Проповедь на Литургии в субботу первой седмицы Великого поста 28 февраля 2015 года. ← Пятница первой седмицы Великого Поста Старец Клеопа Покровский →. Четверг первой седмицы Великого поста Покаяние есть таинство, в котором исповедывающий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, церковь в первые два дня рекомендует и вовсе отказаться от пищи.
Первая седмица Великого поста
Хозяин виноградника нанял работников с утра, потом пригласил следующих спустя несколько часов, потом ещё, а под конец рабочего дня, когда до окончания сбора винограда осталось не больше часа, пригласил и тех, кто нигде не мог в этот день получить какую-либо работу и заработок. И всем им хозяин виноградника заплатил одинаково — по одной монете, что вызвало возмущение у приглашенных к работе с самого раннего утра. Как же так, мы работали целый день, а они всего-то несколько часов, и получили все поровну, забыв о том, что сами нанялись за предложенную плату, которую и получили по окончании труда. В этой притче хозяин виноградника, его господин — это Сам Христос, а виноградник — это весь мир и Начальник этого мира Сам определяет кому, что, сколько и по какой причине воздать за его жизнь. И бывает так, что первые станут последними, а последние — первыми, как и было сказано в этой притче в её завершении. Сам Господь взвесит жизни всех погибших в этой страшной московской трагедии для Царства Небесного и, быть может, они получат большее воздаяние в жизни вечной, чем мы, знающие волю Божию и не творящие её. Суббота первой седмицы Великого поста.
Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и не в осуждение было им Причащение. Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас — сосуд Божественного таинства; каждый из вас — храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы — Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его 1 Кор. Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведником правдою Сына Божия. Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы во храме, или кратчайшее время по исшествии из храма? Неужели вы опять предадитесь в работу тлению? Неужели Иисус, вошедший Святыми Тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться из них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите в себя? Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя! Пребудьте Храмом Божиим, служите вселившемуся в вас Господу тщательным исполнением Его Святых заповедей — и Он пребудет в вас.
Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста. Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков. Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры. В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста. Блюда из них заменяют мясные продукты. Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Грибы — это источник белка и альтернатива мясу. Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам. Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения. Черный шоколад можно употреблять в Великий пост. Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них. Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры. Макароны разрешены, если в их составе нет яиц. Растительное масло можно использовать в пост в определенные дни. Монахам и священнослужителям разрешается принимать в пищу растительные масла только по выходным, а также 5 апреля в честь стояния Марии Египетской. Мирянам разрешают послабления, они могут готовить блюда на растительном масле без ограничений. Сливочное масло, даже топленое, запрещено в постные дни. Этот скоромный продукт можно подавать на стол только в Пасху. Вино можно пить в умеренном количестве по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Кофе можно пить в пост, кроме дней, когда нужно соблюдать сухоядение. От кофе с молоком придется воздержаться либо заменить коровье молоко на кокосовое или овсяное. Во время поста в сутки рекомендуется выпивать полтора-два литра чистой воды. Мозг часто ошибочно воспринимает жажду за голод. Как только возникает желание перекусить, нужно выпить стакан воды. Это предотвратит переедание. Нельзя употреблять животные жиры, яйца и продукты, для производства которых они используются. Из рациона исключают молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметану, сыры, сливочное масло. Следует ограничить пищу с интенсивным вкусом: слишком соленую, сладкую, пряности.
За Божественной литургией епископ Сергий совершил диаконскую хиротонию чтеца храма Святой вмц. Параскевы Пятницы в д. Поречье Димитрия Алексеева. По окончании Божественной литургии епископ Сергий обратился к верующим с Архипастырским словом и поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин.
Первая седмица Великого поста
Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и вот веки веков. Православный катихизис О Таинстве Причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам. Иннокентий, архиепископ Херсонский Помысли, христианин, какой чести ты удостоин? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют возреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом. Святитель Иоанн Златоуст Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме.
Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», — сказал Он. Святитель Иоанн Златоуст Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией благодарением потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим, и даже не остается ничего совершенно, чего бы не даровал нам здесь Бог.
Но если нас все раздражает, и мы не можем с собой справиться, то следует чуть ослабить пост, задуматься о причинах, ведь важнее с родными вести себя по-христиански. Но блажен тот, кто смог и первое соблюсти и второе - строгость поста и любовь христианскую в сердце. Настолько хорошо постились христиане города Константинополя в 362 году, что император того периода времени Юлиан Отступник, обуреваемый злобой и гневом из-за того, что происходит, - а он был христианином от рождения, но предал свою веру и стал поклоняться ложным богам, - воспылал ненавистью к христианам. Чтобы осквернить подвиг христиан Константинополя, которые дерзновенно подвизались в первую седмицу Великого поста и по окончании ее желали вкусить пищи, он приказал окропить идоложертвенной кровью все, что было на рынках Константинополя.
Но Господь, через Своего угодника Феодора Тирона, который пострадал в 306 году, будучи сожженным за твердое исповедание своей веры, предупредил своих верных чад. Святой Феодор Тирон явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию и сообщил о коварном плане императора.
Святой Феодор Тирон явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию и сообщил о коварном плане императора. Тогда всем христианам было дано повеление вкушать вареную пшеницу с медом, а на рынок не ходить, и так поступать всю неделю. В память того великого чуда и в память того великого поста христиан в Константинополе в конце первой седмицы Великого поста Церковь совершает богослужение в честь великомученика Феодора Тирона, с верой в то, что истинный пост никогда не бывает посрамлен, а Господь Своей силой покрывает постящихся и придает им духовную радость и силу. Первая седмица Великого поста — это как сеяние духовных семян, весь пост — это как возрастание этих семян, когда мы их возделываем. В Пасху мы получаем урожай нашего поста.
Пусть первая седмица, образно выражаясь, будет сеянием духовных семян, пост — их произрастанием, а Пасха — великим ликованием, когда мы встретим Воскресшего Господа здесь, в храме на ночной службе, и в чистоте душевной, и в неизреченной радости праздника, и в ожидании соединения с Господом в Пасхальном ликовании.
Это был Великий четверг, и еретик понял, что его жена должна приобщиться Святых Таин. Он разгневался, бросился в дом соседки, чтобы помешать ей, а когда ворвался, то увидел, что жена уже причащается. Муж в ярости начал душить женщину, заставляя ее исторгнуть изо рта Причастие. То, что женщина не успела проглотить, выпало у нее изо рта. Обезумевший муж выбросил святыню в сорное место. Как только он это сделал, то сразу увидел, что некая светящаяся сила подняла Святые Таины и отнесла на небо. Этот человек потом покаялся, жил долгое время в монастыре. Бывший еретик кричал, что он великий грешник и Господь его покарает за нечестивую жизнь. Братия обращалась к нему со словами, что мы все грешны, Господь милостив, зачем ты так убиваешься?
И тогда он рассказал им свою историю. Как тот человек надругался над Спасителем при Его жизни, так и еретик тоже надругался над Христом в таинстве Причастия. По церковному преданию, человек, ударивший Господа на суде у первосвященника, был никто иной, как тот самый калека, который 38 лет пролежал в болезни возле овчей купели. Об этой истории повествует евангелист Иоанн.
О службах первой недели Великого поста
Шестая седмица Великого поста, известная как Святая Четыредесятница, является предпоследней неделей в длительном цикле подготовки верующих к празднику Пасхи. Шестая седмица Великого поста, известная как Святая Четыредесятница, является предпоследней неделей в длительном цикле подготовки верующих к празднику Пасхи. «Во время Великого поста можно поминать усопших дома так же, как и в другие дни года, за исключением Светлой седмицы — первой недели после Пасхи до вторника следующей недели, праздника Радоницы». Божественная литургия в Сретенском монастыре в субботу Первой седмицы Великого поста.
Сегодня, в пятницу 6-й седмицы, завершается Святая Четыредесятница
Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы – 40 дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Одна из особенностей Великого поста заключается в том, что Божественная литургия уже не совершается ежедневно, как в обычные дни. В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. Общая исповедь проходит два раза за Великий пост: накануне субботы первой седмицы и накануне Великой Субботы. В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными днями — не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совсем другое: в субботу и воскресенье совершается полная литургия.
Календарь Великого поста: пятница, суббота Седмицы первой
Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде. Преподобный Исихий По причащении же Святых Таин, воздав благоговейное благодарение Господу за великую к тебе милость, в сей момент явленную как некий велий и неизреченный дар, войди тот час в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу со смиренным чувством, простри к Нему мысленно такую беседу: «Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грех на пагубу себе, и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия и ими вместо меня порази в конец сего неистового врага моего». Преподобный Никодим Святогорец После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и не в осуждение было им Причащение. Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас — сосуд Божественного таинства; каждый из вас — храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает.
Уже теперь вы не свои: вы — Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его 1 Кор. Не можете принадлежать ярму чуждому!
Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом.
В остальные дни Великого поста — с понедельника по пятницу — положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну — «вечеря». В субботы и воскресенья Великого поста — двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста кроме среды и пятницы , а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу — вареная растительная пища без масла. В Крестопоклонную серединную седмицу, во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла.
Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы если этот день будет до Лазаревой субботы разрешается растительное масло и вино. В сам день праздника Благовещения если он не приходится на Страстную Седмицу и в Вербное воскресенье дозволяется употребление в пищу рыбы. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В последнюю седмицу Великого поста — Страстную — вспоминаются добровольные страдания и смерть Спасителя. В эти дни постятся по особому уставу.
До Великого Четверга употребляют пищу без масла. В этот день разрешается елей.
Те, кто ждал Великий пост, уже почувствовал на себе всю его благодатную силу. Как спасительно все устроено Святой Церковью, она как чадолюбивая мать желает нашего спасения и дает нам такие средства как Великий пост. Мы слышали, как нужно хранить себя, назидались поучениями о природе греха — гордыне, о тех страстях, что проистекают из нее: о зависти, гневе, лжи, осуждении.
Говорили о том, как бороться с ними, о тех средствах, что дал нам Господь, о посте и молитве.
В это время принято говорить о родных, близких, знакомых только хорошими словами и помнить о позитивных моментах.. В родительские субботы запрещается поднимать оброненные кем-то вещи. Вместе с ними к человеку могут перейти все беды от прошлого владельца. Нельзя в этот день устраивать поминки с алкоголем. Традицию, пришедшую из языческих времен, церковь не приветствует. В родительские дни также не принято заниматься уборкой в доме, это нужно делать накануне. Поход в салон красоты нужно тоже отменить, так как 18 марта не разрешается стричь и красить волосы. Запрещается отказывать в милостыне, а также давать или брать в долг как вещи, так и деньги.
Приметы на 25 марта: туманно — лен, овес и конопля уродят; дождливо — рожь хорошо уродит; мыши повсюду — хорошего урожая не ждать; иней — к дождливому дню 12 июня; лед на муравейник с севера тает — к теплому лету; лед на муравейнике с юга тает — к холодному лету; вороны по грунту или снегу гуляют — потеплеет. Народные приметы: 25 марта.
Сегодня, в пятницу 6-й седмицы, завершается Святая Четыредесятница
В субботу первой седмицы, 7 марта, Церковь отмечает память святого великомученика Феодора Тирона и вспоминает, как христиане были сохранены им от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого поста. ← Пятница первой седмицы Великого Поста Старец Клеопа Покровский →. 23 марта, в субботу 1-й седмицы Великого поста, память святого великомученика Феодора Тирона, Божественную литургию в нашем храме возглавил иерей Афанасий Огерук. Слушать Проповедь Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста в храме Воскресения Христова в Сокольниках, 2009.03.07.
Седмица 2-я Великого поста 2024 года: Что можно и чего нельзя делать во вторую неделю
За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого — «Отступник». В 362 году, желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градоначальнику Константинополя окропить в Великий Пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Так он хотел вовлечь ничего не подозревающих христиан в языческое жертвоприношение и «уничтожить» все их великопостные подвиги. Тогда св. Феодор Тирон, явившись из другого мира архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках. Предупреждённые своим архипастырем верующие вынуждены были питаться в этот день только домашними запасами, преимущественно варёным зерном. В память этого события и совершается память святого. В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, потому что он явился архиепископу Евдоксию в день своей памяти в 362 году Пасха была 31 марта, и первое воскресенье Великого Поста приходилось на 17 февраля. Так, наряду с минейной памятью св. Феодора появилась в православном календаре и его триодная память. Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества.
В IX столетии в первое великопостное воскресенье стали праздновать победу Православия над иконоборчеством, и память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресенья сохранилась: это — Торжество Православия. Юрий Рубан, канд.
В этой притче хозяин виноградника, его господин — это Сам Христос, а виноградник — это весь мир и Начальник этого мира Сам определяет кому, что, сколько и по какой причине воздать за его жизнь. И бывает так, что первые станут последними, а последние — первыми, как и было сказано в этой притче в её завершении. Сам Господь взвесит жизни всех погибших в этой страшной московской трагедии для Царства Небесного и, быть может, они получат большее воздаяние в жизни вечной, чем мы, знающие волю Божию и не творящие её.
Суббота первой седмицы Великого поста. Память великомученика Феодора Тирона. Роман Манилов. Храм свт.
Ну скажем, тот эпизод, когда ученики спрашивают Христа, почему они не могли изгнать беса из этого человека. А Господь отвечает, что «сей род изгоняется только молитвой и постом», то есть совершенно явное указание о пользе поста и о силе его воздействия на темную силу. Или, скажем, можно было бы напомнить о сорокадневном посте Господа в пустыне перед тем, как он вышел на служение, на свою проповедь. Но Церковь напоминает нам именно об этом, казалось бы, менее значительном событии, о срывании колосьев в субботу.
И делается это не случайно. Ибо напоминает нам Церковь о посте, как бы немного перефразируя слова Христа: пост для человека, а не человек для поста. Пост — это не цель, а средство к достижению цели. Цель поста заключается не в том, чтобы человек скрупулезно исполнял все его предписания. А чтобы, исполняя эти предписания насколько это возможно, человек внутренне менялся к лучшему, преображался, стал ближе к Богу, в конкретных делах проявил это свое внутреннее изменение. Не Богу мы делаем приятное тем, что постимся: пост не для Бога, а для нашего обновления, духовного и телесного. Вот так мы должны с вами воспринимать пост. Но, к сожалению, и сегодня во многих из нас живет фарисейская психология, которая очень успешно прошла сквозь толщу веков и тысячелетий.
И сегодня многие идут по куда более легкому пути: отказывая себе в какой-либо пище, соблюдая внешние правила церковной дисциплины, ставя свечу в храме, но все это не сопровождается никаким внутренним изменением человека. И забывают такие люди о том, что Богу не нужна ни наша свеча, ни наша жертва, Его не интересует наш пищевой рацион — Богу нужно наше сердце, наша открытость Ему и наша любовь: «Сыне, дай Мне сердце», - говорит Господь. И можно не есть, не пить, не спать весь пост.
Тогда люди православные не осквернятся и посрамят злобу диавольскую. Феодор Тирон угодил Господу, и дано ему было дано такое служение, что его могли видеть как живого. Вот что значит вера с любовью. И нам, православным людям, дни Великого поста даны для того, чтобы перед Церковью принести покаяние за все грехи и потрудиться в посте и молитве.
Покаявшись, возлюбив Господа всем сердцем, душой, помышлением и проводя свою жизнь в чистоте, христианин может иметь надежду, что Господь соделает его сыном воскресения.