История борьбы за права женщин в России началась еще в конце XIX века, когда на территории империи создались первые женские общества и организации, такие как Общество равноправия женщин и Общество для защиты и просвещения женщин.
Женщины в Древней Руси: формальные права и реальные возможности
Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Ключевые слова: права женщин, правовое положение женщин, история России. Лига равноправия женщин (одна из многих российских организаций того времени, боровшихся за права женщин) направила правительству петицию с требованием допустить женщин до участия в выборах, а 19 марта женщины начали вновь выходить на демонстрации. В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. Права, которые в России есть только у женщин: раньше выходить на пенсию, получать маткапитал, разводиться после родов, получать декретные и не ездить в командировки.
Когда женщинам разрешили садиться за руль
Так появились суфражистки. Эти «амазонки XIX века» устраивали митинги, первыми начали носить брюки. Благодаря их стараниям в 1869 г. В других штатах борьба шла с трудом. Многие референдумы о предоставлении женщинам права голоса были проиграны из-за козней виноделов, они опасались, что леди будут выступать за запрещение алкоголя. Окончательно избирательное право американки обрели только 90 лет назад. Россия оказалась седьмым по счету государством, где женщины в ходе Февральской революции 1917 г.
А француженки обрели его почти через тридцать лет после россиянок. Вот вам и Европа! До него жены находились в полном распоряжении мужей: они не имели права подписывать контракты, не могли пользоваться даже собственными средствами, не говоря уж о кошельке супруга, а в случае развода теряли права на детей. Акт гарантировал дамам возможность распоряжаться заработками, совместное с мужем попечительство над детьми и другие права. Правда, эти гарантии чаще всего оставались нереализованными. Деятели эпохи Просвещения выступали против этого убеждения.
Так, в 1764 году был образован Смольный институт благородных девиц, который в последствие стал первым женским учебным заведением, положившим начало образованию девушек в стране. Стоит сказать о том, что и девушки из низших сословий теперь тоже могли получить образование, для них специально открывались особые училища, где их обучали грамоте, письму и домоводству. В XIX веке появляется множество женских организаций. Самой первой их них является Женское патриотическое общество 1812 года.
Данное объединение занималось благотворительностью, заботилось о беспризорных детях, а также создало немало домов Трудолюбия и частных школ, которыми руководили дамы-члены общества. Был учрежден Патриотический Институт Училище женских сирот 1812 года , основная цель данной организации: дать образование девушкам — дочерям младших офицеров, которые были покалечены или убиты на войне 1812 года. Одним из самых знаменитых обществ того времени стало, созданное в 1859 году, Общество доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга. Данное общество помогало нуждающимся женщинам, которые оказались в трудной жизненной ситуации с жильем, а также подыскивало работу, оплачивало вечернюю школу и оказывало медицинскую помощь.
Позже — в 1862 году была создана первая женская трудовая ассоциация — Общество женского труда. XX век в истории России оставил неизгладимый след, и конечно же, он затронул и женское движение. Так, до 1905 года женщины выступали лишь за доступ к образовательным и социальным правам, теперь их волновали и политические права. Возникло много женских общественных организаций.
Одна из наиболее активных женских организаций — Всероссийский союз равноправия женщин ВСРЖ активно выступало за защиту прав и равноправие женщин. С приходом к власти большевиков вся полнота гражданских прав и свобод была закреплена Декретами, принятыми в декабре 1917 года [1, 2, 3]. Конституция 1918 г. Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был важный шаг в освобождении, эмансипации женщины.
Гендерный разрыв в оплате труда сохранятся в большинстве стран мира. Одни эксперты считают , что женщины уделяют меньше внимания своей карьере и тратят больше времени на домашние дела. Другие предполагают , что женщины меньше реагируют на бонусы и поощрения, чем мужчины. Для них гибкий график работы более привлекателен, чем финансовые выгоды. В США у образованных женщин появилось в среднем по 20-30 минут дополнительного рабочего времени.
Это произошло благодаря притоку девушек-мигранток в 90-е годы, вызвавшему снижение зарплат нянь и домоработниц. Впрочем, как показывает анализ ОЭСР, даже в развитых странах женщины по-прежнему тратят больше времени на уборку и заботу о детях, чем мужчины.
К тому времени он уже был известным ученым и общественным деятелем". Кстати, вышеуказанный университет действует и сейчас, он хорошо известен россиянам, так как это - МГУ им. В Главархиве сохранились документы об учебе Герье в университете, разрешения о том, чтобы его семья проживала в Москве его отец Иван Герье имел немецкое подданство и первоначально жил в Гамбурге , а также свидетельства о присвоении ему дворянского звания. Чтобы подзаработать и иметь возможность обеспечивать себя в Москве, Герье давал частные уроки по истории и устроился на работу в Первый московский кадетский корпус учителем истории". Его волновали и вопросы равноправия, вот почему много сил и времени он посвятил борьбе за право женщин получать образование в России на равных основаниях с юношами. Считается, что всерьез задумываться над этим историк начал как раз в те времена, когда занимался репетиторством. Среди его учениц, бравших уроки на дому, напомним, оказалась и его будущая жена.
Права женщинам! — история 8 марта и борьбы женщин за свои права на рубеже ХIX-XX веков
Как пуританам не удалось остановить прогресс Даже узнать о том, что контрацептивы существуют, женщинам было непросто. В XIX веке Запад накрыла очередная волна борьбы за нравственность. Так, в США в 1873 году принимают «закон Комстока» — контрацепцию впервые регулируют на законодательном уровне. Но закон не был прогрессивным — напротив, он признал распространение контрацептивов по почте или через границы штатов федеральным преступлением.
Тогда для многих женщин почта была единственной возможностью получить контрацептивы или хотя бы информацию о них. Похожие тенденции наблюдались не только в США. На центр планирования семьи Алетты Якобс в Амстердаме обрушился шквал критики — не только со стороны обычных людей, но и со стороны медиков.
Якобс бесплатно устанавливала диафрагмы женщинам из малообеспеченных слоев населения. Ее работа вдохновила активисток по всему миру. Среди них была американская активистка Маргарет Сэнгер — она даже посетила клинику в Нидерландах в 1915 году, чтобы перенять опыт.
Вернувшись на родину, Сэнгер открыла первую в США клинику планирования семьи. Но через девять дней клинику закрыли, а Маргарет арестовали. Суд над активисткой продлился два года, это разбирательство вдохновило общество — движение за репродуктивные права быстро набирало популярность.
Уже в 1918 году суд в Нью-Йорке признал право врачей прописывать клиенткам контрацепцию. Как таблетка изменила мир В первой половине XX века ограничительные законы в США смягчились, а идея репродуктивного здоровья распространилась по всей Европе. Впрочем, оставалась чисто техническая проблема: все существовавшие методы контрацепции были не слишком эффективны, мало кому доступны и по-прежнему сложны в использовании.
А Маргарет Сэнгер мечтала о средстве, с которым именно женщины обретут полный контроль. В 1950 году активистка встретилась с американским исследователем Грегори Пинкусом и убедила его заняться разработкой оральных контрацептивов. Средства на первоначальные исследования выделила соратница Сэнгер Кэтрин Маккормик — одна из первых женщин-биологов с научной степенью Массачусетского технологического института и наследница огромного состояния.
Одновременно с американцами над изобретением таблетки работали европейские ученые. В 1961 году Schering AG, которая позднее вошла в состав Bayer, выпускает на рынки Германии и Австралии гормональный контрацептив «Ановлар». Доля гормонов в нем была значительно ниже, чем в американских аналогах, что делало его безопаснее.
Основные действующие вещества в средствах оральной контрацепции — синтетические аналоги гормонов прогестерона и эстрогена. Гестаген — синтетический прогестерон — выполняет основную работу, поэтому его постоянно модифицируют. В 2000-х годах использовали гестаген четвертого поколения, а несколько лет назад появились новые контрацептивы с идентичным натуральному эстрогеном, который метаболизируется сразу в эстрадиол — гормон, вырабатываемый самим женским организмом.
Как право на выбор не пришло вместе с таблеткой С появлением противозачаточных таблеток женщины впервые получили возможность планировать семью, а вместе с ней — будущее.
И речь идет не об отстающих странах в Азии или Африке. Например, только в 1920 году в США женщины получили право голосовать и быть избранными. Точно такое же право женщины Великобритании получили в 1928 году, Швейцарии - 1971 году.
Как можно заметить, женщины долго пробивали себе право на равную жизнь. Сегодня о таком положении почти никто не задумывается. Разве что в южных странах мужчина до сих пор считается главным и не может быть наравне с женщиной. Именно на таком фоне очень удивляет тот факт, что при выдаче водительского удостоверения не было никакого различия по половому признаку.
Например, в США несколько дам получили права в то же время, что и мужчины - в 1899 году. Кроме того, очень много элементов, которыми мы сегодня пользуемся в автомобиле, были придуманы девушками.
В первых десятилетиях 20 века женщины продолжали бороться за равные права и участие в политике. Когда в России произошла революция 1917 года, женщины стали гораздо активнее участвовать в политической жизни страны. Они вступали в партии, работали в советских органах власти и принимали участие в выборах. С 1917 года женщины получили право голосовать и быть избранными во все органы государственной власти.
В России также были введены другие политические изменения, касающиеся женщин. Например, женщинам было разрешено служить в армии и получать пенсии. Раньше им такая возможность не предоставлялась. В более ранние времена, в старину, женщины в России не имели права водить автомобиль. Однако с течением времени, это право также было предоставлено женщинам. Важно отметить, что политическая активность женщин присутствует не только в России, но и во многих других странах.
Например, в США суфражистки боролись за равные права женщин и возможность голосовать. Сегодня женщины в России имеют полные политические права и могут активно участвовать в политической жизни страны. Однако, несмотря на достигнутые успехи, вопрос равенства между мужчинами и женщинами остается актуальным. Первые шаги к получению прав женщинами в России Когда-то в России женщинам были лишены многих прав и свобод, считая их неспособными разумно принимать решения и управлять собственной жизнью. Однако в течение истории женщины смогли преодолеть препятствия и начать бороться за свои права. Одна из причин, почему женщины долгое время оставались в неравных условиях, заключалось в том, что им запрещалось обеспечивать себя и своих детей.
Раньше женщина была зависима от своего мужа или отца, и только он мог принимать решения по поводу ее денег и имущества. В России женщины не могли быть водителями автомобилей вплоть до 1955 года. Первые шаги к получению права ездить на автомобиле женщины-водители сделали еще в 1910 году. Однако, их право было временным и действовало только по особым разрешениям. Самое интересное, что противники прав женщин-водителей, говорили о том, что если им дать право ездить на автомобиле, они смогут легко уехать из семьи и обрести независимость. В России женщины получили право на работу и получение образования уже в конце XIX века.
Благодаря своим стараниям и борьбе суфражистки смогли убедить общество и законодателей в необходимости предоставления женщинам избирательного права. В Саудовской Аравии женщины получили право на вождение автомобиля в 2024 году, а до этого им это было запрещено. Однако, вопросы, связанные с деторождением и беременностью, оставались спорными. Надо было бороться за право на свободное и безнаказанное прерывание беременности и на безопасные роды. В конце XIX века женщины начали бороться за равные права с мужчинами в выборах.
Из исторических источников становится известно, что Анна обучала девушек грамоте, музыке, шитью и разным ремёслам. Главная цель женского обучения в те времена заключалась в прививании трудолюбия, смирения и умения вести домашнее хозяйство. Спустя сто лет похожее «училище» появилось и в Суздале, но широкого распространения зарождавшаяся образовательная система так и не получила. Безусловно, негативное влияние на социально-политическую обстановку оказало татаро-монгольское иго. Эпоха Просвещения и Екатерина Вторая Вторая попытка распространить и утвердить образование для женщин в России была предпринята императрицей Екатериной II и, в отличие от первой, завершилась успехом. Знаменательной датой в этом направлении принято считать 1764 год, когда Екатерина поручила своему секретарю и выдающемуся просветителю Ивану Бецкому заняться реорганизацией образовательного и воспитательного процессов для юношества. Иван Иванович считал, что в целях поддержания в воспитанниках духа дисциплины и воздержания их следует помещать в закрытые учебные заведения. После обучения они должны вернуться в общество «новыми и закалёнными» людьми. Начало обучения для детей обоих полов и любого сословия планировалось в пять-шесть лет до 18 лет. Однако дети крепостных крестьян такого права были лишены. Немного о Смольном институте Известный Смольный институт для девиц благородного происхождения был создан в Санкт-Петербурге при одноимённом монастыре.
«Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм
Законные права женщин отношение к социальным и человеческим правам женщин. Хронология юридических прав женщин (за исключением права голоса) отражает формальные изменения и реформы, касающиеся прав женщин. Проект посвящен истории развития прав и свобод женщин на протяжении времени.
Когда женщинам разрешили садиться за руль
Что такое равноправие в отношениях? Сколько жен можно иметь в Саудовской Аравии? В соответствии с законами ислама, мужчинам в Саудовской Аравии разрешено иметь до четырех жен. Когда женщины получили право голоса в Великобритании? Муниципальные выборы 11 февраля 1934 года стали первыми, на которых к голосованию были допущены женщины. Однако право голоса получили только грамотные женщины старше 30 лет.
Движение за равноправие Движение за права женщин было частью более общего движения за равноправие и социальную справедливость, которое проникало в различные сферы общества.
Первые вехи достижения равноправия женщин История борьбы за равноправие женщин начинается далеко в прошлом. В течение веков женщины были лишены основных прав и свобод, ограничены в возможностях и обязанностях. Однако, несмотря на это, они находили способы протеста и борьбы за свои права. В древней Греции женщины не имели права выбирать мужа, они были вынуждены выходить замуж по решению отца или других мужчин в семье. Однако уже в VII веке до н. В Средние века женщины, как правило, не имели права на наследство.
Аналогично ситуация была и в многих других культурах. Однако в некоторых регионах Европы уже в XII веке женщины получили право наследовать имущество родителей. Во времена Возрождения в Европе женщины не могли участвовать в образовании и заниматься наукой. Впрочем, даже в то время были отдельные исключения. Она занималась наблюдениями и открыла несколько космических объектов. Первые вехи достижения равноправия женщин, хоть и ограниченные, сыграли важную роль в истории борьбы за гендерное равенство.
А что равноправие женщинам дали большевики? Рассказываем, как марксисты и марксистки! Такое положение Бебель считает прямым следствием капитализма: система просто рассчитана на угнетение одних другими на основании того, у кого оказалось больше ресурсов. Следовательно, марксисты считали, что отдельное решение «женского вопроса» не требуется: если уничтожить частную собственность, исчезнет повод для любой дискриминации. И во многом поэтому, как считали теоретики, женщины должны включиться в борьбу за социальную справедливость. При этом Коллонтай не считала себя феминисткой: в ее понимании феминизм был буржуазным течением, которое борется с последствиями угнетения, а не с его причиной. По ее мнению, при капитализме равенство было невозможно.
В 1913 году Коллонтай пишет программную статью «Новая женщина», в которой излагает свой взгляд на то, какой должна быть эмансипированная гражданка. Ее интересы выходят за рамки семейных и любовных переживаний. Это полноценная личность со своими мечтами и увлечениями, которая активно вовлечена в общественную жизнь и обладает такой же сексуальной свободой, как и мужчина. Владимир Ленин в статье «Великий почин» 1919 пишет, что главный враг женщины — домашнее хозяйство, которое ничего не производит, не оплачивается и не приносит пользы обществу. Коллонтай в статье «Семья и коммунистическое государство» 1918 пишет, что брак — «товарищеский сердечный союз двух свободных и самостоятельных членов коммунистического общества», а женщина должна быть свободна от быта. Первая советская Конституция 1918 года законодательно закрепляла равенство мужчин и женщин, в 1919 году был создан Отдел по работе среди женщин — Женотдел ЦК ВКП б , а в 1920-м Советская Россия стала первой страной, легализовавшей аборты. В 1926 году браком стал считаться только гражданский союз, а не церковный.
Также предусматривалась простая процедура развода лишь по желанию одного из супругов — в таком случае второго, не явившегося в ЗАГС, уведомляли о расторжении брака по почте. Образ «новой женщины» становится пропагандистским штампом в культуре и, в частности, в прессе. Их Женотдел развернул полноценную систему печати для женщин, а ведущим журналом становится «Коммунистка». Женские издания рисовали образ сильной, устремленной в будущее труженицы, которая активно вовлекается в общественную жизнь и осваивает «мужское» производство. Согласно пропаганде, только приобретя экономическую независимость, женщины могли достичь равноправия и «освободиться от кухонного рабства». Так государство, потерявшее рабочие руки в ходе Первой мировой и Гражданской войн, привлекало новые силы. Предполагалось, что советский человек будет свободен от стирки, уборки, приготовления пищи и воспитания детей — при коммунизме все это будет делать за него государство.
Эти идеи частично воплотились в жизнь — в 1920-е годы шло строительство домов-коммун с системой общих столовых, прачечных, библиотек, яслей и т. Например, московские Дом на набережной и Дом Наркомфина. Коллонтай продолжала настаивать на том, чтобы «избавиться от буржуазного собственничества» и отказаться от традиционных сексуальных отношений. В статье «Свободу Эросу! Однако такие взгляды Коллонтай часто критиковались. Тем не менее подобный свободолюбивый социальный эксперимент нашел отражение в фильме «Третья Мещанская» 1927. По сюжету молодой печатник Владимир приезжает погостить к своему фронтовому товарищу Николаю в Москву и оказывается неравнодушен к его жене Людмиле.
Девушка, соскучившаяся по ласке, отвечает ему взаимностью. Все герои запутываются в своих чувствах и решают жить втроем. В итоге Людмила беременеет, но, так и не выяснив, от кого, бросает обоих мужей и уезжает из Москвы.
Хотя в самом университетском уставе не было прописано о праве женщин: не было четкого запрета или разрешения девушкам находиться на лекциях. Поэтому вся ответственность возлагалась на плечи профессоров университета: разрешали ли они девушкам посещать лекции или нет. Спустя время вольнослушательницы могли посещать Московские, Киевские, Харьковские и другие университеты крупных городов. Запрет на женщин-вольнослушательниц В будущем в обществе стал вопрос о женском праве на образование, но мнения разделились. Кто-то считал, что делить знания по половому признаку - пережиток прошлого, а кто-то выступил о полном запрете высших учебных заведений для женщин.
Вторых было большинство, поэтому, когда в правительстве устроили голосование по данному вопросу, было решено не допускать ни в коем случае женщин к занятиям. Решение считалось правильным, так как противники заявляли, что девушки превращают храм науки в выставку «фей с декольте», да и не должны женщины забивать свои головы ненужной им информацией. Поэтому в 1863 году в университетский устав ввели запрет на посещение занятий посторонними. Так что россиянкам, жаждущим знаний, ничего не оставалось кроме как получать образование за рубежом. Тогда самым популярным считался университет Цюриха, где еще с 1840 года пускали девушек на лекции. Кстати, первой из русских женщин этот университет окончила сестра возлюбленной писателя Федора Достоевского - Надежда Суслова. После получения диплома доктора медицины, она стала идейной вдохновительницей для десятков ее соотечественниц, которые по ее примеру решили обучаться в этом университете. В Алуште установлен памятник первой в России женщине врачу - Надежде Сусловой, которая с трудом добилась подтверждения своего диплома и признания её врачом К тому же Швейцария являлась центром русской революционной эмиграции, поэтому женщины могли не только получать образование, но и посещать различные кружки, читать литературу, которая была запрещена в царской России, а также узнать об эмансипации женщин.
Такое просвещение русских женщин беспокоило правительство нашей страны, ведь студентки, вернувшиеся из-за границы, могли рассказывать и продвигать революционные идеи, а также иностранные устои. Поэтому в 1872 году в Москве появились Высшие женские курсы, а через пару лет уже и в Петербурге открылось первое учебное заведение, где могли обучаться представительницы прекрасного пола. Высшие женские курсы Бестужева Осенью 1878 года в Александровской женской гимназии были открыты первые Высшие женские курсы, директором которых стал русский историк и политик Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. В честь него эти курсы и стали называть бестужевскими, а учениц и выпускниц — бестужевками. Что интересно, на протяжении четырех лет директор вообще не получал зарплаты.
История расширения прав и свобод женщин
По любви или по расчету? Мужское / Женское. Выпуск от 25.04.2024 | Правда, что в СССР у женщин были все права? |
Эмансипация женщин: истоки, развитие и отражение в нормах права | Борьба за экономическое и политическое равноправие женщин началось чуть больше ста лет назад в США. |
Когда у Женщин Появились Права в России: История и Значимость | Мужское / Женское на канале «Первый канал» в хорошем качестве, опубликованное 25 апреля 2024 года в 13:05, длительностью 00:41:26 на видеохостинге RUTUBE. |
Вы точно человек? | Другие ПРАВА Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. |
Когда женщинам дали право управлять автомобилем | Первые женщины-юристы на территории бывшей Российской империи появились задолго до Октябрьской революции. |
Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта?
Женщины вновь стали требовать избирательного голоса, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой. В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский День уже по всей стране. Позднее в этом же году делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где и встретились с Кларой Цеткин… Вдохновленная действиями «американских социалистических сестёр» , Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Конференция, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран, горячо поддержали это предложение поименным голосованием, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена.
Это была обязанность трудиться. Статья 18 Конституции 1918 г.
Соединение политических прав с обязанностью трудиться на перспективу идеологически означало, что граждане обоего пола были обязаны трудиться, и лишь на этом основании они могли быть субъектами политических отношении. В политической области под равенством стало подразумеваться скорейшее "коммунистическое воспитание женщин" и привлечение их в партийные ряды, чтобы в последствии их можно было бы выдвинуть на государственные посты. Надежным теоретическим основанием для проведения дальнейшей работы стали решения съездов Коммунистической партии. В этом основополагающем документе партии наряду с общими коренными интересами всех трудящихся нашли свое отражение и специфические интересы женщин, сформулированные в виде задач в области политики, народного просвещения, охраны труда и улучшения его условий, социального обеспечения, здравоохранения. Для политического просвещения женщин уже в разгар гражданской войны в октябре 1919 в организациях были созданы Комиссии по агитации среди работниц", которые впоследствии реорганизуются в "отделы по работе среди женщин", получившие сокращенное название — женотделы. Особое значение для обеспечения реального равноправия женщины имело установление государственной защиты и материнства и младенчества. Вскоре после октябрьской революции был издан декрет об охране материнства и детства [5, С. В 1919 г. Советское правительство издает декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР "в целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны" [5,С.
Все эти мероприятия были направлены на привлечение женщины к управлению государством. В 1924 г. Была опубликована вторая Конституция [7] советского государства. Она не затрагивает вопросы положения человека - гражданина, мужчины, женщины в обществе. Идеи, которые определяли в дальнейшем построение государства и взаимоотношения государства и человека, положение человека в обществе, взаимоотношение полов, полностью отсутствуют. Здесь фиксируются и взаимоотношения центральных органов и местных, их полномочия, но ни в одной статье мы не встречаем пунктов, касающихся прав и обязанностей граждан Советского Союза. Но это совсем не означало, что работа, направленная на расширение прав и обязанностей женщины была утрачена, а наоборот продолжена, но на уровне отдельных законодательных актов. Упор был сделан на создание системы бытового обслуживания, чтобы освободить женщин "от материальных тягот устарелого домашнего хозяйства".
Туда на 12 лет обучения принимались дочери дворян, причем с родителей брали подписку о невозможности «истребования» девочек до истечения срока. С 1858 года начали работу училища для девочек из незнатных семей, в 1869 г. Но и после них у женщин были проблемы с трудоустройством. Для обеспечения дам работой в 1893 г. В России с 1862 г. А два года спустя в Санкт-Петербурге открылся первый магазин рукоделий, приглашавший на работу — неслыханно! В 1910 г. Клара Цеткин предложила отмечать Международный день борьбы за права женщин. Идея прижилась спустя каких-то 67 лет. В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем, но слово «борьба» из названия праздника исчезло. Дамам стали вручать цветы и подарки, лишь бы те отвязались от мужчин со своими правами. И, надо сказать, подействовало. Удачный эксперимент открыл возможность применения обезболивания для всех рожениц.
На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира. Заключение Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности. Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования будь то начальное, среднее или высшее. Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал". Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе. И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А. Тыркова: "... Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7] Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине — менялось и отношение к женскому образованию. В заключение хочется отметить, что женское образование — это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины. Список использованной литературы 1 Константинов Н. История педагогики. Для педвузов. Из истории женского профессионального образования. И отв. Иваново, 1997. Учебное пособие. Хрестоматия [5] Пушкарева Н. Характеристика основных женских учебных заведений 3. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста. В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м — словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело. Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится. Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи. Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, так как русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков» Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность.
Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта?
Право голоса Почти 125 лет назад начался этот процесс, который более века спустя не закончился, поскольку некоторые страны в мире все еще ограничивают права женщин. Первые нарушительницы закона появились незамедлительно, а право на курение стало ассоциироваться с движением эмансипации женщин. Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции. Дальнейшее развитие имущественных прав женщин было закреплено в Русской правде.
Равное право для женщин. К 60-летию легализации абортов.
В 1804 году в Кодексе Наполеона появилась статья, согласно которой мужчина обязан был опекать женщину и отвечать за ее гражданские права. Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции. Эксплейнер о том, как женщины России добивались таких же прав и возможностей, как у мужчин: права учиться в университете, работать, изучать науку, голосовать. Борьба за экономическое и политическое равноправие женщин началось чуть больше ста лет назад в США. Стремление женщин за общественные и гражданские права началось в различные времена и в разных частях мира, и эта борьба продолжается до сих пор. Конечно, презервативы существовали и раньше, но у женщин впервые появилась возможность самим влиять на свою фертильность.
История женских прав: когда и как появились права у женщин
В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский День уже по всей стране. Позднее в этом же году делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где и встретились с Кларой Цеткин… Вдохновленная действиями «американских социалистических сестёр» , Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Конференция, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран, горячо поддержали это предложение поименным голосованием, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена. Впервые Международный Женский День был проведен 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин. В 1912 году этот день женщины отметили не 19 марта, а 12 мая.
И лишь с 1914 года этот день стихийно стали отмечать почему-то 8 марта.
Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7] Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине — менялось и отношение к женскому образованию.
В заключение хочется отметить, что женское образование — это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины. Список использованной литературы 1 Константинов Н.
История педагогики. Для педвузов. Из истории женского профессионального образования.
И отв. Иваново, 1997. Учебное пособие.
Хрестоматия [5] Пушкарева Н. Характеристика основных женских учебных заведений 3. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати.
Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию.
Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.
В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м — словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело. Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения.
Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены.
За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится. Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей.
Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи. Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, так как русских учителей недоставало даже для мужских училищ.
Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков» Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники.
Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей.
Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.
Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь. По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками , пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами.
Первый выпуск состоялся в 1802 году. Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки. В 1828г.
После её смерти покровителем института был Николай I, такой чести не удостаивалось ни одно учебное заведение России. В институт принимались девочки от 10 до 12 лет - исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия. Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам.
Учебное заведение ставило себе целью «сделать из них честных и добродетельных женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, а в случае нужды, надежных и исправных прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время крайне не хватало. Ряд учебных предметов преподавались на иностранных языках.
Императрица лично знала всех воспитанниц, десятерых из которых она всегда назначала своими пансионерками, то есть сама платила за их обучение. Она уделяла большое внимание здоровью «мариинок», некоторых во время каникул вывозили в Гатчину или Павловск на отдых.
Только стремительный рост венерических заболеваний остановил это всеобщее развращение. Пресса писала о случаях, когда комсомольцы устраивали групповой секс в парках культуры и отдыха. Наконец, расплодившиеся Женотделы даже партийная печать всё чаще именовала их «бабкомами» начали продвигать реформу русского языка, придумывая новые слова. Архитектриса, лектриса, инспектриса, авиатриса женщина-пилот , адвокатесса, фельдшериса. Появились и гендерные слова-сокращения: «женкор» — женщина-корреспондент, «женорг» — женский организатор, «женучка» — учительница. Лишь в начале 1930-х сталинское Политбюро одёрнуло заигравшихся инспектрис — чтобы не позорили идеи революции. Сеть бабкомов была ликвидирована, все феминистские журналы — закрыты, а женские вопросы перешли в полное подчинение партийной повестки.
Зато 8 марта в Стране Советов был объявлен выходным днём — небывалая щедрость для пролетарского государства, не радовавшего подданных большим числом праздников. История повторяется, и нынешние феминистки повторяют путь своих предшественниц, сосредоточившись на борьбе за феминитивы.
Курсы были закрытыми и всего их в позапрошлом веке насчитывалось около 30.
Неудивительно, что учебные заведения подобного типа вскоре появились и в других российских городах. В них обучались девушки из скромных по достатку семей. К учёбе допускались представительницы всех сословий, которые не платили налоги.
Высшее образование в России для женщин Поскольку вторая половина XIX века прославилась бурным развитием феминистского движения во многих странах мира, девушки стали активно стремиться к тому, чтобы получать полноценное высшее образование наравне с мужчинами. Университетские лекции всё чаще посещали дамы, при этом в крупных российских городах они объединялись, образовывая инициативные группы. В эти группы входили девушки из семей, пользующихся большим влиянием, и именно этот факт сыграл существенную роль в том, что женщинам удалось со временем добиться равноправия с мужчинами.
В Петербурге, благодаря такой инициативе, вскоре состоялось открытие Бестужевских и Высших медицинских курсов для женщин. В Москве были открыты курсы Герье. Не отставали в сфере организации женских курсов Томск, Казань и Киев.
Конечно, речь шла об обучении за определённую плату, а его срок составлял от трёх до четырёх лет, но и это справедливо следует считать огромным достижением.