Новости трудовой подвиг во время великой отечественной войны

Напомним, это звание присваивается тем городам, чьи жители и предприятия внесли значительный вклад в достижение победы во времена Великой Отечественной войны, бесперебойно поставляя необходимую продукцию на фронт и в тыл. «Город трудовой доблести» ― почетное звание, установленное Федеральным законом от 1 марта 2020 года «в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности.

Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ

Выходные дни объявлялись рабочими. Вся выработанная в эти дни продукция шла для детдомов, детских приемников-распределителей, детских трудовых колоний и учащихся школ. При подготовке к зиме сначала все необходимые ремонты и утепления проводились в семьях красноармейцев и эвакуированных. В конце 1945 года на территории завода был организован лагерь для военнопленных. Рабочим и служащим было запрещены любые контакты с ними: разговаривать на русском или немецком языках, показывать что-либо жестами, обменивать, покупать или принимать вещи в подарок. Лиц, замеченных в этом, сразу же брали под стражу и передавали военно-полевому суду как пособников врага. Военнопленных отправляли на лесозаготовки. Регулярно проводились проверки организации труда и условий быта военнопленных. Кинотеатр имени Горького Во время войны в кинотеатре имени М.

Горького был расположен на площади Революции демонстрировали художественные фильмы, такие как «Зоя», «Украина», документальные ленты про войну. Многие работники кинотеатра, в том числе и директор А. Соколов, были мобилизованы в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. В сентябре 1941 года на случай воздушной тревоги в кинотеатре была создана группа самозащиты. На чердаке в каждом углу находились ящики с песком для тушения пожаров. В 1944 году в кинозале была установлена радиоточка для передачи «важных сообщений». Работниц, которые «честно и добросовестно трудились на своем посту», премировали отрезами ткани на «летнее платье», белье. Забота об эвакуированных Жители Вологды проявляли большую заботу об эвакуированных, усыновляли детей, оставшихся сиротами.

В первый день войны на фронт были мобилизованы директора многих школ, дома пионеров и детского парка. В школах было введено круглосуточное дежурство и обязательное проведение светомаскировки. Война не сломила твердый характер педагогов. В школах строго следили за посещаемостью, делали все возможное, чтобы дети получали образование. Из приказа заведующего гороно г. Вологды от 09 октября 1941 года: «Предлагаю всем заведующим и директорам школ всех детей-переростков, не окончивших начальные школы, лично свести в 11 начальную школу для обучения их в группе подростков». Некоторые дети не могли посещать школу — у них не было обуви. К таким ребятам учителя приходили на дом.

Для моральной поддержки детей директора школ объявляли благодарность ученикам за общественную работу, за работу в совхозах, колхозах, сбор, сушку, сдачу лекарственных трав, ягод, грибов, сбор металлолома, за работу в госпитале, за хорошие показатели в учебе. На пришкольных участках выращивали овощи, строго предназначенные для завтраков учащихся. Расход электроэнергии в школе был строго ограничен: с 7:40 до 9:00 и с 16:00 до 20:00.

Я понял, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод.

Остаются воспоминания и рассказы. И эти воспоминания и рассказы должны стать гимном сегодня для подрастающего поколения. Из Мариинско-Посадского района на фронт ушли 10 095 человек, из них не вернулись 7722. Жителей мобилизовали не только на фронт, но и на специальное строительство: возведение оборонительных рубежей и строительство аэродромов.

Так, на возведение Сурского рубежа из Марпосадского района развёрстка была следующая: 5600 пеших и 1700 конных. Масштабы мобилизации для строительства оборонительных рубежей были не менее колоссальны, чем на фронт. Всего было призвано более 170 тыс. По данным архивистов, вскоре выяснилось, что привлечь такое количество населения и лошадей, достать стройматериалы и инструменты почти невозможно, поэтому пришлось срочно организовать производство необходимого на месте.

Так, Чувашстройтресту было дано задание изготовить 500 штук железобетонных колпаков для пулеметных дзотов, артелям — топорищ, черенков к лопатам, деревянных ложек, мисок, лаптей, рукавиц. Началась добыча бутового камня в Марпосадском и Чебоксарском районах, массовая заготовка леса. Раз в неделю их могли отпустить домой. В сильные морозы земля так промерзала, что без лома там делать было нечего.

В архивных документах отмечается, что морозы доходили до 40 градусов, в то время как участники строительства вспоминают, что доходило и до 45 градусов мороза, что «даже птицы падали оземь от холода». Варежки и рукавицы стирались быстро, изнашивалась обувь — опыт показал, что лучшая обувь — это лапти, на которые перешли многие участники строительства. Люди получали обморожения, заболевали, кто-то умирал, были и трагические случаи. По воспоминаниям, однажды в ходе работ часть склона в Марпосадском районе обвалилась, и погибла девушка.

Всего на территории муниципалитета установлено более 65 памятных мест. Справка о Марпосадском районе по данным Государственного архива современной истории Чувашии. В Марпосадском районе в первый месяц войны для отражения возможных воздушных атак при райсовете Осоавиахима была создана специальная постоянная команда из 150 человек в составе четырёх стрелковых групп и по одной противохимической защиты, связи, санитарной группы и наблюдательного поста, при сельсоветах — сельские постоянные команды, состоявшие из 60 человек. Как и в других районах, развернулась разноплановая масштабная работа по оказанию помощи Красной армии, продолжавшаяся на протяжении всего военного периода.

Шла работа по сбору средств в фонд обороны страны, по оказанию помощи районам, освобожденным от немецких оккупантов. К примеру, в 1943 году колхозами Мариинско-Посадского района была проведена работа по заготовке и отгрузке картофеля Сталинграду. Архивисты отмечают, что эвакуированным семьям и семьям военнослужащих помогали продовольствием и трудоустраивали, выдавали единовременные денежные выплаты и пособия.

Выросла в сиротстве, воспитывала её чужая бабушка. Окончила четыре класса Ильинской школы и с 14 лет начала работать: возила молоко, была свинаркой. В колхозе начала трудиться с 1933 года. В зимнее время работала разнорабочей, дояркой. А летом — в детском саду. Нужно было и постирать, и помыть за пятьюдесятью детьми. Всё успевала.

Ещё и ткала, и пряла, и скатерти вышивала. Всему этому ее научила бабушка. В годы войны пришлось трудно. Таисия Флегонтовна была и разнорабочей, и конюшила. После войны работала дояркой в колхозе «Красный показатель». А затем перешла работать дояркой в совхоз «Ильинский». Везде, где бы она ни работала, отмечали её добросовестный труд. В 1963 году Таисия Флегонтовна награждена премией за хорошее качество молока, в 1965 году ей объявили благодарность за достигнутые успехи в труде, в 1966 году — благодарность за добросовестное отношение к труду, в 1967, 1968 годах — благодарности за успехи в работе. Таисия Флегонтовна также награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Александра Григорьевна Сидорова Александра Григорьевна родилась 19 сентября 1929 года в крестьянской семье в деревне Шорохово.

Отец Ефим Гаврилович Чесноков работал в колхозе трактористом и комбайнёром. Мама Евдокия Ефримовна Бедарёва была разнорабочей в колхозе «Смычка». В семье было пятеро детей: четыре сына и дочка. Девичья фамилия Александры Григорьевны была Бедарёва. Окончила она всего два класса, и с 9 лет пошла работать в колхоз. Всю войну проработала в колхозе. Полола хлеб, убирала картошку. В деревне не было ни света, ни радио. Для освещения использовали керосиновые лампы. Жили трудно.

И питались во время войны скудно: ели тошнотики из замёрзшей картошки, на трудодни давали хлеб. Хорошо, что держали коров, и молоко было своё. Одежды не хватало.

Ответственность была колоссальная. Взрыв или пожар мог начаться после любой неурядицы, вплоть до попадания пыли. К концу войны на каждом третьем рабочем месте в промышленности Кузбасса трудилась женщина. В оборонной промышленности 70 процентов работников были женщинами.

В учебниках не рассказывается, какой ценой им это далось, не обсуждаются бытовые вопросы, вплоть до элементарной гигиены. К примеру, во время менструаций женщины привязывали к ногам траву или подкладывали в бельё мох. Женский организм находился в постоянном стрессе, — вздыхает сотрудница музея. Недетское время Из-за того, что рабочих рук на производстве и в колхозах всё равно не хватало, с мая 1942 года работать на производстве разрешили подросткам старше 14 лет. Для этого Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения», который устанавливал для детей шестичасовой рабочий день. Обучали молодёжь без отрыва от производства. К концу войны кузбасские подростки в возрасте 14—17 лет составляли около 10 процентов от общего числа работающих в промышленности, строительстве и на транспорте.

В колхозах — 20 процентов. Для юных работников в колхозе был установлен минимум в 50 трудодней в год, чтобы можно было совмещать работу и учёбу в школе. Получалось ли учиться и трудиться одновременно — вопрос риторический. Подростки шли на заводы, заменяя старших родственников и желая помочь фронту. Многие пытались уйти на фронт, но были слишком молоды. По воспоминаниям, дети взрослели очень рано — вынуждали голод, рабочая обстановка вокруг, необходимость помогать советской армии. Сёстры, остававшиеся дома, отдавали старшим братьям, идущим работать, свою пайку хлеба.

После войны у девочек по три года не отрастали ногти, до мяса изъеденные в голодное время. Количество учеников в школах сокращалось. Перед детьми стоял выбор: работать на заводе и получать паёк или учиться и голодать. К тому же в школах не было ни бумаги, ни чернил, а в семьях не хватало обуви, чтобы отправить детей на учёбу.

2. Трудовой подвиг советского народа

В формированиях местной противовоздушной обороны участковые и объектовые команды, группы самозащиты состояло до 30 тысяч саратовцев. С 14 ноября 1941 г. Власов, П. С началом войны Саратов и область стали одним из центров формирования частей и соединений Красной Армии. До конца 1942 г. Саратовская пристань являлась одной из баз Волжской военной флотилии, принимавшей участие в боевых действиях летом-осенью 1942 г. В Саратове дислоцировалось более 10 всего в области 32 различных военно-учебных заведений училища, школы, курсы , осуществивших подготовку нескольких десятков тысяч командных кадров.

Только 1-е и 2-е танковые училища за военное время выпустили 11226, саратовские пехотные — около 4 тысяч, пограничное училище — свыше 5 тысяч офицеров. В 1942-1944 гг. В период Сталинградской битвы июль 1942 — февраль 1943 гг. Он был включен в зону оперативного тыла Сталинградского, затем Донского фронтов, а железнодорожный узел города приобрел статус фронтовой распорядительной станции. Ввиду непосредственной близости к местам боев здесь размещались пункты переформирования войск, тыловые учреждения, склады снабжения и ремонтно-технические базы действующей армии. В общей сложности через область во второй половине 1942 — начале 1943 г.

В городе была развернута мощная сеть военных госпиталей. В 1942 и 1943 гг. В результате 25 крупных бомбардировочных налетов на город было сброшено 1131 фугасная и 5850 зажигательных авиабомб, возникло 250 пожаров и 416 загораний. Материальный ущерб от авианалетов составил 200 миллионов рублей для сравнения отпускная цена самолета-истребителя составляла 105 тыс. Жертвами фашистских бомбардировок среди гражданского населения в городе, как показывают подсчеты, стали около 480 человек убитыми и более 500 ранеными. В небе над Саратовом было сбито 16 немецких самолетов.

Оборонно-промышленный комплекс Саратова — на службе фронта Основу оборонно-промышленного комплекса Саратова составили производства, введенные в строй в годы первых советских пятилеток. В этот период были построено около 30 крупных заводов: комбайновый, тракторных деталей, щелочных и свинцовых аккумуляторов, станкостроительные, нефтеперерабатывающий и шарикоподшипниковый др. Реконструкции подвергся целый ряд старых металлообрабатывающих заводов: «Серп и молот», «Универсаль», им. Ленина бывший Гантке. По данным органов статистического учета, количество рабочих, занятых в промышленности Саратова увеличилось за это время в 5 раз и составило около 68 тыс. Накануне Великой Отечественной войны 1937 г.

Еще 8 других заводов города, обеспечивавших производство военной техники, вооружения и боеприпасов, также переводились в разряд военных с присвоением номеров по соответствующим военно-промышленным наркоматам. С началом войны абсолютное большинство предприятий Саратова были переведены на обслуживание непосредственных нужд армии и флота и производство военной продукции. Эвакуация оборудованияпочти 80 промышленных предприятий всего в область около 100 предприятий из западных и центральных районов страны завершило формирование оборонно-промышленного комплекса Саратова, функционировавшего в период Великой Отечественной войны. Прием и ввод в действие эвакуированного оборудования около 6 тыс. Значительная часть оборудования была размещена на площадях однотипных саратовских заводов, расширяя их производственные мощности, а иногда и меняя их профиль. На территории ГПЗ-3 разместилась часть цехов 1-го Московского подшипникового завод, имевших более тысячи единиц оборудования.

Харьковский завод «Серп и молот» 384 единиц оборудования обосновался на площадях аналогичного по названию местного завода Наркомата сельхозмашиностроения. Два крупных предприятия были созданы в городе-спутнике Энгельсе на базе брянского вагоностроительного завода им. Урицкого и московского завода им. Всего в Саратове в годы Великой Отечественной войны действовало 35 крупных заводов с общим числом работающих свыше 60 тыс. Практически все предприятия города выпускали продукцию для фронта: боеприпасы, снаряды, мины, авиационные бомбы, пистолеты-пулеметы, противотанковые ружья, минометы, свинцовые и щелочные аккумуляторы, авиационные иартиллерийские приборы, шарикоподшипники, горючее, корпуса танков, самолеты, обмундирование, перевязочный материал, пищевые концентраты, предметы фронтового быта. Уже к 1943 г.

В 1941-1945 гг. В 1942 г. За обеспечение бесперебойной поставки продукции фронту завод в числе первых советских предприятий был награжден орденом Ленина Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1942 г. Во время бомбардировочных налетов в июне 1943 г. Однако завод был восстановлен менее чем за 80 дней и вышел на прежние производственные показатели. Большая часть заводов, выпускавших товары народного потребления были переделаны уже в начале 1941 года, под выпуск патронов, снарядов, мин и другой военной атрибутики, необходимой для фронта.

Фото из личного архива Вадима Летюшова. Сделаны в музее им. Орджоникидзе НКАП наряду выпуском электроприборов в конце 1941 г. Одним из флагманов саратовской промышленности являлся шарикоподшипниковый завод ГПЗ-3 директор В. Особое значение его продукция имела в первый год войны, когда два московских подшипниковых завода находились в процессе эвакуации, а ГПЗ-4 в городе Куйбышеве только налаживал производство. По распоряжению Государственного Комитета Обороны подшипники, произведенные на саратовском заводе, незамедлительно отправлялись на танковые, авиационные и автомобильные заводы Поволжья и Урала всеми видами транспорта, включая самолеты гражданской авиации.

В 1942-1943 гг. ГПЗ-3 неоднократно подвергался бомбардировкам противника. Впервые переходящее Красное знамя ГКО заводу было вручено в марте 1943 г. Впоследствии оно вручалось еще 6 раз. За время войны завод выпустил почти 18 млн. Кирова директор Б.

Майоров , осуществлявший выпуск высокооктанового авиационного бензина и толуола. О значимости его продукции говорит тот факт, что ГКО дважды принимал по нему специальные постановления. В общей сложности, несмотря на бомбардировки и разрушения 1942-1943 гг. За вклад обеспечение фронта и тыла в больших объемах горючим крекинг-завод в 1985 г. А до этого все второе полугодие 1943 г. Важнейшее значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности имело производство двух саратовских аккумуляторных заводов.

В конце 1941 г. Только в 1942 г. В 1944 г.

Ванчинова, сделанным автором на основании статистических и информационных партийных документов, на заводах и фабриках Саратова и Энгельса в 1943 г. Саратовский комсомольцы были зачинщиками инициатив создания фронтовых цехов, а так же бригад. И молодые ребята и девчата работали и перевыполняли все мыслимые, и не мысленные планы. Орджоникидзе Инициатором другого массового трудового патриотического движения — борьбы за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом «В труде, как в бою! Бригада, возглавляемая им, уже в феврале 1942 г. Самсонов в 1942 г. Среди награжденных орденом Ленина следует указать имя первой женщины-строгальщицы В. Никольской, которая выполняла не менее 2,5 норм и подготовила десятки молодых рабочих. Малеванный, мастер М. Якименко, автоматчик М. Иевлев, Е. Полестеров, И. Яворук всего 64 человека. Особо востребованной оказалась продукция авиационного завода в период великой битвы на Волге. В начале сентября 1942 г. ГКО распорядился увеличить производство самолетов-истребителей Як-1 и всю продукцию завода направлять исключительно Сталинградскому фронту. По воспоминаниям директора завода И. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, была усилена бронезащита летчиков. Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И. Руденкобыло организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей. У проходных завода устанавливались плакаты с надписью «Товарищ! Что бы сделал сегодня для героических защитников Сталинграда? В сентябре и октябре 1942 г. За три месяца — август, сентябрь, октябрь — 1942 г. Производственный план 1942 г. Это оказалось возможным благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива предприятия. Новые испытания ждал коллектив завода летом-осенью 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня, делая один заход за другим, самолеты противника сбросили на территорию авиационного 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб. Почти три месяца главной задачей авиастроителей было восстановление разрушенных цехов. Но уже на пятые сутки из отвоеванных у огня агрегатов, деталей и узлов в разрушенных корпусах, в наспех построенных из фанеры шалашах, армейских палатках, аэродромных ангарах началась сборка и сдача самолетов. План сентября 1942 г. Вслед за этим завод стал переходить на более совершенную модель самолета-истребителя Як-3. Подшипниковому заводу во второй половине войны, прежде всего, за счет трудовой самоотверженности рабочих и ИТР удалось выйти на ритмичное выполнение заказов оборонных предприятий. В январе 1943 г. В октябре 1944 г. На ГПЗ-3 к концу войны насчитывалось 70 молодежных бригад, 5 из них получили звание фронтовых. В целом на предприятиях города почетное звание фронтовых носили более 500 молодежных бригад. В частности, в январе 1944 г. Рационализаторские предложения в 1943-1944 гг. Шурбина и др. Но труд рабочих и служащих крекиг-завода примечателен в первую очередь тем, что им в силу специфики производства длительный период летом-осенью 1942 г. Самоотверженно трудились не только работники крупных предприятий, но труженики малых производств легкой промышленности. Так, на предприятиях управления обллегпрома в 1943 г. На этих предприятиях насчитывались десятки рабочих, выполнявших по 5-6 норм и являвшихся активными рационализаторами. Цицина в 1943 г. В связи с ростом энергоемкости промышленности и прекращением поступления угля из Донбасса в Саратове в конце 1941 г. Во многом его удалось разрешить благодаря сооружению методом народной стройки в сентябре-октябре 1942 г. В дальнейшем газовая отрасль быстро развивалась. К примеру, если в 1942 г. Осенью 1943 г. Всего к концу войны в Саратов поступило 900 млн. За период Сталинградского сражения саратовскими железнодорожниками было доставлено в районы военных действий около 300 тыс. За время боев на железнодорожные коммуникации области было сброшено более 90 тыс. Саратовские железнодорожники в дни Сталинградской битвы, находясь нередко в условиях боевой обстановки, прилагали поистине героические усилия, чтобы быстрее доставлять эшелоны к фронту. В целях повышения коммуникационной емкостей области в 1942 г. В августе-сентябре 1942 г. Форсированное строительство железной дороги Саратов-Сталинград в военных условиях — это также особая страница жертвенных усилий саратовцев во имя победы. Помимо военных строителей и заключенных Приволжского ИТЛ, в холод и зной на строительные работы по трассе дороги выходили более 3,5 тысяч жителей города. Большие объемы перевозок в навигацию 1942 на Волге были осуществлены саратовскими речниками относились к Средне-Волжскому речному пароходству. На пароходах, баржах и дощаниках под Сталинград доставлялись воинские грузы, а обратным рейсом вывозились промышленное оборудование, раненые, эвакуированные. С августа 1942 и до конца навигации работа речников происходила в условиях минирования фарватера и под воздействием вражеской авиации. Особенно отличились команды пароходов «Баранов», «Чехов», «Решительный» и баркаса «Свобода». Для защиты от воздушного нападения на судах, приписанных к Саратовской пристани, было установлено 64 зенитных орудия и 239 пулеметов.

Это был очень добрый, открытый, душевный человек. Военные испытания закалили его характер. Любовь Алексеевна Газеева. Такой же сильной женщиной была и его сестра — Любовь Алексеевна Газеева, 1923 года рождения. В годы Великой Отечественной войны она трудилась не покладая рук в колхозе. Она вспоминала о том, что в те годы хлеба родились богатые, сена было много. Все нужно было прибирать вовремя. Поэтому жители поселка трудились даже ночью, спали по несколько часов в сутки. Любовь Алексеевна до войны выучилась на бухгалтера-учетчика. В 1942 году она получила броню, так как у нее был грудной ребенок. Ее назначили руководителем полеводческой бригады, она к концу дня учитывала объем выполненных полевых работ. Для того чтобы проследить за ходом выполнения посевной, она ездила по полям на коне по кличке Моторчик. Также Любови Алексеевне приходилось самой скирды метать, сено косить, на сеялке стоять, потому что рабочих рук не хватало. Было очень тяжело выполнять всю мужскую работу, но женщины не жаловались. Он понимали, что этот труд необходим для Победы. Любовь Алексеевна была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Таким образом, члены моей семьи внесли огромный вклад в дело победы в Великой Отечественной войне. Для меня война — это подвиг русских солдат, подвиг женщин и детей в тылу, тяжелейший труд всех во имя Великой Победы; это память, которую нельзя убить и уничтожить, это смерть молодого поколения, тех, кто должен был продолжить дело прадедов и отцов.

В октябре-ноябре фашистские бомбардировщики сбрасывали авиабомбы на железную дорогу, до сих пор вдоль нее есть заросшие воронки. Когда раздавался сигнал тревоги, жители из ФУБР и Горбачихи с узлами бежали за среднюю школу и скрывались в мелколесье. Хлеб выдавали по карточкам, этого было мало. На нас, детей, — по 300 граммов, рабочим — по 600. И больше — ничего. Мы искали хотя бы крошку хлеба. Мама работала на фабрике ткачихой по 12 часов в день и, уходя на смену, не каждый раз брала с собой кусок хлеба. Мы, двенадцати-тринадцатилетние девочки и мальчики, ездили за продуктами в Чувашию, на Украину. Нас так и называли «мешочники»,» — вспоминает ветеран труда, Зинаида Павловна Понасенкова. Днем и ночью по несколько раз били тревогу,» — вспоминает Полина Ивановна Ершова. А из рассказов Адольфа Андреевича Кунайкина мы можем представить себе первые дни войны: «Помню первые дни войны. Провожали на фронт. К вокзалу идет группа мужчин с белыми и синими наспех сшитыми вещмешками. По краям — плачущие женщины и дети, держащие за руку своих отцов. Не могу забыть первую бомбежку. И до нашего тыла докатился огонь войны. Самолеты с устрашающим воем один за другим пролетали в районе вокзала. Побежал к вокзалу смотреть — ведь мальчишка был, ничего не боялся. Сначала с самолета посыпались листовки. Одну положил в карман, потом прочитал. Там немцы оповещали о своих «грандиозных» успехах на фронте. Потом полетели бомбы. Сначала было видно, как падает бомба, несколько секунд — ничего не видно. А затем — взрыв. Когда самолеты улетели, то мы, мальчишки, побежали смотреть, куда упали бомбы. Около железнодорожного полотна увидели воронки диаметром пять метров. Вставай на смертный бой! Под музыку этого знаменитого гимна каждую неделю родные и близкие провожали на фронт отцов, братьев, сыновей и дочерей на защиту Родины от фашистских захватчиков. Во всех цехах и отделах фабрики, жилых помещениях и других учреждениях города Дрезны организованы отряды местной противовоздушной обороны. Фашистскими самолетами сброшены первые бомбы на железную дорогу, станцию Дрезна, на деревню Савостьяново зажигательные бомбы. Враг был близко от Москвы. Во главе с партбюро организован партизанский отряд. Для эвакуации оборудования начался демонтаж автоматических ткацких станков в новом корпусе второй ткацкий цех. На строительство оборонительных сооружений 360 тружеников фабрики направлены под город Серпухов, 500 человек под город Наро-Фоминск. В декабре 1941 года фашистские армии на подступах к Москве были разгромлены и отброшены. В сооружении оборонительных рубежей у г. Серпухова и г. Наро-Фоминска участвовали трудящиеся Дрезны. Мобилизованные по повесткам, где было указано: «На основании постановления комитета обороны о привлечении населения к трудовой повинности вы мобилизованы на 15 дней. Обязываем Вас явиться в Штаб военного строительства в г. Захватите с собой лопату, топор, одеяло, подушку, мыло, полотенце, одежду теплую котелок, ложку, кружку. Питаньем и жильем будете обеспечены. За уклонение привлекаетесь к ответственности по закону военного времени…» Их силами возводились противотанковые рвы, окопы, огневые точки. Об этом вспоминает Клавдия Федоровна Сизова: «На запасном пути погрузились в товарный эшелон.

Трудовой фронт Великой Отечественной

О том непростом времени расскажет ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, председатель Совета ветеранов Калининского района, полковник Василий Егорович Горбунов. За годы Великой Отечественной войны из округа было призвано и отправлено на фронт 8 982 человека, 2 282 из них не вернулись. К 80-летию освобождения советских территорий и в честь подвига городов тыла в ходе Великой Отечественной войны РИА Новости при поддержке Президентского фонда культурных инициатив запустило мультимедийный проект "Освобождение.

Московская битва. Истории героев тыла

Сообщение о детях героях войны 1941-1945. Подвиги детей в Великой Отечественной. Герои войны 1941. Зайцев Василий Григорьевич герой Великой Отечественной войны 1941-1945. Василий Зайцев Великий снайпер Великой Отечественной войны. Василий Григорьевич Зайцев 1945.

Великие люди которые воевали на Великой Отечественной войне. Знаменитые герои войны 1941-1945. Герои Отечественной войны. Герои которые воевали на войне. Подвиг школьника в годы ВОВ.

Подвиги советских войн в годы Великой Отечественной войны. Подвиги железнодорожников. Подвиг железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Подвиги Строителей во время войны. Сообщение трудовые подвиги в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.

Подвиги юных героев Великой Отечественной войны 1941-1945. Дети герои Великой Отечественной войны. Школьники герои Великой Отечественной. Подвиги учеников в годы Великой Отечественной. Подвиги школьников в годы Великой Отечественной войны.

Леня Голиков герой Великой Отечественной войны. Дети герои Великой Отечественной войны Леня Голиков. Шулайкина Лидия Ивановна летчик-Штурмовик. Лидия Шулайкина герой России. Шулайкина Лидия Ивановна Орехово-Зуево.

Летчики герои ВОВ 1941-1945 И их подвиги. Рассказ о герое. Подвиг детей героев ВОВ. Известные дети герои Великой Отечественной войны. Герои Великой Отечественной.

Известные люди Великой Отечественной войны. Люди герои Великой Отечественной войны. Заметка о Зое Космодемьянской. Пионеры герои Великой Отечественной войны Валя котик. Юный герой Валя котик.

Подвиги великих героев Валя котик. Герой Валя котик подвиг. Подвиг советского народа в ВОВ. Подвиги людей в Великой Отечественной войне. Мужество народа в годы войны.

Дети-герои Великой Отечественной войны 1941-1945 девочки. Герои Великой Отечественной войны дети герои. Александр Матросов подвиг. Александр Матросов герой. Герои в Великую отечественную войну 1941-1945 Александр Матросов.

Пионеры-герои Великой Отечественной войны. Пионер герой Великой Отечественной войны пионеры. Герои Великой Отечественной войны 4 класс. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 Покрышкин. Рассказ о герое советского Союза Великой Отечественной войны.

Герой советского Союза рассказ о подвиге. Подвиги в годы Великой Отечественной войны. Герои Кубани Великой Отечественной войны 1941-1945. Подвиги ветеранов Великой Отечественной войны. Герои начала войны 1941.

Поляков Сергей Николаевич герой советского Союза. Герои совершившие подвиги в годы Великой Отечественной войны. Подвиги Великой Отечественной войны 1941-1945. Подвиги героев Великой Отечественной войны 1941-1945. Подвиги во время Великой Отечественной войны.

Его назначили машинистом-инструктором. В самое горячее время из 10 поездов 7 вели к фронту паровозы этой колонны. Исключительную выдержку и мужество проявил Носков при своём 50 фронтовом рейсе. По локомотиву был открыт ураганный огонь из миномётов. Но машинист не растерялся и прошёл по опасному перегону без потерь. В дни героической битвы на Волге прославился машинист депо Лиски Иван Шурупов. Во время одного из многих рейсов немецкий самолёт на перегоне обстрелял поезд: 3 осколка попали машинисту в голову и один в живот.

Тяжелораненый Иван Шурупов не покинул свой пост и привёл эшелон к месту назначения. Машинист депо Поворино Калдин однажды 18 суток подряд находился на паровозе. Водил поезда на головном армейском участке. Паровоз 20 раз подвергался бомбёжкам. Помощник машиниста был убит осколком, кочегар ранен. По локомотиву били прямой наводкой прорвавшиеся танки. Бригада машиниста депо Отрожка Юрина 8 суток жила в паровозе, без конца совершая рейсы с техникой к Воронежскому фронту и обратно — с ранеными.

Когда у людей заканчивались силы, вспоминали, что на фронте ещё тяжелее, и работали дальше. В одной из поездок на перегоне Ададурово — Неткачево на поезд, который вёл машинист Егоров, спикировал фашистский самолёт, сбросив несколько бомб. С локомотива была сбита дымовая труба, выбиты стекла в кабине, осколками стекла ранены помощник и кочегар. С трудом доехали до станции Ададурово, сделав трубу из найденного металла, проследовали в Балашов. Машинист депо Балашов Баландин отмечал: «Нам приказали ехать на Калач. Приняли поезд с танками и повезли его. Не доезжая до Бутурлиновки остановились.

Танки разгрузили. Они своим ходом пошли к линии фронта. Станция Бутурлиновка вся была забита эшелонами с войсками и техникой.

На крышах устраивали даже огороды! Благодаря таким поездам, были спасены тысячи раненых красноармейцев. Эту историю прислал правнук героя Николай Морозов. Платова Мария Ивановна «Все для фронта, все для Победы!

Зимой 1941 года от сильных морозов двигатели самолётов стали замерзать. Появилась проблема с запуском моторов. Необходимо было найти фабрику, которая могла бы сшить на моторы спецчехлы, и специалиста, который сделал бы нужные выкройки. Объехав 11 швейных фабрик, выбор остановили на закройщице Марии Платовой. Получив чертежи, Мария поняла, что надо ехать на аэродром. Здесь она сделала обмеры мотора и нарисовала выкройки. По ним на фабрике стали шить чехлы на самолёты, что очень помогло работе нашей авиации во время контрнаступления под Москвой.

К этому же времени была организована мастерская и полигон по изготовлению сборных железобетонных элементов. Всего за первые 2 года строительства было изготовлено свыше 2000 м3 сборного железобетона. На Челябметаллургстрое впервые было освоено массовое изготовление железобетонных труб с применением виброформ и немедленной распалубки после бетонирования. В течение нескольких месяцев был построен цех металлоконструкций производительностью 16 тыс. На стройке возникла проблема с бензином, что грозило остановкой транспорта и из-за этого — всей стройки. Было принято решение срочно в массовом порядке изготовить газогенераторы и переоборудовать автомашины на другое горючее — дрова.

В результате крайне напряжённого труда коллектив стройки под руководством А. Комаровского 7 февраля 1943 г. Про то, что стыдливо замалчивалось Военные строители в годы войны испытывали значительные трудности в хозяйственно-бытовом, медицинском обслуживании, снабжении продовольствием и вещевым имуществом. Поскольку в сознании партийно-военного руководства был широко внедрен принцип их вспомогательной и ничтожной роли. Кстати он каленым железом искоренялся лично верховным Главнокомандующим И. Но об этом отдельный разговор, который состоится в преддверии Дня Строителя.

Пока придется ограничится краткой аннотацией. Особенно неблагоприятным для них был первый период войны. Выполнение оборонных задач «любой ценой» приводило к потерям здоровья, а зачастую и жизней военных строителей. Документальные источники свидетельствуют о тяжелом материально-бытовом положении строителей ряда УОС в 1942 г. Лагунов сообщил о смерти в мае—августе 1942 г. Из них 100 человек умерли от сердечной слабости из-за недостатка питания.

Вследствие полной потери трудоспособности из УОС в райвоенкоматы откомандировали 1640 человек. В мае—июне было госпитализировано 2,5 тыс. Среди личного состава строительств инженерного отдела КБФ в декабре 1941 г. Из 1,5 тысяч флотских строителей Ленинграда в начале февраля 1942 г. Все больные работали на строительстве с июля—августа 1941 г. Такое трагическое положение строителей было вызвано рядом причин.

В целом по всем строительным колоннам УОС Красной Армии общая заболеваемость личного состава за период с января 1942 г. Авитаминоз и дистрофия строителей особенно усиливались в зимние месяцы. По решениям военных советов фронтов строителям было выделено дополнительное количество продовольственных пайков, однако полностью проблему с питанием эта мера решить не могла. Положение резко изменилось с 21июня 1943 года, когда военные строители стали бойцами Народного Комиссариата обороны нарком маршал И. Реорганизованные УОСы получали определенное количество продовольственных пайков по списочному составу. Общая калорийность пайка должна была составлять 2200 калорий в сутки.

По суточной норме стройармейцу полагалось получать: хлеба — 800 г, круп — 66 г, мяса или рыбы — 73 г, масла — 20 г, сахара — 16 г. В действительности строители из-за неполного обеспечения мясом и овощами получали паек, не превышавший 2000 калорий. Поэтому было разрешено иметь подсобные хозяйства в ВСО и изыскивать дополнительные источники питания. Положения стабилизировалось когда на фронт стали массово поступать американские мясные или на солдатском лексиконе «второй фронт» Военные строители стали получать вещевое довольствие по нормам РККА. К 1943 г. В строительных организациях имелись 52 лазарета на 40—50 коек и 159 изоляторов на 3—5 мест каждый.

В последующем сеть медицинских учреждений продолжала расширяться.

Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ

В годы Великой Отечественной войны вся страна, как одна большая семья, встала на защиту Отечества. Мужчины ушли на фронт. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. / Время чтения 11 мин. История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. И подвиги совершались не только на фронте, где офицеры и солдаты под канонаду проявляли силу духа, мужество и отвагу. Великая Отечественная война. Во времена Великой Отечественной войны, по ее рассказам, они, дети, шли на работу голодными или «позавтракав» лепешками из травы, которые мать испекла. Великая Отечественная война. ветераны.

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

  • «Мы воевали»: как женщины спасали тыл
  • Трудовой подвиг на войне
  • Другие новости:
  • Наши Герои Социалистического Труда в годы Великой Отечественной войны
  • Мы в соцсетях

На Камчатке презентовали сборник о трудовом подвиге жителей Корякии во время ВОВ

Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Почётное звание «Город трудовой доблести» присвоено Воркуте по Указу Президента Российской Федерации Владимира Путина «за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Великая Отечественная война. они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях. Город Владимир в годы Великой Отечественной войны 1941 ­– 1945 (документы и воспоминания).

Московская битва. Истории героев тыла

Речь идет о Центральном транспортном узле, Восточном полигоне, подходах к Азово-Черноморскому и Каспийскому бассейнам, а также железнодорожной сети Новороссии и Донбасса. В качестве приоритетов отрасли российский лидер назвал разработку высокоскоростных локомотивов и поездов, цифровизацию услуг, внедрение передовых логистических решений. Президент также поблагодарил всех железнодорожников за ответственное отношение к работе, преданность профессии и готовность трудиться на благо страны и народа.

Каушанов ВЭБ. РФ запустил проект, посвященный истории восстановления разрушенных войной российских городов Присвоение этого звания очень важное событие, поскольку многие города Урала, Сибири или средней полосы России, до которых не дошла война, совершали настоящие трудовые подвиги, помогая Красной Армии победить врага, подчеркнул в беседе с «Известиями» эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов. Несмотря на то что СССР мог рассчитывать на большую помощь по программе ленд-лиза или по советско-британскому соглашению, экономически Советский Союз нес основную тяжесть войны на себе. И это не пустой звук, — уверен он. Если бы не было тыла, не было бы и победы над гитлеровской Германией, напоминает научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. По его словам, эти города сыграли огромную роль в годы войны, поскольку все заводы с оккупационных территорий перевели именно сюда. Только благодаря этому удалось добиться преимущества в самолетах или танках, — пояснил он.

Уникальные письма, документы и фотографии — в спецпроекте «Известий» к 75-летию разгрома нацистской Германии Кроме того, действия жителей этих городов — реальный пример героизма. Поэтому женщины были вынуждены замещать мужчин. Это был настоящий подвиг, — рассказал Александр Чубарьян. Мне было 12 лет, и я прекрасно помню, как моя мама, которая имела библиотечное образование и была пианисткой, работала учетчицей на Челябинском тракторном заводе.

Вот только некоторые факты. В годы войны авиазавод имени Чкалова построил почти 16 тысяч самолетов, "Электросигнал" произвел 168 тысяч радиотехнических аппаратов, "Электроагрегат" обеспечивал армию и флот крупными прожекторами. Приборостроительный завод стал основным поставщиком фронту оптических прицелов и наблюдательных приборов. Кроме того, "Комета" поставляла взрыватели и корпуса снарядов, "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" - радиостанции, "Союз" выпускал стабилизаторы для реактивных снарядов, а радиосвязь Красной армии и флота более чем на семьдесят процентов снабжались производимыми им лампами.

Александр Кузьмин, труженик тыла: - В 1943 году мне исполнилось четырнадцать лет, и я вместе с другими мальчишками и девчонками из сельских районов области был мобилизован для работы на предприятиях Новосибирска. Он выпускал гильзы для артиллерийских снарядов. Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Если надо было, оставались в цехах во вторую смену. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Александр Грицай, начальник Западно-Сибирской железной дороги: - Присвоение Новосибирску почетного звания "Город трудовой доблести" - историческое событие. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг.

Когда перешли границу, с питанием стало лучше». Победу Мария Васильева встретила под Кенигсбергом. В мирной жизни, однако, шофером не стала. Профессию в мирной жизни тоже выбрала самую мирную — учитель. Красивое решение Мстислав Всеволодович Келдыш на пресс-конференции в московском Доме ученых «Одним из многих просчетов, обусловивших провал фашистского похода на Советский Союз, была недооценка советской науки», — считал физик и академик Сергей Вавилов, ставший в 1945 году президентом советской Академии наук. Находки и решения русских исследователей сразу же внедрялись в производство. Так, в середине 30-х годов ведущие конструкторы всего мира бились над проблемой флаттера — нарастающей тряской, из-за которой при переходе на высокие скорости самолеты буквально разваливались. Проведя ряд математических расчетов, Келдыш сформулировал причины флаттера, разработал метод расчета критической скорости и доступные практические приемы для гашения возникающей при этом вибрации. А еще через несколько лет он же сумел преодолеть эффект шимми — сильных самовозбуждающихся колебаний шасси самолета, приводящих к поломке во время взлета и посадки. Математики всего мира до сих пор называют эту работу «красивой» и важнейшей для развития советской авиации. Результат — две Сталинские премии и орден Трудового Красного Знамени. Изобретатель менисковой оптической системы, носящей его имя, которая в настоящее время широко используется в телескопостроении. Лауреат двух Сталинских премий Во время войны свою работу не прерывали и астрономы, исследования которых имели в первую очередь оборонное значение. Сотрудники Государственного астрономического института МГУ составляли для штурманской службы бомбардировочной авиации специальные таблицы восхода и захода солнца и луны. Кроме того, в военное время была изобретена менисковая система телескопов, которая сыграла огромную роль в оптическом приборостроении. Дмитрий Максутов, автор изобретения, вспоминал, что эта идея пришла ему в голову в дороге, во время эвакуации, когда Государственный оптический институт эвакуировали из Ленинграда в Йошкар-Олу. Иван Николаевич Назаров — советский химик-органик. Лауреат двух Сталинских премий Чинить сломанные бензобаки, корпуса аккумуляторов, сверла, цилиндры на танках и машинах на фронте помогало новое изобретение советского химика Ивана Назарова — карбинольный клей. За разработку чудо-клея в 1942 году Назаров получил Государственную премию. Клей и после войны широко использовали в оптике, в разных отраслях техники, даже для склеивания мрамора в метро. Борис Яковлевич Эльберт слева — советский ученый в области микробиологии. Доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель наук Киргизской ССР. Николай Акимович Гайский справа — микробиолог, доктор медицинских наук, профессор ИГМИ, создатель туляремийной вакцины, лауреат Сталинской премии Не отставали и врачи. Во время войны медики, химики и биологи создали вакцины от туляремии и туберкулеза, новые лекарства и мази в том числе мазь Вишневского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий