Новости предпосылки и причины образования ссср

Выпуски советских республик до образования СССР.

Вы точно человек?

Некоторые народы впервые получили письменность, которую разработали учёные. Началось активное развитие некоторых отсталых районов России: в Среднюю Азию, в Закавказские республики переводились фабрики, заводы, строились железные дороги, проводились линии электропередач, туда направлялись квалифицированные специалисты. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

История государства и права. Здесь проживало 185 наций и народностей по переписи населения 1926 г. Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические ответвления других этносов. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства.

Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый "снизу". С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальных движений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Соотношение центростремительных и центробежных тенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностью совместного "проживания" различных народов, наличием компактно заселенной территории, численностью наций, прочностью "сцепления" их связей, наличием или отсутствием в прошлом своей государственности, традициями, своеобразием уклада, национальным духом и т. В то же время вряд ли можно провести аналогию между Россией и существовавшими в прошлом колониальными империями и называть первую вслед за большевиками "тюрьмой народов". Отличия, характерные для России, бросаются в глаза - это целостность территории, полиэтнический характер ее заселения, мирная по преимуществу народная колонизация, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям, историческое родство и сходство судьбы отдельных народов. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку - необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения.

Политические предпосылки: единый характер политического строя диктатура пролетариата в форме республики Советов , сходные черты организации государственной власти и управления. Исторические предпосылки: общность исторических судеб народов многонационального государства, наличие многолетних экономических и культурных связей. Внешнеполитические предпосылки : Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения. Военно-политический союз советских республик сложился летом 1919 года. Военно-политическое единство советских республик сыграло большую роль в разгроме объединенных сил интервенции. Военно-экономический союз. В 1920-1921 гг.

В 1921 г. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. Дипломатический союз. Формы объединения республик и образование Союза ССР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. Сталин возглавлял комиссариат по делам национальностей и разработал план «автономизации», по которому независимые республики должны были войти в Российскую Федерацию на правах автономий.

К сталинскому проекту отрицательно отнеслись представители компартии Грузии, Украины. Ленин — председатель Совнаркома СССР — также осудил этот сталинский план и предложил, в свою очередь, план создания федеративного союза как добровольного и равноправного объединения республик. Союзные республики должны передать на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из состава Союза, но механизм осуществления этого права не описывался.

Создавалось три вида комиссариатов: 1. Союзные иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ. Унифицированные на союзном и республиканском уровне. Республиканские внутренняя политика, юриспруденция, народное образование. Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашался федеративный принцип устройства государства. Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти.

Со времени принятия Конституции 1924 г. В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. В 1936 г. В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г. Летом 1940 г. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик.

При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП б. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. К концу 30-х гг. Принято считать, что Союз образовался только благодаря Февральской и Октябрьской революции. Однако это не совсем верно, ведь и до этих исторических событий государства и территории, вошедшие в дальнейшем в состав СССР, не были изолированы друг от друга и развивались в примерно одинаковом направлении. Причины образования Союза можно разделить на несколько групп.

На протяжении столетий государства-члены СССР придерживались схожих традиций, кроме того, исторические корни у них были одинаковые. По крайней мере, общность культуры объединяла Россию, Украину и Белоруссию с одной стороны, и республики Закавказской Советской Социалистической Федерации с другой. Территориальные Близкое расположение будущих союзных республик способствовало объединению, ведь таким образом можно было стать одним государством, просто открыв границы, формально сохранив их. Таким образом, граждане нового государства могли свободно перемещаться на его территории, это облегчало и транспортировку товаров и сырья между республиками. Экономические При таком географическом расположении практически невозможно было не заключать торговых сделок и не создавать хозяйственных связей, а ведь экономический фундамент один из базовых элементов для создания сильного государства. Кроме того, в ходе революций и гражданской войны в России экономика оказалось подорванной, а совместными усилиями восстановить ее было проще. Политические Сближению и объединению способствовала также схожесть, сложившихся после Февральской и Октябрьской революций политических систем и партийное единство, ведь все национальные коммунистические партии, пришедшие к власти в республиках, входили в состав РКП.

Внешнеполитические Государства, где победила и пришла к власти коммунистическая партия, оказались перед необходимостью отстаивать свое право на независимость перед враждебно настроенными соседями, что для многих было бы не под силу в одиночку по причине незначительной территории, подорванной экономики и отсутствия сильной центральной власти. Кроме того, в сложившейся ситуации государствам был нужен авторитетный дипломатический представитель на международной арене. Объединение государств, таким образом, позволяло им решить самые важные на тот момент задачи и не пойти по пути постоянной насильственной смены власти. К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно- политический союз. Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие: российские управленческие структуры играли и роль общегосудраственных органах власти.

Республиканские компартии были включены в состав РКП на правах областных парт-организаций. Благодаря этому достигалось единство, но в то же время ограничивало их суверенитет. С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик углубилось политическое и экономическое сотрудничество. В 1920-22 все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Март 1919- Башкриская автономия. Июнь 1919- Белоруссия, Украина. В 1922 году высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости уточнения взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

В октябре- ноябре была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик. Причины образование СССР 1 необходимо было объединить экономичесике ресурсы республик для восттановления хозяйства 2 успешная внешнеполитическая деятельность. Предпосылка образования СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей. Исполнительная власть- СНК. У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями.

На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс. При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. Каковы предпосылки и причины образования СССР? Что стало причиной образования СССР. После свершения в 1917 году февральской и октябрьских революций - значительная часть бывшей Российской империи была оккупирована германскими войсками. Однако и на оккупированных территориях Украины, Беларусии существовали и действовали ячейки различных партий, в том числе и партии большевиков. Эти ячейки были достаточно хорошо структурированы и организованы.

Во многих местах они возглавили борьбу за власть. Однако в Царстве Польском - большевики проиграли. Польша стала самостоятельным и независимым государством, поддержанным Великобританией и США. Другие территории тоже объявили о своей независимости, но там где победили большевики, а это территории Беларуссии и Украины вопрос о союзе с большевистской России даже не ставился Война с Польшей, которую Советская Россия проиграла в 1921 году вопрос о формальном союзе поставила на повестку дня. Так как сами Украина и Беларуссия не могли победить Польшу, поддержанную Антантой, то и был подписан этот союзный договор, который и стал фундаментом СССР на долгие семьдесят лет. Вопрос об этнической общности тогда на повестку дня вообще не выносился - его стали муссировать значительно позднее, когда Москва начала заменять национальные кадры Советских республик. Причины необходимости образования СССР?

Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики. Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно.

Сталинский и Ленинский взгляды на СССР, в чем отличия Существовало 2 основных варианта создания СССР, которые отличались по характеру взаимодействия между советскими республиками и степенью их самостоятельности. Сталин — план автономизации: все республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономии; руководящие органы власти РСФСР признавались главными и для других союзных республик; полномочия руководства на местах значительно сокращались. Ленин — проект федерации: объединение должно произойти на условиях добровольности; соблюдение принципа равноправия республик; создание центральных органов власти при сохранении значительных полномочий на местах. Победила схема В. Вскоре во главе страны встал И. Сталин, и фактически СССР стал развиваться как унитарное государство.

Декларация и договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик была подписана 30 декабря 1922 года. Идея создания СССР появилась далеко не сразу. Сразу после Октябрьской революции, выступая перед съездом матросов Балтийского флота, Владимир Ленин заявил: «Нам не надо бояться распада России на отдельные республики. Для нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранился союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией». Из таких осколков предстояло собрать цельную картину. Сначала предполагалось оставить всю полноту власти на местах, Москве отводилась роль условного лидера с сугубо представительскими функциями — дипломатия, военная координация, посредничество в торговле. Понятно, что в республиках были категорически против. По совету Ленина, который в целом идеи Сталина разделял, самые острые углы пришлось сгладить.

Тайны СССР кто егосоздал кто уничтожил существует

Предпосылки и причины образования СССР После событий октября 1917 году к власти в России пришли большевики, политическая сила, своей целью считающая мировую пролетарскую революцию и создание коммунистического общества. Однако Ленин и его партия не скрывали того, что для дальнейшего продвижения коммунистических идей нужно как можно больше сохранить территории уже бывшей Российской империи. Это сложно было сделать, учитывая то, что продолжалась Первая мировая война, кроме того в Европе по ее окончанию образовывались государства, претендовавшие на земли Российской империи: Польша и Финляндия. На территории России оставалось сильное влияние белых. Большой проблемой большевиков было национальное движение в части регионов, например Кавказе, Украине, Беларуси. Так большевики пришли к выводу, что в этих регионах нужно продвигать свои коммунистические идеи, основываясь на местном национализме. Так в 1918 году возникли идеи отдельных советских республик. Если подвести короткий вывод, то можно выделить следующие причины подготовки проекта об объединении советских республик: 1. В 1921 году были разгромлены поляки и основные силы белых, в связи, с чем руководство перешло к обсуждению идей мирного реформирования того, что создали в годы гражданской войны. На бумаге независимость, а по факту подчиненность московским коммунистам.

Идея создания СССР появилась далеко не сразу. Сразу после Октябрьской революции, выступая перед съездом матросов Балтийского флота, Владимир Ленин заявил: «Нам не надо бояться распада России на отдельные республики. Для нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранился союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией». Из таких осколков предстояло собрать цельную картину. Сначала предполагалось оставить всю полноту власти на местах, Москве отводилась роль условного лидера с сугубо представительскими функциями — дипломатия, военная координация, посредничество в торговле. Понятно, что в республиках были категорически против. По совету Ленина, который в целом идеи Сталина разделял, самые острые углы пришлось сгладить. Компромисс — Союзное государство с сильным центром.

Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики. Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза федерации. Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных». Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства.

Нариманов, А. Значение образования СССР Было создано огромное государство, дающее безопасность существования и развития его народам. Дальнейшее развитие экономики, ликвидация последствий Гражданской войны, установление крепких экономических связей.

Образование СССР | Конспект

В 1936 г. В 1939 г. Румынией Бессарабия и Северная Буковина. Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик.

В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.

Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность.

Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.

На деле суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП б. Ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов.

Был поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму национально-языкового многообразия. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. При этом от борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но сам русский народ.

Административные тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. Одновременно Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти. Поделитесь ссылкой:.

Высшим органом власти по Конституции был съезд Советов Союза. Его выборы проходили на основе избирательного права с ограничительными цензами. Избирательного права были лишены представители бывших эксплуататорских классов, духовенство, бывшие царские офицеры. Местные Советы избирались непосредственно мужчинами и женщинами старше 18 лет. Национально-государственное строительство Создание СССР требовало активизации национально-государственного строительства. Уже в Договоре об образовании СССР происходило разграничение функций между республиканскими и центральными органами власти. В компетенции центральных союзных органов находились вопросы внешней политики и торговли, функционирования общесоюзных транспортных систем, связи, а также организация и контроль финансов и обороны.

Высшим органом государственной власти стал Всесоюзный съезд Советов. Важнейшее значение в процессе национально-государственного строительства имело принятие 31 января 1924 г. Конституции СССР. Конституция — нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой в государстве. В нём закреплены основы государственной политической, экономической и правовой систем, а также определён правовой статус государства и личности, круг их прав и обязанностей. Конституция закрепила разделение полномочий между общесоюзными и республиканскими органами. Он состоял из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей.

Во всех республиках остро чувствовалась необходимость более тесного объединения хозяйственной деятельности. В августе 1922 г. Украинский экономический совет постановил «экономическое районирование производить в контакте и сотрудничестве с Госпланом РСФСР». Центральный Комитет Российской Коммунистической партии в своем отчете за 1922 г. Объединение советских республик диктовалось также их международным положением и задачами укрепления обороноспособности. Советское правительство в своей внешней политике исходило из возможности мирного сосуществования советских республик с капиталистическими странами.

Победа над интервентами и белогвардейцами дала советскому народу мирную передышку. Однако агрессивные круги империалистических государств все еще надеялись реставрировать буржуазный строй в России, если не силой оружия, то при помощи подрывной деятельности, экономического и политического давления. Они также рассчитывали внести рознь в среду советских народов, противопоставить одни советские республики другим. В этих сложных условиях советские республики должны были соблюдать строгое единство действий на международной арене. В феврале 1922 г. В ноябре была сформирована объединенная российско-украинско-грузинская делегация для участия в Лозаннской конференции.

Усиливался контакт между наркоминделами советских республик, создавались единые дипломатические миссии за границей. Такое же объединение деятельности происходило в органах внешней торговли. Все советские республики выступали за скорейшее слияние вооруженных сил и военного руководства. Партийные и советские органы Украинской ССР несколько раз отмечали настоятельную необходимость этого. Аналогичные постановления были приняты Центральными Комитетами Коммунистических партий в Грузии и Армении. Таким образом, в 1922 г.

Однако было необходимо, чтобы эта идея овладела широкими народными массами.

Провозглашение создания союзного государства и особенности этого процесса Процесс подготовки официального провозглашения нового союзного государства был совершен по партийным каналам. Легитимность, законность, одобрение народа и подлинность этого процесса были обеспечены партийными структурами благодаря соответствующим органам. Постановление Комиссии Пленума ЦК РКП б от 21 ноября 1922 года содержало следующую информацию: «Предлагается ЦК компартиям независимых республик на предстоящих съездах Советов Украины, Белоруссии, Закавказья проведение Основ Конституции республиканского союза в качестве директивы для уполномоченных от этих республик делегаций в Москву на съезд Советов по заключению договора». Также в тексте предлагалось этим же национальным ЦК сделать так, чтобы все полномочные делегации снабдили мандатами для подписания Договора о Союзе Социалистических Советских республик. Как видно, центральными партийными органами большевиков было подготовлено всё для избегания любых неожиданностей. Замечание 4 На первый взгляд казалось, что советизация стран, совместно с подготовкой образования СССР позволяло решить любой вопрос. Однако, В. Лениным настойчиво указывалось то, что Армения, Грузия и Азербайджан должны войти в состав союзного государства в качестве закавказской федерации. За счет создания федеративного образования можно было решить массу проблем.

Прежде всего, оно способствовало объединению ресурсов всего Закавказья транспортные, природные и прочие для их использования в интересах целого государства. Центр хотел полностью взять под контроль ситуацию в стратегически значимом регионе, однако большевицкие национальные элиты зачастую обладали общим влиянием и принимали независимые решения. Необходимо было создавать национальные структуры для того, чтобы понижать статус, а также возможности национальных большевицких лидеров. Закавказскую федерацию создали накануне возникновения СССР. По докладу Сталина, Пленум КЦ 18 декабря 1922 года обсудил проект союзного договора, а также принял решение о его отверждении в советском порядке. Сталин с докладом об образовании союзного государства. Сталин предлагал утвердить Договор образования СССР, а также его Декларацию, тем самым открыв новую главу в истории развития человечества. Процесс создания нового союзного государства должен был ознаменовать окончательный разрыв с прошлым. Новое образованное государство было создано не как унитарное, а как союз отдельных национальных республик, что было закреплено в новом названии государства — Союз Советских Социалистических Республик СССР. Большевики, которые были верны лозунгу «права наций на самоопределение», в основу союзного государства заложили национальный принцип.

У республик были сохранены все атрибуты государственности — собственные совнаркомы, ЦИКи, наркоматы, ЦК национальных компартий и прочее. При этом, некоторая часть полномочий была передана центральным органам власти. Характерным является то, что на русских не распространялись требования национальной программы большевиков. В процессе подготовки образования СССР, а также в процессе его становления, проводились дискуссии о государственности русских. Мнения большевицких лидеров были противоречивыми. С одной стороны, некоторые из них выступали за право наций на самостоятельное самоопределение, но с другой — они хотели образовать большие государства с сохранением интересов классовой борьбы рабочих, а также благодаря переходу к социализму. В практической реализации это порождало определенную двойственность. Двойственность проявлялась в признании права на существование национальных республик Белорусской, Украинской и прочих с одной стороны, и создание РСФСР, Закавказской Федерации несмотря на то, что Грузия этому упорно сопротивлялась с другой. Данные противоречия, несмотря ни на что, обусловили гибкость в вопросе национальности, однако интересы русских, как отдельного народа, никогда не принимались в расчет.

Предпосылки образования СССР

Как известно Советский Союз или иначе СССР был образован в самом конце (канун Нового года) 1922. Что стало причиной образования СССР. Исторические предпосылки. Выделяют несколько предпосылок образования СССР: Большевики стремились укрепить свою власть на большей территории. Основные причины образования СССР. 2) Назовите предпосылки образования СССР.

Национально-государственное строительство

  • Причины образования СССР
  • Причины и предпосылки образования СССР by maks12345 maks12345 on Prezi
  • Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство
  • Образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

Образование СССР 30 декабря 1922 г. (кратко)

История России. Позиции Ленина и Сталина по вопросу образования СССР различались в следующем: Ленин поддерживал принцип равноправия советских республик и признавал право свободного выхода из союза. 2) Причины и предпосылки образования СССР. Предпосылки и причины образования Союза Советских Социалистических Республик. Советская власть укреплялась. На этой основе расширялись взаимные политические и экономические связи независимых советских республик. Предпосылки образования СССР. Новости Новости Новости.

Образование СССР: причины, альтернативные проекты, форма государственного устройства

Можно смело говорить о том, что именно данный военно-политический союз сыграл важнейшую роль в разгроме сил интервенции, что увеличило и уровень доверия республик к бывшей империи, и их уверенность в данном союзе. Активно создавались планы по электрификации России, рассчитанные на новое, более крупное государство. В любых документах говорилось уже не только о России, как об отдельном государстве, но и обо всех союзниках. Тем самым центральные партии старались добиться большего доверия и усилить свое влияние на республики. В августе 1921 года возник Федеральный комитет по земельным делам. Его ролью было развитие сельского хозяйства по всей стране.

Республики же стремились к созданию своих суверенных государств, независимых национальных республик, но это рассматривалось как шаг на пути к объединению. После завершения войны, малые народы, проживающие на небольших территориях, смогли получить автономию в составе РСФСР. Автономия была двух уровней: республиканского и областного. В итоге было признано 11 автономий таких, как Турецкая и Татарская, например и 10 республик Адыгейская и другие. Помимо этого, были созданы две трудовые коммуны — Карельская и Поволжская.

Их зависимость от главенствующей партии была более выражена, т. До 1921 года завершилась советизация национальных окраин. Вместо договора о военно-политическом союзе, с Украиной и некоторыми другими странами были подписаны военно-экономические. Также партии республик входили в состав РКП б — это обуславливало подчинение руководства республик центру.

В дальнейшем положение до 1935 года только ухудшалось [35]. ГПУ отмечало в рабочей среде острое недовольство [36]. Основные статьи: Коллективизация , Раскулачивание и Голод в СССР 1932—1933 В этой статье недостаточно критики, так как необходимо освещение с различных точек зрения. С начала 1930-х проводилась коллективизация сельского хозяйства — объединение всех крестьянских хозяйств в централизованные колхозы.

Кроме того, согласно господствующим тогда экономическим воззрениям, крупные колхозы могли работать более эффективно благодаря применению техники и разделению труда. Коллективизация явилась катастрофой для сельского хозяйства: по официальным данным, валовые сборы зерна снизились с 733,3 млн ц в 1928 г. После срыва заготовок хлеба в 1927 году, когда пришлось пойти на чрезвычайные меры твёрдые цены, закрытие рынков и даже репрессии , и ещё более катастрофической кампании хлебозаготовок 1928—1929 гг. Карточки на хлеб, крупы и макароны были отменены с 1 января 1935 года, а на остальные в том числе непродовольственные товары с 1 января 1936. Это сопровождалось повышением зарплат в промышленном секторе и ещё большим повышением государственных пайковых цен на все виды товаров. Однако этот рост был наибольшим среди группы партийной и рабочей элиты и совершенно не коснулся подавляющего большинства сельского населения, или более половины населения страны [31]. К концу 1930-х гг. Стало устойчиво расти сельскохозяйственное производство.

Повышалась производительность труда благодаря электрификации и механизации так, в 1940 году в СССР работало 182 тысячи зерновых комбайнов. Рост производительности труда в сельском хозяйстве высвободил 18,5 млн человек, которые стали промышленными и строительными рабочими [37]. Историк С. Нефёдов отмечает, что политика коллективизации во многом предопределила успех индустриального развития страны, а соответственно и победу СССР в Великой Отечественной войне [38]. Основные статьи: Политические репрессии 1920-х годов в СССР , Сталинские репрессии и Большой террор В этой статье недостаточно критики, так как необходимо освещение с различных точек зрения. В 1920-е годы продолжались политические репрессии против эсеров и меньшевиков, которые не отказывались от своих убеждений. После 1922 года политика властей по отношению к общественным объединениям, имевшим не вполне большевистский характер, стала более жёсткой. Так, в 1922 году после высылки ряда деятелей науки, медицины и литературы , была закрыта созданная в 1918 году в Москве Вольная Академия Духовной Культуры, членами которой были известные критики и философы Г.

Шпет , М. Гершензон , Н. Бердяев , Б. Вышеславцев и Ф. В июне 1923 года ликвидированы Московское археологическое общество и его комиссии, кроме Комиссии по изучению старой Москвы. В сентябре 1924 года была закрыта близкая московской академии петербургская Вольная философская ассоциация , организованная в 1919 году А. Белым и Р. В 1925 году закрыты объединение нудистов « Долой стыд!

В 1926 году закрыли «Союз корейцев».

Лениным была выдвинута и обоснована идея создания союза республик Азии и Европы — Союза Советских Социалистических Республик. Систему функционирования федерации он осмыслял в качестве длительного этапа устранения всех противоречий в сфере национальной жизни, включая область государственных отношений. Федерация виделась ему в качестве длинного, но временного и вынужденного исторического этапа. Еще в 1920-м году он говорил о том, что федеративное объединение являются формой перехода к полному единству. Замечание 2 Следовательно, можно говорить о том, что принципиальных разногласий в вопросах достижения конечных целей между И. Сталиным и В.

Лениным не было. Разногласия возникали в вопросах тактики и методов объединения. Выразив формальное согласие с предложением Ленина, И. Сталин высказал мысль о том, что в этой связи возникает большое количество проблем, так как это вынудить создавать не только общефедеральные отдельные органы управления и власти, но также и отдельно русские, что станет причиной стирания грани между автономными и федеративными республиками. Он настаивал на том, что план Ленина приведет к принципиальной перестройке государственного аппарата, что совсем не является необходимым. Сталин настаивал на том, что автономия не предполагает независимости и не предполагает вероятности отделения, поскольку требование прав на отделение должно исключаться во всех случаях. Согласно позиции И.

Сталина, федерализм является переходной ступенью от независимости к империалистическому унитаризму. Вместе с тем, так как в России все процессы протекают «в обратном порядке», то есть от принудительного царского унитаризма, то его следует заменить на добровольный федерализм, как переходную ступень к дальнейшему социалистическому унитаризму. Замечание 3 Понимая факт того, что ЦК обязательно поддержит В. Ленина, И. Сталин официально не настаивал на собственной позиции. В рамках развернувшейся полемики В. Ленина и И.

Сталина по вопросу системы объединения советских стран, формально выиграла позиция Ленина о федеративном устройстве союза. Доработанный проект системы предстоящего объединения окончательно был утвержден в ходе Пленума ЦК РКП б 6 октября 1922 года. Каждой республике были гарантированы равные права внутри Союза Советских Социалистических республик, а также теоретически предоставлялось право на свободный выход из этого Союза. Проект создания единого союзного государства, который был разработан в Москве, был принят всеми национальными компартиями. Провозглашение создания союзного государства и особенности этого процесса Процесс подготовки официального провозглашения нового союзного государства был совершен по партийным каналам. Легитимность, законность, одобрение народа и подлинность этого процесса были обеспечены партийными структурами благодаря соответствующим органам. Постановление Комиссии Пленума ЦК РКП б от 21 ноября 1922 года содержало следующую информацию: «Предлагается ЦК компартиям независимых республик на предстоящих съездах Советов Украины, Белоруссии, Закавказья проведение Основ Конституции республиканского союза в качестве директивы для уполномоченных от этих республик делегаций в Москву на съезд Советов по заключению договора».

Также в тексте предлагалось этим же национальным ЦК сделать так, чтобы все полномочные делегации снабдили мандатами для подписания Договора о Союзе Социалистических Советских республик.

Авторитет вождя мирового пролетариата, несмотря на его обострившуюся болезнь, оставался непререкаем. Новое союзное государство послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику», — говорилось в первой советской Конституции, принятой 31 января 1924 года. При этом было чётко определено, какому из объектов, например, положено иметь свой университет, а какому нет. Народы Абхазии и Южной Осетии не хотели быть в составе Грузии. Отдельные области, где проживало по большей части таджикское население, вошли в состав Узбекистана, а Нагорный Карабах с преимущественно армянским населением — в состав Азербайджана.

Во времена СССР каждое проявление недовольства сурово наказывалось. Когда же к власти пришёл Горбачёв и началась перестройка, эта мина замедленного действия сработала», — пояснил Орлов. Также по теме Где закончился Советский Союз: 25 лет Беловежским соглашениям 8 декабря 1991 года неподалёку от белорусско-польской границы, в Беловежской Пуще, главы России, Украины и Белоруссии поставили точку... Молодое государство власти наделили наднациональным характером, чтобы в перспективе в его состав можно было принять любые республики, разделяющие социалистические идеи. Ленин даже отошел от первоначального названия государства «Союз Советских Республик Европы и Азии», не ограничиваясь какой-либо географической привязкой. Более того, принятый СССР герб — единственный в мире, на котором изображён весь земной шар, но никак не обозначены границы государства.

Образование СССР | теория по истории 🏺 СССР в 1922-1991 гг.

Созданию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) способствовал ряд факторов. Советский Союз просуществовал без малого 70 лет и прекратил существование в декабре 1991 года. Факты о создании и распаде страны, которой больше нет на карте – в материале «Башинформа». Начало создания Союза Советских Социалистических Республик. Провозглашение создания союзного государства и особенности этого процесса. Основные причины образования СССР. К основным причинам образования Советского Социалистического Союза Республик необходимо относить следующие.

1. Предпосылки образования СССР

Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП б всего лишь как областные партийные организации. Возникновение и нарастание конфронтации. Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления. Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали.

Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей. Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП б рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. Комиссия поручила И. Сталину разработать проект «автономизации» республик. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение.

Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП б если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь. Создание В. Лениным концепции государства на основе Федерации.

Историческая традиция веками входили в единое государство — Российскую империю , сохранялась структура экономических связей, единая транспортная сеть, всероссийский рынок 2. Сходство политических систем, возникших после Октября 1917г советские республики, государственная 3. Партийное единство стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП б 4.

В мире осталось множество заложенных большевиками до сих пор не урегулированных территориальных конфликтов — это Нагорный Карабах, Ферганская долина, Приднестровье и прочие. Разрушались традиционные ценности, были гонения на религию, преследования по религиозным мотивам, это было трагедией. Запрещались целые пласты литературы, российского и мирового культурного наследия. Дети и взрослые были отрезаны от своих духовных и культурных корней», — подчеркнул Константин Долгов. Он добавил, что задача стояли — управлять и не дать объединиться на антибольшевистской основе. Поэтому сначала общество разъединяли, а потом объединяли искусственным образом — например, патриотизм заменили интернационализмом. Кроме того, был нанесен большой урон институту семьи, который мы преодолеваем до сих пор — в России сегодня очень много разводов. Также существует мнение, что большевики дискредитировали проект построения социалистического государства на десятилетия вперед. По этой причине необдуманная внутренняя и внешняя политика могла отвернуть от СССР крупных союзников и сторонников — страны восточной Европы навсегда отказались от построения социализма и вместе с этим от дружбы с Россией. Как только распался Союз, ушли военно-идеологические скрепы, вся конструкция распалась мгновенно. Крепких основ Союза не было, и в этом смысле искусственное деление мира, а сама социализма идея была дискредитирована как в национальном, так и в народном плане», — согласился Долгов.

Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом. Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики. Определенные успехи были достигнуты и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь пока не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно это требование. Наконец, перехода к новым формам отношений требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма. Сама природа Советской власти, интернациональной по своей сущности, объективно сплачивала народы, но несовершенство форм отношений между республиками, сложившихся к 1922 г. Нужно было переходить к новой, более совершенной форме государственного единства Советской страны. Источники: www. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской. От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП б всего лишь как областные партийные организации. Возникновение и нарастание конфронтации Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления. Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП б рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. Комиссия поручила И. Сталину разработать проект «автономизации» республик. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП б если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь. Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи. Усиление сепаратизма. Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе. Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Комиссия стала на сторону Г. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца. Официально дата образования СССР — это 30 декабря 1922 года. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны. Всё остальное принадлежало к сфере управления республик. Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. Петровский, Н. Нариманов, А. Значение образования СССР Финансовое и экономическое развитие Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства. Социальное и культурное значение Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу. Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов. Положительные и негативные стороны вопроса Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. Сталин на закате 30-х годов. Оформление советской политической системы в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба. Рост личной власти Сталина. С окончанием ГВ противоречия в политической жизни страны не ослабились. Налаживание мирной жизни многие участники политического процесса, как в рядах правящей партии, так и за её пределами представляли по-разному. В РКП б эти различия наглядно проявлялись в дискуссии о профсоюзах. Сторонники «демократического централизма» Сапронов, Осинский считали предстоящий период развернутого хозяйственного строительства немыслимым без коллегиального управления промышленными предприятиями, невмешательства партии в работу Советов, свободу создания групп и фракций в самой партии. Лидеры «рабочей оппозиции» Шляпников, Коллонтай , пропагандировавшие сходные анархо-синдикалистские идеи, требовали невмешательства ЦК РКП б в работу советских и профсоюзных органов, полного отказа от назначений работников на эти должности. Противоположную позицию в этом вопросе занял Троцкий. Он и его сторонники основной целью Советской власти полагали подготовку к «революционной войне», всемерное подталкивание мировой революции. И предлагали превратить страну в военный лагерь, милитаризовать её, резко ограничить демократизм, «держать в узде» многомиллионное крестьянство, которое, по теории перманентной революции, является враждебной социализму силой. Предлагалось «перетряхнуть», слить с хозяйственными органами, фактически превратить в придаток государства и профсоюзы, а военизированные методы внести в практику работы других общественных организаций. В начале 1921 г т. Ленина, Сталина, Зиновьева, Каменева — профсоюзы являются «школой коммунизма». Главные методы работы — убеждение, задача: мобилизация трудящихся на восстановление промышленности. Победил Ленин, победа далась нелегко. Невыполнение этого влекло «безусловное и немедленное исключение из партии». Резолюция была направлена г. На мартовском пленуме 1921 г ленинцы значительно укрепили свои позиции, численность ЦК увеличилась с 19 да 25. Членом Политбюро назначен Зиновьев вместо Крестинского, новым кандидатом в члены Политбюро стал Молотов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий