Новости приостановление и прекращение полномочий судьи

ВККС РФ решила досрочно прекратить полномочия судьи председателя Шестого кассационного суда Александра Ефанова. 2. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим. Решение о досрочном прекращении полномочий приняла квалификационная коллегия судей региона. Конституционный Суд Российской Федерации приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий.

Статья 121 Конституции России

Приостановление полномочий судьи и отставки судьи. Статус судей включает: порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение судей и меры социальной защиты»[3]. Приостановление полномочий судьи — временное отстранение судьи от исполнения судейских полномочий. Состоялось заседание Комиссии при Президенте по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий под руководством Председателя Верховного Суда Вячеслава Лебедева.

Статья 2. Единство статуса судей

  • В чем специфика приостановления полномочий судьи
  • Сообщение об орфографической ошибке
  • Проекты Александра Хинштейна
  • Определены основания, по которым президент сможет внести представление о прекращении статуса судьи

Досрочно прекращены полномочия сочинского судьи Руслана Тайгибова

Госдума в среду приняла в третьем - заключительном - чтении законопроект в развитие новых положений конституции, который вводит механизм прекращения полномочий судей Советом Федерации по представлению главы государства в случае совершения ими серьезных проступков, а также упраздняет конституционные суды регионов. Новые нормы затрагивают председателя, его заместителя и членов Конституционного суда РФ, главу и членов Верховного суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военных кассационных или апелляционных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, суда по интеллектуальным правам. Полномочия всех этих судей теперь могут быть прекращены верхней палатой в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство. Основаниями для этого станут несоблюдение требований антикоррупционного законодательства, выход судей из гражданства РФ, нарушение судьями, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета на хранение денежных средств в иностранных банках за рубежом. Представление президента должно быть рассмотрено в течение 14 дней.

Хотелось бы также отметить, что введение самой минимальной из возможных видов ответственности судей за судейскую ошибку, даже при условии, что ее наличие обязательно будет подтверждено актом вышестоящей судебной инстанции, способно серьезно затормозить нормальный ход осуществления каждым судьей правосудия. Ведь судья, рассматривая каждое дело и опасаясь, что за вынесенное им по этому делу решение в случае его отмены изменения вышестоящей судебной инстанцией будет расценено в качестве судебной ошибки, вынужден будет во многих случаях консультироваться с другими судьями, органами судейского сообщества и т. Вопрос привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за совершение судейской ошибки в настоящий момент является дискуссионным и не находит однозначного ответа в современной юридической литературе. Таким образом, поскольку вопрос привлечения к ответственности судей за совершение ошибок сложен и неоднозначен, ему должны предшествовать серьезные научные исследования. Заключение Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. Судьи, как и иные граждане, обладают широким кругом прав и обязанностей. Но сверх этого у них есть права и обязанности, которых нет у обычных граждан, это права и обязанности, которые вытекают из их высокого положения по осуществлению правосудия и составляют их правовой статус. Поэтому правовой статус судьи — это совокупность предусмотренных законом прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к ответственности и иные элементы, характеризующие правовое положение судьи как носителя судебной власти. Подобные изменения в действующем механизме отбора кандидатов позволят не допустить в судейскую среду лиц недостойных и сформировать квалифицированный, профессиональный и морально устойчивый судейский корпус. При характеристике оснований для прекращения полномочий судьи следует дополнительно проработать вопрос дисциплинарной ответственности. То есть, более четко законодательно определить по каким основаниям, в каком порядке должна применяться к судьям дисциплинарная ответственность в виде досрочного прекращения полномочий. Также видится необходимым доработка вопроса ответственности судьи за судейские ошибки. С одной стороны, однажды достигнутый уровень независимости судебной власти, иммунитета судейского корпуса нельзя снижать. То есть расширение оснований привлечения судей к дисциплинарной ответственности можно рассматривать как противоречащее действующему законодательству. С другой стороны, нельзя оставлять безнаказанными случаи совершения тем или иным судьей серийных судебных ошибок, грубые нарушения дисциплины, несоблюдение установленного запрета на занятие определенными видами деятельности, нарушение норм законодательства и Кодекса судейской этики и прочее, в случае, если это умаляет авторитет судебной власти. Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999г. Федеральный закон от 17 декабря 1998г. Федеральный закон от 20 апреля 1995г. Федеральный закон от 14 марта 2002г. Закон РФ от 26 июня1992. Закон республики Карелия от 7 июля 2004 г. Письмо Минобразования РФ от 1 сентября 2003 г. Кодекс судейской этики утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 21, 22 и 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г. Белюсовой, Г. Зиминой, Х. Саркитова, С. Семак и А. Определение Конституционного суда РФ от 18 июля 2006г. Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. Разъяснение Высшей квалификационной коллегии судей от 18 марта 2004 г. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995 г. Абросимова Е. Суд в системе разделения властей: российская модель конституционно-теоретические аспекты : Учебное пособие. Авдонкин В. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. Гуськова А. Правоохранительные органы судоустройство : Учебник. Гуценко К. Правоохранительные органы: Учебник. Клеандров М. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. Миронов А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. Тихомирова Л. Публикации в периодических и продолжающихся изданиях 1.

Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом. Решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи.

Ссылка скопирована Поделиться Квалификационная коллегия судей Ивановской области на своем очередном заседании 24 апреля 2024 года дала согласие на привлечение судьи в отставке Ларисы Стерховой к исполнению обязанностей судьи Шуйского городского суда Ивановской области на срок до одного года в порядке, предусмотренном ст. Рассмотрение заявления Оксаны Ивановой о рекомендации на вакантную должность судьи Пучежского районного суда Ивановской области, отложено. Иваново Оксаны Селиверстовой признаков дисциплинарного проступка.

Решение о досрочном прекращении полномочий судьи основываться только на фактах

В статье рассматриваются проблемы приостановления и прекращения полномочий судей, особенности процедуры, а также отдельные основания приостановления и прекращения полномочий судей, вызывающие отдельный интерес у авторов. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращения выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим. Высшая квалификационная коллегия судей досрочно лишила полномочий председателя Шестого кассационного суда Александра Ефанова.

О приостановлении полномочий судьи Лось Г.Г.

Заказать услугу Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижения уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия. Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи.

Статья 18. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени не менее десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 1 части первой настоящей статьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 6 , 7 или 8 части первой настоящей статьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации, принятому большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей. Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части первой и частью второй статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона. Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда Российской Федерации, имеющему стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда Российской Федерации. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья, достигший возраста 60 лет женщины — 55 лет , при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи. Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней. Местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и или в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома или в виде отдельной комнаты с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарствами, которое оплачивается из средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге супругу и несовершеннолетним детям оплачивается из средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода удаления его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете. Судья имеет право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения кроме такси. Судья также пользуется правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта. Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются бесплатным служебным обмундированием по нормам, определяемым Правительством РФ.

Меры социальной защиты судьи и членов его семьи.

Уточнены основания приостановления и прекращения полномочий судьи

  • Статус судьи в Российской Федерации. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
  • Популярное
  • Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
  • Приостановление, прекращение полномочий судьи и отставка судьи | Студент-Сервис
  • Приостановление и прекращение полномочий судьи - гражданское законодательство и судебные прецеденты
  • Telegram: Contact @kremlinr

Кого из судей и за что наказали в 2022 - сводки из ВККС. Часть 1

Закон о статусе судей непосредственно указывает на возможность возобновления отставки судьи лишь в случае, когда решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи п. Возможность возобновления восстановления отставки судьи, которая была в установленном законом порядке прекращена, Закон о статусе судей не оговаривает. При этом по смыслу положений п. Верховный суд РФ высказывался ранее по сходной ситуации.

Помимо этого, председателя Шестого кассационного суда Самары лишили 1-го квалификационного класса. Решение может быть обжаловано, однако пока неизвестно, будет ли Ефанов это делать. По информации народного избранника, Александр Ефанов нарушил нормы судебной этики, когда приобрел элитный земельный участок на острове Поджабный в центре Самары в десятки раз дешевле рыночной цены. Обсуждаем новости в нашем канале ВК.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Несменяемость судьи. Судья несменяем.

Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном федеральным законодательством. Неприкосновенность судьи. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений.

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей областного и приравненного к ним судам, либо в указанных в законе случаях на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Рассмотрение представления руководителя следственного органа проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления руководителя следственного органа в суд. Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном законом.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны. Языки: русский и английский.

Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич.

Кого из судей и за что наказали в 2022 - сводки из ВККС. Часть 1

Именно деятельность судьи олицетворяет деятельность судебной системы в целом. Поскольку, задачи, возлагаемые на этих лиц весьма серьезны, от них могут зависеть судьбы людей и страны в целом, то законодательно закреплено особое правовое положение судей, их права, обязанности, гарантии их деятельности, также порядок назначения на должность, ответственность судей и прочие элементы, составляющие правовой статус судьи. В них неоднократно вносились изменения и дополнения, но, несмотря на это, на сегодняшний день статус судьи — как главного лица, осуществляющего правосудие, до сих пор окончательно не определен. В законодательстве по этому вопросу имеется ряд упущений и противоречий. Вопросы, затрагивающие различные элементы статуса судьи на сегодняшний день крайне актуальны, что находит свое отражение в юридической научной и специальной литературе, а также неоднократно обсуждается на Всероссийском съезде судей. Интерес к заявленной теме настоящей курсовой работы обусловлен, с одной стороны, недостаточной разработанностью проблемы в юридической науке, с другой - необходимостью совершенствования действующего законодательства и повышения эффективности его применения. Целью настоящей курсовой работы является изучение правового статуса судей в Российской Федерации и организационно-правовых основ их деятельности. Однако объем работы не позволяет остановиться на всех элементах правового статуса судьи, и будут рассмотрены лишь некоторые. Качественный уровень правосудия в решающей степени зависит от кадрового состава судей, их профессиональной подготовки, добросовестности и ответственности. Видится возможным формирование достойного и профессионального судейского корпуса двумя путями: это изначально формирование судейского сообщества только лучшими кадрами, чему будет способствовать качественный обор кандидатов на должность судьи и второй путь — это очищение судейской среды от лиц, умаляющих авторитет судебной власти.

Поэтому в данной курсовой работы рассмотрены такие элементы статуса судьи, как требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и основания приостановления и прекращения деятельности судей. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере определения особенностей правового статуса судьи в Российской Федерации, а именно порядок формирования судейского корпуса и основания и порядок прекращения приостановления полномочий действующего судьи. Статус — правовое положение совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей гражданина или юридического лица и др» [1]. Исходя из такого понимания этого термина в юридической энциклопедической литературе рассматривается статус личности, предприятия, депутата и др. В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется в связке со словами «конституционный» или «правовой». Слово «статус» применяется к статусу публичных субъектов, в число которых входит судья, считает Е. Абросимова, отмечая, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: первый элемент характеризует порядок формирования — назначение или избрание; второй элемент — порядок прекращения деятельности; третий элемент содержит компетенции субъекта, а также порядок и способы их реализации; четвертый элемент - особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов — носителей государственной власти [2]. В юридической литературе также приводится немало определений понятия «статус судьи». Так, большая юридическая энциклопедия дает следующее: статус судьи — это «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяют правовое положение судей как носителей судебной власти.

Статус судей включает: порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение судей и меры социальной защиты» [3]. Авдонкин дает следующее определение правового статуса судьи — обусловленная профессиональным предназначением, правовой ролью судьи совокупность предусмотренных законодательством его прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к уголовной, дисциплинарной и иной юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей [4]. Гуценко ограничивается указанием на то, что под статусом судей, их правовым положением принято понимать совокупность их прав и обязанностей, которые появились у них в силу их должностного положения [5]. Клеандров в понятие «статус судьи» включает правовое положение судьи как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе [6]. Из приведенных выше определений видно, что оно зависит от того, что автор берет за основу, что включает в состав элементов, характеризующих статус судьи. Видится возможным, дать следующее определение. Статус судьи — это совокупность прав и обязанностей судьи, характеризующих его правовое положение как носителя судебной власти. Необходимо отметить, что правовое закрепление в соответствующих актах тех или иных элементов статуса судьи является основой статуса судьи. Прежде всего, это положения Конституции РФ ст.

Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти, гарантируется осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Далее положения, определяющие статус судьи определены главой 2 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996г. В ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» дается определение судьи, говорится также о судьях в отставке, о предоставление за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий, о несменяемости и неприкосновенности судей. Наиболее полное правовое закрепление положений, характеризующих статус судей имеет место в законе «О статусе судей в Российской Федерации». Помимо конституционного и федерального законодательного регулирования содержания статуса судьи в нашей стране весьма важную роль играют также региональное законодательство — законы субъектов РФ, определяющие статус мировых судей и статус судей конституционных уставных судов субъектов РФ, а также акты органов судейского сообщества, прежде всего Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004г. Следует отметить, что законодательно определено, что статус всех судей в Российской Федерации един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей. Особенности правового положения отдельных категорий судей, в частности судей военных судов, судей Конституционного Суда РФ определяются соответствующими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также и законами субъектов РФ. Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет [7] », иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами. Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ например, для судьи Конституционного Суда РФ — безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство подданство иностранного государства. К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации. В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий. Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Видится возможным формирование достойного и профессионального судейского корпуса двумя путями: это изначально формирование судейского сообщества только лучшими кадрами, чему будет способствовать качественный обор кандидатов на должность судьи и второй путь — это очищение судейской среды от лиц, умаляющих авторитет судебной власти.

Поэтому в данной курсовой работы рассмотрены такие элементы статуса судьи, как требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и основания приостановления и прекращения деятельности судей. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере определения особенностей правового статуса судьи в Российской Федерации, а именно порядок формирования судейского корпуса и основания и порядок прекращения приостановления полномочий действующего судьи. Статус — правовое положение совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей гражданина или юридического лица и др» [1]. Исходя из такого понимания этого термина в юридической энциклопедической литературе рассматривается статус личности, предприятия, депутата и др. В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется в связке со словами «конституционный» или «правовой». Слово «статус» применяется к статусу публичных субъектов, в число которых входит судья, считает Е. Абросимова, отмечая, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: первый элемент характеризует порядок формирования — назначение или избрание; второй элемент — порядок прекращения деятельности; третий элемент содержит компетенции субъекта, а также порядок и способы их реализации; четвертый элемент - особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов — носителей государственной власти [2].

В юридической литературе также приводится немало определений понятия «статус судьи». Так, большая юридическая энциклопедия дает следующее: статус судьи — это «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяют правовое положение судей как носителей судебной власти. Статус судей включает: порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение судей и меры социальной защиты» [3]. Авдонкин дает следующее определение правового статуса судьи — обусловленная профессиональным предназначением, правовой ролью судьи совокупность предусмотренных законодательством его прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к уголовной, дисциплинарной и иной юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей [4]. Гуценко ограничивается указанием на то, что под статусом судей, их правовым положением принято понимать совокупность их прав и обязанностей, которые появились у них в силу их должностного положения [5]. Клеандров в понятие «статус судьи» включает правовое положение судьи как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе [6]. Из приведенных выше определений видно, что оно зависит от того, что автор берет за основу, что включает в состав элементов, характеризующих статус судьи.

Видится возможным, дать следующее определение. Статус судьи — это совокупность прав и обязанностей судьи, характеризующих его правовое положение как носителя судебной власти. Необходимо отметить, что правовое закрепление в соответствующих актах тех или иных элементов статуса судьи является основой статуса судьи. Прежде всего, это положения Конституции РФ ст. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти, гарантируется осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Далее положения, определяющие статус судьи определены главой 2 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996г. В ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» дается определение судьи, говорится также о судьях в отставке, о предоставление за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий, о несменяемости и неприкосновенности судей.

Наиболее полное правовое закрепление положений, характеризующих статус судей имеет место в законе «О статусе судей в Российской Федерации». Помимо конституционного и федерального законодательного регулирования содержания статуса судьи в нашей стране весьма важную роль играют также региональное законодательство — законы субъектов РФ, определяющие статус мировых судей и статус судей конституционных уставных судов субъектов РФ, а также акты органов судейского сообщества, прежде всего Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004г. Следует отметить, что законодательно определено, что статус всех судей в Российской Федерации един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей. Особенности правового положения отдельных категорий судей, в частности судей военных судов, судей Конституционного Суда РФ определяются соответствующими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также и законами субъектов РФ. Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет [7] », иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами.

Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ например, для судьи Конституционного Суда РФ — безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство подданство иностранного государства. К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе. Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий. Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца. Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ [8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества [9] России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет.

Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция». Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков.

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений. Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей областного и приравненного к ним судам, либо в указанных в законе случаях на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Рассмотрение представления руководителя следственного органа проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления руководителя следственного органа в суд. Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном законом. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается судебной коллегией соответствующего суда в составе трех судей по ходатайству руководителя соответствующего следственного органа при прокуратуре с согласия квалификационной коллегии судей. Если при рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей установили, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, то они отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ. Материальное обеспечение судей. Законами и другими нормативными правовыми актами предусматриваются также иные выплаты судье. Размеры доплат за квалификационные классы и выслугу лет судей устанавливаются федеральным законом.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Статья 6.

В Омской области судья уйдёт в отставку

1. Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований. По результатам рассмотрения принято решение о досрочном прекращении полномочий судьи с лишением четвертого квалификационного класса. ВККС РФ решила досрочно прекратить полномочия судьи председателя Шестого кассационного суда Александра Ефанова. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: а) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; б). Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Приостановление и прекращение полномочий судьи. Срок полномочий

В ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» дается определение судьи, говорится также о судьях в отставке, о предоставление за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий, о несменяемости и неприкосновенности судей. Наиболее полное правовое закрепление положений, характеризующих статус судей имеет место в законе «О статусе судей в Российской Федерации». Помимо конституционного и федерального законодательного регулирования содержания статуса судьи в нашей стране весьма важную роль играют также региональное законодательство — законы субъектов РФ, определяющие статус мировых судей и статус судей конституционных уставных судов субъектов РФ, а также акты органов судейского сообщества, прежде всего Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004г. Следует отметить, что законодательно определено, что статус всех судей в Российской Федерации един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей. Особенности правового положения отдельных категорий судей, в частности судей военных судов, судей Конституционного Суда РФ определяются соответствующими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также и законами субъектов РФ. Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст.

Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет [7] », иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами. Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ например, для судьи Конституционного Суда РФ — безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство подданство иностранного государства. К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации. В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий. Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации.

Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса. Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца. Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ [8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи.

Органы судейского сообщества [9] России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет. Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция». Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков.

Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр. Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР.

Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет. Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств [12] ». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен. В-третьих, в п. Суть любого конкурса — определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям.

Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса — также официально нигде не определяется. В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи. Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду. То есть, полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным как Законом «О статусе судей в РФ» ст. Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей.

Полномочия судьи любого федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, как и полномочия мирового судьи, приостанавливаются исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей как и принятие решения о возобновлении полномочий судьи при наличии одного из следующих оснований в соответствии со ст. Необходимо отметить, что в Законе о статусе судей ничего не сказано относительно избрания судьи в состав органа законодательной представительной власти муниципального образования. По данному вопросу Конституционный Суд РФ в определении [15] от 18 июля 2006г. В противном случае был бы нарушен принцип единства статуса судей, а также принцип равенства всех перед законом ч. Представляется, что в Закон о статусе судей и в иные законы о судьях, включая законы субъектов РФ о конституционных уставных судах необходимо внести дополнения, предусматривающие такое основание прекращения полномочий судьи, как участие судьи в качестве кандидата в выборах законодательных представительных органов власти всех уровней, включая муниципальные, и такое основание прекращения полномочий судьи, как избрание в эти органы.

Практически такие же основания приостановления полномочий судей конституционных уставных судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих актах субъектов РФ.

Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом. Решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи.

Совфед одобрил законы о прекращении полномочий судей за проступки 2 декабря 202013:20 Редакция НСН Поделиться Совет Федерации одобрил пакет законов, которые закрепляют особую процедуру прекращения полномочий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство, сообщает пресс-служба верхней палаты парламента. Основаниями для этого станут, в том числе, нарушение антикоррупционного законодательства, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также хранение судьями, их супругами и несовершеннолетними детьми денежных средств в иностранных банках за рубежом.

Судья неоднократно более 2 раз подряд уклонялся от голосования, не участвовал в заседаниях КС РФ без уважительных причин. Судья неспособен более 9 месяцев подряд исполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам.

Судья признан недееспособным или безвестно отсутствующим. Судья умер или объявлен умершим. Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного суда в зависимости от оснований принимают Конституционный суд или по его представлению Совет Федерации. Судья отклонила отвод и назвала его доводы сексизмом Порядок прекращения полномочий судьи Прекращение полномочий судьи относится к компетенции судейской квалификационной коллегии соответствующего уровня региональная или высшая ККС.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий