность. Согласно данным, которые сообщили экипажу, ее нижняя граница находилась на высоте 900 метров, в реальности же она была на полкилометра ниже. Заданная "спарке" рабочая высота в зоне - 4200 метров - оказалась между двумя слоями облаков - под нижней кромкой верхнего яруса и над верхней кромкой нижнего.
В таких условиях летчик лишен важнейших для сохранения пространственной ориентировки опорных элементов - естественного горизонта, Солнца и наземных ориентиров. Для летчиков, не имеющих постоянной практики пилотирования, полеты в таких условиях ограничены или вообще запрещены. Командир 70-го особого авиаполка полковник В. Серегин начал летать в годы Великой Отечественной войны. Совершил более 200 боевых вылетов на самолете Ил-2, за которые был удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны Владимир Серегин проходит подготовку как летчик-испытатель. В 1953 году оканчивает академию им. Проводит ряд сложных и ответственных испытаний. В мае 1958 года ему была присвоена квалификация летчика-испытателя 2-го класса, в 1967 году - 1-го класса, с 1964 года он военный летчик 1-го класса, причем эту квалификацию подтверждал дважды - в 1966 и 1967 годах. Имел почти пятилетний опыт инструкторской работы, общий налет - более 4 тысяч часов.
Одним словом, на инструкторском месте сидел настоящий ас. Сам Юрий Гагарин только восстанавливал свою летную квалификацию после большого перерыва в полетах. Однако, нельзя забывать, что он был профессиональным летчиком-истребителем, и программу по восстановлению летных навыков практически закончил — полет 27 марта был контрольным перед самостоятельным вылетом. Оба пилота регулярно проходили положенные медосмотры и не имели медицинских противопоказаний к полетам. Как удалось установить в ходе расследования, в момент катастрофы самолет был полностью управляем, летчики находились в рабочих позах. В их крови не обнаружено следов алкоголя или наркотиков. Медики также отметили низкий уровень адреналина. Это важный факт, на котором стоит остановиться подробнее. Адреналин — гормон, вырабатываемый человеческим организмом в стрессовой ситуации. Он оказывает стимулирующее действие на центральную нервную систему, мышцы, обостряет реакцию, в целом — усиливает возможности человека в критических ситуациях.
Низкий уровень адреналина в крови пилотов говорит о том, что вплоть до последнего момента ситуация не воспринималась ими как критическая. Катастрофа была скоротечной, пилоты даже не успели испугаться.
Первый в космосе, первый в вечности. 12 фактов о полете Гагарина
Это стало завершающей проверкой корабля перед первым полетом человека в космос. До полета человека в космос Сергей Королев принял решение отправить в пространство две успешные миссии с биологическими объектами. Так что после двух удачных полетов настала пора лететь в космос Человеку. Решено 8 апреля 1961 года заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток» под руководством Руднева утвердило первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное С. Изображение с сайта Роскосмоса Великий день, ознаменовавший собой начало эры пилотируемой космонавтики. Наш соотечественник Юрий Гагарин на корабле-спутнике «Восток» облетел Землю и благополучно вернулся. И это всего лишь спустя 3,5 года, после того, как наша страна запустила первый искусственный спутник Земли. Этот полет стал выдающимся событием для всего человечества. Автор съемки не установлен. Фото с сайта Роскосмоса Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур, расположенного в Кызыл-Ординской области Казахстана.
Полет Гагарина длился 108 минут, после он приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Сейчас пилотируемые полеты продолжаются, но все началось именно с полета Юрия Гагариеа, сказал Сергей Язев. Сегодня, 8 апреля, последний ныне живущий космонавт из первого отряда космонавтов СССР, уроженец Иркутска Борис Валентинович Волынов записал обращение к иркутянам. Его показали в рамках круглого стола, организованного ИГУ и посвященного первому полету Человека в Космос. В своем обращении участник великих событий 1961 года рассказал о том, каково это было. И сообщил, что очень хочет приехать в Иркутск.
Как удалось установить в ходе расследования, в момент катастрофы самолет был полностью управляем, летчики находились в рабочих позах. В их крови не обнаружено следов алкоголя или наркотиков. Медики также отметили низкий уровень адреналина. Это важный факт, на котором стоит остановиться подробнее.
Адреналин — гормон, вырабатываемый человеческим организмом в стрессовой ситуации. Он оказывает стимулирующее действие на центральную нервную систему, мышцы, обостряет реакцию, в целом — усиливает возможности человека в критических ситуациях. Низкий уровень адреналина в крови пилотов говорит о том, что вплоть до последнего момента ситуация не воспринималась ими как критическая. Катастрофа была скоротечной, пилоты даже не успели испугаться. Версии Официальная Напомним, что официальное заключение комиссии о расследовании так и не было опубликовано. Официальной обычно считается версия, которую сформулировали профессор С. Белоцерковский и космонавт А. Леонов, суть которой сводится к следующему — в короткий срок после завершения выполнения задания перед самолетом Гагарина и Серегина возникло некое препятствие — метеорологический шар-зонд, другой самолет, птица и т. Уклоняясь от столкновения, пилоты совершили резкий маневр, который привел к сваливанию МиГа в штопор. Летчикам удалось справиться с ситуацией и перевести машину в пикирование, но для выхода в горизонтальный полет не хватило буквально 200 — 300 метров высоты.
Возможно, к сваливанию в штопор привело попадание МиГа в вихревой след другого самолета. У этой версии есть ряд существенных недостатков. Во-первых, нет никаких доказательств существования того самого "внезапно появившегося объекта", который заставил Гагарина и Серегина выполнить "резкий маневр уклонения", приведший к срыву МиГа в штопор. Во-вторых, непонятно, почему, попав в опасную ситуацию, пилоты не сообщили об этом на землю. Ведь времени на это у них было достаточно? В-третьих, против официальной версии говорит и низкий уровень адреналина в крови у летчиков. Внезапная опасность, резкий маневр и штопор - это стрессовые ситуации, которые неминуемо должны были вызвать реакцию организма. Потеря сознания Молчание экипажа и низкий уровень адреналина в крови позволили некоторым исследователям выдвинуть версию о потере сознания обоими пилотами злосчастного МиГа. Первым ее выдвинул начальник центра подготовки космонавтов генерал Кузнецов. Он предположил, что у полковника Серегина непосредственно в полете случился сердечный приступ, после которого он, расстегнул привязные ремни, навалился на управление и заблокировал его.
По другой версии, выдвинутой одним из пилотов, присутствовавших в то утро на аэродроме, сознание потерял Гагарин - сказались последствия травмы головы, полученной в 1961 году. Однако, маловероятно, чтобы недуги настигли обоих пилотов одновременно. Если же сознание потерял только один из них, то непонятно, что помешало второму пилоту привести самолет на аэродром или хотя бы сообщить о проблемах? Один из участников расследования катастрофы инженер Игорь Кузнецов выдвинул версию, которая позволяла объяснить одновременную потерю сознания экипажем. Он обратил внимание на положение крана вентиляции кабины пилотов. По его мнению, в силу оплошности технического персонала, кабина МиГа не была загерметизирована. На высоте 4000 метров пилоты почувствовали недостаток кислорода и предприняли быстрое снижение, в ходе которого внезапный скачок давления в кабине привел к потере сознания и катастрофе. Однако, другие специалисты подвергли эту версию сомнению. Высота 4000 метров не является критической с точки зрения кислородного голодания. Тем более, что находились на ней пилоты относительно недолго.
Надо также учитывать, что и Гагарин как космонавт и Серегин как летчик-испытатель были тренированы для работы в разреженной атмосфере. Если бы досрочное завершение полета было бы связано с разгерметизацией кабины, то Гагарин должен был упомянуть об этом в своем докладе на землю, но он этого не сделал. К тому же недостаток кислорода — гипоксия — действует на организмы по-разному. Гагарин и Серегин были людьми разного возраста, комплекции и веса, поэтому одновременно потерять сознание от недостатка кислорода они опять же не могли. Воздушное хулиганство Одной из наиболее популярных версий не только в массовом сознании, но и среди профессионального сообщества является предположение о том, что, досрочно завершив упражнение, Гагарин и Серегин не взяли курс на аэродром, а занялись выполнением фигур высшего пилотажа в стороне от предписанной зоны и выходя за рамки имеющегося задания. Такой рискованный пилотаж на малой высоте и привел самолет к катастрофе. По мнению сторонников этой версии, официальная комиссия сразу же установила эту причину, но, не желая бросить тень на Гагарина и Серегина, предпочла «замять дело», подвергнув сомнению часть полученной информации и сочинив полную нестыковок официальную версию. Наиболее подробно версия о воздушном хулиганстве Гагарина рассматривается в книге участника расследования катастрофы полковника Эдуарда Шершера. Сторонники этой версии указывают, что пилотам вообще, а истребителям в особенности свойственно стремление к нарушению летной дисциплины, в доказательство чего приводят многочисленные случаи воздушного хулиганства среди советских летчиков в 50-е — 60-е годы. Список действительно впечатляет и своим размером, и характером происшествий.
Чего стоит один пролет реактивного истребителя МиГ-17 под мостом через реку Обь в Новосибирске! Другим аргументом в пользу этой версии является запутанность вопроса о расположении пилотажных зон. Согласно официальной версии, катастрофа произошла в пределах пилотажной зоны 20, где и должен был находиться самолет. Однако, некоторые участники расследования, в частности генералы Каманин и Береговой, указывают, что место катастрофы находится приблизительно в 30 километрах к северу от пилотажной зоны. Зачем они это сделали? Главным аргументом против этой версии является отсутствие каких-либо доказательств несанкционированного пилотажа Гагарина и Серегина. Напротив, сослуживцы характеризуют обоих пилотов как ответственных и дисциплинированных. К тому же, с чисто психологической точки зрения, сложно увидеть мотивацию к воздушным вольностям.
Всё отлично проходит [29]. Гагарин: Землю не слышу. Нахожусь в тени [29]. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо. Заря-3: «Кедр», я «Заря-3». Слышим вас хорошо, приборы работают нормально. Самочувствие нормальное. Что можете мне сообщить по полёту? Что сообщить мне можете? Сильный шум. Указание от двадцатого не поступает, не поступает. Гагарин: Понял вас. От двадцатого указание не поступает. Сообщите ваши данные о полете. Привет блондину! Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Очень красивое, уже ушло через правый иллюминатор. Видно звёзды через «Взор», как проходят звёзды. Очень красивое зрелище. Продолжается полёт в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звёздочку, она так проходит слева направо. Ушла звёздочка, уходит, уходит… [29] [28]. Объект вращается. Очевидно, работает солнечный системный иллюминатор. Давление в системе ориентации 120 атмосфер. Давление в баллоне ТДУ 320 атмосфер. Полёт проходит успешно. Как поняли, приём. Все системы работают хорошо [28]. Преждевременное отключение ТДУ [29]. Сначала надели СК-1 скафандр Герману Титову, затем — Юрию Гагарину, чтобы первый космонавт меньше времени находился в скафандре вентиляционное устройство можно было подключить к источнику питания только в автобусе. Когда Гагарин был одет, работники космодрома попросили у него автографы.
Казус произошел и при посадке. Проблемы с тормозной двигательной установкой привели к тому, что аппарат начал кувыркаться, а когда вошел в плотные слои атмосферы, перегорели соединяющие кабели. Обшивка корабля загорелась, что позже породило легенду о якобы панике космонавта, сообщившего на Землю о том, что он горит. После катапультирования у Гагарина в скафандре не сразу открылся клапан, и он мог задохнуться. Мог он и упасть в реку, но, управляя стропами, откорректировал курс. Впрочем, зона приземления все равно изменилась: вместо места неподалеку от Сталинграда, Гагарин сел в Саратовской области. Кроме того, космонавту распорядились выделить по месту службы четырехкомнатную квартиру. Кстати, экипировка включала не только одежду для супругов Гагариных, но и «экипировку для детей» именно так значилось в документе. Дочерям Гагарина полагались платья, обувь, куклы и даже «детское приданое». Многие документы относительно данного события были обнародованы только спустя полвека. Это породило множество слухов относительно миссии. Предполагали, что Гагарин на самом деле был не первым человеком, побывавшим в космосе, летали и до него, однако эти полеты завершились гибелью космонавтов.
«Как Ленин был мотором революции, так и Королев был мотором освоения космоса»
- «Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос // Статьи НТВ
- Юрий Гагарин — первый космонавт, биография, фото
- Первый полет в космос. Хронология событий случившихся ровно 55 лет назад
- Что еще почитать
Новости и события Российского исторического общества
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. 12 апреля исполняется ровно 50 лет со дня первого полета в космос Юрия Гагарина. О том, что Гагарин находится на орбите, Валентине рассказала подруга, которая сама услышала новость по радио. Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». Подлинный текст доклада первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина после первого полета в космос на заседании Госкомиссии, а также ответы на вопросы членов комиссии были представлены в ЦК КПСС 19 апреля 1961 года К.А.
«Поехали!»
Его дублером был Герман Титов. Перед первым космонавтом была поставлена задача: «выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта». Первый полет 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с человеком на борту. После команды: «На старт!
Полет длился всего 108 минут, но и за это время возникли внештатные ситуации. Так, в конце полета неправильно сработала тормозная двигательная установка. В результате корабль начал хаотично кувыркаться. Это продолжалось целых 10 минут.
Гагарин не хотел пугать ЦУП, и доложил о выходе системы из строя только после приземления. Другая аварийная ситуация произошла после катапультирования. В герметическом скафандре Гагарина не сразу открылся клапан для подачи воздуха, так что Юрий Алексеевич чуть не задохнулся. Наконец, из-за происшедшего в космосе сбоя системы торможения Гагарин приземлился не в районе Сталинграда, а в Саратовской области, недалеко от города Энгельс.
Представьте нам доказательства». В ответ посыпались насмешки — объём публикаций на эту тему тут же превысил объём провокационной статьи в «Нью-Йорк миррор». Дескать, если кому-то очень хочется выглядеть дураком, он будет выглядеть дураком. Однако ситуация была куда серьёзнее, чем можно подумать. Разумеется, в кругах высшей политической и военной элиты Запада никто не сомневался, что Юрий Алексеевич Гагарин действительно облетел Землю на корабле «Восток». Ещё во времена запусков первых спутников Агентство национальной безопасности США АНБ развернуло две станции наблюдения за советскими ракетными запусками — на Аляске и Гавайях, а также выпустило радиоаппаратуру, способную перехватывать телеметрию, идущую с советских межпланетных аппаратов и космических кораблей. Перехват данных с «Востока» начался 12 апреля в 9:26 по московскому времени, когда корабль Гагарина попал в зону видимости американских станций.
Станция на авиабазе острова Шемья Алеутский архипелаг, Аляска сумела получить и быстро расшифровать телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой камерой системы «Селигер». Через 58 минут после начала приёма сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде. На этих кадрах было хорошо видно, как космонавт двигается, ведёт переговоры, живёт. Таким образом, уже в первые часы руководство США получило доказательство из самого надёжного источника и никогда впоследствии не ставило факт полёта Гагарина под сомнение. Но корреспондент «Нью-Йорк миррор» ничего о перехвате не знал и не мог узнать, ведь АНБ тоже умело хранить военные секреты и предпочитало не распространяться о своих возможностях. От Советского Союза требовалось представить какие-то конкретные детали полёта: фотоснимки Земли с орбиты но фотоаппарата на «Востоке» не было , подробности запуска ракеты и её описание но они оставались засекреченными , имена создателей ракеты и корабля они были засекречены в ещё большей степени, чем подробности запуска. Возникала абсурдная ситуация — на официальном уровне советское правительство делало заявление, что готово делиться технологиями и знаниями, но отказывалось предъявить даже самую малость: общие схемы устройства кораблей «Восток» и пару-тройку имён их создателей, чтобы последние могли получить причитающиеся им по праву лавры от мирового научного сообщества: всерьёз обсуждался вопрос о присуждении таинственному «Главному конструктору» Нобелевской премии.
Зарубежные эксперты неоднократно указывали советской стороне на недопустимость подтасовок в публикациях о первом космическом полёте, тем более что таковые стали очевидны уже в мае 1961 года. На это опытные кремлёвские демагоги ответили, что правительство Соединённых Штатов Америки, которое кичится гласностью у себя в стране, не спешит делиться технологией изготовления атомной бомбы даже со своими ближайшими союзниками. Странно, что советские руководители совсем не понимали: тем самым они порочат величайшее событие в истории ХХ века, поставив космический прорыв на одну полку с убийством тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки. Забытый подвиг После смерти главного конструктора ракетно-космической системы «Восток» Сергея Павловича Королёва в его архиве обнаружили переводы высказываний западных экспертов по поводу первого космического полёта. Среди них — и статью «Пионер или подопытный кролик», опубликованную 15 апреля 1961 года в гамбургской газете «Ди Вельт». Её автор Себастиан Хаффнер вопрошал: «Неужели действительно можно поверить в открытие новой главы в истории человечества, если человек, правда добровольно, успешно повторил принудительные достижения животных? В своей кабине он был не капитаном, а лишь полезным грузом».
Легко представить, с каким чувством Сергей Павлович Королёв читал эту статью. Но формально эксперт был прав, ведь сокрытие информации имело ещё одну важную особенность — замалчивались трудности и проблемы, вставшие перед космонавтом. На официальном уровне картинка выглядела так: старт прошёл успешно, сам полёт — идеально, приземление — штатно. Получается, что ничего особенного первый космонавт и впрямь не совершил. В чём же тогда героизм и вклад Гагарина? В действительности полёт проходил непросто. Связь с наземными пунктами была посредственной.
Сильно мешал шум вентиляторов. При сходе с орбиты нарушилась логика в работе систем автоматического управления, корабль начал беспорядочно кувыркаться, а его отсеки разделились только при входе в высшие слои атмосферы. Все эти подробности Юрий Алексеевич Гагарин изложил Государственной комиссии. Его доклад послужил основой для доработки различных систем корабля. Таким образом, первый космонавт выступал в качестве испытателя новой перспективной техники, что само по себе очень важно и не может сравниться с запуском подопытных собак. Практика сокрытия проблем космических полётов продолжалась и в дальнейшем, что привело к печальным последствиям.
Впоследствии при запуске настоящих ракет конструкторы просто переняли этот прием. Космонавты не могут плакать в космосе так, как на Земле — слезы остаются на глазах в виде маленьких шариков. Во время первых полетов космонавты общались с Землей с помощью секретных слов. Такими словами служили названия цветов, фруктов и деревьев. В Сети пишут, космонавт Владимир Комаров в случае повышения радиации должен был сигналить: "Банан! Для Валентины Терешковой пароль "Дуб" означал, что тормозной двигатель работает хорошо, а "Вяз" — что двигатель не работает. Международную космическую станцию МКС начали строить в 1998 году, а первые космонавты поселились на ней 31 октября 2000 года. Первенство в облете Луны принадлежит черепахам. Это произошло в 1968 году: в советский космический корабль "Зонд-5" посадили среднеазиатских степных черепах. Ответы на популярные вопросы о космосе Как стать космонавтом? Попасть в отряд космонавтов можно, пройдя жесткий отбор в несколько этапов. При старте открытого набора Роскосмоса необходимо подать заявку — отправить ее может любой желающий. После этого происходит первое отсеивание, в результате которого около четверти подавших заявки не проходят. Следующий этап включает в себя проверку физической подготовки: упражнения на выносливость, силу, скорость, ловкость, а также различные собеседования — начиная от эссе и заканчивая проверкой инженерных навыков. Тех, кто прошел очный тур, ждет двухлетний курс общекосмической подготовки ОКП , по результатам которого необходимо будет сдать экзамены и получить квалификацию. Только после этого есть шанс попасть в экипаж корабля или в запасные. Что чувствуют космонавты? Герой России Евгений Тарелкин ранее рассказал в интервью "Известиям" интересные факты о космонавтах. Человек приземлялся уже Героем. А сейчас немножко по-другому. Я получил Звезду спустя полтора года после приземления", — поделился подробностями космонавт. Тарелкин отметил, что изначально у него не было цели попасть в отряд космонавтов. После окончания Военно-воздушной академии имени Ю.
Полет стал важным этапом в истории космонавтики и открыл новые возможности для исследования космоса. Гагарин комментировал увиденное: «Вижу Землю... Красота-то какая! Затем корабль вышел на околоземную орбиту. Во время полета космонавт производил записи в бортжурнал, принимал пищу и воду и комментировал свои ощущения, производил запись на магнитофон. Корабль вышел на орбиту примерно на 85 километров выше , чем планировалось. По телефону доложил, что разделение не произошло». Посадка внутри спускаемого аппарата не была предусмотрена из-за опасения, что люк может заварить при входе в атмосферу. На высоте 7 километров Гагарин катапультировался и благополучно спустился на землю. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Энгельс, где ему вручили поздравительную телеграмму от Н.
8 апреля 1961 года было принято решение о полете человека в Космос
Якобы ему удалось выйти на орбиту Земли, сделать виток вокруг планеты, но при возвращении он погиб из-за непредвиденной аварии. Вместо заключения В завершении следует отметить еще одну странность, связанную с полетом Гагарина в космос. Когда он состоялся, весь мир и советских граждан поставили перед свершившимся фактом: советский летчик побывал в космосе. При этом заранее о полете никто не сообщал.
Ничего не было конкретно известно о том, что СССР собирается отправить в межзвездное пространство первого человека.
Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается». Космический корабль вышел из тени Земли.
Телетайпы электромеханические печатные машины, используемые для передачи между двумя абонентами текстовых сообщений по простейшему электрическому каналу закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов разных стран мира штурмом брали здание Телеграфного агентства Гагарин сообщил, что пролетает над Африкой. Все колесом крутится — голова, ноги», — вспоминал Гагарин. Включилась тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск.
Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете». Происходит разделение.
Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Затем чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставив ноги на кресло. Потом этот зуд проходит. Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу, жду».
Корабль стало колебать примерно на 90 градусов вправо и влево. Полного оборота не совершалось. По другой оси также колебательные движения с замедлением. В это время иллюминатор «Взора» был закрыт шторкой, но вот по краям этой шторки появляется такой ярко-багровый свет.
Такой же багровый свет наблюдал и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе. Слышно потрескивание. Я не знаю, или конструкция, или, может быть, расширяется тепловая оболочка при нагреве, или еще что, но потрескивает нечасто. Так, в одну или, может быть, две-три минуты иногда треснет.
В общем, чувствуется, температура высокая была». На 108-й минуте корабль завершил полет, выполнив один оборот вокруг Земли. Юрий Гагарин катапультировался на парашюте в 8 км от корабля. Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством».
Это были Анна Акимовна Тахтарова и ее внучка Рита. Потом с полевого стана подбежали механизаторы, мы обнялись, расцеловались. За те неполных два часа, которые я провел в космосе, радио донесло и сюда, и во все концы Земли весть о запуске. Моя фамилия уже была известна тем, кто меня встретил.
Корабль почернел, обгорел, но именно поэтому казался мне еще более красивым и родным, чем до полета. Внучка лесника Рита Тахтарова сейчас уже ходит в школу. Я никогда не забуду, что она и ее бабушка были первыми людьми, встретившими меня после возвращения из космоса». Важно, что перед полетом правительство СССР заранее подготовило три сообщения ТАСС о запуске человека в космос — в том числе известие о трагической гибели космонавта и известие о невыходе корабля-спутника на орбиту и его экстренном приземлении в нем же содержалось обращение к зарубежным странам с просьбой оказать содействие в поиске и спасении космонавта.
К месту приземления прибыла группа специалистов, которые должны были встретить Юрия Гагарина. Такое сравнение при внешнем сходстве мне представляется неправомерным. День Победы был неизбежным, долгожданным, запрограммированным самой историей праздником «со слезами на глазах» для всего народа. Официальное объявление об окончательной победе — о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии — послужило сигналом для открытого выражения восторгов и горя.
Массовое торжество было исторически закономерным, — рассказывал Борис Черток. Подготовка полета человека в космос была засекречена, как и все наши космические программы.
Все мы, здесь присутствующие, на всю жизнь запомним эту встречу с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Мир восхищен его мужеством и выражает глубокое уважение к его мастерству, к тому, как блестяще справился он с неведомой никому доселе трудной задачей первого полета в космосе. Когда первый советский спутник Земли вышел на орбиту, кое-кто за рубежом, в том числе, может быть, и некоторые из вас, присутствующих здесь представителей печати западных стран, считали, что это есть результат отдельного, изолированного технического успеха Советского Союза. Теперь никто так не думает. За короткое время, прошедшее со времени полета первого спутника, всем стало ясно, что успехи СССР в космосе - закономерная ступень в развитии науки и техники социалистической страны.
Вы помните, что выход на орбиту первого искусственного спутника Земли не побудил Советский Союз заявить о каких-то своих особых правах в космическом пространстве. Появление советского вымпела на Луне не привело к закреплению за Советским Союзом каких-то лунных территорий. Наши ученые докладывают полученные ими результаты на многочисленных международных совещаниях, конференциях, обсуждают их вместе со своими коллегами из всех стран мира. И этот полет первого человека в космическое пространство советский народ также вкладывает в сокровищницу научных достижений всего человечества. Нынешние темпы научного и технического прогресса удивительны, но нужно иметь в виду, что дальше они будут возрастать. Мысли ученых обращены к дальнейшим полетам в космическое пространство, к исследованию Луны и планет, к проникновению в сокровенные тайны строения вещества, к основам процессов жизни. И в то же время мы отлично видим, сколько еще непорядков, неустройства на нашей Земле.
Разве не позор для человечества, что в некоторых районах нашей планеты люди все еще голодают, - это тяжелый упрек тем, кто разорял и безжалостно эксплуатировал, а кое-где и сейчас эксплуатирует отставшие в своем развитии страны. Пролетая над Африкой, тов. Гагарин видел Конго, где совсем недавно был злодейски убит доблестный борец за счастье конголезского народа Лумумба. Советские ученые знают, что такое положение дел на Земле тревожит честных людей во всем мире. Развитие науки и техники открывает безграничные возможности для овладения силами природы, и наше дело, наша общая забота - использовать их на благо человека. Для этого прежде всего надо обеспечить мир. Сейчас, когда отмечается новая победа человеческого гения, мы, советские ученые, просим всех вас, представителей прессы, а в особенности представителей прессы западных стран, довести до сознания своих читателей, довести до сознания всех людей на Земле торжественный призыв Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства ко всему миру.
Призыв о том, чтобы все люди, независимо от расы и нации, цвета кожи, вероисповедания и социальной принадлежности приложили все силы, чтобы обеспечить прочный мир. Реальный и быстрый путь к прочному миру давно известен - это всеобщее и полное разоружение при строгом международном контроле. Решение этой основной задачи позволило бы всем народам земного шара вложить свои силы и в космические исследования, и в другие действительно достойные человека дела. На вопросы отвечает академик Несмеянов — Большинство записок с вопросами, — говорит председательствующий академик А. Несмеянов, — обращено непосредственно к Ю. Я отвечаю на те немногие, которые могут касаться меня. В ряде записок спрашивается о том, были ли предварительные попытки запуска человека в космическое пространство?
Причем делаются ссылки на сведения, появлявшиеся в иностранной печати. Отвечаю: таких попыток не было. Юрий Алексеевич был первым, и его попытка увенчалась успехом. Есть такой вопрос: Долгое время мнения ученых разделялись по поводу того, есть ли действительно необходимость посылать человека в космос. Можно ли показать на данном примере, что такая необходимость была? Конечно, если бы довольствоваться фотографиями, ну, хотя бы, например, обратной стороны Луны, то, может быть, и можно было бы ответить на этот вопрос положительно. Однако само присутствие многочисленных иностранных корреспондентов здесь, в Москве, доказывает, что обычно фотографиями не довольствуются, а предпочитают видеть собственными глазами.
Затем такой вопрос: Никита Сергеевич Хрущев сказал в своем выступлении, что полет Юрия Гагарина - это первая советская ласточка в космос. Когда же можно ожидать следующую? И можно ли объяснить, почему Советский Союз опередил Соединенные Штаты в освоении космоса? Вероятно, отвечает А. Несмеянов, причин много, как во всяком непростом явлении. Вспомните, Циолковский тоже жил в Советском Союзе. Он первый, еще в дореволюционной России, дал теорию космического полета.
Но главная причина, я полагаю, в возможности гораздо более целесообразно организовать научно-техническую работу в социалистическом государстве, чем в обществе, основанном на частной собственности, где действует множество противоречивых интересов. Довольствуемся этими двумя причинами. На вопросы отвечает Юрий Алексеевич Гагарин — Мне, — говорит он, — поступило много вопросов о том, как происходил спуск. Разрешите ответить на все сразу. Техника приземления в нашей стране отрабатывалась в различных вариантах, в том числе и парашютный вариант. А в данном полете была осуществлена следующая система: пилот находился в кабине, спуск прошел успешно, показав высокую эффективность и отличную работу всех систем приземления. Вопрос: Будут ли опубликованы снимки земной поверхности, сделанные с корабля "Восток"?
Ответ: На корабле "Восток" ни одного фотоаппарата и фотографирующего устройства не было, никаких снимков не производилось и поэтому опубликовывать нечего. Вопрос: Чувствовали ли вы особо сильный голод или жажду в полете? Ответ: Особого голода и жажды в полете я не чувствовал. Подошло время приема пищи, предусмотренное программой, ощущения были те же самые, что и здесь, у нас на Земле. Вопрос: Когда Вам сообщили о том, что Вы первый кандидат? Ответ: О том, что я первый кандидат, сообщили мне своевременно. Смех, аплодисменты.
Времени было достаточно для того, чтобы хорошо подготовиться. Вопрос: Как Вы оцениваете роль радиосвязи в этом историческом полете, как слышится в космосе голос Земли? Ответ: Роль радиосвязи в данном полете я оцениваю очень высоко. Связь позволяла мне вести постоянное общение с Землей, принимать команду, передавать с борта корабля информацию о работе всех систем, передавать наблюдения, чувствовать постоянную поддержку нашего народа, правительства, партии, быть не одиноким в полете. Вопрос: Подошла ли встречающая группа на земле до приземления или после приземления? Ответ: Приземление и встречающая группа сошлись почти одновременно. Вопрос: Какой у вас вес?
Ответ: Вес мой перед полетом 69, 5 килограмма. Сейчас вешу столько же. Какова длина спуска? Ответ: Длину спуска показывает его длительность. Тормозная установка была включена в 10 часов 25 минут, а приземление осуществилось в 10. Соответственно расстояние было в несколько тысяч километров. Вопрос: Летали ли вы предварительно на баллистических ракетах?
Ответ: Не летал. Вопрос: Если вас, семейного человека, отца двоих детей послали в космос, значит, правительство и вы были уверены, что полет кончится благополучно? Ответ: В этом вопросе я бы хотел заменить слово "послали" на слово "доверили". И я очень рад и горд этим доверием. А в том, что все сработает и полет будет произведен успешно, в этом никто не сомневался - ни наше правительство, ни ученые, ни инженеры, не сомневался и я. Вопрос: Чем вы питались в полете? Была ли это обычная пища иди специально предназначенная для питания в условиях невесомости?
Свой полет он посвятил «людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке». В тот раз письмо не пригодилось. Оно было передано вдове Юрия Гагарина спустя 7 лет, в марте 1968 года, после гибели летчика в авиакатастрофе. Первый полет человека в космос длился 108 минут. Впрочем, у космонавта был код, позволяющий разблокировать ручное управление кораблем. Причина, по которой Гагарину не доверили управление кораблем, по словам экспертов, крылась в психологии. Врачи не знали, как человек поведет себя в космосе. Может, космонавт после старта сразу сойдет с ума? Однако Гагарин с ума не сошел: он пил, ел, делал записи и вел наблюдения через иллюминаторы. В 2011 году, к 50-летию полета, First Orbit создали фильм-реставрацию, воспроизводивший увиденное Гагариным в космосе.
Например, при старте двигатели третьей ступени выключились позже, чем нужно, из-за чего высшая точка орбиты корабля оказалась на 100 км выше расчетной. Казус произошел и при посадке.
Огонь, космос и медные трубы: как Юрий Гагарин выдержал испытание славой
Главная» Новости» Юрий гагарин впервые полетел в космос 12 апреля 1961 года. Предполагали, что Гагарин на самом деле был не первым человеком, побывавшим в космосе, летали и до него, однако эти полеты завершились гибелью космонавтов. Так как была политинформация, что в космос полетел советский человек — Юрий Гагарин. 55 лет назад первый человек полетел в космос – Юрий Алексеевич Гагарин обессмертил не только свое имя и принес славу родной стране, но и открыл эру освоения космоса человеком. Хотели узнать, что такое космос, зачем полетел, как полетел», — вспоминает заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев.
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
Запустивший Гагарина в космос | Первый полет человека был самым трудным и опасным, но стремление к покорению космоса многих тысяч людей, принимавших участие в подготовке полета, преодолело все преграды. |
Юрий Гагарин — Первый человек в космосе. Интересные факты | Полет Гагарина в 1961 году прошел успешно, хотя и не совсем по плану. |
Юрий Гагарин — первый космонавт, биография, фото | Новая ипостась была для Гагарина в чем-то даже сложнее, чем полет в космос, — он не готовился стать публичным общественно-политическим деятелем. |
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина | На Западе первыми на полет Гагарина в космос отреагировал американский президент Джон Кеннеди, который достаточно быстро выступил с обращением. |
Как Юрий Гагарин выдержал испытание славой | Заинтересовавшись полётом Гагарина в космос, я потом уж никак не мог пройти мимо такого вопроса: а американцы были на Луне? |
Гагарина подставили по халатности? Чего он лишился во время первого полета в космос
Открываю - соседка. Раскраснелась, захлебывается словами: - Валюша, включай радио! Юра в космосе! У меня голова пошла кругом - смотрю на соседку и никак не могу вспомнить ее имени, метнулась к приемнику и не могу вспомнить, как его включают. А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи. Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков". Из воспоминаний Тамары Титовой: "О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране. Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик.
Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины. Та очень переживала, плакала. И я плакала вместе с ней. Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться. Хотя верили, что всё будет хорошо…". Из воспоминаний Валентины Гагариной: "Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила. Я не могла разговаривать. Голос диктора сообщил: - Полет продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо.
Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось. Рука не слушается. Карандаш падает на стол. А люди что-то говорят, говорят…". Поселок Чкаловский. В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери. Фото: wikimapia. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво. Я остановился. Мама плачет.
И что за напасть? Только что говорила, что легче ей. Вечно с этими женщинами всякие истории. Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении... Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле.
А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета.
Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше.
Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям.
Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно.
Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком. А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио. Мама, когда услышала, в обморок упала. Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность. Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил...
Боже мой, а как же Валентина все это переживет? Ведь одна она там, ребятишки несмышленые... До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров. Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи. Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся...
Тут кассирша выскочила: - Гражданка, - кричит, - где вы? Сдачу с десяти рублей возьмите!.. Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо. Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру. Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон". Из мемуаров Бориса Чертока: "Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли. На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата.
На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла. При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян. Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» сильно обгорел в плотных слоях атмосферы, но жизнь космонавта сохранил и сам остался цел при встрече с землей. Спускаемый аппарат корабля "Восток-3А" на парашюте приземлился. Юрий Гагарин снова на земле и уже без скафандра. Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта. Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им. Шевченко из деревни Узморье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался". Борт военного самолета на подлете к Куйбышему.
После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... Общий вагон пассажирского поезда на перегоне Гжатск - Можайск. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Радио на всю катушку работает. Мама услышала сообщение и разрыдалась… Поблизости оказался врач, дал какие-то успокоительные таблетки, но таблетки мало помогли. В Можайске, узнав о том, что Юра благополучно приземлился, она снова едва не потеряла сознание". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Случилось, как в хорошем романе, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила!
В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья!
Это произошло в 1968 году: в советский космический корабль "Зонд-5" посадили среднеазиатских степных черепах. Ответы на популярные вопросы о космосе Как стать космонавтом? Попасть в отряд космонавтов можно, пройдя жесткий отбор в несколько этапов.
При старте открытого набора Роскосмоса необходимо подать заявку — отправить ее может любой желающий. После этого происходит первое отсеивание, в результате которого около четверти подавших заявки не проходят. Следующий этап включает в себя проверку физической подготовки: упражнения на выносливость, силу, скорость, ловкость, а также различные собеседования — начиная от эссе и заканчивая проверкой инженерных навыков. Тех, кто прошел очный тур, ждет двухлетний курс общекосмической подготовки ОКП , по результатам которого необходимо будет сдать экзамены и получить квалификацию. Только после этого есть шанс попасть в экипаж корабля или в запасные.
Что чувствуют космонавты? Герой России Евгений Тарелкин ранее рассказал в интервью "Известиям" интересные факты о космонавтах. Человек приземлялся уже Героем. А сейчас немножко по-другому. Я получил Звезду спустя полтора года после приземления", — поделился подробностями космонавт.
Тарелкин отметил, что изначально у него не было цели попасть в отряд космонавтов. После окончания Военно-воздушной академии имени Ю. Гагарина в Монино будущего Героя РФ распределили в Центр подготовки космонавтов в летно-испытательское отделение, где, по его словам, занимаются всеми экстремальными видами подготовок: полеты, невесомость, парашютные прыжки, выживание в суровых условиях. А в 2003 году объявили набор в отряд космонавтов. И я прошел в него.
Цели пойти туда не было. Просто решил, а почему бы не попробовать", — вспоминает собеседник "Известий". При назначении в экипаж космонавтов готовили к полету заранее — за три года до вылета. Герой России сравнил полет в космос с адреналиновой зависимостью. По его словам, космос "затягивает", и хочется совершать полеты снова и снова.
Мы выбрали восемь самых интересных. Босиком на «Восток» Знакомство Юрия Гагарина с космическим кораблем «Восток» произошло за девять месяцев до его запуска. В тот день главный конструктор СССР Сергей Королев, которого Гагарин впоследствии будет называть своим космическим отцом, встретился с шестью претендентами, отобранными для участия в историческом полете. Он показывал разные типы космических кораблей, рассказывал об их устройстве, а в самом конце остановился у двухметрового серебристого шара. Им оказался «Восток». Юрий Гагарин вызвался первым: «Разрешите? Жест молодого летчика произвел впечатление на Сергея Королева. Он шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым». Двадцать претендентов и два дублера Для первого полета в космос у Юрия Гагарина был не один, а два дублера.
Сергей Королев не сомневался: кандидата нужно искать в рядах реактивной истребительной авиации. Отбирали здоровых мужчин до 30 лет, ростом не выше 170 см и весом до 70 кг. Все эти требования были продиктованы размерами «Востока» и ограниченной ракетной мощностью. После собеседований и медицинских обследований из 3461 кандидата осталось 20 человек. Хотя последний был подготовлен лучше, считается, что Юрий Гагарин полетел первым из-за «благозвучного» имени и образцово-славянской внешности. Титова и Нелюбова назначили дублерами. Именно они провожали первого космонавта к стартовой площадке и были готовы полететь вместо него. Прощальное письмо Несмотря на успешные запуски с животными, никто точно не знал, что ждет первого космонавта на орбите. Многие члены государственной комиссии были уверены: они выбирают смертника.
И сам Юрий Гагарин отлично понимал, что ему предстоит опасное путешествие.
Легендарный советский учёный отправил первых... В 1957 году СССР удалось запустить первый в мире искусственный спутник Земли, созданный советскими учёными во главе с Королёвым, а ещё два года спустя — автоматическую межпланетную станцию «Луна-3», позволившую впервые в истории получить снимки обратной стороны Луны. Параллельно обсуждалась перспектива организации пилотируемых полётов в космос. В их числе был и Юрий Гагарин — выпускник 1-го Чкаловского военного авиационного училища лётчиков им. Ворошилова, проходивший службу в 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота. Циолковского Александр Железняков.
Кроме того, космонавты посещали теоретические занятия. Около месяца они проходили парашютную подготовку в Саратовской области. Познакомились космонавты и с человеком, создававшим для них космические корабли, — с Сергеем Королёвым. Юрий Гагарин во время вестибулярной тренировки в Центре подготовки космонавтов. Кадр из документального фильма «Первый рейс к звёздам» РИА Новости Почти полгода продолжалась предполётная подготовка. Будущие космонавты изучали корабль и разбирались с функционированием его систем. В начале 1961 года члены отряда в течение двух дней сдавали экзамены, показав отличное знание корабля «Восток», на котором одному из них предстояло отправиться на орбиту, и других вопросов, связанных с путешествием в космос.
Выясняли, какой запас прочности психики и здоровья у каждого из космонавтов. А запас был великолепный. Они испытали на себе крайне трудную программу и вышли победителями», — рассказал RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов. На следующий день космический аппарат был подготовлен к стыковке с ракетой. В конце марта для будущих покорителей космоса провели экскурсию по стартовому комплексу и занятия по коррекции глобуса на пульте пилота. Основными кандидатами на роль первого космонавта на завершающей стадии подготовки к полёту стали Юрий Гагарин и Герман Титов. Они отрабатывали операции по ручной ориентации космического аппарата, тренировались использовать специальную радиопереговорную линию.
1. Босиком на «Восток»
- Последний полет Гагарина / Версия
- Николай Стариков
- Рассекречены подробности первых полетов в космос: почему Титов не стал Гагариным
- «Принял душ. Пообедал с земным аппетитом»
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
О том, что Гагарин находится на орбите, Валентине рассказала подруга, которая сама услышала новость по радио. Уже 14 апреля после успешного полета Юрий Гагарин был специальным рейсом доставлен в Москву. Полёт завершился неудачно, пробыв в космосе четыре дня, «Восток-1П» получил команду на спуск в атмосферу, но из-за сбоя системы ориентации вместо этого ушёл на более высокую орбиту, где находился около двух с половиной лет. После полета в космос Гагарин стал заместителем директора по подготовке Центра подготовки космонавтов, который позже был назван его именем. Титова назначили вторым номером, и, если бы накануне полета с Гагариным что-то случилось, в космос полетел бы он. Но для полета в космос нужна была третья ступень, которая обеспечила бы разгон корабля до второй космической скорости и вывела бы его за земную орбиту.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Жизнь лётчика Юрия Гагарина разделилась на две части: до полёта в космос и после. Получается явное противоречие: нам рассказывали, что полёт Гагарина прошёл штатно и в заданном районе, но при этом оказывается, что приземлился он внештатно. Среди сторонников теории заговора, которые подвергают сомнениям многие факты, которые другим кажутся очевидными, немало тех, кто сомневается в реальности полета Гагарина в космос. Фраза, которую Гагарин сказал вместо положенного по уставу «Экипаж, взлетаю», вошла в историю и стала одним из символов полета. Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года — великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Ровно 55 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос — на корабле «Восток-1» он облетел вокруг Земли. Убедите меня, что Гагарин действительно летал в космос! 12 апреля 1961 г.12 апреля 1961 г. Гагарин впервые в мире совершил полёт в космос – на космическом корабле «Восток», облетел земной шар за 1 ч 48 мин и благополучно вернулся на Землю.