Обычные крылатые ракеты обычно летят со скоростью не более 1 000 км/ч. Но так называемые гиперзвуковые крылатые ракеты могут двигаться гораздо быстрее. – При этом ракета, летящая с гиперзвуковой скоростью, превышающей скорость звука в десять раз, еще и осуществляет маневрирование на всех участках траектории полета».
«РВ»: Россия применила на Украине ракеты, резко меняющие курс
Разработка гиперзвуковой ракеты с требуемым уровнем характеристик и приемлемой надежностью является весьма трудной задачей. Гиперзвуковые ракеты «Циркон» от самого запуска до поражения цели поддерживают гиперзвуковую скорость, которая делает её крайне быстрой и тяжело отслеживаемой для врага. Зато — сверхзвуковой: максимальная скорость ожидалась в 2,8 Маха. Несмотря на то что ракета имеет мощную боевую часть, из-за гиперзвуковой скорости для поражения цели достаточно кинетической энергии удара. На ракете установлено 10 боевых блоков, каждый — по 750 килотонн в тротиловом эквиваленте (в сумме мощность заряда — больше полумиллиона «хиросим», 8 мегатонн). И у них минимальное подлетное время — они летят с гиперзвуковой скоростью. Новейшая иранская твердотопливная ракета Fattah с гиперзвуковой головной частью способна поражать цели, находящиеся на расстоянии 1400 км, при этом максимальная скорость полета может достигать 15000 километров в час.
Сверхдальняя гиперзвуковая крылатая ракета ВВС даёт преимущества России перед США
В 2018 году начали серийно выпускать гиперзвуковой ракетный комплекс «Авангард». Сейчас в России разрабатывают еще несколько гиперзвуковых аппаратов. Испытания гиперзвуковой авиационной ракеты под кодовым обозначением «Гремлин» планируют провести в 2023 году. Благодаря небольшим размерам ее можно будет применять не только с борта тяжелых бомбардировщиков и перехватчиков МиГ-31, но и дальних сверхзвуковых ракетоносцев Ту-22М, а также истребителей Су-57, Су-30СМ и Су-35. Другая малогабаритная гиперзвуковая ракета получила название «Острота».
Ее испытания намечены на 2022 год. Новую ракету будут использовать дальние бомбардировщики Ту-22М3 и оперативно-тактические Су-34. В июле 2021-го в Белом море прошли успешные пуски гиперзвуковой ракеты «Циркон» по наземной цели с фрегата, оружие стреляло. Скорость полета составила 7 Махов, расстояние — более 350 км.
Как их компенсировать? Так что, увы, нет никаких маневров - ракете их нечем физически осуществлять, нет аэродинамических поверхностей, и нечем корректировать координаты для возвращения на траекторию. Осталось прояснить как обстоит дело с высокой точностью. Откуда бы ей взяться? Согласно ТТХ система управления ракеты инерциальная. Инерциальная система имеет много преимуществ и всего один недостаток: он всего один, но зато очень серьезный - инерциальная система накапливает ошибку. Ее точность не абсолютна, а с ростом расстояния будет расти и ошибка. Исторический пример.
Первая в мире баллистическая ракета Фау-2, с которой началась мировая ракетная техника, имела инерциальную систему управления и обладала точностью достаточной чтобы попасть в город Лондон. Не в дом в городе, не в квартал, а куда-то в город. Ее точность находилась в пределах плюс-минус 10 км, а ведь ее дальность была всего 250 км. Современные системы используют очень точное оборудование — лазерные гироскопы и оптические акселерометры. Пусть так. Так выглядят траектории баллистического полета в зависимости от точки старта, угла бросания и скорости. Координаты точки падения зависят от координат точки старта, вектора скорости и угла полета. Их надо знать по возможности точно.
Плюс сопротивление среды Чтобы ракета, двигаясь по баллистической кривой, попала из точки А в точку B, нужно точно знать координаты точки А сброса ракеты, а также её вектор скорости V, чтобы четко рассчитать весь полёт. При сбросе с самолета эти начальные параметры будут даны с погрешностями, поэтому придется корректировать траекторию полета. В наше время можно определить координаты по GPS при наличии связи! Вопрос другой - чем корректировать, ведь ракета не самолет- проблема с аэро- и газодинамическими средствами управления. У прототипа при полете управление первой ступени осуществлялось аэродинамическими поверхностями, а на второй ступени - поворотным соплом двигателя. А в нашем случае чем? В общем я хочу сказать, что наведение баллистической ракеты после сброса с самолета — задача посерьезнее, чем прицеливание с наземной пусковой установки. Не случайно же американцы отказались от проекта «Скай-болт» в 59-ом.
Сейчас всё проще, и мощнейшие компьютеры на борту есть, и GPS-связь, но задача все равно сложная из-за не вполне точных исходных данных и начальных условий координат, скорости и ускорения , из-за ограниченных возможностей в аэродинамическом управлении, хотя конечно же, решаемая. Что еще? Еще приплели "коррекцию по данным спутниковой навигации и экстремальную навигацию по данным радиолокационной карты местности, получаемой бортовой радиолокационной ГСН. Ракета оснащена всепогодной головкой самонаведения" источник. Что за источник? Как говорится, без комментариев.
Основные испытания авиационно-ракетного комплекса «Кинжал» проводились на аэродроме Государственного летно-испытательного центра Минобороны им. Но «Кинжал» испытывали и в различных климатических условиях, в том числе в Арктике. Испытания комплекса в северных широтах велись несколько лет: проводились не только учебно-боевые патрулирования, но и пуски ракет в ходе учений. К примеру, в ноябре 2019 года сообщалось, что МиГ-31К успешно выполнили пуски «Кинжалов», поразив объект на полигоне Пембой. Ведь эта машина изначально создавалась в качестве вовсе не ракетоносца, а тяжелого истребителя-перехватчика. Все дело в высочайшей скорости, которую способен достичь МиГ-31, а также в дальности его применения. Характеристики у самолета действительно высочайшие: крейсерская скорость — 2,5 тыс. Принцип работы тандема «самолет — ракета» очень прост: МиГ-31 используется в качестве первой ступени ракеты, поднимая ее в стратосферу и разгоняя до сверхзвуковой скорости. Как только необходимая скорость достигнута, экипаж производит пуск «Кинжала» — и ракета летит к цели. Не последнюю роль в выборе МиГ-31 для «Кинжалов» сыграл и тот факт, что с советских времен в ВВС сохранились десятки этих машин, причем с достаточно высоким остатком ресурса и двигателей, и других компонентов. Боевое применение комплекса «Кинжал» По открытым данным, «Кинжал» — как и многие другие ракеты подобного класса — может оснащаться разными боевыми частями, в том числе и специальной ядерной. Впрочем, как и его прародитель, ракетный комплекс «Искандер».
Вероятнее всего, новая ракета будет основываться на технологиях отработанных в ходе запусков наиболее современного с точки зрения хронологии испытаний гиперзвукового аппарата X-51A Waverider. В мае 2013 года этот аппарат после запуска с бомбардировщика B-52 на высоте немногим более 18 км набрал гиперзвуковую скорость в 5,1 Маха и поддерживал ее на протяжении 210 секунд. На данный момент это является рекордом продолжительности «моторного» гиперзвукового полета в атмосфере о российских опытах в этой области никаких подробностей не приводится. В ходе этого полета американские разработчики ракеты собрали большой объем данных с датчиков, установленных на ее борту. В отличии от американских разработок, достоверной информации об этом изделии включая даже ее внешний вид в открытых источниках нет. На данный момент со слов российских военных и различных близким к ним экспертов о ней известно следующее: — Дальность полета ракеты составляет от 400 до 1000 км по всей видимости отличается у экспериментального образца и ракеты, которая поступит на вооружения. Собственно гиперзвук, вероятно, достигается на конечном этапе полета и испытывать «большую» ракету на данном этапе не имеет смысла, к тому же запуск ракет наземного базирования с дальностью более 500 км запрещен договором РСМД. Никакой информации российские разработчики и военные, в отличии от американских коллег, решили не публиковать. Кроме того «Цирконами» планируется вооружить пока находящиеся в разработке субмарины пятого поколения «Хаски». Правда ли, что «Циркон» нельзя сбить существующими средствами ПВО? Ответить на этот вопрос располагая только имеющимися в открытых источниках данными невозможно.
Гиперзвуковую ракету протестировали в Пентагоне
Система перехвата гиперзвуковых ракет SkySonic способна устранять ракеты, которые летят со скоростью в 10 раз быстрее скорости звука. Новейшие российские гиперзвуковые комплексы хотят научить летать еще быстрее: согласно представленной информации, в обозримом будущем их скорость на траектории сможет достигать 10 Махов. Высокую гиперзвуковую скорость развивали ракеты 53T6 советского противоракетного комплекса А-135, скорость которых в атмосфере, по разным данным, достигала М = 13–18. На гиперзвуковой скорости кинетическая энергия ракеты настолько высока, что ее будет достаточно, чтобы уничтожить определенные классы целей даже без использования заряда. Другим путём развития гиперзвука в текущий момент являются гиперзвуковые планирующие боевые блоки ракет. В США испытали гиперзвуковую ракету, ее скорость превысила в 5 раз скорость звука.
МиГ-31 выпустили гиперзвуковые «Кинжалы», а крылатые ракеты постоянно меняют курс, неся хаос
Гиперзвуковые ракеты «Циркон» от самого запуска до поражения цели поддерживают гиперзвуковую скорость, которая делает её крайне быстрой и тяжело отслеживаемой для врага. По информации источника РИА Новости, опытные образцы изделия Х-95 уже испытывались с воздушного еские характеристики новой авиационной ракеты не приводятся, однако известно, что гиперзвуковая ракета Х-47М "Кинжал" имеет скорость до 12 Махов и. Новейшая иранская твердотопливная ракета Fattah с гиперзвуковой головной частью способна поражать цели, находящиеся на расстоянии 1400 км, при этом максимальная скорость полета может достигать 15000 километров в час. Из подводного положения пуски гиперзвуковых ракет производились, и они признаны успешными. Скорость принятых на вооружение и перспективных гиперзвуковых ракет не превышает 3-5 Махов.
Раскрыты скорость и дальность полета новейшей американской гиперзвуковой ракеты ARRW
Читайте также Сенсация из Америки: Багдад хочет обменять F-16 на МиГ-29 ВВС Ирака остались у разбитого корыта, что может подтолкнуть их к сделке с Россией Необходимо сказать, что российские конструкторы здорово помогли американцам, которые тогда называли нас «друзьями». Компании Boeing были проданы все результаты испытаний летающей лаборатории по теме «Холод». А последнее испытание, в 1998 году, было проведено на американские деньги. То есть Boeing получила доступ ко всем бесценным материалам. Испытания первого опытного образца, запускаемого с подвески стратегического бомбардировщика В-52, начались в 2010 году.
Третьи испытания, состоявшиеся в 2013 году, были признаны успешными. Ракета развила скорость 5,1 М, пролетев за 6 минут 425 километров. Затем наступила длительная пауза. Возобновились испытания в марте 2021 года.
Однако прежнюю рекордную скорость достичь не удалось. К тому же непонятно, как обстоят дела с управляемостью ракеты, с перегрузочной способностью, то есть с динамикой маневрирования, с точностью наведения на цель. Так что неясно, когда же в результате испытаний и доработок ВВС США получит долгожданную и работоспособную гиперзвуковую ракету. И когда завершатся испытания «Остроты».
В заключение необходимо сказать, что ракеты, создаваемой в МКБ «Радуга», еще нет, но уже выбраны для нее носители. Их пока два.
Это уникальные стратегические крылатые ракеты класса «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности, имеющие дальность полёта до 5500 км. Такая дальность позволяет не заходить нашим самолётам в зону действия ПВО противника.
Х-101 — это вариант ракеты в обычном оснащении с массой боевой части 400 кг. Х-102 — крылатая ракета с термоядерной частью мощностью в 250 килотонн или 1 мегатонну. Круговое вероятное отклонение от цели на дальности 5500 км находится в пределах от 5 до 10 метров. Однако на уязвимость ракеты Х-101 Х-102 со стороны средств ПВО и ПРО, несмотря на её пониженную радиолокационную заметность, существенно влияет один ключевой параметр — её скорость полёта.
Читайте также: США прикрывают своё бессилие в гиперзвуковом оружии мирными инициативами? Таким образом, существует естественная необходимость увеличить скорость крылатых ракет для нашей стратегической авиации.
Оно сообщило, что ранее Владимир Путин «пригрозил разместить гиперзвуковые ракеты на кораблях и подводных лодках, которые могут скрываться за пределами территориальных вод США, если Соединённые Штаты приступят к развёртыванию ядерного оружия средней дальности в Европе». Ранее Владимир Путин заявлял , что скорость «Циркона» будет достигать 9 Махов, а дальность полёта превысит 1000 километров. Ракета сможет поражать как морские, так и наземные цели. Президент РФ отметил, что использование этих ракет будет для России незатратным, так как их применение предусмотрено с серийных подводных и надводных кораблей, в том числе произведённых и строящихся под высокоточные ракеты «Калибр». Некоторые западные эксперты сомневаются в том, насколько современно российское оружие нового поколения, признавая при этом, что сочетание скорости, манёвренности и высоты полёта гиперзвуковых ракет затрудняет их отслеживание и перехват. Читайте по теме: Американцы создают ПРО против гиперзвуковых российских ракет Мнения читателей издания по поводу испытаний «Циркона» разделились.
Часть пользователей посчитала, что ничего особенного не произошло.
Появились сообщения о поднятых в воздух истребителях-перехватчиках МиГ-31К, запусках гиперзвуковых ракет «Кинжал» в Хмельницкой, Тернопольской, Ивано-Франковской областях, взрывах в Житомирской и Винницкой областях. Как сообщало ИА Регнум, 27 апреля министр энергетики Украины Герман Галущенко заявил о повреждении объектов энергетической инфраструктуры в Днепропетровской, Ивано-Франковской и Львовской областях. С 10 октября 2022 года ВС России наносят удары по объектам энергетики, оборонной промышленности, военного управления и связи на Украине.
Россия добавляет в военные силы «Остроту»
Предполагаемая дальность полета составляла 3000 километров. Было совершено несколько испытательных полетов, во время которых устойчиво достигалась скорость от 3 М до 4 М. Но, несмотря на обнадеживающие результаты, в 1992 году проект был свернут в связи прекращением финансирования. Та же самая участь постигла и разработку московского Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова ЦИАМ. Наивысший результат был получен в 1998 году, когда была достигнута скорость в 6,5 М. Предполагалось достигнуть скорость в 14 М.
Разумеется, теоретически. Но все ограничилось постройкой макета, который показали на авиасалоне МАКС-99. И тут тоже закончились деньги. Читайте также Сенсация из Америки: Багдад хочет обменять F-16 на МиГ-29 ВВС Ирака остались у разбитого корыта, что может подтолкнуть их к сделке с Россией Необходимо сказать, что российские конструкторы здорово помогли американцам, которые тогда называли нас «друзьями». Компании Boeing были проданы все результаты испытаний летающей лаборатории по теме «Холод». А последнее испытание, в 1998 году, было проведено на американские деньги.
То есть Boeing получила доступ ко всем бесценным материалам. Испытания первого опытного образца, запускаемого с подвески стратегического бомбардировщика В-52, начались в 2010 году.
То есть Boeing получила доступ ко всем бесценным материалам. Испытания первого опытного образца, запускаемого с подвески стратегического бомбардировщика В-52, начались в 2010 году. Третьи испытания, состоявшиеся в 2013 году, были признаны успешными. Ракета развила скорость 5,1 М, пролетев за 6 минут 425 километров.
Затем наступила длительная пауза. Возобновились испытания в марте 2021 года. Однако прежнюю рекордную скорость достичь не удалось. К тому же непонятно, как обстоят дела с управляемостью ракеты, с перегрузочной способностью, то есть с динамикой маневрирования, с точностью наведения на цель. Так что неясно, когда же в результате испытаний и доработок ВВС США получит долгожданную и работоспособную гиперзвуковую ракету. И когда завершатся испытания «Остроты».
В заключение необходимо сказать, что ракеты, создаваемой в МКБ «Радуга», еще нет, но уже выбраны для нее носители. Их пока два. Ракетоносец Дальней авиации Ту-22М3М. И бомбардировщик фронтовой авиации Су-34. Ее создает тоже МКБ «Радуга».
В военном ведомстве тогда отметили, что полёт ракеты соответствовал заданным параметрам и она поразила условную цель. Вскоре после этого стало известно, что «Цирконы» начнут поступать на вооружение российского флота в 2022 году.
Об этом в начале ноября 2021 года в рамках совещания по оборонной тематике сообщил Владимир Путин. В ходе тестирования она точно, в полном соответствии с заданием, поразила как наземные, так и морские цели из подводного положения и с надводных кораблей. Уже со следующего года эти ракеты начнут поступать на оснащение Военно-морского флота России», — подчеркнул президент. Позднее стало известно, что российские военные провели не менее 12 успешных запусков новой ракеты как с надводного корабля, так и с подводной лодки. Универсальное оружие В разговоре с RT директор Музея войск ПВО в Балашихе, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что на сегодняшний день нет средств обнаружения и перехвата гиперзвуковых ракет, подобных «Циркону». Но даже если такую ракету можно было бы обнаружить, то с момента её обнаружения до попытки взять на сопровождение зенитно-ракетным комплексом работное время пройдёт, и цель уже будет поражена», — пояснил эксперт. Такой диапазон применения делает ракеты универсальным оружием, которое в состоянии поразить любой объект на максимальной дальности, которая заложена в характеристики «Циркона», — рассказал военный эксперт.
Он добавил, что в дополнение к установке этих ракет на надводных кораблях ВМФ России оснащение «Цирконами» многоцелевых подлодок «Ясень-М» станет прорывом с точки зрения обеспечения обороны страны, так как ракеты смогут наносить удары по целям в глубоком тылу вероятного противника. Скорость полёта «Циркона» настолько велика, что её сложно будет засечь не только в полёте, но и в момент запуска, сказал в разговоре с RT военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. Может быть зафиксирован момент пуска, однако эта информация ничего не даст, так как без направления и скорости нельзя будет просчитать её траекторию. Во время полёта «Циркон» не сможет засечь ни одно средство слежения, не сможет перехватить ни одно средство ПРО. Это наше достижение, которое неподвластно ни одному противнику», — заключил эксперт.
А в нашем случае чем? В общем я хочу сказать, что наведение баллистической ракеты после сброса с самолета — задача посерьезнее, чем прицеливание с наземной пусковой установки. Не случайно же американцы отказались от проекта «Скай-болт» в 59-ом. Сейчас всё проще, и мощнейшие компьютеры на борту есть, и GPS-связь, но задача все равно сложная из-за не вполне точных исходных данных и начальных условий координат, скорости и ускорения , из-за ограниченных возможностей в аэродинамическом управлении, хотя конечно же, решаемая. Что еще? Еще приплели "коррекцию по данным спутниковой навигации и экстремальную навигацию по данным радиолокационной карты местности, получаемой бортовой радиолокационной ГСН. Ракета оснащена всепогодной головкой самонаведения" источник. Что за источник? Как говорится, без комментариев. Еще пишут, что "ракета комплекса "Кинжал" управляется на всей траектории полета". Опять мимо, опять нестыковка. После возвращения в плотные слои атмосферы и торможения, ЛА из-за громадной температуры будет окружен облаком плазмы, а плазма - это электромагнитный экран. О какой корректировке со спутников идет речь, если все внешние ЭМ-сигналы блокируются плазмой? Феномен обрыва связи при входе в атмосферу известен еще со времен космических программ "Джемини" и "Аполлон". Без предварительного сброса скорости перед входом в плотные слои атмосферы ЛА сгорит, летя с громадной скоростью и тормозясь в плотных слоях, ибо температура поверхности ракеты в результате нагрева будет порядка 3 000K. Так что это никакая не аэробаллистическая, просто баллистическая ракета основной полет в верхних слоях атмосферы, где нет сопротивления, а затем спуск к цели - да это видно невооруженным взглядом по внешнему виду ракеты Кинжала. Что имеем? В лучшем случае, с корректировками от внешнего источника, получаем 50... В футбольное поле попадем, имеем все шансы, но в форточку не влетит. А теперь, некоторые общие соображения. Почему МиГ-31? Да потому что их наклепали еще в СССР более 500 штук, а куда пристроить в эпоху "невидимок" непонятно - в современных реалиях они не хищники, а жертвы, легкая добыча для невидимок и ЗРК. От безысходности возникла идея совмещения возможностей доработанного МиГ-31И в качестве разгонной ступени с подвешенной под днищем баллистической ракетой. У американцев, начальная скорость 0,65М - дозвуковая, что не создает проблем. Почему же у нас талдычат про дополнительные 2,5 Маха? Есть подозрение, что просто так. Во первых, аэродинамику еще никто не отменял, согласно которой при заданной тяге для получения максимума скорости необходим минимум аэродинамического сопротивления. Что видим? Видим сундук под брюхом штурмовика диаметром почти 1 метр. Сечение и, следовательно, аэродинамическое сопротивление самолета с такой большой ракетой под брюхом резко возрастает.
Гонка гиперзвука: «Острота» против американской X-51A Waverider — кто мощнее
Новейшая иранская твердотопливная ракета Fattah с гиперзвуковой головной частью способна поражать цели, находящиеся на расстоянии 1400 км, при этом максимальная скорость полета может достигать 15000 километров в час. Благодаря этому и имеющимся аэродинамическим рулям появилась возможность более точно наводиться, в том числе на финишном участке траектории. Интересно, что об этом технологическом для Ирана прорыве командующий аэрокосмическими силами КСИР Амир Али Хаджизаде сообщал еще в ноябре прошлого года.
Обладать таким оружием — значит иметь весомое преимущество в любом военном конфликте. Сегодня одной из самых страшных и мощных ракет в мире является российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета «Циркон». Она базируется на кораблях и подлодках.
Гиперзвуковой ракетный комплекс «Циркон» уже применялся в ходе специальной военной операции. У ракеты — прямоточный двигатель. До недавнего времени считалось, что его установка на крылатые ракеты невозможна. Таким образом, аналогов у «Циркона» нет. Его конструкторы утверждают, что на десятилетия обогнали американцев и китайцев.
При этом одной ракеты может оказаться достаточно для уничтожения авианосца. Дальность и скорость «Циркона» позволяют реагировать на любые угрозы, возникающие на море. Скорее всего, его основные цели — хорошо укрепленные авианосцы. Возможно, поэтому ракету еще называют «Убийцей авианосцев». Несмотря на то что изначально ракета была представлена как противокорабельная, она может быть перепрофилирована для применения по наземным целям.
Может быть запущена как с земли, так и из-под воды. Такое оружие применяется для выведения из строя важных частей обороны противника или командных пунктов, и здесь у Запада нет шансов — он просто не успеет среагировать. У потенциальных противников просто нет такого оружия, которое могло бы сбить летящий «Циркон». Передовым американским системам противоракет нужно 8—10 секунд, только чтобы среагировать на объект. А за это время «Циркон» улетит от перехватчика как минимум на 15—20 километров.
Таким образом, стратегическая авиация США находилась в зоне поражения наших систем противовоздушной и противоракетной обороны. В первую очередь за счёт оснащения наших ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160 и ракетоносцев Ту-95МС крылатыми ракетами Х-101 Х-102. Ту-160 может нести 12 таких ракет во внутренних отсеках, а Ту-95МС — 8 ракет на внешней подвеске. Это уникальные стратегические крылатые ракеты класса «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности, имеющие дальность полёта до 5500 км. Такая дальность позволяет не заходить нашим самолётам в зону действия ПВО противника. Х-101 — это вариант ракеты в обычном оснащении с массой боевой части 400 кг. Х-102 — крылатая ракета с термоядерной частью мощностью в 250 килотонн или 1 мегатонну. Круговое вероятное отклонение от цели на дальности 5500 км находится в пределах от 5 до 10 метров.
С точки зрения физики гиперзвуковая скорость это та, которая в пять раз превышает скорость звука то есть, больше пяти Махов. То есть гиперзвуковым оружием можно назвать очень многое: например, немецкую ракету «Фау-2» 1940-х годов, любую баллистическую ракету средней дальности и тем более межконтинентальную , американскую ракету воздух-воздух большой дальности AIM-54 Phoenix 1970-х годов. В 1960-е годы в США отвергли проект ПЗРК Thunderstick, который должен был поражать самолет неуправляемой, но очень быстрой ракетой, благодаря чему ею можно было целиться «на глаз». Модернизированную советскую противокорабельную ракету Х-22 в прессе так же иногда именуют «почти гиперзвуковой». С формальной точки зрения такое именование корректно, но это не тот «гиперзвук», о котором с придыханием говорят, начиная с 2000-х годов. В современной литературе гиперзвуковым оружием называют три типа изделий, между которыми нет почти ничего общего. Тайный отпрыск большой семьи Аэробаллистические ракеты набирают скорость и высоту во время недолгой работы ракетного двигателя на начальном этапе, после чего спускаются к цели по почти баллистической траектории, направляя себя рулями. От баллистических ракет они отличаются тем, что для них важна подъемная сила, которую создает корпус во время атмосферного полета, и как правило их траектория более настильная пологая. Официально аэробаллистической ракетой называют «Кинжал» так ее именует Минобороны РФ в официальных релизах , основанную на баллистическом «Искандере», советскую Х-15 и схожую с ней AGM-69 SRAM, хотя в англоязычной литературе ее таким словом не описывают. Ракеты семейства AGM-88 можно запускать двумя путями: либо с самолета к радару почти по прямой, либо по аэробаллистической траектории, чтобы увеличить дальность. Вариантов аэробаллистической траектории несколько, и в конце некоторых из них скорость может упасть до дозвуковой если ракета попытается планировать как можно дальше. Это настоящее гиперзвуковое оружие, которое функционирует и маневрирует на высоте в гиперзвуковом режиме. Его высокая скорость и маневренность позволяют ему преодолевать передовые системы противовоздушной обороны». Если это утверждение перефразировать как «она летит по не совсем баллистической траектории», получится обычное описание аэробаллистической ракеты. Просто ее мощный двигатель позволяет лететь быстрее 5 Махов как минимум на части траектории, и почти наверняка Mako теряет гиперзвуковую скорость на конечном участке, войдя в плотные слои атмосферы с выключенным двигателем. Это связано с тем, что после отключения двигателя аэробаллистические ракеты полагаются лишь на накопленную кинетическую энергию и набранную высоту. Каждый маневр «съедает» скорость и, следовательно, энергию, а двигателя для ее восстановления больше нет. Средства защиты от Mako должны подходить те же, что и от других баллистических и аэробаллистических ракет: например Patriot PAC-3 или C-400 с ракетами 48Н6E2. Маневры Mako могут лишь уменьшить шанс перехвата и размер защищаемой зоны, но ее нельзя считать принципиально недосягаемой для современных средств ПВО.
В США впервые продемонстрировали гиперзвуковую ракету Mako для взлома ПВО
Йеменское шиитское движение «Ансар Алла» испытало гиперзвуковую ракету. Об этом сообщили РИА Новости со ссылкой на арабские источники. Заявлено, что скорость ракеты 10 тыс. км/ч. В США признали возможность применения ВСУ ракет ATACMS для ударов по Крыму. Прилагательное «гиперзвуковая» означает, что такая ракета способна развивать скорость, значительно превосходящую скорость звука в атмосфере (т.е. больше 4,5 махов или 5508 км/ч).
Девять гиперзвуковых ракет США. Россия готовит противогиперзвуковое оружие. Что известно?
СМИ сообщили о планах России создать гиперзвуковую ракету, способную лететь со скоростью 29 км\c. У "Циркона" невидимость достигается иначе – за счет невероятной гиперзвуковой скорости ракеты. ВС России нанесли ракетные удары по объектам на территории Украины, использовав ракеты со способностью резко изменять курс. СМИ сообщили о планах России создать гиперзвуковую ракету, способную лететь со скоростью 29 км\c.
Гонка гиперзвука: «Острота» против американской X-51A Waverider — кто мощнее
Никакие существующие системы противоракетной обороны не справятся с огромными стаями баллистических ракет, которые полетят из США к нам и, соответственно, в обратном направлении в случае возникновения глобального ядерного конфликта. Да и всем остальным мало не покажется. Жизнь на Земле, быть может за исключением каких-нибудь бактерий, просто исчезнет. Крылатые ракеты А вот крылатые ракеты летают по-другому.
Не так, как баллистические. На то они и крылатые. Они были поставлены на вооружение достаточно давно.
Их существовало, да и сейчас существует много типов. Земля — воздух, воздух — воздух и далее по списку. Базируются они на самолетах, кораблях.
Главное в том, что они всегда были тактическим оружием, пусть и весьма грозным. Вот те же американские дозвуковые «Томагавки», которые с авианосцев разнесли всю Иракскую армию во время известного конфликта. И что?
Дальность полета этого оружия — 1500 километров или около того. Из США до России или обратно такая штуковина просто не долетит. Это вам даже не ракеты малой и средней дальности до 5500 километров , старый договор ДРСМД об ограничении которых американцы разорвали в этом августе.
Напомним, что эта программа предусматривала вывод на околоземную орбиту системы спутников, которые, используя лазерное оружие, должны были сбивать советские межконтинентальные баллистические ракеты. СССР на это «не повелся», аналогичную систему создавать не стал, а начал готовить «ассиметричный ответ». Этим ответом должна была стать сверхдальняя крылатая ракета.
Фишка в том, что эта ракета должна была лететь в высоких слоях атмосферы, но не в космосе! Поэтому для американских станций слежения и, тем более, для системы СОИ, они были не обнаруживаемыми. Для существовавших на тот день наземных систем ПВО тоже - слишком высоко летят и слишком быстро.
А что значит слишком быстро?
Допустим, в начале лететь на малой скорости, а потом резко ее увеличить до гиперзвуковой. У этого двигателя есть такие режимы полета. Здесь же в новом прямоточном двигателе, скорее всего, будут осуществляться более сложные режимы, когда двигатель несколько раз сможет менять свои параметры, но при этом они всегда будут оставаться в рамках гиперзвуковых скоростей. Для этого он и нужен, чтобы получилась маневрирующая ракета с гиперзвуковой скоростью. Это, кстати, мечта американцев. Они свою ракету AGM-183 как раз по такой технологии и создают. Точнее, пытаются создавать. Пока не получается.
У нас вообще в двигателестроении многое изменилось. Если помните, одно время наших двигателистов очень ругали. Говорили, что они отстали от передовой Европы. В двигателестроение пришли новые материалы, новые технологии. Ситуация в Объединенной двигателестроительной корпорации у нас сейчас принципиально другая, нежели в остальных подобных суперхолдингах. Очень удачно, что ею с 2015 года руководит Александр Артюхов — человек от производства. Я его не раз встречал. Он такой немногословный, интервью особо давать не любит. А многие ведь не верили, что после лихих 90-х и тяжелых 2000-х, когда с кровью рвались связи с украинскими двигателистами, мы когда-нибудь сами сможем в двигателестроении чего-то достичь.
Могу подтвердить. Мне много раз приходилось посещать заводы, где создаются двигатели. Все поменялось кардинально. И молодежь там есть, и с кадрами все нормально. И на технологии, которые они там применяют, смотришь — и прямо душа радуется. Представляете, они сумели исправить даже старые движки! Вот у нас, когда в 1976 году летчик-перебежчик угнал в Японию наш советский перехватчик МиГ-25П с кучей секретной на тот момент аппаратуры на борту, то нам нужно было срочно создавать другую машину. Следующим проектом у нас был МиГ-31. Работа над ним двигалась по определенному графику, но после того ЧП руководство страны требовало ускорить работу над ним.
И 31-й тогда фактически делали «на скорую руку». Главным тормозом стал двигатель. Точнее, на тот момент его просто не было. И тогда на самолет МиГ-31 поставили доработанный Д-30 от самолета Ту-134. Добавили ему форсажную камеру и вот такой гибрид засунули в истребитель-перехватчик МиГ-31. Если посмотреть статистику авиационных катастроф МиГ-31, то все они связаны именно с работой того самого двигателя, так как он получился очень ненадежный. Так вот теперь наши ребята на Пермском заводе благодаря новым технологиям практически переформатировали его. Сумели переделать так, что всякого рода неисправностей на нем уже просто нет. И это только один пример, я уже не говорю про многие другие.
Почему испытания новых американских систем вооружений оканчиваются неудачами Это повышает боевую производительность ракетных установок сухопутных войск США в два раза, а с учетом дальности и точности боевые возможности частей вырастают более чем в два раза. Новыми ракетами могут поражаться цели не только в тактической глубине обороны 70—100 км , но и в оперативно-тактической, а также в тылах — на расстояниях в 300—400 км и более от передовой. При этом надо понимать, что на дальность в 500 км новые боеприпасы будут лететь менее пяти минут и сбить ракету, которая летит и совершает противоракетный маневр на скорости около 5 М, будет достаточно сложно. Изначально в проекте принимали участие американские корпорации Lockheed Martin и Raytheon в условиях конкурса между ними. В итоге после серии неудач военно-промышленной компании Raytheon был выбран победитель конкурса — Lockheed Martin.
Всего по программе создания ракеты планируется закупка 1100 боеприпасов. Статья, по которой финансируется закупка, предназначена для восполнения поставок ракет на Украину. В 2024 году ожидается поставка первых 110 ракет с постепенным наращиванием темпов производства до 400 единиц в год. Безусловно, пока нет речи об их поставках каким-либо иностранным потребителям, но в перспективе, конечно, они будут доступны для американских союзников. Так, например, Австралия стала партнером программы создания этих ракет еще в 2021 году.
Существует ли противоядие от гиперзвуковых ракет? И как российский комплекс "Прометей" совершил невозможное? Особенности и характеристики ракеты "Циркон" "Циркон" — первая в мире гиперзвуковая ракета морского базирования, которая фактически поставлена на боевое дежурство. Корабль-мишень находится за тысячу километров от точки пуска, в Белом море. Такое расстояние "Циркон" преодолевает всего за десять минут.
Разгоняется до 8 Махов, это примерно 10 тысяч километров в час. На такой скорости высокое давление воздуха образует перед ракетой плазменное облако. Оно поглощает радиоволны и делает "Циркон" неразличимым на радарах. Она летает в стратосфере, где нет плотных слоев воздуха, и именно там она может разгоняться до 8, 9 и даже до 10 Махов", — отметил военный историк Александр Черемин. Вскоре ракетами вооружат еще два корабля этого типа: "Адмирал Головко" и "Адмирал Касатонов".
У каждого на борту пусковые установки на 16 ячеек. Если их полностью зарядить "Цирконами", можно дать залп почти в полсотни ракет. Именно на этой субмарине проходят испытательные пуски гиперзвуковой ракеты из подводного и надводного положений. Сегодня фрегат и атомная подлодка служат в составе Северного флота. Бить по территории Украины они не могли.
Как же тогда "Циркон" дотянулся до военных объектов ВСУ? По мнению экспертов, ракеты адаптировали под береговой комплекс "Бастион". Почему "Ониксы" и "Цирконы" почти невозможно отследить Считается, что "Циркон" — это глубоко модернизированная версия противокорабельной ракеты "Оникс". Ее эффективность доказана в ходе СВО, в том числе и против наземных объектов. Командующий Воздушными силами Украины Николай Олещук признался, что зенитные комплексы не способны перехватывать "Ониксы", потому что ракеты слишком быстрые для украинской ПВО.
Пусковые установки для ракет полностью унифицированы с "Цирконом".