В гостях: Наталия Белякова — коммуникатор, заведующая лабораторией коммуникаций в креативных индустриях НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник. Ведущий: Вячеслав Суханов — главный редактор журнала «Умная. САМЫЙ ТОПОВЫЙ КАНАЛ АНОНСОВ МОСКВЫ. @communicator_events. If you have Telegram, you can view and join КОММУНИКАТОР right away. Что такое новости в журналистике. Коммуникатор организует пространст-во по специально созданному сценарию.
Функции массовых коммуникаций
Как говорил руководитель проекта: «Мы для них теперь не просто газета. Мы — электорат». Поняли это и граждане. Когда избирательный штаб Дж. Буша не ответил на большинство вопросов газеты, направленных в Вашингтон накануне визита президента в Северную Каролину, «Шарлотт Обзервер» опубликовала полученные ответы и оставшиеся без ответа вопросы под крупным заголовком: «Вопросы читателей Бушу: на некоторые получены ответы». Очевидно, что организаторы кампании президента не рассчитывали на такую антирекламу.
Пожалуй, главным уроком эксперимента явился прилив сил, который почувствовали журналисты. Свободу самовыражения часто основывают исключительно на первой поправке к Конституции США о свободе слова. С юридической стороны это правильно. На практике эта свобода зависит, среди прочего от желания широкой общественности терпеть и разделять высказываемые мнения. Когда журналист высокомерно и неуважительно пишет о социальных институтах и безразличен к «маленьким людям», СМК теряют свое влияние.
Вывод, который сделали организаторы проекта из Пойнтеровского института, состоит в том, что нужно создавать новое представление о «публичной журналистике», которое устранит различия между ценностями журналистов и потребностями населения.
Инициатор коммуникации решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить процесс эффективно, коммуникатор должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы.
Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных. Коммуникатору важно заранее определить, как информация будет воспринята и истолкована получателем, какое впечатление сложится у получателя от сообщения. Кодирование и декодирование. Кодирование - это преобразование предназначенного для передачи значения, идеи в сообщение, послание или сигнал с целью его доведения до получателя, адресата.
Цели кодирования заключаются в том, чтобы довести замысел отправителя до получателя, обеспечить такую интерпретацию сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Для этого используются системы кодов, т. В литературе нет однозначной трактовки понятия «код». Человеческая речь при таком понимании также представляет собой один из кодов.
Что мы не просто так существуем. Сейчас я бы выделил для бизнеса три основных момента: репутация, имидж и ценность продукта. Кто, как не СМИ, могут объяснить все эти моменты. Поэтому сегодня, когда большинство участников бизнес-процессов из малого и микро-бизнеса идёт в социальные сети, пытается воспользоваться автоматической рекламой — это больше не про смыслы, это про автоматику, — уверен Андрей Швецов. Медиаэксперт привел пример хоккейной арены — в помещении расположены огромные дорогостоящие банеры, но тысячи людей уходят с матча, обсуждая игру, а не то, что написано на стенах даже очень большими буквами. Эдуард Грищук заявил, что "Комсомолка" готова очистить радиоволны от навязчивой рекламы, трансформировав ее в иной формат ради удобства и лояльности слушателей. О конвертации шаблонных зазывал прошлого в доверительную и честную беседу со своим зрителем и читателем высказались и другие спикеры. В итоге все трое сошлись во мнении, что делить им нечего, наоборот — эффективно развивать потенциал и края в целом, и своих организаций лучше сообща. Именно дружба между радио, телевидением и интернет-изданиями дает больше плюсов и каждому в отдельности, — отметил Эдуард Грищук. Александр Удовиченко заметил, что если какой-то популярный блогер прорекламирует на своей странице в соцсети некачественный продукт, отчего пострадают люди, то останется безнаказанным.
Солидное же информационное предприятие понесет заметные репутационные убытки, если выдаст ложную информацию, что непременно отразится и на его доходе.
Зачем действующему политику или стремящемуся к популярности блогеру вникать в теоретические основы и изучать разновидности массовых коммуникаций? Как минимум, для понимания одной простой истины: если не получилось «достучаться» до своей целевой аудитории ранее выбранным способом, возможно, следует попробовать другой вид коммуникации, и он окажется более эффективным. Для этого следует знать, какие виды коммуникаций существуют, чем они отличаются и в каких моментах «пересекаются», чтобы найти свой путь к сердцам избирателей, подписчиков, покупателей. Наше время и наше общество весьма динамичны, поэтому однозначных рецептов успеха на все случаи жизни попросту нет. Свой путь к спеху любой публичный деятель будет формировать сам, и ему будет легче сделать это, если заранее понимать, из каких, в принципе, компонентов можно сложить эффективную коммуникацию.
Особенности и характеристики массовой коммуникации Думается, основная сущность массовой коммуникации ясна уже из самого определения. Мы уже разобрались, что под массовой коммуникацией понимается систематическое распространение какой-либо информации среди многочисленной и территориально рассредоточенной аудитории с целью информирования и оказания некоего воздействия на оценки, мнение и поведение. Массовая коммуникация, в любом случае, носит публичный характер и выполняет функцию сплочения аудитории вокруг неких общих идей, ценностей, взглядов. Какие еще особенности массовой коммуникации нужно учитывать, чтобы выстраивать ее эффективно? Тут стоит обратиться к учебнику «Основы массовой коммуникации», автором которого является Михаил Василик [ М. Василик, 2003 ].
Характеристики массовой коммуникации по Василику : Диатопностъ как способность информации преодолевать пространство. Диахронность, понимаемая как сохранение информации или сообщения во времени. Репликация как свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации. Симультанность как возможность представлять информацию множеству людей одновременно. Мультиплицирование как возможность многократного повторения с относительно неизменным содержанием. Если кому-то все эти термины кажутся слишком сложными, особенности и проблемы массовой коммуникации можно обрисовать гораздо более простыми словами.
Свойства массовой коммуникации: Массовость — это свойство заложено в самом названии и предполагает обращение к некоему неопределенному множеству людей. Разумеется, Иванов, Петров и совет директоров потенциально могут увидеть выпущенное «в массы» сообщение, но это не точно. Часто элементы массовых коммуникаций новости, статьи, видео доступны неопределенно долгое время после окончания события, которому они посвящены. Даже если спикер вещает в прямом эфире онлайн, у аудитории есть выбор, реагировать комментариями сразу, не реагировать вообще или задать вопрос в «личку» позже.
Функции массовых коммуникаций
Всё это поможет ему сформировать адекватный ситуации план и предложить лучший набор инструментов. Если человек на собеседовании с ходу обещает вам Facebook, собственный блог компании, SEO-продвижение и заметки в газете «Ночной Краснотурьинск», не выяснив, что у вас за бизнес и что ему вообще необходимо, — лучше его не нанимать. Выясните, совпадают ли ценности кандидата с вашими собственными. У собственника бизнеса обычно есть свои взгляды и ценности, которые он проецирует на бизнес. Человек, который будет заниматься коммуникациями, станет основным представителем бренда в сети. Если по ключевым ценностям он с вами не совпадает, эта нестыковка вскроется в самый неподходящий момент. Главное, чтобы коммуникатор понимал, как работает бизнес и как выстроить отношения внутри компании и с внешней ЦА, а ваша отрасль и продукт были ему интересны, — тогда со временем он разберется во всем до мельчайших деталей. Компания должна четко осознавать, зачем нанимает специалиста по PR. Приходилось встречать компании, где не понимали смысл найма коммуникаторов и воспринимали их как людей, которые отвечают за печать визиток, написание писем за СЕО или организацию корпоративов.
Обсудите с вашим коммуникатором план работы на ближайшие недели и месяцы. Там должны быть указаны бизнес-цели, основные целевые аудитории бизнеса, активности по работе с ними, используемые инструменты и ожидаемый результат. Очень важно обсудить, какие ресурсы нужны пиарщику для реализации плана. Ресурсом может быть личное время руководителя для интервью или отдела продаж для знакомства с партнерами — чтобы договориться об интеграциях. Вовлекайте коммуникатора в различные проекты вашей компании. А его круг общения и навыки нетворкинга могут очень пригодиться — для тестирования нового продукта и сбора обратной связи например. Не увлекайтесь микроменеджментом. Работа коммуникатора часто не приносит мгновенных результатов, зато содержит такую массу нюансов, о которой большинство людей даже не подозревает.
Если вы берете человека с опытом — доверяйте ему. Не переписывайте за ним тексты только потому, что в них вам кажется недостаточным количество упоминаний «самого инновационного продукта». Признавайте его заслуги и подчеркивайте их внутри компании. Очень многие коммуникаторы в силу склада характера любят, когда их заслуги признают публично. Это вдвойне необходимо, если большинство коллег по какой-то причине воспринимает их как «людей, пишущих новости». Признавайте результаты работы коммуникатора, их полезность для компании, делайте это публично при всей команде, чтобы они понимали важность функции. Как оценить работу коммуникатора 1.
Адорно и М. В определенной части такое понимание сохранилось и поныне. Трудно возражать подобным подходам. Однако в последние десятилетия ситуация стала меняться. У большинства жителей развитых стран сформировались сложные, дифференцированные коммуникационные потребности.
На самом же деле определенная специфика подачи любой информации присуща совершенно всем коммуникационным средствам. Американцы превратили фактическую профессиональную непригодность своих военных в истинный героизм, трагедию и мученичество. Эту же манеру подачи информации подхватили и кинорежиссеры. Японцы же славили своих героев, несколько преувеличивая обороноспособность противника и его готовность к битве. Этот пример четко иллюстрирует наличие изначальной предвзятости в подаче информации. Соответственно, российские СМИ ничем не отличаются от всех прочих. Каждое коммуникативное средство так или иначе формирует представление о событии или явлении, создает общественное или личное мнение. Даже если человек сам узнает информацию от другого, находящегося в месте событий, то он все равно получает предвзятую подачу. Например, если беседовать с жителями Прибалтики об экономической ситуации, то одни люди расскажут о том, как им хорошо, можно ездить на работу в страны ЕС и о других плюсах. Однако другие люди скажут о том, насколько все у них неблагополучно, в качестве аргументов они приведут необходимость выезда в ближние страны ЕС ради заработка. Соответственно, источник информации всегда оказывает влияние на социально-психологические процессы восприятия и осознания. И эту проблему также изучают психологи. Что влияет на сами массовые коммуникации? Как это не парадоксально, но на массовые коммуникации основное влияние оказывают они сами. Ученые, занимающиеся вопросами социальной психологии, особого парадокса, впрочем, в этом явлении не видят. Поскольку под термином понимается все, что так или иначе связано с производством, хранением, передачей, распространением и массовым восприятием различной информации, то и развитие коммуникаций происходит пропорционально их доступности. Иными словами, революционное воздействие на средства массовой информации и связи произвело появление всемирной сети. Эта технология стала своеобразным прорывом и вывела радио, телевидение и другие СМИ на новый эволюционный виток развития. Точно такое же действие ранее оказало появление телевидения. А до него подобный эффект принесло возникновение радиосвязи, телеграфа. Психология массовой коммуникации, рассматривая историю этого понятия, не углубляется дальше начала прошлого столетия. Однако даже появление почтового сообщения, не говоря уже о возникновении газет, в свое время оказало такое же революционное воздействие на коммуникативную сферу, как и Интернет. Как возникло это понятие? Психология, как научная дисциплина, заинтересовалась влиянием на «умы масс» различных коммуникативных средств в начале прошлого столетия. Само это понятие сформировалось в 20-х годах минувшего века в Соединенных Штатах. Под термином «коммуникация» изначально понималась не только работа журналистов, то есть массовая информация, но и связь, общение и прочие подобные аспекты социальных взаимоотношений. На начальном этапе своего существования социальная психология массовой коммуникации большое внимание уделяла вопросу о том, что СМИ, пытаясь обойти конкурентные компании, стремятся дать публике то, что она жаждет. Иными словами, при освещении тех или иных событий, СМИ «спекулируют» на ожиданиях людей, в угоду этому искажая или утаивая часть информации, либо же публикуя только то, что заведомо вызовет отклик у широких масс населения. Это явление сохранилось и по сей день. Сегодня оно называется «желтая пресса». В России этот термин вошел в обиход намного позднее, чем на Западе.
Характеристики Коммуникатора Как фактор успешного контакта с информацией В какой мере способствуют успешному контакту с информацией характеристики самого источника? Начнем с понятий престижа, доверия, надежности. Значение этих характеристик, известное из обыденного опыта общения на межличностном уровне, точно так же велико и для общения индивида с массовыми источниками информации. И это подтверждается опытом эмпирической социологии. Приведем лишь два примера. Один из них относится к ранним попыткам изучения влияния коммуникации на индивида, предпринятым группой американских социопсихологов Йельского университета в США под руководством К. Ховланда в период с 1946 по 1961 гг. Группе испытуемых студентам колледжа для оценки предоставлялись источники информации научный и популярный по разным проблемам: создание атомной подводной лодки, покупка лекарств без рецепта врача, влияние телевидения на уменьшение количества кинотеатров и др. Для каждой проблемы была зафиксирована различная степень доверия к источникам информации. По проблеме создания атомной субмарины в качестве источника фигурировали две статьи: Р. Оппенгеймера, «отца» американской водородной бомбы и... Первый источник был назван американцами самым надежным. Затем те же статьи были предложены другой группе студентов, сходной с первой по большинству параметров кстати, К. Ховланд работал при проведении аналогичных экспериментов и с солдатами американской армии. Каждый студент читал только одну статью.
Раздел 8.1. Понятие «коммуникатор». Коммуникаторы в массовой коммуникации.
В центре этого континуума расположен поток сообщений массовой коммуникации. Как видим, данная структура наиболее полно охватывает все многообразие явлений окружающей нас действительности и определяет место сообщений массовой коммуникации как в познании этой действительности, так и в познании самого человека. Технический и гуманитарный подход, как мы полагаем, совмещен в ней с наибольшей полнотой. Более сжатую схему, основанную не на линейном принципе, а на двустороннем, кольцевом, дают В. Борев и А. Она также объединяет наиболее существенные структурные элементы МК. Назовем их для сравнения с вышеприведенными: — адресант — сообщение текст , закодированное по определенной знаковой системе, — канал связи, охватывающий эти элементы, — адресат.
Все коммуникативное действие находится в культурно-коммуникативном поле контексте. Рассмотрим структурные элементы массовой коммуникации на примере модели коммуникации, разработанной в 1948 г. На первом месте в модели Лассуэлла кто сообщает располагаются коммуникаторы — создатели информационных сообщений. Вследствие особой важности массовой информации для общества ее производством и распространением профессионально занимаются коллективы и группы людей, которые называются коммуникаторами адресантами. В их задачу входит подготовка информационных сообщений, которые должны быть доступны и понятны для потенциальных потребителей, находящихся в разных регионах страны, континента или всей планеты. Производство информации коммуникаторами неотделимо от интересов ее потребителей.
Потребители социальной информации, выступающие чаще как «массы», разнородные организованно неоформленные множества людей, называются аудиториями адресатами. В определенном смысле деление участников массово-коммуникационного процесса условно, поскольку профессиональные коммуникаторы нередко сами составляют часть аудитории. На основании социально- психологического подхода к исследованию профессиональных коммуникаторов представителей данной группы можно классифицировать в соответствии: с их деловыми качествами степенью мастерства, профессиональным отношением к делу, дисциплиной ; с их идейно-нравственными качествами наличие определенных убеждений и моральных установок ; с особенностями интеллектуальной деятельности аналитики, интерпретаторы, ораторы и т. При исследовании институциональной природы социальных групп профессиональных коммуникаторов выделяются две основные группы: «редакции» и «издатели». Редакции» коммуниканты — это непосредственные создатели и передатчики текстов. Сами «редакции» подразделяются на журналистов кто собирает информацию, создает первичный текст и выступает перед аудиторией , «техников» кто обеспечивает материализацию текста, его размножение, хранение и передачу; в эту группу включают дикторов, операторов, работников типографии, инженеров, программистов, дизайнеров, оформителей и др.
В группе «редакция» первое место занимают журналисты, осуществляющие общение с аудиториями. Особо важную роль в эпоху инновационных технологий играют «издатели». В данном контексте под термином «издатели» понимаются владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации. В группу «издатели» также входят политические консультанты и представители служб исследования общественного мнения, которые оказывают огромное влияние на информационную политику СМК. Медиократы — это владельцы СМК, а спиндокторы — это, как правило, не владельцы СМК, а те люди, которые в силу личного авторитета, обладания властью, знакомств с журналистами и хорошего знания информационной инфраструктуры имеют возможность воздействовать на подготовку информационных сообщений, их отбор и способы освещения. Вместе с журналистами спиндокторы создают или преобразовывают тексты репортажей.
Деятельность спиндоктора подразделяется на следующие этаты: 1 отбор события выбор того события, которое необходимо соответствующим образом осветить в СМК ; 2 подготовка ожидания события направление активности журналистов в определенное русло, настрой аудитории на ожидаемую реакцию по отношению к планируемому событию ; 3 «проведение самого события»; 4 освещение события в СМК; 5 комментарии к событию; 6 упоминание события в списке однородных событий нахождение исторических аналогов и формулировка его оценки ; 7 ссылки на событие в качестве подтверждения какой-либо тенденции; 8 отслеживание резонансных явлений в общественном мнении, касающихся данного события, с целью «подготовки новых событий». В широком смысле все сообщения в СМК классифицируются по их жанровым особенностям и назначению: художественные драмы, рассказы, концерты, оперы и т. Именно «издатели» определяют количество сообщений по тем или иным жанровым направлениям или целиком отдают предпочтение одному из этих жанров, тем самым определяя профиль СМК в соответствии со своими интересами. Заметим, что именно «издатели» организуют «продвижение» сообщения о событиях в СМК. Схема «продвижения» сообщения и его дальнейшего развития в СМК сводится к следующим этапам: - первые, отрывочные сведения о событии; - появление полноценной высококачественной информации; - добавление первичных комментариев авторов данного сообщения; - новое развитие события в СМК, увеличение его значимости в глазах общественности; высказывание мнений общественных авторитетов в СМК; - первые попытки аналитического осмысления проблемы, затронутой в информационном сообщении; - разрастание и усугубление проблемы; - озвучивание единого решения признанными общественными авторитетами; - выработка стереотипа по решению данной проблемы в общественном сознании. Отсюда следует, что важнейшей общественно значимой функцией «издателей» является контроль за созданием и преобразованием социальной информации.
Медиократы осуществляют контроль за информационной политикой, используя прежде всего административные ресурсы. Рассматривая механизм контроля за СМК на практике, правомерно выделить две его основные модели: - «тоталитарную», которая налагает полный запрет на освещение определенных событий; - «демократическую», которая предусматривает освещение «нежелательного события» в информационном потоке вместе с другими сообщениями. При такой комбинации ретушируется значимость «нежелательного события». Контроль, осуществляемый спиндокторами в СМК, представляет собой нечто вроде фильтра, не пропускающего нежелательные факты.
У собственника бизнеса обычно есть свои взгляды и ценности, которые он проецирует на бизнес. Человек, который будет заниматься коммуникациями, станет основным представителем бренда в сети. Если по ключевым ценностям он с вами не совпадает, эта нестыковка вскроется в самый неподходящий момент. Главное, чтобы коммуникатор понимал, как работает бизнес и как выстроить отношения внутри компании и с внешней ЦА, а ваша отрасль и продукт были ему интересны, — тогда со временем он разберется во всем до мельчайших деталей. Компания должна четко осознавать, зачем нанимает специалиста по PR. Приходилось встречать компании, где не понимали смысл найма коммуникаторов и воспринимали их как людей, которые отвечают за печать визиток, написание писем за СЕО или организацию корпоративов. Обсудите с вашим коммуникатором план работы на ближайшие недели и месяцы. Там должны быть указаны бизнес-цели, основные целевые аудитории бизнеса, активности по работе с ними, используемые инструменты и ожидаемый результат. Очень важно обсудить, какие ресурсы нужны пиарщику для реализации плана. Ресурсом может быть личное время руководителя для интервью или отдела продаж для знакомства с партнерами — чтобы договориться об интеграциях. Вовлекайте коммуникатора в различные проекты вашей компании. А его круг общения и навыки нетворкинга могут очень пригодиться — для тестирования нового продукта и сбора обратной связи например. Не увлекайтесь микроменеджментом. Работа коммуникатора часто не приносит мгновенных результатов, зато содержит такую массу нюансов, о которой большинство людей даже не подозревает. Если вы берете человека с опытом — доверяйте ему. Не переписывайте за ним тексты только потому, что в них вам кажется недостаточным количество упоминаний «самого инновационного продукта». Признавайте его заслуги и подчеркивайте их внутри компании. Очень многие коммуникаторы в силу склада характера любят, когда их заслуги признают публично. Это вдвойне необходимо, если большинство коллег по какой-то причине воспринимает их как «людей, пишущих новости». Признавайте результаты работы коммуникатора, их полезность для компании, делайте это публично при всей команде, чтобы они понимали важность функции. Как оценить работу коммуникатора 1. Подождите полгода В работе коммуникатора важен накопительный эффект и результаты могут быть видны не сразу. Но если за эти полгода не происходит даже попыток реализовать активности — бейте тревогу. Соизмеряйте результат с ресурсами, которые вы ему предоставили Речь не только о деньгах.
Сходство социального положения коммуникатора с представителями аудитории. Немаловажное значение имеет надежность или, проще говоря, внешность, умение расположить к себе. Коммуникатор должен быть искренним, честным и открытым публике. При этом надежность может быть имитируемой. Замечание 2 Чтобы добиться максимального эффекта эти две характеристики должны органично дополнять друг друга. В чем преимущества и недостатки коммуникатора в рекламе Как уже говорилось выше, преимуществом можно считать повышение узнаваемости и запоминаемости товара. Авторитет, которым обладает коммуникатор, частично переходит на рекламируемый товар и покупатели охотнее его приобретают. Из минусов можно выделить то, что медийные личности часто становятся заложниками рекламного образа.
Также паблисити можно определить как неконтролируемый метод размещения сообщений в СМИ, поскольку источник сообщения ничего не платит прессе за размещение; - маркетинг — процесс планирования и реализации продукции, процесс ценообразования, продвижения и распространения на рынке идей, товаров и услуг с целью организации обмена, удовлетворяющего запросы как индивида, так и организации; - торговля — в данном контексте прежде всего понимается как создание некого имиджа «образа» и «упаковки» продукции, идеи и даже личности политика, артиста и т. Деятельность PR- специалистов в сфере торговли в основном сводится к имиджмейкингу формированию имиджа , в который в свою очередь входят: а позиционирование объекта, то есть создание, поддержание и воспроизводство понятного имиджа, разъяснение потенциальным клиентам существующих проблем; б повышение имиджа — определенная работа по созданию позитивного образа продукции, идеи или индивида; в «отстройка от конкурентов» — комбинация возвышения своего имиджа при снижении другого, такая отстройка может быть явной или неявной; - реклама advertisement — это механизм продвижения и презентации товаров, услуг, организаций и личностей и формирования спроса на них. При этом реклама также является формой массовой коммуникации. Психологическое воздействие коммуникативных барьеров в процессе массовой коммуникации. Следующим важным элементом коммуникативной ситуации являются коммуникативные барьеры — помехи, препятствующие адекватной передаче сообщения от коммуникатора к реципиенту. Барьер - это психологический феномен, в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей. Барьер - субъективно-объективная категория. То, что является непреодолимой преградой для слабого, не является таковой для сильного. Существуют внешние и внутренние барьеры. Так, поднимая тяжелый груз, человек испытывает внутреннюю трудность. Внешние барьеры связаны с внутренними, продуцируют их. Такие барьеры сопровождаются эмоциональным стрессом, огорчением, раздражением и т. Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. Разработка и решение проблемы "барьеров" имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание "барьеров" на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности. Решение проблемы барьеров общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия барьеров и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в виде личностного подхода. Барьер общения - это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия. Барьеры всегда являются элементом какой-то системы. Любая целостная система, состоящая из элементов, обязана своему существованию барьерам, препятствующим ее распаду. Без барьеров не может существовать ни один комок вещества, без них не было бы Вселенной, людей, государств. Под их влияние возникают и функционируют организаторские системы разных модальностей. И человек перестал быть дикарем, когда обрел нравственный барьер - совесть, образующий духовный стержень цивилизованного общества. Барьер - это определенное отношение элементов,оказывающее воздействие на систему. Специфика этого воздействия заключается в торможении, сопротивлении, противодействии, блокировании, лишении и т. Понятие «барьер» можно определить как отношение между элементами системы, которое ограничивает свободу одного из них. Роль барьера в жизни природы столь велика, как и в жизни общества и отдельной личности Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации барьеров основанной на положениях психологии отношений Мясищева В. Существует пять основных типов барьеров. Технические барьеры связаны с каналом передачи информации и с воздействием со стороны внешней среды, например, шумом. Фонетические барьеры связаны с особенностями речи и невербального поведения коммуникатора, например, плохая дикция или невыразительная мимика. Психологические барьеры включают в себя психологические особенности коммуникатора и реципиента, препятствующие передаче сообщения. К ним относятся: личностные черты, препятствующие общению, например, застенчивость или интроверсия; наличие определенных аттитюдов и ценностей, порождающих нежелание и неумение общаться, например, социальная некомпетентность; эмоциональное состояние, особенно возбуждение или страх перед человеком и общением с ним. Например, страх перед общением с другим человеком порождает желание избежать общения с ним, менее позитивное восприятие этого человека окружающими, и, как следствие, понижение его социального статуса.
Говорит наука #64 | Коммуникатор
Что такое маркетинговые коммуникации, какие есть виды коммуникаций и зачем они компаниям. толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание. Коммуникатор (Communicator) — это сотрудник компании, создающий и отправляющий рекламное сообщение целевой аудитории: потенциальным или реальным клиентам, партнёрам, поставщикам. Действия коммуникатора обеспечивают получение и усвоение информации.
Отправитель (коммуникатор).
В ходе исследования, проведенного в 1940 г. Лазарсфельд пришел к выводу, что массовая коммуникация не воздействует на индивида напрямую. Массово-коммуникационное воздействие опосредуется микрогруппой, причем посредниками при передаче информации и коммуникативного воздействия служат так называемые «лидеры мнения», люди, пользующиеся авторитетом в своей микрогруппе и одновременно интересующиеся той или иной проблемой, способные о ней рассуждать. Именно «лидеры мнений» активно читают газеты и слушают радио, а затем транслируют прочитанное и услышанное своему окружению, давая при этом собственное толкование.
Все остальные в сферу влияния газет и радио попадают гораздо реже и склонны пользоваться информацией из вторых рук из уст лидеров. И в итоге тот, кто больше всего нуждается в убеждении, меньше всего доступен воздействию массовой коммуникацией. Поэтому свою концепцию П.
Лазарсфельд называл также «бутылочным горлышком убеждения». Попасть информации к аудитории так же сложно. Что же делать в такой ситуации?
Ответ хорошо известен всем практикам прагматических коммуникаций, особенно в сфере PR, — необходимо переводить коммуникационное воздействие из массового в межличностный регистр. Коммуникация межличностная, а стало быть, опосредованная ею массовая, в такой ситуации становится особо убедительной. И все же при анализе стратегическом аудитория не видится так подробно, она характеризуется в целом с высоты «птичьего полета».
Так, Ж. Сартр в своей работе «Критика диалектического разума» 1960 критиковал «всепроникающую» деятельность массмедиа в терминах «навязывания» и «разрушения» со стороны элит. Что же «навязывается»?
Серийная культура, вызывающая у Сартра глубокую неприязнь.
Этот опыт складывается в знания метакоммуникативного уровня. Как правило, все мы в той или иной степени, общаясь друг с другом, накапливаем такие метакоммуникативные знания о собеседнике. Однако индивидуальный опыт и опыт профессионального порядка несопоставимы по эффективности. Профессионал достаточно четко прогнозирует дальнейшее поведение своей аудитории, основываясь на результатах предварительной апробации.
По этой причине, например, в случае политической кампании все слоганы , рекламные ролики предварительно проверяются на фокус-группах»[4]. Можно сказать и так: отправитель в своей модели коммуникации передает не столько сообщение, сколько некоторый код к алгоритму действий целевой аудитории. Наиболее удачным становится тот код, который в максимальной степени близок к уже существующим в сознании получателей поведенческим алгоритмам с положительным контекстом. Как правило, у коммуникатора заранее складывается представление о том, каким бы он хотел видеть восприятие сообщения аудиторией. То есть результат интерпретации сообщения аудиторией определяется, можно сказать, способом кодирования.
Последнее обеспечивает такую интерпретацию информации получателем, которая соответствует цели коммуникации, поставленной отправителем и закреплённой в контексте сообщения. В качестве кодов могут использоваться устная речь слова лексика, темп, стиль речи , визуальные образы люди, товары и их движение, запахи цветы, духи, продукты питания, мыло , звуки мелодии, интонация и тембр голоса , цвет яркий, приглушенный , жесты. Например, в ходе избирательной президентской кампании 2000 г. Буш-младший привлек голливудскую звезду Брюса Улиса, актрису Бо Дерек, певца блюза кубинского происхождения Джона Секеду. Каждый из привлечённых сделался своеобразным «живым кодом» для определённой части электората, что был важно для завоевания голосов, в том числе кубинской диаспоры.
Прикладные коммуникативные PR-программы в процессе их создания ориентируются на формирование контекста сообщения, из которого вытекает общий смысл переданных сведений. Это обусловлено тем, что человек, воспринимая информацию как правило, переносит оценку достоверности с контекста сообщения на весь текст. Действительно, достоверность контекста для него выше, поскольку контекст сообщения сложнее деформировать, чем сам текст. К тому же контекст как бы обрабатывается в подсознании, что редко кем учитывается вообще. Известный американский специалист в области коммуникаций Роберт Орт выделяет два основных типа эффективных коммуникаторов — «людей престижа» и «ключевых коммуникаторов»[5].
Их объединяет возможность влияния на аудиторию. При этом «людям престижа» более свойственна роль так называемых «привратников мнения». Они контролируют, какие новости попадут к аудитории.
Планшетный компьютер от фр. Tablet computer , или электронный планшет — собирательное понятие, включающее различные типы электронных устройств с сенсорным экраном, позволяющим управлять компьютерными программами, через прикосновение пальцами к объектам программы на экране.
Коммуникатором или источником может быть правительство страны, политическая партия, общественная организация, информационное агентство, редакция газеты, издательский дом, медиа-холдинг, ведущий отдельной радиопередачи или телевизионной программы. Формат коммуникатора достаточно вариативен. Однако дело не в формате, а. Каким бы ни был формат, он всегда подразумевает уровни, на которых определяется его общая политика и формулируются соответствующие директивы в том числе и так называемая «внутренняя цензура» в случае, когда коммуникатором является отдельный журналист , а также уровни, на которых практически готовится и осуществляется коммуникационная деятельность. От источника зависят эффективность коммуникации и основная цель, которую будет преследовать коммуникация.
«Тревожный чемоданчик» научного коммуникатора: как работать со СМИ, партнерами и начальством
член общества, находящийся в постоянном контакте с людьми и выступающий посредником между средствами массовой информации и коммуникантом. Ответы на вопрос Кто такой коммуникатор? вы найдете на образовательном сервисе Вопрос-Ответ. На сайте АКОС опубликован ряд советов для внутреннего коммуникатора от главного редактора журнала «Пресс-служба» Тимура Асланова. По его словам, корпоративная библиотека есть во многих компаниях.
Заказчик Коммуникатор СМИ или другие Реципиенты
Поняли это и граждане. Когда избирательный штаб Дж. Буша не ответил на большинство вопросов газеты, направленных в Вашингтон накануне визита президента в Северную Каролину, «Шарлотт Обзервер» опубликовала полученные ответы и оставшиеся без ответа вопросы под крупным заголовком: «Вопросы читателей Бушу: на некоторые получены ответы». Очевидно, что организаторы кампании президента не рассчитывали на такую антирекламу.
Пожалуй, главным уроком эксперимента явился прилив сил, который почувствовали журналисты. Свободу самовыражения часто основывают исключительно на первой поправке к Конституции США о свободе слова. С юридической стороны это правильно.
На практике эта свобода зависит, среди прочего от желания широкой общественности терпеть и разделять высказываемые мнения. Когда журналист высокомерно и неуважительно пишет о социальных институтах и безразличен к «маленьким людям», СМК теряют свое влияние. Вывод, который сделали организаторы проекта из Пойнтеровского института, состоит в том, что нужно создавать новое представление о «публичной журналистике», которое устранит различия между ценностями журналистов и потребностями населения.
Масс-медиа должны активнее привлекать аудиторию к участию в освещении избирательной кампании и к оценке деятельности кандидатов и самих СМИ, чтобы представлять больше точек зрения самых обычных граждан, преодолеть отчуждение аудитории к журналистам, людей к политике. Принесет ли этот эксперимент крупномасштабные результаты, покажет время.
В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом. Рассмотрим схему Лассуэлла более подробно. Создание массовой информации непосредственно взаимосвязано с процессом восприятия и усвоения данной информации индивидами. В свою очередь этот процесс является познавательным, и в реальности сама социальная информация не может существовать без отдельных людей и целых социальных групп, которые выступают в качестве ее материальный носителей. При восприятии и усвоении массовой информации осуществляется ее преобразование. Поскольку потоки массовой информации проходят через призму сознания людей, то неизбежна трансформация ее содержания.
Следовательно, создание и преобразование массовой информации нужно рассматривать как единый процесс, направленный на восприятие, усвоение, отражение данной информации, а в дальнейшем — на ее распространение и последующее использование. По своему назначению в обществе данный процесс обычно оценивается как служебный, то есть обслуживающий интересы различных социальных систем. Процесс создания и преобразования информации зависит от: целей; намеренных и ненамеренных искажений массовой информации индивидами при ее усвоен распространении; уточнения и обогащения массовой информации; ее актуальности. На первом месте в модели Лассуэлла кто сообщает располагаются коммуникаторы — создатели информационных сообщений. Вследствие особой важности массовой информации для общества ее производством и распространением профессионально занимаются коллективы и группы людей, которые называются коммуникаторами адресантами. В их задачу входит подготовка информационных сообщений, которые должны быть доступны и понятны для потенциальных потребителей, находящихся в разных регионах страны, континента или всей планеты. Производство информации коммуникаторами неотделимо от интересов ее потребителей. Потребители социальной информации, выступающие чаще как «массы», разнородные организованно неоформленные множества людей, называются аудиториями адресатами.
В определенном смысле деление участников массово-коммуникационного процесса условно, поскольку профессиональные коммуникаторы нередко сами составляют часть аудитории. Например, тележурналисты одновременно могут быть зрителями других телепередач, а индивиды, не имеющие прямого отношения к созданию информации, сами производят письма, информационные сообщения, участвуют в радио- и телепередачах, выступают на митингах и собраниях. Однако профессиональные коммуникаторы играют главенствующую роль в массовой коммуникации, так как именно они являются обладателями, распространителями и интерпретаторами большого объема информационных потоков.
Имиджмейкер путем создания определенного имиджа влияет на ценностные установки и поведение аудитории, так как имидж отражает те ключевые моменты, на которые реагирует массовое сознание. Имидж - целенаправленно формируемый образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на аудиторию в целях популяризации, рекламы и т. Имидж, таким образом, - это совокупность свойств, приписываемых рекламой пропагандой, традицией, модой, общением объекту.
Обычно объекту приписываются такие социально-психологические символические свойства, которые свидетельствуют о его привлекательности и престижности. В коммуникации имидж выполняет определенные функции: 1 идентификации узнавания ; в процессе идентификации объект становится узнаваемым, его действия легко прогнозируются; 2 идеализации - попытка выдать желаемое за действительное; 3 противопоставления - на контрасте выявляются достоинства и недостатки объекта. Раздел 12. Главные функции и задачи организации работы современной пресс-службы Пресс-служба — коммуникативное звено, осуществляющее управление информационным полем через СМИ. Создание положительного имиджа организации, формирование информационного поля — в сфере ответственности пресс-службы. Пресс-служба должна: обладать информацией, позиционировать себя внутри организации, определять какую информацию и сколько выдавать прессе.
Лидер мнений, интерпретируя полученное сообщение, таким образом воздействует на аудиторию. Среди наиболее распространенных типов ключевых коммуникаторов можно выделить следующие: менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер, пресс-секретарь, кризисник, рекламист и т. Основная задача менеджера по связям с общественностью - ответить на 3 основных вопроса: Кто? Другими словами, цель менеджера по связям с общественностью выделить целевую аудиторию кому мы интересны?
Такой вид коммуникационной деятельности получил название стратегической коммуникации. Имиджмейкер путем создания определенного имиджа влияет на ценностные установки и поведение аудитории, так как имидж отражает те ключевые моменты, на которые реагирует массовое сознание. Имидж - целенаправленно формируемый образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на аудиторию в целях популяризации, рекламы и т. Имидж, таким образом, - это совокупность свойств, приписываемых рекламой пропагандой, традицией, модой, общением объекту.
Обычно объекту приписываются такие социально-психологические символические свойства, которые свидетельствуют о его привлекательности и престижности.
Что такое коммуникаторы?
Немаловажными факторами, влияющими на процесс и результат коммуникации (факторами, которые должен учесть коммуникатор-отправитель) выступают общая ситуация коммуникации (благоприятная, неблагоприятная или нейтральная), содержание сообщения. Коммуникатор — источник информации, является исполнителем коммуникационного сигнала, оценивает стоимость объема работ. К. уточняет hеальные возможности. Читать тему online: НОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОММУНИКАТОРЕ по предмету Журналистика. Размер: 31.89 КБ. дателем, и с менеджментом СМИ, и с отдельными журналистами. 4. Исследование коммуникатора Исследования коммуникатора связаны с анализом конкретных информационных каналов или. На рынке существует полное непонимание того, что такое коммуникатор, и вообще, как появился этот класс устройств, откуда он берет свои корни.
СМАРТФОН ИЛИ КОММУНИКАТОР
На первом (укрупненном) этапе коммуникации коммуникатор решает, какую значимую идею (значение, сообщение) следует сделать предметом передачи. Номера телефонов коммуникаторов. Как работает коммуникатор? В каких случаях и в какое время звонит коммуникатор. 3 февраля в 19.30 онлайн-лекция «Коммуникатор или пиарщик? Что означают связи с общественностью в эпоху Телеграма». На лекции мы обсудим. Модель индивидуального коммуникатора (конкретного журналиста или любого другого человека, использующего СМИ для доведения до аудитории информации определенного рода) включает те же самые пять параметров.