К тому же в большей степени благодаря Дмитрию Трощинскому сын Украины Николай Гоголь стал известен миру. Так в чем же видел Гоголь свое предназначение?
Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя
Гоголь уезжает из Петербурга в Германию. Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным.. В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Затем переезжает в Рим.
Здесь в феврале 1837 г. В сентябре 1839 г. В мае 1842 г. Трехлетие 1842-1845 , последовавшее после отъезда писателя за границу — период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ". В начале 1845 г.
Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Слайд 6 "Выбранные места из переписки с друзьями" В 1847 г. Слайд 7 Возвращение в Россию Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг — "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух".
Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился.
В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств.
Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Cлайд 8 Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги. Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Она вышла в свет в Москве.
В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Cлайд 9 Мемориальная доска, установленная на via Sistina в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал своё главное творение. Доска установлена силами писателя П. Дом А. Талызина на Никитском бульваре, где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Cлайд 10 Творчество О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными.
Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания. Идея «Мёртвых душ»в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая». Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала.
И в каждой истории слышались отзвуки старинных преданий, народных сказок. Откройте и прочитайте «Сорочинскую ярмарку» или «Пропавшую грамоту»! С «Вечерами…» Гоголь вышел на литературную дорогу. Его приняли как равного Жуковский, Аксаков и сам Пушкин. Фантастика Вмешательством, вторжением фантастического мира в реальные людские дела отмечены повести «Пропавшая грамота», «Заколдованное место», «Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница», «Вий». Много в сочинениях Гоголя загадочного, таинственного, удивительного. Сразу за селом бывшей Васильевкой виднеется лес, спускающийся к реке. Он словно наплывает на вас по мере приближения. Тёмная его стена становится всё выше и выше, она встаёт до неба. И когда ты въезжаешь под купы деревьев, лес сразу поглощает, проглатывает тебя, и ты оказываешься во власти его безмолвия, его пугающего безлюдья. Сюда, в этот лес, не ходят ни по грибы, ни по ягоды, хотя такого добра тут вдоволь. Сюда не ездят отдыхать в выходные дни. В сыром нутре этого урочища множество змей, они играют тут свои свадьбы, раздаются из утробы леса какие-то голоса, и народ боится этого места, обходит его. Поэтому нетронутой стоит трава, пышно цветут цветы, птицы собираются сюда на свои игрища… А людей не видать… Тихо. Пустынно… Много в сочинениях Гоголя загадочного, таинственного, удивительного. Пустынно… В Полтаве, в Миргороде, в Сорочинцах и Диканьке Гоголя считали важной птицей, так как в подорожной значилось, что он адъюнкт-профессор. Это сбивало с толку многих станционных смотрителей: непонятное им слово сильно смахивало на адъютанта. Гоголь не старался разочаровывать стражей почтовых станций. Он скромно присаживался на лавку в прихожей, протягивал свою подорожную и осматривал картины на стенах, а то просил показать ему ближайшие строения, конюшню, спрашивал, сколько на станции лошадей, чем их кормят. Это внушало подозрения. В Полтаве, в Миргороде, в Сорочинцах и Диканьке Гоголя считали важной птицей, так как в подорожной значилось, что он адъюнкт-профессор. Платье на нём было петербургское, одет был по последней моде. Да ещё ехал с ним вполне приличный господин В. Пащенко товарищ по Нежину. Они, понимая, что их принимают не за тех, кто они есть, быстро входили в свои роли. Иногда Пащенко заезжал вперёд, стараясь опередить появление Гоголя на новой станции, и намекал, что ожидается важный чиновник, но держится очень скромно, себя не выдаёт, ничего не требует, но в его портфеле очень важные полномочия. Это позволяло приятелям добираться от Москвы до Полтавы безо всяких препятствий. Так разыгрывалась на русских дорогах репетиция «Ревизора». Сюжет пьесы Гоголь выпросил у Пушкина и выдал одним махом в 1835 году. Гоголь много лет жил вдали от родины, в Италии, но не переставал думать о России. Всё наболевшее он излил в своём произведении «Мёртвые души». На первый взгляд казалось, что автор, как и прежде, описывает смешных чудаков: скрягу Плюшкина, грубого Собакевича, бесшабашного Ноздрёва, мошенника Чичикова. Но за этими почти карикатурными фигурами встала правдивая, обличающая картина жизни царской России. Боже, как грустна наша Россия! Живя в долг, не имея собственного угла, Гоголь привык обходиться самым насущным, не думая об удовольствиях. Он отказался в пользу матери от своей доли в имении, посылал деньги сёстрам, раздавал их крестьянам в Васильевке, помогая тем, у кого пал скот или покосилась хата, кто от болезней или от неурожая впал в бедность. У Гоголя не было ни одной вещи дороже 15 рублей. Но он пожертвовал немалую сумму 2533 рубля бедным молодым людям, занимающимся наукой и искусством. Его остаток от продажи «Мёртвых душ» — 170 рублей. При нём постоянно была только одна «движимость и недвижимость» — его портфель с рукописями. Это было его имущество и богатство. К нему присоединялся один дорожный чемодан. Смерть Гоголя Шёл 1852 год. Приближался великий пост.
Николай Васильевич Гоголь – презентация по литературе, 7, 8, 9 класс
Работая над повестями. Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина. Изображение слайда Слайд 4 В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя " Басаврюк ", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа " Гетьман ". Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя.
Слайды и текст этой презентации Слайд 1 Описание слайда: Николай Васильевич Гоголь — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы 1809 — 1854 Слайд 2 Описание слайда: Николай Васильевич Гоголь Николай Васильевич Гоголь родился в селе Сорочинцы Полтавской губeрнии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и Марии Ивановны, урождённой Косяровской. Слайд 3 Описание слайда: Музей Н. Гоголь провел детские и юношеские годы. Музей-заповедник Н. Гоголя на Украине. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Слайд 7 Дом-музей Н. Гоголя в селе Васильевка - родовое имение семьи Гоголя близ Полтавы, где прошло детство писателя. Днепро- петровск.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. В «Петербургских повестях» с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, "чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни". Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.
Гоголь, Е. Гребинка и много других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это - один из корпусов педагогического института Слайд 6 Санкт-Петербург В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут великую борьбу со злом - и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде, как быстро опустошается кошелек, казавшийся в Нежине неистощимым! С 1831 до 1836 года Гоголь почти сплошь прожил в Петербурге. Это время было периодом его самой усиленной литературной деятельности. Не считая разных журнальных статей и неоконченных повестей, он в эти годы выпустил 2 части "Вечеров на хуторе" и подарил нас такими произведениями, как "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Портрет", "Женитьба", "Ревизор", первые главы "Мертвых душ". Рим Гоголь в Риме был счастлив. Он провел в Италии почти десять лет. Писал из Рима: "Никогда я не чувствовал себя так погруженным в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето - не лето, весна - не весна, но лучше весны и лета, какие бывают в других углах мира.
Презентация "Н.В. Гоголь. Интересные факты из жизни писателя"
ДЕТСТВО Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в. Николай Васильевич Гоголь – великий русский прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, признанный одним из самых значительных русских писателей первой половины 19 века. Конспект и презентация к уроку литературы "Что завещал нам " (по поэме "Мертвые души").
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852 гг.) — презентация
Смотрите видео онлайн «презентация на тему-ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ» на канале «Магическое отражение будущего» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 15 ноября 2023 года в 4:11, длительностью 00:03:53, на видеохостинге RUTUBE. Презентация позволит познакомить школьников с жизнью, биографией и творчеством Николая Васильевича Гоголя. Творчества Николая Васильевича Гоголя — его литературное наследие, которое можно сравнить с большим и многогранным алмазом, переливающимся всеми цветами радуги. В течение семи лет Николай Васильевич Гоголь учился в «Гимназии высших наук» в городе Нежин.
Презентация «Биография Николая Васильевича Гоголя»
Гоголь и много других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это - один из корпусов педагогического института. Это время было периодом его самой усиленной литературной деятельности. Рим Гоголь в Риме был счастлив. Он провел в Италии почти десять лет. Что за небо! Что за дни! Лето - не лето, весна - не весна, но лучше весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух!
Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie». Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта.
Премьера пьесы состоялась 19 апреля. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию. Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным.. В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г. В сентябре 1839 г. В мае 1842 г. Трехлетие 1842-1845 , последовавшее после отъезда писателя за границу — период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".
Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям». Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе». А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62]. Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63]. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX века принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути. Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги «Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала [62]. В июле 2009 году Патриарх Кирилл благословил выпуск в течение 2009 года полного собрания сочинений Николая Гоголя в Издательстве Московской Патриархии. Новое издание подготовлено на академическом уровне. В рабочую группу по подготовке полного собрания сочинений Н. Гоголя вошли как светские учёные , так и представители Русской Православной Церкви [64]. Гоголь и русско-украинские связи Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский — в споры об этом его втянули друзья. Сам же писатель не мог дать однозначного ответа на этот вопрос, склоняясь к синтезу двух культур [65]. В 1844 году он так отвечал на запрос Александры Осиповны Смирновой : «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве» [66]. Но из-за особенностей характера его творчества предпринимались неоднократные попытки понять Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним было до известной степени объяснимо его отношение к русской жизни. Привязанность Гоголя к своей малороссийской родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», а сатирическое отношение к русской жизни, предположительно, объясняется не только его национальными свойствами, но и характером его внутреннего развития [7]. Несомненно, что в творчестве писателя сказались украинские черты. Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своём роде в русской литературе. Как писал А. Пыпин , «украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление» [7]. Длительное пребывание за границей уравновесило украинскую и русскую составляющие мировоззрения Гоголя, родиной души своей он теперь назвал Италию [1] ; при этом Италию он любил за то же, за что отдавал предпочтение Диканьке перед Петербургом — за архаичность и противостояние европеизированной цивилизации «здесь отчасти действовал и малороссийский элемент», — напишет о привязанности Гоголя к Италии П. Анненков [67]. В переданном со слов Г. Данилевского споре писателя с О. Бодянским о русском языке и творчестве Тараса Шевченко было отражено предположительное понимание поздним Гоголем особенностей русско-украинских отношений. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров … Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно» [57]. Из этого спора вытекает, что к концу жизни Гоголя волновал не столько национальный вопрос, сколько антагонизм веры и безверия. А сам писатель склонялся к умеренному панславизму и синтезу славянских культур. Гоголь и живописцы Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. Гоголя Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью. Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя как живописец, книжный график рукописные журналы «Метеор литературы», «Навоз Парнасский» и театральный декоратор. Уже по выходе из гимназии в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Общение с кругом Пушкина, с К. Брюлловым , делает его страстным поклонником искусства.
Презентация «Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество»
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в ем его назвали в честь чудотворной иконы Святителя Николая. Диапазон творческого мастерства Николая Гоголя простирается от едкой общественной сатиры и дотошного реализма до мистики. Родился Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской.
Презентация по литературе на тему Николай Васильевич Гоголь (9 класс)
В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером. Слайд 7 В 1818-1819 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище. С 1821 по 1828 учился в гимназии высших наук в Нежине. Слайд 8.
Гоголю "Этот загадочный Гоголь" Презентация по писателю Н. Гоголь 2019 г. Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь — одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века. Гоголь Николай Васильевич, великий русский писатель, прозаик, драматург, критик, историк, публицист. Родился 1 апреля 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.
Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» 1842 и комедии «Ревизор» 1836. Однако П.
Николаем его назвали в честь Святителя Николая. Согласно семейному преданию, он происходил из старинного казацкого рода и был потомком известного казака Остапа Гоголя, бывшего в конце 19 века гетманом Правобережной Украины. Детские годы Гоголь провёл в имении родителей Васильевке. Слайд 7 Описание слайда: Юность В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей для подготовки к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Также он участвует в спектаклях как художник-декоратор и как актёр, причём с особенным успехом исполняет комические роли. Слайд 8 Описание слайда: Санкт-Петербург Окончив гимназию в 1828г. Данилевским едет в Петербург. В конце 1829г. Ему удаётся определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Но служба его была настолько бессодержательна и монотонна, что стала ему невыносима. Литературное поприще стало единственной возможностью его самовыражения. Слайд 9 Описание слайда: Санкт-Петербург В начале 1830 года в «Отечественных записках» Свиньина был напечатан с правками редакции «Вечер накануне Ивана Купала»; в то же время 1829 были начаты и написаны «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь». В 1831и 1832 годах, выходят в свет «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота»; «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Осенью 1835 он принимается за написание «Ревизора».
Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности и время рождения с детства оказывали существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Биография домашнего мальчика, привыкшего к тепличным условиям, пошла по совершенно иному сценарию. Его уютное детство стремительно завершалось. В училище его приучили к очень жесткой дисциплине, однако особого рвения к наукам Николай так и не проявил. Первые же каникулы завершились страшной трагедией - от неведомой болезни скончался брат Иван. После его смерти все надежды родителей были возложены на Николая. Ему необходимо было получить лучшее образование, для чего его отправили учиться в Нежинскую классическую гимназию. Условия здесь были очень жесткими: детей поднимали ежедневно в 5. В оставшееся время ученикам полагалось учить уроки и прилежно молиться. Теперь личность и биография Гоголя стали интересны самым знаменитым в России людям. В 1836 году выходит знаменитая "петербургская повесть" писателя - "Нос". В этом чрезвычайно смелом для своего времени произведении высмеивается преклонение перед чином в его самых мелких и порой отвратительных проявлениях.